Научная статья на тему 'СМЫСЛ ЖИЗНИ И СУДЬБА ВИЛЕНА ЭММАНУИЛОВИЧА ЧУДНО ВСКОГО (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

СМЫСЛ ЖИЗНИ И СУДЬБА ВИЛЕНА ЭММАНУИЛОВИЧА ЧУДНО ВСКОГО (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Э. Чудновский / актуальность / личность / направленность / нравственная устойчивость / смысл жизни / структура / V.E. Chudnovsky / relevance / personality / orientation / moral stability / meaning of life / structure

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Наталия Львовна

Цель. Представить основные вехи биографии профессора В.Э. Чудновского – создателя оригинальной психологической концепции нравственной устойчивости личности и основателя симпозиумов по проблемам психологии смысла жизни в Психологическом институте РАО, где он проработал более 50 лет. Процедура и методы. На основе анализа публикаций В.Э. Чудновского и интервью с ним показана возрастающая актуальность проблемы смысла жизни. Результаты. Анализ проведённых исследований подтвердил выявленную им многоаспектность и сложность структуры данного феномена, связь смысла жизни с другими личностными образованиями и «коэффициент» его полезного действия. Теоретическая и/или практическая значимость. Подчёркнута адресность многих книг Чудновского учителям и педагогам вузов, а также ученикам школ и студентам – будущим педагогам в плане осознания целенаправленной смысложизненной ориентации и становления нравственной устойчивости личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING OF LIFE AND DESTINY VILENA EMMANUILOVICH CHUDNOVSKY (TO THE 100TH ANNIVERSARY OF BIRTH)

Aim. The main milestones in the biography of Professor V.E. Chudnovsky, the creator of the original psychological concept of moral stability of the individual and the founder of symposiums on the problems of the psychology of the meaning of life at the Psychological Institute of the Russian Academy of Education, where he worked for more than 50 years, are presented. Methodology. Based on an analysis of publications by V.E. Chudnovsky and the interview show the growing relevance of the problem of the meaning of life. Results. The analysis of the research conducted confirmed the multidimensionality and complexity of the structure of this phenomenon that he identified, the connection between the meaning of life and other personal formations and the “coefficient” of its beneficial effect. Theoretical and/or practical significance. The focus of many of Chudnovsky’s books on teachers and university professors, as well as schoolchildren and students future teachers in terms of awareness of purposeful life orientation and the formation of moral stability of the individual is emphasized.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛ ЖИЗНИ И СУДЬБА ВИЛЕНА ЭММАНУИЛОВИЧА ЧУДНО ВСКОГО (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

тема номера:

УДК 159 . 99

DOI: 10.18384/2949-5105-2024-2-10-21

смысл жизни и судьба вилена эммануиловича чудновского (к 100-летию со дня рождения)

Карпова Н. Л.

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Представить основные вехи биографии профессора В. Э. Чудновского - создателя оригинальной психологической концепции нравственной устойчивости личности и основателя симпозиумов по проблемам психологии смысла жизни в Психологическом институте РАО, где он проработал более 50 лет.

Процедура и методы. На основе анализа публикаций В. Э. Чудновского и интервью с ним показана возрастающая актуальность проблемы смысла жизни. Результаты. Анализ проведённых исследований подтвердил выявленную им много-аспектность и сложность структуры данного феномена, связь смысла жизни с другими личностными образованиями и «коэффициент» его полезного действия. Теоретическая и/или практическая значимость. Подчёркнута адресность многих книг Чудновского учителям и педагогам вузов, а также ученикам школ и студентам - будущим педагогам в плане осознания целенаправленной смысложизненной ориентации и становления нравственной устойчивости личности.

Ключевые слова: В. Э. Чудновский, актуальность, личность, направленность, нравственная устойчивость, смысл жизни, структура

MEANING OF LIFE AND DESTINY VILENA EMMANuILOVICH CHuDNOVSKY (TO THE 100TH ANNIVERSARY OF BIRTH)

N. Karpova

Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research ul. Mokhovaya, 9, building 4, Moscow, 125009, Russian Federation

Abstract

Aim. The main milestones in the biography of Professor V. E. Chudnovsky, the creator of the original psychological concept of moral stability of the individual and the founder of symposi-

© CC BY Карпова Н. Л. , 2024.

vjv

ums on the problems of the psychology of the meaning of life at the Psychological Institute of the Russian Academy of Education, where he worked for more than 50 years, are presented. Methodology. Based on an analysis of publications by V. E. Chudnovsky and the interview show the growing relevance of the problem of the meaning of life. Results. The analysis of the research conducted confirmed the multidimensional^ and complexity of the structure of this phenomenon that he identified, the connection between the meaning of life and other personal formations and the "coefficient" of its beneficial effect.

Theoretical and/or practical significance. The focus of many of Chudnovsky's books on teachers and university professors, as well as schoolchildren and students - future teachers in terms of awareness of purposeful life orientation and the formation of moral stability of the individual is emphasized.

Keywords. V. E. Chudnovsky, relevance, personality, orientation, moral stability, meaning of life, structure

Введение

24 сентября 2024 г. исполняется 100 лет со дня рождения академика Международной педагогической академии, доктора психологических наук, профессора Вилена Эммануиловича Чудновского - создателя оригинальной психологической концепции нравственной устойчивости личности, автора многочисленных работ по проблемам психологии личности, психологии воспитания и развития способностей и главное - одного из вдохновителей отечественных исследований конца ХХ - начала XXI вв . по психологии смысла жизни и в течение почти 20 лет руководителя симпозиумов в Психологическом институте РАО по данной проблематике .

Есть люди, вся жизнь которых чётко определена их взглядами, убеждениями, отношениями, поступками и делами . Именно такое впечатление осталось у меня от встречи и почти 20-летней совместной работы с профессором В . Э . Чудновским в Психологическом институте РАО, когда он перешёл в 1996 г. по приглашению академика А . А. Бодалева в нашу научно-исследовательскую группу «Психология общения и реабилитации личности» .

Но до этого Вилен Эммануилович уже больше 30 лет был научным сотрудником Психологического института (до 1992 г., до возвращения исторического имени Институт после ряда переименований назывался «Научно-исследовательским институтом общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР» (НИИ ОПП АПН СССР)) . В Институт он был принят в 1964 г. после защиты под руководством Н . С. Лейтеса кандидатской диссертации «Соотношение возрастных и типологических особенностей у дошкольников» (1963), а прежде 15 лет преподавал в Ташкентском педагогическом институте, исторический факультет которого окончил в 1949 г.

Психологический институт в научной биографии В. Э. Чудновского

Как сказал Вилен Эммануилович в одном из интервью, всю свою жизнь он делил на две половины: ДО встречи с Натаном Семёновичем Лейтесом в 1961 г. и ПОСЛЕ [3, с. 29]. Все, кто близко знал обоих замечательных учёных, были свидетелями полувековой трогательно-уважительной

дружбы Учителя и Ученика, которые всегда обращались друг другу только по имени-отчеству и на Вы . О своём Учителе Чудновский говорил: «Натан Семёнович был учёным высочайшей квалификации, тонким психологом, обладавшим большой интеллектуальной зоркостью; он умел интуитивно определять главную "изюминку" проблемы и наиболее рациональное направление её исследования Он был замечательным научным руководителем . В его отношениях с аспирантами сочетались дружеская поддержка, почти отеческая забота и высокая требовательность» [3, с . 29]. Заметим, что сам Вилен Эммануилович также обладал всеми перечисленными качествами учёного и научного руководителя - под его руководством защищено 20 кандидатских диссертаций, он помогал в подготовке докторских целому ряду психологов, в том числе и мне, за что ему великая благодарность

Встреча с Н . С . Лейтесом, предопределившая для В Э Чудновского судьбу на последующие 50 лет, положила начало и его сотрудничества с Психологическим институтом, которому Чудновский в 2012 г. также трогательно объяснился в любви накануне 100-летия со дня Торжественного открытия Института: «...Институт был храмом науки, которая была ведущей жизненной ценностью, а получение реальных, ощутимых результатов в избранной области исследования - одной из главных составляющих смысла жизни сотрудника института. В самые трудные времена помогал жить, работать, справляться с многочисленными проблемами замечательный коллектив "Планеты людей", которая называлась "Институт психологии", и

в которой ценились искренность, доброжелательность и готовность прийти на помощь, подставить плечо.» [3, с . 40].

Говоря о полувековой истории уникального Института, к которой сам был причастен, Вилен Эммануилович называл имена известных учёных и их труды: «Борис Михайлович Теплов... в "Уме полководца" сумел воссоздать не только адекватную и убедительную психологию великих полководцев прошлого, показать причины их побед и поражений. его работа долгое время была учебным пособием для будущих военачальников. Лидия Ильинична Божович, которая в 1966 г. в условиях авторитарного режима, идеологического давления, направленного на воспитание личности с психологией "винтика" государственной машины, -выступает на XVII Международном психологическом конгрессе с докладом "Устойчивость личности, прогресс и условия её формирования."» [3, с . 38].

Так же образно Чудновский перечислял важные события, которым был свидетелем: защита в присутствии иностранных корреспондентов и журналистов в переполненной Большой аудитории Психологического института кандидатской диссертации Ольги Ивановны Скороходовой - нашего первого слепоглухого учёного-исследователя «Она воспитывала нас самим фактом своей жизни и творчества» [3, с. 38]. А в 1996 г. снова в Большой аудитории при аншлаге состоялась защита уже докторской диссертации Александра Васильевича Суворова, который создал новую науку - «Совместную педагогику», одним из основных принципов которой стала разнообразная совместная деятель-

155Ы 2949-5113^

ность детей-инвалидов и здоровых [3, с . 40] (Здесь добавим, что в подготовке и кандидатской, и докторской диссертации А В Суворову активно помогал В . Э . Чудновский; как и в последующие годы, когда Суворов тоже стал сотрудником нашей научно-исследовательской группы в ПИ РАО )

Вилен Эммануилович вспоминает и об уникальных экспериментальных исследованиях, которые проводили сотрудники Психологического института: «Школа на Арбате... Полигон, где под руководством двух "генералов" Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича давыдова идёт грандиозный (без преувеличения) эксперимент. целью которого является коренное изменение направленности учебного процесса - от формальной трансляции знаний в головы учащихся к подлинному образованию и становлению личности.» [3 . с. 38]. «... Зрительный зал театра на Таганке Сотни людей заполнили его до отказа. аплодирующих со слезами восторга Юлии Борисовне Некрасовой», которая проводит сеанс «снятия заикания» с группой молодых людей, помогая им обрести свободную речь и тем самым - «новую перспективу и новый смысл жизни» [3, с 39]

С особым уважением В . Э . Чуднов-ский говорил об Анатолии Александровиче Смирнове, который в течение четверти века возглавлял Психологический институт и «в котором удивительно сочетались высочайшее чувство справедливости, директорская строгость и отеческая забота о каждом сотруднике На учёном совете, где подводились итоги исследовательской работы за год, директор выступал с докладом И каждый с трепетом ждал

| 2024 / № 2

оценки своего труда И каждый знал, что это будет справедливая оценка» [3, с 40] Символично, что завершил своё признание Психологическому институту в начале 2012 г. В . Э . Чудновский словами о том, что уже «17 лет в институте работает симпозиум по проблемам смысла жизни и акме, объединяющий людей, которые пытаются ответить на вопрос: зачем мы приходим в этот мир - чтобы сделать его лучше, осмысленней или своей индивидуальной судьбой увеличить бессмыслицу окружающей жизни?» [3, с 40] Отмечая, что симпозиум стал международным, опубликованы многие статьи и сборники материалов, учебное пособие «Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога» (2008), организована молодёжная секция, где выступают старшеклассники и студенты, Чудновский пишет: «Я благодарен Институту за этот поиск, который стал неотъемлемой частью моей (думаю и не только моей) биографии» [3, с . 40]. Через два года, накануне своего 90-летия, в интервью для журнала «Вопросы психологии» Вилен Эммануилович ещё раз подтвердил благодарность судьбе за то, что удалось организовать и сделать традиционной работу симпозиума, а также тот факт, что «симпозиум стал одним из механизмов "предопределённости судьбы" для многих людей, правда, прибавляющим забот, но делающим жизнь более целенаправленной, придающим ей дополнительный смысл и удовлетворение от создания того, что удалось продвинуться в чрезвычайной сложной и чрезвычайно значимой для каждого человека проблеме» [3, с 33] И жизнеутверждающим ориентиром для нас звучат сказанные им слова:

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

«Для меня симпозиум - точка опоры, задающая перспективу, помогающая выстоять на нелёгком завершающем участке жизненного пространства Очень благодарен моим коллегам, самоотверженный труд которых обеспечивает многолетнюю работу симпозиума» [3, с 33]

На вопрос о том, что побудило его заняться проблемой смысла жизни, В Э Чудновский назвал непосредственным толчком опубликованную в 1990 г. книгу Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» в переводе и редакции д А Леонтьева и Л . Я . Гозмана1, но главной причиной -интерес к проблеме отдалённой ориентации данная тема была центральной в его монографии «Нравственная устойчивость личности», опубликованной в 1981 г. , и естественным было желание «рассмотреть проблему смысла жизни как важнейшего психологического механизма отдалённой ориентации» [3, с . 33-34].

Актуальность и многозначность проблемы смысла жизни

Велика заслуга В Э Чудновского в том, что он сразу в начале 1990-х гг. обозначил актуальность проблемы смысла жизни в современном мире, подчеркнув, что с каждым шагом развития актуальность проблемы всё больше обостряется в виду неоднозначности, двойственности, амбивалентности развития человеческой цивилизации Это проявляется, с одной стороны, в появлении огромных достижений научно-технического прогрес-

1 Признан иностранным агентом / Внесён в перечень иностранных агентов Минюстом РФ; осуждён за распространение ложных сведений о Вооружённых силах РФ .

са, гигантского потока информации с помощью интернета, в достижении всё большего жизненного комфорта. С другой стороны, увеличиваются масштабы техногенных катастроф, растут межнациональные, межгосударственные, межблоковые конфликты, изощрённость которых состоит в том, что они подготавливаются и обслуживаются войнами информационными В Э Чудновский постоянно говорил о растущей власти над умами людей лживых СМИ, жонглирующих понятиями добра и зла и извращающих смысл событий, ярким примером чего стала Украина Он также подчёркивал, что особенность современного состояния проблемы смысла жизни в том, что «острие научно-технического прогресса всё больше оборачивается против человека», поскольку отношения сверхдержав могут выясняться с помощью ядерных боеголовок, которые могут уничтожить всё живое на Земле . При этом, ссылаясь на исследования академика Н Н Моисеева, В Э Чудновский повторял и его слова о том, что помимо ядерной войны к самоуничтожению человечество может привести «потеря устойчивой биосферы», и «без разумного управления своим могуществом человек не может выжить на Земле» [3, с. 16].

К разумному управлению своим могуществом, т е к возможности стать подлинным творцом исторического процесса и сохранить цивилизацию, в настоящее время человечество способно, только изменив свою сознательную деятельность в процессе поиска и обретения смысла жизни, поскольку именно этот феномен концентрирует в себе основную направленность внутренней активности человека . Естественно, что

155Ы 2949-5113^

для этого требуется пересмотр традиционных механизмов развития, формирования новых принципов жизни и направленность усилий на преобразование себя самого, поэтому изучение человека - актуальнейшая задача науки сегодняшнего дня во имя победы человечности, что не допускает лжи и сознательного искажения исторической правды Проблема смысла жизни в современном социуме как никогда актуальна, поскольку это проблема существования человечества [3, с. 17].

Безусловна заслуга В . Э .Чудновского и в определении чёткой позиции относительно идеологии . Отмечая положительные изменения в российском обществе в постсоветское время в плане демократизации и либерализации социальной жизни, многопартийности и наличия оппозиционных СмИ, он говорил о страшных потерях в плане воспитания подрастающего поколения и снижении жизнестойкости населения, что с необходимостью требует «свободы, подчинённой нравственности», поскольку с «отменой» государственной идеологии «мы несколько промахнулись мимо человека. Идеология -фактор сплочения общества, становления больших смыслов. Давно пора реабилитировать это понятие» [3, с . 23]. Показательным было разработанное им и представленное в 2006 г обращение XI научного симпозиума к общественным, политически организациям и всем гражданам России В данном обращении подчёркивалась сложность переживаемого исторического периода для человечества: оно подошло к роковой черте преобладания узко-эгоистической концепции «развития», которое понимается как безудержное увеличение потребления,

| 2024 / № 2

что увеличивает пропасть между богатством и нищетой для всё растущего числа людей, ведёт к крайним проявлениям эгоизма - узко-личностного, группового, национального - и росту организаций тотально-фашистского и сектантского типа Соответственно, «одной из наиболее значимых государственных идей должна быть идея духовно-нравственного воспитания человека» [3, с . 32]. Всё это представляет и сегодня, в 2024 г , опасность для жизни человеческой цивилизации, что усугубилось обострением главных политических и экономических противоречий ведущих мировых держав

И хотя на данное Обращение не было никакой реакции от Правительства России, Государственной думы, Совета Федераций, истинный Учёный В Э Чудновский продолжал работать над исследованием психологии феномена «смысл жизни» Призывая «не промахнуться мимо себя. в жизни, не пройти мимо действительно ценного, существенно обуславливающего жизнь» [3, с . 24], в целом ряде статей он дал глубокую и всестороннюю характеристику этого феномена Уже на первом симпозиуме 1995 г. после общественно-политических событий 1991 и 1993 гг., вызвавших у многих россиян идеологический и нравственный «слом», В . Э . Чудновский определил феномен «смысл жизни» не только как «особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, этапы становления и психологическую структуру», но и как «буферный» механизм, позволяющий человеку держаться и сохранять духовную стойкость даже в самых сложных жизненных обстоятельствах [5, с. 15-16].

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Глубокое и всестороннее исследование В Э Чудновским феномена смысла жизни (1993-2014) подтверждало глобальность и роль этого особого психического образования в жизни человека и структуре личности Он рассмотрел данный феномен с позиций «внешнего» и «внутреннего» и определил его как «буферный механизм», как «систему сдержек и противовесов», не допускающих непосредственного подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей и влечений [5], выделил и описал ряд фундаментальных характеристик феномена смысла жизни: «субстанциальность», поскольку может существенно влиять на жизнь человека и заключает в себе определённый энергетический потенциал; «амбивалентность», т к в зависимости от содержания может служить как позитивному, так и негативному формированию личности, выступая как потенциал нравственно-психологического развития личности Была представлена «полимотивированность» феномена как иерархия «больших» и «малых» смыслов, ярко представленная в возрастном и биологическом аспекте дана характеристика «интеграционного» аспекта смысла жизни, и показано, что он способствует преобразованию представлений субьекта о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую «линию жизни» и во многом определяет «судьбу»1 [4; 5; 6].

Разрабатывая в течение десяти лет «оптимальную модель» смысла жизни, В Э Чудновский пришёл к понятию «адекватного» и «оптимального»

1 Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба: книга для учителя . М. : Ось-89, 1997. 112 с .

смысла жизни и подчеркнул: чем больше человек познаёт себя, тем с большей отдачей и эффективностью он способен осуществлять смысл жизни и своё призвание [3, с. 134].

Адресовано педагогам школы и вуза

Особо подчеркнём, что все свои исследования в области психологии смысла жизни и судьбы человека В . Э . Чудновский адресовал прежде всего школьным учителям и педагогам вузов - людям, которые отвечают за мировоззрение и нравственную направленность подрастающего поколения и молодёжи Он писал, что вчерашний первоклассник - это завтрашний гражданин страны, поэтому с момента становления сознания у ребёнка надо развивать чувство ответственности и рефлексию своих поступков и обучать этой науке в педагогических вузах и училищах будущих учителей и воспитателей . Отмечая парадоксальность недостаточного осознания современным обществом факта, что будущее человека (и всего общества) существенно зависит от того вклада, который вносит в это будущее процесс образования, В . Э . Чудновский неоднократно повторял, что «развитие экономики, укрепление обороноспособности зависит прежде всего от человека, решающего эти задачи, от его личностной позиции, от того, каков смысл его жизни» [3, с . 25].

На примере интересного опыта работы одной из московских школ В Э Чудновский вместе с её директором Р М Бескиной показал процесс становления личности взрослеющего человека [1]. Благодарные выпускники и через 25 лет говорили, что школу, свой класс и своих учителей забыть

нельзя И психолог увидел причину такого отношения в том, что школа «учила и училась строить будущее, стремилась заложить личностный фундамент смысла жизни своих питомцев» [3, с 28] мы знаем немало хороших школ в москве и других городах, сохраняющих и сегодня лучшие традиции отечественной педагогики Так, учителя и выпускники Самарской школы № 22 рассказывают о творческом педагогическом коллективе и интересной школьной жизни, организованной под руководством замечательного директора В Д Островского, который раньше три года руководил одной из дружин Всероссийского детского лагеря «Орлёнок» [2] Примеры есть, но всё более возрастает значение адресованных учителям и ученикам книг, где В Э Чудновский был автором, соавтором и редактором: «Анатомия убеждения» (1993)1, - эта книга для старшеклассников вошла в число победителей конкурса по программе «Обновление гуманитарного образования в России» и была предложена в качестве экспериментального учебного пособия; «Нравственная устойчивость личности» (1981) [7]; «Смысл жизни и судьба: книга для учителя» (1997)2. Фундаментальная монография, вышедшая в серии «Психологи России», в которой В Э Чудновский обобщил свои многолетние (1961-2003) исследования по проблемам нравственной устойчивости личности и феномена смысла жизни, - «Становление лич-

1 Чудновский В . Э . , Звавич Л . И. Анатомия убеждения: логика, вера, конфликт, смысл жизни: книга для учащихся . М . : Интерпракс, 1993.96 с .

2 Чудновский В . Э . Смысл жизни и судьба:

книга для учителя . М. : Ось-89, 1997. 112 с .

ности и проблема смысла жизни: Избранные труды» (2006) [6] - также содержит большой раздел о результатах реализации данных исследований в педагогической деятельности учителя

Надо также отметить во многом итоговую коллективную работу под руководством В Э Чудновского его учеников и сотрудников-организаторов симпозиумов - опубликованное под его редакцией учебное пособие для студентов педагогических вузов «Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога» (2008)3 Несколько лет работы над этим учебником стали для каждого из нас - авторов (хотя некоторые были уже докторами наук) - новой большой научной школой: Вилен Эммануилович с каждым персонально и со всеми вместе вёл скрупулёзную работу по каждому разделу и по каждой фразе текста И было это настолько мудро и корректно, что хотелось ещё и ещё дорабатывать и совершенствовать представленный материал Единственное что удручает, - что из сегодняшних школьных и вузовских педагогов мало кто читает и использует все вышеназванные нужнейшие для воспитания подрастающего поколения книги и пособия, вышедшие небольшими тиражами при всех презентациях на симпозиумах

Коэффициент полезного действия феномена «смысл жизни»

В заключение обратимся к одной из фундаментальных работ В Э Чудновского, где он убедитель-

3 Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Э. Чудновского . М. ; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 532 с .

но показал действенность феномена смысла жизни, проведя анализ его «коэффициента» полезного действия [3, с 49] Не соглашаясь с В Франклом в том, что смысл жизни каждого человека существует объективно и задача состоит в том, чтобы его открыть, отыскать, Чудновский на основе эмпирических данных утверждает, что у человека есть «чувство смысла» -врождённое стремление к смыслу, и только неблагоприятные обстоятельства жизни и воспитания заглушают и сводят на нет это стремление, хотя есть свидетельства о том, что неблагоприятные обстоятельства могут быть «катализатором» поиска смысла жизни

Показывая связь феномена смысла жизни с другими личностными образованиями, Чудновский подчёркивает, что именно феномен смысла жизни -наиболее адекватное, наиболее концентрированное проявление личности, личностной позиции человека. Это подтверждает: а) сопоставление смысла жизни с проблемой самооценки (её адекватности) и уровнем притязаний личности, т е его соответствие, с одной стороны, наличным объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой стороны - индивидуальным возможностям человека; б) смысл жизни и проблема направленности личности, её смысложизненные ориентации во взаимосвязи мотивации поведения в актуальной ситуации с мотивами, ориентирующими на отдалённое будущее; в) структуры разных типов смысложизненных ориен-таций в соотношении с компонентами внутри иерархии и характером связи доминирующего и подчинённых ему мотивов, среди которых можно выделить «монолитно-деструктивную»,

где ведущий компонент иерархии становится самодовлеющим и как бы поглощает другие компоненты, упрощая структуру и делая её однонаправленной, что может оказывать деструктивное влияние на процесс становления личности Формированию такой структуры способствует тоталитарное устройство общества, в жизни которого существенную роль играет феномен единомыслия [7]

И это может в одних случаях деформировать восприятие и характер мыслительных процессов человека, а в других - когда определённая идея, господствующая в сознании отдельного человека, становится достоянием многих, она существенно увеличивает силу своего воздействия, определяя «действенно-конструктивный» тип смысла жизни Фундаментальным условием формирования действенного смысла жизни является «выстраивание» его на основе общечеловеческой нравственности

Завершая свой анализ,

В Э Чудновский пишет: «Есть достаточно оснований утверждать, что феномен совести - одна из психологических составляющих (может быть самая важная составляющая), задающая вектор, содержательную направленность процесса поиска и обретения смысла жизни, во многом обусловливающая, образно говоря, его "коэффициент полезного действия"» [3, с . 46].

Заключение

Подводя итог сказанному, отметим, что, прожив более 90 лет, всей своей жизнью и научно-педагогической деятельностью В Э Чудновский был примером воплощения нравственной устойчивости личности и в близкой, и

Vjsy

в отдалённой ориентации, о чём писал и что до конца жизни исследовал Он убедительно показал, что смысл жизни является личностным образованием, действенность которого особо проявляется при выстраивании его на основе общечеловеческой нравственности, и свою судьбу человек во многом осознанно определяет сам Работы Вилена Эммануиловича и вдохновлённый им 30 лет назад и продолжающийся симпозиум приобретают всё более важное звучание в наши дни, требующее от каждого человека определённости в жизненных смыслах и нравственной устойчивости В подтверждение добавим, что в своём выступлении на 16-м Санкт-Петербургском саммите психологов в 2022 г Д А Леонтьев, говоря о ресурсах жизнестойкости в сложных повседневных социальных условиях, также отметил важность осознания факта, что в жизни, во-первых, есть такой важный ресурс, как смысл, показывающий, как наша жизнь связана с жизнью других людей, с прошлым, будущим, настоящим, с миром в целом, со Вселенной Он привёл слова Виктора Франкла о том, что в концлагере большие шансы выжить имели не те, у кого были большие ресурсы здоровья, а те, кто имел смысловые ресурсы, кому было ради чего выживать Во-вторых, значим ресурс целенаправленности, потому что, если у человека есть своя цель, он плохо поддаётся любым воздействиям и манипуляции И в-третьих, - это энергетические ресурсы в самом себе, необходимая забота о себе, что позволяет выдержать и сохранить себя в сложной и неопределённой ситуации1

С 1980 г. и до последних дней В Э Чудновский был одним из авторитетнейших членов диссертационных советов Психологического института, затем - Московского областного педагогического института, Московского государственного областного университета, в котором он проработал более 35 лет Он был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946), «40 лет победы в ВОВ» (1985), «50 лет победы в ВОВ» (1995), «Ветеран труда», а также медалью К. Д . Ушинского (1999) . О силе примера личности Вилена Эммануиловича не раз писали и говорили его благодарные ученики и коллеги (см : «Психология смысла жизни: школа В . Э . Чудновского», 2021, Часть 2: Колллективный портрет В Э Чудновского) [3] Подтверждением действенности Школы В Э Чудновского является продолжающий ежегодно работать в Психологическом институте уже под руководством Т. А . Поповой и Г. А . Вайзер симпозиум «Психология смысла жизни и акме», на базе которого постоянно действуют молодёжная секция и образовательные программы по смысложизненной ориентации для школьников и волонтёров И главное -Вилен Эммануилович показал нам всем высокий смысложизненный ориентир, убедил в действенности феномена смысла жизни и задал критерий нравственной устойчивости личности, основанный на человечности

Статья поступила в редакцию 17.01.2024

1 Леонтьев Д . О жизни в ненастную погоду и ресурсах жизнестойкости // Психологическая газета: [сайт] [28.07.2022]. URL: https://psy. su/feed/10115 (дата обращения: 07.01.2024).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бескина Р. М. , Чудновский В . Э. Воспоминания о будущей школе: книга для учителя. М. : Просвещение, 1993. 223 с.

2. Карпова Н . Л. , Рыбакина Т. Н . Благодарной памяти учителей: к 100-летию А. А. Бодалева и 95-летию В. Д . Островского // Известия Российского авторского общества. 2023. № 3. С 225-234. DOI: 10. 51944/20738498_2023_4_225.

3. Психология смысла жизни: школа В . Э . Чудновского: коллективная монография / под ред . Т. А. Поповой, Н . Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В . Карпинского . М. : Смысл, 2021. 675 с.

4. Чудновский В . Э . Нравственная устойчивость личности (психологическое исследование). М . : Педагогика, 1981. 207 с.

5 . Чудновский В . Э . Смысл жизни как психологическая реальность // Психолого-

педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни: материалы I-II симпозиумов / под ред В Э Чудновского, А А Бодалева, Н Л Карпова М : Психологический институт РАО, 1997 С 14-22

6 Чудновский В Э Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды . М . : Издательство Московского психолого-социального института, 2006. 768 с. (Серия: Психологи России)

7 Чудновский В Э Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования // Психологический журнал . 2015 . Т. 36 . № 1. C. 5-15 .

REFERENCES

1. Beskina R. M. , Chudnovskij V. E. Vospominaniya o budushchej shkole: kniga dlya uchitelya [Memories of the future school: a book for teachers], Moscow, Prosveshchenie Publ. , 1993. 223 p .

2. Karpova N. L. , Rybakina T. N. [To the grateful memory of teachers: to the 100th anniversary of A. A. Bodalev and the 95th anniversary of V. D. Ostrovsky], In: Izvestiya Rossijskogo avtorskogo obshchestva [News of the Russian Authors' Society], 2023, no. 3, pp. 225-234. DOI: 10. 51944/20738498_2023_4_225.

3. Popova T. A. , Karpova N. L. , Vajzer G. A. , Karpinskii K. V. , eds. Psihologiya smysla zhizni: shkola V E. Chudnovskogo [Psychology of the meaning of life: the school of V. E . Chudnovsky], Moscow, Smysl Publ. , 2021. 675 p.

4. Chudnovskij V. E . Nravstvennaya ustojchivost' lichnosti (psihologicheskoe issledovanie) [Moral stability of the individual (psychological study)]. Moscow, Pedagogika Publ. , 1981. 207 p

5 . Chudnovskij V. E . [The meaning of life as a psychological reality]. In: Chudnovskii V. E . ,

Bodalev A . A. , Karpov N . L . , eds . Psihologo-pedagogicheskie i filosofskie aspekty problemy smysla zhizni: materialy I-II simpoziumov [Psychological, pedagogical and philosophical aspects of the problem of the meaning of life: materials of the I-II symposiums], Moscow, Psihological institute RAO Publ. , 1997, pp. 14-22.

6 . Chudnovskij V. E . Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni [Formation of persona-

lity and the problem of the meaning of life] Moscow, Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute, 2006 768 p 7. Chudnovskij V. E . [The meaning of life: some results and prospects of research]. In: Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 2015, vol. 36, no. 1, pp. 5-15 .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Карпова Наталия Львовна - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологического консультирования и психотерапии Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований; e-mail: nlkarpova@mail. ru; ORCID: 0000-0001-9964-7629

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Natalia L. Karpova - Dr. Sci . (Psychology), Prof. , Leading Researcher, Laboratory of Psychological Counseling and Psychotherapy, Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research;

e-mail: nlkarpova@mail. ru; ORCID: 0000-0001-9964-7629

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Карпова Н . Л . Смысл жизни и судьба Вилена Эммануиловича Чудновского (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки . 2024. № 2 . С . 10-21. DOI: 10.18384/2949-5105-2024-2-10-21

FOR CITATION

Karpova N . L . The meaning of life and the fate of Vilen Emmanuilovich Chudnovsky (on the 100th anniversary of his birth). In: Bulletin of Federal State University of Education. Series: Psychological Sciences, 2024, no. 2, рр . 10-21. DOI: 10.18384/2949-5105-2024-2-10-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.