Научная статья на тему 'Национальный регресс из-за нерешённости территориальной проблемы республики Ингушетия'

Национальный регресс из-за нерешённости территориальной проблемы республики Ингушетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ингушская автономия / углеводороды / инфраструктура / Пригородный район / депортация / реабилитация / территориальные и имущественные проблемы / принципы справедливости / маркетинг. / Ingush autonomy / hydrocarbons / infrastructure / Suburban area / deportation / rehabilitation / territorial and property issues / principles of equity / marketing
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный регресс из-за нерешённости территориальной проблемы республики Ингушетия»

Булгучев М.Х.1

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГРЕСС ИЗ-ЗА НЕРЕШЁННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Ключевые слова: ингушская автономия, углеводороды, инфраструктура, Пригородный район, депортация, реабилитация, территориальные и имущественные проблемы, принципы справедливости, маркетинг.

Keywords: Ingush autonomy, hydrocarbons, infrastructure, Suburban area, déportation, rehabilitation, territorial and property issues, principies of equity, marketing.

Республика Ингушетия (РИ) - один из субъектов Российской Федерации (РФ), образованный в нынешнем статусе Постановлением Верховного Совета страны от 4 июня 1992 года. Раньше её территория была в составе Чечено-Ингушской АССР (ЧИ АССР).

Для ингушского народа это было очередное судьбоносное решение, в который раз выстраданное с тех пор, как он оказался под покровительством Российской империи. В течение почти 250 лет автономию создавали и упраздняли не раз.

С признанием Ингушетии полноправным субъектом РФ в республике начались позитивные изменения. Несравненно вырос жизненный уровень населения, быстрыми темпами ширятся границы столицы г. Магаса. В Ингушетии сейчас возводятся объекты культуры и спорта, развивается производственная и социальная инфраструктура, ускорились кооперативные и интеграционные процессы как в стране, так и за рубежом. В научно-образовательном плане продвинулись Ингушский научно-исследовательский институт имени Чаха Ахриева и Ингушский государственный университет. Реализуемая в настоящее время Федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» (далее - Программа 10/16 - для краткости) имеет все основания для пролонгации (7). Но главный атрибут автономии - границы с прилегающими национально-территориальными образованиями - у республики нет. Центр разрушил их, выслав 23 февраля 1944 года весь ингушский народ как и некоторые другие малые этносы в Казахстан и среднюю Азию. А после возвращения (начало 1956 г.) и обретения автономии (1992) без объяснения причин не определил территорию, несмотря на столь длительный срок. Но ведь известно, что при классическом подходе для отнесения того или иного народа к нации используются четыре критерия: язык, культура, территория и экономика. В российском паспорте ингуш (ка) - де-юре национальность, а де-факто - народ.

Несмотря на столь быстро происходящие в республике перемены, Ингушетия по доходу на душу населения значительно отстает от предпоследнего по списку субъекта России. И это происходит при её богатых природных ресурсах, избытке незанятой экономически активной части населения (до 50% в зависимости от условий, складывающиеся в сельскохозяйственном году), при высоком предпринимательском темпераменте жителей республики. Из-за ущербной политики, проводившейся Советской властью, многие семьи и сейчас не только бедствуют, но и нищенствуют. По ветхости жилья Республика Ингушетия занимает первое место в стране, опередив даже такие сибирские регионы, где строят жилищные и производственные объекты для временно размещаемых трудовых ресурсов (геологи, нефтяники, газовики и пр.).

Современные аналитики связывают такое состояние республики с тремя причинами.

Во-первых, малоземелье - следствие депортации ингушей в 1944 году с отчуждением земель и другого имущества. По разным подсчётам за тринадцать лет ссылки погибло от одной трети до половины ингушей.

Во-вторых, нерешённость вопроса Пригородного района - самое крупное и плодородное муниципальное образование ингушей до высылки до сих пор находится в составе Северной Осетии. Ингуши более семидесяти лет вспоминают свои невинно понесённые жертвы, подсчитывая и не восполненный за столь длительный период экономический урон (за исключением 8000 рублей компенсации в конце 90-х годов на каждую высланную семью, имевшую тогда отдельный лицевой счёт в Сельсовете). За эту цену в то время можно было купить 2-3 барана (в зависимости от упитанности).

В-третьих, из-за несправедливой советской системы распределения природных, материальных и финансовых ресурсов в республике отсутствует перерабатывающая инфраструктура не только в нефтегазовой, но и в других отраслях экономики.

Сельскохозяйственные угодья Пригородного района за все эти годы используются неэффективно, так как самовольно заселившиеся там в ингушские дома осетинские семьи не спешат окультуривать аграрный сектор. Они находятся в постоянном ожидании, так как на Кавказе, как и во всём мире, чужое - неприкосновенно. Осетины, называя

1 Булгучев Мурат Хамзатович - д.э.н., профессор, декан экономического факультета Ингушского государственного университета, г. Назрань. E-mail: murat17092012@yandex.ru. Профессиональные интересы: экономика, малое предпринимательство, маркетинг.

себя «новыми хозяевами» движимого и недвижимого имущества ингушей, используют их земельные угодья, другое имущество для продажи втридорога потомкам тех же насильно выгнанных из своих домов граждан. А когда в районе ингушей накапливается «сверх нормы» (по соображениям местной власти), в лучшем случае издают и утверждают в Центре официальный документ, запрещающий прописываться ингушам в Пригородном районе, в худшем - организуют массовое насилие, как это было последний раз осенью 1992 года. Даже в настоящее время из населённых пунктов Пригородного района бесследно исчезают граждане Северной Осетии ингушской национальности. Например, 6 декабря 2012 года в с. п. Майский группой «неизвестных» лиц с применением насилия прямо у своих ворот был похищен тренер Бузуртанов Ахмед Васхаевич, возвращавшийся домой из клуба «Калой-Тим» г. Назрань. В апреле 2015 года в том же сельском поселении исчезли две молодые сестры Дзейговы. В период конфликта осенью 1992 года пропало почти 180 человек ингушской национальности, в основном престарелые люди, женщины и дети. Судьба всех тех пропавших до сих пор не известна ни их родственникам, ни друзьям, ни коллегам. Специально занимавшийся данной проблемой вице-премьер РФ Виктор Петрович Поляничко, который своими умелыми действиями и личным мужеством приостановил геноцид ингушей, вместе с офицерами Анатолием Корецким и Виктором Кравчуком 1 августа 1993 года был застрелен на территории с.п. Тарское Пригородного района «неизвестными» лицами, которых «ищут» по сей день. Ущемлённое и опасное для жизни и здоровья состояние ингушей сопряжено также с их бедностью, которая прогрессирует из года в год.

Оттягивание решения ингушского вопроса всё ещё продолжается, несмотря на то, что в начале 90-х годов на высшем уровне страны были приняты и действуют, по сей день, (на бумаге) законы «О реабилитации репрессивных народов», «Об образовании Ингушской Республики в составе России». В первом акте чётко предусмотрена и территориальная реабилитация репрессированных народов.

В современном обществе на наш взгляд абсолютно не приемлемо утверждение властей упомянутого соседнего субъекта «... о невозможности совместного проживания ингушей и осетин», а также ссылка официального Центра на отсутствие «механизма реализации названных законов». После Средневековья вряд ли что-то подобное происходило с населением какой-либо страны на европейском континенте, когда у законных хозяев государство насильно отбирало жильё, поголовно выселяло людей и отправляло их зимой в вагонах для перевозки скота туда, где они практически не могли приспособиться и выжить. Несмотря на то, что Центр, позже одумавшись, реабилитировал высланный народ, осетины не пускают ингушей не только в свои собственные дома, но даже и на территорию района. Грузины, русские, дагестанцы, а также представители других национальностей, занимавшие дома ингушей в период депортации, после их возвращения к своим очагам во всех районах Ингушетии освободили чужое жильё. Осетины же, чтобы не последовать их примеру, с 1956 года время от времени устраивают страшные провокации в отношении ингушей, проживающих в Пригородном районе. Никакие шаги в плане восстановления справедливости или элементарного здравого смысла в данном вопросе со стороны Центра не делаются, хотя Россия после развала Союза Советских Социалистических Республик (СССР) взяла на себя все его обязательства по демократизации общества, сама примкнула к дополнительным соглашениям, вступила в членство «восьмёрки» ведущих стран.

* * *

В Республике Ингушетия уже 100 лет (с 1915 г.) добываются углеводороды высшего качества (с попутным газом и парафином). В то же время в течение целого века она (будучи и в составе ЧИ АССР) постоянно считалась дотационной в пределах 80%, хотя в некоторые годы добыча нефти в Ингушетии (с населением около 200 тыс. чел.) составляла 1 млн. 350 тыс. тонн. Интересно кто и каким образом при таких показателях подсчитывает региональные бюджеты? А если к стоимости этих природных ресурсов добавить стоимость вывезенной из разных районов РИ высококачественной древесины, мрамора, доломита, горных руд и др.?

Таким образом, из-за выше обозначенных, а также других причин Республика Ингушетия по социально-экономическому уровню является самым отсталым субъектом России. И это в то время как «за истекшее столетие из недр Ингушетии выкачено 400 миллионов тонн высокооктановой нефти стоимостью 170 миллиардов долларов, десятки тысяч куб. м. буковой древесины для нужд оборонной промышленности, продукции сельского хозяйства и т.д.» [10]. Простой подсчёт показывает, что от стоимости отгруженной нефти на социально-экономическое развитие этой территории оставили лишь 0,07 процента. Отметим при этом, что Ингушетия и Чечня обладают в расчете на душу населения большим объемом топливных и других природных ресурсов, чем богатые углеводородами арабские страны. Их население, несмотря на столь богатое естественное состояние, до 80% находится за чертой бедности.

Парадоксален и тот факт, что по федеральному законодательству Республику Ингушетия относят к субъектам, нуждающимся в финансовых средствах, а некоторые соседние территориальные образования с высокой социально-экономической инфраструктурой, в которых отсутствуют полезные ископаемые, - к числу особо нуждающихся.

Отсутствие справедливой научно-обоснованной политики в регионах приводит к ослаблению устоев государства, к необходимости постоянного использования контрольных и карательных мер, к потребности увеличения числа чиновников, к привлечению к управлению народным хозяйством и социальной сферой в основном бывших сотрудников силовых структур, как это практиковалось в старину которые не умеют организовывать производство, а в структурах их прежней трудовой деятельности всегда наблюдалась необузданная коррупция.

Реформы реформами, но как заметил П.А. Столыпин: «В России любят затевать реформы только потому, что так легче скрыть неумение править» [11].

Непрофессионализм и чрезмерный политизированный субъективизм менеджеров как в Центре, так и на местах порождают в регионах множество экономических и социальных проблем, которые перерождаются со временем в политические. Например, затягивание решения национальной проблемы ингушей, связанной с их высылкой из обжитых

тысячелетиями мест в 1944 году, породило их повторный геноцид в том же Пригородном районе в 1992 году, в результате которого погибли и пропали без вести более тысячи человек.

Таким образом, Ингушетия в течение 70-и лет после той страшной депортации не может определиться со своим территориально-хозяйственным устройством, вернуться в собственные жилища, ухаживать за могилами предков.

По российскому законодательству изменение границ между субъектами одной страны должно происходить по соглашению сторон. Но здесь вопрос заключается в том, что ингушей выселяли не соседи. Всё происходило на основе решения Центра, который и должен был давно решить эту проблему, то есть тогда, когда убедился в безвинности сосланных им сотен тысяч людей, включая погибших от голода, холода и произвола властей. За перемещение из одного населённого пункта в другой без разрешения комендатуры, неважно на какое расстояние, ссыльный отправлялся в тюрьму сроком на 25 лет.

Проблема вновь созданного национально-территориального образования усугубляется к настоящему времени ещё и тем, что среди субъектов Российской Федерации, за исключением мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга, Республика Ингушетия по плотности населения занимает первое место - 123,1 чел. на 1 кв. км [7 с. 12].

Из-за нерешённости земельного вопроса Республика Ингушетия не может развивать и другую свою традиционную отрасль - сельское хозяйство. Она вынуждена ежегодно увеличивать закупки мяса, молока, муки, масла, сахара и иных продуктов питания в соседних регионах, вывозя туда огромную наличность. Для удовлетворения других потребностей у населения катастрофически не хватает денежных средств. Инвестиционная политика местного бомонда направлена на создание гостиниц, ресторанов и прочих торгово-закупочных и (или) увеселительных объектов, а малое предпринимательство остаётся на самом низком уровне в России. По этой причине почти фактически простаивают новые социально-культурные объекты: амфитеатр и др. В Республике Ингушетия самая высокая смертность младенцев.

Ускоренное развитие малых форм хозяйствования с упразднением института Государственных унитарных предприятий (колхозы и совхозы) с заменой их на крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), стимулируя частное предпринимательство, способствовало бы на наш взгляд решению целого ряда задач.

В современном мире принято, что государство обеспечивает своим субъектам безопасность и социальную поддержку населению. А на каком уровне экономического благополучия будет находиться тот или иной субъект, всецело зависит от последнего. Но при обязательном соблюдении объективных, основанных на экономических законах, взаимоотношениях Центра и региона.

Если в Республике Ингушетия к агропромышленному комплексу будут относиться так же, как к нефтяному, то её бюджет навечно останется дотационным, следовательно, социальный быт не получит никакого дальнейшего развития. Необходимо заметить, что сам термин «дотация» из-за несоблюдения экономических законов и договорных отношений между Центром и регионами превратился в политический фарс, что не соответствует рыночной системе хозяйствования. В таком случае не работают его механизмы и сегменты.

* * *

«Наши предки были достойными людьми своего времени и нам оставили о себе славную память, чтобы каждый из нас мог гордиться своим происхождением разумностью, трудолюбием и горячей любовью к жизни, отечеству, женщине. Для становления полноценной нацией они имели территорию, создавали и берегли наьна мотт1, развивали национальную экономику и, конечно, лелеяли ингушскую культуру, воспетую великими классиками» [1, с. 16].

Известны отношения к собственности у разных народов России в различные эпохи. Например, еще в 1892 году российский чиновник-кавказовед Г. Вертепов писал об ингушах: «С того момента, как горец расчистит и удобрит отведенный ему обществом клочок бесплодной земли под сенокос или пашню и начнёт его эксплуатировать, клочок этот становится его личной собственностью, и общество теряет на него свои права. Новые члены общества, приписавшиеся из других селений, не получают никакого земельного надела и приобретают его покупкой или же арендуют у тех, кто лично не ведёт земледельческого хозяйства» [4, с. 175].

Хозяйственной системы, получившей в России название «барщина», у вайнахов2 никогда не было. Такая система лишала товаропроизводителя любых возможностей для самостоятельного труда: основные средства производства в сельском хозяйстве - земля и произведённый продукт, за исключением необходимой её части для существования -принадлежали не ему. Она была ограниченной, замкнутой, имела слабую производственно-экономическую связь с окружающим миром, интеграционные связи не развивались. В целом для основной массы населения она культивировала бедность, которая испокон веков не приемлема для горца. Ингуши, например, при появлении малейших благоприятных на то условий быстро развивали национальные промыслы и ремёсла, были активными участниками обмена и торговли в период существования «Шёлкового пути». В их разговоре и сейчас можно услышать индийские слова, например, название штата Сикким, адресуемое тому, кого хотят послать подальше.

«Земледелие горных ингушей переживает в настоящее время интересный период перехода от общественного к подворному. С одной стороны, оно ещё сохраняет признаки исконного взгляда на землю как Божий дар, которым владеет тот, кто им пользуется и только до тех пор, пока пользуется. А с другой - выработало резко определённые черты землевладения, и относительно некоторых угодий уже существует взгляд, что земля, как и все остальные предметы

1 Наьна мотт (инг.) - родной язык (буквально матери язык).

2

Вайнахи - ингуши, чеченцы, кистинцы, бацбийцы. Первые два этноса проживает в России, другие - в Грузии. Часть из них после депортации в 1944 году осела в Казахстане и Средней Азии. Также со времён Кавказской войны проживают в странах Ближнего востока. В Западных странах оказались в конце XX века во время войны в Чеченской Республике.

домашнего обихода, составляет частную собственность отдельных лиц, которою распоряжаются по своему личному усмотрению» [4, с. 174].

Первая попытка изменить производственные отношения на селе в пользу собственника-производителя была предпринята в России в период Столыпинской аграрной реформы. Это была реформа крестьянского надельного землевладения. Разрушение общины и создание условий для частной крестьянской земельной собственности составляло её главное содержание. Проводимое в ходе реформы землеустройство было направлено на создание хуторов и отрубов [6, с. 216].

Правительство царской России своей экономической политикой обеспечивало условия - на основе массового создания хуторов и отрубов - для появления на селе крепкого крестьянина. «За 1907-1916 годы новое участковое землевладение составило на надельной земле 1317 тыс. хозяйств с 12 777 тыс. десятинами. На земле, купленной с помощью Крестьянского банка, - 339 тыс. хозяйств с 4137 тыс. десятинами. На казённых землях - 13 тыс. хозяйств с 224 тыс. десятинами. Всего - до 1670 тыс. хозяйств с 17 138 тыс. десятинами земли» [6, с. 217-219].

Вторая попытка в данном направлении была предпринята в России в период Новой экономической политики (НЭП). Несмотря на предшествовавший ему пятилетний период разрушений и жесткого администрирования всей экономической системы среднегодовой объём роста сельскохозяйственного производства в стране (СССР) составил 10%. Объём валовой продукции сельского хозяйства в 1921 г. не превышал 60% от уровня 1913 г. За семь лет НЭП она увеличилась более чем в два раза. То есть в 1928 г. ее объем уже составил 124 % по сравнению с 1913 г. [6, с. 45-49].

В 1929 году, И.В. Сталин в своей речи на пленуме ЦК и ЦКК ВКП (б) «О правом уклоне в ВКП (б)» отметил: «НЭП есть свобода частной торговли в известных пределах, известных рамках, при обеспечении регулирующей роли государства на рынке» [3, с. 40].

К тому времени практически шла работа по свёртыванию НЭП, хотя В.И. Ленин в своём докладе об отношении пролетариата к мелкой буржуазии отмечал, что оно должно быть, как к «доброму соседу, находящемуся под строгим контролем государственной власти» [там же]. Несоблюдение таких требований привело к тому, что с конца 20-х до начала 90-х годов история деревни представляет собой сплошную цепь мероприятий по её «раскрестьяниванию»: коллективизация, раскулачивание, регулирование трудовой самостоятельности крестьянства повинностями, налогами, контрактациями, мобилизациями, экономическая политика отчуждения от конечного результата труда и прочее.

Ретроспективные данные 60-80-х гг. свидетельствуют о том, что с помощью внедряемых в колхозах и совхозах различных внутрихозяйственных с коммунистической подоплёкой форм организации труда цель увеличения объёмов производства и повышения качества производимой продукции не достигалась. Например, за 1981-1989 годы, к моменту распада общественного уклада, российскую деревню покинуло более 4,5 млн. человек. К началу перестройки в колхозах и совхозах бывшего СССР насчитывалось 3 млн. управленческих работников, что превышало, например, общую численность занятых в сельском хозяйстве США. В 1986 году себе в убыток продали государству зерна 27 % совхозов (16% колхозов), картофеля - 52 (43), овощей - 53 (50), молока - 24 (18), шерсти - 60 (61), яиц - 58 (66), мяса КРС - 51 (46), свинину - 60 (68), мяса овец и коз - 58 (59), мяса птицы - 64% (73%). В РФ в 1976-1985 гг. планы закупок зерна ежегодно не выполняли более 50% колхозов и совхозов, подсолнечника - 78, сахарной свёклы - 63, картофеля - 70, овощей - 55 и птицы - 35 [8, с. 45-49].

На территории Пригородного района в годы депортации ингушей был создан совхоз им. Ленина, который под иной вывеской функционирует и в настоящее время. Со времени его существования население на его территории бедствует, а вернуть участки законным владельцам ингушской национальности не только запретили, но даже издали нормативный акт, запрещающий сельским администрациям прописывать там лиц этой национальности.

Нет желания у руководства Северной Осетии, вернув чужое, эффективно используя природные ресурсы, покончив с колхозно-совхозным укладом, развивая частное производство в агропромышленном комплексе, других отраслях экономики строить добрососедские отношения, в том числе и ради грядущих поколений.

В.Г. Цогоев отмечает: «Жители нашей республики инвестируют развитие растениеводства в Грузии, Азербайджане, Южной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане, в то время как в большинстве сёлах республики царит бедность. На рынках не только Владикавказа, но уже и ряда районных центров республики всё труднее, а то и невозможно, отыскать продукцию, выращенную и продаваемую уроженцами Северной Осетии. На рынках Владикавказа практически все торговцы - приезжие. В связи со всевозможными поборами на дорогах и не только, цены на продукцию растениеводства республики зачастую в несколько раз превышают аналогичные цены в сопредельных территориях. Колоссальное уменьшение поголовья скота произошло, в частности, из-за непродуманного «реформирования» колхозов и совхозов. Сопредельная Кабардино-Балкария (а торговые точки «Мясо из Кабарды» нынче разбросаны по всему Владикавказу и другим городам республики) сумела обеспечить крупное товарное производство молока, яиц и шерсти -важнейших видов продукции животноводства - в значительной мере благодаря сохранению крупных, эффективных сельскохозяйственных предприятий» [2, с. 14]. Тут автор на наш взгляд проявляет необъективность, так как Кабардино-Балкария среди субъектов Северного Кавказа - ныне Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) - активнее всех приступила к переводу общественных хозяйств на кооперативно-частную основу.

Здесь никак нельзя не заметить, что после возвращения балкарцев из депортации кабардинцы полностью вернули имущество репрессированных. Кроме того, официальными властями Кабардино-Балкарской Автономной Советской Социалистической Республики (КБ АССР) в составе РСФСР было принято решение не отпускать в течение нескольких лет кому-либо кроме балкарцев строительные материалы, в которых они нуждались для восстановления своего жилья. Благодаря такому истинно кавказскому, да и просто человеческому разумному подходу кабардинцев, эти два народа уже 70 лет проживают, как и раньше, в добрососедстве.

Отсутствие же местных торговцев на рынке связано с тем, что горцу непристойно заниматься розничной торговлей - эта деятельность не мотивирована у него. Если он будет работать в сфере торговли, то - только в оптовом сегменте. Даже женщина-горянка не желает работать в розничной торговле, в том числе и по реализации продукции, выращенной на собственном участке. Это особенности ингушского менталитета, хотя по мере технической модернизации время вносит свои коррективы.

Ни в Республике Ингушетия, ни в целом по Российской Федерации нет сейчас достаточного опыта управления рыночным производством. На низовых уровнях (региональном, муниципальном) это заставляет федеральные структуры искать новые методы мотивации предпринимателей. Потребуется немало времени для того, чтобы у людей вновь сформировались навыки свободного хозяйствования и преемственность поколений. Затянувшиеся разногласия между руководителями районного и регионального уровня по определению выбора форм собственности или форм хозяйствования, приводят к задержке в принятии важнейших экономических или социальных решений, как это наглядно видно на примере Пригородного района, Так, например, дороги в с.п. Чермен (до выселения ингушей Базоркино) и в прилегающих к нему населённых пунктах, например с.п. Майское, где более 90% населения составляют ингуши, десятилетиями не ремонтируются. В последнее время в это сельское поселение и со стороны Осетии, и со стороны Ингушетии можно проехать только на мощном тракторе на гусеничном ходу. Многие местные руководители не научились ещё понимать то, что от их решения зависит прогресс или регресс в благополучии многих семей и то, как развиваются сельские территории; их личный материальный достаток не зависит от компетентности в управлении социально-экономическим блоком.

В связи с углублением демократических процессов в России региональные экономики всё чаще интегрируются с зарубежными партнёрами. Ингушетии сейчас проще строить взаимовыгодные экономические отношения не только с соседней суверенной Грузией, но и с далёкими капиталистическими странами, чем с рядом находящейся Осетией. Специалисты Италии, например, несколько лет назад разбили на большой площади сельскохозяйственных угодий Сунженского района Ингушетии садоводческие плантации.

Рассматривая экономические проблемы Пригородного района, следует отметить, что между плановым ведением хозяйства в государственных и муниципальных унитарных предприятиях и индивидуальным хозяйствованием, основанным на свободных рыночных отношениях, существует ряд отличительных особенностей. Они определяются характером производственных отношений. Законодательно объявленная свобода хозяйствования в стране постоянно натыкается на неразрешимые противоречия. В одном и том же муниципальном образовании, например, функционируют свободные частные фермеры-предприниматели, а рядом с ними коллективные хозяйства с жёсткой государственной иерархией управления по всем производственным направлениям. Поэтому игнорировать сложившийся в течение десятилетий уклад не только в сельском хозяйстве, но и в экономике в целом, ещё не приходится.

Государственный чиновник в том же Пригородном районе должен знать о необходимости бережно относиться к материальным ценностям, уметь рационально вести хозяйственные дела и добиваться улучшения жизни людей на окружающей территории независимо от национальности. Меры государственной поддержки в таких случаях должны быть привязаны к конкретной местности, к национальным комплексам, национальному менталитету и национальным традициям с тем чтобы люди могли реально почувствовать комфортность своего существования.

Крестьянские (фермерские) хозяйства в Республике Ингушетия, да и в целом по России, являются вновь возрождаемой формой не только организационно-управленческого, но и морально-нравственного характера, что важно в таких муниципалитетах, как Пригородный район, в котором все сельские поселения до выселения народа в 1944 году имели ингушские названия, из которых в настоящее время ни одно не сохранилось.

По нашему мнению, было бы целесообразно создавать в каждом сельском районе Республики Ингушетия из числа более опытных фермеров с привлечением нужных специалистов различные маркетинговые группы. Например, маркетинговая группа по молоку или зерну и т.д. Поэтому для улучшения информационно-консультационного обслуживания по агропродовольственному комплексу предлагается формировать производственные маркетинговые группы по отраслям и направлениям (рис. 1). Эта работа включает в себя три этапа.

Первый этап. Изучение требований каждого сегмента рынка и анализ возможностей конкурентов. Определение факторов и их ранжирование по анализу спроса и предложения.

Второй этап. Определение направлений снижения издержек и на этой основе изменений каналов поставки семян, удобрений, топлива и др. Определяется эффективность проводимых мероприятий. Разрабатываются кооперативные и интеграционные связи с субъектами хозяйствования.

Третий этап. Доведение полученных результатов до потребителей для принятия ими последующих решений по управлению бизнесом.

Предлагаемые маркетинговые группы могут работать, заменяя друг друга по различным производственным направлениям.

В компактно организованных фермерских хозяйствах такие группы мы считаем также необходимыми, так они обеспечат лучший товарооборот не только на территории республики, но и с соседними регионами. Вся релевантная информация при этом будет стекаться в Центр по подготовке и переподготовке руководящих кадров при Ингушском государственном университете.

Рисунок 1.

Производственные маркетинговые группы в АПК Республики Ингушетия

С учётом высокой степени безработицы среди экономически активного населения Республики Ингушетия считаем в хозяйственном плане обоснованным и стратегически оправданным включение в данную маркетинговую систему Пригородного района по мясу мелкого рогатого скота с обязательной инфраструктурой по переработке баранины и побочной продукции - овчины, которая на данный момент отвозится на свалку. Эта отрасль животноводства ингушским населением издревле мотивирована. Созданию новых рабочих мест в районе может послужить также развитие коневодства и прудового рыбоводства.

Список литературы

1. Булгучев М.Х. Этноэкономика на Кавказе: Монография / Ингушский государственный университет. - Назрань: ООО «КЭП», 2015.

2. Цогоев В.Г. Стратегическая реконструкция хозяйственного комплекса Республики Северная Осетия-Алания (научно-экономическая публицистика 1998-2002 годов). - Владикавказ, 2002.

3. Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. - Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1999.

4. Ингуши: Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа / Сост. А. Х. Танкиев. - Саратов: Регион. При-волж. изд-во «Детская книга», 1996.

5. Ленин В.И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 42.

6. Столыпинская аграрная реформа / БСЭ под ред. Прохорова А.М. - М., 1976.

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия. Статистический сборник «Ингушетия в цифрах». - Магас, 2014.

8. Узун В.Я. Реализация экономической реформы в АПК // Экономика. 1989. - № 6.

9. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. № 1087).

10. http://mehkkhel.org/pismo-prezidentu-rossijskoj-federa/ Письмо депутата Верховного Совета РФ Б. Богатырёва на имя президента Б.Н. Ельцина.

11. https://www.facebook.com/615653045152488/photos/a.618161941568265.107374182615653045152488/979381372112985/?type=1 Информация на фейсбуке о высказывании П. А. Столыпина.

12. https://web.facebook.com/kostoev01/posts/509837082518135?comment_id=510284172473426 Информация на фейсбуке И. Костое-ва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.