регающие мероприятия, а также осуществлять в регионе инвестиционные проекты по ресурсосбережению.
В работе подчеркивается, что производственный и экономический потенциал России не может сохраняться и рационально использоваться, если не будет действовать эффективный хозяйственный механизм управления инвестиционным процессом.
Авторы разработали метод оценки интегральной (потенциальной) экономической эффективности инвестиционных процессов, учитывающий распределение инвестиций по годам исследуемого периода. Предложены также метод определения величины инвестиционного лага для физического и человеческого капитала и метод оценки экономических потерь за период превращения инвестиций в физический и человеческий капитал.
Как указывается в монографии, современная теория человеческого капитала рассматривает образование как решающий источник экономического роста, инструмент смягчения экономического неравенства и средство борьбы с безработицей. Благодаря осознанию влияния образования на величину и качество человеческого капитала произошел коренной пересмотр социально-экономической политики многих государств - образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран. Соответственно, делают вывод авторы, только высокий приоритет образования в государственной региональной политике может обеспечить необходимые темпы развития как региональной экономики, так и общества в целом.
М.А. Положихина
2017.01.057-058. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ. (Сводный реферат).
2017.01.057. УГУРЧИЕВ ОБ., УГУРЧИЕВ ДО. Анализ и управление инвестиционной привлекательностью региона / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». - Магас: ООО «КЕП», 2016. - 292 с.
2017.01.058. БУЛГУЧЕВ М.Х. Социально-экономическое обустройство Республики Ингушетия и Пригородного района после исполнения Закона «О реабилитации репрессированных народов» на основе национально-традиционных форм хозяйствования и возро-
ждения промыслов и ремесел единого этноса / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». - Магас: ООО «КЕП», 2016. - 164 с.
Ключевые слова: Республика Ингушетия; социально-экономическое развитие региона; инвестиционная привлекательность; инновационная стратегия; малый бизнес; потребительские кооперативы; традиционные народные промыслы.
Республика Ингушетия (РИ) - один из субъектов РФ, образованный в нынешнем статусе постановлением Верховного Совета страны от 4 июня 1992 г. По состоянию на 1 января 2011 г. в Ингушетии на территории 3,6 тыс. кв. км проживало 414,5 тыс. человек, в том числе городского населения - 159,193 тыс. (38%), сельского населения - 255,799 тыс. (62%). Таким образом, это слабо урбанизированная территория. При этом плотность населения -1388 человека на кв. км - не только самая высокая на Северном Кавказе, но и одна из самых высоких среди субъектов РФ (057, с. 206).
Современная социально-экономическая ситуация в республике достаточно сложная, отмечают авторы работы (057). Территория не относится к числу экономически развитых-регионов России. Сложившиеся до образования республики «перекосы» в экономике, связанные с нерентабельной промышленностью, неэффективным сельским хозяйством, недостаточно развитой инфраструктурой, прежде всего социального и рекреационного обслуживания, в совокупности определяют низкий инвестиционный потенциал региона.
Основная проблема Ингушетии - высокий уровень безработицы (57,7%) и, соответственно, высокая доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного минимума (84,4 тыс. человек, или 18,6% из 453,0 тыс. населения в 2013 г.). Многие десятилетия здесь было распространено отходничество, когда на сезонные заработки в другие регионы России отправлялись десятки тысяч человек. В 2013 г. из 254,7 тыс. человек экономически активного населения Ингушетии в экономике республики были заняты лишь 72,6 тыс. человек, т.е. 28,5% (058, с. 151).
Сложным остается положение в сельском хозяйстве - основном секторе занятости коренного населения. Хотя общий земельный фонд республики составляет 362 тыс. га (из которых 166,2 тыс.
га приходится на земли, используемые в сельском хозяйстве), при избыточности трудовых ресурсов ярко проявляется проблема малоземелья (057, с. 212).
На возможности достижения существенных позитивных экономических результатов отрицательно сказывается политическая обстановка в Северо-Кавказском регионе РФ в целом и РИ, в частности. Основными проблемами в данном случае являются спорная территория - Пригородный район г. Владикавказа1 и отсутствие четко определенных административных границ РИ. Вследствие этого республика характеризуется высоким инвестиционным риском и дефицитом частных инвестиций. В регионе около 75% всех инвестиций в основной капитал осуществляется за счет бюджетных средств (057, с. 266). Сама же спорная территория (Пригородный район) до настоящего времени находится в запустении. Сельскохозяйственные угодья используются неэффективно. Основное занятие населения здесь - торговля «паленой» водкой местного розлива (без акцизов) (058, с. 4).
При этом республика характеризуется достаточно выгодным географическим положением, имеет благоприятные природно-климатические условия, относительно развитую транспортную систему, богатые рекреационные и минерально-сырьевые ресурсы, в том числе месторождения нефти (прогнозные запасы более 60 млн т) и газа, которые разрабатываются с 1915 г. (057, с. 211). С точки зрения перспектив развития региона наибольшим потенциалом обладают следующие направления: образование, информационные технологии, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство, туристско-рекреационная деятельность.
1 С начала строительства советского государства, в 1920-1930-х годах, г. Владикавказ (позднее - Орджоникидзе) являлся административным центром одновременно Северо-Осетинской и Ингушской АО. Руководящие органы Ингушетии располагались в правобережной части города, Северной Осетии - в левобережной (р. Терек). После депортации в 1944 г. ингушей в Среднюю Азию территория Пригородного района была передана Северо-Осетинской АССР и заселена. Со времени возвращения из ссылки (в 1957 г.) ингуши настаивали на возвращении этих земель. В 1992 г. противостояние осетин и ингушей вылилось в вооруженный конфликт. В результате почти все ингуши, проживавшие до этого в Северной Осетии, были вынуждены ее покинуть. В 2000 г. столицей Республики Ингушетия стал г. Магас. - Прим. реф.
Особое внимание авторы монографии (057) уделяют возможностям инновационного развития РИ. С их точки зрения, в этом плане ситуация в республике неоднозначна. С одной стороны, показатели, характеризующие восприимчивость населения к инновациям (использование мобильной связи, частота смены телефонных аппаратов и внимание к современным «опциям» телефонов и др.), находятся на сравнительно высоком уровне. С другой стороны, по такому показателю, как готовность потребителей приобретать инновационные товары взамен используемых, Ингушетия - один из самых консервативных регионов России. Недостаточно высокими остаются уровень проникновения сети Интернет (около 50%) (057, с. 215) и восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска -также не являются пока характерными особенностями значимой части населения.
Тем не менее в республике начата реализация Инновационной стратегии, рассчитанной на период до 2025 г. В частности, запланированы: строительство завода по производству полимерных материалов в г. Карабулаке и реализация трех инвестиционных проектов - «Создание промышленно-производственного кластера ООО "АРТИС"» (строительство современного стеклотарного завода и оптово-складского логистического комплекса, расширение мощностей завода по розливу минеральной воды «Ачалуки»); «Создание кластера инновационных энергоэффективных строительных материалов на территории Республики Ингушетия»; «Строительство завода по производству сухих строительных смесей». Кроме того, планируется расширение предприятия ООО «Шади», на котором разработана инновационная технология переработки отходов рыбного промысла (кожи сазана, семги, осетра) и производства из полученного материала оригинальных сапог, курток, различных аксессуаров. Разработаны проекты по строительству в РИ трех птицефабрик (по выращиванию и переработке кур, гусей и индеек соответственно), крупного молочного и тепличного комплексов, рыбоводного хозяйства по разведению, выращиванию и товарной реализации ценных видов промысловых рыб.
В рамках проекта формирования туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе в Ингушетии создается особая экономическая зона. Между правительством РИ и группой компаний «Акрополь» уже заключено соглашение о реализации проектов всесезонных горно-туристических центров «Цори» и «Армхи» (горные лыжи, сноубординг, рафтинг, дельтапланеризм и прочее) в Сунженском и Джейрахском районах РИ соответственно.
Важным условием для успешной реализации заявленных инновационных проектов и стратегии в целом, считают авторы, является последовательная политика республиканских органов государственной власти по поддержке инновационной деятельности, а также организация эффективного процесса мониторинга. К основным направлениям такой деятельности они относят: формирование благоприятного инвестиционного климата; развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности; повышение эффективности мер государственной поддержки; переориентации потоков инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли с высоким уровнем производительности и добавленной стоимости; информационная и кадровая поддержка инвестиционной деятельности.
Авторы обращают внимание на то, что темп роста инвестиций в республики Северного Кавказа практически сравнялся со среднероссийским, а в некоторых - даже превышает средний по стране. Однако оказалось, что такого высокого роста недостаточно для достижения регионами приемлемой (по российским меркам) обеспеченности инвестициями в основной капитал (057, с. 247). В качестве одного из способов обеспечения притока капитала и нейтрализации значительных инвестиционных рисков авторы рассматривают благоприятное региональное нормативно-законодательное обеспечение инвестиционной деятельности. Отсутствие же благоприятного режима инвестиционной деятельности, по их мнению, способно «выдавить» из региона даже уже пришедших в него инвесторов. Самым большим недостатком законов об инвестиционной деятельности всех республик Северного Кавказа (за исключением Дагестана) авторы считают отсутствие так называемой «дедушкиной оговорки», т.е. четких гарантий сохранения условий работы участникам инвестиционной деятельности при «ухудшении» регионального законодательства (хотя это не отменяет данную «оговорку», предусмотренную федеральным законодательст-
вом). Наиболее же привлекательной для бизнеса мерой является компенсация (полная или частичная) процентной ставки, под которую привлекаются кредиты для осуществления инвестиционных проектов.
Автор монографии (058) акцентирует внимание на проблемах и перспективах развития малого бизнеса в РИ, особенно на территории Пригородного района. Основным направлением поддержки фермерских хозяйств автор считает совершенствование производственной и социальной инфраструктуры. В частности, в качестве инструмента регулирования собственности на сельскохозяйственные угодья предлагается создание Земельного банка России с региональными отделениями (058, с. 45). Большое значение также придается необходимости адаптации законодательных норм и норм культурной идентичности к неформальным правилам кавказского этикета.
По мнению автора, для успешного развития малого бизнеса в сельской местности региона необходимы: улучшение информационно-консультационного обеспечения в части требований продовольственного рынка; создание равных экономических условий для доступа к кредитным ресурсам и распределения бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственных производителей; усиление роли ассоциаций, союзов в поддержке малого предпринимательства; разработка программы повышения профессионального уровня руководителей индивидуальных и малых форм предпринимательской деятельности. Для решения части информационных проблем малого бизнеса предлагается создание маркетинговых групп по различным отраслям и направлениям.
Перспективы малого бизнеса в Ингушетии, по мнению автора, во многом связаны с развитием потребительской кооперации. Она может играть значительную роль в следующих сферах деятельности: оказание помощи при уборке урожая, заготовке, транспортировке, хранении, переработке и раздаче кормов в личных подсобных хозяйствах; поставка материально-технических средств и совместного использования относительно дорогой и высокопроизводительной сельхозтехники; репродукция поголовья скота; обеспечение породистым молодняком (поиск молодняка нужной породы, приобретение его и доставка); информационное обеспечение, касающееся рынков товаров и услуг, банковских учреждений,
сбытовых и иных организаций; хранение, переработка, обмен и сбыт производимой сельскохозяйственной продукции, особенно при их малых объемах в хозяйствах; получение кредитов для улучшения оборота стада животных одновременно в нескольких хозяйствах, строительства дополнительных производственных помещений, механизации технологических процессов.
Кроме того, большое значение, на взгляд автора, имеет развитие в РИ народных художественных промыслов главным образом за счет модернизации предприятий и использования инновационных технологий. По его мнению, необходимы: наращивание выпуска ковровых изделий и других товаров народных промыслов, обеспечивающих не только внутренний спрос, но и продажу за пределы республики; восстановление контроля над качеством товаров, обеспечивающих конкурентоспособность и удовлетворение требований покупателей на внутреннем и внешнем рынках; совершенствование системы реализации товаров (внедрение новых форм деятельности по схеме производство - торговля, усиление роли рекламной и ярморочно-выставочной деятельности); программа повышения квалификации специалистов, занимающихся выпуском изделий художественных промыслов; механизмы привлечения инвестиционных кредитов для развития народных промыслов и расширения инфраструктуры, способствующей наращиванию сбыта продукции; создание условий для дальнейшего развития традиционных видов творчества.
Реализация данных предложений, считает автор, способствует организации новых производств и ускорению внедрения нововведений, создает альтернативные виды занятости в сельской местности. Результатом этого является диверсификация экономики сельских территорий, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня и качества жизни людей, проживающих в Ингушетии и Пригородном районе.
М.А. Положихина