Научная статья на тему 'Национальный и Международный аспекты критериев и индексов современного состояния экономической безопасности России'

Национальный и Международный аспекты критериев и индексов современного состояния экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Ольга Викторовна

В статье проанализирована динамика состояния экономической безопасности России за период 2004-2010 гг. на основе статистических данных по инфляции, экономическому росту (спаду), безработице, приросту валового внутреннего продукта. Проведено сравнение индексов конкурентоспособности России с индексами конкурентоспособности США, Японии, Германии, Китая, и стран СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан). Рассмотрены основные меры обеспечения международной экономической безопасности в соответствии с положениями Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный и Международный аспекты критериев и индексов современного состояния экономической безопасности России»

СТРАТЕГИЯ 2020 ДЛЯ РОССИИ

Национальный и международный аспекты критериев и индексов современного состояния экономической безопасности России

О.В. Сергеева

В статье проанализирована динамика состояния экономической безопасности России за период2004-2010 гг. на основе статистических данных по инфляции, экономическому росту (спаду), безработице, приросту валового внутреннего продукта. Проведено сравнение индексов конкурентоспособности России с индексами конкурентоспособности США, Японии, Германии, Китая, и стран СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан). Рассмотрены основные меры обеспечения международной экономической безопасности в соответствии с положениями Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз1. Сущность безопасности заключается в такой организации системы, при которой она могла бы длительное время стабильно функционировать и противодействовать как внутренним опасностям и угрозам, присущим ей самой, так и внешним, то есть воздействующим извне.

Экономическая безопасность является одним из видов безопасности и представляет собой защищенность экономической сферы жизни субъекта (государства, общества, региона, предприятия, личности), это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию2. Ее сущность выражается в системе

критериев (показателей), которые различны на макро- и микро-уровне вследствие отличия целей и интересов соответствующих субъектов:

— государства и регионов (макроуровень), где целями являются поступательное экономическое развитие, социальная удовлетворенность, сохранение единого экономического пространства;

— и хозяйствующих субъектов (микроуровень), цели которых - позитивная динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности и полное выполнение договоренностей с контрагентами.

Для оценки состояния экономической безопасности субъекта важны не только абсолютные значения показателей, но и их пороговые значения (это предельные величины, несоблюдение которых приводит в конечном итоге к разрушению субъекта) и соотношение пороговых и фактических значений. Знание

Сергеева Ольга Викторовна - заместитель начальника Управления, начальник отдела менеджмента инноваций Управления инновационного развития МГИМО(У) МИД России. E-mail: o.v.sergeeva@gmailhtom

этого соотношения позволяет оценить состояние экономической безопасности субъекта, формализовать его для исследования посредством программных средств и определить потенциальные (опасности) и реальные (угрозы) деструктивные факторы и их источники (опасность - это близость фактического значения к пороговому значению, угроза - выход фактического значения показателя за пороговую величину).

Теоретические и методические аспекты параметров, критериев и индикаторов состояния экономической безопасности в основном рассматриваются на макроэкономическом уровне и определяются макроэкономическими факторами. Их цель - своевременное выявление факторов, сдерживающих экономический рост, прежде всего факторов, обусловливающих кризисные ситуации в целях их предупреждения.

Параметрами являются переменные, характеризующие тот или иной вариант макроэкономической политики регулирования спроса и предложения, кредитно-денежных отношений, валютного курса, налоговых отношений, таможенного регулирования. Критерии экономической безопасности субъекта и величина их пороговых значений зависят от совокупности общеэкономических показателей субъекта, поэтому различаются не только по макро- и микро-уровню, но и неодинаковы для разных государств, регионов и хозяйствующих субъектов. Они даже не являются константой для субъекта и меняются в зависимости от структуры и приоритета опасностей и угроз. Критериями, оценивающими эффективность функционирования экономики, являются инфляция, экономический рост (спад), безработица. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, темпов экономического роста (спада), нормы безработицы. Показатели являются исходными данными для определения состояния экономической безопасности на основе оценки динамики изменения внутреннего валового продукта (ВВП), его структуры, соотношения на душу населения; спада (роста) производства с выявлением точек изменения. На краткосрочных горизонтах анализируются инфляция, безработица, бюджет, банкротства, колебания продаж; на макроуровне изучаются показатели инвестиционного спроса и инвестиционной активности3.

Подходы к оценке инфляционной безопасности в мировой практике различны. В развитых странах Запада годовые темпы инфляции в 5-10% считаются опасными для развития общества. Устойчивое превышение на протяжении ряда лет темпов инфляции 50% в годовом исчислении уже приводит к серьезным воспроизводственным нарушениям и требует регулярной антиинфляционной политики. За пределами 500% в год имеет место гиперинфляция. Нормой инфляции в 1000% характеризуется классическая гиперинфляция.

Согласно макроэкономическим условиям, при формировании федерального бюджета на 2010-2012 года прогнозировалось постепенное снижение уровня инфляции с 10% до 7%. По итогам 2010 года Росстат сообщает, что инфляция составила 8,8% и сравнялась с показателем 2009 года. Однако, декабрьский рост цен прошедшего года оказался значительно более быстрым, чем в том же месяце 2009 года - на 1,1 процента против 0,4. Отчасти рост цен оказался выше прогноза из-за летней засухи, которая привела к резкому удорожанию зерновых и производимых из них продуктов. На 2011 год уровень инфляции запланирован не выше 6,5 %, а к концу 2013 года прогнозируется его снижение до 5,5%4.

Нормальными условиями экономического роста для стран с развитой рыночной экономикой являются такие, при которых обеспечивается ежегодный темп прироста ВВП на 2-4%. В периоды трансформаций и реформ допустимыми считаются либо минимальные, на уровне 0,5-1,5%, приросты реального ВВП, либо небольшие, непродолжительные спады, не превышающие 2-3 года. Истории известны критические траектории развития, связанные со значительными социально-экономическими и политическими потрясениями, продолжительными и разрушительными кризисными явлениями в экономике. Так, в результате революции и гражданской войны в России послевоенное производство составило всего 15% довоенного уровня (по базе 1913 г.). Великая депрессия в США, последствия военного поражения Германии во Второй мировой войне обусловили спад порядка 30%. Спад в 50% ВВП считается пороговым, за которым разрушения приобретают необратимый характер5.

Изменения ВВП России за период 20052009 гг. представлены в таблице:

Таблица 1

Ежегодный прирост ВВП России (20052010 гг.).

Год ВВП в текущих ценах, млрд. рублей Индекс физического объема (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)

2005 21 609,8 106,4

2006 26 917,2 108,2

2007 33 247,5 108,5

2008 41 264,9 105,2

2009 38 797,2 92,2

2010 44 491,4 104,0

Источник: по данным Российского статистического ежегодника, Росстат, по соответствующим годам.

Помимо того, что положительных изменений практически не наблюдалось в периоде 2006-2008гг., в 2009 году произошел резкий спад объемов ВВП, объясняющийся влиянием последствий финансового кризиса. А вот в 2010 году имел место масштабный рывок. Поквартальная динамика 2010 года показана в таблице 2:

Таблица 2

Ежегодный прирост ВВП России (20052010 гг.).

Год I квартал II квартал III квартал IV квартал

ВВП в текущих ценах, млрд. рублей

2009 8 402,9 9 288,9 10 511,5 10 593,9

2010 9 873,3 10 859,4 11 683,1 12 075,6

Индекс соответств >изического объема (в процентах к ующему периоду предыдущего года)

2009 90,7 89,0 91,4 97,1

2010 103,1 105,2 102,7 105,0

Источник: по данным Российского статистического ежегодника, Росстат, по соответствующим годам

По данным Всемирного Банка, опубликовавшего в середине января 2011 года доклад об итогах 2010 года, мировой рост ВВП возобновился и составил 3,9%. Движущими силами явились развивающиеся страны, их доля в мировой экономике составила в 2010 году 46%, а рост ВВП: Китай 10%, Турция 8,1%, Бразилия 7,6%, Индонезия 5,9% Россия 3,8%, Ближний Восток и Северная Африка 3,3%. Одними из главных причин роста мирового ВВП, по версии Всемирного Банка, являются расширение внутреннего спроса в развивающихся странах и их высокая доля в мировой экономике.

При расчете показателей естественной нормы занятости пороговое значение колеблется по странам и отдельным периодам. Например, в периоды кардинальных экономических сдвигов уровень безработицы может увеличиться до 15-20% и продолжаться не более 2-3 лет.

В таблице 3 представлено нынешнее состояние дел с безработицей в России, где под уровнем экономической активности населения понимается отношение численности эконо-

мически активного населения к численности населения в трудоспособном возрасте; трудоспособный возраст - мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 года; уровень занятости - это занятое население к численности населения в трудоспособном возрасте; уровень безработицы - безработные к численности экономически активного населения в трудоспособном возрасте; уровень зарегистрированной безработицы

- зарегистрированные безработные к численности экономически активного населения6.

Уровень безработицы в трудоспособном возрасте колеблется около 7-8%, в то время как зарегистрированы из них, то есть, озабочены поисками работы, всего порядка 2,5%, и этот показатель постоянно сокращался вплоть до

2008 года, а в 2009 году количество обратившихся на биржи труда возросло почти в полтора раза. Увеличение числа зарегистрировавшихся на бирже объясняется пополнением рядов безработных за счет сокращения рабочих мест в компаниях, не перенесших финансовый кризис. Настораживает распределение численности безработных по уровню образования - в последние годы в их число входило более 15% безработных с высшим специальным образованием, более 20% со средним специальным. В периоде 2004-2009 гг. наблюдается тенденция сохранения большого числа высокообразованных безработных.

Ведущие в экономическом плане страны стремятся обеспечить себе долговременные стратегические преимущества, для этого они применяют приемы внешнеэкономических войн, ослабления национальных инфраструктур, целенаправленного создания геополити-

Таблица3

Безработица в Российской Федерации, основные показатели(2004-2009гг.)

Компании 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Численность экономически активного населения, тыс. человек 72 909 73 811 74 156 75 060 75 892 75 524

Уровень экономической активности в трудоспособном возрасте, в процентах 76,6 76,9 76,8 77,3 78,6 78,7

Уровень занятости в трудоспособном возрасте, в процентах 70,4 71,3 71,5 72,8 73 72,1

Уровень безработицы в трудоспособном возрасте, в процентах 8,1 7,3 7 5,9 7,1 8,4

Уровень зарегистрированной безработицы, в процентах 2,6 2,5 2,3 2,1 2,0 2,8

Средний возраст безработных, лет 34,9 34,8 34,1 34,6 34,9 40,0

Доля безработных с высшим профессиональным образованием от общего числа безработных, в процентах 13,6 13,0 12,8 14,0 15,6 15,0

Доля безработных со средним профессиональным образованием от общего числа безработных, в процентах 20,5 18,8 17,3 18,8 19,3 22,9

Доля безработных со средним общим образованием от общего числа безработных, в процентах 33,1 32,4 37 34,9 32,2 30,8

Источник: по данным Российского статистического ежегодника, Росстат, по соответствующим годам.

ческих ситуаций. Страны, не способные выдержать темп воспроизводственных процессов, выполняют вспомогательную роль. Через внешнеэкономические связи национальное богатство более слабых стран обеспечивает поддержание мирового вспомогательного процесса, но сами они оказываются отделенными от распределения мирового дохода. Наблюдается механизм взаимозависимости. Увеличение дохода и импорта в одной стране и, соответственно, дохода в другой стране вызывает ответный спрос на импорт в третьих странах в силу взаимосвязанности производственных процессов. Это - ответный эффект на рост доходов в одной стране. Крупная в экономическом отношении страна своей денежной и фискальной политикой может стимулировать внутреннее производство и, соответственно, импорт, что вызовет рост экспорта другой страны (теория локомотива). Но возможен и обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения (сжатия), повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и, в свою очередь, приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугубить спад в хозяйстве других стран7.

В настоящее время, в процессе глобализации растет взаимозависимость национальных экономик, унифицируется не только технология производства товаров и услуг, но и технология менеджмента, усиливается миграционное влияние на экономику, превращаются в самостоятельную политическую силу транснациональные корпорации, происходит идентификация общественных и государственных институтов8.

Международная экономическая безопасность представляет собой такую идеальную систему экономического сосуществования стран, в которой каждая из ее членов не причиняет сознательного экономического ущерба интересам другой страны. Мировой опыт знает немало примеров экономического ущерба. Например, намеренное нарушение международной торговли посредством искусственного регулирования цен на товары или использование тарифных ограничений, создание преград на пути обмена новыми технологиями и знаниями, организация условий для утечки научных кадров, квалифицированной рабочей силы и вывоза капитала, замораживание вкладов страны-соперницы в банках своей страны, манипуляции с валютным режимом. Исходя из опыта, умения и, главное, уровня экономического развития государства, используются силовые или

паритетные способы обеспечения безопасности страны. Силовыми рычагами, такими как, например, организация политического процесса параллельно проведению силовых действий, могут позволить себе пользоваться только страны с определенной экономической мощью. При этом политический процесс предотвращает, завершает или дополняет силовые действия, оформляет их и узаконивает в правовом от-ношении9. Паритетные способы обеспечения безопасности обычно выбирают менее сильные страны, которые стремятся создать равновесие сил, сбалансировав, таким образом, как выгоду, так и ответственность. Сюда можно отнести создание различных объединений и блоков.

Главная задача международной экономической безопасности - это организация условий для устойчивого экономического развития страны, участия ее в мирохозяйственных связях. К сожалению, сегодня степень экономической зависимости нашей страны очевидна. Основная масса потребляемых населением страны товаров закупается из-за рубежа. Их спектр чрезвычайно разнообразен и огромен

- от продовольственных товаров до наукоемких технологий, от одежды до лекарственных препаратов и сельскохозяйственного сырья. Помимо этого увеличивается утечка научных кадров и квалифицированной рабочей силы. Нарушен порядок движения капитала, большая его доля бесконтрольно вывозится за рубеж. Государство нерационально использует свои потенциальные возможности и ресурсы, в том числе ресурсы законодательного регулирования.

Потенциальные возможности страны оцениваются с использованием понятия конкурентоспособности, являющегося главным показателем уровня экономического развития страны, экономической мощи государства. Конкурентоспособность - это способность выдерживать сравнение. В плоскости международной экономической безопасности - сравнение с иными участниками экономического соревнования.

На макроуровне рассматриваются несколько подходов к оценке конкурентоспособности. Первый из них - сопоставление цен и затрат. При этом подходе используют значение удельной оплаты труда, являющейся функцией характеристик производительности труда, заработной платы и валютного курса10. По этому показателю Россия лидирует впереди многих стран, в том числе промышленно развитых. Но причина лидерства относительна, потому что основывается на низком уровне оплаты труда и высоком уровне использования трудовых ресурсов. В прогрессивных странах этот показатель высок за счет наличия прогрессивных технологий и высокой производительности.

Метод сдерживания роста заработной платы также применяется в мировой практике в программах оздоровления экономик отдельных стран. Это приводит к снижению дефицита

бюджета и, как следствие, к повышению национальной конкурентоспособности. Динамика изменений реальной заработной платы сотрудников (без учета оплаты труда в отраслях: сельское, лесное хозяйство, охота и рыболовство)

представлены в таблице 4: Таблица 4

Ежегодный прирост реальной заработной платы работников, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года (2005-2009 гг.)

Страна 2005 2006 2007 2008 2009

Россия 112,6 113,3 117,2 111,5 96,5

США 100 101 101,9

Япония 101 101,1 99,9

Китай 112,3 113,1 113 110,7

Беларусь 111,8 110,3 116,1 99 103,2

Украина 120,5 118,4 115 106,7 91,1

Казахстан 120,9 117,3 109,9 108,9 100,1

Источник: по данным Российского статистического ежегодника, Росстат, по соответствующим годам.

Из таблицы видно, что за последние годы в развитых странах (США и Япония) прироста заработной платы практически нет (по ряду стран за период 2008-2009 года данные в Российском статистическом ежегоднике отсутствуют). Это может быть объяснено предкризисным, кризисным и посткризисным периодами экономик стран, придерживанием оттока средств на расчеты с работниками из бюджетов экономик - «экономией на всем». В тоже время в развивающихся странах динамика схожа

- относительно стабильный небольшой рост в начале рассматриваемой пятилетки и резкий спад в ее конце. Тем не менее, размеренный рост заработной платы 2005-2007 годов отражает хорошее поступательное движение, плавное, целенаправленное развитие.

Положительный эффект от сдерживания роста заработной платы скоротечен, так как в перспективе ведет к сокращению внутреннего спроса, потом к спаду производства и, в результате, к разбалансированию экономики страны.

В темпе изменения производительности труда отечественная статистика показывает хороший результат роста вплоть до 2008 года (то есть с учетом периода кризиса!) - в процентах к предыдущему году рост составлял в среднем 106,5%. В 2009 году произошел резкий спад - до 95,8% к предыдущему 2008 году.11 Отчасти к снижению производительности труда в 2009 году привело сдерживание роста безработицы (таблица 3) на фоне сокращения ВВП (таблица 1). С другой стороны, производительность могла бы быть выше, если бы не проводились мероприятия по сдерживанию безработицы, но тогда только за счет высоких социальных издержек. В 2010 году Россия вернулась к росту показателя производительности труда, он составил 3,1% относительно предыдущего года, что не на много ниже, чем в среднем по миру

- 3,3%.

Второй подход - анализ структуры внешней

торговли и внутреннего товарооборота. Доля России в мировом экспорте составила в 2009 году 2,4%, упав по сравнению с предыдущим годом на 0,5%, хотя до этого наблюдался постоянный рост - с 1995 года с уровня 1,5% до 2,9% в 2008 году. Такой рост участия страны в мировой экономике радовал бы соотечественников, если бы не состав экспорта. В 2009 году минеральное сырье составляло 67,4% всей экспортной продукции страны. Металлы, драгоценные камни и изделия из них - еще 12,8%, продукция химической промышленности и каучук - еще 6,2%. Все остальные товары заняли в экспорте страны всего 13,6%. Причем приращение экспорта минерального сырья составило всего 2,3% по сравнению с последним стабильным докризисным 2006 годом и 5,3%

- по сравнению с 2000 годом. Вообще, анализируя структуру экспортной торговли страны, можно сделать выводы о том, что процентное распределение ее составляющих не сильно меняется с 2000 года. Статистика говорит о прочной, долговременной сырьевой зависимости России. По товарной группе «машины, оборудование и транспортные средства» прирост на

2009 год по сравнению с 2006 году составляет 1,7%. По отдельным группам товаров прирост составляет 80% и 90%, но при учете их мизерной доли в экспорте (например, текстиль - 0,2%, продовольственные товары - 3,3%, древесина

- 2,8%), такой прирост не несет серьезного экономического эффекта. Статистические данные

собраны в таблице ниже:

Таблица 5

Структура экспорта Российской Федерации, в процентах к итогу (2000, 2005-2009 гг.)

Торговая группа 2000 2005 2006 2007 2008 2009

минеральные продукты 53,8 64,8 65,9 64,9 69,8 67,4

металлы, драгоценные камни и изделия из них 21,7 16,8 16,3 15,9 13,2 12,8

продукция химической промышленности, каучук 7,2 6,0 5,6 5,9 6,4 6,2

машины, оборудование и транспортные средства 8,8 5,6 5,8 5,6 4,9 5,9

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 1,6 1,9 1,8 2,6 2,0 3,3

древесина и целлюлознобумажные изделия 4,3 3,4 3,2 3,5 2,5 2,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

текстиль, текстильные изделия и обувь 0,8 0,4 0,3 0,3 0,2 0,2

прочие товары 1,8 1,1 1,1 1,3 1,0 1,4

Источник: по данным Российского статистического ежегодника, Росстат, по соответствующим годам.

На внутреннем рынке конкурентоспособность отечественных товаров снижается. Созданная зависимость российского населения от импорта, например, продуктов питания, создает реальную угрозу продовольственной безопасности страны. Анализ объема и структуры экспорта и внутрироссийской потребности в отечественных товарах приводит к выводу о снижении конкурентоспособности России.

Третий подход - сопоставление стран по рейтингам конкурентоспособности - разработан Всемирным экономическим форумом. Его суть в расчете средневзвешенного показателя от большого числа отдельных показателей с целью выявления обобщенного рейтинга конкурентоспособности страны в списке других

Индекс микроэкономической конкурентоспособности, представленный в таблице 6, рассчитывается на основе экспертных оценок руководителей 8000 предприятий из более чем 75 стран мира и отражает эффективность деятельности национальных компаний. Макроэкономическая политика, содействующая высоким темпам инвестиций, не даст роста производительности, если не было организовано надлежащих навыков у рабочей силы и поддерживающих отраслей, необходимых для эффективности этих инвестиций. Так, значительные государственные инвестиции в образование не дадут эффекта, если микроэкономические условия не создают спроса на новую рабочую силу со стороны компаний13. В расчете индекса используются такие переменные, как степень защищенности прав интеллектуальной собственности, отсутствие коррупции, профессионализм менеджмента и другие. Индекс микроэкономической конкурентоспособности объединяет индекс стратегического развития компаний и индекс бизнес-среды. Значения индексов отражены в таблице 7:

стран, рейтинг которых посчитан по той же формуле. В этой связи рассматривают два индекса: индекс конкурентоспособности экономического роста и индекс микроэкономической конкурентоспособности.

При расчете индекса конкурентоспособности экономического роста анализируется уровень развития технологий, общественных инструментов и характер внешней среды национальных экономик в среднесрочном периоде 5 лет. Индекс трактуется как способность поддерживать устойчиво высокие темпы роста ВВП на душу населения в постоянных ценах12. Ему сопутствуют индексы развития общественных институтов, технологического развития, макроэкономической среды, представленные в таблице:

Таблица 7 Индекс микроэкономической конкурентоспособности (2010-2011)

Страна Индекс микроэкономической конкурентоспособности Индекс стратегического развития компаний Индекс бизнес-среды

ранг значе- ние ранг значе- ние ранг значе- ние

Россия 118 3,22 47 4,46 79 4,49

США 40 4,67 15 5,65 87 4,39

Япония 25 5,08 11 5,69 105 4,12

Германия 13 5,50 2 6,43 23 5,32

Китай 49 4,37 50 4,44 4 6,11

Украина 134 2,96 68 3,83 132 3,20

Казахстан 91 3,58 81 3,57 26 5,27

Источник:: Global Competitiveness Report. 2010-2011

Россия отстает практически по всем факторам. Но по факторам «инфраструктура», «технология», «труд», «образование» занимает места выше среднего14. Однако, если сегодня пока еще отечественное школьное образование поддерживается на достойной высоте, функционируют

Таблица 6

Индекс конкурентоспособности экономического роста и его компоненты (2010-2011)

Страна Индекс конкурентоспособности экономического роста Индекс развития общественных институтов Индекс технологического развития Индекс макроэкономической среды

ранг значение ранг значение ранг значение ранг значение

Россия 65 4,52 118 3,22 47 4,46 79 4,49

США 32 5,21 40 4,67 15 5,65 87 4,39

Япония 26 5,35 25 5,08 11 5,69 105 4,12

Германия 6 5,89 13 5,50 2 6,43 23 5,32

Китай 30 5,27 49 4,37 50 4,44 4 6,11

Украина 102 3,92 134 2,96 68 3,83 132 3,20

Казахстан 69 4,48 91 3,58 81 3,57 26 5,27

Источник: Global Competitiveness Report.2010-2011

ведущие научно-исследовательские центры, то способность к восприятию новых технологий, их лицензированию, а также готовность к защите интеллектуальной собственности находится на крайне низком уровне. Настораживает понимание того, что в школе и в НИИ средний возраст штатного персонала составляют сотрудники 55-65 лет, смена которых произойдет через 10-

15 лет. В тех же отраслях, где смена персонала происходит интенсивнее, Россия занимает в основной массе практически последние места - это управление, финансы, институциональная среда. Ведущие страны СНГ находятся в сравнимом с Россией положении. Индексы конкурентоспособности России и ряда стран сопоставляются в таблице 8:

Таблица 8

Сравнение стран по индексу конкурентоспособности и его составляющим (2010-2011)

Россия Китай США Япония Германия Украина Казахстан

Индекс конкурентоспо-собности 63 27 4 6 5 89 72

в том числе:

Управление 118 49 40 25 13 134 91

Инфраструктура 47 50 15 11 2 68 81

Начальное образование 53 37 42 9 25 67 85

Высшее образование 50 60 9 20 19 46 65

Труд 57 38 4 13 70 54 21

Финансы 125 57 31 39 36 119 117

Технология 69 78 17 28 10 83 82

Источник: Global Competitiveness Report. 2010-2011

К основным мерам обеспечения международной экономической безопасности можно отнести открытость рынка; привлечение инвестиций не столько из внешних, сколько из внутренних источников; интеграцию внутренних корпоративных резервов для облегчения доступа к внешним инвестиционным источникам; поддержание ценовой конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках; поддержку развивающихся эффективных отраслей и производств; стимулирование экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции; организацию условий для прекращения «утечки умов», сохранение научных и квалифицированных кадров; выбор приоритетов внешнеэкономической политики. Все перечисленное является стратегическими задачами интеграции России в мировую экономику. Самого серьезного внимания заслуживает налаживание сотрудничества с ближним зарубежьем. Рынок СНГ остается наиболее перспективным для российских экспортеров. Он может уже сегодня играть роль «спасителя», например, для отечественного машиностроения, а в будущем стать своего рода экспериментальным полигоном для отработки новых видов наукоемкой продукции15.

В реализуемой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» сущность «национальная безопасность» раскрывается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет

обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства16.

Для сохранения государственного суверенитета и независимости, не говоря уже о статусе сверхдержавы, потребуется колоссальная мобилизация сил и средств общества и государства для проведения масштабной модернизации экономики. Причем подобную модернизацию необходимо осуществить в кратчайшие сроки, не более 10 - 12 лет, в силу ряда объективных факторов.

Анализ прогнозов поэтапного выполнения последних договоренностей России и США по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), анализ состояния отечественного ВПК и его способности к производству компонентов современных видов вооружений показывают: боеспособные мобильные соединения Вооруженных Сил России, в том числе ракетно-ядерные войска смогут представлять стратегическую угрозу США и КНР еще в течение 10 - 15 лет. Однако в случае испор-льзования КНР и США нового витка научнотехнической революции в области средств ПВО и осуществления производства многоцелевых военных самолетов нового поколения (при условии качественного и количественного преобладания китайских и американских тактических видов вооружений над российскими) этот срок вполне может быть сокращен до 8-10 лет.

Темпы сокращения численности населения Российской Федерации таковы, что через 10-12 лет в стране будут проживать только 115-120 миллионов человек. Численность русского населения не превысит 65-67%. Наблюдается устойчивое сокращение численности коренного населения страны, лишь частично возмещаемое за счет миграционных процессов. В 90-е годы сокращение численности населения Российской Федерации компенсировалось эмиграцией этнических русских, украинцев и других коренных народов России с территории Казахстана, Прибалтики и стран Средней Азии (до 70%). Но начиная с 2000 г. в миграционных потоках стали преобладать представители некоренных национальностей, зачастую даже не владеющие в надлежащей степени русским языком (до 75%). Опасность новых миграционных волн, начиная с 2010г., такова, что значительную долю в миграционных потоках будут составлять даже не выходцы из республик бывшего СССР, а коренные граждане ряда зарубежных государств, прежде всего Китайской Народной Республики. Ситуация будет усугубляться сокращением количества экономически активного населения трудоспособного возраста, что будет способствовать воспроизводству процессов деградации технологической составляющей российской экономики.

Существенную опасность представляет катастрофический рост износа производственных фондов в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, науке (по некоторым отраслям экономики он уже превышает 80%). По мнению ряда экономистов, примерно в конце следующего десятилетия наступит точка бифуркации в российской экономике, за которой осуществление ее модернизации собственными силами невозможно.

Значительную опасность представляет старение управленческих кадров, владеющих технологиями и практикой разработки и внедрения крупных и технически сложных производств (так как последние подобные проекты были реализованы еще в бытность СССР в 1980-1985 гг.). К 2020 году большая часть из них либо выйдут на пенсию (даже младшее управленческое звено), либо их уже не будет в живых (при средней продолжительности жизни мужского населения 59 лет). Следующему поколению в необходимой степени не передаются накопленные знания и опыт.

Непродолжительность срока в 8-12 лет, за который Российской Федерации необходимо сделать модернизационный рывок и не оказаться втянутой в военные и прочие конфликты, обусловлена оценкой ряда факторов:

— во-первых, степени и интенсивности деградации отечественного военно-промышленного комплекса и состояния Вооруженных Сил Российской Федерации;

— во-вторых, роста вВп и ВНП КНР и США;

— в-третьих, роста военного потенциала и качественной составляющей Вооруженных Сил КНР и США и их союзников;

— в-четвертых, износа материально-производственных фондов в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях экономики Российской Федерации;

— в-пятых, ожидаемой продолжительности жизни населения страны17.

Умеренные прогнозные темпы роста экономики в 2011-2013 годах обусловлены медленным восстановлением, по сравнению с докризисным периодом, как внутреннего, так и внешнего спроса. Модернизационного рывка и даже предпосылок для его скорого осуществления пока нет.

Период 2009-2012 годы (первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) во многом должен определить успех в достижении долгосрочной стратегической цели - выхода страны на уровень экономического и социального развития. Этому должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста посредством разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создание комплексной системы контроля над рисками. Должно иметь место проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики, а также стимулирование и поддержка развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения18.

Активно обсуждается необходимость запуска перспективного приоритетного национального проекта, направленного на обеспечение экономической безопасности страны. Существующих проектов, таких, как «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье

— гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса, явно недостаточно. С одной стороны они не охватывают все аспекты модернизации социально-экономической жизни общества, а с другой - не обеспечивают системной и структурной безопасности страны для осуществления мероприятий по ее модернизации19. Новый проект мог бы стать основой для всех национальных проектов.

Характерной особенностью бюджетной системы Российской Федерации последних лет является высокий уровень дефицита, обусловленный дефицитом федерального бюджета, сопоставимый с уровнем дефицита бюджета США. Дефицит федерального бюджета по итогам 2010 года составил 3,9% ВВП, в денежном выражении - 1,787 триллиона рублей, против прогнозируемых на 2010 год 6,8% ВВП. В 2011 году дефицит федерального бюджета прогно-

зируется на уровне 1,814 трлн. рублей или 3,6% ВВП. Для балансирования федерального бюджета в 2010 году предусматривалось использовать практически все средства Резервного фонда, а в 2010-2012 годах и средства Фонда национального благосостояния. В результате объем средств Резервного фонда за 2010 год сократился в 2,4 раза - с 1 830,51 млрд. рублей на 01 января 2010 года до 775,21 млрд. рублей на 01 января 2011 года. В период до 2012 года прогнозируется снижение объемов средств Фонда национального благосостояния в 2,6 раза - с 2,8 трлн. рублей (на начало 2010 года) до 1,1 трлн. рублей (на конец 2012 года). На начало 2010 года средства Фонда национального благосостояния составляли 2 769 млрд. рублей. Для финансирования дефицита федерального бюджета в 2010-2012 годах предусматривается привлечь заимствования в сумме 2 661,2 млрд. рублей. Это составит 5,5% среднегодового уровня ВВП за рассматриваемый период, в том числе внутренние заимствования в сумме 1 142,3 млрд. рублей, и внешние - в сумме 1 518,9 млрд. рублей20. В результате государственный долг Российской Федерации увеличится по сравнению с началом 2009 года в 3,1 раза и составит к началу 2013 года 8 275,4 млрд. рублей, или 15,4% ВВП, в том числе внутренний - 4 344,3 млрд. рублей, внешний - 3 931,1 млрд. рублей. Расходы на его обслуживание увеличатся по сравнению с 2009 годом на 101,5 млрд. рублей, или на 50%.

Предлагаемая конструкция федерального бюджета означает возврат к модели бюджета, основанной на постоянно увеличивающихся объемах заимствований, что, в конечном итоге, подрывает устойчивость бюджетной системы и усиливает зависимость государства от внешних факторов.

В то же время значительную часть средств федерального бюджета предполагается направить на исполнение публичных нормативных расходных обязательств - это приоритетные национальные проекты, подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, проведение форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» во Владивостоке и проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани.

В частности, федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» № 357-ФЗ от 13 декабря 2010 года уже утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2011 год в сумме 296, 6 млрд. рублей, на 2012 год в сумме 301,9 млрд. рублей и на 2013 год в сумме 306,85 млрд. рублей. Помимо прочего, в экономике Российской Федерации накопились системные проблемы, решение которых по тем или иным причинам долгие годы откладывалось. В связи с этим потребность в расходах бюджетной системы Российской Федерации в среднесроч-

ной и долгосрочной перспективе будет только нарастать.

С учетом перечисленных фактов Счетная палата РФ предлагает разработку специальной программы Правительства Российской Федерации по развитию доходного потенциала бюджетной системы. Такая программа должна содержать комплекс мероприятий, направленных на системную работу по легализации доходов от экономической деятельности; наведение порядка в системе учета и взимания налогов, таможенных и других платежей; устранение существенных недостатков в налогообложении в сфере производства и оборота алкогольной продукции; усиление контроля за трансфертным ценообразованием, деятельностью офшорных компаний, поступлениями от реализации природных ресурсов; диверсификацию доходов за счет поэтапного переноса центра тяжести налогообложения с производства на имущество; повышение результативности налогового и таможенного контроля и другие мероприятия.

Объем доходов федерального бюджета в 2011 году запланирован в размере 8 844,6 млрд. рублей, при этом его доля в ВВП должна соста-вить17,55%, в 2012 году - 9 503,5 млрд. рублей с долей в ВВП 17%, а в 2013 году10 379,9 млрд. рублей со снижением его доли в ВВП до 16,76% .

В Структуре расходов федерального бюджета на 2011 год по объему расходов преобладают бюджетные ассигнования, направляемые на межбюджетные трансферты, исполнение расходных обязательств в области национальной экономики и национальной обороны.

Из средств федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ в 2011 году по сравнению с 2010 годом планируется потратить больше на 181,9 млрд. рублей (или на 24,6%), на реализацию приоритетных национальных проектов также выделяются дополнительные средства. Макроэкономические условия формирования федерального бюджета характеризуются постепенным восстановлением положительной динамики экономического роста. Так, размер реального ВВП в 2010 году 44 491,4 млрд. рублей, его прирост составил 4,0% по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году прогнозируется объем ВВП в размере 50 389,0 млрд. рублей, а к 2013 году - 61 920,0 млрд. рублей, при достаточно благоприятной конъюнктуре мировых рынков для основных товаров российского экспорта, прежде всего цены на нефть в размере 58 - 60 долларов США за баррель на фоне постепенного снижения уровня инфляции с 10% до 7% и снижения среднегодового курса доллара США21.

Восстановление внутреннего спроса, процессы импортозамещения как на потребительском, так и на инвестиционном рынках, снижение влияния сырьевой зависимости от экспорта топливно-энергетических ресурсов должны стать главными факторами роста экономики.

Российская Федерация оказалась в числе государств, которые существенно пострадали от последствий такого негативного экономического явления, как глобальный финансовый кризис. Об этом свидетельствует анализ всех рассмотренных критериев и индексов. Помимо прочего, общий фон экономической безопасности страны, вне зависимости от последствий кризиса, вызывает серьезные опасения и требует немедленного вмешательства и кардинальной коррекции. Права на ошибку в выборе направления действия наше государство уже не имеет. В сложившейся ситуации возникает необходимость в ставке на модернизационный рывок, который потребует мобилизации всех имеющихся ресурсов страны

- финансовых, политических, трудовых, управленческих, а также законодательных.

----------- Ключевые слова --------------------

экономическая безопасность, валовой внутренний продукт (ВВП), инфляция, экономический рост (спад), безработица, конкурентоспособность.

Sergeeva O.V. National and international aspects of the criteria and indices of the current economic security state in Russia.

Summary: The dynamic analysis of the economic security of Russia from 2004 to 2010, presented in the article, was based on the statistical data on inflation, economic growth (recession), unemployment, gross domestic product growth. The comparative analysis of competitiveness indices of Russia with the indices of USA, Japan, Germany, China and CIS countries (Belarus, Ukraine, Kazakhstan) was performed. The main arrangements to ensure international economic security were discussed in accordance with the Concept of socio-economic development of the Russian Federation until 2020.

------------- Keywords -------------

economic security, gross domestic product (GDP), inflation, economic growth (recession), unemployment, competitiveness.

Примечания

1. О безопасности: Закон Российской Федерации от 5.03.1992 № 2664-1. М.: Российская газета, 1992, № 103.

2. Захаров А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных отношений. М.: Издательство «МГИМО-Универси-тет», 2005. С. 8.

3. Герасимов П.А. О концептуальном подходе кафедры к теоретической категории «экономическая безопасность». М.: Безопасность бизнеса, 2009, № 1.

4. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13 декабря 2010 N 357-ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс".

5. Герасимов П.А. О концептуальном подходе кафедры к теоретической категории «экономическая безопасность». М.: Безопасность бизнеса, 2009, № 1.

6. Российский статистический ежегодник - 2010 г. [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/Main.htm

7. Ломакин В.К. Мировая экономика. [Электронный ресурс]. М.: ЮНИТИ, 2007. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Lomakin/с18.html

8. Захаров А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных отношений. М.: Издательство «МГИМО-Универси-тет», 2005. С.9.

9. Ломакин В.К. Мировая экономика. [Электронный ресурс]. М.: ЮНИТИ, 2007. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Lomakin/d8.html

10. О безопасности: Закон Российской Федерации от 5.03.1992 № 2664-1. М.: Российская газета, 1992, № 103.

11. Российский статистический ежегодник - 2010 г. [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/Main.htm

12. Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность страны в мировой экономике М.: ВАВТ, 2004.

13. Захаров А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных отношений. М.: Издательство «МГИМО-Универси-тет», 2005. С.25.

14. World Economic Forum. Global Competitiveness Report. 2010-2011. [Электронный ресурс]. http://www3.weforum.org/docs/WEF_Gl obalCompetitivenessReport_2010-11.pdf

15. Захаров А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных отношений. М.: Издательство «МГИМО-Универси-тет», 2005. С.31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537. М.: Собрание Законодательства РФ, 2009, № 20.

17. Гончаров В.В. Экономическая безопасность Российского государства как перспективный приоритетный национальный проект. [Электронный ресурс]. М.: Российский следователь, 2010, №8. http://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=910

18. Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р . М.: Собрание законодательства РФ, 2008, № 48.

19. Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты: предпосылки, сущность и проблемы правового регулирования. Вестник Омского университета. 2008, № 4. C. 124-131.

20. Письмо Счетной палаты РФ от 09 октября 2009 № 01-1797/15-10 Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

21. Письмо Счетной палаты РФ от 09 октября 2009 № 01-1797/15-10 Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.