УДК 338.23
экономическая безопасность в условиях формирования инновационной экономики
И. а. ФИЛИППОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: ean@ulstu. ru
Ульяновский государственный технический университет
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни в условиях формирования инновационной экономики.
Ключевые слова: инновации, экономическая безопасность, макроэкономические показатели, инновационная экономика, экономический рост.
Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения. Экономическая безопасность — это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. Кроме того, экономическая безопасность должна также обладать способностью предотвращать угрозы, противодействовать им и сводить на нет их негативное воздействие. Поэтому в общем смысле слова под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия
жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.
Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:
1) экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;
2) стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьбу с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.;
3) способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и
обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Реальное состояние экономической безопасности государства можно оценить целой гаммой показателей. Для проведения эффективной макроэкономической политики важное значение имеют макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики в целом.
Система макроэкономических показателей позволяет определить степень экономической безопасности государства. Кроме того, с их помощью можно провести оценку макроэкономических результатов и осуществить анализ предпосылок их получения. С помощью обобщающих показателей, таких как чистое экономическое благосостояние, можно определить благосостояние граждан.
Значимость макроэкономических показателей очевидна, так как они играют весомую роль в экономике страны. Все эти показатели можно разделить на внутренние и внешние. Среди них можно выделить основные показатели:
• уровень и качество жизни населения;
• экономический рост;
• показатели, характеризующие природно-ресур-сный, производственный, научно-технический потенциал страны;
• показатели, характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов;
• показатели, характеризующие деятельность теневой экономики;
• показатели, характеризующие встроенность государства в мировую экономику. Важным для экономической безопасности
страны является показатель объема иностранной валюты в наличной форме к общему объему наличных денег. Он отражает значительную долларизацию денежного обращения.
Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.
Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка,
повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
В условиях мирового кризиса, когда происходит падение стоимости нефти, экспортные доходы России существенно снижаются, что, в свою очередь, меняет ситуацию с бюджетом и динамикой изменения ВВП [7, с. 60—62].
Стоимость нефти уже в конце 2008 г. начала активно снижаться, в декабре она упала ниже 40 долл. за барр. Предпосылки для продолжения кризиса были очевидны. Падение промышленного производства в ноябре 2008 г. по сравнению с ноябрем 2007 г. составило 8,7 %. В результате сокращения объемов строительных работ выпуск строительных материалов снизился в октябре на 4,1 %, а в ноябре — на 14,9 %. Основное снижение отмечалось в экспортно ориентированных, сырьевых отраслях: химическом комплексе (74,2 % — ноябрь 2008 г. к ноябрю 2007 г.), металлургическом (86,7 %), обработке древесины и производстве изделий из дерева (81,4 %), целлюлозно-бумажном производстве (85 %). Рассмотрим динамику изменения валового внутреннего продукта (табл. 1).
С 1999 по 2008 г. рост российской экономики был наиболее динамичным за весь послевоенный период. В эти годы ВВП России вырос на 40 %, достигнув 600 млрд долл., причем в 2003 и 2005 гг. его рост составлял 7 % в год. Сегодня Россия в мировом рейтинге — десятая по объему ее ВВП и седьмая по золотовалютным резервам.
Для определения индекса потребительских цен используют понятие «потребительская корзина», в которую входит около 300 наименований наиболее широко используемых товаров в развитых странах. Для сравнения: в России в 2010 г. — 83 наименования товаров и услуг.
Индекс активно используется для индексации доходов населения, и экономисты считают, что во многих случаях использование этого индекса завышает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе (см. рисунок) [6].
Индекс потребительских цен, согласно официальной статистике, падает, показывая, что инфляция не угрожает экономике (табл. 2).
Но в течение последних лет инфляция постепенно увеличивалась, несмотря на противоинфляцион-ные действия властей. Среди причин роста можно выделить как факторы спроса, так и предложения.
Факторы спроса — большие доходы от экспорта энергоресурсов, поступавшие в российскую
Таблица 1
Динамика изменения валового внутреннего продукта Российской Федерации в 2002—2010 гг.
Год I квартал II квартал III квартал IV квартал За год
В текущих ценах, млрд руб.
2002 Н/д Н/д Н/д Н/д 10 819,2
2003 2 851,1 3 101,7 3 600,2 3 655,2 13 208,2
2004 3 515,7 3 971,6 4 594,0 4 945,9 17 027,2
2005 4 458,6 5 077,9 5 845,2 6 228,1 21 609,8
2006 5 792,9 6 368,1 7 275,8 7 480,3 26 917,2
2007 6 780,2 7 767,5 8 902,7 9 797,0 33 247,5
2008 8 902,5 10 255,6 11 585,8 10 684,7 41 428,6
2009 8 402,9 9 288,9 10 511,5 10 897,4 39 100,7
2010 9 873,3
В % к соответствующему периоду предыдущего года
2004 107,2 108,0 107,3 106,2 107,2
2005 105,6 106,0 106,0 107,8 106,4
2006 107,3 108,1 108,2 108,9 108,2
2007 108,1 108,6 108,2 109,2 108,5
2008 109,1 107,7 106,4 98,9 105,2
2009 90,7 89,0 91,4 97,1 92,1
2010 103,1 Н/д Н/д Н/д Н/д
Таблица 2
Индексы цен в Российской Федерации в 2008—2009 гг.
Показатель I квартал II квартал
Индекс потребительских цен:
в % к предыдущему периоду 103,2 101,2
в % к декабрю прошлого года 103,2 104,4
Индекс цен производителей промышленной продукции: в % к предыдущему периоду в% к декабрю прошлого года 102,7 102,7 102,7 105,5
110
- 2009г. —*— 2010г.
Индекс потребительских цен, на конец периода в % к декабрю предыдущего года
экономику, чрезмерно увеличивали денежную массу. Помимо этого росту цен способствовал потребительский бум, обусловленный высокими темпами роста реальных располагаемых доходов населения.
Факторы предложения — растущие цены на нефть провоцировали рост цен на бензин, а значит, и рост издержек российских производителей. Сюда же относится и высокая динамика роста цен на
сырье на внутреннем рынке, наблюдавшаяся в последние годы.
В 2007 г. инфляция составила 11,9 %, при этом уже в октябре 2008 г. она достигла 11,6 %, а по итогам года инфляция составила уже 13,3 %.
В 2010 г. в России инфляция составила 8,3 %, а в 2011 г. уже может составить 7,0 %, если не будет резкого роста мировых цен на продовольствие.
Масштабы бедности в 2009 г. являются по-прежнему одной из наиболее острых социальных и политических проблем (табл. 3). Росстат сигнализировал о резком увеличении бедности в России. За первые три месяца 2009 г. количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума в стране увеличилось на 6 млн чел., и на 1,5 млн чел. по сравнению с I кварталом 2008 г. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом
Таблица 3
Социальные показатели Российской Федерации в 2010 г.
Показатель I квартал II квартал III квартал
Реальные располагаемые доходы населения:
в % к соответствующему периоду предыдущего года 107,3 103,2 104,2
в % к предыдущему периоду 78,5 114,3 97,3
Среднедушевой денежный доход:
руб. /мес. 15 786 18 460 18 520
в % к соответствующему периоду предыдущего года 112,9 109,0 111,1
в % к предыдущему периоду 79,7 116,9 100,3
Среднедушевой прожиточный минимум:
руб. /мес. 5 518,0 5 625,0 —
в % к соответствующему периоду предыдущего года 108,6 108,4 —
в % к предыдущему периоду 107,3 101,9 —
Численность населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного уровня:
на конец периода, млн чел. 20,6 19,1 —
в % к общей численности населения 14,7 13,6 —
Уровень дифференциации доходов:
коэффициент Джини 0,4 — —
коэффициент фондов, в разах 14,5 — —
Общий уровень безработицы (по методологии МОТ):
в среднем за период, млн чел. 6,6 5,6 5,2
в % к экономически активному населению 8,8 7,3 6,8
в % к соответствующему периоду предыдущего года 96,3 86,7 87,2
по стране к началу II квартала 2009 г. достигла 24,5 млн чел., тогда как по итогам прошлого года в число бедняков попадали на 6 млн чел. меньше - около 18,5 млн чел. [4, с. 5].
Валовой национальный доход на душу населения дает представление о количестве произведенных товаров и услуг, приходящихся в среднем на одного жителя государства. В методологии Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира (табл. 4), все государства и территории классифицируются по трем категориям: ^ страны с высоким уровнем дохода на душу
населения (от 12 196 долл. и выше); > страны со средним уровнем дохода на душу населения:
• с уровнем дохода на душу населения выше среднего (от 3 946 до 12 195 долл.);
• с уровнем дохода на душу населения ниже среднего (от 996 до 3 945 долл.).
^ страны с низким уровнем дохода на душу населения (от 995 долл. и ниже). Классифицируем основные угрозы экономической безопасности Российской Федерации.
Как правило, основные угрозы экономической безопасности России проявляются в тех секторах, в которых осуществляются экономичес-
кие отношения с международными субъектами. Рассмотрим важнейшие из них.
1. Товарный рынок. По прогнозам специалистов в будущем в международной торговле будет опережающими темпами расти экспорт готовых изделий, сокращаться доля рынка сырья и доходы от него вследствие внедрения ресурсосберегающих технологий.
В этой сфере основными угрозами для России выступают:
• нерациональная структура экспорта и импорта и возможность ее консервации, доля машино-технических изделий в российском экспорте — менее 5 % (наукоемких — около 1 %), а в импорте — более трети;
• дискриминационные меры, прежде всего антидемпинговые санкции других стран и блоков;
• незаконный экспорт природных ресурсов из России;
• незаконный (контрабандный) ввоз товаров в Россию;
• хронические крупные неплатежи за поставляемые топливно-энергетические ресурсы в страны СНГ;
• зависимость состояния российской экономики (размера ВВП, инфляции, доходы бюджета, торговый баланс и пр.) от мировых цен на нефть;
Таблица 4
Рейтинговая таблица: страны и территории в зависимости от размера валового национального дохода на душу населения
Место в рейтинге Экономика стран со средним уровнем дохода на душу населения (выше среднего) Уровень дохода на душу населения, долл.
70 Антигуа и Барбуда 12 070
71 Ливия 12 020
72 Литва 11 410
73 Венесуэла 10 150
74 Санкт-Китс и Невис 10 100
75 Чили 9 420
76 Российская Федерация 9 370
77 Уругвай 9 360
78 Палау 8 940
79 Мексика 8 920
80 Турция 8 730
81 Сейшельские Острова 8 480
82 Румыния 8 330
84 Бразилия 8 040
85 Ливан 7 970
86 Аргентина 7 570
87 Габон 7 370
88 Маврикий 7 240
89 Малайзия 7 230
90 Казахстан 6 740
91 Панама 6 710
92 Черногория 6 550
93 Ботсвана 6 240
94 Коста-Рика 6 230
95 Сербия 5 990
96 Болгария 5 770
96 Южная Африка 5 770
99 Гренада 5 550
100 Беларусь 5 540
101 Сент-Люсия 5 170
102 Сент-Винсент и Гренадины 5 110
103 Ямайка 4 990
104 Колумбия 4 930
105 Суринам 4 760 *
106 Доминика 4 870
107 Азербайджан 4 840
108 Босния и Герцеговина 4 700
110 Иран 4 530
111 Доминиканская Республика 4 510
112 Алжир 4 420
113 Македония 4 400
114 Намибия 4 290
115 Перу 4 150
116 Албания 3 950
116 Фиджи 3 950
• резкая либерализация внешней торговли, которая может привести к увеличению вывоза невозобновляемых природных ресурсов и разорению большинства отечественных производителей, а также увеличению безработицы. 2. Финансово-кредитная сфера. Среди угроз
можно отметить следующие:
• слабость банковского сектора (его суммарный капитал составляет только 4 % ВВП) угрожает исчезновением отечественных и появлением зарубежных субъектов и регуляторов (как частных компаний, так и международных организаций) этой сферы и экономики в целом в собственных интересах;
• рост влияния мировых финансовых процессов, колебаний конъюнктуры, в том числе негативного характера, на финансовую сферу и экономику в целом, что продемонстрировал кризис 1998 г.;
• утечка капитала, которая обескровила экономику, лишив ее инвестиций, а бюджет потерял 100 млрд долл. Россия, которая испытывает огромную потребность в инвестициях, на мировом рынке капиталов, как это ни парадоксально, является крупным экспортером капитала (особенно нелегального);
• увеличение притока иностранных инвестиций имеет ряд негативных последствий. Во-первых, оно фактически способствует закреплению сырьевой экспортно ориентированной модели российской экономики, поскольку половина всего объема инвестиций в промышленность — это инвестиции в топливно-энергетические и сырьевые отрасли. Во-вторых, в настоящее время наблюдается не столько угроза оттока капитала из России, сколько угроза его существенного притока на рынок, который в силу своей узости может создать серьезные проблемы как для устойчивости самого рынка, так и для устойчивости рубля;
• негибкая и нерациональная долговая политика. Выплаты по внешнему долгу России доходят до 17 млрд долл. ежегодно. Вступление России в Парижский клуб стоило ей потери 110 млрд долл., которые были должны другие страны из общего долга в 160 млрд долл. Сегодня эта цифра составляет 10 млрд долл. Россия получила значительные доходы от высоких цен на нефть на мировых рынках и увеличила золотовалютные резервы. Российское руководство
же объявило о полной и своевременной (и даже досрочной) выплате внешнего долга, хотя можно было вести переговоры о его реструктуризации и использовать эти средства на инвестиции.
3. Валютный рынок. Основные угрозы:
• привязка российского рубля к доллару США. Россия фактически кредитует США тем, что в России находится около 100 млрд наличных долларов. Более того, Россия фактически укрепляет курс доллара, поскольку золотовалютные резервы хранятся в основном в долларах. В случае падения курса доллара Россию ожидает финансовый кризис;
• проводится политика недооценки стоимости рубля к доллару в несколько раз, что обеспечивает текущие, конъюнктурные выгоды, но стратегический проигрыш. Низкий курс рубля порождает инфляцию издержек, чрезмерный экспорт сырья и отток капитала. Высокие текущие экспортные доходы в связи с заниженным курсом рубля приносят конъюнктурные выгоды, не влекущие роста инвестиций в экономику. Дешевая национальная валюта облегчает скупку иностранными компаниями российских активов.
4. Рынок рабочей силы. В то время как развитые страны ограничивают процесс иммиграции, Россия уже испытывает настоящую экспансию из Азии, прежде всего из Китая. Причем незаконная иммиграция во много раз превосходит законную. Эта угроза приводит к обострению на российском рынке труда, увеличивая спрос на рабочие места и снижая цену труда (заработную плату). К тому же иммигранты обходятся работодателям дешевле, так как не имеют никаких социальных гарантий.
Наиболее важными являются следующие угрозы экономической безопасности:
1) чрезмерный, превышающий все допустимые пороги структурный перекос экономики в сторону топливно-сырьевой и технологически связанных с ней отраслей;
2) хроническая инфляция, проявляющаяся в росте цен на товары повседневного спроса, автомобильный бензин, тарифы ЖКХ и др.;
3) малый объем ресурсов финансовой системы. Совокупный объем ее ресурсов (включая активы банков и страховых компаний, капитализацию рынков акций и облигаций) угрожающе мал — около годового объема ВВП страны, в то время как в Великобритании, например, он составляет около семи годовых ВВП, в Германии, Франции и Японии — около шести годовых ВВП, в Китае — свыше трех ВВП, Бразилии — два ВВП;
4) многолетний вывоз коммерческими банками капитала за рубеж. Например, к середине 2004 г. коммерческие банки привлекли из-за рубежа 22,4 млрд долл., а вывезли из России 62,1 млрд долл., в 2005 г. было вывезено около 38 млрд долл., что также превысило допустимый порог [8, с. 30];
5) низкая инвестиционная привлекательность;
6) коррупция. Наибольшему коррупционному давлению подвергаются малый и средний бизнесы, хотя в основном от них зависят общественные настроения и рост национальной экономики (табл. 5).
Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:
• реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики;
• текущие показатели экономической безопасности России сигнализируют о наличии серьезных проблем;
• основные угрозы экономической безопасности России проявляются в тех секторах, в которых осуществляются экономические отношения с международными субъектами.
Таким образом, в ближайшей перспективе обеспечение экономической безопасности России -приоритетное направление политики государства. Сегодня государственная политика РФ в указанной сфере включает расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономичес-
Таблица 5
Угрозы экономической безопасности России [1, ^ 36—38]
Вид угрозы Оценка
Коррупция в органах власти 7,49
Спад производства в наукоемких отраслях 7,43
Резкий рост преступности 6,31
Разрушение отечественных научных школ 5,60
Невыполнение государством функций защиты субъектов хозяйствования 5,32
кого пространства с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, создание благоприятных условий для участия России в международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, повышение эффективности борьбы с теневой экономикой.
Необходимо срочно начинать фундаментальные структурные реформы экономики, чтобы заставить работать на страну не только сырьевые, но и прежде всего человеческие ресурсы. В некоторых отраслях промышленности начинать придется практически с нуля, поскольку вхождение России в мировую экономическую систему на достойных условиях потребует возобновления индустриализации в стагнирующих отраслях, создания адекватной инфраструктуры, поиска новых стимулов для реализации невостребованного до сих пор творческого потенциала россиян.
Необходимо уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно ориентированного сектора экономики путем размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленности.
Чрезвычайно важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных, особенно долларовых, заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Многополярный мир должен иметь многополяр-
ную валютную систему, в которой Россия займет достойное место.
Список литературы
1. Василенко А. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации // Бизнес и безопасность. 2009. № 5. С. 36—38.
2. ЖилкинаЮ. В. Экономическая безопасность России (оценка внутренних проблем) // Вестник ТОГУ. 2010. № 3. С. 161—168.
3. Каныгин В. А. Экономическая безопасность России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2007. № 7. С. 123—126.
4. Рябинин Д. Основные макроэкономические показатели России 2008—2010 // Экспресс-обзор. 2008. С. 2—12.
5. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: общий курс. М.: Дело, 2007.
6. Федеральная служба государственной статистики. Информация о социально-экономическом положении России — 2010 год. URL: http://www. gks. ru/bgd/free/B10_00/IssWWW. exe/Stg/d02/6-0.htm.
7. Цветкова А. Ю. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. 2009. С. 60—62.
8. ЧуевД. А. Вступление России в ВТО: сворачивание отраслей народного хозяйства как фактор ухудшения экономической безопасности России // Российское предпринимательство. 2010. № 1. С. 29—38.
onews
10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит
третий ежегодный форум
«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы форума:
- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;
- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;
- тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.
Отраслевые секции: госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected]
Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей www.forum. cnews. ru