Научная статья на тему 'Современное состояние экономических и общественных процессов в Российской Федерации'

Современное состояние экономических и общественных процессов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ / PLANNING IN THE ECONOMY / ВВП / GDP / ИНДЕКС НЕСЧАСТЬЯ / MISERY INDEX / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / SOCIAL PROCESSES / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ) / RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов Андрей Васильевич, Абреков Магомед Мекерович

Актуальность и цели. В течение последних двух лет происходили колебания на рынке нефти, которые отрицательно сказались на экономическом состоянии Российской Федерации. Цель данного исследования экспертная оценка основных индикативных показателей нынешнего состояния и краткосрочного планирования экономики России. Материалы и методы. Реализация поставленных целей достигнута за счет экспертной оценки темпов роста ВВП, темпов роста промышленного производства, индекса несчастья и других важнейших макроэкономических показателей. Результаты. В данной статье авторами определена негативная тенденция в темпах роста ВВП; раскрыта сущность сокращения объема резервного фонда; делаются предварительные выводы о перспективах развития ситуации в экономике (2017-2019 гг.); рассчитана корреляция между индексом несчастья и показателем социальной обеспеченности. Выводы. Авторами делаются экспертные выводы в отношении необходимости увеличения объема инвестиций за счет снижения размера ключевой ставки, а также совершенствования механизма и технологий взаимодействия органов власти, бизнеса и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF ECONOMIC AND SOCIAL PROCESSES IN RUSSIAN FEDERATION

Background. In the last two years have seen fluctuations in the oil market, which adversely affected the economic condition of the Russian Federation. The purpose of this study was to review and evaluate key indicators indicative of the current state and short-term planning of the Russian economy. Materials and methods. The implementation of the goals achieved through expert assessments of GDP growth, the growth rate of industrial production, misery index and other important macroeconomic indicators. Results. In this article, the authors identified a negative trend in GDP growth; the essence of the reduction of the amount of the reserve Fund; made preliminary conclusions on the future development of the situation in the economy (2017-2019 biennium.); designed, int between misery index and indicator of social security. Conclusions. The authors are expert conclusions in relation to the need to increase the volume of investments by reducing the size of the key rate as well as improvement of mechanisms and technologies of interaction between authorities, business and science.

Текст научной работы на тему «Современное состояние экономических и общественных процессов в Российской Федерации»

УДК 330, 338, 303.024, 316.62

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. Власов, М. М. Абреков

CURRENT STATE OF ECONOMIC AND SOCIAL PROCESSES IN RUSSIAN FEDERATION

А. V. Vlasov, M. M. Abrekov

Аннотация. Актуальность и цели. В течение последних двух лет происходили колебания на рынке нефти, которые отрицательно сказались на экономическом состоянии Российской Федерации. Цель данного исследования - экспертная оценка основных индикативных показателей нынешнего состояния и краткосрочного планирования экономики России. Материалы и методы. Реализация поставленных целей достигнута за счет экспертной оценки темпов роста ВВП, темпов роста промышленного производства, индекса несчастья и других важнейших макроэкономических показателей. Результаты. В данной статье авторами определена негативная тенденция в темпах роста ВВП; раскрыта сущность сокращения объема резервного фонда; делаются предварительные выводы о перспективах развития ситуации в экономике (2017-2019 гг.); рассчитана корреляция между индексом несчастья и показателем социальной обеспеченности. Выводы. Авторами делаются экспертные выводы в отношении необходимости увеличения объема инвестиций за счет снижения размера ключевой ставки, а также совершенствования механизма и технологий взаимодействия органов власти, бизнеса и науки.

Ключевые слова: экономика, планирование в экономике, ВВП, индекс несчастья, социальные процессы, общественные процессы, Российская Федерация (Россия).

Abstract. Background. In the last two years have seen fluctuations in the oil market, which adversely affected the economic condition of the Russian Federation. The purpose of this study was to review and evaluate key indicators indicative of the current state and short-term planning of the Russian economy. Materials and methods. The implementation of the goals achieved through expert assessments of GDP growth, the growth rate of industrial production, misery index and other important macroeconomic indicators. Results. In this article, the authors identified a negative trend in GDP growth; the essence of the reduction of the amount of the reserve Fund; made preliminary conclusions on the future development of the situation in the economy (2017-2019 biennium.); designed, int between misery index and indicator of social security. Conclusions. The authors are expert conclusions in relation to the need to increase the volume of investments by reducing the size of the key rate as well as improvement of mechanisms and technologies of interaction between authorities, business and science.

Key words: economics, planning in the economy, GDP, misery index, social processes, public processes, Russian Federation.

Говорю безо всяких - спад экономики еще не полностью пошел на подъем.

В. С. Черномырдин

Введение

Российская Федерация является одной из крупнейших экономик в мире. По размеру ВВП на душу населения Россия занимает шестое место среди промышленно-развитых стран. Кроме того, Россия - один из крупнейших

экспортеров в мире (экспорт в 2015 г. - более 333,5 млрд долл.). Экспорт по большей части выражается продажей сырья и его вывозом. По выражению известного публициста и телеведущего М. В. Леонтьева, Россия - сырьевая супердержава. Это положение было закреплено за государством на протяжении многих веков, что подтверждает недостаточную дифференциацию промышленности.

Целью статьи является оценка экономического положения страны, в том числе темпов роста ВВП; промышленного производства; уровня жизни населения; индекса несчастья; доходов и расходов федерального бюджета; фондов социального страхования (социальных фондов).

Темпы роста ВВП в России в 2016 г. по отношению к аналогичному периоду 2015 г. показывают (рис. 1), что в I квартале произошел спад на 1,2 %, во II квартале - спад на 0,6 %, а спад в III квартале, согласно предварительной оценке Росстата, составил 0,5 %. В целом, рассматривая темпы роста ВВП в 2016 г., можно утверждать, что имеется тенденция к стабилизации экономики.

Рис. 1. Динамика ВВП России и индекса несчастья Оукена (ОМ!) [1]

Ранее главный экономист, заместитель председателя Государственной корпорации «Внешэкономбанк» А. Н. Клепач предположил, что рост ВВП России в III квартале 2016 г. с очисткой от сезонности может составить 0,2 %.

Минэкономразвития предполагает следующий прогноз ВВП в 2016 г.: спад на 0,6 %, а уже в 2017-2019 гг. ожидается рост соответственно на 0,6; 1,7 и 2,1 % [2].

По мнению авторов, замедление темпов снижения ВВП в 2016 г. произошло и будет продолжаться в связи с проведением мер по обеспечению стабильного социально-экономического развития [3], а также в связи с осуществлением контроля в важнейших секторах экономики.

После рассмотрения таких показателей, как международные резервы и резервный фонд, которые способствуют стабильности экономического развития страны при ухудшении ситуации на мировых рынках и возникновении

кризисов, проявляется вся сложность финансового положения страны. Так, объем резервного фонда на ноябрь 2016 г. составляет 31,66 млрд долл., что на 18,29 млрд долл. меньше, чем в январе [4]. Международные резервы Российской Федерации на 25 ноября 2016 г. составили 385,7 млрд долл. США, тогда как в январе они равнялись 368 млрд [5].

Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. В последние два года средняя цена нефти сорта Urals варьировалась в пределах от 39 (2016 г.) до 51 (2015 г.) долл. за баррель, когда в более стабильные времена цена нефти варьировалась в пределах от 97,65 (2014 г.) до 110 (2012 г.) долл. за баррель. Поэтому не удивительно, что объем средств резервного фонда за два года кризиса сократился почти в 3 раза: в ноябре 2016 г. - 31,66 млрд долл. (при значении 90 млрд в ноябре 2014 г.) [4]. При сохранении данных тенденций Резервный фонд в 2017 г. будет исчерпан, в связи с этим Министерству финансов РФ необходимо либо уменьшать затраты из Резервного фонда, чтобы растянуть время его использования, либо увеличить приток средств в фонд.

Министр финансов РФ А. Г. Силуанов заявил: «Мы будем сокращать траты Резервного фонда с тем, чтобы обеспечить его наличие в 2019 и в последующие годы, а бюджетное правило позволит пополнять его при наличии благоприятной конъюнктуры. Бюджет на предстоящую трехлетку - это бюджет, который позволит обеспечить экономическую стабильность, и бюджет, который нацелен на развитие нашей экономики» [6].

Прирост промышленного производства в РФ в январе-октябре 2016 г. составил 0,3 % по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. По мнению авторов, этот результат является лучшим за последние два года, так как прирост промышленного производства в РФ в январе-декабре 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. был отрицательным (-3,4 %). Лидерами по темпам производства за январь-октябрь 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. стали такие производства, как выпуск ре-

(темп прироста 105,6 %); химическое производство (темп прироста 104,4 %); производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (темп прироста 106,2 %); текстильное и швейное производство (темп прироста 104,2 %) [7]. Специалисты утверждают, что причиной благоприятных перемен выступила стабилизация внешних факторов влияния на общеэкономическое положение рынка, таких как цены на энергоносители. Согласно прогнозу Минэкономразвития прирост промышленного производства в 2016 г. составит 0,4 %, в 2017 г. - 1,1 %, в 2018 г. - 1,7 %, в 2019 г. - 2,1 % [8].

Можно утверждать, что уровень жизни населения снизился, так как за январь-октябрь 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. денежные доходы населения увеличились на 1,9 %, расходы на покупку товаров и оплату услуг увеличились на 3,6 %, а сбережения снизились на 6,7 %.

Прирост оборота розничной торговли за период с января по октябрь 2016 г. по сравнению с соответствующим показателем 2015 г. сократился на 5,3 % и составил 22782,4 млрд руб. Сокращение прироста оборота розничной торговли связано с понижением потребительского спроса, который

в свою очередь снизился в связи с сокращением реальных располагаемых доходов на 5,3 % за январь-октябрь 2016 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.) [9].

Согласно прогнозу Минэкономразвития в совокупности за 2016 г. предполагается снижение оборота розничной торговли на 4,6 % с последующим ростом на 0,6 % в 2017 г., 1,1 % в 2018 г. и 1,8 % в 2019 г. Реальные располагаемые доходы в 2016 г. снизятся на 5,6 %, а в 2017-2019 гг. вырастут всего на 0,2; 0,5, 0,8 % соответственно [8].

На протяжении 20 лет торговый баланс России имеет положительное сальдо. Сальдо торгового баланса в январе-сентябре 2016 г. составило 63 100 млн долл., но относительно данного периода предыдущего года снизилось на 46,6 % [10]. Внешнеторговый оборот в январе-сентябре 2016 г. составил 335,9 млрд долл., что на 16,5 % меньше показателя данного периода прошлого года, экспорт снизился на 23,4 %, импорт - на 4 %. Если задаться вопросом: почему внешнеторговый оборот снизился на 16,5 %, то самым приемлемым ответом выступает то, что средняя цена на нефть в 2016 г. упала до 39$ за баррель, тогда как в 2015 г. она составляла 51$ за баррель.

Кризис платежного баланса, по мнению М. С. Орешкина, заместителя министра финансов, испытывает шок, который сильнее шока позднего СССР, 1980-х гг. С точки зрения платежного баланса (на конец 2015 г.) экономика адаптировалась, но серьезные риски, которые Минфин не замечает, сохранились [11].

Инфляция за январь-октябрь 2016 г. составила 4,5 %, тогда как за этот же период в 2015 г. инфляция была равна 11,2 %. Такое уменьшение инфляции связано со снижением располагаемых доходов и умеренно-жесткой денежно-кредитной политикой Центрального банка Российской Федерации (Банк России) [9]. «Умеренно-жесткая денежно-кредитная политика означает, что процентные ставки в экономике, включая ключевую ставку, будут на несколько процентных пунктов превышать инфляцию», - сообщила Э. С. Набиул-лина, глава Банка России.

В связи с замедлением инфляции и снижением инфляционных ожиданий при данной неустойчивой экономической активности совет директоров Банка России 16 сентября 2016 г. снизил ключевую ставку до 10 %, в результате чего должно произойти незначительное снижение ставок по кредитам, что в некоторой степени увеличит спрос на кредиты.

А. В. Улюкаев, экс-министр Министерства экономического развития РФ, дал следующий прогноз по инфляции: «Максимально, я думаю, что 5,8 % будет (инфляция по итогам года). Может, и немножко меньше. У нас сейчас 4,1 % накопленная инфляция с начала года, а к соответствующему периоду прошлого года - 6,4 %. Три оставшихся месяца будет примерно по 0,4 %, декабрь, может, чуть больше - 0,5 %. Все вместе это дает 5,4-5,5 % по итогам года» [12].

Согласно прогнозу Минэкономразвития инфляция при базовом сценарии в 2016 г. составит 5,8 %, в 2017-2019 гг. - 4 %.

Уровень безработицы с декабря 2015 г. по февраль 2016 г. в стране составлял 5,8 %, но в марте вырос до 6 %. Это связано с тем, что количество безработных в марте увеличилось на 138 тыс. человек по сравнению с февралем, и это было весьма странным явлением, после того как в 2015-2016 гг.

наблюдались колебания численности безработных в пределах 10-30 тыс. человек [9].

Уровень безработицы на октябрь 2016 г. составил 5,4 %, в первую очередь это связано с сокращением количества безработных по сравнению с мартом на 464 тыс. людей и увеличением числа занятых на 971 тыс. людей в условиях ограниченных возможностей для развития и модернизации производств и медленного роста экономики [13].

«Безработица в течение 2016-2017 гг. не будет иметь ярко выраженную динамику и стабилизируется на уровне 2015 г. - 5,9 % от рабочей силы. В 2018 г. по мере восстановления экономики безработица начнет снижаться и к 2019 г. составит 5,7 % от рабочей силы», - спрогнозировали эксперты Минэкономразвития.

Согласно табл. 1 доходы федерального бюджета РФ в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократились на 5,8 %, а в 2016 г. сократятся на 7,8 %, в планируемом 2017 г. - на 7,3 %, в 2018 г. - на 3,5 %, а уже в 2019 г. произойдет увеличение доходов на 2,3 %. Данная динамика объясняется снижением доходов от нефтегазовых поступлений, что в свою очередь произошло в связи с падением цен на нефть сорта Urals. Таким образом, объем нефтегазовых поступлений по результатам исполнения федерального бюджета 2015 г. сократился на 21,1 % по сравнению с 2014 г., в нынешнем 2016 г., согласно ФЗ «О федеральном бюджете 2016 года», нефтегазовые доходы сократятся на 35,7 %, а сокращение нефтегазовых доходов в 2017-2019 гг., согласно проекту ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.», составит соответственно 32,3; 31 и 27,8 %.

Таблица 1

Федеральный бюджет РФ, 2014-2019 гг., в млрд руб.

2014 2015 2016 2017 2018 2019

ФЗ от ФЗ от ФЗ от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»

Источник 05.10.2015 № 276-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год» 31.10.2016 № 377-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2015 год» Проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

1 2 3 4 5

Доходы 14496,9 13659,2 13368,6 13437 13989 14825

Нефтегазовые доходы 7433,8 5862,6 4777,6 5029 5133 5370

Ненефтегазовые доходы 7063,1 7796,6 8591 8408 8856 9455

НДС на товары,

реализуемые на территории РФ 2181 2448 2637 2888 3205 3559

НДС на ввози-

мые на террито- 1750 1785 1910 2001 2119 2265

рию РФ

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 521 528 623 791 854 894

Налог на прибыль организаций 411 491 465 599 635 686

Ввозные пошлины 652 565 542 529 538 558

Остальные поступления 1548,1 1979,6 2414 1600 1505 1493

Расходы 14831,6 15620,3 16403 16181 15978 15964

Общегосударственные вопросы 936 1118 1098 1170 1126 1115

Национальная оборона 2479 3181 3889 2840 2728 2856

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2086 1966 1943 1968 1945 2007

Национальная экономика 3063 2324 2166 2292 2247 2054

Социальная политика 3452 4265 4631 5080 4962 5054

Образование 638 611 558 568 589 586

Остальные расходы 2177,6 2155,3 2118 2263 2381 2292

Дефицит/ Профицит -334,7 -1961,1 -3034,4 -2744 -1989 -1139

Источник: 2014-2015 гг. - фактические значения [7, 14, 15]; 2016 г. -Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» [16]; 2017-2019 гг. - проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [17]; https: //www .finam .ru/analysis/forecasts/federalnyiy-byudzhet-na-2017-2019-gody-o-chem-govoryat-ego-osnovnye-parametry-20161024-13320/

Отмечается рост ненефтегазовых доходов в 2015-2019 гг. (по отношению к 2014 г.) на 10,4; 21,6; 19; 25,4 и 33,9 %. Основными статьями ненефтегазовых доходов в 2015 г. оказались: НДС на товары, реализуемые на территории РФ (17,9 % из общей суммы доходов федерального бюджета), и НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (13 % из общей суммы доходов федерального бюджета).

Происходит увеличение расходов государства. Так, в 2015 г. по отношению к 2014 г. расходы увеличились на 5,3 %, а в 2016 г. по отношению к 2014 г.

увеличатся на 10,6 %. Также можно наблюдать рост расходов федерального бюджета в прогнозируемых 2017-2019 гг. (по отношению к 2014 г.) соответственно на 9,1; 7,7 и 7,6 %. По мнению авторов, увеличение расходов в 2015 г. связано с увеличением расходов (по отношению к 2014 г.) на национальную оборону на 28,3 %, на социальную политику на 23,6 % и на общегосударственные вопросы на 19,4 %. Увеличение расходов в 2016-2019 гг. также связано с увеличением расходов на общегосударственные вопросы, национальную оборону и социальную политику.

Рост расходов федерального бюджета более высокими темпами, чем темпы роста доходов, вызывало и вызовет появление бюджетного дефицита. Так, по отношению к 2014 г. темпы роста расходов в 2015 г. составили 5,3 %, тогда как темпы роста доходов составляют минус 5,8 %, что вызвало появление дефицита бюджета 1961,1 млрд руб. Аналогичная ситуация будет наблюдаться в 2016-2019 гг. и по прогнозу вызовет дефицит соответственно 3034,4; 2744; 1989; 1139 млрд руб.

А. Н. Клепач заявил, что Россия должна пойти на увеличение бюджетного дефицита для стимулирования экономического роста. Он прокомментировал отсутствие роста: «Если мы хотим переломить эти вещи (отсутствие роста), нам не удастся вписаться в тот бюджет, который есть. Надо идти на увеличение его дефицита. Надо думать, как его финансировать. Уровень долга у нас низкий - 12 % ВВП, можем увеличить» [18].

«Темпы инфляции продолжают замедляться в соответствии с базовым прогнозом Банка России. Этому способствуют сдерживающее влияние спроса, замедление роста издержек и укрепление рубля. Развитие экономической ситуации в целом отвечает нашим ожиданиям», - доложила Э. С. Набиуллина

[19].

Предварительные выводы

После рассмотрения нынешнего состояния и прогнозов органов власти можно сделать следующие предварительные выводы о том, что экономика Российской Федерации:

- находится в зависимости от цен на нефть. Поэтому сейчас на первый план выходит необходимость сокращения зависимости бюджета от нефтегазовых поступлений. Сокращение зависимости от нефти можно осуществить за счет интенсификации политики диверсификации (в данное время процесс диверсификации протекает медленно);

- не обладает явным позитивным долгосрочным трендом развития в связи с тем, что имеются такие негативные причины, как отрицательные темпы роста ВВП, сокращение оборота розничной торговли (за январь-октябрь по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. на 5,3 %), увеличение дефицита бюджета (на 123,1 % по сравнению с 2015 г. (январь-октябрь)); положительными сторонами выступают снижение уровня официальной безработицы и повышение прироста промышленного производства отраслей (январь-октябрь - 0,3 %), тренд на «выравнивание» ситуации и положительная динамика по отношению к показателям 2015 г.;

- встанет на путь восстановления в 2017 г., поскольку (согласно прогнозам Минэкономразвития) прогнозируемые темпы роста ВВП составят 0,6 %,

произойдет увеличение прироста промышленного производства до 1,1 %, рост оборота розничной торговли составит 0,6 %, инфляция уменьшится до 4 % (если данный прогноз окажется верным, то можно утверждать, что в 2017 г. Банк России уменьшит ключевую ставку на 0,25 % во II и IV кварталах), уровень безработицы не изменится. А. Л. Кудрин подчеркнул, что в ближайшие несколько лет, начиная с 2017 г., Россия будет переживать постепенный экономический рост, а пик («дно») нынешнего кризиса будет пройден [20];

- будет в фазе восстановления в 2018 г., но ее состояние будет лучше, чем в 2017 г. в связи с увеличением темпов роста ВВП до 1,7 %, увеличением прироста промышленного производства до 1,1 %, ростом оборота розничной торговли до 1,1 %, сокращением инфляции до 4 %, а также со снижением уровня безработицы по сравнению с 2017 г.;

- приблизится к фазе экономического роста только в 2019 г. Экономическое состояние страны будет лучше, чем в предшествующие годы в связи с увеличением темпов роста ВВП до 2,1 %, приростом промышленного производства до 2,1 %, ростом оборота розничной торговли на 1,8 %, сокращением инфляции до 4 % и снижением уровня безработицы до 5,7 %.

Общественные процессы

Для оценки влияния инфляции и безработицы на общественные процессы и деятельность социальных фондов использовались макроэкономические индексы: индекс несчастья [21, 22], индекс экономической стабильности [23]. Индекс несчастья Оукена (от англ. Okun's Misery Index) состоит из суммы уровня безработицы и уровня инфляции за период. Индекс несчастья Бар-ро дополняет «Оукена» значениями долгосрочных процентных ставок за вычетом темпов роста реального ВВП, рассчитывается как разность значений переменных за период. Индекс экономической стабильности включает вола-тильность валютного курса национальной денежной единицы (рубля к доллару США), среднегодовой темп инфляции и уровень безработицы.

На основе данных индексов была рассчитана их корреляция с индексом пенсионной и социальной обеспеченности (табл. 2) за период 2011-2015 гг. Индекс пенсионной обеспеченности определялся как отношение дефицита (профицита) Пенсионного фонда РФ к численности населения России в расчете на 10 тыс. человек; индекс социальной обеспеченности - как отношение дефицита (профицита) фондов социального обеспечения к численности населения России в расчете на 10 тыс. человек.

Таблица 2

Корреляция макроэкономических показателей и показателей социальной обеспеченности в Российской Федерации

Уровень инфляции Индекс OMI* Индекс BMI** Индекс эс*** Процентная ставка Темп роста ВВП

Индекс пенсионной обеспеченности -0,8484 -0,8497 -0,8698 -0,5891 -0,7165 0,9767

Индекс социальной -0,8929 -0,8957 -0,8909 -0,6508 -0,7009 0,9796

обеспеченности

Источник: составлено А. В. Власовым на основе открытых данных Банка России (http://cbr.ru/statistics/), Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ accounts/), Европейской экономической комиссии (http://www.eurasian-commission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/default.aspx).

** Индекс OMI (англ. Okun's Misery Index) - индекс несчастья Оукена.

** Индекс BMI (англ. Barro's Misery Index) - индекс несчастья Барро, который был рассчитан с использованием ставки рефинансирования Банка России (за 2011-2015 гг.).

*** Индекс ЭС - индекс экономической стабильности.

Данные расчеты показывают прямую прочную связь между изменениями индекса несчастья и пенсионной и социальной обеспеченности (см. табл. 2).

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Происходящие с рядовыми потребителями России «экстремальные ситуации» - это не случайность, а закономерность. Институциональные иллюзии в отношении ближайшего экономического роста не были обоснованы правительством открыто, доступно и до конца понятно широкой общественности.

Рассматривая общественные процессы с точки зрения социально-экономического генотипа общества [24], можно заметить, что рядовой потребитель сокращает свой рацион потребления, в данных условиях уровень сбережений приближается к уровню потребления. На текущий момент подобные процессы характерны и для всех социальных фондов страны, включая пенсионный.

Для выхода из кризиса необходимо увеличивать объем инвестиций, понижая размер ключевой ставки, которая уже снизилась за 2016 г. до 10 %.

Перспективной является задача совершенствования механизма и технологий взаимодействия органов власти, бизнеса и науки. В продолжение президентской «Научно-технологической инициативы» и «Стратегии научно-технологического развития» необходимо наращивать и поддерживать уровень инвестиций в отечественную промышленность, особенно в модернизацию и обновление производственных фондов, чтобы достойно отвечать на вызовы международной конкуренции и ориентироваться на инновационную экономику.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#;

http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/vvp14-m.htm (дата обращения: 20.11.2016).

2. Базовый прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. - URL: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/macro/2016241101 (дата обращения: 25.11.2016).

3. Об утверждении Плана действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. - URL: http://government.ru/news/22017/ (дата обращения: 01.12.2016).

4. Объем средств резервного фонда. - URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/ reservefund/statistics/volume/ (дата обращения: 01.12.2016).

5. Международные резервы Российской Федерации. - URL: https://www.cbr.ru/ hd_base/Default.aspx?Prtid = mrrf_7d (дата обращения: 01.12.2016).

6. Минфин предлагает потратить 1,1 трлн Резервного фонда. - URL: https://regnum.ru/ news/economy/2191911.html (дата обращения: 01.12.2016).

7. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». - URL: http://budget.gov.ru (дата обращения: 01.12.2016).

8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. - URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/2016241101 (дата обращения: 01.12.2016).

9. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.12.2016).

10. Статистика внешнего сектора. - URL: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId = svs (дата обращения: 01.12.2016).

11. Шок, который сейчас переживает Россия, сильнее шока позднего СССР. Ведомости. - URL: http://www.vedomosti.ru/economics/video/2015/12/22/622116-shok-kotorii-seichas-perezhivaet-rossiya-silnee-sssr (дата обращения: 23.12.2015).

12. Улюкаев: инфляция падает, ВВП растет. - URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/76029 (дата обращения: 01.12.2016).

13. Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2016 года. - URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/239.htm (дата обращения: 01.12.2016).

14. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 276-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год». - URL: http://ivo.garant.ru/# %2Fdocument %2F71208188 %2Fparagraph %2F1 %3A (дата обращения: 01.12.2016).

15. Федеральный закон от 31 октября 2016 г. № 377-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2015 год». - URL: http://ivo.garant.ru/# %2Fdocument %2F71527398 %2Fparagraph %2F1 %3A8 (дата обращения: 01.12.2016).

16. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год. - URL: http://ivo.garant.ru/# %2Fdocument %2F71279990 %2Fparagraph %2F1 %3A10 (дата обращения: 01.12.2016).

17. Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов. - URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения: 01.12.2016).

18. Клепач: государственные расходы сейчас сокращать не стоит. - URL: http://tass.ru/ekonomika/3669859 (дата обращения: 01.12.2016).

19. Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 16 декабря 2016 года. - URL: http://cbr.ru/Press/?PrtId = event&id = 807&PrintVersion = Y (дата обращения: 17.12.2016).

20. Сочи: дела - в гору [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2016/10/02/vladimir-mau-glavnyj-posyl-mezhdunarodnogo-foruma-v-sochi-investicii.html (дата обращения: 01.12.2016).

21. Okun, A. M. Potential GNP: Its Measurement and Significance / A. M. Okun // Proceedings of the Business and Economics Statistics Section of American Statistical Association. - 1962. - P. 98-104.

22. Barro, R. J. Reagan vs. Clinton: Who's The Economic Champ? / R. J. Barro // Business Week, Economic Viewpoint. - 1999. - February 22.

23. Балацкий, Е. В. Оценка институционального развития России / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова. - М. : Перо, 2016.

24. Майминас, Е. З. Социально-экономический генотип общества / Е. З. Майминас // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. - 2016. - № 4. - С. 186-204.

Власов Андрей Васильевич

ассистент,

Департамент экономической теории,

Финансовый университет

при Правительстве Российской

Федерации;

консультант,

DeMontroyal

E-mail: avvlasov@fa.ru

Абреков Магомед Мекерович

специалист,

DeMontroyal

E-mail: study@demontroyal.com

Vlasov Andrey Vasiliyevich assistant,

Department of economic theory, Financial University of the Government of the Russian Federation; consultant, DeMontroyal

Abrekov Magomed Mekerovich

specialist,

DeMontroyal

УДК 330, 338, 303.024, 316.62 Власов, А. В.

Современное состояние экономических и общественных процессов в Российской Федерации / А. В. Власов, М. М. Абреков // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 4 (20). - С. 14-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.