Научная статья на тему 'Национальные особенности развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом'

Национальные особенности развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / NATIONAL CHARACTERISTICS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / SMALLAND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеева Оксана Анатольевна, Евсеева Светлана Анатольевна

Малый и средний бизнес является основой экономик многих стран. В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых и средних предприятий. В статье определяется уровень развития предпринимательства различных стран и исследуются особенности развития малого и среднего бизнеса Японии и США, как представителей стран с высоким уровнем развития предпринимательства. Характеристика национальных особенностей развития малого и среднего бизнеса структурирована по этапам его развития. Выделены основные программы развития малого и среднего бизнеса, а также органы, осуществляющие поддержку. Сформированы ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание при дальнейшем развитии малого и среднего бизнеса в России. В качестве рекомендаций предлагается совершенствование государственной поддержки и информированности субъектов малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евсеева Оксана Анатольевна, Евсеева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Comparative Analysis of Small and Medium-Sized-Enterprise Development in the Russian Federation and Abroad

The article compares Russian Federation (RF) development of the smalland medium-sized enterprise (SME) sector with that being effected by foreign countries. Subsequently, it indicates that SMEs are the backbone of many economies and that entrepreneurship is the accepted global indicator of their growth and expansion. At this stage, the study investigates the features of industrial development in various countries, noting that the SMEs in the US, France and Japan exhibit extensive levels of entrepreneurship. The document adds that national development of these SMEs (and other bodies) is proceeding in structured stages. In the remainder of the report, the commentary focuses on the major points influencing SME growth in the RF. The blueprint, in conclusion, has sought to expand public awareness of SMEs in general, while generating support for them in Russia.

Текст научной работы на тему «Национальные особенности развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом»



> <

Национальные особенности развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом*

A comparative Analysis of Small and Medium-Sized-Enterprise Development in the Russian Federation and abroad

УДК 330.5

к

X CL

О

Евсеева Оксана Анатольевна

доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат экономических наук 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29

Evseeva oksana Anatol'evna

St. Petersburg State Polytechnical University Polytechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russian Federation, 195251

Евсеева Светлана Анатольевна

ассистент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

195251, Санкт-Петербург Политехническая ул., д. 29

evseeva Svetlana anatol'evna

St. Petersburg State Polytechnical University Polytechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russian Federation, 195251

Малый и средний бизнес является основой экономик многих стран. В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых и средних предприятий. В статье определяется уровень развития предпринимательства различных стран и исследуются особенности развития малого и среднего бизнеса Японии и США, как представителей стран с высоким уровнем развития предпринимательства. Характеристика национальных особенностей развития малого и среднего бизнеса структурирована по этапам его развития. Выделены основные программы развития малого и среднего бизнеса, а также органы, осуществляющие поддержку. Сформированы ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание при дальнейшем развитии малого и среднего бизнеса в России. В качестве рекомендаций предлагается совершенствование государственной поддержки и информированности субъектов малого и среднего бизнеса.

The article compares Russian Federation (RF) development of the small- and medium-sized enterprise (SME) sector with that being effected by foreign countries. Subsequently, it indicates that SMEs are the backbone of many economies and that entrepreneurship is the accepted global indicator of their growth and expansion. At this stage, the study investigates the features of industrial development in various countries, noting that the SMEs in the US, France and Japan exhibit extensive levels of entrepreneurship. The document adds that national development of these SMEs (and other bodies) is proceeding in structured stages. In the remainder of the report, the commentary focuses on the major points influencing SME growth in the RF. The blueprint, in conclusion, has sought to expand public awareness of SMEs in general, while generating support for them in Russia.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, национальные особенности, развитие

Keywords: small- and medium-sized enterprises, development, national characteristics

Малые и средние предприятия имеют важнейшее социально-экономическое значение, поскольку способствуют росту занятости населения, региональному

развитию, обеспечивают стабильность в социальной сфере и политике, а также лучше адаптируются к меняющимся запросам рынка. Однако роль малого и среднего бизнеса во многих странах до 1980-х гг. недооценивалась. Принято было полагать, что данный сектор экономики — это первый этап развития крупного производства, имеющий переходящий характер. Примерно такой же оценочный подход был распространен в дореформенный период России.

Только к началу 1980-х гг. появилось понимание важности малого и среднего бизнеса в мире. Новаторами в данной области стали, прежде всего, США и Великобритания, которые первыми осознали, что крупные предприятия чаще всего характеризуются невысокой заинтересованностью в создании новых рабочих мест, инновационным подходом ведения бизнеса, а также большими затратами и негативным влиянием на окружающую среду. В настоящее время многие страны развитого капитализма считают основой своей экономики именно деятельность малых и средних предприятий.

Уровень развития предпринимательства в мировой практике характеризуется общепринятым показателем — числом малых и средних предприятий [1], приходящихся на 1000 человек (табл. 1).

Основываясь на данных табл. 1, можно сказать, что малый и средний бизнес является основой экономики таких стран, как Япония, Италия, Франция, США и Великобритания.

Особенности развития малого и среднего бизнеса в Японии

К малым и средним предприятиям в Японии относят юридические лица, размер капитала которых составляет до 100 млн иен или число работающих до 300 человек. В рамках данной группы рассматривают и физических лиц, у которых работают до 300 человек.

* Материалы подготовлены и публикуются при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации. Грант МК-4968.2013.6.

Таблица 1

Показатели уровня развития предпринимательства в разных странах

Страна Число малых и средних предприятий Доля малых и средних предприятий, %

в расчете на 1000 жителей в общей численности занятых в ВВП

Великобритания 46 49 50-53

Германия 37 46 50-54

Италия 68 73 57-60

Франция 35 54 55-62

Страны ЕС 45 72 63-67

США 74,2 54 50-52

Япония 49,6 78 52-55

Россия 5,65 9,6 10-11

Становление и развитие японского предпринимательства проходило определенные этапы, особенности которых заключаются в следующем:

1. 1750-1939 гг.

Крестьяне выступали главным источником капитала, поскольку были владельцами практически единственного средства производства в тот период времени. Единая денежная ставка сменила сбор налогов в натуральной форме. Правительство занималось строительством заводов, которые позже продавало крупным торговцам (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи), — так начиналось создание концернов в Японии. Концерны и правительственные заводы стали центром, вокруг которого стали возникать малые и средние предприятия, выполняющие заказы крупного бизнеса в ужесточенных условиях. В дальнейшем высокая ставка налогов привела к разорению большей части крестьян, превратив их в арендаторов земли.

2. 1945-1960 гг.

Полная реконструкция производства на крупных предприятиях, а также освоение новых производств повлияли на малый и средний бизнес, поскольку способствовали изменениям в технической базе и использованию новых видов сырья и материалов. Такие изменения в первую очередь коснулись субподрядных фирм, технический уровень которых во многом определял конкурентоспособность крупных предприятий, стремящихся на мировые рынки.

3. 1960-1965 гг.

Рост индивидуализации запросов потребителей и сегментация производственного спроса способствовали переориентации экономики с крупномасштабного производства на производство разнообразной продукции малыми партиями. Происходившие процессы обусловили возникновение на рынке множества новых ниш для малых и средних предприятий (МСП). Переход ведущей роли в НТП к электронизации, новым материалам, биотехнологии повысил их доступность для малых и средних предприятий, так как научные разработки в данных областях и налаживание эффективного производства требовали существенно меньших финансовых ресурсов.

4. 1965-1970 гг.

В производственной сфере на МСП началась кардинальная перестройка, основанная на переходе от машинной к мекатронной технике. Сначала в процесс были вовлечены субподрядные предприятия, для которых внедрение мекатронной техники стало практически единственным способом соответствовать возросшим требованиям головных компаний по вопросам уровня издержек производства, а также качества выпускаемой продукции. В начале 1980-х гг. треть

< —

ш

ш ш

ш ^

со <

сг

т

>

<

X —

< сг

МСП сборочных машиностроительных производств х имели в составе оборудования различные виды ме- о катронной техники. н

5. 1970-1980 гг.

Микроэлектронная техника и средства автоматизации активно распространялись по цепочке производственного цикла на все новые субподрядные предприятия. Данный процесс начал охватывать и другие категории МСП. Он приобрел настолько масштабный характер, что привело к снижению разрыва в техническом уровне между крупным и малым предприятиями.

6. 1981-1990 гг.

Происходит рост объема инвестиций в оборудование в расчете на одного занятого на МСП и производительности труда. В данный период малый и средний бизнес разрабатывали новую технику и технологии. К концу 1980-х гг. станки с числовым программным управлением были приблизительно у 70% как МСП, так и крупных предприятий. Такая же ситуация наблюдалась и в распространении машинных центров.

7. 1991-2009 гг.

За 1990-1998 гг. реальный уровень ВВП на душу населения увеличился на 50%. В 1996 г. 99,3% всех частных предприятий обрабатывающих отраслей промышленности Японии составляли предприятия малого и среднего бизнеса. На заводах Японии доля МСП, где численность работающих не превышала 300 человек, составляла более 99%. В 1998 г. относительную экономическую стабильность стране обеспечил именно малый и средний бизнес.

8. 2009-2012 гг.

Мировой кризис 2009 г. значительно отразился на экономике страны. Кризис повлек за собой сокращение рабочих мест, уменьшение производственных мощностей и т.д. особенно на малых и средних предприятиях. Поддержка в кризисный период малому и среднему бизнесу составила 5 трлн иен. Набор антикризисных мер краткосрочного характера включал создание новых рабочих мест (намечено создать 400 000-500 000 рабочих мест в 2009 фин. г.), поддержку финансового сектора и обеспечение нормального финансирования реального сектора, включая малый и средний бизнес, финансирование общественных работ.

Высокий уровень государственного влияния на экономику страны всегда был характерен для Японии, что не могло не сказаться и на поддержке малых и средних предприятий. Несмотря на ограниченные природные ресурсы, Япония сумела стать одним из лидеров мировой экономики за короткий промежуток времени. Нельзя не отметить, что большой вклад в данное достижение внесла государственная политика, направленная на поддержку и развитие МСП.

^ С целью государственного стимулирования МСП в ш Японии используется система различных экономиче-| ских рычагов: общие и целевые льготные кредиты и ^ займы, налоговые льготы, техническая и консультативная поддержка, информационно-компьютерное об-2 служивание, подготовка кадров и т.д. Данная помощь х находит отражение в законодательстве и осуществля-х ется с помощью средств системы государственных, ш смешанных и частных коммерческих и некоммерческих т организаций, включая специальные центры по «вы-£ ращиванию» новых организаций. > Япония стремилась к созданию собственного вы-2 сокого научно-исследовательского потенциала, а так-н же организации крупных исследовательских центров < приблизительно начиная с 1980-х гг. В 1983 г. была 1= принята концепция по развитию технополисов. Впо-х следствии темпы их экономического роста значи-х тельно опережали средние показатели по стране. о Большинство технопарков в Японии создавались для н- поддержки МСП в регионах.

Нельзя не отметить весомое значение местного самоуправления. МСП могут освобождаться от местных налогов, получать целевые дотации и займы из бюджетов, что, безусловно, положительно отражается на результатах их деятельности.

Принятие «Закона о малом и среднем предпринимательстве» дало мощный импульс для развития инновационной деятельности МСП в 1999 г.

Правительство предусмотрело предоставление специальных налоговых льгот и преференций для совместных инновационных МСП, созданных на базе университетов, научно-исследовательских институтов и центров технологического развития. Вместе с различными формами финансовой и научно-технической поддержки для экономического стимулирования инновационной деятельности МСП приняты дополнительные меры по исключению из налогообложения сумм, затрачиваемых на НИОКР, включая затраты на оборудование и изготовление опытных образцов и демонстрационных моделей.

Центральное место в системе поддержки и развития МСП в Японии занимает государственное Агентство малого и среднего предпринимательства (БМЕА), которое координирует деятельность всей национальной инфраструктуры поддержки и развития МСП, а также способствует реализации общей стратегии правительства в части инновационной деятельности в секторе МСП. Оно активно работает как с крупными государственными, так и с независимыми организациями, научными центрами и исследовательскими институтами. Среди них важнейшая роль отводится агентству «Организация поддержки МСП и инновационного развития регионов Японии» (БМ!^).

Государство активно привлекает большое количество специалистов с высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, способных к поиску и реализации новых идей и возможностей в сфере предпринимательства, создавая соответствующие правовые и экономические условия. Предоставление налоговых льгот, преференций, стимулирование методами морального поощрения результатов их творческого труда в средствах массовой информации являются основными средствами поддержания их деятельности. Для выдающихся индивидуальных предпринимателей и изобретателей может создаваться специальная инфраструктура поддержки, которая включает систему экономического и социального страхования при возникновении критических ситуаций. Также планируется создание общенациональной информационной про-

граммы, ориентированной на поиск и подбор предпринимателей, частных и институциональных инвесторов для реализации различных инновационных разработок и оригинальных идей, выдвинутых индивидуальными изобретателями и предпринимателями.

Особенности развития малого и среднего бизнеса в США

США является центром возникновения предпринимательства, поэтому развитию малых и средних предприятий в данной стране уделялось всегда много внимания [2]. В 1953 г. была создана Администрация малого бизнеса США (Small Business Administration — SBA), как независимое правительственное агентство, целью которого являлись оказание помощи, защита и поддержка интересов МСП, оказание бесплатных консультаций, сохранение свободной конкуренции на всей территории страны. SBA развивает несколько десятков программ, каждая из которых имеет свою цель, сегмент действия, клиентов, условия участия.

МСП активно способствуют техническому прогрессу, поскольку их инновационная активность значительно выше крупных организаций. При этом МСП, имея ограниченные ресурсные возможности и проявляя высокую инновационную активность, сталкиваются с большими рисками. США уделяют значительное внимание развитию инновационных МСП: в целях обеспечения благоприятных условий для их успешной деятельности правительством США в 1982 г. был принят Федеральный закон «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» с последующими изменениями от 1992 г., основными целями которого являются:

1) стимулирование технологических инноваций;

2) использование потенциала МСП для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;

3) содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;

4) помощь частному сектору в коммерциализации научно-технических достижений по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;

5) вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США, работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.

В рамках данного закона был разработан ряд национальных программ, которые финансируются из государственного бюджета. Программы предоставили инновационным МСП и изобретателям широкие возможности в реализации их разработок. Одним из широко используемых инструментов стимулирования инновационной деятельности на различных предприятиях, законодательно предусмотренных, является исключение из налогообложения многих затрат (приобретение документации, оборудования и др.).

К наиболее эффективным мероприятиям в рамках страны можно отнести Программу инновационных исследований в малом бизнесе (SBIR) и Программу трансферта технологий малого бизнеса (STTR), которые координируются отделом технологий Администрации малого бизнеса (АМБ) [3].

Конкурсная программа финансирования инновационной деятельности МСП SBIR связана с исследованиями и разработкой научно-технических задач государственной важности, способных приносить значительный доход от их коммерциализации.

Малые предприятия, претендующие на участие в программе БВ!Я, должны соответствовать следующим жестким критериям:

• организация должна быть частной, коммерческой, принадлежать гражданину США и быть независимой в своем управлении;

• предприятие должно быть прибыльно работающим;

• на предприятии должны работать профессиональные исследователи, разработчики и аналитики. Их количество может достигать 2/3 от общего числа занятых;

• количество занятых не должно превышать 500 работающих.

При посредничестве БВ!Я для финансирования работ применяются такие механизмы, как:

1)создание венчурных предприятий и заключение контрактов на производство новых продуктов и услуг с частными предприятиями;

2) организация партнерских отношений с донорскими организациями и привлечение средств частных инновационных фондов;

3) заключение контрактов с государственными агентствами на производство продуктов, которые будут использованы федеральным правительством;

4)активное содействие администрации программе БВ!Я в поиске источников финансирования в других федеральных агентствах, в частном секторе или в структурах поддержки МСП.

Программа БИЯ выполняет одну из самых важных задач — совершенствование технологий посредством стимулирования малых предприятий к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Основными заказчиками исследований по этой программе являются крупнейшие правительственные ведомства США. Основное значение имеет практическое применение теоретических разработок в виде новых продуктов и высоких технологий, востребованных рынком. МСП могут получать высокие доходы от коммерциализации инноваций, что стимулирует экономическое развитие США. Важность выполняемых работ определяет квалификационные требования к участникам программы БТТЯ. Применительно к МСП это:

1) предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) предприятие должно работать с прибылью;

3) ведущие исследователи могут не состоять в штате предприятия;

4) размер предприятия ограничен 500 работниками. Эффективность инновационных разработок МСП

определяется по национальной программе «Исследования о результативности НИОКР в малом бизнесе», которая координируется департаментом технологий АМБ. В соответствии с этой программой федеральные агентства США проводят конкурсы на размещение контрактов на специальные исследования и разработки для малого и среднего бизнеса. Также в ее рамках агентство АМБ формирует реестр инновационных МСП, успешно участвовавших в реализации различных НИОКР, позволяющий ускорить процесс поиска и отбора самых перспективных инновационных предприятий.

Программа «Инвестиционные компании малого бизнеса» (БВ1С) является одним из эффективных механизмов финансирования инновационной деятельности МСП. Она предназначена для обеспечения МСП рисковым и инвестиционным капиталом в пе-

риод их старта и расширения. Другим механизмом < является программа БВ1С, которая предназначена щ для финансирования всех типов производственных и | обслуживающих предприятий. Многие БВ!Св ориен- ^ тированы на предоставление венчурных инвестиций □= в инновационные МСП, ориентированные на про- 5 ведение НИОКР и производство новых продуктов и х услуг. Важнейшим достоинством для деятельности х БВ!Св является возможность участия в прибылях, 5 если малые предприятия успешно развиваются в т дальнейшем. £

К числу активных механизмов, содействующих осво- > ению новых технологий, в том числе на инноваци- 2 онных МСП, можно отнести и программу «Деловые ¡Е информационные центры», направленную на под- < держку функционирования приблизительно 400 ин- 1= формационных центров, содействующих использова- х нию высокотехнологичных методов работы в малом х и среднем бизнесе. Деятельность центров включает о бесплатные консультации и обучение как начинающих, н так и действующих предпринимателей с помощью бывших топ-менеджеров и специалистов из других партнерских и общественных организаций, которые тесно сотрудничают с агентством АМБ.

В настоящее время для обеспечения широкого доступа к информации об инновационных разработках в сфере малого бизнеса по инициативе правительства и под управлением Национального научного фонда США создан портал «Инновационные исследования малого бизнеса» [3]. На этом портале в оперативном режиме представлена информация о тематических планах всех соучредителей программ БВ!Я и БТТЯ, а также приводятся данные обо всех исследовательских организациях страны. Кроме того, на портале действует поисковый сайт, позволяющий пользователям найти данные об успешно завершенных НИОКР по заданной тематике.

Российский опыт развития малых и средних предприятий

Малый и средний бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны [4], при этом необходимо заметить, что он прошел значительное количество этапов становления, обладающих рядом особенностей.

1. До 1917 г.

Доля малого и среднего бизнеса составляла более 60% производства промышленных и сельскохозяйственных товаров, 70% розничной и 30% оптовой торговли до Великой Октябрьской революции.

2. 1917-1930 гг.

В результате классовой борьбы большая часть МСП прекратила свое существование. Советы позволили подняться промышленности за счет частников. Малые и средние предприниматели брали в ренту предприятия промышленности и торговли, открывали магазины и малые цеха.

3. 1930-1953 гг.

Советский Союз при Сталине активно развивал гигантские предприятия. Однако почти 50% советских предприятий были малыми и средними, а не крупными. В среднем количество человек, работающих на таких предприятиях, было не выше 100-150 человек. Малые и средние предприятия составляли около 10% от общего объема ВВП страны. В соответствии с государственными планами их практически не финансировали и не уделяли должного внимания.

4. 1953-1986 гг.

В эти годы доля теневой экономики в области малого и среднего бизнеса достигла рекордных размеров. Пищевые производства, легкая промышленность и ЖКХ перешли в теневую экономику страны, бурный расцвет которых относится к концу 1970-х гг. Товары кустарного производства продавались вместе с сельскохозяйственной продукцией на колхозных рынках, а товары политической партии теневиков реализовывались с помощью сети розничных советских магазинов.

5. 1986 гг.

В Эстонии впервые возникли абсолютно законные частные производства, организации, занимающиеся общественным питанием, а также предприятия, работающие в сфере розничной торговли. Экспериментальной зоной создания советских независимых предпринимателей стали страны Прибалтики и Эстония. Широкое распространение получили частные кафе, автомойки, ночные клубы, фотостудии, организации по пошиву одежды и обуви.

6. 1987-1988 гг.

Официальная история мелкого и среднего предпринимательства начинается в 1987 г. в связи с появлением закона «Об индивидуальной трудовой деятельности». Он официально утвердил частный способ получения дополнительных выгод работниками государственных учреждений. Именно 1988-й стал «стартовым» для предпринимательства годом: в этом году приняли закон «О кооперации СССР». В финансовых инспекциях (нынешних налоговых) не было нормальной компьютерной базы: расчеты велись с помощью калькулятора и рассчитывались непосредственно налоговыми работниками. Большая часть малых и средних предприятий специализировалась на строительстве и производстве. Также этот период характеризуется сотрудничеством малых, средних и даже части крупных предприятий с организованными преступными группировками.

7. 1988-1992 гг.

Период с 1992-го по 1995 г. большинство экономистов описывают как период шоковой терапии: огромная безработица, закрытие многих научных организаций, сворачивание деятельности заводами, галопирующая инфляция, мгновенно поглощающая все накопления. Несмотря на количественный рост малых и средних предприятий, производство оставалось очень рискованным и во многих ситуациях убыточным из-за высокой инфляции и дефицита денежных ресурсов. Поэтому предприниматели предпочитали развиваться в сфере розничной и оптовой торговли (привозили товары из-за рубежа).

8. 1998 г.

Российская экономика находится в состоянии кризиса; большинство МСП становятся нерентабельными.

9. 1999-2009 гг.

Высокий курс доллара постепенно сделал импорт менее выгодным, что послужило еще одним толчком к развитию малого и среднего предпринимательства. На смену ОПГ пришли бюрократия и чиновничий произвол и монополисты.

10. 2009-2013 гг.

Затяжной кризис 2009 г. не мог не сказаться на развитии среднего и малого бизнеса в России. Похожая ситуация наблюдалась в 1998-м, когда кризис унес сотни «жизней» МСП. Не получая никакой государственной поддержки, малый и средний бизнес становился просто нерентабельным. Уже к концу 2010 г.

ситуация с МСП в стране немного улучшилась. За счет своих собственных и заемных средств ситуация в стране несколько стабилизировалась.

В России существует немало проблем и рисков [5], с которыми сталкиваются начинающие МСП с момента создания до момента выпуска готового продукта на рынок, как внутренней среды (финансовых, производственных, технологических, кадровых, организационных), так и внешнего окружения (политических, правовых, экономических, социальных). Поэтому без государственной поддержки и повышения информированности субъектов малого и среднего бизнеса невозможно дальнейшее успешное развитие экономики страны.

По итогам проведенных исследований были сформированы ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание при дальнейшем развитии малого и среднего бизнеса в России с учетом кризисных явлений:

• малый и средний бизнес сильно зависит от величины внутреннего спроса. Он в большей степени ориентируется на потребности населения и организаций, функционирующих в России. Снижение платежеспособного спроса приведет к негативным последствиям в виде нехватки оборотных средств, порождающей снижение издержек путем снижения объема выпуска продукции, увольнения части персонала, приостановки перспективных проектов и расширения деятельности;

• использование привычной схемы предоплаты продукции с последующей ее отгрузкой для МСП будет затруднительно в процессе их работы с крупными производителями и поставщиками. Это, прежде всего, характерно для сферы розничной и мелкооптовой торговли и производства строительных материалов. Кризис ликвидности и затруднение получения финансовых ресурсов организации спровоцируют отсутствие заемных средств для закупки необходимой продукции, что может привести к приостановке деятельности некоторых предприятий, в основе бизнес-процессов которых лежит вышеописанная схема;

• рост риска приостановки функционирования предприятия и даже возможен распад в целом инфраструктуры поддержки МСП. Из-за снижения активности МСП и, как следствие, порождаемого ими спроса на различные бизнес-услуги (информационные, маркетинговые, образовательные и др.) некоторые организации инфраструктуры поддержки могут уйти с рынка. Останутся только организации, специализирующиеся на финансовых услугах (например, организации, занимающиеся микрофинансированием, фонды прямых инвестиций, гарантийные фонды). Вероятно, именно данные организации в условиях затруднения получения банковского финансирования будут единственным источником заемных денег для МСП;

• возможный уход МСП в теневой сектор экономики в период кризисных явлений. Отсутствие средств и снижение платежеспособного спроса заставят малые предприятия сокращать масштабы своей деятельности. С целью высвобождения дополнительных средств многие организации минимизируют налоговую нагрузку, будут предпринимать шаги по снижению издержек, в том числе скрывать собственные доходы.

Кроме того, в качестве вариантов решений проблем с позиций государственной поддержки авторам данной статьи представляется целесообразным раз-

вивать формы льготного предпринимательства (особенно на начальном этапе бизнеса), которые уже законодательно закреплены на территории Российской Федерации, а также повышать заинтересованность инвесторов за счет предоставления дополнительных льгот для промышленных производств.

В отношении повышения информированности субъектов малого и среднего бизнеса предлагается создать единое информационное бизнес-пространство — сеть, включающую в себя базу данных по субъектам бизнеса. Необходимо отметить, что в разрозненном виде большая часть перечисленных инструментов существует и основная проблема заключается в отсутствии единой системы — пространства взаимодействия.

Кроме развития государственной поддержки, совершенствования информационного пространства необходимо обратить внимание и на внутренние резервы для развития у самих предприятий.

Таким образом, малый и средний бизнес — важнейшая составляющая современного предпринимательства во всей мировой экономике, дающая основы успешного развития на основе научно-технического прогресса.

На развитие МСП повлияли национальные особенности стран, которые необходимо учитывать при формировании программы поддержки и развития МСП. Государство в развитых странах сыграло в 1960-1970-е гг. огромную созидательную роль, которую продолжает играть и в настоящее время, создав современную инфраструктуру (имеющих собственные организации, банки, сложившиеся системы кооперирования) поддержки МСП. Малый и средний бизнес в России еще недостаточно развит, поэтому необходимо разрабатывать соответствующие программы поддержки с уче-

том зарубежного опыта и национальных особенностей ^ развития. ш

Литература

>

Высоцкая О. А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2012. № 2. С. 94-96.

Ларичева З. М., Стрелкова Л. В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 38-43. Бликов А. О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: < Теория и практика / Учебник. М.: Дашков и Ко, 2003. 356 с.

Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. 160 с.

References

1. Vysotskaya O. A. O kriteriyakh otneseniya sub»ektov pred-prinimatel'stva k malomu i srednemu biznesu [On the criteria of attributing business entities to small and medium businesses]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Ser.: Pravo [Bulletin of the Samara Academy of Humanities. Ser.: Law], 2012, no. 2, pp. 94-96.

2. Laricheva Z. M., Strelkova L. V. Malyy biznes: problemy i perspektivy ego razvitiya [Small business: Problems and prospects of its development]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2006, no. 5, pp. 38-43.

3. Blikov A. O., Shapkin I.N. Maloe predprinimatel'stvo: Teoriya i praktika [Small business: Theory and practice]. Moscow, "Dashkov i Ko." Publ., 2003. 356 p.

4. Aniskin Yu. P. Organizatsiya i upravlenie malym biznesom [Organization and management of small business]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2005. 160 p.

Особенности применения метода реальных опционов при оценке эффективности инновационных проектов

Using innovative-Production Technologies to Develop competitive Advantages for the Russia Federation Manufacturing Sector

УДК 368.025.4

от англ. option — возможность), в связи с чем в последние десятилетия активное развитие получил метод реальных опционов, в основу которого положены модели оценки стоимости финансовых опционов — ценных бумаг, дающих ее держателю право, но не обязанность купить (колл-опцион) или продать (пут-опцион) некий актив по заранее оговоренной цене. Однако основное внимание в литературе уделяется выбору подходов к оценке стоимости реальных опционов, заложенных в проект, в основе которых лежит перенесение моделей оценки, разработанных для финансовых опционов. В рамках данной работы предложено разграничивать виды реальных опционов на контрактные и встроенные, а также показано, что большинство реальных опционов относятся ко второй группе. Также в работе обосновывается, что метод реальных опционов можно рассматривать как метод стратегического анализа

Телехов Игнатий Игоревич

ассистент Санкт-Петербургского государственного университета 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, Д. 63

Telekhov ignatiy igorevich

St. Petersburg State University Tchaikovskogo Str. 63, St. Petersburg, Russian Federation, 191123

Традиционные подходы к оценке инновационных проектов не позволяют должным образом оценить проекты с встроенными в них возможностями (или опционами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.