Научная статья на тему 'Национальные интересы Российской Федерации на постсоветском пространстве'

Национальные интересы Российской Федерации на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3670
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / NATIONAL INTERESTS / POST-SOVIET AREA / RUSSIAN FEDERATION / EXTERNAL POLICY PRIORITIES / GEOPOLITICAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Владыцкий Алексей Сергеевич

В статье обосновывается необходимость выработки внешнеполитической стратегии Российской Федерации в отношении постсоветского пространства, которая будет основываться на национальных интересах. Автор классифицирует национальные интересы России на постсоветском пространстве по сферам деятельности: в сфере экономики, обороны и безопасности, культуры. Делается вывод о том, что России необходимо закрепить в доктринальных документах национальные интересы и свою стратегию в отношении постсоветского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE POST-SOVIET STATES

The article discusses the necessity of elaborating the political strategy of the Russian Federation in the post-Soviet area, which should be based on the national interests. The author classifies the state interests in the post-Soviet area according to different spheres: economics, security, defense and culture. It is also noted that Russia needs including the description of its national interests and the strategy regarding the post-Soviet area into the normative documents.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы Российской Федерации на постсоветском пространстве»

2015'02

ВЛАСТЬ

11З

Drucker P.F. 2007. Management Challenges for the 21st Century. Butterworth-Heinemann. 208 p.

Newman J. 2001. Modernizing Governance: New Labour, Policy and Society. SAGE. 198 p.

Sanoff H. 2000. Community Participation Methods in Design and Planning. John Wiley & Sons. 306 p.

PEREZOLOVA Alyona Sergeevna, postgraduate student of the Chair of History and Theory of Political Science, Political Science Faculty, Lomonosov Moscow State University, Leninskiegory, 1, Moscow, Russia, 119234; a_perezolova@mail.ru)

CITY E-REFERENDUMS:

CASE STUDY OF THE PROJECT «ACTIVE CITIZEN»

Abstract. The paper examines new methods of the involvement of citizens into the public participation, associated with the trend of evolution of information technologies. The author analyzes the capability of civil access to information, consultation and co-participation in urban politics as common practices and as local experience of Moscow. Public participation and mobile application «Active Citizen» are examined in the article in the context of the study of the mechanism of electronic consultation. The city E-referendum is another step to the convergence of the Moscow government and the civil society. The project represents the work of the system of electronic democracy on key urban topics, such as public transport, non-stationary trade facilities, advertising and information designs, health care facilities, industrial facilities, social security institutions, etc.

Keywords: electronic referendum, civic activism, participatory tools, Internet technologies, co-governance

ВЛАДЫЦКИЙ Алексей Сергеевич — аспирант кафедры политологии Московского государственного лингвистического университета (119048, Россия, г. Москва, ул. Усачева, 62; шЫегу1ай19@ yandex.ru)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость выработки внешнеполитической стратегии Российской Федерации в отношении постсоветского пространства, которая будет основываться на национальных интересах. Автор классифицирует национальные интересы России на постсоветском пространстве по сферам деятельности: в сфере экономики, обороны и безопасности, культуры. Делается вывод о том, что России необходимо закрепить в доктринальных документах национальные интересы и свою стратегию в отношении постсоветского пространства.

Ключевые слова: национальные интересы, постсоветское пространство, Российская Федерация, внешнеполитические приоритеты, геополитическая стратегия

Известно, что основным источником и детерминантом внешней политики государства являются национальные интересы, которые объективно существуют вне зависимости от способности их реализации в конкретный исторический период [Белозеров 2011: 96-97]. Именно в национальных интересах выражается потребность той или иной политической общности существовать в мировом сообществе в соответствии с ее культурно-историческими и духовными традициями, реализовать свой потенциал.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия) национальные интересы определены как совокупность вну-

тренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства1. При этом в документе изложены национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Формирование национальных интересов России происходит под воздействием множества факторов, поскольку они зависят от геополитических параметров, места и роли государства в системе международных отношений, научно-технического, ресурсного и военного потенциала, исторических и культурных традиций.

Российская Федерация является важнейшим субъектом международных отношений и объективно имеет свои интересы в ключевых регионах мира, на основе которых определяются приоритеты внешней политики нашей страны. Так, согласно Концепции внешней политики Российской Федерации (далее — Концепция), отношения со странами СНГ провозглашаются ведущим внешнеполитическим направлением России, а постсоветское пространство рассматривается как зона стратегических интересов2. Такая оценка постсоветского пространства предполагает определение национальных интересов РФ в отношении него.

Работ, посвященных определению национальных интересов России в тех или иных регионах мира, насчитывается относительно немного [Емельянов 2014; Слиньков 2010].

Применительно к постсоветскому пространству национальные интересы РФ могут быть классифицированы по сферам деятельности.

Так, в качестве интересов в экономической сфере выступают:

— сохранение доступа к углеводородам и иным ресурсам Каспийского региона, а также их транзит через территорию Российской Федерации;

— транзит российских энергоресурсов через страны постсоветского пространства;

— развитие экономической интеграции России со странами постсоветского пространства.

Интересы России в области экономики носят ключевой характер, их сохранение имеет огромное общенациональное значение. Так, доступ к углеводородам Каспийского региона важен для России, чтобы предотвратить наполнение каспийским газом проектируемого Трансадриатического газопровода (ТАР), который будет перекачивать 16 млрд куб. м природного газа из Каспийского бассейна (Азербайджан). Из этого объема газопровод будет поставлять 6 млрд куб. м в Турцию, а остальные 10 млрд куб. м — на рынки Европы3. Предполагается, что строительство газопровода начнется в 2015 г.

Исходя из стратегии Запада, ТАР направлен в обход России с целью снизить зависимость Евросоюза от импорта ее природного газа.

Транспортировка каспийской нефти на мировой рынок через территорию России позволяет существенно увеличить поступления финансовых средств в российский бюджет за счет транзита углеводородов. При этом России в данном случае противостоят серьезные конкуренты.

Помимо сохранения доступа к углеводородам Каспийского региона, Россия заинтересована в обеспечении бесперебойного транзита своих энергоресурсов через территории бывших республик СССР. Проблема транзита для России в связи с неустойчивыми тарифами, задолженностями по платежам и несанкционированным отбором энергоресурсов стоит весьма остро.

На сегодняшний день прослеживается зависимость России и западноевропейских партнеров от политического климата в странах — транзитерах энергоре-

1 См.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Доступ: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (проверено 07.09.2014).

2 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 12.02.2013. Доступ: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257-Ь160051ЬОТ (проверено 27.11.2014).

3 Подписано соглашение о строительстве Трансадриатического газопровода. 2013. — Официальный сайт «Lenta.ru». Доступ: http://lenta.ru/news/2013/02/13/tap (проверено 21.09.2014).

2 015' 0 2

ВЛАСТЬ

115

сурсов, таких как Украина и Белоруссия. Существуют два российских экспортных трубопровода, которые соединяют газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Западной Европе. В июне же 2014 г. в результате взрыва на газопроводе «Уренгой — Помары — Ужгород» произошел полный сбой поставок газа в Европу. Чтобы избежать подобных инцидентов, Россия со своими западными партнерами начала разработку альтернативных газопроводов.

Приоритетным для России является участие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве для расширения своего экономического сотрудничества. Так, РФ является участником таких инициатив на пространстве бывшего СССР, как Содружество Независимых Государств (СНГ); Союзное государство России и Белоруссии (СГБР); ЕврАзЭС, в структуру которого входят Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Таможенный союз (ТС).

Новым этапом интеграции на постсоветском пространстве стало подписание договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 г. Создание интеграционных объединений для России и других участников будет способствовать расширению объединенного рынка, устранению таможенных барьеров, решению транспортных проблем, свободе передвижения рабочей силы, услуг, капиталов, экономическому развитию. Консолидация России с государствами постсоветского пространства позволит интегрироваться в мировую экономику.

Интересы России на постсоветском пространстве проявляются и в сфере обороны и безопасности. Это:

— урегулирование возникших на территории СССР и не разрешенных до настоящего времени региональных конфликтов;

— использование Россией объектов оборонной инфраструктуры;

— противодействие присоединению к НАТО государств постсоветского пространства;

— противодействие терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции через территорию государств постсоветского пространства.

Как известно, распад Советского Союза привел к возникновению целого ряда региональных конфликтов (нагорнокарабахский, грузино-абхазский, грузино-югоосетинский, молдавско-приднестровский, узбекско-киргизский, таджикский и др.) вблизи границ России, некоторые из которых остаются неразрешенными до настоящего времени.

Россия не может отстраниться от конфликтов и от участия в их урегулировании в силу многих причин. Она связана ответственностью за судьбу этнических русских, которые становятся жертвой конфликтов. Кроме того, негативные последствия происходящего в непосредственной близости от границ России проявляются внутри нашей страны. Сопряженные с конфликтами разрушения, нарушения прав человека и насилие рождают потоки беженцев и вынужденных переселенцев, значительная часть которых направляется в Россию. По некоторым данным, после начала протестных акций на юго-востоке Украины с февраля 2014 г. границу России пересекли более 730 тыс. украинских граждан1.

Таким образом, Россия заинтересована в обеспечении стабильности на постсоветском пространстве, минимизации рисков и угроз на своих границах, в снижении уровня межнациональной напряженности.

На территории государств постсоветского пространства расположен целый ряд важных объектов оборонной инфраструктуры, в использовании которых заинтересована РФ. Особую значимость для России представляет использование наземного эшелона системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). В его состав входят три отдельных радиотехнических узла: в Белоруссии (ОРТУ «Барановичи»),

1 Официальный сайт МИА «Россия сегодня». Доступ: http://ria.ru/society/20140818/1020399841.html (проверено 27.11.2014).

в Азербайджане — радиолокационная станция типа «Дарьял» (ОРТУ «Габала»), в Казахстане — ОРТУ «Сары-Шаган»1.

Угрозой для России является приближение НАТО к России. В Стратегии подчеркивается неприемлемость продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам нашей страны и попыток придания Альянсу глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права2. Эксперты отмечают, что расширение НАТО в первую очередь направлено на установление Альянсом контроля над сырьевыми ресурсами постсоветских государств [Гареев 2014]. Дальнейшее же расширение же НАТО (за счет Украины, Молдовы, Грузии) будет иметь негативные последствия для России.

Постсоветские государства представляют собой не только зону жизненно важных интересов и являются буфером для России. Как обоснованно отмечает В.К. Белозеров, создание Россией на постсоветском пространстве пояса добрососедства и стабильности позволит не допустить создания антироссийской буферной зоны [Белозеров 2012].

Трансформационные процессы на постсоветском пространстве способствуют беспрецедентному росту терроризма, экстремизма, транснациональной преступности. Ослабление пограничных режимов привело к появлению маршрутов наркотрафика и незаконной миграции. Первостепенное значение в борьбе с вышеуказанными угрозами приобретают комплекс совместных мер, многосторонние и двусторонние международные договоры, заключенные в рамках интеграционных объединений.

Важную роль в обеспечении безопасности постсоветского пространства играет Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия совместно с другими странами-участницами предпринимает меры по противодействию современным вызовам, угрозам и рискам. Так, в соответствии со ст. 8 Устава ОДКБ государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов3.

Национальные интересы Российской Федерации на постсоветском пространстве проявляются и в культурной сфере и включают:

— поддержку и защиту прав русскоязычного населения;

— сохранение и поддержание статуса русского языка;

— сохранение и развитие единого интеллектуального потенциала.

Особое внимание Россия уделяет поддержке и защите прав русскоязычного населения, проживающего на территории бывших республик СССР. Россия должна противодействовать давлению на русскоязычное население, включающему ограничение в гражданских и политических правах, вытеснение русских из сферы управления, интеллектуального труда, частного бизнеса, сужение сферы употребления русского языка. Так, в феврале 2014 г. парламентом Украины был отменен закон «О государственной языковой политике», согласно которому региональные власти могли предоставить русскому и другим негосударственным языкам статус официального. Данный запрет привел к политическому кризису в стране.

Россия заинтересована в сохранении и развитии единого интеллектуального потенциала со странами постсоветского пространства. В связи с этим Россотрудничество разрабатывает программы, направленные на получение соот-

1 Российские военные базы за границей. — Официальный сайт «Россия в 21 веке. 2014. Доступ: http://21russia.ru/news/army/2014-06-19/vse-rossiiskie-voennye-bazy-za-granitsei (проверено 27.11.2014).

2 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Доступ: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (проверено 07.09.2014).

3 Официальный сайт Организации Договора о коллективной безопасности. Доступ: http://www.odkb-csto. org (проверено 27.11.2014).

2 015' 0 2

ВЛАСТЬ

117

ечественниками образования в РФ, а также расширение сотрудничества между российскими и зарубежными образовательными учреждениями1.

В ст. 20 Концепции содержится отсылка к «мягкой силе», которая выступает как политический инструментарий, позволяющий повысить привлекательность России в качестве научного, образовательного, культурного регионального центра, что ориентирует органы государственной власти на ведение соответствующей деятельности.

В завершение следует отметить, что с учетом складывающихся политических реалий России необходимо закрепить в доктринальных документах свои национальные интересы и свою стратегию в отношении постсоветского пространства. Тем самым будет создана концептуальная основа для важного направления практической внешнеполитической деятельности страны.

Список литературы

Белозеров. В.К. 2011. Публичность, ответственность, экспертиза как условия эффективности политического руководства Вооруженными силами Российской Федерации. — Вестник Академии экономической безопасности МВД России. № 7. С. 96-107.

Белозеров В.К. 2012. Геополитические интересы России и перспективы их реализации. — Геополитика и безопасность. № 3. С. 53-59.

Гареев М.А. 2014. Последовательно отстаивать национальные интересы. — Военно-промышленный курьер (ВПК). № 2(520).

Емельянов А.И. 2014. Латинская Америка в сфере российских национальных интересов. Основные направления сотрудничества между Российской Федерацией и странами Латинской Америки. — Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. Исторические и политические науки. Вып. 2(688). С. 45-50.

Слиньков С.В. 2010. Национальные интересы России на юге Африки: политологический анализ: автореф. дис. ... к.полит.н. М. 28 с.

VLADYCKIY Alexey Sergeevich, postgraduate student of the Chair of Political Science, Moscow State Linguistic University (Usacheva str, 62, Moscow, Russia, 119048; mistervlad19@yandex.ru)

THE NATIONAL INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE POST-SOVIET STATES

Abstract. The article discusses the necessity of elaborating the political strategy of the Russian Federation in the post-Soviet area, which should be based on the national interests. The author classifies the state interests in the post-Soviet area according to different spheres: economics, security, defense and culture. It is also noted that Russia needs including the description of its national interests and the strategy regarding the post-Soviet area into the normative documents. Keywords: national interests, post-Soviet area, Russian Federation, external policy priorities, geopolitical strategy

1 Официальный сайт Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). — Доступ: http://rs.gov.ru (проверено 07.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.