Научная статья на тему 'СНГ как приоритет России'

СНГ как приоритет России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2837
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / РОССИЯ / ПРИОРИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / CIS / RUSSIA / PRIORITY / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Доленко Дмитрий Владимирович, Кониченко Жанна Дмитриевна, Петухов Алексей Валентинович

В статье рассматриваются значение СНГ для национальных интересов России, тенденции и перспективы интеграционных процессов. Также рассматриваются проблемы двусторонних отношений России с государствами ближнего зарубежья. Анализируется пути решения проблемы непризнанных постсоветских государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIS as a PRIORITY of RUSSIA

The article focuses on the significance of CIS for Russia's national interests. Several topics related to the above theme are comprehensively covered including tendencies and prospects of integration processes, problems of bilateral relations between Russia and countries of near abroad, analysis of the ways to solve the problem of unrecognised post-soviet countries (former Soviet Union republics).

Текст научной работы на тему «СНГ как приоритет России»

5. ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ 5.1. СНГ КАК ПРИОРИТЕТ РОССИИ

Доленко Дмитрий Владимирович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения и политологии. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.

[email protected]

Кониченко Жанна Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и политологии. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.

Петухов Алексей Валентинович, кандидат социологических наук, доцент кафедры регионоведения и политологии. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются значение СНГ для национальных интересов России, тенденции и перспективы интеграционных процессов. Также рассматриваются проблемы двусторонних отношений России с государствами ближнего зарубежья. Анализируется пути решения проблемы непризнанных постсоветских государств.

Ключевые слова: СНГ, Россия, приоритет, национальные интересы.

CIS AS A PRIORITY OF RUSSIA

Dolenko Dmitry Vladimirovich. Doctor of political science, professor, Head of Area Studies and Political Science Department, Mordovian State University.

[email protected]

Konichenko Zhanna Dmitrievna. Candidate of historical sciences, associate professor of the Area Studies and Political Science Department, Mordovian State University.

Petukhov Aleksey Valentinovich. Candidate of sociology sciences, associate professor of the Area Studies and Political Science Department, Mordovian State University.

[email protected]

Annotation: The article focuses on the significance of CIS for Russia’s national interests. Several topics related to the above theme are comprehensively covered including tendencies and prospects of integration processes, problems of bilateral relations between Russia and countries of near abroad, analysis of the ways to solve the problem of unrecognised post-soviet countries (former Soviet Union republics).

Keywords: CIS, Russia, priority, national interests.

Содружество Независимых Государств с момента образования в 1991 г. является приоритетом российской внешней политики. Это обусловлено тем, что на территории СНГ проживает 25 млн. соотечественников-русских, проходят имеющие жизненно важное значение для России коммуникации, здесь находятся источники природных ресурсов, в освоение которых вложены ресурсы всего СССР, то есть прежде всего России, находятся важные экономические и военные объекты России, а также объекты необходимые для обеспечения ее национальной безопасности, отсюда в Россию идет приток рабочей силы, и, наконец, сама эта территория может исполнять роль буферной зоны для защиты от наркотрафика, контрабанды оружия, терроризма и т.д.

Причем постсоветское пространство представляет интерес для других ведущих государств мира. Поэтому в случае ослабления влияния России, отказа ее от роли ведущей державы произошло бы усиление позиций других государств.

При оценке развития самого СНГ следует отметить, что особенностью возникновения этого межгосударственного объединения является то, что в отличие от других межгосударственных объединений, например, Европейского Союза, его образование стало не результатом интеграции государств, а следствием дезинтеграции некогда единого государства - Советского Союза.

Цели, намеченные при создании СНГ в Минском соглашении (сохранять и поддерживать общее военностратегическое пространство, осуществлять

координацию внешнеполитической деятельности, формирование и развитие общего экономического пространства и др.) не достигнуты. В рамках всего СНГ сегодня не существует единого экономического, военно-стратегического пространства и эффективной координации внешней политики государств-участников СНГ. Когда к середине 1990-х годов стало очевидным, что СНГ не стало эффективным механизмом интеграционных процессов в постсоветском пространстве, Россия, как ведущее государство СНГ, взяла на вооружение концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции, которая предполагала продвижение интеграционных процессов с теми государствами, кто к этому готов.

Другими словами, интеграция внутри СНГ осуществлялась с разной скоростью и с разным числом участников. Таким образом, внутри СНГ стали формироваться региональные интеграционные объединения и организации. В частности, формируется Союзное государство Беларуси и России, договор о создании которого был подписан еще в 1999 г., хотя процесс этот идет значительно медленнее, чем предполагалось изначально. Существует Евразийское экономическое сообщество в составе Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана,

Узбекистана, в рамках которого в составе трех стран создан Таможенный Союз. Ведется работа над созданием Единого экономического пространства, включающего Беларусь, Казахстан и Россию. В сфере безопасности создана и активно действует Организация Договора коллективной безопасности - в составе Армении, Белоруси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, Узбекистана.

Анализ тенденций и перспектив развития СНГ предполагает, с одной стороны, учет интересов и политики России, с другой - остальных постсоветских государств. Россия - ведущее государство, превосходящее по своей мощи любое другое постсоветское государство. Она является единственным ядерным государством в СНГ, ее военно-стратегический потенциал один из двух самых значительных в мире. Она единственное в Содружестве государство, являющееся постоянным членом Совета Безопасности ООН. Россия обладает огромными запасами ценных природных ресурсов, которые позволяют влиять на политику своих соседей. Наконец, сегодня Россия - самое мощное в экономическом отношении государство СНГ. Естественно, что интересы России связаны с тем, чтобы сохранить постсоветское пространство в сфере своего влияния, обеспечить его интеграцию при своей ведущей роли. Она заинтересована иметь здесь регион безопасности, стабильности и сотрудничества. Именно поэтому геостратегический курс России будет связан со стремлением к интеграции постсоветского пространства, к сохранению здесь своего доминирования и соответственно, предполагает готовность нести бремя соответствующих расходов.

Интересы и политика других государств-участников СНГ имеют двойственный характер. С одной стороны, они заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Россией. Многие из них нуждаются в политической поддержке России. Но одновременно с этим все постсоветские государства заинтересованы в усилении своей независимости и расширении своих международных связей. Исходя из вышесказанного, можно сделать предположение, что в постсоветском пространстве, внутри СНГ, очевидно, будут иметь место две противоположные тенденции:

1) стремление к сохранению единства постсоветского пространства, к усилению интеграционных процессов;

2) тенденция дезинтеграции, усиления

«геополитического плюрализма», образование

различных групп и объединений.

Помимо взаимодействия в рамках всего СНГ и региональных интеграционных объединений важное значение для национальных интересов России имеют двусторонние отношения со странами СНГ. В Концепции внешней политики РФ, отмечается, что Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.

В европейской части СНГ большое значение имеет политика Украины. Это обусловлено в первую очередь ее уникальным геополитическим положением: между объединенной Европой и атлантическим сообществом, с одной стороны, и Россией с другой. Эта уникальность геополитического положения обусловила приоритеты ее геополитики, предполагающие приоритетное развитие отношений, как с Россией, так

и с Европой. Значение Украины для российской геополитики обусловлено тем, что

1) Украина является крупнейшим после России постсоветским европейским государством;

2) через территорию Украины проходят стратегические коммуникации, в том числе через нее осуществляется транзит газа в Европу;

3) территория Украина в настоящее время является буфером между Россией и НАТО;

4) в Украине проживает значительное количество русских и русскоязычных граждан.

Наиболее сложные проблемы в отношениях между Россией и Украиной (Крым, Черноморский флот, граница) были в основном решены в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве и соглашений по Черноморскому флоту (в соответствии с этим Черноморский флот СССР был разделен между Украиной и Россией, российский Черноморский флот должен был базироваться в г. Севастополе на условиях аренды до 2017 г., граница между Россией и Украиной проходит по фарватеру Керченского пролива). В 2010 г. между Россией и Украиной было достигнуто новое соглашение, предполагающее продление срока пребывания Черноморского флота в Крыму до 2042 г., а также новые условия поставок газа Украине. Очевидно, сегодня в российско-украинских отношениях

приоритетным будет экономическое сотрудничество на рыночной основе. И в этой сфере по-прежнему главной проблемой являются условия поставок газа Украине и транзита газа через ее территорию.

Другой западный сосед России - Республика Беларусь, также крупное восточноевропейское славянское государство проводит геополитику, в которой приоритетом является сотрудничество с Россией. Это нашло свое выражение в последовательном курсе на интеграцию с Россией и создание союзного государства, договор о котором был подписан в 1999 г. Эта политика обусловлена, очевидно, следующими факторами:

1) высокой степенью взаимосвязанности белорусской и российской экономик, заинтересованностью в экономическом сотрудничестве с Россией;

2) исторической и культурной близостью белорусского и русского народов.

Создание единого государства, его эффективное функционирование будет, очевидно, главным приоритетом, как для Беларуси, так и для России. Для последней этот масштабный геополитический проект потребует значительных экономических затрат, однако в геополитическом плане его реализация дает России неоспоримые преимущества. Создание такого государства будет означать формирование единого союзного политического, экономического, военного и культурного пространства, стимулирующего дальнейшие интеграционные процессы в СНГ. Наиболее сложной проблемой в российско-белорусских отношениях в последние годы (как и в российско-украинских), была проблема условий поставок и транзита российского газа через территорию Белоруси.

Политика Молдовы на обозримую перспективу будет определяться под воздействием следующих факторов:

1) заинтересованностью в экономическом взаимодействии с Россией;

2) решением приднестровской проблемы;

3) особой исторической, культурной, языковой близостью к Румынии.

Для России эта страна важна как с точки зрения безопасности, так, и с точки зрения коммуникаций, и,

наконец, для России важным приоритетом в обозримой перспективе останутся права соотечественников и русскоязычных граждан на территории Молдовы.

В кавказском субрегионе с точки зрения интересов России наиболее благоприятный характер имеет политика Армении. Отношения России и Армении

носят характер стратегического партнерства,

союзничества и взаимовыгодного сотрудничества. Армения заинтересована как в экономическом, так и в военно-стратегическом сотрудничестве с Россией. Она заинтересована и в участии России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

Интересы России по отношению к Армении связаны с обеспечением безопасности, в том числе обеспечением эффективного пограничного контроля с помощью находящихся на территории Армении пограничных войск Российской Федерации, с точки зрения

коммуникаций, положения русских граждан. В целом сегодня Армения является надежным стратегическим союзником России в Закавказском регионе.

В отношениях с Азербайджаном наиболее

чувствительный момент для России - это вопрос об использовании Каспийского шельфа и транзита каспийской нефти. Россия была заинтересована в совместном использовании шельфа, а Азербайджан настоял на его разделе. До 2000-х гг. Россия была монополистом в транзите азербайджанской нефти. В настоящее время реализован проект транспортировки нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. Тем самым Азербайджан расширил свои возможности поставок нефти другим странам. Существует также проект Транскаспийского газопровода из Туркмении, который должен пройти через территорию Азербайджана в рамках проекта ЫАВ11ССО

Наибольшие проблемы в кавказском субрегионе были связаны с политикой Грузии, стремившейся избавиться от российского военного присутствия и вступить в НАТО. Особенно обострились отношения между Российской Федерацией и Грузией после попытки последней силовым путём восстановить контроль над Южной Осетией. Это привело к вооружённому конфликту Грузии и России в августе 2008 г. и признанию Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Эти события кардинально изменили геополитическую ситуацию на Кавказе. В результате чего появились два новых независимых государства -стратегических союзника России, тем самым произошло усиление геополитического,

экономического и военного присутствия России в этом в данном регионе. С другой стороны российско-грузинские отношения переживают тяжелый кризис, Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из состава СНГ.

Большое значение в современной геополитике принадлежит странам Центральной Азии: Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Туркменистану и

Узбекистану. Этот регион имеет исключительно выгодное геостратегическое положение в центре Азии, между ведущими евразийскими державами, на перекрестке важнейших путей из Европы на Дальний, Ближний Восток и Южную Азию. Здесь сосредоточены значительные запасы природных ресурсов, прежде всего нефти и газа, проходят маршруты их транспортировки. Здесь также сосредоточены значительные людские ресурсы.

Следует также отметить, что этот полиэтнический регион представляет собой главный ареал исламской

цивилизации на постсоветском пространстве. Сегодня и в перспективе Центральная Азия является одним из приоритетных объектов геополитики ведущих мировых и региональных держав - США, России, Китая, Турция, Иран.

Главный предмет геополитической конкуренции здесь связан прежде всего с освоением и транспортировкой нефти и газа. Производителями и экспортерами энергоресурсов здесь являются Казахстан, Туркмения, Узбекистан. Сегодня российский маршрут транзита нефти и газа уже не является единственным: в 2010 г. открыт газопровод Туркмения-Китай, а также существует проект газопровода «Набукко» через территорию

Азербайджана, Грузии и Турции.

С точки зрения интересов России особое значение имеет политика Казахстана. Эта страна имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, здесь проживает значительное число русских, казахстанская экономика носит либеральный характер и очень динамично развивается. В Казахстане находится важнейший объект космической инфраструктуры России - космодром Байконур, который она использует на правах аренды. Отношения России и Казахстана в настоящее время и в перспективе можно охарактеризовать как стратегическое партнерство: Казахстан является одним из наиболее активных участников интеграционных объединений с Россией: Евразийского экономического сообщества, Таможенного Союза, ОДКБ, участвует в формировании единого экономического пространства.

Отношения России с Узбекистаном имеют сегодня в целом положительную динамику. В настоящее время имеет место активизация российско-узбекского взаимодействия: страны участвуют в ОДКБ, ШОС, наконец, был заключен Договор о стратегическом партнерстве, который предполагает и поставки военной техники из России в Узбекистан, и предоставление друг другу максимально благоприятных условий участия в инвестиционных и приватизационных проектах, и участие российских компаний в добыче нефти на территории Узбекистана.

Отношения с Туркменией строятся на основе того, что она провозгласила нейтралитет, не участвует в интеграционных процессах внутри СНГ. В 90-е гг. в Туркмении был введен визовый режим, отменен институт двойного гражданства, что в первую очередь затронуло интересы русских граждан этой страны.

Возможно, в связи со сменой политического руководства в Туркмении, произойдут и изменения российско-туркменских взаимоотношений.

Киргизия и Таджикистан не обладают сколько-нибудь значительными запасами ценных природных ресурсов, экономически они гораздо слабее своих соседей и гораздо более зависимы от экономического

сотрудничества с Россией. В гораздо большей степени они заинтересованы и в военно-политической поддержке России для укрепления своей

государственности в условиях относительной слабости своих государственных институтов.

Сегодня и будущем в Таджикистане будет

сохраняться российское военное присутствие. В Таджикистане находится российская военная база. Киргизия, пройдя через вооружённые конфликты и политическую нестабильность, также заинтересована в военно-политическом сотрудничестве с Россией, как в рамках Договора о коллективной безопасности,

других региональных объединений, так и в рамках двусторонних отношений. Здесь открыта на постоянной основе российская военно-воздушная база, предназначенная для обеспечения российского воинского контингента в Таджикистане.

В целом же центрально-азиатский регион имеет исключительно важное значение для обеспечения национальной безопасности России с точки зрения противодействия распространению исламского экстремизма и международного терроризма, противодействия контрабанде оружия и наркотиков. Важнейшее значение для России будет иметь обеспечение ее прочных позиций в освоении и транспортировке энергоресурсов из Центральной Азии, в конкуренции за влияние в этом регионе с ведущими региональными державами.

Одной из важных геополитических проблем постсоветского пространства является окончательное урегулирование конфликтов: нагорно-карабахского,

приднестровского, абхазского, южноосетинского. Результатом их стало появление так называемых самопровозглашенных или непризнанных

постсоветских государств: Нагорно-Карабахской

Республики, провозглашенной армянским населением на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана, Приднестровско-Молдавской Республики на территории Молдовы; Абхазии и Южной Осетии на территории Грузии.

Во всех этих случаях имеет место однотипная проблема: противоречие между правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства. Естественно, что стороны конфликта по-разному трактуют соотношение этих двух принципов международного права. Теоретически можно представить следующие сценарии решения вышеназванной проблемы.

Сценарий первый: самоопределение. Он

предполагает проведение референдума на территориях вышеназванных непризнанных государств под международным контролем при условии возвращения беженцев и гарантии права на самоопределение живущим здесь национальным меньшинствам. Поскольку результат таких референдумов предсказуем, то маловероятно чтобы государства, на территории которых существуют непризнанные республики, на это согласились.

Сценарий второй - компромиссный. Он предполагает создание федерации, конфедерации или «общего государства». Здесь проблема заключается в самом понимании этой общей государственности: или же она предполагает

восстановление вертикального властного контроля основного государства над своей отколовшейся частью, или она создается заново на равноправной основе между непризнанным государством и тем государством, от которого оно отделилось.

Сценарий третий, можно условно назвать тайваньским. При этом возможно неопределенно долгое существование непризнанных государств в состоянии фактической независимости без юридического признания.

Безусловно, Россия заинтересована в

окончательном, полном политическом урегулировании всех конфликтов на постсоветском пространстве с учетом интересов всех заинтересованных государств и народов. При этом она считала, что урегулирование вышеназванных конфликтов должно быть достигнуто самими заинтересованными сторонами в результате

переговоров. После попытки Грузии с помощью военной силы восстановить контроль над Южной Осетией Россия 26 августа 2008 года признала независимость Абхазии и Южной Осетии и стала выстраивать с ними полноценные

межгосударственные отношения.

РЕЦЕНЗИЯ

В данной статье рассматриваются взаимоотношения России со странами ближнеш зарубежья, основные направления и перспективы развития сотруднн-чест на РФ с государствами Содружества.

Тематика исследовании представляется актуальной, так как с момента создания и по настоящее время СНГ является важнейшим приоритетом внешней политики России.

Исследование геостратегических приоритетов, а также вероятных сценариев развития двусторонних отношений России со странами ближнего зарубежья представляют научною новизну данной работы и практическую значимость.

В целом, статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Проректор по научной работе

НОУВМО «Мордовский гуманитарный институт»

к.ф.н., доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.