Колонка главного редактора
I ! |l I I I|lI I I|lI I IjlI II |1 1 2 3
I ' I I I I I I I I I I I I I I 11 I п I I I
Национальные экзамены в Российской Федерации и международные сравнительные исследования качества образования: точки соприкосновения
Решетникова Оксана Александровна
кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», [email protected]
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, контрольные измерительные материалы, международные сравнительные исследования, национальные экзамены, модели заданий.
Представляем Вашему вниманию номер журнала «Педагогические измерения», в котором большинство материалов посвящено международным сравнительным исследованиям качества образования: анализу основных результатов тех исследований, в которых принимает участие Российская Федерация, и опыту использования этих результатов для совершенствования отечественных образовательных практик.
Специалисты ФГБНУ «ФИПИ» в рамках своей научно-методической работы активно анализируют и используют тот международный опыт, те тенденции в сфере педагогических измерений, которые мы наблюдаем в международных сравнительных исследованиях.
В то время, когда в нашей стране начиналась разработка первых контрольных измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ, была проделана огромная работа по анализу национальных экзаменов стран Западной Европы и США, которая нашла своё отражение в структуре вариантов и формах заданий наших экзаменационных материалов. Например, КИМы по иностранным языкам первоначально разрабатывались с учётом опыта международных языковых экзаменов и коррелируют с ними в настоящее время. Инструментарий ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам синхронизирован по уровням овладения языком с Общеевропейской шкалой языковой компетенции (на основе документов Совета Европы), в заданиях этих экзаменов используются аутентичные тексты, а для экспертизы обязательно привлекаются носители языка.
На основе опыта международных сравнительных исследований качества образования в национальные экзамены внедрялись общемировые стандарты разработки заданий, технологии подготовки инструментария и проверки работ, алгоритмы обработки результатов. Конечно, речь не идёт о простом копировании чужого опыта, разработка материалов для ЕГЭ и ОГЭ идёт с учётом традиций отечественного образования, процесс совершенствования и трансформации КИМ
Решетникова ОА.
Национальные экзамены в Российской Федерации и международные сравнительные исследования качества...
происходит на основе решений государственной политики в области образования, осуществляется с учётом требований принимаемых предметных концепций и внедряемых новых стандартов образования.
Инструментарий международных сравнительных исследований и наших национальных экзаменов имеет различное назначение. В международных исследованиях оцениваются учебные достижения или компетентности всей выборки учащихся без проведения индивидуальной оценки. При этом приоритет отдаётся тем заданиям, которые способны оценить возможности использования школьных знаний и опыта для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Наш инструментарий для ГИА направлен на выявление индивидуальных достижений обучающихся, поскольку КИМы используются для ранжирования выпускников с целью конкурсного отбора в профильные классы на этапе перехода из основной в среднюю школу и в вузы после окончания школы. При этом материалы ЕГЭ должны удовлетворять потребностям вузов с разным уровнем требований к подготовке абитуриентов по профильным предметам. Поэтому в наших КИМах представлена большая доля заданий, ориентированных на выявление системных теоретических знаний выпускников; для отбора абитуриентов в вузы с высоким уровнем требований используются задания разного уровня сложности (в том числе и высокого).
Одним из направлений совершенствования отечественных измерителей является расширение спектра моделей заданий практико-ориентированного характера, использующих контекст реальных жизненных ситуаций. Число таких моделей заданий постепенно увеличивается в КИМах для ГИА, но наибольший акцент на практико-ориентированные задания был сделан при разработке инструментария для всероссийских проверочных работ для 11-х классов. Здесь в полной мере был использован потенциал и контекстных заданий (аналогичных заданиям PISA), в которых текст строился на ситуациях из реальной жизни и содержал часть информации, необходимой для выполнения задания.
Особенностью инструментария всех международных сравнительных исследований является использование ограниченного числа
заданий. Например, в исследовании Т1М88 математической и естественнонаучной подготовки для начальной школы используется банк из примерно 400 заданий. При проведении международных исследований нет столь жёстких рамок для времени проверки работы, как в наших экзаменах. Здесь применяется технология индивидуальных тетрадей, в которых все задания проверяются экспертами, что даёт возможность включать в исследование самые разнообразные формы заданий, в том числе и с различными свободно-конструируемыми ответами.
Для проведения национальных экзаменов в нашей стране с её 11 часовыми зонами требуются обширные банки заданий. Например, для формирования вариантов ОГЭ по 1 предмету используется порядка 3 000 заданий. Кроме того в наших ОГЭ и ЕГЭ существуют жёсткие технологические рамки. Необходимость быстрой и качественной проверки и объективности процедуры проведения экзамена требует использования бланковой технологии, которая накладывает существенные ограничения на использование тех или иных моделей заданий. Мы используем технологичные формы заданий с кратким ответом, что позволяет обеспечить быструю компьютерную проверку первой части работы. Для заданий с развёрнутым ответом предлагаются обобщённые системы критериев оценивания, которые позволяют обеспечить согласованную работу огромного пула экспертов по всей стране по проверке этих заданий.
Для подготовки большого числа равноценных по сложности вариантов КИМ мы используем модели заданий, которые можно тиражировать (создавать задания с одинаковыми содержательными характеристиками и, соответственно, с равноценной сложностью). Это накладывает существенные ограничения на использование части контекстных заданий в том случае, если этот контекст не поддаёет-ся тиражированию.
Несомненно, содержание контрольных измерительных материалов ГИА оказывает существенное влияние на качество образовательных результатов российских школьников, а это, в свою очередь, позволяет нашей стране улучшать свои результаты в международных сравнительных исследованиях. Так, например, в ОГЭ по математике был введён модуль «Реальная математика», включающий практические задания на контексте жизнен-
Колонка главного редактора
ных ситуаций, а в ЕГЭ по математике базового уровня основной акцент сделан на применении математических знаний в реальных жизненных ситуациях. Сравнение показывает, что около половины заданий этого экзамена сопоставимы по формату и уровню сложности с заданиями исследования PISA. В последнем этапе исследования TIMSS наши учащиеся продемонстрировали высокий уровень математической подготовки. А в исследовании PISA, которое ориентировано на оценку математической грамотности (применения математических знаний в реальных жизненных ситуациях), российские школьники показали серьёзный рост результатов по сравнению с предыдущим этапом.
В КИМах гуманитарных предметов (русский язык, обществознание, история) используется тот же подход к типологизации заданий по работе с текстами, как и в исследовании PISA. Разрабатываются группы заданий, проверяющих общую ориентацию в тексте и понимание его целостного смысла, поиск информации в тексте, интерпретацию информации, рефлексию на содержание и форму текста. Например, в КИМ ЕГЭ по русскому языку к первой группе относятся задание 1 и критерии 1 и 3 задания 25, ко второй группе задания — 1—3, 20—22 и 24, к третьей — критерий 2 задания 25 и к последней группе — критерии 4, 11 и 12 сочинения-рассуждения. Здесь также можно говорить о влиянии содержания наших измерителей на рост результатов российских
школьников по читательской грамотности на последнем этапе исследования PISA.
На основании проведённого сравнения инструментария международных сравнительных исследований и национальных экзаменов можно сделать следующие выводы:
• Построение единой системы оценки качества образования в Российской Федерации осуществляется с учётом опыта участия нашей страны в международных сравнительных исследованиях качества образования.
• Контрольные измерительные материалы ЕГЭ и ОГЭ ориентированы на государственную политику в сфере образования, на национальную нормативно-правовую базу и удовлетворяют требованиям высших учебных заведений на выявление системных теоретических предметных знаний, необходимых для продолжения образования по выбранной специальности. В КИМы для национальных экзаменов включаются элементы и формы заданий, учитывающие тенденции международных сравнительных исследований, в частности существенно расширяется блок заданий на применение знаний в практико-ориенти-рованных ситуациях.
• Международные сравнительные исследования, национальные экзамены и национальные мониторинговые исследования качества образования являются взаимодополняющими элементами, базируются на общих требованиях к качеству построения измерительных материалов.