Научная статья на тему 'Перспективная модель Ким ОГЭ по химии'

Перспективная модель Ким ОГЭ по химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИМ ОГЭ ПО ХИМИИ / ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МОДЕЛЕЙ / CHEMISTRY BASIC STATE EXAMINATION / CHEMISTRY EDUCATION / CHEMISTRY EXAMINATION ITEMS / CONTINUITY BETWEEN THE MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добротин Дмитрий Юрьевич, Молчанова Галина Николаевна

В статье описаны факторы, оказывающие влияние на контрольно-оценочную деятельность по химии в связи с переходом на ФГОС ООО, определены подходы к разработке новой модели КИМ ОГЭ по химии; дана характеристика обновлений, приведены примеры новых моделей заданий, обращено внимание на преемственность экзаменационных моделей ОГЭ и ЕГЭ по химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добротин Дмитрий Юрьевич, Молчанова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forward-Looking Model Of The Chemistry Basic State Examination

We describe the factors influencing the assessment in chemistry in relation to the new State Federal Standard. We define the approaches towards the development of a forward-looking model of the chemistry basic state examination, we characterize the novelties, give examples of the new examination items paying attention to the continuity between the models of the chemistry BSE and USE.

Текст научной работы на тему «Перспективная модель Ким ОГЭ по химии»

Инструментарий

111111111111J м 111111111 1 2 3

M I I I I I I II I I I I I I I I I I I I I I

Перспективная модель КИМ ОГЭ по химии

Добротин Дмитрий Юрьевич

Молчанова Галина Николаевна

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по химии, dobrotin@fipi.ru

кандидат химических наук, учитель химии «Котеревская СОШ» Истринского муниципального района Московской области», член комиссии по разработке КИМ для ГИА по химии, gmol@mail.ru

Ключевые слова: КИМ ОГЭ по химии, химическое образование, задания по химии, преемственность моделей.

В настоящее время разработан проект контрольных измерительных материалов (КИМ) по химии для государственной итоговой аттестации (ГИА) за курс основной школы, который отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В 2020 году планируется переход на новую экзаменационную модель.

При определении походов к разработке перспективной модели КИ М ОГЭ важно было учесть факторы, оказывающие влияние на развитие контрольно-оценочной деятельности по химии в целом и на государственную итоговую аттестацию по предмету в частности.

Важнейшей особенностью ФГОС является названный в качестве основного системно-деятельностный подход в обучении, который предусматривает активное включение учащихся в деятельность, направленную на освоение новых и развитие имеющихся знаний и умений. Необходимым условием для реализации такого подхода является формирование у учащихся общеучебных умений, которые нередко обозначают словосочетанием «умение учиться». В новом ФГОС такие обобщённые способы учебной деятельности получили название «универсальных учебных действий» (УУД). Именно УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) составили основу метапредметных результатов, которые включают также освоенные обучающимися меж- и метапредметные понятия, а также способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, организовывать учебное сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Актуальность контроля сформированности УУД обусловлена ещё и тем, что они являются одним из объектов оценивания в рамках международных мониторинговых исследований качества образования, таких как TIMSS (исследуется естественнонаучная подготовка) и PISA (исследуется естественнонаучная грамотность).1 Следует заметить, что знаниевый компонент данных

1 Каверина А.А., Молчанова Г.Н., Свириденкова Н.В., Снастина М.Г. Из опыта разработки заданий по естественнонаучной грамотности школьников при обучении химии // Педагогические измерения. — 2017. — № 2. — С. 91-96.

исследований для российского образования менее актуален с точки зрения анализа результатов, т.к. содержание курса химии в российской школе имеет более предметно-ориентированную направленность. Вместе с тем, предлагаемое для изучения в российской школе химическое содержание предоставляет все возможности для формирования разнообразных умений, относящихся к разным группам УУД. Поэтому больший интерес при анализе результатов данных исследований представляет проверяемый ими комплекс умений: давать научные объяснения явлениям окружающего мира, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов и др.

Ещё одной важной особенностью данных исследований является наличие заданий, предусматривающих работу с информацией, предложенной в различной форме: текст, изображения, таблицы, графики, схемы и т.д. Причём содержание таких заданий, как правило, имеет практико-ориентированную специфику. Таким образом, можно констатировать, что основным подходом, который реализуется в международных мониторинговых исследованиях оценки качества образования, является «компетентностно-ориентированный подход». Однако при всей важности его учёта при определении перспектив российского школьного химического образования не менее важным является сохранение традиционно сильной стороны нашего образования, предусматривающей формирование у учащихся базовых системно-научных знаний, которые являются составляющей общего культурного уровня человека2. Не менее важным в процессе изучения курса химии также является усиление внимания прикладному аспекту химических знаний. Именно непонимание возможности применения школьных химических знаний в повседневной жизни является одной из причин низкой популярности данного предмета у школьников. Вместе с тем при всей значимости и кажущейся доступности для понимания школьников данного материала его включение в процесс

2 Иванова Р.Г., Каверина А.А., Корощенко А.С. Контроль знаний учащихся по химии. 8-9 классы. Сер. Библиотека учителя. — М.: Дрофа. — 2003. — 192 с.

Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. Перспективная модель КИМ ОГЭ по химии

обучения вызывает большие сложности. Это обусловлено рядом причин. Например, тем, что многое из того, что относится к бытовым химическим знаниям относится к разделам химии, изучаемым преимущественно в высшей школе, таким как: биохимия, физхимия, коллоидная химия, химия высокомолекулярных соединений и др., а следовательно, вызовет серьёзные затруднения в понимании школьниками их научной составляющей.

Кроме того, в учебных методических комплектах по химии изучению практико-ориентированного материала уделено различное внимание и рассматриваются его разные аспекты, которые сопровождаются преимущественно красочными иллюстрациями-примерами применения веществ, без разъяснения логической цепочки: состав — строение — свойства — применение.

В качестве ещё одной причины трудности включения вышеуказанного материала в учебный процесс является нарушение связей с другими предметами естественнонаучного цикла: программы физики и биологии часто не согласованы с точки зрения порядка изучения содержательных разделов курсов с курсом химии, что, например, затрудняет понимание материала о строении атома, общих свойствах металлов, роли микроэлементов в живых организмах, изменениях, происходящих с веществами в природе и др.

Не является секретом и то, что времени на подробное изучение данного материала на уроках выделяется мало, т.к. предполагается, что он доступен для понимания и при самостоятельном изучении.

Ещё больше затруднений вызывает включение прикладного и/или практико-ориентированного материала курса химии в КИМ ОГЭ, особенно в аспекте вышеназванной специфики его изучения в основной школе. Если в рамках текущего и рубежного (тематического) контроля учитель сам определяет принципы отбора, объём и глубину предъявления материала, решает вопрос о включении заданий межпредметной и метапредметной направленности, различной формы и уровня сложности прикладного материала, а следовательно, и определяет требования к контролю и оцениванию, то его проверка на ОГЭ имеет другие особенности.

Основной формой заданий в КИМ ОГЭ являются задания с кратким и развёрнутым ответом, которые должны соответствовать определённым требованиям: во-первых, контролировать достижение предметных результатов, а во-вторых, иметь чёткую систему оценивания, которая в баллах отражает уровень сложности заданий, а также число мыслительных операций (действий), которые необходимо осуществить учащемуся для их выполнения.

С учётом вышеперечисленного комиссия разработчиков КИМ по химии разработана перспективная экзаменационная модель по химии для проведения основного государственного экзамена, которая полностью отвечает требованиям ФГОС ООО. Модель планируется к ведению не ранее 2020 года.

Следует заметить, что в 2019 году у регионов Российской Федерации при проведении ОГЭ по химии будет сохранена возможность выбора одной из двух существующих моделей экзамена — с реальным или мысленным экспериментом. Будет также сохранено задание, проверяющее качество усвоения девятиклассниками темы «Первоначальные сведения об органических веществах».

В настоящее время в КИМ ОГЭ по химии включены задания, предусматривающие работу с моделями строения атомов,

проверяющие сформированность умения сравнивать свойства химических элементов и образуемых ими веществ, задания на анализ круговых диаграмм, отражающих распределение массовых долей химических элементов в веществе, и др. Приведём соответствующие примеры заданий из действующий модели ОГЭ (см. примеры 1-3).

При разработке перспективной модели КИМ ОГЭ с одной стороны сохранён системный подход к проверке химических знаний и умений, а с другой — увеличена доля заданий, которые предполагают работу с информацией, представленной в различной форме. Важным новшеством в экзаменационных вариантах также стало исключение заданий с выбором одного варианта ответа из четырёх возможных. Основными формами становятся задания с кратким ответом и с развёрнутым ответом.

Так, например, первое задание экзаменационного варианта предусматривает анализ утверждений, имеющих практико-ориентированное химическое содержание, в которых в зависимости от контекста нужно будет о каком химическом элементе, или каком (простом или сложном) веществе идёт речь (см. пример 4).

В другом задании на основе анализа данных Периодической системы требуется расположить химические элементы

Пример 1

Химический элемент, модель которого изображена на рисунке

в Периодической системе химических элементов расположен в (во)

1) 2 периоде, Н^ группе

2) 3 периоде, VA группе

3) 2 периоде, VA группе

4) 3 периоде, Н^ группе

Пример 2

Верны ли следующие суждения о правилах хранения и использования веществ в быту? А.Все едкие моющие жидкости рекомендуется хранить вдали от продуктов питания. Б.При работе с едкими моющими жидкостями рекомендуется использовать резиновые перчатки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пример 3

На какой диаграмме распределение массовых долей элементов отвечает количественному составу фосфата аммония?

1)

32%

45%

2)

53%

3)

38%

4)

1%

27%

43%

37%

8%

в определённой последовательности: в порядке изменения их свойств или образуемых ими соединений (см. пример 5).

Для выполнения этого задания требуется владение умениями сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений.

Другие задания направлены на проверку сформированности знания класси-

28%

фикации веществ и химических реакций, особенностей их протекания, химических свойств веществ и др. Задания 18 и 19 предусматривают анализ сведений о веществах, входящих в состав минеральных удобрений, витаминов или лекарств. На основе этих сведений предлагается провести расчёты, значимые для понимания дозировки или концентрации вещества при его применении человеком (см. пример 6).

Пример 4

Выберите два утверждения, в которых говорится о железе как о химическом элементе.

1) Железная окалина состоит из железа и кислорода.

2) Оцинкованное железо устойчиво к атмосферным осадкам.

3) Железо выплавляют из природных руд.

4) Железо реагирует с кислородом.

5) В состав крови входит железо. Ответ:

Пример 5.

Расположите химические элементы — 1) сера 2) хлор 3) фосфор в порядке увеличения их электроотрицательности. Запишите номера выбранных элементов в соответствующем порядке.

Ответ:

Пример 6

Кальциевая селитра (нитрат кальция, Са(NO3)2) — соль азотной кислоты, которая широко используется в качестве азотного и кальциевого удобрения.

Вычислите в процентах массовую долю азота в нитрате кальция.

Ответ:_%. (Запишите число с точностью до десятых).

При подкормках бахчевых культур в почву вносится 4 г азота на 1 м2. Вычислите, какую массу кальциевой селитры надо внести на участок земли, площадь которого 100 м2.

Ответ:_кг. (Запишите число с точностью до десятых).

Нельзя не сказать и о преемственности существующей и перспективной экзаменационных моделей ОГЭ по химии. Так, например, некоторые задания, которые включены в экзаменационные варианты в настоящее время, сохранятся и в рамках обновлённой модели. Среди них есть задания первой и второй части.

Приведённые ниже задания (см. примеры 7—10), аналогичны заданиям, используемым в экзаменационных вариантах и в настоящее время.

Как видно из приведённых примеров, задания части 2 оставлены без изменений, т.к. они достаточно полно охватывают наиболее сложные виды деятельности, подтверждающие понимание школьниками сути химических процессов: составление молекулярных уравнений реакций, отражающих взаимосвязь между основными классами неорганических веществ, в том числе, реакций ионного обмена, окислительно-восстановительных реакций.

Пример 7

Какие два утверждения верны для характеристики как магния, так и кремния?

1) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях.

2) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул.

3) Химический элемент относится к металлам.

4) Значение электроотрицательности меньше, чем у фосфора.

5) Химический элемент образует высшие оксиды с общей формулой ЭО2. Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.

Ответ:

Пример 8

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

MnO2 + HBr д MnBr2 + Br2 + H2O. Определите окислитель и восстановитель.

Пример 9

Дана схема превращений: Fe(NO3)2 Д Fe(OH)2 Д X Д Fe2O3.

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для первого превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

Пример 10

После пропускания через раствор гидроксида натрия 2,24 л сернистого газа (н.у.) получили 252 г раствора сульфита натрия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. Перспективная модель КИМ ОГЭ по химии

В новой экзаменационной модели экспериментальная часть экзаменационного варианта ОГЭ предусматривает обязательное проведение реального химического эксперимента. Так, по условию заданий 23 и 24 учащимся необходимо из перечня веществ отобрать два, которые будут вступать в реакцию с определённым веществом. Именно эти две химические реакции учащиеся и должны будут провести. Приведём пример заданий практической части.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 11

Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия.

№ 23. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания.

№ 24. Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию.

При разработке перспективной модели ОГЭ важно было также учесть преемствен-

ность с формами заданий ЕГЭ3. Даже в методической литературе ОГЭ нередко называют «малым ЕГЭ». И это в значительной степени оправдано, т.к. многое из того, что выпускники 9-го класса изучают в основной школе на этапе подготовки к ОГЭ, становится базой для последующей подготовки к ЕГЭ по химии4.

В связи с этим в экзаменационном варианте ОГЭ были сохранены некоторые задания, формулировки которых аналогичны заданиям экзаменационного варианта ЕГЭ. Приведём примеры двух таких заданий (см. примеры 12 и 13)5.

Проведённый анализ подходов к разработке КИМ по химии и представленные примеры заданий отражают планируемые изменения в новой экзаменационной модели ОГЭ. Как было замечено ранее, при обновлении моделей заданий были учтены тенденции, происходящие в школьном образовании в последние 10—15 лет. Так, например, было усилено внимание к проверке сформированности УУД, которые во ФГОС представлены в формате метапредметных планируемых результатов6. На значимость данного направления совершенствования КИМ по химии указывают и результаты международных мониторинговых исследований качества

Пример 12 (аналог задания 8 КИМ ЕГЭ).

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГЕНТЫ

1) Cl2, H2SO4 (конц.)

2) Mg, AgNO^-р)

3) KOH, HCl (р-р)

4) N2,^ (р-р)

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

A) C

Б) A^3

B) CuCl2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В

3 Медведев Ю.Н., Стаханова С.В. Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы // Химия в школе. — 2018. — №1. — С. 23-29.

4 Каверина А.А., Добротин Д.Ю. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2014. Химия. Учебное пособие. — М.: Интеллект-Центр, 2014. — 176 с.

5 Каверина А.А. Моделирование учебно-познавательных и учебно-практических задач по химии для оценки учебных достижений выпускников основной школы// Педагогические измерения. — 2016. — № 1. — С. 59-65.

6 Решетникова О.А., Демидова М.Ю. Новые подходы к разработке контрольных измерительных материалов // Народное образование. — 2015. — № 9. — С. 82-87.

Пример 13 (аналог задания 9 КИМ ЕГЭ)

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1) + Н2

2) + Н20

3) + Н20

4) + Н2

5) ^^

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

A) ]^0 + Б03 ^

Б) Mg(0H)2 + Н2Б04^

B) Mg + Н2^04(разб.) ^

Ответ:

А Б В

образования, которые также продемонстрировали важность усиления внимания к прикладному аспекту химических знаний, а также умению интерпретировать данные, получаемые из различных источников информации — текстов, изображений, схем и т.п.

Не менее значимым стало сохранение направленности КИМ на проверку усвоения системы химических знаний, которые с одной стороны служат основой формирования общего культурного уровня человека, а с другой — обеспечивают воз-

можность получения профильного химического образования. В этой связи КИМ были составлены с учётом преемственности с действующими моделями заданий ОГЭ и ЕГЭ, в которых данный подход был заложен изначально. Работа по обновлению экзаменационной модели ОГЭ по химии является многоэтапной. В настоящее время завершён этап общественно-профессионального обсуждения и планируется проведения широкомасштабной апробации, которая позволит внести усовершенствования в новые модели заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.