Колонка главного редактора ! 111 i 1111 {1! 1111111 j 1 1 2 3 111111 11! 11! I 11 11111111
Основные направления научно-методической деятельности Федерального института педагогических измерений Решетникова Оксана директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», кандидат педагогических Александровна наук, [email protected] Ключевые слова: оценка качества образования, научно-методическое обеспечение, контрольные измерительные материалы (КИМ), государственная итоговая аттестация, Единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ) Уважаемые коллеги! Представляем вам первый номер журнала «Педагогические измерения», который начинает издавать Федеральный институт педагогических измерений при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Журнал планирует публиковать обзоры исследований и достижений педагогической науки в области оценки качества образования; материалы, отражающие государственную политику в этой области; методические разработки специалистов и педагогов-практиков, демонстрирующие опыт работы по подготовке, проведению и анализу результатов оценочных процедур внутришкольного, регионального и федерального уровней. В редакционную коллегию нашего журнала вошли известные специалисты системы образования Российской Федерации, учёные, основными научными интересами которых являются вопросы оценки качества образования на разных ступенях образования. Постоянное внимание к проблематике оценки качества образования Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — МОН) и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) усиливает актуальность, своевременность и необходимость обсуждения профессиональным сообществом этих вопросов. Рубрики предлагаемого вашему вниманию журнала — методология, инструментарий, процедуры оценки качества образования (далее — ОКО), практикум тестолога — призваны представить разнообразные исследования и научно-методические материалы по всем аспектам подготовки, проведения и анализа результатов оценочных процедур. Отдельные рубрики журнала посвящены анализу региональных систем и обзору зарубежного опыта в оценке качества образования. Значительная часть публикаций журнала — это представление основных направлений научно-методической деятельности Федерального института педагогических измерений. Наш институт создан для разработки высокоэффективных технологий и методик педагогических измерений, научно- 5
методического обеспечения государственной итоговой аттестации в Российской Федерации и других мероприятий по контролю качества образования и содействия осуществлению Рособрнадзором государственных функций по контролю и надзору в сфере образования. Это и определяет основные направления научно-методической деятельности нашего института. Очевидно, что в этой деятельности активное участие принимают наши коллеги, специалисты из разных субъектов Российской Федерации.
Ведущим направлением нашей работы является разработка научно-методических подходов к созданию перспективных моделей контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), основного государственного экзамена (далее — ОГЭ) и совершенствование действующих экзаменационных моделей. Контрольные измерительные материалы для государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) разрабатываются на основе экзаменационной модели, которая отражается в документах, регламентирующих ежегодную разработку контрольных измерительных материалов (далее — КИМ) — в спецификации, кодификаторе, демонстрационном варианте.
Экзаменационная модель используется в течение ряда лет, но постоянно происходит процесс совершенствования структуры и содержания контрольных измерительных материалов для проведения ОГЭ и ЕГЭ. Это могут быть как изменения в отдельных моделях заданий или критериях оценивания отдельных заданий, которые оптимизируют модель по результатам полученных статистических данных, так и изменения целых блоков заданий или форм заданий. Так, основные изменения КИМ ЕГЭ в течение двух лет связаны с постепенным отказом от заданий с выбором одного верного ответа и увеличением доли заданий с кратким и развёрнутым ответом. Это можно увидеть, познакомившись с документами, регламентирующими разработку КИМ ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию, географии, информатике и ИКТ. Запланировано также некоторое совершенствование экзаменационных мо-
делей и по другим учебным предметам. На страницах нашего журнала мы планируем знакомить специалистов системы образования с научными-методическими подходами к планируемым изменениям.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта для основного и среднего общего образования стали актуальными вопросы создания перспективных моделей для обеспечения ГИА. Здесь в рамках одного из проектов Федеральной целевой программы развития образования с участием специалистов ФИЛИ по 11 учебным предметам были разработаны научно-методические подходы к отбору содержания и структуре КИМ, которые отражают основные требования ФГОС и обеспечивают реализацию системно-деятельностного, уровневого и комплексного подходов в оценке образовательных результатов. На их основе разработаны проекты кодификаторов и спецификаций, а варианты, созданные по новым перспективным моделям, прошли первые этапы апробации. Эти вопросы нуждаются в серьёзной научной дискуссии, и для её организации в рамках публикации журнала научные сотрудники ФИЛИ познакомят с предварительными результатами проведённых исследований.
Поскольку основной тенденцией, связанной с изменением форм заданий, используемых в ОГЭ и ЕГЭ, является постепенное увеличение доли заданий с развёрнутым ответом, то усиливается важность направления деятельности института, связанного с совершенствованием методического обеспечения подготовки экспертного сообщества по проверке ответов на такие задания измерительных материалов. Для реализации задач по проверке экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ наш институт ориентируется прежде всего на подготовку председателей и членов предметных ко -миссий субъектов Российской Федерации. В рамках деятельности ФИПИ создана трёхуровневая модель обеспечения согласованности работы региональных предметных комиссий и постоянно совершенствуются её отдельные аспекты: критерии оценивания различного типа заданий с развёрнутым ответом; отбор структуры и содержания подготовки экспертов по всем
Колонка главного редактора
учебным предметам; подходы к анализу качества работы предметных комиссий субъектов Российской Федерации, показатели качества проверки по результатам процедуры апелляции и перепроверок экзаменационных работ и т.д. Ключевая роль в этой работе отводится региональным специалистам, обеспечивающим проверку развёрнутых ответов участников процедур ГИА. Наработки ФИЛИ и региональный опыт по организации этой деятельности также планируется обсуждать на страницах нашего журнала.
Важнейшим этапом любой оценочной процедуры является анализ её результатов. ФИПИ ежегодно готовит аналитический отчёт о результатах ЕГЭ по 14 учебным предметам и методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ текущего года. Определение направлений анализа результатов, выделение показателей качества образовательной подготовки выпускников является ещё одним направлением научно-методической деятельности института. Анализ результатов столь масштабной процедуры как государственная итоговая аттестация не может осуществляться лишь на федеральном уровне, для принятия обоснованных управленческих решений важна аналитическая работа и на уровне субъектов РФ. Ежегодно ФИПИ обеспечивает научно-методическую поддержку региональных структур, разрабатывая приоритетные направления анализа и показатели качества образования. Важным ориентиром для системы образования может быть конкретный опыт регионов по анализу результатов и особенно те механизмы и методики, разработанные по итогам тщательного анализа, которые на практике показали свою эффективность для целей повышения качества образования в субъектах Российской Федерации.
Кроме ЕГЭ и ОГЭ существует ещё одна форма государственной итоговой аттестации — государственный выпускной экзамен (ГВЭ), который предназначен прежде всего для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов. Разработка научно-методических подхо-
дов к формированию экзаменационных материалов для этой группы обучающихся — одно из приоритетных направлений научно-методической деятельности ФИЛИ.
В прошлом году в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования научным коллективом ФИЛИ был проведён анализ потребностей в создании специальных условий при проведении ГИА для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и расстройствами аутистическо-го спектра). На основании анализа особенностей перечисленных выше категорий обучающихся сформулированы методические принципы составления экзаменационных материалов по учебным предметам для разных категорий участников ГИА с ОВЗ, обоснованы возможные формы проведения экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации для каждой из перечисленных выше категорий обучающихся. В одном из ближайших выпусков журнала мы подробно остановимся на основных научно-методических подходах к разработке экзаменационных материалов для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
В течение двух последних лет все одиннадцатиклассники страны пишут итоговое сочинение, которое выступает в качестве допуска к ГИА и является обязательным для всех выпускников. Тематические направления итогового сочинения разрабатываются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной — президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. При поступлении в вузы сочинение рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту дополнительные баллы к ЕГЭ.
ФИЛИ обеспечивает научно-методическое сопровождение этой оценочной процедуры. Разработаны рекомендации по проведению итогового сочинения, созданы критерии его оценивания. На осно-
ве анализа процедуры итогового сочинения и содержательного анализа его результатов формируются предложения по совершенствованию критериев оценивания итогового сочинения, нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру итогового сочинения, методических рекомендаций по проведению и оцениванию итогового сочинения. Особого внимания заслуживает обобщение подходов образовательных организаций высшего образования к учёту результатов итогового сочинения при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования. Всё это позволяет совершенствовать технологии и методики преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях; совершенствовать условия для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку и литературе.
В настоящее время на всех уровнях образования Рособрнадзором проводится ряд мероприятий, направленных на оценку происходящих в системе образования процессов.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования в настоящее время разрабатываются проекты развития системы оценки качества образования, ориентированные на формирование и развитие единого образовательного пространства. Целями проектов являются становление сбалансированной системы процедур оценки качества образования, разработка механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учёта влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. В рамках реализации Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы в 2014 году стартовало Национальное исследование качества образования (НИКО), направленное на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации и предусматривающее проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам на различных уровнях
общего образования. В целях создания единого инструментария для проведения процедур оценки качества образования Рособрнадзором начаты работы по внедрению в практику работы образовательных организаций Всероссийских проверочных работ (ВПР).
Перспективным направлением деятельности представляется и разработка подходов к становлению системы оценки качества образования высшего и среднего профессионального образования.
Федеральный институт педагогических измерений активно привлекается к разработке и обсуждению концепций, механизмов и экспертизе инструментария для проведения вышеперечисленных процедур, не относящихся к процедурам ГИА, но направленных на мониторинг качества образования в Российской Федерации.
Создание эффективной системы оценки качества образования с различными, но взаимосвязанными элементами — приоритетная задача не только системы образования России, но и других стран. В связи с этим полезным и очень востребованным становится постоянное взаимодействие и обмен опытом со специалистами различных организаций, занимающихся вопросами оценки качества образования в других странах. Федеральный институт педагогических измерений поддерживает контакты со многими организациями, которые внедряют современные формы оценки учебных достижений, проводят мониторинговые исследования, совершенствуют оценочные процедуры в своих странах.
Мы очень нацеемся на то, что наш журнал станет профессиональной площадкой для обсуждения вопросов оценки качества образования, возникающих проблем, инновационных наработок по всем аспектам подготовки, проведения и анализа результатов оценочных процедур среди специалистов системы образования Российской Федерации и других стран.
Приглашаем всех к участию в нашей профессиональной дискуссии!