Научная статья на тему 'Новые подходы к разработке контрольных измерительных материалов'

Новые подходы к разработке контрольных измерительных материалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / УРОВНЕВЫЙ И КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОДЫ / TIERED AND INTEGRATED APPROACHES / НОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / NEW EXAMINATION MODEL / НОВЫЕ КОДИФИКАТОРЫ ОГЭ И ЕГЭ / NEW CODIFIERS DGE AND UGE / НОВЫЕ МОДЕЛИ ЗАДАНИЙ / NEW MODELS JOBS / ASSESSMENT OF LEARNING OUTCOMES / SYSTEM-ACTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова Оксана Александровна, Демидова Мария Юрьевна

Перспективы федеральной системы оценивания результатов образования. Планируемые изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к разработке контрольных измерительных материалов»

но

ВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ контрольных измерительных материалов

Оксана Александровна Решетникова,

директор Федерального института педагогических измерений, кандидат педагогических наук

Мария Юрьевна Демидова,

руководитель Центра педагогических измерений ФИПИ, доктор педагогических наук e-mail: 790350958 08@yandex.ru

Авторы знакомят с концептуальными подходами, которые были разработаны специалистами ФИПИ для создания новых экзаменационных моделей ГИА. Авторы отвечают на вопросы, которые чаще всего задают специалисты на встречах, посвященных этой проблеме.

• оценка учебных результатов • системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы • новые экзаменационные модели • новые кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ • новые модели заданий

В чём особенности и отличия оценки учебных результатов в соответствии с ФГОС от существующих подходов?

В соответствии с ФГОС система оценки образовательных результатов базируется на систем-но-деятельностном, уровневом и комплексном подходах.

Системно-деятельностный подход обеспечивается содержанием оценки, в качестве которой выступают планируемые результаты обучения, выраженные в дея-тельностной форме и отражающие способность учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Требования к предметным ре-

зультатам детализируются в планируемых результатах обучения, поскольку в соответствии с ФГОС планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Уровневый подход реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. Что касается содержания оценки, то здесь уровневый подход обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку

«Выпускник научится», обязательно для всех учащихся и оценивается выполнением заданий базового уровня сложности. Для создания КИМ ГИА это содержательная основа для выработки предложений по установлению минимальной границы.

Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения учащимися планируемых результатов. Здесь выделяются уровень достижения требований стандарта, достаточный для продолжения обучения и усвоения последующего материала (как правило, его называют базовым), а также уровни выше и ниже этого уровня. Понятно, что более высокие уровни учебных достижений будут определяться на основании полноты освоения планируемых результатов из блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», а также уровня сложности выполняемых заданий.

Комплексный подход к оценке индивидуальных достижений осуществляется путём оценки трёх групп результатов: предметных, метапредметных и личностных, которая полностью реализуется только в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся. Государственная итоговая аттестация строится на предметной основе, поэтому и оценивает предметные результаты обучения. Одно из направлений в разработке новых экзаменационных моделей — как можно более полный учёт требований к метапредметным результатам в рамках государственной итоговой аттестации.

Таким образом, изменение содержания оценки при введении ФГОС связано, прежде всего, с переходом на системно-деятель-ностный подход к оценке, который реализуется при переориентации КИМ ОГЭ и ЕГЭ на проверку планируемых результатов (выраженных в деятельностной форме). Следовательно, экзаменационные модели ЕГЭ и ОГЭ конструируются таким образом, чтобы обеспечивать валидность по отношению к оценке планируемых результатов обучения.

По каким предметам разрабатываются новые экзаменационные модели ОГЭ и ЕГЭ?

Новые модели КИМ ОГЭ разрабатываются по традиционным 11 предметам: русский язык, математика, литература, иностранный язык, история, обществознание, география, физика, биология, химия и информатика.

В стандарте для средней школы предметные результаты определены для учебных предметов на базовом и углублённом уровнях. При этом предметные результаты на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки, а на углублённом уровне — на подготовку к последующему профессиональному образованию. Эти особенности нашли отражение и в создании кодификаторов и моделей КИМ.

Так, для обязательных для сдачи ЕГЭ предметов — русский язык и литература, математика и иностранный язык — разработаны экзаменационные модели двух уровней — базового и углублённого: если сейчас два экзамена (базовый и профильный) только по математике, то в соответствии с новым стандартом будут предлагаться по две экзаменационные модели для всех обязательных предметов.

Апробация проектов экзаменационных моделей, объединяющих два предмета, русский язык и литературу, показала неоднозначные результаты. Связано это в первую очередь с тем, что в одном КИМе за достаточно короткое время необходимо обеспечить проверку всей совокупности предметных требований как по русскому языку, так и по литературе. Разные специалисты системы образования, в том числе учителя и методисты, принимавшие

участие в апробации, считают, что целесообразность объединения КИМ по этим двум предметам ещё нужно обсуждать.

Начиная с декабря 2014 года, все одиннадцатиклассники страны ежегодно пишут итоговое сочинение, которое по своему характеру литературоцентричное и надпред-метное, но однозначено направлено на мотивацию интереса к чтению разнообразных литературных произведений. Благодаря введению итогового сочинения выпускники школ стали больше внимания уделять чтению и изучению особенностей литературных произведений разных эпох, жанров и авторов. Таким образом, пока опосредованно, но оценка компетентностей всех без исключения выпускников по литературе на базовом уровне уже происходит. В этих изменившихся условиях вполне можно рассматривать вопрос о существовании отдельных контрольных измерительных материалов по русскому языку и по литературе для работы по новым стандартам.

Для других учебных предметов — история, обществознание, география, физика, биология, химия и информатика — разработана одна экзаменационная модель без разделения на уровни изучения предмета. Основная цель этих экзаменов — дифференциация абитуриентов для отбора в высшие учебные заведения, но выбираться они могут выпускниками, изучавшими предмет как на базовом, так и на углублённом уровне.

Во ФГОС среднего образования предметные требования к результатам обучения сформулированы по принципу дополнения (углублённый уровень включает базовый). Поэтому новые модели КИМ ЕГЭ по истории, географии, биологии, физике, химии и информатике в целом позволяют оценить требования к углублённому уровню, но позволяют проявить себя и учащимся, изучавшим предмет на базовом уровне. А самое важное то, что в рамках моделей

этих экзаменов минимальная граница оценивает только требования к базовому уровню, а структура экзамена позволяет обеспечить дифференциацию учащихся по разным уровням подготовки.

Из предметов, входящих в блок «Общественные науки», для разработки проекта модели будущего ЕГЭ выбран предмет «Обществознание». ЕГЭ по обществознанию существует и в нынешней системе, причём этот экзамен самый массовый из экзаменов по выбору. В соответствии с ФГОС этот предмет предлагается только на базовом уровне, поэтому и проект кодификатора, и экзаменационная модель конструируются для базового уровня изучения предмета.

Как конструируются новые кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ?

Общеизвестно, что кодификаторы ЕГЭ и ОГЭ определяют содержание государственной итоговой аттестации по каждому из предметов. Проекты новых кодификаторов ЕГЭ и ОГЭ разрабатывали в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС основного и среднего общего образования. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» государственная итоговая аттестация проводится «в целях определения соответствия результатов освоения учащимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта» (пункт 4 статьи 59).

Пока не существует нормативно закреплённых предметных программ, на основании которых может осуществляться отбор контролируемых элементов содержания для проведения ГИА по общеобразовательным программам основного и среднего общего образования. Но в настоящее время, выполняя поручение Президента, создаётся базовое содержание

обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам1.

Отбор элементов содержания для кодификаторов для ОГЭ осуществлялся на основе анализа примерных программ по предметам, входящих в Примерную основную образовательную программу основного общего образования2. Создание кодификаторов для ЕГЭ базировалось на анализе наиболее востребованных предметных программ для ступени среднего общего образования и содержания учебно-методических комплектов, которые рекомендованы к использованию в образовательных организациях в условиях введения ФГОС. Кроме того, при отборе содержания по математике были учтены положения Концепции математического образования в РФ3, при отборе содержания для проектов кодификаторов по истории — концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в частности, Историко-куль-

4

турного стандарта .

Наиболее сложная задача — разработка основной части кодификатора, отражающей требования стандарта к результатам обучения.

Предметные требования к результатам обучения сформулированы в стандарте в достаточно обобщённом виде и напрямую не могут служить основанием для конструирования кодификатора для экзаменов. Процесс разработки проектов кодификаторов требований к результатам обучения состоял из следующих процедур:

• детализация требований ФГОС в планируемых результатах обучения с учётом выбора

1 П. 5 Перечня поручений В.В. Путина по итогам форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» «Качественное образование во имя страны»

15 октября 2014 года.

2 Размещена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ. http://fgosreestr.ru/

3 Концепция математического образования в РФ утверждена Постановлением Правительства РФ № 2506-Р от 24 декабря 2013 г.

4 Историко-культурный стандарт. Проект. http: / / минобрнауки.рф / документы/3483

структуры планируемых результатов для каждого из предметов; • операционализация планируемых результатов с учётом обеспечения преемственности в формировании каждого из планируемых результатов на ступе -нях основного и среднего общего образования.

Планируемые результаты представляют собой виды деятельности, на формирование которых направлено изучение предметного курса. При их создании учитывались не только предметные результаты, но и те познавательные универсальные учебные действия (часть метапредметных результатов обучения), освоение которых наиболее эффективно осуществляется средствами данного предмета.

Операционализация (разбиение на отдельные умения) планируемых результатов базируется, преимущественно, на структуре того вида деятельности, который определяется данным планируемым результатом. Подходы к опе-рационализации определялись в рамках каждого из предметов с учётом особенностей специфики предмета. Однако в процессе работы вырабатывались общие подходы к описанию планируемых результатов в деятельностной форме с учётом познавательных мета-предметных результатов обучения.

Для ступеней основного и среднего общего образования в рамках детализации требований ФГОС и операциона-лизации планируемых результатов обеспечивалась преемственность в формировании приоритетных для предмета видов деятельности. Для обеих ступеней в проектах кодификаторов могут использоваться одинаковые формулировки планируемых результатов, если динамика формирования данного вида деятельности напрямую связана с усложнением содержания (усложнением структуры изучаемых объектов, увеличением функциональных связей

с другими объектами), расширением причинно-следственных и иерархических связей. Динамика в формировании видов деятельности может отражаться и в операцио-нализации планируемых результатов, когда часть умений для ступени основного общего образования на следующем этапе обучения представляется в более обобщённом виде.

В кодификаторы для новых экзаменационных моделей включены планируемые результаты как из блока «Выпускник научится», так и из блока «Выпускник получит возможность научиться». В экзаменационных моделях планируемые результаты группы «Выпускник получит возможность научиться» предложено использовать преимущественно для конструирования заданий высокого уровня сложности и, соответственно, для дифференциации наиболее подготовленной группы выпускников.

Каковы особенности новых моделей заданий?

В процессе создания новых КИМ сначала были разработаны новые модели заданий для проверки отдельных планируемых результатов, которые прошли достаточно широкую апробацию. А на следующем этапе на основании полученных данных авторские коллективы разработали и проекты новых КИМ ОГЭ и ЕГЭ.

Экспериментальные модели заданий конструировались с учётом традиционных требований к разработке заданий разных форм, а также ряда дополнительных требований, которые отражают приоритеты оценки учебных достижений в соответствии с ФГОС.

При отборе моделей заданий наши специалисты ориентировались прежде всего на выбор тех, которые проверяют сформи-рованность тех или иных умений при решении учебно-практических и учебно-по-

Т

знавательных задач. 1 ексты таких задании

предполагают, например, вариативные пути решения проблемы, могут содержать избыточные для решения проблемы данные или, наоборот, предлагаться с недостающими данными и предусматривать возможность самостоятельного поиска недостающих данных, формулироваться с недоопределённостью вопроса и т.п.

Приоритетны комплексные задания, позволяющие оценивать сформирован-ность целой группы различных умений или нескольких планируемых результатов. Ещё большую актуальность приобретают компетентностно-ориентирован-ные задания, базирующиеся на контексте ситуаций «жизненного» характера.

Эти подходы к конструированию новых моделей заданий направлены ещё и на дальнейшее сближение с содержанием заданий, использующихся в международных сравнительных исследованиях (PISA, TIMSS), в которых участвуют образовательные организации России. При очевидных различиях целей процедур международных сравнительных исследований (МСИ) и государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ) несомненна целесообразность учёта наиболее привлекательных практико-ориенти-рованных заданий МСИ при разработке моделей заданий будущих ЕГЭ и ОГЭ.

Что касается формы заданий, то здесь приоритет отдаётся заданиям с кратким и развёрнутым ответом. Как и ранее, выделяются три уровня сложности заданий: базовый, повышенный и высокий. Но в соответствии с уровневым подходом к разработке КИМ уровни сложности заданий определяются с учётом блока планируемых результатов, на проверку которых они направлены, и элементов содержания, на базе которых они конструируются. Так, задания базового уровня конструируются только для блока планируемых результатов «Выпускник научится» на системе наиболее значимых элементов курса и трактуются

как обязательные для выполнения всеми учащимися. А задания высокого уровня конструируются для всех планируемых результатов, на всех программных содержательных элементах курса и ориентированы на выполнение наиболее мотивированными учениками, что способствует большей дифференциации участников процедур ОГЭ и ЕГЭ по уровням подготовки.

Как и положено, качество новых моделей заданий и проектов КИМ в целом определялось как на основании широкого спектра экспертных заключений (специалистов-предметников, учителей и тестологов), так и на основании полученных в процессе апробации статистических характеристик. Анализ полученных в ходе апробации данных позволил сделать вывод о возможности и целесообразности использования новых экзаменационных моделей КИМ по всем указанным

выше учебным предметам.

* * *

Проект был рассчитан на достаточно отдалённую перспективу внедрения, если рассматривать внедрение его результатов как полное введение КИМ ОГЭ и ЕГЭ, в соответствии с ФГОС. Полный переход на новые КИМ ОГЭ и ЕГЭ в соответствии с планом перехода системы образования на новые

стандарты, возможен, начиная с 2019 года. У педагогического сообщества есть время на обсуждение новых подходов к оценке учебных достижений и постепенное их внедрение в практику работы школы.

Контрольные измерительные материалы существующих в настоящее время экзаменов не застывшая система. ФИПИ идёт по пути постепенных эволюционных изменений экзаменационных моделей. КИМ ЕГЭ изменяется с отказом от заданий с выбором одного верного ответа. В изменённые КИМ вводятся те новые модели заданий, которые апробированы в рамках данного проекта. Так, например, в 2015 г. введён базовый уровень по математике, в 2016 г. вводятся некоторые изменения в КИМ ЕГЭ по истории, обществознанию, географии. В экзаменах по истории и обще-ствознанию используется структура КИМ, в которой ряд заданий выстроен исходя из проверяемых умений. Начиная с 2017 г., планируется плавное введение таких же изменений в КИМ ЕГЭ по биологии, физике и химии. Подобным плавным и подготовленным изменениям несомненно будут подвергнуты и КИМ ОГЭ по всем учебным предметам. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.