Научная статья на тему 'Инновационные процессы в системе непрерывного педагогического образования'

Инновационные процессы в системе непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГИА / ОГЭ / ЕГЭ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATION PROCESSES / GIA / OGE / EXAM / STATE FINAL CERTIFICATION / CONTINUING EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланичева А.В., Ратникова Д.В.

В статье раскрывается проблема реализации инновационных процессов в современном образовательном пространстве как неотъемлемая часть непрерывного педагогического образования. Проявлением инновационных процессов в непрерывном педагогическом образовании является государственная итоговая аттестация обучающихся и соответственно изменение подходов к организации обучения. Изменения, связанные с организацией образовательного процесса всегда вызывают вопросы у педагогов. В связи с этим необходимо осуществлять методическую помощь педагогам с целью реализации ими инновационных процессов в обучении в общеобразовательной организации, на примере подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию. При этом инновационные процессы затрагивают не только общеобразовательные организации, но и профессиональные учреждения как условие поступления и продолжения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

The article reveals the problem of implementation of innovative processes in the modern educational space as an integral part of continuous pedagogical education. Manifestation of innovative processes in continuous pedagogical education is the state final certification of students and accordingly change of approaches to the organization of training. Changes associated with the organization of the educational process always raise questions from teachers. In this regard, it is necessary to carry out methodological assistance to teachers in order to implement their innovative processes in teaching in a General education organization, on the example of preparing students for the state final certification in social science. At the same time, innovative processes affect not only educational organizations, but also professional institutions as a condition for entering and continuing education.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в системе непрерывного педагогического образования»

УДК 377:37+378.637

Malanicheva A.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), Altai state pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: milamav82@mail.ru

Ratnikova D.V., senior teacher, Altai state pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: dvdyakova@mail.ru

INNOVATIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION. The article reveals the problem of implementation of innovative processes in the modern educational space as an integral part of continuous pedagogical education. Manifestation of innovative processes in continuous pedagogical education is the state final certification of students and accordingly change of approaches to the organization of training. Changes associated with the organization of the educational process always raise questions from teachers. In this regard, it is necessary to carry out methodological assistance to teachers in order to implement their innovative processes in teaching in a General education organization, on the example of preparing students for the state final certification in social science. At the same time, innovative processes affect not only educational organizations, but also professional institutions as a condition for entering and continuing education.

Key words: innovation processes, GIA, OGE, exam, state final certification, continuing education, pedagogical education.

А.В. Маланичееа, канд. пед. наук, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Е-mail: milamav82@mail.ru

Д.В. Ратникоеа, ст. преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Е-mail: dvdyakova@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается проблема реализации инновационных процессов в современном образовательном пространстве как неотъемлемая часть непрерывного педагогического образования. Проявлением инновационных процессов в непрерывном педагогическом образовании является государственная итоговая аттестация обучающихся и соответственно изменение подходов к организации обучения. Изменения, связанные с организацией образовательного процесса всегда вызывают вопросы у педагогов. В связи с этим необходимо осуществлять методическую помощь педагогам с целью реализации ими инновационных процессов в обучении в общеобразовательной организации, на примере подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию. При этом инновационные процессы затрагивают не только общеобразовательные организации, но и профессиональные учреждения как условие поступления и продолжения образования.

Ключевые слова: инновационные процессы, ГИА, ОГЭ, ЕГЭ, государственная итоговая аттестация, непрерывное образование, педагогическое образование.

Неотъемлемой частью современного образования являются инновационные процессы, реализация которых предполагает изменения в подходах к обучению. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося. Педагогическая инновация это нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Реализация инновационных процессов в образовательной организации предполагает повышение ответственности педагога за качество образования своих выпускников. Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников является одним из проявлений инновационных процессов в образовании и в деятельности педагога. Поэтому все происходящие изменения, связанные с инновациями в образовании не могут не отразиться на содержании и организации учебного процесса.

При реализации инновационных процессов в образовании и деятельности педагога возникает множество вопросов, на которые необходимо ответить педагогу. Часто трудности возникают с выбором формы, средств и методов обучения в соответствии с инновациями в образовании, содержанием предметной подготовки. В связи с этим необходимо понимание педагогом цели своей деятельности, ее этапов, с чего начинать предметную подготовку, каких результатов необходимо добиться, т. е. предметные, метапредметные и личностные результаты. Исследователи Т.А. Баданова, И.Ю. Елизарьева, Н.А. Морозкова предлагают начинать реализацию инновационной деятельности педагога с определения уровня предметной подготовки обучающихся.

Рассмотрим реализацию инновационной деятельности педагога на примере подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществоз-нанию. Государственная итоговая аттестация по обществознанию предполагает подготовку к основному государственному (ОГЭ) и единому государственному экзаменам (ЕГЭ). Подготовка к государственной итоговой аттестации по обще-ствознанию реализуется педагогом на практике в урочное и внеурочное время (дополнительные занятия).

На уроке, чаще всего, это решение тестовой части контрольно-измерительных материалов (КИМ) ГИА по обществознанию. Применение тестов как эффективного способа подготовки и проверки знаний обучающихся находит в образовательных организациях все большее применение. Достоинством данной формы подготовки и контроля знаний обучающихся является уменьшение временных затрат на проверку. Нельзя не отметить, что решение тестовой части контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации соответствует современным требованиям инновационной деятельности. При использовании тестов есть возможность использовать как бумажные, так и электронные носители. Последние особенно привлекательны, участники образовательного процесса имеют возможность получить результаты сразу по завершении выполнения теста.

Тест в процессе подготовки и контроле знаний обучающихся, выполняет три основных взаимосвязанных функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Функция диагностики заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося. Это основная и самая очевидная функция те-

стирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля. Обучающая функция теста заключается в мотивировании обучающихся к активной работе по освоению, запоминанию и воспроизведению учебного материала. Для оптимизации данной функции теста педагоги используют дополнительные средства стимулирования обучающихся, такие как примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки к тесту, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок в формулировании заданий, предлагаемых вариантах ответов. Важную роль играет работа над допущенными ошибками и их разбор с применением и повторением теоретического материала. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

При подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию с целью более полной информации о предъявляемых требованиях к сдающим, педагогу необходимо проанализировать нормативные документы, представленные на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Этими документами являются демоверсии КИМов, спецификации, кодификаторы, Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ, Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ и ЕГЭ, видеоконсультации по подготовке обучающихся к основному государственному экзамену и единому государственному экзамену.

Спецификация содержит материал по распределению заданий КИМов по уровню сложности, что поможет сориентироваться обучающемуся в области предметной, теоретической подготовки по предмету, научит видеть и находить связь явлений общественной жизни, взаимосвязь человека и его поступков на развитие сфер общественной жизни, уровень развития общества, его влияния на природу, влияние природы на развитие общества. Осознание того, что взаимосвязь общество и природа - две взаимодействующие системы, а человек, их объединяющий элемент, приведет к повышению качества выполненных заданий обучающимися и более высоким баллам.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом, представленная в спецификации, позволяет обучающимся определиться с правильным оформлением своего ответа, снимает ряд вопросов связанных с апелляциями, поможет понять допущенные ошибки при выполнении заданий КИМов.

Основные умения и способы действий, представленные в кодификаторе, позволяют педагогу обратить внимание на развитие конкретных умений, которые требуются при выполнении заданий КИМов. Все задания, представленные в КИМах ОГЭ и ЕГЭ, разделены на основные содержательные линии. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена содержит перечень элементов теоретического содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на базе

раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни). Данный документ является ориентиром для обучающихся государственной итоговой аттестации при подготовке. Педагогу данный материал поможет корректировать пробелы в теоретической подготовке обучающихся, уделяя особое внимание именно тем темам, которые проверяются КИМами.

Кодификатор также содержит перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни). Таким образом, обучающемуся дается конкретная инструкция по работе с представленными в КиМах заданиями, что ориентирует его на применение определенных умений, при выполнении и работе с заданиями по теме. Обучающийся будет иметь представление о том, что ему необходимо сделать для правильного выполнения заданий, представленных в КИМах [2].

Анализ кодификатора, а также «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ» позволили нам определить, что требуется знать, уметь и чем необходимо владеть обучающемуся при выполнении заданий контрольно-измерительных материалов ГИА по обществознанию. Нужно отметить, что материал, представленный в данных документах, имеет практическую направленность [3]. Ответы на задания, выполненные участниками прошлого года, позволяют разобрать варианты решений, выделить типичные ошибки. При анализе данных документов нам было легче определить методические условия, которые необходимо соблюдать при организации подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена.

«Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ» содержат критерии оценки ответов при выполнении заданий с развернутым ответом. При этом дается пояснение выставления определенного количества баллов, возможных вариантов ответов, отличных от представленных в критериях оценивания ответов. Это позволяет расширить возможности участников ГИА сориентироваться в оформлении своих ответов. При этом необходимо обращать внимание на то, что некоторые задания (например, задания к тексту 21, 22, 25) содержат формулировку «правильный ответ должен содержать следующие элементы» или «могут быть даны следующие объяснения» (например, задания 23, 24, 26). В первом случае является необходимым давать ответ в четко заданной формулировке, основываясь на информации, представленной в тексте или теории. Во втором - указана возможная близкая формулировка ответа, которая может отличаться от приведенной формулировки примерного ответа в критериях оценивания.

При работе с «Методическими рекомендациями для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ» мы обратили внимание на задания, выполнение которых вызвало затруднения у участников прошлых лет Данное обстоятельство позволило нам определить теоретический материал, на который следует обратить особое внимание при создании системы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию, а также при определении методических условий эффективной подготовки школьников к государственной итоговой аттестации

Библиографический список

по обществознанию в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена.

Организация и проведение занятий, направленных на подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации как инновационной деятельности педагога, должна начинаться с четкого представления ожидаемых результатов. Результаты должны быть ориентированы на сформированность знаний, умений и понимания теоретического материала, представленных в спецификации и кодификаторе КИМов. Обучающийся должен обладать целым комплексом умений, например для ОГЭ важно уметь описывать социальные объекты, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи социальных объектов; приводить примеры; оценивать поведение людей; решать познавательные и практические задачи [2]. Для ЕГЭ необходимо уметь характеризовать социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), определять их место и значение в жизни общества как целостной системы; анализировать информацию, выявляя общие черты и различия; устанавливать соответствия между чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные); раскрывать на примерах теоретические положения; осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию; оценивать действия субъектов социальной жизни; формулировать собственные суждения и приводить аргументы; подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу; решать познавательных задач социальным проблемам [2].

Теоретическая подготовка обучающихся в условиях инновационной деятельности педагога должна быть ориентирована на усвоение тем, сформулированных на основе анализа данных, представленных в аналитических отчетах Федерального института педагогических измерений и Методических материалах для председателей и членов Региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ основного государственного экзамена и единого государственного экзамена. Темы государственной итоговой аттестации обучающихся по обществознанию в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена являются преемственными, что выявлено нами на основе анализа спецификации.

Под преемственностью заданий понимается углубление теоретических знаний (от основных понятий и терминов каждого раздела и темы к более детализированному изучению особенностей проявления, специфики), а также усложнение видов учебной и познавательной деятельности (от элементарных действий, умений и навыков, основанных на репродуктивной и частично-поисковых действий к самостоятельной, творческой с позиции выработки собственного суждения и точки зрения с четкой аргументацией теоретически обоснованных вводов и опорой на личный социальный опыт). Умение приводить примеры из разных источников информации и анализировать социальные процессы и явления.

Подготовка обучающихся к ГИА нами рассматривается именно в системе непрерывного педагогического образования неслучайно, ведь профессиональные образовательные организации проводят внутренние экзамены для абитуриентов, которые являются моделями КИМов ГИА ЕГЭ. В связи с этим внимание при организации подготовки к ГИА следует уделять не только в общеобразовательной организации, но и в профессиональных образовательных организациях. Инновационные процессы затрагивают всю систему образования. Поэтому считаем возможным рассмотреть подготовку обучающихся к ГИА в целом в системе непрерывного педагогического образования.

1. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: Учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательный организаций для проведения в 2016 году ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам. Available at: http://www.fipi.ru/ege-1-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

3. Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ. Available at: http://www.fipi.ru

4. Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ. Available at: http:// www.fipi.ru

5. Егорова Ю.С. Организационно-педагогические структуры обеспечения подготовки и проведения ЕГЭ в условиях региона. Диссертация кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2009.

References

1. Istrofilova O.I. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii: Uchebno-metodicheskoe posobie. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. gos. un-ta, 2014.

2. Kodifikator 'elementov soderzhaniya i trebovanij k urovnyu podgotovki vypusknikov obscheobrazovatel'nyj organizacij dlya provedeniya v 2016 godu EG'E po gumanitarnym disciplinam. Available at: http://www.fipi.ru/ege-1-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

3. Metodicheskie materialy dlya predsedatelej i chlenov RPKpo proverke vypolneniya zadanij s razvernutym otvetom 'ekzamenacionnyh rabot OG'E. Available at: http:// www.fipi.ru

4. Metodicheskie materialy dlya predsedatelej i chlenov RPK po proverke vypolneniya zadanij s razvernutym otvetom 'ekzamenacionnyh rabot EG'E. Available at: http:// www.fipi.ru

5. Egorova Yu.S. Organizacionno-pedagogicheskie struktury obespecheniya podgotovki i provedeniya EG'E v usloviyah regiona. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

Статья поступила в редакцию 18.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.