Научная статья на тему 'Исследование финансовой грамотности школьников в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования'

Исследование финансовой грамотности школьников в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ЕСОКО) / ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / UNIFIED SYSTEM OF EDUCATION QUALITY EVALUATION / EVALUATION PROCEDURES / EVALUATION OF FINANCIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Десятериченко Марина Александровна, Кузибецкая Галина Владимировна, Монина Елена Сергеевна

Подробно рассматриваются особенности оценки финансовой грамотности обучающихся общего образования в отечественных и зарубежных оценочных процедурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Десятериченко Марина Александровна, Кузибецкая Галина Владимировна, Монина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the features of the evaluation of financial literacy of students of general education in domestic and foreign evaluation procedures.

Текст научной работы на тему «Исследование финансовой грамотности школьников в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования»

М.А. ДЕСЯТЕРИЧЕНКО, Г.В. КУЗИБЕЦКАЯ,

Е.С. МоНиНА

(Волгоград)

исследование финансовой грамотности школьников в оценочных процедурах единой системы оценки качества образования

Подробно рассматриваются особенности оценки финансовой грамотности обучающихся общего образования в отечественных и зарубежных оценочных процедурах.

Ключевые слова: единая система оценки качества образования (ЕСОКО), оценочные процедуры, оценка финансовой грамотности.

В рамках Европейской модели классификации навыков, компетенций и профессий (ESCO) финансовая грамотность наряду с математической, естественно-научной, культурной, ИКТ-грамотностью входит в перечень базовых навыков для решения повседневных задач. Это обусловило включение заданий по исследованию финансовой грамотности школьников в оценочные процедуры ЕСОКО (Единая система оценки качества образования).

К основным задачам ЕСОКО относятся выявление и решение проблем системы образования на всех ступенях общего образования и определение направлений развития образования по результатам оценочных процедур. ЕСОКО является многоуровневой системой и оценивает предметные и метапредмет-ные образовательные результаты. К системообразующим процедурам относятся международные (PISA, PIRLS, TIMSS, ICILS и пр.) и отечественные (Государственная итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах (ОГЭ, ЕГЭ), Всероссийские проверочные работы (ВПР) и Национальные исследования качества образования (нИКО)) исследования.

В рамках проблематики данной статьи нас интересует такое международное исследование, как PISA (Programme for International Student Assessment), т. к. данная программа направлена на оценку математической, естественно-научной и финансовой грамотности. Исследование PISA по финансовой грамотности школьников проводилось трижды: в 2012, 2015 и 2018 гг. Результаты за 2018 г. будут объявлены в конце 2019 г.

В основе оценки финансовой грамотности PISA лежит трехуровневая модель, включающая следующие уровни [4]:

- «содержание» (знание) - подразумевает набор знаний потребителя о финансовых продуктах и концепциях, а также способность получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия решений;

- «познавательная деятельность» (практические навыки) - включает компетенции, связанные с умениями и навыками финансового поведения, способностью к принятию финансового риска, а также умением предпринимать другие эффективные действия для улучшения собственного финансового благосостояния;

- «контекст» (установки) - основные характеристики потребителя, связанные с общим отношением к личным финансам, возможностью делать ответственный выбор и принимать финансовые решения.

По результатам исследования 2015 г. Россия заняла 4-е место среди 15 стран-участниц против 10-го места в 2012 г. [3]. Лидерами по результатам 2015 г. по финансовой грамотности являются Китай, Бельгия, Канада.

На рис. 1 представлен процент выполнения российскими восьмиклассниками заданий из различных финансовых областей по результатам исследования PISA-2015 [Там же]. Как видно по рисунку, наиболее трудными областями содержания оказалась области «Деньги и операции с ними» и «Финансовая среда»: понимание практики обеспечения безопасности при покупке товаров в интернет-магазине, проблемы инвестирования, действие механизмов налогообложения, анализ банковских документов, отражающих механизм осуществления банковских операций.

Из уровня «познавательная деятельность» каждый второй участник (50%) не справился с анализом информации в финансовом контексте и с аргументацией своего финансового решения (область «Анализ информации в финансовом контексте» и «Оценка финансовых проблем»). Приведем пример такого задания [4]:

Алла Петровна получила кредит в 8000 зедов от финансовой компании «Первый кредит». Годовая процентная ставка на кредит составляет 15%. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита составляют 150 зедов.

После одного года долг Аллы Петровны все еще составляет 7 400 зедов. Другая финансовая компания, «Лучший кредит», предлагает Алле Петровне кредит в 10 000 зедов с годовой процентной

© Десятериченко М.А., Кузибецкая Г.В., Монина Е.С., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Финансовая грамотность: содержание, познавательная деятельность н контексты (процент выполнения)

Рис. 1. Процент выполнения заданий из различных финансовых областей в рамках выполнения

РКА-2015

8 На фотограф™ изображена семья.

Какой ио экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления згой деятельности н кратко поясните каждое из правил. 'Запишите развернутый ответ.

Рис. 2. Пример задания 7 демоверсии перспективной модели ОГЭ по обществознанию

ставкой 13%. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита также будут составлять 150 зедов. Если Алла Петровна возьмет кредит от компании «Лучший кредит», она тут же вернет свой нынешний кредит.

Какие две другие финансовые выгоды получит Алла Петровна, если возьмет кредит от компании «Лучший кредит»? С каким возможным негативным финансовым последствием столкнется Алла Петровна, если согласится взять кредит от компании «Лучший кредит»?

Сложными для российских восьмиклассников оказались также задания, касающиеся понимания долгосрочных финансовых преимуществ, например простого решения купить велосипед либо взять его в аренду или более сложного решения - стать или не стать квалифицированным специалистом [3].

Далее рассмотрим особенности заданий по финансовой грамотности в контрольно-измерительных материалах дисциплин по ма-

тематике и обществознанию, а также отдельные результаты их выполнения в рамках отечественных оценочных процедур.

Как известно, в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» были определены 9 предметных областей финансовой грамотности: доходы и расходы, финансовое планирование, личные сбережения, кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность, защита прав потребителей и общие знания экономики и азы финансовой арифметики.

В контрольно-измерительных материалах (далее КИМ) ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию входят задания практически из всех указанных областей, где предлагается участникам проявить знания и умения рационального экономического поведения собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Т.Е. Лискова, руководитель федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по об-ществознанию, характеризует в своей аналитической статье результаты ЕГЭ в целом по стране: «Как и в предыдущие годы, ЕГЭ в 2018 году показал очевидные проблемы в овладении знаниями, необходимыми для социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни». У обучающихся также вызвали сложности задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в РФ, о функциях институтов банковской системы, экономических процессов (безработица, инфляция), что не содействует «оптимальному включению выпускников школ в экономическую жизнь страны» [2].

Аналогичная ситуация наблюдается и с выполнением заданий, касающихся финансовой грамотности, на экзаменах ГИА в 9-х классах. Обучающиеся Волгоградской области довольно успешно справляются с заданиями базового уровня, где необходимо выбрать верное объяснение. С заданием 7 успешно справились 89% участников, с заданием 8 - 80,3%, 9 - 90,1%, 10 - 89,3%, 19 - 91,4% и т. д. [4]. Пример задания 8 ОГЭ:

Анна Сергеевна получила зарплату и отложила некоторую часть на покупку нового мобильного телефона. Какую функцию денег иллюстрирует этот пример: 1) средство учета; 2) средство накопления; 3) мера стоимости; 4) средство обращения?

Два задания, проверяющие данный предметный результат, позволят оценить разные уровни овладения этим способом действий. А

вот при решении заданий повышенного уровня, где оценивалось умение самостоятельно объяснять явления или процессы, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм и экономической рациональности, у участников ОГЭ, как и участников ЕГЭ, появились затруднения, и процент выполнения таких заданий коррелирует с результатами PISA.

В настоящее время идет активное общественно-профессиональное обсуждение перспективных моделей ОГЭ, в том числе и по обществознанию. На рис. 2 предлагается пример задания 7 КИМ перспективной модели ОГЭ по обществознанию [1].

По математике задания с элементами финансовой грамотности представлены одной областью: «Общие знания экономики и азы финансовой арифметики». В КИМ по математике ВПР, ОГЭ, ЕГЭ мы встречаем в основном простейшие задачи на расчет стоимости товара, на вычисление банковских процентов, начисление зарплаты и премии, повышение и понижение цены на товары. например, задание 7 КИМ ОГЭ:

Стоимость проезда в электропоезде составляет 198 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд для 4 взрослых и 12 школьников?

16,2% девятиклассников не справились в 2018 г. с аналогичной задачей.

В трех заданиях (3, 6 и 12) КИМ ЕГЭ по математике базового уровня также оцениваются простейшие арифметические навыки исчисления денежных операций. Пример задачи 12, с которой справилось 87,9% выпускников:

Строительная фирма планирует купить 70 м3 пеноблоков у одного из трех поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице:

Поставщик Стоимость пеноблоков (руб. за 1 м3) Стоимость доставки (руб0 Дополнительные условия

А 2600 10000 Нет

Б 2800 8000 При заказе товара на сумму свыше 150 000 руб. доставка бесплатная

В 2700 8000 При заказе товара на сумму свыше 200 000 руб. доставка бесплатная

Сколько рублей нужно заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?

И есть только один пример задания ЕГЭ, где оценивается умение строить и исследовать простейшие математические модели в рамках финансовой ситуации. Это задание повышенной сложности 17 КИМ ЕГЭ профильного уровня. Справились с ним всего 1,8% участников [6]. Пример задания 17:

15 января планируется взять кредит в банке на шесть месяцев в размере 1 млн руб. Условия его возврата таковы: 1-го числа каждого месяца долг увеличивается на п% по сравнению с концом предыдущего месяца, где п - целое число; со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга; 15-го числа каждого месяца долг должен составлять некоторую сумму в соответствии со следующей таблицей:

Дата 15.01 15.02 15.03 15.04 15.05 15.06 15.07

Долг (в млн руб.) 1,0 0,6 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Найдите наибольшее значение п, при котором общая сумма выплат будет меньше 1,2 млн руб. [4].

Как известно, в основе ФГОС общего образования лежит системно-деятельностный подход, который распространяется и на оценочные процедуры ЕСОКО. Это означает, что содержанием оценки выступают предметные результаты, выраженные в деятельностной форме. Но мы наблюдаем, что в действующих моделях ОГЭ и ЕГЭ по математике представлены либо простейшие задания, которые не отражают сформированного умения, либо, наоборот, слишком сложные, которые не по силам большинству учащихся.

В КИМ оценочных процедур по математике должны быть представлены задания на умение понимать финансовую информацию, оценивать финансовые последствия, аргументировать свою позицию и принимать грамотные решения в области управления деньгами, где бы выявлялись практические умения различных социальных ролей - потребителя, предпринимателя, вкладчика, работника и пр.

В ходе реализации проекта Минфина РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в российской Федерации» обозначена задача: встраивать элементы финансовой грамотности в такие общеобразовательные предметы, как «Об-ществознание», «Право», «Экономика», «Математика», «География», «Иностранный язык»,

КИЕ науКИ -

«Основы безопасности жизнедеятельности». Следовательно, система оценки образовательных результатов этих дисциплин должна пополниться интегрированными заданиями с элементами основ финансовой грамотности.

0.А. Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений, условно выделяет четыре приоритетных направления в разработке перспективных моделей КИМ ОГЭ и ЕГЭ [5]:

1) комплексные задания - позволяют оценивать сформированность целой группы различных умений или одновременно нескольких предметных результатов;

2) компетентностно-ориентированные -базируются на контексте ситуаций «жизненного» характера;

3) задания, содержащие избыточные для решения проблемы данные или предлагающие недостающие данные, предполагающие вариативные пути решения проблемы и т. п.;

4) блок заданий с развернутым ответом (при этом О.А. Решетникова уточняет, что по большинству предметов не будут использоваться задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Таким образом, модели контрольных измерительных материалов оценочных процедур ЕСОКО динамично развиваются, и в скором будущем школьники на экзаменах ГИА-9, ГИА-11 или ВПР по дисциплинам обществоведческого, математического и естественнонаучного профиля встретят интегрированные задания с элементами финансовой грамотности. Возможно, уже в следующем году будут добавлены или усилены существующие задания на выявление практических навыков и сформированного рационального экономического поведения, на использование полученных знаний в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина.

Список литературы

1. Демоверсии, спецификации, кодификаторы [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 20.04.2019).

2. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обще-ствознанию // Пед. измерения. 2018. № 4. С. 28-29.

3. Новые достижения российских учащихся. Финансовая грамотность (по результатам международной программы PISA-2015) [Электронный ресурс]. URL: https://vashifinancy.ru/upload/iblock/58c/ 58cd4b647f3db00fbb58c50b6ab7a952.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

4. Проведение исследования PISA-20i8 в России [Электронный ресурс]. URL: http://www. centeroko.ru/pisai8/pisa20i8_fl.html (дата обращения: i8.04.20i9).

5. Решетникова O.A. Разработка новых моделей контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена // Пед. измерения. 20i8. № i. С. 4-8.

6. Учебный год. 2005. № i [Электронный ресурс]. URL: http://vgapkro.ru/?page_id=i4877 (дата

обращения: 2i.04.20i9).

* * *

1. Demoversii, specifikacii, kodifikatory [Elekt-ronnyj resurs]. URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/ demoversii-specifikacii-kodifikatory (data obrashche-niya: 20.04.20i9).

2. Liskova T.E. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 20i8 goda po obshchestvoznaniyu // Ped. izmereniya. 20i8. № 4. S. 28-29.

3. Novye dostizheniya rossijskih uchashchihsya. Finansovaya gramotnost' (po rezul'tatam mezh-dunarodnoj programmy PISA-20i5) [Elektronnyj resurs]. URL: https://vashifinancy.ru/upload/iblock/ 58c/58cd4b647f3db00fbb58c50b6ab7a952.pdf (data obrashcheniya: 23.04.20i9).

4. Provedenie issledovaniya PISA-20i8 v Ros-sii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.centero ko.ru/pisai8/pisa20i8_fl.html (data obrashcheniya: i8.04.20i9).

5. Reshetnikova O.A. Razrabotka novyh modelej kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov osnovnogo go-sudarstvennogo ekzamena // Ped. izmereniya. 20i8. № i. S. 4-8.

6. Uchebnyj god. 2005. № i [Elektronnyj resurs]. URL: http://vgapkro.ru/?page_id=i4877 (data obrashcheniya: 2i.04.20i9).

Research of schoolchildren financial literacy in evaluation procedures of the unified system of education quality evaluation

The article deals with the features of the evaluation of financial literacy of students of general education in domestic and foreign evaluation procedures.

Key words: unified system of education quality evaluation, evaluation procedures, evaluation of financial literacy.

(Статья поступила в редакцию 06.05.2019)

о.А. МАЛькоВ (сургут)

образовательный потенциал различных методик обучения практическим навыкам первой помощи на уроках обж

Представлены результаты исследования образовательного потенциала двух методик обучения практическим умениям первой помощи. Полученные результаты показали, что при формировании умений по оказанию первой помощи методика с применением тренинга обладает более высоким образовательным потенциалом (в особенности при освоении тем, формирующих более сложные практические умения) как в теоретическом, так и в практическом разделе.

Ключевые слова: методика обучения, основы безопасности жизнедеятельности, первая помощь, умения.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое значение придается деятель-ностным компонентам содержания образования, ключевым элементом которых являются умения. Учитывая практико-ориентированный характер школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) проблема формирования у учащихся умений обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе оказания первой помощи, приобретает особую актуальность.

В определении сущности умения оказания первой помощи при неотложных состояниях как деятельностного компонента содержания образования в области безопасности жизнедеятельности мы опираемся на классическую трактовку этого понятия. В данном контексте умения рассматриваются как возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых человеку приходится ориентироваться [1].

Выделяют следующие принципы формирования у учащихся умений оказания первой помощи при экстренных ситуациях:

• превентивности, опирающийся на опережающий характер образования, способствующий подготовке учащихся к возможным жизненным ситуациям, требующим быстрой

О Мальков O.A., 20i9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.