Общие вопросы профессиональной педагогики традиционного прикладного искусства
Алексеева JI.JI., доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2, литера А, е- mail: [email protected]
Alekseeva L.L., doctor of pedagogical sciences, associate professor, chief scientist of the Higher School of Folk Arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboedov Canal emb., 2 Lit. A, e- mail: [email protected]
Национальное культурное наследие и воспитание человека: противодействие вызовам информационной эпохи National cultural heritage and human education: countering the challenges of the information age
Аннотация. В статье показан ряд возможностей для снижения рисков негативного влияния информационной среды на современного человека. Автор рассматривает отечественную духовную и материальную культуру, национальные традиции и художественные ценности, потенциал искусства, достижения творческой деятельности в качестве незаменимых ресурсов воспитания; обозначает ключевые факторы и универсальный критерий эффективного воспитания; предлагает меры для воспитательных воздействий, в том числе в сети (online).
Ключевые слова: воспитание, отечественная культура, национальные традиции, человек, духовный опыт, искусство, образование, наследие, традиционное прикладное искусство, информационная эпоха, глобальные вызовы.
Abstract. The article shows a number of opportunities to reduce the risks of negative impact of the information environment on modern people. The author considers the domestic spiritual and material culture, national traditions and artistic values, the potential of art, the achievements of creative activity as irreplaceable resources of education; denotes key factors and a universal criterion for effective parenting; proposes measures for educational influences, including online.
Keywords: upbringing, domestic culture, national traditions, people, spiritual experience, art, education, heritage, traditional applied art, information age, global challenges.
Введение.
Современная цифровая эпоха при всех очевидных и неоспоримых преимуществах, включая быстрый поиск, сбор и хранение, обмен информацией между людьми, несет в себе и общеизвестные проблемы, связанные с утратой и замещением, подменой истинных человеческих духовных ценностей и моральных норм. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о серьезной озабоченности ученых и
93
педагогов в отношении информационной безопасности, избыточности и агрессивности информации и дезинформации, имитации либо искажении окружающей действительности в виртуальном мире, а также интернет-зависимости и других подобных расстройств у детей и взрослых [3,5].
Проблемы интеллекта и творчества, восприятия и познания, а также «электронной культуры» и «электронной личности» [3, с. 209-213, 256-257], «массовизации» в связи с утратой духовных ориентиров у человека» [20, с. 113-117], «потери культурного потенциала и интеллектуального капитала общества» [17, с. 49] и ряд других [7], ставят перед современным образованием всех уровней крайне сложные, масштабные задачи для перспективных и быстрых решений. В той же мере обострены и вопросы воспитания растущего и взрослого человека в современном информационном пространстве.
Универсальными и неоспоримыми возможностями в деле воспитания человека обладает наше национальное культурное наследие, вбирающее в том числе исторически сформировавшийся духовный и нравственный опыт, отечественные традиции, ценности непреходящего значения во всем существующем многообразии художественной культуры, разных видов искусства и достижений творческой деятельности. Именно русское искусство в своих высокохудожественных и всемирно известных образцах, имеет необычайное разностороннее воздействие на человека (эмоциональное, интеллектуальное, духовно-нравственное и т.д.) в настоящее время не исследованное в полной мере на фундаментальном уровне (к примеру, механизмы развития духовного интеллекта с помощью искусства).
В связи с этим обратимся к рассмотрению отдельных исторически сформировавшихся в нашей стране традиций, подходов, форм и способов воспитания человека в пространстве национального культурного наследия с помощью художественной культуры, искусства для более ясного понимания: что именно сегодня целесообразно, необходимо противопоставить, и с помощью чего активно противодействовать имеющимся глобальным вызовам со стороны современной информационной эпохи.
Материалы и методы.
В качестве приоритетных методов определены: изучение программных и директивных материалов, а также нормативных и концептуальных документов в области стратегического развития воспитания в Российской Федерации; сравнительно-исторический анализ и обобщение научных трудов в сфере сложившихся подходов к воспитанию молодого поколения с помощью искусства на основе национальных культурных традиций, художественных ценностей, духовных и материальных творческих достижений.
Имеющийся позитивный исторический опыт отечественного воспитания убедительно и неоспоримо свидетельствует о необходимости и возможности опоры на потенциал российской духовной и материальной культуры в целом, и традиционной художественной как ее важнейшей неотъемлемой части. Свидетельство тому - отдельные примеры, достаточно
хорошо известные и по нормативным документам, и по фундаментально разработанной теории и практике воспитания в нашей стране.
В контексте данной статьи особую ценность имеют воззрения одного из основоположников отечественной педагогической науки К.Д. Ушинского, и, в первую очередь, взгляды русского педагога в отношении принципа народности в воспитании человека. Напомним, это воспитание, «созданное самим народом и основанное на народных началах»; основой такого воспитания являются национальные традиции, национальная специфика, национальные ценности, национальный язык. Именно такое воспитание, по словам Константина Дмитриевича, связывает «общей духовной жизнью» новые поколения с «поколениями отживающими», укрепляет и развивает самосознание и ум, раскрывает «тайники народного характера» [8].
Обозначим новаторские идеи А.У. Зеленко в области художественного воспитания детей в рамках проекта 1905-1908 гг. под известным названием «Сетлемент». Именно этот просветительский проект Александра Устиновича, творчески переосмысленный в результате собственного и зарубежного опыта, был направлен на формирование у детей эстетического отношения, предполагал обогащение и развитие чувственного опыта обучающихся с последующим творческим воплощением в творческой деятельности и во многом предуготовил дальнейший подъем отечественной художественной педагогики в теоретическом и практическом отношении [19, с. 9].
Интересна в контексте рассматриваемой проблемы вводная статья Н.Я. Брюсовой к Программам 1921 г., где речь идет о «воспитании творческого чувства», и о том, что «через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию» [14, с. 307-308]. Показателен в данных Программах акцент не только на развитие умения у обучающихся «видеть и слышать, ощущать мир и себя в этом мире», узнавать «чистое, ясно и открыто говорящее человеческому чувству искусство, а не уроки...», но и к процессу успешной инкультурации детей и юношества, при котором «...человеческая культура будет не только культурой разума, осознающего мир, но и культурой чувства, внутренне ощущающего мир» [14, с. 318-320, 325].
Скажем о замыслах и во многом успешной реализации намеченных преобразований в связи с культурной революцией 1920-х гг. в нашей стране. Подчеркнем, в то далекое время речь шла о том, чтобы обеспечение «роста культурных запросов всего населения» предусматривало планирование профессионального образования при обязательной согласованности с общей системой народного образования в стране, а также со всей системой планирования «хозяйственного и специально культурного строительства» [11, с. 29-31].
Напомним о провозглашаемой в 1920-е гг. идее «художественной культуры» и концептуальности «художественных наук», программах художественного воспитания и соответствующих методах, что были созданы в Народном Комиссариате Просвещения РСФСР (Наркомпросе) и силами сотрудников Государственной Академии художественных наук. Системное
видение проблем воспитания в целом, разработанные материалы тех лет, концептуальные подходы и в настоящее время «являются методологической базой многих современных исследований» [18, с. 45-50].
Воззрения педагога-новатора XX века В.А. Сухомлинского как нельзя более созвучны общим идеям воспитания детей и юношества в пространстве отечественного культурного наследия, где есть приобщение к миру прекрасного, «постоянное духовное общение» и «школа ... добрых чувств», собственная активная деятельность воспитанников и глубокое переживание «радости труда», «гармония педагогических воздействий» [16, с. 5, 53, 59,101, 137, 250].
Речь об эмоциональной культуре и добрых чувствах как «средоточии человечности», отражение всей красоты человека в его самостоятельном творчестве, развитие духовных сил в конкретных малых и больших делах, создание красоты и радости для других людей, уважение к памяти нашего народа - эти и многие другие идеи народного педагога, писателя, создателя единственной в своем роде системы воспитания в «Школе радости» и в настоящее время востребованы, являются классикой для теории и практики обучения и воспитания детей и юношества.
Современным примером воплощения национальных традиций в образовании - воспитании и обучении, - молодого поколения, передачи накопленного исторического опыта и культурных ценностей является Высшая школа народных искусств (академия) (ВШНИ). Подчеркнем, что в этом учреждении специально разработана и научно обоснована «система воспитания детей и молодёжи средствами традиционных художественных промыслов как неотъемлемой части теории и практики воспитания человека» с соответствующими формами и содержанием воспитательной работы [9, с. 58-59].
Выделим особо реализацию профессионального профильного образования в регионально-исторических центрах народного искусства; в этом случае имеет место быть непосредственное «погружение в традицию» и, тем самым, современное воплощение принципа народности К. Д. Ушинского. Нацеленность разработанной в ВШНИ системы воспитания молодого поколения на создание высокохудожественных произведений народного искусства отражает присущую национальному русскому характеру устремленность к «вершинам художественного мастерства» при современном воссоздании эстетических идеалов как духовного богатства всего народа.
В контексте рассматриваемой проблемы отметим и диссертационное исследование, в котором изучается процесс и результаты формирования эстетической культуры студентов в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства [4]. Приведем в качестве примера и научную работу, посвященную изучению и успешной реализации потенциала декоративного искусства в педагогическом высшем учебном заведении, значению данного вида искусства в достижении приоритетных целей и задач целостной системы художественно-эстетического образования [1]. В числе
других современных научных трудов назовем исследование, касающееся разработки эффективной системы художественного воспитания студентов в высших учебных заведениях нехудожественного профиля [10].
Традиционное прикладное искусство, в наибольшей степени сохраняющее сегодня самобытные национальные традиции, являет собой уникальный пример гармоничного воспитания и человека, и будущего профессионала. Так, интересным примером является разработанная система формирования художественно-эстетических ценностей, реализуемая в процессе профессиональной подготовки студентов на кафедре ювелирного и косторезного искусств ВШНИ. В рассматриваемой системе налицо органичное сочетание сложившихся традиций и новаций, гармония формы и содержания (выразительность и «эстетическая целесообразность формы»), красота, проявление оригинальности, творческой индивидуальности в художественном стиле создаваемого произведения искусства и др. [2, с. 202-204].
В ряду нормативных документов последних лет назовем Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где специально предусмотрено совершенствование процесса воспитания на основе сложившихся российских традиций и внимания к имеющимся достижениям науки [15, с. 6-10]. Показательно и поручение Президента России В.В. Путина Правительству Российской Федерации от 10 мая 2017 г., в котором говорится и об использовании «изделий народных художественных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей» а также о необходимости формировании «профильного профессионального образования» [12].
В дополнение к упомянутым материалам скажем о существовании и реализации «Дорожной карты» по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел [13]. Можно говорить о том, что в настоящее время органами государственной власти, учеными и педагогами, широкой прогрессивной общественностью, многими деятелями культуры и искусства проблема воспитания на основе национального культурного наследия осознается как одна из приоритетных для нации.
Вместе с тем, не будет преувеличением сказать о том, что не только в истории нашей стране, но и во всей истории развития человеческой цивилизации обозначенные выше вызовы информационной эпохи не имеют аналогов по силе негативного воздействия на человека, как растущего, так и взрослого. И потому далее предпринята попытка обобщенно представить наиболее эффективные подходы, формы и методы, направленные на снижение известных рисков и противодействие вызовам информационного века для воспитания молодого поколения в многообразии национального культурного наследия. Очевидно, что возможное проведение лонгитюдного исследования в дальнейшем поможет скорректировать и оптимизировать предлагаемые меры воспитательных воздействий.
Результаты.
На всем протяжении исторического развития нашей страны тесно взаимосвязано, взаимообусловлено все то, что представляет собой российское, отечественное, национальное, народное, культурное, традиционное, эстетическое, художественное воспитание в своих лучших образцах, включая подходы, формы, методики и методы, отдельные приемы. Скажем о самом главном: личный пример воспитателя и его живое слово как искусство; «уникальный ручной художественный труд как символ неповторимости отечественной культуры» [9, с. 57], что в обобщенном виде как художественная деятельность по созданию произведений искусства имеет место быть и в традиционном прикладном, и в других видах искусства; посещение музеев как концентров, средоточия национального культурного наследия во всем его духовном и материальном художественном разнообразии; тематические экскурсии и выставки, художественные проекты и фестивали, неформальные беседы, обсуждения и мастер-классы, дискуссии, диспуты, творческие встречи, диалоги с мастерами искусств и т.п. (включая online, а также совместную деятельность педагогов, воспитателей и учащейся молодежи в организации и проведении таких мероприятий).
Выполненный анализ литературы и все изложенное выше позволяет обозначить ключевые факторы, оказывающие, на наш взгляд, влияние на эффективность воспитания человека на основе исторически сформировавшего отечественного духовно-нравственного опыта, культурных традиций, ценностей художественной культуры и разных видов искусства, достижений творческой деятельности в противодействие имеющимся вызовам современной информационной эпохи:
непрерывность как совокупность целенаправленных, осмысленных, как непосредственных, так и опосредованных воздействий со стороны педагогов, воспитателей на молодое поколение в контексте идеи «самовоспитание через всю жизнь»;
комплексность в отношении взаимосвязи, системности и полноты применения исторически сформировавшихся отечественных подходов, форм и методов воспитания человека при постоянном анализе и корректировке действий;
отсутствие либо применение в исключительных случаях совершенно противоположных (полярных) методов воспитательного воздействия, таких как авторитаризм и полная, ничем не ограниченная свобода;
эмоциональная комфортность, изначально предопределяемая особым воздействием искусства на человека (возвышающим и просветляющим в логике идеи Аристотеля);
художественность как метапринцип, аккумулирующий в себе исторически сформировавшиеся традиционные нормы, правила, требования в отношении организации, содержания, реализации воспитательного процесса, его целей и задач, форм и методов.
Обсуждение.
В сложнейшем воспитательном процессе нет и не может быть одномоментного результата, своего рода разовой или периодически применяемой вакцины от бескультурья и невоспитанности. Можно говорить о наибольшей эффективности воспитания на основе сложившихся национальных культурных традиций на уровне дошкольного и школьного образования, т.е. тогда, когда в большей или меньшей степени имеет место быть воспитательная система конкретного образовательного учреждения и целенаправленное непосредственное либо опосредованное воздействие со стороны педагогов и воспитателей на обучающихся.
Но очевидно, чем старше становится человек, тем в большей степени ослабевает мера (или сила) поучительных воздействий со стороны взрослых (родителей, преподавателей, воспитателей). И в этом случае, единственным и универсальным, на взгляд автора, критерием воспитанности молодого человека, имеющего основное или среднее общее и получающего профессиональное образование, будет такой: самостоятельно и гармонично развивающаяся личность на основе национального культурного наследия вне каких-либо непосредственных воспитательных мер, иначе говоря, при полном отсутствии специальных воспитательных воздействий.
В условиях реализуемого сегодня преимущественно дистанционного образования, и, соответственно, воспитания, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, возможность непосредственного воздействия на молодое поколение сводится к минимуму (если не сказать вообще исчезает). И каким же пронзительным и ёмким должно быть слово о национальном, культурном, традиционном у каждого преподавателя, воспитателя, чтобы увлекло, направило и вдохновило обучающихся не только вне сети (offline), но и в сети (online), когда нет столь важного эмоционального общения, живого одухотворенного примера?
Напомним о самом массовом и общедоступном, об искусстве кино и его необычайном по силе эмоциональном воздействии на зрителей самых разных поколений. Конечно, имеется ввиду классика отечественного кинематографа, в том числе художественные и документальные, научно-популярные, учебные фильмы, созданные в контексте отечественных традиций и по праву ставшие нашим национальным культурным достоянием. Здесь можно с уверенностью говорить о том, что лучшие образцы этого вида искусства далеко не в полной мере участвуют в процессе воспитания современной учащейся молодежи.
И сколько еще предстоит сделать преподавателям и воспитателям для того, чтобы искусство кино, учебные фильмы для детей и молодежи стали неотъемлемой и важной частью учебно-воспитательного процесса на всех уровнях дистанционного образования?.. И какими же должны быть online -лекции и практикумы, семинары и мастер-классы, дидактические электронные образовательные ресурсы и т.п., - чтобы обучали и сохраняли национальные традиции, воспитывали, воздействовали эмоционально в той же мере, как и высокое отечественное киноискусство?..
Скажем еще об одном из эффективных способов воздействия на современное молодое поколение, это профессиональное общение (и/или взаимодействие вне непосредственного процесса воспитания, социальная коммуникация, включая онлайн), в контексте основных эстетических категорий: возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, героическое, драматическое. Причем и «музыкальное» в настоящее время рассматривается некоторыми учеными в качестве «универсальной эстетической категории» [к примеру, 6, с. 147-152]. Этот подход, на наш взгляд, в значительной мере способствует пониманию, осознанию вечной и непрерывной «борьбы противоположностей» при создании той самой воспитательной ситуации для самостоятельного выбора обучающимися между истинными и ложными материальными и духовными традиционными культурными ценностями.
Выводы.
Многочисленные научные труды, непрестанная подвижническая жизнь и профессиональная деятельность отечественных педагогов, деятелей науки и искусства, названных выше и многих других, обеспечили к настоящему времени наличие фундаментальной теоретической базы для воспитания молодых россиян на основе национального культурного наследия. На сегодняшний день мы имеем глубоко содержательное методологическое обеспечение для реализации эффективного воспитательного процесса детей и юношества в рамках имеющейся традиционной системы вне сети (offline).
При этом в отношении другой формы трансляции воспитательного воздействия в сети (online) не только с не меньшей, но с наибольшей интенсивностью в рамках нарастающего дистанционного образования и возможного его преобладания в будущем, пока еще не столь стремительны в продвижении накопленного культурного достояния. Очевидно, что имеющиеся отечественные достижения в сфере теории и практики воспитания человека, сохраняемые многими десятилетиями в устоявшихся, традиционных и во многом незыблемых условиях, требуют максимально активного творческого переосмысления и своеобразного переноса, можно сказать и художественного воплощения в совершенно иной реальности, цифровой.
Именно сейчас все наше отечественное научное и педагогическое прогрессивное сообщество оказалось перед насущной, даже суровой необходимостью, - максимально развернуть и противопоставить имеющиеся культурные традиции, национальные ценности, духовный опыт, включая широкий спектр воспитательных возможностей с помощью всех без исключения видов искусства, имеющимся негативам и вызовам информационной эпохи. И противопоставление это, вне всяких сомнений, должно иметь не запаздывающий, но опережающий характер.
В качестве одного из стратегических ориентиров в этом сложном деле значимой видится мысль К.Д. Ушинского, не теряющая своей актуальности в наше время, в период сложного взаимодействия национального культурного наследия во всем его разнообразии и информационной эпохи: «Возбуждение
общественного мнения в деле воспитания есть, единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений» [8].
Литература
1. Галкина М.В. Стратегический ресурс декоративного искусства в реализации целей художественно-эстетического образования: дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Галкина М.В. - Москва, 2011. - 406 с.
2. Дронов Д.С., Комягин Ю.П. Формирование системы художественно-эстетических ценностей при профессиональной подготовке студентов на кафедре ювелирного и косторезного искусств ВШНИ / Д.С. Дронов, Ю.П. Комягин // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 3 (64). - С. 202-204.
3. Информационная эпоха: вызовы человеку: коллективная монография / И.Ю. Алексеева и др.; отв. ред. И.Ю. Алексеева, А.Ю. Сидоров; Учреждение Российской акад. наук Ин-т философии РАН, ГОУ ВПО Московский авиационный ин-т (гос. технический ун-т) (МАИ). - Москва: РОССПЭН, 2010.-335 с.
4. Калинина Л.П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ин-т худож. образования Рос. акад. образования. - Москва, 2004. - 22 с.
5. Колин К.К. Гуманитарные проблемы информационной эпохи: новые угрозы и вызовы для человека и общества / К.К. Колин // Человек перед вызовом новейших информационных и коммуникативных технологий: сборник материалов XVI конференции «Наука. Философия. Религия», г. Дубна, 21-22 октября 2013 г. / гл. ред. A.B. Паршинцев; отв. ред. В.И. Немыченков. - Москва: Фонд Андрея Первозванного, 2014. - С. 30-41.
6. Коломиец Г.Г. «Музыкальное» как универсальная эстетическая категория / Г.Г. Коломиец // Вестник ОГУ. - 2013. - № 7 (156), июль. - С. 147 - 152.
7. Курбатов В.И., Папа О.М. «Homo informaticus» - человек информационной эпохи: характерологические черты / В.И. Курбатов, О.М. Папа // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2017.-№1.-С. 46-51.
8. Литература и жизнь: сайт: К.Д. Ушинский. О народности в общественном воспитании: Глава VIII. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? / К.Д. Ушинский. - URL: http ://dugward. ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit. html (дата обращения: 02.12.2020).
9. Максимович В.Ф. Воспитание детей и молодежи средствами традиционных художественных промыслов в образовательной практике Высшей школы народных искусств / В.Ф. Максимович // Педагогика
искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018. - № 1. - С. 55-60. -URL: http://www. art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/maksimovich_55-60.pdf (дата обращения: 26.11.2020).
10. Недосекина А.Г. Система художественного воспитания студентов в вузе: дисс. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Недосекина А.Г.; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т]. - Магнитогорск, 2007. - 390 с.
11. Об улучшении постановки среднего и низшего профессионально-технического образования: Постановление СНЕС РСФСР от 15 февраля 1927 г. // Директивы ВКП(б) и постановления Советского Правительства о народном образовании. Сборник документов 1917 - 1947 гг. Приложение к журналу «Советская Педагогика». Выпуск 2-й / Составил кандидат педагогических наук Н.И. Болдырев. - Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. - С. 29-36.
12. Перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области, состоявшейся 18 апреля 2017 года. - Президент России: сайт. - URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54474 (дата обращения: 30.11.2020).
13. План мероприятий («Дорожная карта») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. № 2800-р: официальный сайт. - URL: http://static.government.ru/media/files/X2KdbgYE9AWuPgKVAiVvGDwPadPauf 8c.pdf (дата обращения: 30.11.2020).
14. Программы для первой и второй ступени семилетней Единой трудовой школы. - Москва: Госиздат, 1921.-358с.
15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года N 996-р: официальный сайт. - URL: http://static.government.rU/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.p df. - 14 с. (дата обращения: 29.11.2020).
16. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Издание 5-е / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
17. Фельдштейн Д.И. Преобразование образования в пространственно-временной ситуации XXI в.: вызовы информационной эпохи / Д.И. Фельдштейн // Образовательная политика. - 2012. - № 3 (59). - С. 48-65.
18. Фомина Н.Н. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины XX века: автореферат дис.... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Ин-т худож. образования Рос. акад. образования. - Москва, 2002. - 55 с.
19. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / JI.JI. Алексеева и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К.Э. Разлогов. - Москва, 2011. - 72 с.
20. Шумихина JI.A. «Массовизация» человека как проблема утраты духовного ориентира культурой информационной эпохи / JI.A. Шумихина // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения): материалы Международной научной конференции, 26-27 апреля 2019 г., Екатеринбург / под ред. Н.Б. Кирилловой и др. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2019. - С. 113-117. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74685 (дата обращения: 26.11.2020).
References
1. Galkina M.V. Strategicheskij resurs dekorativnogo iskusstva v realizacii celej hudozhestvenno-esteticheskogo obrazovaniya: dis. ... doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.02 / Galkina M.V. - Moskva, 2011. - 406 s.
2. Dronov D.S., Komyagin YU.P. Formirovanie sistemy hudozhestvenno-esteticheskih cennostej pri professional'noj podgotovke studentov na kafedre yuvelirnogo i kostoreznogo iskusstv VSHNI /D.S. Dronov, YU.P. Komyagin//Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2017. - № 3 (64). - S. 202 - 204.
3. Informacionnaya epoha: vyzovy cheloveku: kollektivnaya monografiya / I.YU. Alekseeva i dr.; otv. red. I.YU. Alekseeva, A.YU. Sidorov; Uchrezhdenie Rossijskoj akad. nauk In-t filosofii RAN, GOU VPO Moskovskij aviacionnyj in-t (gos. tekhnicheskij un-t) (MAI). - Moskva: ROSSPEN, 2010.-335 s.
4. Kalinina L.P. Formirovanie esteticheskoj kul'tury studentov professional'nyh uchebnyh zavedenij tradicionnogo prikladnogo iskusstva: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 / In-t hudozh. obrazovaniya Ros. akad. obrazovaniya. - Moskva, 2004. - 22 s.
5. Kolin K.K. Gumanitarnye problemy informacionnoj epohi: novye ugrozy i vyzovy dlya cheloveka i obshchestva / K.K. Kolin // CHelovek pered vyzovom novejshih informacionnyh i kommunikativnyh tekhnologij: sbornik materialov XVI konferencii «Nauka. Filosofiya. Religiya», g. Dubna, 21-22 oktyabrya2013 g. / gl. red. A.V. Parshincev; otv. red. V.l. Nemychenkov. - Moskva: Fond Andreya Pervozvannogo, 2014. - S. 30-41.
6. Kolomiec G.G. «Muzykal'noe» kak universal'naya esteticheskaya kategoriya / G.G. Kolomiec // Vestnik OGU. - 2013. - № 7 (156), iyul'. - S. 147 -152.
7. Kurbatov V.l., Papa O.M. «Homo informaticus» - chelovek informacionnoj epohi: harakterologicheskie cherty / V.l. Kurbatov, O.M. Papa // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2017. -№ 1. -S. 46-51.
8. Literatura i zhizn': sajt: K.D. Ushinskij. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii: Glava VIII. Vospitanie i harakter. Kakuyu rol' igraet narodnost' v vospitanii? / K.D. Ushinskij. - URL: http ://dugward. ru/l ibrary/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit. html (data obrashcheniya: 02.12.2020).
9. Maksimovich V.F. Vospitanie detej i molodezhi sredstvami tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov v obrazovatel'noj praktike Vysshej
shkoly narodnyh iskusstv / V.F. Maksimovich // Pedagogika iskusstva: setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal. -2018. -№ 1. - S. 55-60. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/maksimovich_55-60.pdf (data
obrashcheniya: 26.11.2020).
10. Nedosekina A.G. Sistema hudozhestvennogo vospitaniya studentov v vuze: diss. ... doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.08 / Nedosekina A.G.; [Mesto zashchity: Magnitog. gos. un-t], - Magnitogorsk, 2007. - 390 s.
11. Ob uluchshenii postanovki srednego i nizshego professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya: Postanovlenie SNK RSFSR ot 15 fevralya 1927 g. // Direktivy VKP(b) i postanovleniya Sovetskogo Pravitel'stva o narodnom obrazovanii. Sbornik dokumentov 1917 - 1947 gg. Prilozhenie k zhurnalu «Sovetskaya Pedagogika». Vypusk 2-j / Sostavil kandidat pedagogicheskih nauk N.I. Boldyrev. - Moskva - Leningrad: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1947. - S. 29-36.
12. Perechen' poruchenij po itogam vstrechi s predstavitelyami delovyh organizacij Novgorodskoj oblasti, sostoyavshejsya 18 aprelya 2017 goda. -Prezident Rossii: sajt. - URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54474 (data obrashcheniya: 30.11.2020).
13. Plan meropriyatij («Dorozhnaya karta») po sohraneniyu, vozrozhdeniyu i razvitiyu narodnyh hudozhestvennyh promyslov i remesel na period do 2019 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 dekabrya2017 g. № 2800-r: oficial'nyj sajt. - URL: http://static.government.ru/media/files/X2KdbgYE9AWuPgKVAiVvGDwPadPauf 8c.pdf (data obrashcheniya: 30.11.2020).
14. Programmy dlya pervoj i vtoroj stupeni semiletnej Edinoj trudovoj shkoly. - Moskva: Gosizdat, 1921.-358 s.
15. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015 godaN 996-r: oficial'nyj sajt. - URL: http://static.government.rU/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.p df. - 14 s. (data obrashcheniya: 29.11.2020).
16. Suhomlinskij, V.A. Serdce otdayu detyam. Izdanie 5-e / V.A. Suhomlinskij. - Kiev: Radyans'ka shkola, 1974. - 288 s.
17. Fel'dshtejn D.I. Preobrazovanie obrazovaniya v prostranstvenno-vremennoj situacii XXI v.: vyzovy informacionnoj epohi / D.I. Fel'dshtejn // Obrazovatel'naya politika. - 2012. - № 3 (59). - S. 48-65.
18. Fomina N.N. Hudozhestvennoe vospitanie detej v kul'ture Rossii pervoj poloviny XX veka: avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.02/In-t hudozh. obrazovaniya Ros. akad. obrazovaniya. - Moskva, 2002. - 55 s.
19. Hudozhestvennoe obrazovanie v Rossijskoj Federacii: razvitie tvorcheskogo potenciala v XXI veke: analit. doklad = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / L.L. Alekseevai dr.; Ros. in-t kul'turologii i dr.; otv. red. K.E. Razlogov. - Moskva, 2011. -72 s.
20. SHumihina L.A. «Massovizaciya» cheloveka kak problema utraty duhovnogo orientira kul'turoj informacionnoj epohi / L.A. SHumihina // CHelovek v mire kul'tury: problemy nauki i obrazovaniya (XIV Kolosnicynskie chteniya): materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 26-27 aprelya 2019 g., Ekaterinburg / pod red. N.B. Kirillovoj i dr. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2019. - S. 113-117. - Rezhim dostupa: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74685 (data obrashcheniya: 26.11.2020).