Научная статья на тему 'Народная культура как средство эстетического воспитания учащихся'

Народная культура как средство эстетического воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная культура / эстетическое воспитание / народное искусство / педагогический потенциал / школа искусств / folk culture / aesthetic education / folk art / pedagogical potential / art school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. Р. Навразова

Статья посвящена проблеме использования педагогического потенциала народной культуры в эстетическом воспитании школьников. Авторы на основе анализа психолого-педагогической литературы определили сущность и значение народной культуры в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Определены основные направления эстетического воспитания школьников с опорой на педагогический потенциал народной культуры. Особое внимание обращается на выделение общего, особенного и единичного в эстетическом воспитании школьников на основе включения народной культуры в учебно-воспитательный процесс школы и школы искусств в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK CULTURE AS A MEANS OF AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

The article is dedicated to a problem of using the pedagogical potential of popular culture in the aesthetic education of schoolchildren. The nature of popular culture and the creative activities of teenagers, during which they use traditional images of folk art, help to form a sense of unity, allow the person to become a part of history, to become involved in the system of relationships between people from the past, to get closer to nature and to realize their own unity with the world around them. The authors do an analysis of psychological and pedagogical literature to define the basics and importance of popular culture in the aesthetic education of the younger generation. The main areas of aesthetic education of schoolchildren based on the pedagogical potential of popular culture have been defined. Particular attention is paid to the selection of general, special and unique in the aesthetic education of schoolchildren on the basis of the inclusion of popular culture in the educational process of the school and art school in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «Народная культура как средство эстетического воспитания учащихся»

ответа в форме таблиц и схем. В экспериментальной группе 95% обучающихся продемонстрировали активное участие в работе на занятии, стремление выразить свое мнение и показать свои знания. В ходе опроса изученного материала обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали высокие результаты. Так, 70% обучающихся овладели материалом темы на оценку «отлично», 25% получили оценку «хорошо» и 5% - оценку «удовлетворительно». В контрольной группе только 65% курсантов показали желание активно работать на занятии, 50% курсантов получили оценку «отлично», 15% ответили на оценку «хорошо», 25% - на оценку «удовлетворительно» и 10% не усвоили изученный материал.

Библиографический список

Таким образом, эксперимент показал, что учет гендерных и возрастных особенностей целевой аудитории, применение активных методов и приемов обучения, лингвосистематизирующих стратегий способствует успешному обучению иностранному языку мужской аудитории, что в целом обеспечивает повышение качества обучения будущих офицеров. Практический опыт работы в военном вузе показывает, что одной из главных задач руководящего и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений является обеспечение качества обучения, которое формируется непосредственно деятельностью любого учебного заведения и напрямую зависит от внутренней системы гарантий качества.

1. Ларина Т.В. Педагогическая система обеспечения качества военно-профессионального образования курсантов военных вузов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Воронеж, 2015.

2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. Санкт-Петербург, 2001.

3. Симонов В.П. Сущность гендерных различий и их учёт в образовательном процессе. Вестник МГОУ. 2014; № 1. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21421426

4. Скосырская Т.С. Определение и основные особенности гендерного воспитания. Педагогическое обозрение. 2013; №1-2 (131-132): 6.

5. Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. Нижний Новгород: ННГАСУ 2016.

6. Лукинская Л.А. Преодоление гендерных противоречий в системе высшего профессионального образования. Образование и наука. 2012; № 1 (90): 106 - 114.

7. Окулова Л.П. Гендер в системе отечественного образования. Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГПУ. 2010; № 2 (7). Available at: http:// grani.vspu.ru/files/publics/169_st.pdf

8. Тукачева Ю.С. Гендерный подход к развитию личности в сфере образования. Женщина в российском обществе. 2011; № 4 (61): 59 - 66.

9. Шустова Л.П., Дюльдина Ж.Н. Проблема гендера в педагогических исследованиях. Современные наукоемкие технологии. 2016; № 5-3: 629 - 633.

10. Коновалевская Т.В. Гендерный подход к организации процесса обучения в вузе. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2010; Ч. II, № 2: 52 - 58.

11. Симерницкая Э.Г Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Санкт-Петербург: Питер, 2001: 177 - 185.

12. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений. Мужчина/женщина. Москва, 2003.

References

1. Larina T.V. Pedagogicheskaya sistema obespecheniya kachestva voenno-professional'nogo obrazovaniya kursantov voennyh vuzov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2015.

2. Eremeeva V.D., Hrizman T.P. Mal'chiki idevochki - dva raznyh mira. Nejropsihologi - uchitelyam, vospitatelyam, roditelyam, shkol'nym psihologam. Sankt-Peterburg, 2001.

3. Simonov V.P. Suschnost' gendernyh razlichij i ih uchet v obrazovatel'nom processe. VestnikMGOU. 2014; № 1. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21421426

4. Skosyrskaya T.S. Opredelenie i osnovnye osobennosti gendernogo vospitaniya. Pedagogicheskoe obozrenie. 2013; №1-2 (131-132): 6.

5. Kruchinin V.A., Komarova N.F. Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2016.

6. Lukinskaya L.A. Preodolenie gendernyh protivorechij v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. 2012; № 1 (90): 106 - 114.

7. Okulova L.P. Gender v sisteme otechestvennogo obrazovaniya. Granipoznaniya: 'elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyjzhurnal VGPU. 2010; № 2 (7). Available at: http://grani. vspu.ru/files/publics/169_st.pdf

8. Tukacheva Yu.S. Gendernyj podhod k razvitiyu lichnosti v sfere obrazovaniya. Zhenschina v rossijskom obschestve. 2011; № 4 (61): 59 - 66.

9. Shustova L.P., Dyul'dina Zh.N. Problema gendera v pedagogicheskih issledovaniyah. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; № 5-3: 629 - 633.

10. Konovalevskaya T.V. Gendernyj podhod k organizacii processa obucheniya v vuze. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2010; Ch. II, № 2: 52 - 58.

11. Simernickaya 'E.G. Nejropsihologicheskaya diagnostika i korrekciya shkol'noj neuspevaemosti. Psihodiagnostika i korrekciya detej s narusheniyami i otkloneniyami razvitiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001: 177 - 185.

12. Piz A., Piz B. Yazyk vzaimootnoshenj. Muzhchina/zhenschina. Moskva, 2003.

Статья поступила в редакцию 25.05.20

УДК 371

Navrazova M.R., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

FOLK CULTURE AS A MEANS OF AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS. The article is dedicated to a problem of using the pedagogical potential of popular culture in the aesthetic education of schoolchildren. The nature of popular culture and the creative activities of teenagers, during which they use traditional images of folk art, help to form a sense of unity, allow the person to become a part of history, to become involved in the system of relationships between people from the past, to get closer to nature and to realize their own unity with the world around them. The authors do an analysis of psychological and pedagogical literature to define the basics and importance of popular culture in the aesthetic education of the younger generation. The main areas of aesthetic education of schoolchildren based on the pedagogical potential of popular culture have been defined. Particular attention is paid to the selection of general, special and unique in the aesthetic education of schoolchildren on the basis of the inclusion of popular culture in the educational process of the school and art school in the system of additional education.

Key words: folk culture, aesthetic education, folk art, pedagogical potential, art school.

М.Р. Навразова, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: Uma-sh@mail.ru

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Статья посвящена проблеме использования педагогического потенциала народной культуры в эстетическом воспитании школьников. Авторы на основе анализа психолого-педагогической литературы определили сущность и значение народной культуры в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Определены основные направления эстетического воспитания школьников с опорой на педагогический потенциал народной культуры. Особое внимание обращается на выделение общего, особенного и единичного в эстетическом воспитании школьников на основе включения народной культуры в учебно-воспитательный процесс школы и школы искусств в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: народная культура, эстетическое воспитание, народное искусство, педагогический потенциал, школа искусств.

Современная школа работает в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, согласно которому основной целью деятельности педагогов является содействие учащимся в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов. Достижение учащимися личностных результатов

является, по сути, основной целью воспитательной деятельности педагогов. В соответствии с требованиями стандарта к личностным результатам относятся: воспитание российской гражданской идентичности, ответственное отношение к учебе, целостность мировоззрения, освоение социальных норм, правил по-

ведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, развитие морального сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, развитие эстетического сознания через усвоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Эстетическое воспитание учащихся мы рассматриваем как систематический и целенаправленный процесс организации их жизнедеятельности, которая способствует развитию эстетических чувств. В программе духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения в Чеченской Республике подчеркивается, что воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) являются важными направлениями деятельности образовательных организаций [1 - 5].

Стратегия развития воспитания в России, рассчитанная на сроки до 2025 г, говорит: приобщение подростков к культурному наследию опирается на эффективное внедрение российского культурного наследия, включая литературу, музыку, художественное искусство, театр и кинематографию; воспитание в подростках уважения к обычаям, народной культуре и традициям, к языкам народов, которые проживают на территории РФ; повышение доступности литературы для детей, приобщение подростков к классике и современному искусству, к отечественным и зарубежным произведениям литературы и искусства; формирование условий, необходимых для большей доступности различных театров и музеев; формирование условий, позволяющих сохранять, поддерживать и развивать этнические культурные традиции и народное творчество [6].

Обосновывая необходимость применения принципов народной педагогики и национальной культуры, наука говорит о ключевых архетипических элементах, которые свойственны любой национальной культуре. Эти начала всегда находят отражение в народном искусстве. К ним относятся преемственность и природосо-образность, коллективность, единство образной картины мира, синкретичность.

Как подчеркивают исследователи (Д.М. Абдуразакова, Ш.М.-Х. Арсалиев, Р.А. Алиханова, И.В. Мусханова, Ш.А. Мирзоев, З.М. Магомедова, М.А.Некрасова и др.), народное искусство продолжает сохранять живую связь с землей, природой и этнической общностью, оно определяет сознание личности, ощущающей собственную причастность к народному целому, свое место в космосе. Из этой данности вытекают космизм, всенародность и всечеловечность образов народного искусства. В культурной основе каждого этноса лежит формирующая сила этих образов. Именно благодаря им народное искусство является фундаментом современной культуры. «Оно не перестает быть корневой системой национальной культуры...» [4].

Народная культура максимально отражает народную психологию, специфику быта и ценности народа. Благодаря доступности и понятности художественного языка народного искусства через него могут общаться не только люди, принадлежащие к определенной народной культуре, но и представители совершенно разных этносов. А приобщение школьников к искусству самых разных народов дает возможность их вовлечения в художественно-эстетические переживания рассматриваемых этносов.

Опираясь на народную культуру при работе над эстетическим воспитанием школьников, можно воссоздать «... идеи образа: идеи человека, идеи коня, идеи цветка и т.п.». Считается, что, поскольку идея образа опирается на коллективное творческое сознание и не несет определенных черт, она объективна и канонична. А значит, является достаточно абстрактной. Или, возможно, космологичной. Исследователи полагают, что «в народном творчестве идея образа непосредственно вытекает из поэтического отношения к природе, к ее явлениям, которые не подвергаются рационализации. Отсюда - величайшая поэтическая сила образов народного искусства, высочайшая одухотворенность их, граничащая с волшеб-ностью...» [1].

Чтобы работать над эстетическим воспитанием школьников, которое будет опираться на специфику народной культуры, свойственной определенной среде проживания детей, необходимо указать, что все народы так или иначе включили в отражаемую в их культуре картину мира традиционные и сходные базовые компоненты. Сюда относятся привычные цвета, формы и звуки, родные, предки, семья, язык и среда обитания. При этом «.в ядре своем особенный климат, времена года, пейзаж, пища, этнический тип, язык и прочее, ибо они непрерывно питают и воспроизводят национальные склады бытия и мышления. Соответственно и о единой материальной Вселенной (космос) или Духа (логос) у каждого народа складывается свой образ» [2].

Анализируя деятельность и опыт преподавателей общеобразовательных школ и УДО Чеченской Республики по эстетическому воспитанию детей на основе потенциала народной культуры, можно говорить, что знание народной культуры и творческая деятельность подростков, в ходе которой они используют традиционные образы народного искусства, помогают сформировать ощущение единства, позволяют личности стать частью истории, включиться в систему взаимоотношений между людьми из прошлого, сблизиться с природой и осознать собственное единство с окружающим миром. Также можно сказать, что включение подростка в народную культуру позволяет ему максимально комфортно адаптироваться в современной социальной и культурной жизни, осознать себя полноправной частью национальной культуры.

Благодаря подобному расширению социокультурного пространства, значительно активизируется творческий потенциал, что, в свою очередь, влечет повышение самосознания школьника, поскольку его сознательное «Я», по мнению

ряда ученых, так или иначе начнет опираться на историческую память и опыт человечества. Вот почему, несмотря на важность классического искусства, для развития у подростков общеэстетического и общекультурного сознания и самосознания требуется обратиться к ценностным моделям мира во всех видах и формах культуры, включая национальную и народную. Значит, перед исследователями встает необходимость их выделения, определения и раскрытия. Лишь благодаря этому можно обеспечить «становление полноценных мировоззренческих и культурных ориентаций подрастающего поколения» [5].

Чтобы внедрить идеи народной культуры в эстетическое воспитание подростков, необходимо целенаправленно и активно включать в него традиции воспитания народной культуры, соединив их с достижениями современной психологической и педагогической науки.

Подобное использование народной культуры в процессе эстетического воспитания детей обусловлено тем, что в социуме невозможно реализовать общечеловеческие ценности и идеалы вне активного участия преподавателя, который непосредственно влиял бы на подростков и, как следствие, на духовное обновление всего общества. Исследователи уверены, что от культуры мышления, чувств, ценностной системы преподавателя напрямую зависит сила его влияния на детей, качество образования, а также то, как дети воспринимают окружающий мир.

Уровень развития преподавателя и его этнопедагогическая культура - это важный показатель уровня общей гуманитарной подготовки общества, его нравственно-эстетические ценности и профессионально-педагогическая культура [3].

В можно выделить два ключевых направления:

- приобщение детей к народной культуре и искусству посредством выявления связей, сходства и отличий между искусством и культурой других народов; через соотнесение исторического и регионального, сравнение культуры прошлой эпохи с культурой других эпох и современностью, не просто освоение ценностной системы предков, но и определение ее связи с современной культурой народа. При означенном подходе народная культура, как и искусство, предстает перед школьниками в качестве исторически развивающихся знаний об окружающем мире, позволяя воспринимать произведения народного искусства как трансформирующиеся образы, которые отражают ценности национальной народной культуры;

- комплексный подход к эстетическому воспитанию детей, опирающийся на традиционную народную педагогику и культуру, ориентированный на личность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников, их интересов и нужд, формирование условий, необходимых для творческого развития подростков, их самовыражения и самореализации.

Можно резюмировать, что учебно-воспитательный процесс, разработанный на базе педагогического потенциала народного искусства и культуры, дает преподавателю возможность объединить достижения в области психологии, культурологи и искусствоведения. Внедрение идей народной культуры в процесс эстетического воспитания школьников позволяет сформировать условия, необходимые для четкого усвоения детьми составляющих народной культуры и искусства в поликультурном многонациональном регионе.

Рассмотрим примеры использования педагогического потенциала народной культуры в эстетическом воспитании учащихся в образовательных организациях республики. Например, в общеобразовательных организациях Чеченской Республики сложилась своя система эстетического воспитания учащихся с учетом этнокультурных ценностей. Образовательные организации, расположенные в городе и в сельской местности, особое внимание уделяют приобщению детей к эстетическим ценностям народа. Примечательно, что в Урус-Мартановском районе существует музей под открытым небом. Экспонаты, представленные здесь, являются национальными по характеру, отражая народную культуру, символику и верования, олицетворяя дух нации и ее творческий потенциал.

В музее немало материала декоративно-прикладного искусства, отражающего эстетические взгляды народа от самой древности. Посещая музей, дети узнают, что, поскольку творения декоративно-прикладного искусства в первую очередь предназначены для практического использования, очень большое значение имели используемый материал, декор, колорит и орнамент (символика). Орнамент воплощал образный смысл, превращаясь в признак национального своеобразия. Красота форм музейных экспонатов, многообразие красок, зна-ково-символические смыслы орнамента на утвари, предметах быта и костюмах открывают перед школьниками красоту и искусство, позволяют осознать свои корни, проникнуться единством с ними, пропустить через себя накопленный предками опыт. Содержание музейных экспонатов - одно из средств эстетического воспитания школьников. В предметах быта и утвари отражается специфика этноса, культурные традиции и менталитет народа. Это позволяет ребенку не только соотнести себя и этнос по национальному признаку, но и повышает его нравственный и эстетический уровень. Осознание себя частью народа и социума формирует национальное самосознание ребенка, воспитывает эстетическую культуру школьника.

Принципы этнопедагогики позволяют школьникам целенаправленно взаимодействовать с окружающим миром, опираясь на достижения различных народов и этносов, изучать традиции и культуру страны и своего села.

Сегодня в Чеченской республике работает система дополнительного образования, куда входят 39 детских школ искусств. Действуют изобразитель-

ное, музыкальное, декоративно-прикладное и хореографическое отделения. Максимальное внимание акцентируется на необходимости интеграции освоения народного искусства республики и искусства народов России в целом. Ключевой задачей считается приобщение школьников к ценностям мировой культуры.

Проведенный анализ работы школ искусств Чеченской республики за последние несколько лет говорит об усилении интереса подрастающего поколения к народной культуре. К примеру, увеличилось количество детей, занимающихся декоративно-прикладным искусством, изучающих историю своего рода, школьников - участников проектов по исследованию и сохранению традиций чеченского народа и других населяющих республику народов. Опрос, который проводился в 2018 году с преподавателями школы искусств, показал, что их работа с детьми способствует возрождению народных художественных промыслов, осмыслению многовековых традиций народа, его труда и опыта. Деятельность педагогов школы искусств способствует приданию эстетическому воспитанию и этно-ху-дожественному образованию подрастающего поколения целенаправленный и

Библиографический список

систематический характер, способствующий формированию духовно богатой личности.

Вне сомнения, системная работа по исследованию народно-педагогических знаний позволяет исключить навязывание псевдоценностей, демонстрирует единство духовных корней разных народов, свидетельствует о том, что диалог культур является основой для утверждения гуманистических ценностей и проявления духовности любой нации. Народно-педагогические знания ведут подрастающее поколение к пониманию, что национальные духовные культуры взаимосвязаны, а принятие общечеловеческой позиции опирается на аналитическое мышление, сопоставление общего и частного, межнационального и национального.

Таким образом, система образования многонационального региона призвана работать над формированием личности, живущей в активной поликультурной среде. А значит, ориентация на потенциал народной культуры в этновоспитании молодежи закономерна, поскольку одно из ключевых условий возрождения национальных традиций - это актуализация традиции национального воспитания.

1. Вагнер Г.К. О природе народного искусства. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. Москва, 1991.

2. Гачев ГД. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. Москва: Издательская группа «Прогресс - Культура», 1995.

3. Мусханова И.В. Нравственное воспитание: этнопедагогический и этнопсихологический аспекты. Available at: //http:ciberleninka.ru/

4. Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры// Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. Москва, 1991.

5. Рогова РМ., Филонов Г.Н. и др. Становление самосознания личности школьника. Москва: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003.

6. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Available at: http:government.ru/docs/all/102075/

References

1. Vagner G.K. O prirode narodnogo iskusstva. Narodnoe iskusstvo i sovremennaya kul'tura. Problemy sohraneniya irazvitiya tradicij: materialy Vsesoyuznoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-tvorcheskoj konferencii. Moskva, 1991.

2. Gachev G.D. Nacional'nye obrazy mira. Kosmo-Psiho-Logos. Moskva: Izdatel'skaya gruppa «Progress - Kul'tura», 1995.

3. Mushanova I.V. Nravstvennoe vospitanie: 'etnopedagogicheskij i 'etnopsihologicheskijaspekty. Available at: //http:ciberleninka.ru/

4. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo i ekologiya kul'tury// Narodnoe iskusstvo i sovremennaya kul'tura. Problemy sohraneniya i razvitiya tradicij: materialy Vsesoyuznoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-tvorcheskoj konferencii. Moskva, 1991.

5. Rogova R.M., Filonov G.N. i dr. Stanovlenie samosoznaniya lichnostishkol'nika. Moskva: GosNII sem'i i vospitaniya, 2003.

6. Strategiya razvitiya vospitaniya v RF na period do 2025 goda. Available at: http:government.ru/docs/all/102075/

Статья поступила в редакцию 25.05.20

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecture, Financial University under the Government of Russian federation (Moscow, Russia),

E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

IMPROVING THE FOREIGN LANGUAGE CROSS-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES AT THE COURSES OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION. The fast growth of cross-cultural interaction and global changes occurring in our modern society are forcing the future economists to improve the knowledge of a foreign language. It is considered that the only university course in foreign language training could not be sufficient. To solve this problem, additional vocational education courses in a foreign language are needed to help increase the effectiveness of practical knowledge of foreign language. This article considers features and content of foreign language training at the courses of additional vocational education. The author believes that one possible way to achieve the formation of a secondary linguistic personality of students is to project foreign-language professional situations. Additional classes at the Centre for Innovative Language Strategies can be considered as an effective form of language training.

Key words: foreign language training, intercultural competence, additional professional education, non-linguistic university.

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент языковой подготовки ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации», г. Москва, E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

НА КУРСАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стремительное развитие межкультурной коммуникации и глобальные трансформации, происходящие в современном обществе, вынуждают будущего специалиста-экономиста совершенствовать свои знания иностранного языка. Зачастую бывает недостаточно одного вузовского курса по иноязычной подготовке. Для совершенствования этих знаний необходимы курсы дополнительного профессионального образования по иностранному языку, которые помогут повысить эффективность практического владения иноязычными знаниями. Представленная статья рассматривает особенности и содержание иноязычного обучения на таких курсах. Автор считает, что одним из возможных способов достижения сформированности вторичной языковой личности студентов является проецирование иноязычных профессиональных ситуаций. Дополнительные занятия на курсах Центра инновационных языковых стратегий могут рассматриваться как одна из эффективных форм иноязычной подготовки.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, межкультурная компетенция, дополнительное профессиональное образование, неязыковой вуз.

Современный специалист финансового профиля - это личность, обладающая определенным набором качеств и компетенций, позволяющих ему функционировать в поликультурном мире рынка труда и профессий. Такой специалист понимает письменную и устную речь, излагает свои мысли при помощи иностранного языка, поддерживает контакт с представителями иноязычных культур и налаживает взаимопонимание в другом социуме. Отсутствие практического навыка владения любым иностранным языком для выполнения профессиональных

обязанностей не позволяет будущему специалисту достичь карьерного роста [1]. «Процессы глобализации и интернационализации требуют получения студентами более прочной языковой подготовки, направленной на практическое владение иностранным языком на современном научном уровне» [2, с. 118].

Студенты ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (Финуниверситет) на квалификационном уровне «бакалавр» на большинстве направлений изучают иностранный язык на трех курсах. Для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.