Научная статья на тему 'Национально-этническое положение поляков Гродненского региона Белоруссии (конец xx - начало XXI века)'

Национально-этническое положение поляков Гродненского региона Белоруссии (конец xx - начало XXI века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВА / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ПОЛЬША / БЕЛОРУССИЯ / ГРОДНЕНЩИНА / POLISH NATIONAL MINORITY / ETHNOS / ETHNIC TRADITIONS / POLAND / BELARUS / GRODNO REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кручковский Тадеуш Тадеушевич

В статье рассматривается национально-этническое положение поляков Гродненского региона Белоруссии. Осознание специфики региональной польской идентичности имеет существенное значение для понимания особенностей польской культуры, национального самосознания поляков Гродненщины в частности, и в целом в стране. Автор представляет этнические традиции поляков Гродненщины как результат, с одной стороны исторического развития региона (принадлежность в прошлом к Польше; советское прошлое), а с другой современная принадлежность региона к белорусскому государству. На протяжении XIX и большей части XX в. изучение этнических традиций поляков региона современной Гродненщины определялось исходя из теоретического определения нации (этноса) как согласно классической концепции нации И. Гердера, так и марксистской концепции нации. В России XIX начале XX в. на основании классической концепции нации И. Гердера сформировалась концепция «большой русской нации». В польской науке XIX и первой половины XX в. в отношении населения северо-западной Гродненщины и юго-восточной части исторической Виленщины основными маркерами, определителями национальной принадлежности к польской нации также выступали такие характеристики как конфессиональная принадлежность и язык. Во второй половине XX в. в польской науке, а в белорусской в конце XX в. стал делаться акцент на проявление признаков самосознания нации, что коснулось и польского населения изучаемого региона. Отмечалось, что формой выражения этноса является самосознание, а внешней этноним, то есть самоназвание. Заявленная проблематика в настоящее время стала полем исследования как белорусской, так и польской науки. Отдельной группой исследователей данной проблематики стали представители польского национального меньшинства в Белоруссии. Источниковой базой исследования данной тематики являются материалы переписей населения, социологических опросов и т.д. Культурно-национальная специфика поляков современной Белоруссии, и особенности Гродненщины как наиболее компактного региона их проживания, проявляется в ряде специфических характеристик, определенных как историческим прошлым, так и современной действительностью. К ним большинство исследователей относят: конфессиональную принадлежность, польский язык как сохраняющуюся связь с национальным кодом страны происхождения, «качественно» иная интерпретация истории Польши и польского национального меньшинства, чем в стране их проживания, польский фольклор, а так же семейно-бытовые традиции и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL AND ETHNIC SITUATION OF THE POLES IN THE GRODNO REGION IN BELARUS (IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES)

In the present paper, the national and ethnic situation of the Poles in the Grodno region of Belarus is discussed. The awareness of the specific regional national identity of the Poles is of significant importance for understanding the specific features of the Polish culture and the national consciousness of the Poles in both the Grodno region and the country. The Polish ethnic traditions in the Grodno region are presented as the result of the historical development of the region: in the past it belonged to Poland and later to the USSR, and in the present time it is a part of Belarus. During the 19th and almost till the end of the 20th centuries the study of the ethnic traditions of the Poles in the Grodno region was based on the theoretical definition of nation (ethnos) according to I. Herder’s classical concept of nation and Marx’s concept of nation. In the 19th and the beginning of the 20th centuries, in Russia, the concept of “a big Russian nation” was formed on the basis of I. Herder’s classical concept of nation. In the Polish science of the 19th and the first half of the 20th century, for the population of the northwestern part of the Grodno region and the southeastern part of the historical Vilnius region, religious affiliation and language were the main markers of the national identity of the Poles. In the second half of the 20th century in the Polish science and at the end of the 20th century in the Belarusian science, the emphasis was put on the manifestation of the signs of the national consciousness; this also applied to the Polish population in the region under study. It was noted that the internal form of the expression of ethnos is ethnic self-consciousness, and the external form is ethnonym, i.e. its self-name. At present, the above problem is the field of the research in both the Belarusian and Polish sciences. A separate group of researchers studying the problem has been formed by the representatives of the Polish national minority in Belarus. The materials of population censuses, sociological surveys, etc. are used as the source base for the investigation of the problem. The cultural and national peculiarities of the Poles in modern Belarus and the Poles living in the Grodno region as the most compact region of their residence are manifested in a number of specific characteristics determined by both the historical past and contemporary life. According to most researchers they are religious affiliation, the Polish language as the connection with the national code of the country of origin, the “qualitatively” different interpretation of the history of Poland and Polish national minority compared to that accepted in the country of their residence, Polish folklore, family traditions and everyday customs, etc.

Текст научной работы на тему «Национально-этническое положение поляков Гродненского региона Белоруссии (конец xx - начало XXI века)»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

УДК 1(091)(08) Т. Т. Кручковский

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛЯКОВ ГРОДНЕНСКОГО РЕГИОНА БЕЛОРУССИИ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА)

В статье рассматривается национально-этническое положение поляков Гродненского региона Белоруссии. Осознание специфики региональной польской идентичности имеет существенное значение для понимания особенностей польской культуры, национального самосознания поляков Гродненщины в частности, и в целом в стране. Автор представляет этнические традиции поляков Гродненщины как результат, с одной стороны - исторического развития региона (принадлежность в прошлом к Польше; советское прошлое), а с другой - современная принадлежность региона к белорусскому государству. На протяжении XIX и большей части XX в. изучение этнических традиций поляков региона современной Гродненщины определялось исходя из теоретического определения нации (этноса) как согласно классической концепции нации И. Гердера, так и марксистской концепции нации. В России XIX - начале XX в. на основании классической концепции нации И. Гердера сформировалась концепция «большой русской нации». В польской науке XIX и первой половины XX в. в отношении населения северо-западной Гродненщины и юго-восточной части исторической Виленщины основными маркерами, определителями национальной принадлежности к польской нации также выступали такие характеристики как конфессиональная принадлежность и язык. Во второй половине XX в. в польской науке, а в белорусской - в конце XX в. стал делаться акцент на проявление признаков самосознания нации, что коснулось и польского населения изучаемого региона. Отмечалось, что формой выражения этноса является самосознание, а внешней - этноним, то есть самоназвание. Заявленная проблематика в настоящее время стала полем исследования как белорусской, так и польской науки. Отдельной группой исследователей данной проблематики стали представители польского национального меньшинства в Белоруссии. Источниковой базой исследования данной тематики являются материалы переписей населения, социологических опросов и т.д. Культурно-национальная специфика поляков современной Белоруссии, и особенности Гродненщины как наиболее компактного региона их проживания, проявляется в ряде специфических характеристик, определенных как историческим прошлым, так и современной действительностью. К ним большинство исследователей относят: конфессиональную принадлежность, польский язык как сохраняющуюся связь с национальным кодом страны происхождения, «качественно» иная интерпретация истории Польши и польского национального меньшинства, чем в стране их проживания, польский фольклор, а так же семейно-бытовые традиции и др.

Ключевые слова: польское национальное меньшинства, этнос, этнические традиции, Польша, Белоруссия, Гродненщина.

Культурно-национальная специфика поляков на территории современной Белоруссии, и особенности Гродненщины как наиболее компактного региона их проживания, проявляется в ряде

специфических характеристик, определенных как историческим прошлым, так и современной действительности. Поляки северной части современной Гродненской области Белоруссии представляет

собою сплошной массив однообразного конфессионально-этнического польского населения, ци-вилизационно ориентированного на культурные ценности исторического наследия Польши как части западного мира. В условиях современного противостояния Запада и «русского мира» это приобретает особую актуальность.

Источниковой базой исследования данной тематики являются материалы переписей населения, социологических опросов и т.д. Автором в этих исследованиях использовались как традиционные методы исторической науки (историко-сравнитель-ный, статистический, историко-типологический, историко-системный и т.д.), так и новых направлений исторической науки (устной истории, психоистории и т.д.), а так же и методы смежных наук (социологии - опрос, анкетировании и т.д.).

Автор статьи в определении национального меньшинства использовал определение, сформулированное в 1970-х гг. специальным докладчиком Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите прав человека в Комиссии по правам человека ООН Ф. Капоторти: «Группа, находящаяся в численном меньшинстве по сравнению с основным населением данного государства, не занимающая в нем доминирующих позиций и обладающая этническими, конфессиональными или языковыми отличиями от других жителей страны; наконец, связанная чувством внутригрупповой солидарности, направленным на сохранение своей культуры, традиций, религии или языка» [Kabzinska, 1999, s. 34-40].

На протяжении XIX и большей части XX в. изучение этнических традиций поляков региона современной Гродненщины определялось, исходя из теоретического определения нации (этноса) согласно классической концепции нации И. Гер-дера, так и марксистской концепции нации. Как известно, марксистская концепция нации (добавляя положения об общности экономической жизни) была развитием классической концепции нации И. Гердера, выделяющей в качестве основополагающих элементов нации следующие положения: общность этнического происхождения, традиций, фольклора, языка, конфессиональную принадлежность и т.д. Характерно, что из таких позиций исходили исследователи рассматриваемого периода, как с польской стороны, так и российской, затем и советской, в том числе и белорусско-советской традиции [Kruczkowski, 2005, s. 101-128].

В России на основании классической концепции нации И. Гердера сформировалась концепция «большой русской нации». Она формировалась еще в идеях Н. М. Карамзина и С. С. Уварова. Эта концепция «большой русской нации» стала господствующей в российской и в советской науке, в том числе и исторической науке БССР [Кручковский, 2016, с. 290]. У М. О. Кояловича, Р. Эркерта она в особенности проявилась в отношении польского населения «северо-западного края». В качестве определяющих моментов польского этноса края рассматривалась конфессиональная принадлежность и язык общения.

В польской науке XIX и первой половины XX в. (Л. Голембевски, А. Брюкнер, С. Побуг, Л. Василевски и др.) в отношении населения северо-западной Гродненщины и юго-восточной части исторической Виленщины основными маркерами, определителями национальной принадлежности к польской нации выступали такие характеристики как конфессиональная принадлежность и язык.

Во второй половине XX в. в польской науке, а в белорусской - в конце XX в. стал делаться акцент на проявление признаков самосознания нации, что коснулось и польского населения изучаемого региона. Отмечалось, что формой выражения этноса является его самосознание, а внешней - его этноним, то есть его самоназвание. К исследованиям историков и лингвистов присоединились социологи, политологи, философы.

Эти положения проявились в исследованиях как польских ученых (Р. Дзвонковски, З. Кужова, П. Эберхард, Ю. Бардах, Ю. Винницки, Э. Смул-кова, К. Кабзиньска и др.), так и белорусских (У. Д. Розенфельд, Н. Н. Беспамятных, Н. Л. Улей-чик, С. В. Донских и др.).

В группе польских исследователей отсутствуют единые оценочные подходы и критерии определения польской национальной группы. По мнению Э. Смулковой, поляки региона используют в основном белорусский язык, что свидетельствует об их близости к белорусской культуре. По мнению З. Кужовой и Ю. Винницкого, «простой язык» поляков и белорусов региона является нелитературным вариантом польского языка (Kurzowa, 1993; Winnicki, 2002). По мнению Ю. Бардаха, поляки региона в основном автохтонное население, принявшее в период Речи Посполитой польский язык и культуру [ВаМаЛ, 1995, s. 25-38].

Ряд белорусских исследователей (С. В. Силь-верстова, А. С. Смоленчук и др.) поддерживают

положение об отсутствии существенной разницы в культуре поляков Гродненщины и местных белорусов. Это положение в их интерпретации приближается к политологическому определению об отсутствии в РБ этнических поляков и сведении национальной группы поляков, в том числе и Гродненщины, к группе «костельных поляков» или ополяченных белорусов.

Отдельной группой исследователей проблематики стали представители польского национального меньшинства (Ч. Беньковски, Т. Кручковски, Я. Шумски, Т. Гавин, Е. Гебень и др.). Они в основном придерживались мнения о двух путях формирования польского национального меньшинства в Беларуси: эмиграции из Польши и автохтонной версии. Эта группа исследователей, основываясь как на этнографических материалах, так и на материалах переписи населения и социологических исследованиях, поддерживает положение о принадлежности поляков региона к польской нации, хотя и отмечает их культурную и ментальную специфику.

Основные параметры национального самосознания польской этнической группы на Гродненщины характеризуются определенной устойчивостью. Ведущими факторами этнической самоидентификации поляков являются: национальное самосознание; происхождение («кровь»); конфессиональная принадлежность; собственная интерпретация истории Польши, а также же язык, обычаи и обряды, се-мейно-бытовые традиции. Как показывают исследования, этнические поляки в качестве важнейших приоритетов называют происхождение («кровь»), вероучение и язык, а так же иную интерпретацию исторического прошлого [Dzwonkowski, 1994; Eberhardt, 1994; Kurzowa, 1993; Kabzinska, 1999; Kabzinska, 2002; Winnicki, 2002; Kruczkowski, 2002; Kruczkowski, 2003; Jarmusik, 2003; Веренич, 2000; Беспамятных, 1999; Навуменка, 2002; Донских, 2005 и др.].

Важнейшей чертой принадлежности к «поль-скости» поляки Гродненщины как в прошлом, так и в настоящее время считали принадлежность к Римско-католическому костелу [Dzwonkow-ski, 1994; Winnicki, 2002; Jarmusik, 2003 и др.]. Это положение появилось в регионе еще с XIX века [Эркерт, 1864; Коялович, 1887]. Российские власти практически однозначно до конца XIX в. сами поддерживали это положение, отождествляя всех католиков современной Беларуси с польской национальностью. Эта ситуация на практике

сохранялась и в советские времена [Iwanow, 1991; Kruczkowski, 2003; Winnicki, 2003].

Только в последние десятилетия важность этого фактора несколько ослабла, что связано с начавшейся интенсивно пропагандироваться идеей о белорусах-католиках. Однако для большинства поляков Гродненщины тезис о тождестве польской нации и католичества в этом регионе остается во многом доминирующими в настоящее время [Jarmusik, 2003, s. 124-132].

Согласно последней переписи 2009 г. населения в Беларуси поляки составляет 3,9%. В то же время среди верующих жителей республики эти данные совершенно иные - около 14% составляют католики. По некоторым данным католики составляют от общего населения до 20-25% [Jarmusik, 2003, s. 124-132] и др.

У поляков Беларуси выражена сильная конфессиональная идентификация. Об этом свидетельствует факт, что прочная идентификация с представителями своей религиозной конфессии (85,1%) значительно превосходит таковую с представителями своей национальности (58%). Наиболее сильно идентификация с католиками выражена у самого старшего поколения - респондентов старше 60 лет (93,4%), но даже самое младшее поколение поляков (16-19лет) также успешно отождествляет себя с католиками (72,9%). В целом у поляков сильно выражена религиозность: к католичеству себя относят 93,4% респондентов, в Бога верят 89,4% опрошенных поляков, 87,3% поляков Беларуси считают, что современному человеку нужна религия. О высоком уровне религиозности свидетельствует и значительная степень церковности, в частности частота посещения богослужений. Поляки особо подчеркивают и роль костела в сохранении польской национальной культуры (78,6%) [Ластовский, 2011, с. 127]. В связи с этим вполне закономерны выводы Л. И. Науменко о том, что конфессиональная принадлежность у поляков играет доминирующую, а возможно, и определяющую роль по отношению к этнической принадлежности [Навуменка, 2002, с. 187].

Конфессиональная принадлежность и значительная религиозность польского населения Грод-ненщины определяет так же влияние религиозных праздников на национальные традиции (коляды, пасха, убранство вигилийного стола и др.), а так же на семейные устои и традиции. Неоднократно отмечалось в исследованиях, что факт принад-

лежности к католической конфессии значительно укрепляет важность и сохранность института семьи среди польского населения в сравнении с другими этническими группами. Это положение на статистических материалах официальных переписей населения в Беларуси исследовалось и доказывалось [Biaspamiatnych, 2003; Gorbaniuk, 2004; Kabzinska, 2002; Kruczkowski, 2003; Gawin, 2010] и др.

Заботу о сохранении института семьи и ее традиционных ценностей проявляют и иерархи католического костела в Беларуси, как в своих проповедях, так и в официальных обращениях. Так, глава католического Костела Беларуси Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту страны Александру Лукашенко по поводу ведущихся законодательных работ в белорусском парламенте об институте семьи [Кондрусевич, 2018]. По мнению Кондрусевича, обсуждение таких важных для общества законопроектов должно вестись с участием представителей традиционных вероисповеданий. «К сожалению, эти законопроекты пока недоступны для общественности, что порождает разнообразные слухи и домыслы», - пишет Т. Кондрусевич. Архиепископ выражает надежду, что «белорусское законодательство еще более четко поставит преграду пропаганде нетрадиционного сексуального поведения, афиширования и позитивного показа содомского образа жизни».

Согласно данным официальных переписей населения, поляки Гродненского региона в своем подавляющем большинстве декларируют свою привязанность к католической конфессии. В то же время в ряде районов Гродненской области, где католическое население составляет подавляющее большинство (Ошмянский, Сморгонский, Островецкий, Ивьевский), согласно материалам официальных переписей, большинство католиков принадлежит к титульной нации - белорусской. Одновременно у них, как и поляков ряда областей Минщины (Молодеченский, Воложинский, Дзержинский, Столбцовский, Несвижский районы), сохранилось в коллективной памяти и устной традиции предание о принадлежности их предков к польскому этносу [Kabzinska, 2002; Kruczkowski, 2003; Gawin, 2010] и др.

Происхождение или национальное самосознание поляков региона также является важной чертой польской этнической группы на Гродненщине. Практически все без исключения представители моноэтнических семей осознают свою националь-

ную принадлежность и называют себя поляками. В коллективном национальном самосознании большинства поляков Гродненщины сохранилось понимание принадлежности их к польскому этносу. Причем, очень часто, они не готовы признавать возможность своего происхождения от других этносов (белорусов или литовцев), подчеркивая свою связь с поляками из Польши [Wasilewski, 1912; Kurzowa, 1993; Kruczkowski, 2003; Jarmusik, 2003; Gorbaniuk, 2004; Winnicki, 2003; Донских, 2005] и др. Одновременно в коллективном национальном самосознании большинства поляков региона сохранилось воспоминание о том, как еще с царских времен, а потом и в советский период, в отношении их проводилась различными методами политика репрессий и преследований, денационализации и ассимиляции [Chackiewicz, 1994; М1сЬтик, 1994; Kruczkowski, 2000; Szumski, 2002; Winnicki, 2003; Чувак, 2004] и др.

Следует отметить, что этнические поляки обращают внимание на их отличие от проживающих рядом представителей других национальностей -белорусов, евреев, татар, но в повседневной жизни не отделяют себя от них [Biaspamiatnych, 2003, s. 112-124]. В целом в молодежной польской среде намного реже, чем среди людей среднего и пожилого возраста, проявляется эмоциональная верность «польскости». Позиция молодежи определяется, прежде всего, прагматизмом [Беспамятных, 1999; Biaspamiatnych, 2003].

Однако уже преимущественно молодые люди из семей, в которых только один родитель - поляк, имеют проблемы с определением национальности. В советские времена представители таких смешанных семей записывались, чаще всего, как белорусы. Уже во второй половине 80-х гг. XX в. (во времена перестройки) наблюдался среди части молодежи из смешанных семей процесс постепенного сознательного или прагматического выбора национальной принадлежности [Biaspamiatnych, 2003, s. 110]. Особенно это проявилось уже в 10-е гг. XXI в. в связи с введением Карты Поляка и значительным улучшением в Польше социально-экономической ситуации [Kruczkowski, 2008, s. 239]. Большинство поляков Гродненщины в настоящее время при необходимости трудовой миграции сознательно выбирают Польшу как страну происхождения их предков, страну знакомого им языка и культуры.

Сохранению польских национальных традиций поляков Гродненщины способствует также перевес

сельского населения (где более консервативный стиль жизни) над городским. Это влияет также на меньшее количество разводов, детность в семьях. Статистические данные отчетливо показывают, что разводимость в среде поляков значительно уступает уровню этого показателя в среде белорусов. Это проявляется во всем интервале возрастов и для всех групп населения. Оказалось так же, что доля незарегистрированных браков среди белорусов значительно выше, чем среди поляков. Это относится к каждому из полов, проживающих на городской или сельской территориях [Ластовский, 2011, с. 127].

Воспитание в семье поляки считают существенным фактором сохранения традиций польской национальной культуры (69,3%), приоритет, в этом отношении отдавая лишь религии (78,6%). Кроме того, 73,6% поляков считают важным воспитание своих детей в рамках национальной культуры [Ластовский, 2011, с. 128].

Одной из важных черт польских национальных традиций поляков Гродненщины, которая, однако, в значительной степени подверглась влиянию исторического времени и обстоятельств, как в во времена Российской империи и СССР, так и в период независимой Республики Беларусь, является польский язык как категория родного языка.

Польский язык на Гродненщине среди поляков в повседневной жизни сохранился весьма незначительно, о чем убедительно свидетельствуют материалы официальных переписей населения в Беларуси и материалы научных исследований ученых, как из Польши, так и Беларуси. Современная социолингвистическая ситуация характеризуется билингвизмом и трилингвизмом поляков Гродненской области. Из общей численности поляков Гродненской области (230,8 тыс. чел.) в качестве родного назвали польский язык 12,1 тыс. чел. (5,2%), Социологические исследования выявляют относительно высокую степень сохранения польского языка среди представителей старшего поколения [Ластовский, 2011, с. 127].

На польском языке как родном частично разговаривают в территориальном отношении только в регионе Сопоцкино, а так же небольшое количество семей, преимущественно из интеллигентской среды или деятелей польских организаций. В некоторых польских семьях он частично сохранился. Однако большинство поляков в повседневной жизни пользуются русским, белорусским или так называемым «простым» языком (особенно

в сельской местности), который является смесью польско-белорусского [Kurzowa, 1993; Giebien, 2004]. Одновременно большинство поляков активно выступают за сохранение польского языка в католических богослужениях, рассматривая его как своего рода «сакрум» и возможность сохранения традиции, отделяющей их от населения титульной нации ^еЫеп, 2004, s. 57-73].

По данным исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2008 г.: 34,4% поляков в Беларуси считают родным русский язык, 32,3% называют родным белорусский язык и только 17,7% опрошенных признают родным польский язык (хотя это и больше, чем по результатам переписи). Заметна очевидная русификация (понимаемая в данном контексте как переход на русский язык) младшего поколения поляков, среди которых число считающих русский язык родным больше чем в два раза превышает число таковых среди старшего поколения [Ластовский, 2011, с. 124].

Еще в 1998 г. белорусские исследователи зафиксировали следующие коммуникативные функции польского языка: «Польским языком пользуется почти половина респондентов в семейном кругу, каждый четвертый в общении с друзьями и лишь каждый седьмой-восьмой на работе, с коллегами. Так что преимущественная сфера бытования польского языка - это сфера лично-интимных отношений» [Беспамятных, 1999, с. 512]. Данные же исследования 2008 г. свидетельствуют о том, что сфера действительного использования польского языка в данном регионе сокращается, в семье и дома на польском языке разговаривали лишь 15,4% поляков (в целом по стране еще меньше - 13%). По данным переписи 1989 г., лишь 13,3% проживающих на территории Беларуси считали своим родным языком польский, по данным переписи 1999 г., их число выросло до 16,5% [Ластовский, 2011, с. 127].

Определенная часть польского населения региона активно поддерживает получение образования своих детей на родном польском языке. Однако эта часть является меньшинством. Этому объясняется не только низким уровнем национального самосознания поляков, но и недостаточностью свободного доступа к польскоязычному образованию: в регионе имеются только две польскоязычные школы, по ряду причин (прежде всего, политики властей) сложно сформировать даже классы в общеобразовательных школах с польским языком как предметом обучения и т.д.

К тому же нынешняя ситуация: наличие только двух польскоязычных школ на десятки тысяч детей школьного возраста польского происхождения не только не способствует развитию польской национальной культуры и образования, но и не способна сохранить его в будущем, даже в нынешнем ограниченном состоянии. Это положение отмечается не только в польской литературе предмета, но и в белорусских исследованиях [Беспамятных, 2005, s. 134].

Большая часть из родителей стремятся дать образование своим детям на родном польском языке по сугубо прагматическим причинам: для поступления в высшие учебные заведения Польши. После окончания большинство польской молодежи остается в Польше, уменьшая, еще и таким образом, слой польскоязычной интеллигенции региона. Причины такого поведения большей части польского населения кроются в ряде обстоятельств: общественно-политические обстоятельства советского времени (репрессии, депортации польского населения), запретом использования польского языка в общественном пространстве, полной ликвидацией в Беларуси польскоязычного образования; переселением части польского населения региона в Польшу, прежде всего слоя интеллигенции (1946-1949 и 1956-1959 гг.); значительной ассимиляцией польского населения региона и страны в целом. БССР стала единственной из республик европейской части СССР, где полностью было ликвидировано польскоязычное образование. В то время как в Литовской ССР польскоязычных школ было - 122, а в Украинской ССР - 2.

Собственно возрождение польской интеллигенции на Беларуси началось только со второй половины 80-х гг. XX в. [Kabzinska, 2002, s. 34]. Эта среда формируется из различных источников: из той части молодежи польского национального меньшинства, которая получила образование в Польше и вернулась обратно; из части поляков и их детей, получивших высшее образование в Беларуси, но сумевших сохранить развитое национальное самосознание; из части поляков региона работавших некоторое время в Польше и вернувшихся обратно по причине ряда жизненных обстоятельств.

В целом заметна иная тенденция: происходит постепенная замена традиционной польско-белорусской культуры, распространенной в деревне, современной городской культурой, которая является преимущественно русскоязычной. В основе

такой ситуации лежат два взаимосвязанных процесса - переселение сельских жителей в город, где они вынуждены адаптироваться к русскоязычной среде, и постепенная смена поколений.

Особый интерес представляет анализ ответов на открытый вопрос: «Что для Вас значит быть поляком?» Необходимо помнить, что местные поляки эти опросы, проводимые белорусскими исследователями, воспринимают как действие властей, к которым относится насторожено. Поэтому часто и ответы могут не соответствовать действительности. В таком случае дается просто требуемый «правильный» ответ. Преобладают ответы, указывающие на важность сохранения традиций своего народа (29,7%), осознание своей конфессиональной принадлежности (26%), память о своих корнях и происхождении (16%) [Ластов-ский, 2011, с. 128].

Для полноты описания состояния этнокультурной идентичности поляков в Беларуси, и прежде всего на Гродненщине, необходимо отметить сохранении особой исторической памяти, которая сохранилась чаще всего в форме устной истории. Эта качественно иная «картина истории» региона и роли в ней поляков, в особенности в ХХ в. Такие мнения указывают на наличие неофициальных каналов трансляции памяти о прошлом, в основном через коммуникацию внутри семьи. Наличие такой семейной традиции способствует так же в определенной степени сохранению польской идентичности. Иная версия истории могла передаваться только таким путем. В последние десятилетия благодаря деятельности польских организаций и изданию ими ряда научно-популярных книг по истории, а так же контактах с Польшей эта ситуация начала меняться.

Данные опросов свидетельствуют о слабом знании поляками Беларуси истории Польши: лишь 7,4% опрошенных считают, что достаточно хорошо знают польскую историю. У основной массы поляков такие знания недостаточны (66,4%) либо отсутствуют как таковые (25%) [Ластовский, 2011, с. 127].

Слабое знание польской истории и культуры также проявляется и в открытых вопросах, касающихся ключевых персоналий. При просьбе назвать известных людей, оказавших наиболее значимое влияние на формирование польской культуры, 41,8% опрошенных поляков не смогли дать ответ. Наиболее же известными оказались Адам Мицкевич (30,7%) и Элиза Ожешко (13,5%) - те же

уроженцы Гродненщины. Еще больше затруднений вызвал вопрос об исторических деятелях, оказавших положительное влияние на польскую историю. На него не смогли ответить 56,2%респондентов. Среди названных деятелей лидируют Иоанн Павел II (16,5%), Лех Валенса (14,2%) и Юзеф Пилсуд-ский (10,4%) [Ластовский, 2011, с. 127].

Можно смело утверждать, что историческая память поляков Беларуси ощутимо отличается от официальной версии истории, которая прочно закрепилась в белорусском историческом нарративе. Разительным образом отличается в устной истории местного польского населения образ «освободителей», т.е. Красной армии 1939 г. Это касается как их общего вида, культуры, так и восприятия способов их функционирования в повседневной жизни [Iwanow, 1991; Chackiewicz, 1994; Michniuk, 1994; Kruczkowski, 2000; Kruczkowski, 2003; Winnicki, 2002] и др. Подобного рода оценки относятся так же и к истории Второй мировой войны на территории Гродненщины.

Понять источники формирования представлений об историческом прошлом можно с помощью проблемного вопроса, касающегося факта присоединения Западной Беларуси к БССР в результате событий 17 сентября 1939 г. Отмечается, что Советский Союз воспользовался нападением нацистской Германии на Польшу для того, чтобы присоединить эти земли. В историческом нарра-тиве местных поляков эти события расцениваются как преступный сговор Сталина и Гитлера, приведший к трагическим последствиям для поляков на востоке Польши.

Подавляющее большинство местных поляков отрицательно оценивают присоединение Западной Беларуси к БССР, хотя и в советское время, как и сейчас эти события всегда освещались позитивно. Следовательно, можно говорить о существовании особой «контрпамяти» у местных поляков, которая не согласуется с официальной белорусской версией этих территориальных изменений, так повлиявших на судьбу поляков «крэсув всходних» (Kresow Wschodnich).

Для обоснования негативной оценки можно выделить два основных типа аргументации. Первый из них также апеллирует к интересам Польши как страны: «это исконно польская территория, а Россия отобрала ее у Польши», «договор Гитлера и Сталина против Польши», «поляки должны жить в Польше» [Ластовский, 2011, с. 128].

В современных условиях процесс аккультурации все более и более приобретает политический оттенок. С одной стороны, Союз поляков Беларуси ставит вопрос о предоставлении более широких прав данному этническому меньшинству (культурная автономия, представительство в государственных органах и структурах местного самоуправления). С другой стороны, крайние белорусские националисты рассматривают такие требования как попытку полонизации белорусов, как угрозу собственным национальным интересам [Skrobocki, 2995]. На наш взгляд, проблему аккультурации можно успешно решать только с учетом исторических и культурных традиций, а также современного положения этнических поляков в этом регионе.

Таким образом, польское, католическое население северо-западной Гродненщины и юго-восточной части исторической Виленщины со времен средневековья составляло большинство или значительную часть населения этого региона. Это население заняло однозначные политические позиции в период военно-политических событий XX в. и особенно Второй мировой войны. Современные статические данные свидетельствуют, что в Гродненской области сохраняется компактное размещение польского населения («польский пас») вдоль польско-белорусско-литовской границы, так как здесь, в силу ряда исторических, политически причин, оно наименее подвержено ассимиляционным процессам.

Этнокультурная идентичность поляков Грод-ненщины в некоторой степени отличается от традиционной модели национальной идентичности. Результаты исследований свидетельствуют о культурной близости поляков региона и титульного этноса страны, что позволяет говорить о значительных успехах процесса аккультурации. Вместе с тем особая групповая идентичность поляков Гродненщины сохраняется, несмотря на то, что в языковом отношении эта этническая группа практически полностью ассимилирована, особенно это касается младшего поколения. Ведущими основаниями для сохранения и воспроизведения особой этнокультурной идентичности выступают прочная конфессиональная идентификация (которая в данном случае может подменять этнонацио-нальные критерии), а также трансляция традиций польского происхождения посредством семейной коммуникации.

Культурно-национальная специфика поляков проявляется: в конфессиональной принадлежности, в «качественно» иной интерпретации истории Польши и польского национального меньшинства, чем в стране их проживания, в определении польского языка как родного, в польском фольклоре, в семейно-бытовых традициях и др. Соединение этнической и конфессиональной принадлежности не только одна из главных черт национального самосознания поляков Гроднен-щины, но и важнейшая особенность их культуры. С католицизмом наиболее тесно связаны семейные

религиозные традиции, что приводит к определенному торможению процесса ассимиляции поляков региона.

Осознание специфики региональной польской идентичности имеет существенное значение для понимания особенностей польской культуры Гродненщины в частности, и польской национального меньшинства в целом. Данная проблематика заслуживает дальнейшего изучения с точки зрения междисциплинарного подхода современного гуманитарного знания (истории, социологии, политологии и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

Беспамятных, 1999 - Беспамятных Н. Национальное самосознание поляков Гродненской области: проблемы изучения // Беларусы i палям: дыялог народау i культур Х-ХХ ст. Гродна, 1999.

Беспамятных, 2005 - Беспамятных Н. Большинство, меньшинство и национальное образование // Problemy swiadomosci ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2005. T. 3. S. 128-136.

Веренич, 2000 - Веренич В. Этноязычное смешение: поляки на Украине, в Беларуси и Литве // Jçzykowa tozsamosc na pograniczu kultur. red. E. Smul-^а. Bialystok, 2000. С. 115-128.

Донских, 2005 - Донских С. В. «Polski pas» как пример трансформации культурного центра в пограничье // Problemy swiadomosci narowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Гродно, 2005. T. 3. С. 45-64.

Кондрусевич, 2018 - Глава католической церкви в Беларуси Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту страны Александру Лукашенко [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// talks.by/showthread.php?t=14373478 (дата обращения 28.10.2018)

Коялович, 1887 - Коялович М. О. Поездка в Западную Россию // Церковный вестник. 1887. N° 4.

Кручковский, 2016 - Кручковский Т. Т. История Польши в основных концепциях русской историографии XIX - начала XX века. Гродно: ГрГУ. 2016. 384 с.

Ластовский, 2011 - Ластовский А. Л. Этнокультурная идентичность поляков в Беларуси // Социология. 2011. № 1. С. 121-129.

Навуменка, 2002 - Навуменка Л. Этшчная вдэн-тычнасць палякау на Беларуа // Пстарычны альманах. 2002. № 6. С. 189-198.

Чувак, 2004 - Чувак С. Этшчныя стэрэатыпы беларусау, русшх, палякау, немцау, жыдоу ва успры-

REFERENCES

Bespamyatnyh, 1999 - Bespamyatnyh N. Nacion-al'noe samosoznanie polyakov Grodnenskoj oblasti: problemy izucheniya // Belarusy i palyaki: dyyalog naroday i kul'tur X-XX st. Grodna, 1999. (in Russian) Bespamyatnyh, 2005 - Bespamyatnyh N. Bol'shin-stvo, men'shinstvo i nacional'noe obrazovanie // Problemy swiadomosci ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2005. T. 3. S. 128-136. (in Russian)

Verenich, 2000 - Verenich V. Etnoyazychnoe smesh-enie: polyaki na Ukraine, v Belarusi i Litve // J^zykowa tozsamosc na pograniczu kultur. red. E. Smulkowa. Bialystok, 2000. S. 115-128. (in Russian)

Donskih, 2005 - Donskih S. V. «Rolski pas» kak primer transformacii kul'turnogo centra v pogranich'e // Problemy swiadomosci narowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2005. T. 3. S. 45-64. (in Russian)

Kondrusevich, 2018 - Glava katolicheskoj cerkvi v Belarusi Tadeush Kondrusevich obratilsya s otkrytym pis'mom k prezidentu strany Aleksandru Lukashenko [Elektronnyj resurs]. URL: https://talks.by/showthread. php?t=14373478 (in Russian)

Koyalovich, 1887 - Koyalovich M. O. Poezdka v Zapad-nuyu Rossiyu // Cerkovnyj vestnik. 1887. № 4. (in Russian) Kruchkovskij, 2016 - Kruchkovskij T. T. Istoriya Pol'shi v osnovnyh koncepciyah russkoj istoriografii XIX -nachala XX veka. Grodno: GrGU. 2016. 384 s. (in Russian) Lastovskij, 2011 - Lastovskij A. L. Etnokul'turnaya identichnost' polyakov v Belarusi // Sociologiya. 2011. № 1. S. 121-129. (in Russian)

Navumenka, 2002 - Navumenka L. Etnichnaya iden-tychnasc' palyakay na Belarusi // Gistarychny al'manah. 2002. № 6. S. 189-198. (in Belarusian)

Chuvak, 2004 - Chuvak S. Etnichnyya stereatypy belarusay, ruskih, palyakay, nemcay, zhydoy va ysprymanni zhyharoy pamezhnyh regiyonay (Sapockinski,

манш жыхароу памежных рэпёнау (Сапоцкiнскi, Парэчскi сельскiя саветы Гродзенскага раёну) // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2004. S. 156-168.

Эркерт, 1864 - Эркерт Р. Ф. Взгляд на историю и этнографию западных губерний России. СПб, 1864.

Bardach, 1995 - Bardach J. Wieloszczeblowa swiadomosc narodowa na ziemiach litewsko-ruskich Rzeczypospolitej w XVII-XX wieku // Pamiqtoik XV Powszechnego Zjazdu Historykow Polskich. Т. 1. Cz. 1. Gdansk-Torun, 1995. S. 25-38.

Biaspamiatnych, 2003 - Biaspamiatnych M. Ludnosc polska Grodzienszczyzny w swietle badan Centrum etnokonfesjonalnych i socjokulturalnych uniwersytetu Grodzienskiego // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2003. S. 112-124.

Chackiewicz, 1994 - Chackiewicz A.F. Aresztowania i doportacje ludnosci zachodnich obszarow Bialorusii (1939-1941) // Polska - Bielorus. Warszawa, 1994. S. 133-160.

Gawin, 2003 - Gawin T. Polskie odrodzenie na Bialorusi 1988-2005. Bialystok, 2010.

Giebien, 2003 - Giebien H. J^zyk liturgii rzymskoka-tolickiej oraz j^zyk ojczysty Polakow w rejonie lidzkim // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2004. S. 57-73.

Gorbaniuk, 2003 - Gorbaniuk J. Co znaczy byc Polakiem dla katolikow na Bialorusi // Problemy swiado-mosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2004. S. 41-56.

Iwanow, 1991 - Iwanow M. Pierwszy narod ukarany. Polacy w Zwi^zku Sowieckim. 1921-1939. Warszawa, 1991.

Jarmusik, 2003 - Jarmusik E. Kosciol katolicki wobec problemow narodowosciowych na Bialorusi // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2003. S. 124-132.

Kabzinska, 1999 - Kabzinska I. Wsrod koscielnych Polakow. Warszawa, 1999.

Kabzinska, 2002 - Kabzinska I. Charakterystyczne cechy religijnosci Polakow na Bialorusi // Magazyn Polski. 2002. № 1-2. S. 4-11.

Kabzinska, 2003 - Kabzinska I. Znajomosc dzied-zictwa kulturowego jako jeden z warunkow zachowania tozsamosci narodowej // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi.Grodno, 2003. S. 7-20.

Kabzinska, 2004 - Kabzinska I. Odradzanie si§ grupyposkiej inteligencji w Republice Bialorus // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2004. S. 34-40.

Parechski sel'skiya savety Grodzenskaga rayonu) // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2004. S. 156-168. (in Belarusian)

Erkert, 1864 - Erkert R. F. Vzglyad na istoriyu i etnografiyu zapadnyh gubernij Rossii. SPb, 1864. (in Russian)

Bardach, 1995 - Bardach J. Wieloszczeblowa swiadomosc narodowa na ziemiach litewsko-ruskich Rzeczypospolitej w XVII-XX wieku // Pamiqstnik XV Powszechnego Zjazdu Historykow Polskich. T. 1. Cz. 1. Gdansk-Torun, 1995. S. 25-38. (in Polish)

Biaspamiatnych, 2003 - Biaspamiatnych M. Ludnosc polska Grodzienszczyzny w swietle badan Centrum etnokonfesjonalnych i socjokulturalnych uniwersytetu Gro-dzienskiego // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2003. S. 112-124. (in Polish) Chackiewicz, 1994 - Chackiewicz A.F. Aresztowania i doportacje ludnosci zachodnich obszarow Bialorusii (1939- 1941) // Polska - Bielorus. Warszawa, 1994. S. 133-160. (in Polish)

Gawin, 2003 - Gawin T. Polskie odrodzenie na Bialorusi 1988-2005. Bialystok, 2010. (in Polish)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Giebien, 2003 - Giebien H. J^zyk liturgii rzymskoka-tolickiej oraz j^zyk ojczysty Polakow w rejonie lidzkim // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2004. S. 57-73. (in Polish)

Gorbaniuk, 2003 - Gorbaniuk J. Co znaczy byc Pola-kiem dla katolikow na Bialorusi // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2004. S. 41-56. (in Polish)

Iwanow, 1991 - Iwanow M. Pierwszy narod ukarany. Polacy w Zwi^zku Sowieckim. 1921-1939. Warszawa, 1991. (in Polish)

Jarmusik, 2003 - Jarmusik E. Kosciol katolicki wobec problemow narodowosciowych na Bialorusi // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2003. S. 124-132. (in Polish)

Kabzinska, 1999 - Kabzinska I. Wsrod koscielnych Polakow. Warszawa, 1999. (in Polish)

Kabzinska, 2002 - Kabzinska I. Charakterystyczne cechy religijnosci Polakow na Bialorusi // Magazyn Polski. 2002. № 1-2. S. 4-11. (in Polish)

Kabzinska, 2003 - Kabzinska I. Znajomosc dziedzictwa kulturowego j ako jeden z warunkow zachowania tozsamosci narodowej // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi.Grodno, 2003. S. 7-20. (in Polish)

Kabzinska, 2004 - Kabzinska I. Odradzanie si§ gru-pyposkiej inteligencji w Republice Bialorus // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2004. S. 34-40. (in Polish)

Kruczkowski, 2000 - Kruczkowski T. Gor^ca jesen 1939 roku // Magazyn Polski. 2000. № 1. S. 48-49; № 2. S. 53-55.

Kruczkowski, 2002 - Kruczkowski T. Polacy na Bialorusi - terazniejszosc i przyszlosc // Wiçz. Warszawa,

2002. № 2. S. 3-9.

Kruczkowski, 2005 - Kruczkowski T. Historiogra-ficzne zagadnienia historii i wspolczesnosci polskiej mniejszosci na Bialorusi // Problemy swiadomosci nar-odowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2005. S. 101-128.

Kruczkowski, 2008 - Kruczkowski T. Polska mnie-jszosc narodowa na Bialorusia rozszerzenie sie UE // ЕС и восточнославянский мир. Grodno, 2008. S. 231-245.

Kurzowa, 1993 - Kurzowa Z. Jçzyk polski Wilenszczyzny i kresow polnocno-wschodnich XVI-XX w., Warszawa, 1993. S. 326-337.

Michniuk, 1993 - Michniuk,W.M. Z historii represij politycznych, przeciwko Polakom na Bialorusi w latach trzydziestych // Polska - Bielorus. Warszawa, 1994. S. 112-120.

Szumski, 2002 - Szumski J. Likwidacja polskich szkol w rejonie Sopockinskim w lata ch 1944-1947 // Magazyn Polski. 2002. № 1-2. S. 32-33.

Wasilewski, 1993 - Wasilewski L. Litwa i Bialorus. Warszawa, 1912.

Winnicki, 2002 - Winnicki Z. Refleksje. Bialoruskie przymiarki personalne // Magazyn Polski. 2002. № 1-2. S. 56-61.

Winnicki, 2003 - Winnicki Z. Uwagi o wplywie i skutkach stosowania niektorych metod i srodkow depolonizacyjnych na obszarze Ziem Bialoruskich na polsk^ swiadomosc narodow^ w drugiej polowie XX wieku i wspolczesnie // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorus. Grodno,

2003. S. 33-56.

Kruczkowski, 2000 - Kruczkowski T. Gor^ca jesen 1939 roku // Magazyn Polski. 2000. № 1. S. 48-49; № 2. S. 53-55. (in Polish)

Kruczkowski, 2002 - Kruczkowski T. Polacy na Bia-lorusi - terazniejszosc i przyszlosc // Wiçz. Warszawa, 2002. № 2. S. 3-9. (in Polish)

Kruczkowski, 2005 - Kruczkowski T. Historiogra-ficzne zagadnienia historii i wspolczesnosci polskiej mniejszosci na Bialorusi // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorusi. Grodno, 2005. S. 101-128. (in Polish)

Kruczkowski, 2008 - Kruczkowski T. Polska mniej-szosc narodowa na Bialorusia rozszerzenie sie UE // ЕС и восточнославянский мир. Grodno, 2008. S. 231-245. (in Polish)

Kurzowa, 1993 - Kurzowa Z. Jçzyk polski Wilenszczyzny i kresow polnocno-wschodnich XVI-XX w., Warszawa, 1993. S. 326-337. (in Polish)

Michniuk, 1993 - Michniuk,W.M. Z historii represij politycznych, przeciwko Polakom na Bialorusi w latach trzydziestych // Polska - Bielorus. Warszawa, 1994. S. 112-120. (in Polish)

Szumski, 2002 - Szumski J. Likwidacja polskich szkol w rejonie Sopockinskim w lata ch 1944-1947 // Magazyn Polski. 2002. № 1-2. S. 32-33.

Wasilewski, 1993 - Wasilewski L. Litwa i Bialorus. Warszawa, 1912. (in Polish)

Winnicki, 2002 - Winnicki Z. Refleksje. Bialoruskie przymiarki personalne // Magazyn Polski. 2002. № 1-2. S. 56-61. (in Polish)

Winnicki, 2003 - Winnicki Z. Uwagi o wplywie i skut-kach stosowania niektorych metod i srodkow depolonizacyjnych na obszarze Ziem Bialoruskich na polsk^ swiadomosc narodow^ w drugiej polowie XX wieku i wspolczesnie // Problemy swiadomosci narodowej ludnosci polskiej na Bialorus. Grodno, 2003. S. 33-56. (in Polish)

T. Kruczkowski

NATIONAL AND ETHNIC SITUATION OF THE POLES IN THE GRODNO REGION IN BELARUS

(IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES)

In the present paper, the national and ethnic situation of the Poles in the Grodno region of Belarus is discussed. The awareness of the specific regional national identity of the Poles is of significant importance for understanding the specific features of the Polish culture and the national consciousness of the Poles in both the Grodno region and the country. The Polish ethnic traditions in the Grodno region are presented as the result of the historical development of the region: in the past it belonged to Poland and later to the USSR, and in the present time it is a part of Belarus. During the 19th and almost till the end of the 20th centuries the study of the ethnic traditions of the Poles in the Grodno region was based on the theoretical definition of nation (ethnos) according to I. Herder's classical concept of nation and

Marx's concept of nation. In the 19th and the beginning of the 20th centuries, in Russia, the concept of "a big Russian nation" was formed on the basis of I. Herder's classical concept of nation. In the Polish science of the 19th and the first half of the 20th century, for the population of the northwestern part of the Grodno region and the southeastern part of the historical Vilnius region, religious affiliation and language were the main markers of the national identity of the Poles. In the second half of the 20th century in the Polish science and at the end of the 20th century in the Belarusian science, the emphasis was put on the manifestation of the signs of the national consciousness; this also applied to the Polish population in the region under study. It was noted that the internal form of the expression of ethnos is ethnic self-consciousness, and the external form is ethnonym, i.e. its self-name. At present, the above problem is the field of the research in both the Belarusian and Polish sciences. A separate group of researchers studying the problem has been formed by the representatives of the Polish national minority in Belarus. The materials of population censuses, sociological surveys, etc. are used as the source base for the investigation of the problem. The cultural and national peculiarities of the Poles in modern Belarus and the Poles living in the Grodno region as the most compact region of their residence are manifested in a number of specific characteristics determined by both the historical past and contemporary life. According to most researchers they are religious affiliation, the Polish language as the connection with the national code of the country of origin, the "qualitatively" different interpretation of the history of Poland and Polish national minority compared to that accepted in the country of their residence, Polish folklore, family traditions and everyday customs, etc.

Keywords: Polish national minority, ethnos, ethnic traditions, Poland, Belarus, Grodno region.

Кручковский Тадеуш Тадеушевич,

доктор исторических наук, профессор, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Гродно, Беларусь) [email protected]

Kruczkowski Tadeusz,

Doctor of History, Professor, Yanka Kupala State University of Grodno (Grodno, Belarus) [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.