Научная статья на тему 'Национальная танцевальная культура как эстетико-формирующий аспект хореографического искусства в высшем образовании'

Национальная танцевальная культура как эстетико-формирующий аспект хореографического искусства в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная культура / ценности / танец / эстетика / искусство / образование / national culture / values / dance / aesthetics / art / education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бай Кун

Статья посвящена исследованию национальной танцевальной культуры как эстетико-формирующего аспекта хореографического искусства и образования. Выбор темы связан с выявившейся проблемой, которая заключается в том, что современные хореографические произведения стали утрачивать ценностные компоненты культуры. Исходя из этого, в работе анализируются эстетические особенности хореографической лексики, формирование которой происходит под влиянием особенностей национальной и этнической культуры, историко-культурных процессов и выработанных исторической эпохой культурных ценностей. При этом раскрываются основные понятия «культура» и «эстетика» с философских позиций, а также рассматриваются подходы к классификации ценностей культуры. В ходе работы анализируется роль национальной культуры как эстетико-формирующего компонента в развитии хореографического искусства XX века. Приводятся примеры образцов наследия советского балетного искусства, а также современного хореографического искусства в России и за рубежом. Выявляются основные эстетико-формирующие аспекты хореографического искусства, такие как: тело танцовщика; художественное пространство произведения; индивидуальность исполнителя. Определяется важное значение национальной культуры в формировании содержательной части учебного процесса в хореографическом образовании в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бай Кун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL DANCE CULTURE AS AN AESTHETIC AND FORMATIVE ASPECT OF CHOREOGRAPHIC ART IN HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the study of national dance culture as an aesthetic and formative aspect of choreographic art and education. The choice of the theme is connected with the revealed problem, which is that modern choreographic works have begun to lose the value components of culture. Proceeding from this, the work analyzes the aesthetic features of choreographic vocabulary, the formation of which is influenced by the peculiarities of national and ethnic culture, historical and cultural processes and cultural values developed by the historical epoch. At the same time, the basic concepts of «culture» and «aesthetics» are revealed from philosophical positions, and approaches to the classification of cultural values are also considered. In the course of the work, the role of national culture as an aesthetic and formative component in the development of choreographic art of the XX century is analyzed. Examples of examples of the heritage of Soviet ballet art, as well as modern choreographic art in Russia and abroad are given. The main aesthetic-forming aspects of choreographic art are revealed, such as: dancer’s body; the artistic space of the work; the personality of the performer. The importance of national culture in the formation of the content of the educational process in choreographic education in higher educational institutions is determined.

Текст научной работы на тему «Национальная танцевальная культура как эстетико-формирующий аспект хореографического искусства в высшем образовании»

Национальная танцевальная культура как эстетико-формирующий аспект хореографического искусства в высшем образовании

Бай Кун,

преподаватель, кафедра хореографии Хулуньбуирского

университета

E-mail: 133565623@qq.com

Статья посвящена исследованию национальной танцевальной культуры как эстетико-формирующего аспекта хореографического искусства и образования. Выбор темы связан с выявившейся проблемой, которая заключается в том, что современные хореографические произведения стали утрачивать ценностные компоненты культуры.

Исходя из этого, в работе анализируются эстетические особенности хореографической лексики, формирование которой происходит под влиянием особенностей национальной и этнической культуры, историко-культурных процессов и выработанных исторической эпохой культурных ценностей. При этом раскрываются основные понятия «культура» и «эстетика» с философских позиций, а также рассматриваются подходы к классификации ценностей культуры.

В ходе работы анализируется роль национальной культуры как эстетико-формирующего компонента в развитии хореографического искусства XX века.

Приводятся примеры образцов наследия советского балетного искусства, а также современного хореографического искусства в России и за рубежом.

Выявляются основные эстетико-формирующие аспекты хореографического искусства, такие как: тело танцовщика; художественное пространство произведения; индивидуальность исполнителя.

Определяется важное значение национальной культуры в формировании содержательной части учебного процесса в хореографическом образовании в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: национальная культура, ценности, танец, эстетика, искусство, образование.

о

U

со

см

см

Z

136

Сегодня в мировом социокультурном пространстве происходит столкновение двух разнонаправленных процессов - глобализации и суверенизации, которые оказывают значительное воздействие на развитие культуры и искусства. Негативные тренды глобализации, которые распространялись в последние десятилетия по всему миру и были направлены на отмену ценностей традиционных культур, привели к изменению мировоззрения современного человека, к утрате понимания им важности национальных корней. В искусстве это отразилось на падении качества транслируемых произведений в идейных и художественно-эстетических критериях.

Так, например, в постановках современных хореографов проявляется все большее несоответствии выразительных средств ценностным аспектам культуры, что отрицательно сказывается на эстетических и художественных критериях произведения, которое напрямую воздействует на функцию воспитания человека.

Корни проблемы скрываются в том, что хореографическое искусство, отражая реалии современного мира, во многом ориентируется на западный эрзац постмодернистского искусства, транслируя ценности и эстетику, во многом неприемлемые для традиционных обществ.

Данная ситуация затрагивает и сферу высшего хореографического образования, осуществляющего подготовку педагогов-хореографов, профессиональные качества которых должны соответствовать требованиям времени и запросу общества.

Хореографическое образование, в условиях сегодняшнего дня, ориентируется на высокую востребованность современного танца в социокультурном пространстве и конструирует учебный процесс с учетом сформировавшихся приоритетов, уменьшая количество образовательных часов учебного плана на основные хореографические дисциплины (классический и народно-сценический танец), переводя их на изучение техник и стилей современных хореографических направлений. Данная ситуация не способствует углубленному исследованию ментально-национальных корней народного танца, выявлению способов трансформации и пластического сценического преломления хореографического языка, поиску путей его творческого преобразования в искусстве, благодаря которому и возникает сценический образ, его ритмическая составляющая, исполнительская манера, органика и природа самого движения, его аутентичный характер.

Сколько бы сегодня в обществе ни велось дискуссий по вопросам актуальности и значимости современного искусства в образовании, без полного осмысления исторической связи всех процессов с традиционными ценностями культуры, невозможно создать творческий продукт, который бы раскрывал подлинную сущность явления, выраженную в художественном хореографическом образе.

Отметим, что эстетико-формирующий компонент в танцевальном искусстве произрастает на почве национальной культуры, которая по мнению культуролога Г.А. Аванесовой тесно связана с этнической культурой.

Этническая культура на протяжении длительного времени рассматривалась как предшественница национальной культуры, в форму которой она затем неизбежно переходит под влиянием индустриализации, развития информационных процессов и глобальных взаимодействий [1, с. 559].

Важной характеристикой этнической культуры является то, что в ее основе лежат укорененные компоненты жизнедеятельности этноса: традиционные практики, этническая картина мира, культурные коды и общепринятые смыслы.

Исходя из этого, субстантивный характер народного искусства и художественного творчества этноса, основанный на традиционных ценностях, становится важным аспектом в формировании форм национальной культуры, включающих в себя и танец.

Учитывая социально-значимую функцию хореографического искусства, современным педагогам-хореографам в высших учебных заведениях необходимо начинать выработку алгоритмов реализации образовательного процесса, ядром которого станет национальная культура и ее ценности, формирующие подлинную эстетику хореографического искусства. Даже в направлении современной хореографии, методика которого выстроена по канонам и эстетическим критериям западного искусства, необходимо осуществлять преподавание дисциплины «современный танец», наполняя содержание учебного процесса ценностными компонентами национальной культуры.

Для наиболее глубокого понимания ценностных аспектов культуры, необходимо проанализировать сущность самого понятия «культура» с позиции философии.

Философское осмысление культуры и ее аксиологических аспектов, есть ни что иное, как понимание идеи культуры (представления ее должного состояния), которое начинается с понимания этимологии самого термина.

Для нашего исследования важным является понимание культуры, сформулированное учеными в поле предметно-ценностной концепции, сформировавшейся в рамках классификации концепций культуры в советской науке. По мнению Б. Сухо-дольского, культура - это совокупность определенных ценностей. Б. Ерасов характеризует культуру как систему духовного производства, которая охватывает создание, хранение, распространение

и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентации - все то, что составляет духовный мир общества и человека [4, с. 16].

Интерес к исследованию аксиологических аспектов культуры, влияющих на эстетико-формирующие критерии хореографического искусства, предполагает в рамках философского изучения культуры использование аксиологического подхода, согласно которому, в каждой из этнических и национальных культур создаются ценности, имеющие общечеловеческое значение.

По мнению культуролога С.Г. Лавлинского, аксиологический подход в своем наиболее последовательном виде усматривает в культуре позитивный срез общественных отношений и деятельности. Культура рассматривается как совокупность традиционно передаваемых норм и ценностей деятельности и поведения человека [5, с. 57].

Через сформированную в обществе систему ценностей происходит регуляция человеческой деятельности, ценности предопределяют выбор человека в различных поведенческих альтернативах. В зависимости от того, что положено в основу ценностей как культурно-исторических стандартов, существует несколько подходов к их классификации.

Наиболее значимым для нашего исследования стал подход, выработанный представителем отечественной культурологии Б.С. Ерасовым, который классифицирует ценности по группам:

- Витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность и благосостояние.

- Социальные ценности: семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство и патриотизм.

- Политические ценности: гражданские свободы, законность, конституция и мир.

- Моральные ценности: добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим и любовь к детям.

- Религиозные ценности основаны на вере в Бога, Священное Писание и веру.

- Эстетические ценности включают в себя такие понятия, как красота, стиль, гармония и пр. [7, с. 18].

По нашему мнению, ценности культуры, определенные Б.С. Ерасовым составляют основу национальной и этнической культуры народа в традиционном обществе и формируют эстетические критерии хореографической культуры.

Культуролог Н.А. Догорова характеризует хореографическую культуру как одну из форм «исторического становления, формирования и развития художественного мышления» [3, с. 4].

Художественное мышление в хореографии претворяется в эстетическом осмыслении всех его выразительных средств, начиная от музыки и танцевальной лексики, и, заканчивая костюмом исполнителей и сценическим оформлением места действия.

Эстетика - один из важных разделов философии, область общетеоретических знаний о том,

сз о со -а

А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

о с

и

со

что связано с творческим, созерцательным, художественным отношением человека к действительности, с выявлением чувственной обязанности, выразительности, красоты многообразных феноменов природы, человеческой жизни, искусства [8, с. 6].

Национальная культура и национальный танец, являясь эстетико-формирующими компонентами хореографического искусства, стали сегодня факторами духовно-ценностного ориентира в воспитательной сфере хореографического образования.

Важное значение для искусства и образования национальный танец приобрел во второй половине XX века. Данный культурно-исторический период преподнес миру новое хореографическое направление - народно-сценический танец, материалом для которого стала национальная хореография. Это способствовало разработке и становлению методики преподавания (Т.С. Ткаченко «Народный танец» 1954 г.), а также зарождению многочисленных профессиональных хоров и ансамблей танца.

В отличие от существующих и возникающих новых направлений в хореографическом искусстве того времени, именно национальный танец на академической сцене, наделённый драматургической основой, хореографической лексикой, включающей в себя элементы народного танца и исполняющийся под симфоническое сопровождение стилизованной аутентичной музыки, стал прочной основой сохранения национальной культуры, воспитывающей поколения людей в русле традиционных ценностей и соответствующих им эстетических критериях.

Отметим, что эстетический компонент хореографического искусства способствует формированию художественного вкуса человека, делая его восприимчивым к красоте окружающего мира, развивая способности к самостоятельному творчеству, воспитывая целостную личность, творчески активную и обладающую индивидуальностью, живущую по законам красоты и культурного наследия.

Формирование эстетического компонента в танцевальном искусстве происходит с помощью тела исполнителя, которое является своеобразным инструментом создания танцевального языка и его эстетики. Телесная выразительность представляет собой не только форму бытия телесности, но и прежде всего, выработанный культурными традициями конкретный способ отношения тела к себе и к миру. Танцевать - значит, порождать эстетическое значение, с позиции которого действие существует и порождается посредством телесного воплощения.

Именно поэтому национальное танцевальное искусство должно стать тем фундаментом хореографического образования, на котором будет осуществляться воспитание тела танцовщика, способного глубоко чувствовать и подлинно передавать эстетическое значение лексического материала.

Философ Мартин Хайдеггер, близкий к идеям греческой натурфилософии и выявивший связь искусства с природой, указал, что целью предмета искусства является демонстрация возможностей материала. Учитывая заявленное, можно ли сказать, что танец является демонстрацией возможностей человеческого тела? Возможно, не во всех случаях, но зачастую именно эти цели ставит перед собой танец в его профессиональной интерпретации.

В современных условиях развития хореографического искусства, когда хореографу позволена полная свобода творчества и самореализации, в рождающихся постановках заметны эксперименты с телесностью и отход от сложивших традиций академического искусства, повлиявшие на метаморфозы эстетико-формирующих компонентов. Стоит признать, что не всегда приобретенный опыт положительно сказывается на художественном качестве работ, но существуют и образцы, в которых, двигательные навыки и ощущения, сформированные на основе национальной танцевальной традиции, объективно и полноценно транслируют художественный образ, задуманный балетмейстером.

Яркие примеры образцов хореографии, где наглядно демонстрируется эстетика национального танца были выработаны в советское время. Традиционный этнический хореографический материал, ставший основой народно-сценического танца, вошел в репертуар многих профессиональных ансамблей. Советское балетное искусство также черпало вдохновение и материал из национальных танцев. Среди значимых творческих профессиональных работ можно выделить такие балеты как: «Петрушка» М. Фокина на музыку И. Стравинского; «Каменный цветок» Ю. Григоровича на музыку С. Прокофьева, созданные авторами на основе русской интонационно-пластической хореографии. Интересны также балеты, поставленные на основе национальной хореографии союзных республик СССР: балет «Ду гуль» К. Голейзов-ского, материалом для которого стала таджикская хореография, туркменский балет «Алдар-Косе» балетмейстера Н. Холфина, музыка композитора К. Корчмарева; первый белорусский национальный балет «Соловей» М. Крошнера, в постановке

A. Ермолаева; первый грузинский национальный балет «Мальтаква» А. Баланчивадзе, «Сердце гор» В. Чабукиани; узбекский балет «Гуляндом»

B. Брусиловского и другие.

В современной России на основе национальной хореографии создаются репертуары государственных ансамблей танца и народных хоров. Стилизованный материал народного танца используется в балетах современной хореографии. Примером являются спектакли Б. Я. Эйфмана «Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Евгений Онегин» и пр.

Зарубежное искусство современной хореографии, основанное на национальной хореографической эстетике, представлено множеством евро-

пейских и азиатских балетмейстеров. Среди ярких образцов особо выделяются: балет М. Бежара «Бхакти», в основе которого лежит индийская хореография, балет-спектакль А. Гадеса «Кровавая свадьба», поставленный автором на материале фламенко, балет Лихуай Миня «Курсив», в котором постановщик раскрывает художественные образы китайского искусства каллиграфии и мн. др.

Устойчивая традиция национального танца тяготеет к совокупности комплекса выразительных средств: музыка, пение, танец, слово, которые позволяют развивать данную хореографию на основе современного звучания, формируя новую эстетику.

Художественная природа традиционной хореографии создает самобытный фундамент балетмейстерской мысли и при своем воплощении становится новой реальностью искусства. Первоосновой постановочной деятельности балетмейстера, создающего произведение на основе национальной тематики, является достоверная пластическая интонация, дающая возможность проникнуть в особенности национального характера, менталитета и мировоззрения. Следовательно, пластическая интонация национальной хореографии, выраженная средствами телесности, является важным эстетико-формирующим аспектом хореографического искусства.

Тело, эстетической задачей которого является отражение художественного замысла балетмейстера и передача национальной самоидентичности и уникальности танцевального языка, несет ценностно-значимый компонент коллективного опыта поколений, формируя эстетический опыт, который является источником художественного мышления постановщика.

Иными словами, тело танцовщика, оснащённое должными физическими возможностями, способно вдохновлять балетмейстера, тем самым позволяя ему создавать художественно-эстетическое произведение. Эстетическая выразительность относится к одному из основополагающих факторов успешной хореографической постановки. Она вплетена в содержание художественного мышления и находит выход в структуре целостного произведения, независимо от его принадлежности к какому-либо направлению хореографического искусства.

Телесная выразительность обретает наиболее полный эстетический вид, если постановщик, создавая хореографическую лексику, грамотно пользуется ракурсами или ераи!етеп1 Со слов А. Я. Вагановой: «Ераи1етеп - главная черта будущего артистизма» [2, с. 25].

Ракурс или ераи1етеп является положением, задающим направление корпуса в ту или иную диагональ, при этом способствуя приданию наибольшей выразительности позам и положениям, делая их более экспрессивными и яркими. Искусствовед Г.Д. Лебедева указывает: «Ракурс придаёт объёмность любой позе, а движение по диагонали воспринимается как бы одновременно с нескольких точек» [6, с. 110].

Следующим важным выразительным средством танца, формирующим эстетику хореографического произведения, является художественное пространство, которое создается средствами композиции. Отметим, что рисунок танца тесно связан с пластикой тела и оказывает непосредственное влияние на все его изменения. Художественное пространство произведения предстает в качестве первичного вектора восприятия телесной информации, передаваемой зрителю с точки зрения ее эстетической привлекательности.

Следует выделить ещё один значимый эстети-ко-формирующий аспект хореографического искусства. Это - индивидуальность исполнителя, которому присущи качества, воспитанные в русле национальных традиций и ценностей культуры. Сформированная индивидуальность исполнителя является средством правдивой передачи особенностей национального колорита, аутентичности каждого жеста, своеобразия манеры исполнения, которые основаны на его внутренних ощущениях, личных переживаниях, понимании и осознании глубины хореографического образа.

Каждый народ создаёт свои собственные институты образования и системы воспитания, фундаментом которых является национальная культура, язык, произведения искусства, словесность и фольклор. Именно национальная культура выступает той универсальной формой, с помощью которой человек способен осмыслить целостную картину мира, включающую философский, художественно-эстетический и социальный образ мира, логику мышления, ценностно-смысловые ориентации.

В лоне национальной культуры сформулированы ключевые знания народа, его мудрость, нравственные нормы поведения, правила взаимодействия с окружающим миром. Они наиболее точно и тонко отражают мир человеческих взаимоотношений специфической символикой, где творческое воображение создает сферу психологической реальности, в которой и усваиваются основополагающие принципы и ценности. Исходя из этого, широкое использование аспектов национальной культуры в структуре хореографического образования, особенно в высших учебных заведениях, становится необходимостью в современных условиях.

Подготовка руководителя танцевального коллектива - это многоступенчатый сложный процесс, в котором обучающийся должен изначально обладать необходимыми задатками и компетенциями: общей художественной эрудицией; знанием национальной культуры и искусства; педагогическим призванием; балетмейстерскими способностями - особенность видеть мир в пластических образах, уметь преломлять их через призму времени, событий, впечатлений и мыслей.

В процессе обучения необходимо освоение знаний, связанных с особенностями национальных хореографических стилей и законов пластического мышления народа, что неизбежно при-

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о т

О от

З

и о со

водит к исследованию традиционных танцев и образцов аутентичного фольклора, к изучению их танцевального характера и изобразительно-иллюстративной основы элементов лексического материала.

Будущему руководителю необходимо освоить методологические основы работы с фольклорным первоисточником: сочинение новой драматургии; насыщение танца событийным рядом с привлечением источниковедческой базы из фонда национального наследия, смежных видов искусств и устного народного творчества; разработка и трансформация основных пластических формул фольклорного образа; усиление средств выразительности (техническое обогащение движений, усложнение рисунков, сжатие временных сценических условий, создание яркой кульминации и т.д.); синтез народной лексики с другими направлениями - классической, эстрадной, спортивной и свободной хореографией.

Определяющими факторами в успешной работе постановщика над хореографическим произведением национальной тематики являются его глубокие знания о фольклорных первоисточниках и образцах, а также творческая фантазия, способная воплотить подлинный «дух» аутентичной хореографии.

Сценическая интерпретация аутентичной этнической хореографии зачастую подвергает танцевальный язык стилизации, которая, с одной стороны отдаляет его от первоисточника, а с другой, приближает к пониманию образов современным зрителем, позволяя учесть его изменившиеся вкусы, требования и ощущения.

Практическая сценическая работа с национальным танцем позволяет ощутить балетмейстеру собственную самоидентичность, поэтическую многозначность, образную обобщенность, национальную принадлежность к ценностно-значимым аспектам бытия. Разумное и бережное отношение к фольклорному богатству, его изучение, трансформация в современное искусство, вот те пути, которым необходимо следовать, формируя содержательную часть хореографического образования в высших учебных заведениях. Именно национальный танец даст возможность актуализировать все ценностные и духовно-значимые компоненты национального наследия, сделать хореографическое искусство верным оружием в сохранении традиций и культурном обогащении народа.

Итак, исследовав национальную танцевальную культуру как эстетико-формирующий аспект хореографического искусства и образования, мы пришли к выводу о том, что эстетические особенности танца наглядно проявляется в его выразительных средствах, а именно в хореографической лексике, ^ формирование которой происходит под влиянием с= особенностей национальной и этнической культу-~ ры, историко-культурных процессов и выработан-сэ ных исторической эпохой культурных ценностей. £ Мы определили важное значение националь-z ной культуры как эстетико-формирующего ком-

понента в развитии хореографического искусства XX века и привели примеры образцов хореографического искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы выяснили, что важными эстетико-форми-рующими аспектами хореографического искусства являются:

- тело танцовщика, способное транслировать пластическую интонацию национальной хореографии и нести ценностно-значимый компонент коллективного опыта поколений, формируя эстетический опыт;

- художественное пространство произведения в виде композиции, усиливающей восприятие телесной информации, передаваемой зрителю с точки зрения ее эстетической привлекательности;

- индивидуальность исполнителя, являющаяся средством правдивой передачи особенностей национального колорита, аутентичности каждого жеста, своеобразия манеры исполнения, которые основаны на его внутренних ощущениях, личных переживаниях, понимании и осознании глубины хореографического образа.

Мы также пришли к выводу о том, что в современных условиях хореографического образования в высших учебных заведениях содержательная часть учебного процесса должна выстраиваться с учетом специфики национальной культуры, способствующей углубленному исследованию ментально-национальных корней народного танца, выявлению способов трансформации и пластического сценического преломления хореографического языка, поиску путей его творческого преобразования в искусстве.

Литература

1. Аванесова Г.А. Этническая культура // Прикладная культурология. Энциклопедия / составитель и науч. редактор И.М. Быховская. - М.: Согласие, 2019. - 846 с.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. -Л.: Искусство, 1980. - 192 с.

3. Догорова Н.А. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века: дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01. - Саранск, 2006. -211 с.

4. Каган М.С. Философия культуры: учеб. пособие для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 353 с.

5. Лавлинский С.Г. Аксиологическая парадигма раскрытия сущности культуры // Аналитика культурологии. - 2009. - № 2 (14). - С. 53-58.

6. Лебедева Г.Д. Балет: семантика и архитектоника. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. - 160 с.

7. Сидорова Г.П. Советская хозяйственная культура повседневности в массовой художественной литературе 1960-1980-х: ценностный аспект. - У.: УлГТУ, 2011. - 302 с.

8. Титаренко И.Н. Эстетика: Учебное пособие. -Т.: Изд-во ТРТУ, 2006-225 с.

NATIONAL DANCE CULTURE AS AN AESTHETIC AND FORMATIVE ASPECT OF CHOREOGRAPHIC ART IN HIGHER EDUCATION

Bai Kun

Hulunbuir University

The article is devoted to the study of national dance culture as an aesthetic and formative aspect of choreographic art and education. The choice of the theme is connected with the revealed problem, which is that modern choreographic works have begun to lose the value components of culture.

Proceeding from this, the work analyzes the aesthetic features of choreographic vocabulary, the formation of which is influenced by the peculiarities of national and ethnic culture, historical and cultural processes and cultural values developed by the historical epoch. At the same time, the basic concepts of «culture» and «aesthetics» are revealed from philosophical positions, and approaches to the classification of cultural values are also considered. In the course of the work, the role of national culture as an aesthetic and formative component in the development of choreographic art of the XX century is analyzed.

Examples of examples of the heritage of Soviet ballet art, as well as modern choreographic art in Russia and abroad are given. The main aesthetic-forming aspects of choreographic art are revealed, such as: dancer's body; the artistic space of the work; the personality of the performer.

The importance of national culture in the formation of the content of

the educational process in choreographic education in higher educational institutions is determined.

Keywords: national culture, values, dance, aesthetics, art, education.

References

1. Avanesova G.A. Ethnic culture // Applied cultural studies. Encyclopedia / compiled and edited by I.M. Bykhovskaya. - M.: Consent, 2019. - 846 p.

2. Vaganova A. Ya. Fundamentals of classical dance. - L.: Art, 1980. - 192 p.

3. Dogorova N.A. Formation and development of the pedagogical system in choreographic culture: from the XVII to the beginning of the XX century: Dis. candidate of Art History. art criticism: 24.00.01. - Saransk, 2006. - 211 p.

4. Kagan M.S. Philosophy of culture: studies. handbook for academic bachelor's degree. - M.: Yurayt Publishing House, 2018. - 353 p.

5. Lavlinsky S.G. Axiological paradigm of revealing the essence of culture // analytical culturology. - 2009. - № 2 (14). - Pp. 53-58.

6. Lebedeva G.D. Ballet: semantics and architectonics. - St. P.: Publishing House «lan»; «publishing house Planet music», 2007. - 160 P.

7. Sidorova G.P. The Soviet economic culture of everyday life in mass fiction of the 1960s-1980s: a value aspect. - U.: UlSTU, 2011. - 302 p.

8. Titarenko I.N. Aesthetics: textbook. - T.: Publishing House of TRTU, 2006. -225 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.