Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТУДЕНТ-ХОРЕОГРАФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Е. Б., Ованесян Л. Г., Клыкова Л. А.

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы формирования визуальной культуры студентов - будущих хореографов, обучающихся по профилям: «Руководитель хореографического любительского коллектива», «Педагог дополнительного образования в области хореографии», «Педагог дополнительного образования в области народной художественной культуры», «Педагогика хореографии». Отмечается недостаточное внимание образовательной практики к задачам формирования визуальной культуры студентов-хореографов. Главной целью визуальной культуры является мотивация студентов педагогического вуза к осознанной оценке зрительного восприятия происходящего, умению анализировать, обобщать и комментировать свои визуальные наблюдения. Современным учреждениям высшего и среднего хореографического образования, дополнительного образования, школам искусств необходимы педагоги творческих специальностей с развитой визуальной культурой, которые на основании зрительных ощущений и глубоких психологических переживаний могут постигнуть содержание и эстетику искусства как классического, так и современного, а затем воспитать в своих учениках эстетический вкус и ощущение красоты. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития визуальной культуры студентов творческих специальностей, обобщение, систематизация, целенаправленное наблюдение. Рассматриваются и анализируются такие феномены, как «культура личности», «эстетическая культура личности», «культура визуального восприятия», «визуальная культура», а также компоненты понятия «визуальная культура». Результаты. Обосновывается мысль о том, что цель педагогики в условиях современной культуры - индивидуализировать эстетический опыт студента, его художественно-творческую, учебно-творческую и исследовательскую деятельность в виде авторского продукта, используя предлагаемые пути формирования визуальной культуры студентов-хореографов. Будущий педагог-хореограф с развитой визуальной культурой осознает содержательную и эстетическую составляющие классического и современного искусства, умеет анализировать и транслировать своим ученикам образцы танцевального искусства, основанного на зрительных ощущениях, вызывающих эстетические переживания. Обсуждение. Подчеркивается, что в современных условиях визуальный опыт становится доминантой процесса передачи информации. Первостепенное значение этого феномена проявляется в его массовом характере, охватывая всю социокультурную сферу общества. Для формирования визуальной культуры студентов педагог прежде всего должен сформировать эстетические компетенции студента, под которой подразумевается формирование эстетического компонента профессионального развития личности студента-хореографа, включающего образное мышление, чувственно-эмоциональные переживания, культурное рефлексирование. Заключение. Делается вывод о том, что педагог-хореограф с развитой визуальной культурой может анализировать и преобразовывать современное социокультурное пространство, преподносить своим ученикам образцы классического и современного хореографического искусства. Развитая визуальная культура будущего педагога-хореографа может способствовать формированию профессиональной компетентности специалиста в области хореографического искусства, что позволяет ему демонстрировать высокую степень визуального мышления, запоминания, отражения, воображения и передачи хореографической информации. Основные положения: - определены составляющие визуальной культуры студентов- будущих педагогов в области искусства; - представлены инновационные формы формирования визуальной культуры студентов-будущих педагогов творческих коллективов; - наиболее успешными формами учебной работы на факультете НХТ ЮУрГГПУ для формирования визуальной культуры студентов являются творческий проект и круглый стол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юнусова Е. Б., Ованесян Л. Г., Клыкова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMATION OF VISUAL CULTURE OF CHOREOGRAPHER STUDENTS

Highlights: The components of the visual culture of students- future teachers in the field of art are determined; Innovative forms of formation of visual culture of students-future teachers of creative collectives are presented; The most successful forms of educational work at the Faculty of the National Art University of SUSSPU for the formation of the visual culture of students are: a creative project and a round table.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ»

Научная статья

УДК 378:793.5

ББК 74.480.26:85.32

DOI 10.25588/2797.2022.75.87.011

Е. Б. Юнусова1, Л. Г. Ованесян2, Л. А. Клыкова3

1ORCID № 0000-0002-0872-3495 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

2ORCID № 0000-0002-6702-4213 Кандидат филологических наук, доцент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. fc

E-mail: [email protected]

ORCID № 0000-0001-8913-5929

1

Доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета народного §

а

ж 1

¡0

художественного творчества, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected] g

^

ж о Ki

fc

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОИ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ

fc

3

Аннотация

Введете. В статье обоснована актуальность проблемы формирования визуальной культуры студентов - будущих хореографов, обучающихся по профилям: «Руководитель хореографи- ^ ческого любительского коллектива», «Педагог дополнительного образования в области хореографии», «Педагог дополнительного

л ж

5 о

6

о

О 3

а ^

о

© Юнусова Е. Б., Ованесян Л. Г., Клыкова Л. А., 2022

образования в области народной художественной культуры», «Педагогика хореографии». Отмечается недостаточное внимание образовательной практики к задачам формирования визуальной культуры студентов-хореографов. Главной целью визуальной культуры является мотивация студентов педагогического вуза к осознанной оценке зрительного восприятия происходящего, умению анализировать, обобщать и комментировать свои визуальные наблюдения.

Современным учреждениям высшего и среднего хореографического образования, дополнительного образования, школам искусств необходимы педагоги творческих специальностей с развитой визуальной культурой, которые на основании зрительных ощущений и глубоких психологических переживаний могут постигнуть содержание и эстетику искусства как классического, так и современного, а затем воспитать в своих учениках эстетический вкус и ощущение красоты.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития визуальной культуры студентов творческих специальностей, обобщение, систематизация, целенаправленное наблюдение. Рассматриваются и анализируются такие феномены,

^ как «культура личности», «эстетическая культура личности»,

Ч

ж «культура визуального восприятия», «визуальная культура», а

1

§ также компоненты понятия «визуальная культура».

50

Р Результаты. Обосновывается мысль о том, что цель педа-

'—<

^ гогики в условиях современной культуры — индивидуализиро-

«

50

8 вать эстетический опыт студента, его художественно-творческую, учебно-творческую и исследовательскую деятельность в виде ав-^ торского продукта, используя предлагаемые пути формирования

визуальной культуры студентов-хореографов. Будущий педагог-хореограф с развитой визуальной культурой осознает содержательную и эстетическую составляющие классического и современного искусства, умеет анализировать и транслировать своим ученикам образцы танцевального искусства, основанного на зрительных ощущениях, вызывающих эстетические переживания.

Обсужден1е. Подчеркивается, что в современных условиях визуальный опыт становится доминантой процесса передачи информации. Первостепенное значение этого феномена проявляется в его массовом характере, охватывая всю социокультурную сферу общества. Для формирования визуальной культуры студентов педагог прежде всего должен сформировать эстетические компетенции студента, под которой подразумевается формирование эстетического компонента профессионального развития личности сту- ^ дента-хореографа, включающего образное мышление, чувственно- ^ эмоциональные переживания, культурное рефлексирование.

Заключен1е. Делается вывод о том, что педагог-хореограф с развитой визуальной культурой может анализировать и преобразовывать современное социокультурное пространство, преподносить своим ученикам образцы классического и современного

нию профессиональной компетентности специалиста в области хореографического искусства, что позволяет ему демонстриро-

хореографического искусства. Развитая визуальная культура бу- л дущего педагога-хореографа

может способствовать формирова- II х

у

д е н

вать высокую степень визуального мышления, запоминания, отра- §

&

о

жения, воображения и передачи хореографической информации. е

Ключевые слова: культура личности; визуальная культура; визуальное восприятие; визуальное мышление; студент-хореограф.

о

а ^

о

в

Основные положения:

- определены составляющие визуальной культуры студентов- будущих педагогов в области искусства;

- представлены инновационные формы формирования визуальной культуры студентов-будущих педагогов творческих коллективов;

- наиболее успешными формами учебной работы на факультете НХТ ЮУрГГПУ для формирования визуальной культуры студентов являются творческий проект и круглый стол.

1 Введение (Introduction)

Повышение профессиональной и личностной культуры будущего педагога в области хореографического искусства является главной задачей педагогического образования. Одной из важнейших задач Национального проекта «Образование» на период 2019-2024 г. г., направленного на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, декларируется формирование ^ эффективной системы выявления, поддержки и развития способ-

« ностей у детей и молодёжи, обеспечение возможности самореали

Q

ж а

50

О

fcj

а

50 О

О £

что привело к зомбифицированию людей, подвергающихся поли-^ тическому, идеологическому и иному информационному влиянию.

зации и развития талантов [1].

XX век ознаменовался рождением феномена эволюционной турбулентности, когда скорость передачи информации вышла за установленные пределы физиологических возможностей человека,

Л. В. Школяр указывает, что «... социум, с одной стороны, формирует представление о «культурных ценностях», развивает интеллект, с другой — наоборот, может отрицательно влиять на растущего человека, на его вкусы и предпочтения» [2]. Современная социокультурная сфера претерпевает трансформацию, связанную с особенностями потребительского общества, характеризующимся складом мышления людей с искаженными понятиями об идеалах, культурных ценностях, порой с отсутствующими духовными ценностями.

Социальная значимость профессии педагога порой не осознается студентами-будущими педагогами-хореографами, что ведет к низкому уровню сформированности профессиональных компетенций и, как следствие, неэффективному формированию его художественно-эстетического развития и визуальной культуры. у

2 Материалы и методы (Materials and methods) ^

Отметим, что в последнее время серьезные перемены в подготовке педагогов-хореографов в педагогических вузах обусловлены новыми учебными планами ФГОС ВО 3++, включающими дисциплины и практики, опирающиеся на цифровые образовательные ресурсы: «Педагогическое образование» (44.04.01),

профиль «Педагогика хореографии», дисциплина «Информаци- л онные технологии в профессиональной деятельности»; «Педаго- Х

гическое образование» (44.03.01), профиль «Дополнительное образование (в области хореографии)» «Дополнительное образование (в области народной художественной культуры)», дисциплина «Цифровые технологии», «Учебная практика по фор- е мированию цифровых компетенций»; «Народная художественная культура» (51.04.02), профиль «Руководство хореографическим

д е н

о 3

а ^

о

любительским коллективом», дисциплины «Информационные технологии», «Музыкально-компьютерный практикум».

Рассмотрение и анализ понятий «культура личности», «эстетическая культура личности», «культура визуального восприятия» в аспекте новых установок к качеству образования в сфере хореографического искусства является актуальной проблемой высшего педагогического образования. Определение функций культуры личности в обществе актуализирует проблему приобщения студентов к искусству как одному из способов формирования человека культуры. Общее определение культуры рассматривается как способ существования человека в природе (при одновременном «возделывании» самого человека), а также противопоставление естественной и искусственной среды человеческой деятельности, «мира возделанных личностей» [3, 272]. Базовым компонентом образовательного процесса, направленным на формирование эстетических чувств студента к реальному миру и развивающим визуальную культуру педагогов-хореографов, является формирование эстетической культуры.

Идеи художественно-эстетического образования будущих специалистов выдвигались многими учеными: А. И. Буров,

^ Г. В. Бурцева, Н. А. Дмитриева, Б. Т. Лихачев, В. Д. Кочеков,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ч

ж В. Н. Шацкая и др. Авторы истолковывают эстетическое воспита-

§ ние как развитие в человеке художественно-эстетического понима-

50

Р ния реальности. Эстетическая культура личности студента — це-

'—<

лостность эстетического сознания и эстетической деятельности,

50

8 основой которой является эмоционально-чувственное переживание впечатлений и знания; проявляется в различных формах эсте-^ тического отношения (эстетическая эмоция, чувства, чувственное

восприятие, форма оценки и т. д.) и является проявлением ценностной позиции личности студента [4]. Ведь хореография является «. выражением индивидуального визуально-кинестетического мышления», именно «... в искусстве композиции выявляются умения студента-хореографа владеть различными способами выражения идеи, мысли, музыки, ритма, чувства и выражать эмоциональную энергию процессов подсознания человека через образно-художественную форму» [5].

Будущий педагог-хореограф на основании зрительных ощущений и глубоких психологических переживаний может постигнуть содержание и эстетику искусства как классического, так и современного, а затем воспитать в своих учениках эстетический вкус и ощущение красоты. «Танец как явление культуры определяется визуальными, изобразительными и метафорическими ме- у

и

тодами познания и интерпретации реальности» [6]. «В процессе ^ профессиональной деятельности хореографа уточняются и углубляются зрительские представления хореографа об окружающей среде и мире в целом» [7]. Визуальная культура у студентов как компонент профессиональной культуры будущих педагогов-хореографов формируется в процессе сопоставления, сравнения и

анализа увиденного, в котором также задействуется собственный л профессиональный опыт и знания. Х

Изменение модели сферы культуры в ХХ веке — переход от классической, элитарной культуры к массовой, тиражируемой культуре — требует рассмотрения понятия «визуальная культура» более подробно. Значительную роль в изучении такого явления, е как визуальная культура в Европе сыграли В. Беньямин, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, Г. Дебор и другие ученые. В. Беньямин

д

е

ж

о

а ^

о

впервые в статье «Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства» в 1935 году теоретически заложил новое исследовательское направление в художественном производстве и определил новое явление — визуальная культура [8]. В ХХ веке проблему визуальной культуры также рассматривали зарубежные ученые У. Т. Дж. Митчелл, В. Бенджамин, Д. Бергер, Г. Поллок, М. Маклюэн и др. У. Т. Дж. Митчелл, являющийся одним из основоположников современных визуальных исследований, подчеркивал, что вторая половина XX века вызывает интерес к изучению визуальной культуры в широком смысле, осуществляя преобразование в гуманитарных науках. О. В. Беззубова в работе «Визуальная культура и визуальный поворот в культурных исследования вт. пол. ХХ в.» отметила, что Дж. Т. Митчелл — один из теоретиков визуальных исследований — утверждает, что в последние двадцать пять лет произошел настоящий переворот в гуманитарных науках, связанный с интересом к изучению визуальной культуры в широком смысле [9].

ХХ1 век выдвинул область изучения понятия «визуальная

§ культура» как популярное направление в гуманитарных исследова-

ко

ниях России. Р. Арнхейм, С. М. Даниэль, В. П. Зинченко, М. С. Ка-^ ган, В. М. Розин и др. анализируют дефиницию понятия визуаль-

ж ная культура в непосредственной взаимосвязи и взаимодействия

1

§ со сферой искусства. С. М. Даниэль определяет «Визуальную куль-

а

О

туру» как частную область понятия «культура», развивающую спо-^ собности восприятия визуальных образов, умение их анализиро-

,а в

со вать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять,

ну

Ю создавать на этой основе индивидуальные художественные образы [10]. По мнению С. М. Даниэля, «... восприятие искусства

превращается в искусство восприятия» [10, 7]. Так, студенту-хореографу целесообразно быть компетентным наблюдателем, способным расшифровывать полученный визуальный материал, являющийся основой произведений хореографического искусства. Знание и понимание культурных традиций каждого народа, языка хореографического искусства как в историческом аспекте, так и в национально-региональном является показателем формирования визуальной культуры будущего педагога-хореографа. Визуальную культуру как культуру восприятия и представления визуальной информации через художественное творчество характеризовал Р. Арнхейм [11, 9]. Целостная система визуальной культуры исследуемая в трудах В. П. Зинченко, складывается из развития определенных компетенций и необходима для «интеллектуального и социально-эстетического развития, как важнейшая состав- у

ляющая художественного творчества» [12, 13]. Толкование тер- ^ мина «визуальная культура» В. П. Зинченко применима для хореографической деятельности, а также для исследований в области народной художественной культуры.

Так, под визуальной культурой педагога-хореографа подразумевается специфическое профессиональное качество — умение

ориентироваться в информационном пространстве, воспринимая л и всесторонне анализируя визуальные образы хореографического Х

искусства разных эпох и этносов, готовность обучать хореографическому творчеству будущих учеников.

3 Результаты (Results)

Важнейшими дисциплинами, изучаемыми в хореографиче- ^ ских вузах, в частности, на кафедре хореографии факультета Народного художественного творчества (НХТ) ФГБОУ ВО

д е н

о 3

а ^

о

а в о с

нус

«ЮУрГГПУ» и влияющими на формирование визуальной культуры студента, являются: «Мировая художественная культура», «Теория и история хореографического искусства», «Мастерство хореографа», «Хореографическое исполнительское мастерство», «Художественная культура народов России», «Теория и история народной художественной культуры», «Народное художественное творчество», «Костюм и сценическое оформление танца», «Современные тенденции развития хореографического искусства», «Этнография и танцевальный фольклор народов России», «Теория и методика преподавания традиционной танцевальной культуры России», «Национальный танец» и др.

Аудиторная и самостоятельная работа студентов на факультете НХТ ЮУрГГПУ, способствующая формированию визуальной культуры, реализуется на лекционных, практических, лабораторных занятиях по вышеперечисленным дисциплинам. Среди лекционных занятий на кафедре хореографии ЮУрГГПУ преобладают лекции-визуализации, подготавливаемые и проводимые педагогами кафедры. Визуализация лекционной информации позволяет: увеличить объем запоминаемой информации; отразить связь между хореографическими дисциплинами и

^ дисциплинами основного блока учебного плана; развивать визу-

Ч

ж альное мышление и восприятие; повысить заинтересованность

не студентов в изучении теоретического материала по хореографи-

а

Р ческим дисциплинам.

'—<

^ Необходимо отметить инновационные формы проведения занятий на факультете НХТ: посещение репетиций в театрах (Че-

лябинский государственный академический театр оперы и балета ^ имени М. И. Глинки, Челябинский муниципальный театр современ-

ного танца и др.), выставок традиционного декоративно-прикладного народного творчества; участие в качестве исполнителей и зрителей в фольклорно-этнографическом фестивале евразийских народов «Аркаим», Всероссийском Бажовском фестивале народного творчества, фестивале детских фольклорно-этнографиче-ских объединений «Уральские прикрасы»; организация и участие в Международном фестивале-конкурсе хореографических и этнографических коллективов, организатором которого являлся факультет НХТ ЮУрГГПУ; участие отчетных концертах факультета НХТ, а также в тематических семинарах-практикумах, а также мастер-классах, экскурсиях, круглых столах, балах, традиционных народных праздниках, творческих проектах и других мероприятиях, проводимых в рамках учебного процесса. Например, творческий проект «Хореографический конкурс», с точки зрения пред- у

и

метно-содержательной области. является межпредметным, ^ включает задания по нескольким дисциплинам, изучаемым студентами в рамках учебного плана: «Мастерство хореографа», «Хореографическое исполнительское мастерство», «Современные тенденции развития хореографического искусства», «Режиссура танца», «Хореодраматургия», «Классический танец», «Народно-

аттестации студентов-хореографов. Наиболее успешные формы учебной работы на факультете НХТ ЮУрГГПУ: творческий про-

сценический танец», «Современные направления хореографии» и л др. Данный проект был представлен как форма промежуточной Х

д л ж

ект; круглый стол. §

&

о

Проектная деятельность в области хореографического ис- е кусства развивает исследовательские и творческие способности студентов: целеполагание, умение конструировать свои знания,

о

а ^

о

развитие коммуникативных умений и навыков, ориентацию в информационном пространстве, развитие визуальной культуры, планирование творческой работы и презентации её результатов, рефлексию.

Задачи творческого проекта.

1. Сотрудничество и сотворчество всех субъектов образовательного процесса при ориентации на самостоятельность обучаемых.

2. Использование знаний, умений и навыков из разных областей хореографического искусства.

3. Соответствие выбранной тематики визуальным впечатлениям, реальным интересам и потребностям студентов.

4. Чёткая последовательность этапов реализации хореографического проекта и работы над ними.

5. Творческая направленность, визуальное мышление, визуальная память, воображение, стимулирование самореализации и самоактуализации личности студента-будущего хореографа.

6. Ориентация на практический результат [13].

В процессе подготовки творческого проекта постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных и

^ обмен информацией в группах, изучение танцевальной лексики

ж (на образовательных занятиях, в групповой и мелкогрупповой ра-

1

§ боте в хореографическом зале, библиотеке и пр.). Когда этап

ва

Р сбора информации закончен, начинается постановка номеров. На

'—<

,а в

о

с

нус

ного плана номера, оформления номера и т. д., изучив информа-^ цию в литературных и интернет-источниках. Особенности метода

занятиях все группы принимают активное участие в постановке, предлагая варианты музыкального оформления, композицион-

проектов (опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна) позволяют с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии как формы формирования визуальной культуры студентов- будущих хореографов.

Теоретические и практические занятия на факультете народного художественного творчества практикуются как субъект-субъектная деятельность, а не пассивное восприятие информации. В форме дискуссии обсуждаются содержательные и эстетические аспекты событий и произведений классического и современного хореографического искусства. Такой формой работы является круглой стол.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведем пример круглого стола по теме «Балет «Щелкунчик»: традиции и современность», на котором проводился про- у

и

смотр и сравнительный анализ хореографических спектаклей ^ «Щелкунчик» в постановке российского режиссера-хореографа Ю. Григоровича (1966 г.) и французского балетмейстера М. Бе-жара (1999 г.). Если Ю. Григорович превратил детскую сказку в философские раздумья о недостижимости идеального счастья, взяв за основу классическую постановку XIX столетия, то М. Бе-

жар на фоне музыки П. Чайковского отразил в спектакле сцены л автобиографии своего детства, ввел новые образы и дополнитель- Х

ные музыкально-танцевальные фрагменты. Визуальные впечатления обучающихся в комплексе со слуховыми вызвали не бесспорные ответы и дискуссию внутри группы, сформировали мнение большинства и меньшинства студентов относительно привержен- Л ности к тому или иному варианту постановки. Совместный анализ произведений хореографического искусства сыграл значимую

у д е н

о

г

а о

роль и позволил каждому студенту-хореографу на данном занятии включиться в последовательное обсуждение характеристик спектакля с точки зрения истории создания и постановки, музыкального и хореографического стиля, сюжета, композиции, декоративно-художественного оформления, целесообразности введения новых героев и прочее. Во время собеседования затрагивались вопросы, касающиеся следующих позиций: тема, идея, задача, конфликт, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, событийный ряд (композиция), жанрово-стилевое решение, принципы оформления спектакля (сценография, мизансценирование, принципы светового, музыкального оформления, характеристика персонажей и т. д.). Субъект-субъектные отношения на круглом столе обеспечиваются средствами внешнего и внутреннего диалога. Происходит взаимодействие в двух плоскостях: между студентами и преподавателем, между студентами и хореографическим произведением. Таким образом, выявляется противостояние культурных ценностей как в историческом, так и в национально-региональном аспектах, выстраивается личная позиция студентов, развивается собственный взгляд на сферу искусства, формируется собственное культурно-личностное пространство, что спо-

^ собствует формированию визуальной культуры.

Ч

ж 4 Обсуждение (Discussion)

§ С учетом работ, отражающих методологию и методику ис-

50

Р следований, занимающихся данной проблемой, исходя из соб-

'—<

^ ственного профессионального опыта, следует обозначить, что в

а

50 О

вития визуальной культуры студентов- будущих педагогов-хорео-hq графов необходимо сформировать художественно-эстетические

условиях современной парадигмы высшего образования для раз-

компетенции студента.

Эстетические компетенции включает в себя компоненты, составляющие визуальную культуру:

1. Образное мышление, основанное на визуальном восприятии, визуальном внимании, зрительной памяти.

2. Чувственно-эмоциональные переживания.

3. Культурное рефлексирование.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО будущему педагогу-хореографу важно понимать ценности культурного наследия страны и мира, знать и адекватно оценивать историю и современные тенденции развития мирового и российского хореографического искусства, быть компетентным в анализе особенностей различных видов танцевального искусства, осознавать социальную

значимость профессии педагога-хореографа. у

и

5 Заключение (Conclusion) ^

Итак, студент-будущий педагог-хореограф, обладающий развитой визуальной культурой, знает образцы классического и современного хореографического искусства, может анализировать современное социокультурное пространство, владеет навыками подачи информации, исключая деструктивное влияние массовой культуры на личность воспитанников.

Направлениями развития визуальной культуры студентов Ц творческих специальностей могут служить: визуализация лекционных и практических занятий, участие студентов совместно с

о*

д е н

преподавателями в тематических семинарах-практикумах, а также §

о

мастер-классах, экскурсиях, круглых столах, балах, традиционных ^

о

народных праздниках, творческих проектах и других мероприя- §

о

тиях, проводимых в рамках учебного процесса. »

Сформированная визуальная культура будущего педагога-хореографа позволяет демонстрировать высокую степень визуального мышления, запоминания, отражения, воображения и передачи хореографической информации, что демонстрирует профессиональную компетентность специалиста в области хореографического искусства.

Библиографический список

1. Минпросвещения России : [официальный сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 12.12.2022).

2. Теория и методика профессионального образования, социально-культурной и музыкально-педагогической деятельности / А. Ю. Бутов [и др.]. Москва : Московский государственный институт культуры ; Международная академия образования, 2020. - 168 с. ISBN 978-5-6045886-1-1.

3. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. Том 10 : X: Ф-Я. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010. - 928 с. ISBN 978-5-9985-0865-3.

4. Баталина А. Я. Теоретические предпосылки формирования эстетической культуры студентов // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях : сборник материалов Международной электронной научно-практической конференции, 01-31 октября 2018 года : в 4 томах / Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. Донецк : Истоки, 2018. С. 16-22.

5. Бутылкина Е. И. Некоторые аспекты профессионального образова-fej ния в области хореографического искусства // От фольклора до сценических | видов танца: педагогические аспекты образовательного процесса : сборник

материалов II международной научно-практической конференции кафедры Педагогики балета Института славянской культуры, Москва, 16 ноября 2020

fcj года. Москва : Российский государственный университет имени А. Н. Косы

а

50

о

о

^ 6. Калимуллин Д. Д., Мочалов Д. В., Калимуллина Г. Х. Кадры: фор-

гина, 2021. С. 20-25. 6. Калимулли

мирование разностороннего специалиста // Международный научно-исследо-

§

tq

hq вательский журнал. 2021. №№ 3-3 (105). С. 41-43. DOI 10.23670/IRJ.2021.105.3.066.

7. Новиков К. А., Осипова Т. В., Дубских Т. М. Воспитание эстетического вкуса в процессе подготовки педагогов-хореографов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 2(48). С. 30-35. DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-30-35.

8. Беньямин В. Новые работы // Искусствознание. 2016. № 1-2. С. 14-29.

9. Беззубова О. В. Визуальная культура и визуальный поворот в культурных исследования второй половины ХХ в. // Аналитика культурологии. 2014. № 28. С. 99-107.

10. Даниэль С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. 2-е изд., с изм. Санкт-Петербург : Амфора, 2006. - 206 с. ISBN 5-367-00080-0.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Москва : Архи-

12. Зинченко В. П. Образ и деятельность : сборник научных трудов / Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : Издательство НПО

13. Никитина Е. Ю., Юнусова Е. Б. Хореографический проект как альтернативная форма итоговой аттестации студентов — будущих хореографов

тектура-С, 2007. - 391 с. ISBN 978-5-9647-0119-4.

«МОДЭК», 1997. - 608 с. ISBN 5-89395-032-1.

// Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 147-149.

Ye. B. Yunusova1, L. G. Ovanesyan2, L. A. Klykova

3

1ORCID No. 0000-0002-0872-3495 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of of Choreography, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

о' a

2ORCID No. 0000-0002-6702-4213 Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of of Choreography, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

a t

s;

I

S

a >

O

3ORCID No. 0000-0001-8913-5929 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Dean of the Faculty of Folk Art, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

WAYS OF FORMATION OF VISUAL CULTURE OF CHOREOGRAPHER STUDENTS

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of the formation of visual culture of students - future choreographers studying in the profiles: "The head of the choreographic amateur team", "Teacher of additional education in the field of choreography", "Teacher of additional education in the field of folk art culture", "Pedagogy of choreography". Insufficient attention of educational practice to the tasks of forming the visual culture of choreographers students is noted. The main goal of visual culture is to motivate students of a pedagogical university to a conscious assessment of visual perception of what is happening, the ability to analyze, summarize and

^ comment on their visual observations. Modern institutions of higher and secondary choreographic education, additional edu-

cation, art schools need teachers of creative specialties with a developed visual culture who, based on visual sensations and ej deep psychological experiences, can comprehend the content and aesthetics of art, both classical and modern, and then edu-! cate their students in aesthetic taste and a sense of beauty.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of the

development of visual culture of students of creative specialties, generalization, systematization, purposeful observation. Such phenomena as "culture of personality", "aesthetic culture of personality", "culture of visual perception", "visual culture", as well as components of the concept of "visual culture" are considered and analyzed.

Results. The idea is substantiated that the goal of pedagogy in the conditions of modern culture is to individualize the aesthetic experience of a student, his artistic, creative, educational, creative and research activities in the form of an author's product, using the proposed ways of forming the visual culture of choreographers students. The future teacher-choreographer with a developed visual culture is aware of the content and aesthetic component of classical and modern art, is able to analyze and broadcast to his students samples of dance art based on visual sensations that cause aesthetic experiences.

Discussion. It is emphasized that in modern conditions ^ visual experience becomes the dominant of the process of information transmission. The paramount importance of this phenomenon is manifested in its mass character, covering the entire socio-cultural sphere of society. To form the visual culture of students, the teacher must first of all form the aesthetic compe-

thetic component of the professional development of the student's choreographer personality, including imaginative thinking, sensory-emotional experiences, cultural reflection.

Î

S

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 s

s

1 Î

s a

s

s

¡3

tencies of the student, which means the formation of the aes- —

S

o

s

o

S s -s

Co

Conclusion. It is concluded that a choreographer teacher ^

s s

with a developed visual culture can analyze and transform the

modern socio-cultural space, present his students with samples of classical and modern choreographic art. The developed visual culture of the future choreographer teacher can contribute to the formation of professional competence of a specialist in the field of choreographic art, which allows him to demonstrate a high degree of visual thinking, memorization, reflection, imagination and transmission of choreographic information.

Keywords: Personality culture; Visual culture; Visual perception; Visual thinking; Students-choreographers.

Highlights:

The components of the visual culture of students- future teachers in the field of art are determined;

Innovative forms of formation of visual culture of students-future teachers of creative collectives are presented;

The most successful forms of educational work at the Faculty of the National Art University of South-Ural state Humanities-Pedagogical University for the formation of the visual culture of students are: a creative project and a round table.

a

References

1. The official site of Ministry of Education of Russia (), ^ Natsproyekt "Obrazovaniye" [National project "Education"], [Online],

Available at: https://edu.gov.ru/national-project (Accessed: 12.12.2022). § (In Russian).

2. Butov A.Yu., Khristidis T.V., Shkolyar L.V., Gavrov S.N., Yesa-kov V.A., Konobeyeva A.B., Glazkov M.N., Zharkov A.D., Strel'tsova

•s Ye.Yu., Nikitin V.Yu., Illarionova L.P., Illarionov S.V., Kabkova Ye.P.,

o ce

g Vedernikova M.A., Blok O.A. & Rapatskaya L.A. (2020), Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya, sotsial'no-kul'turnoy i muzykal'-

£

ai

.üj no-pedagogicheskoy deyatel'nosti [Theory and methodology of vocational

education, socio-cultural and musical-pedagogical activity], Moskovskiy gosudarstvennyy institut kul'tury, Mezhdunarodnaya akademiya obra-zovaniya, Moscow, 168 p. ISBN 978-5-6045886-1-1. (In Russian).

3. Vlasov V.G. (2010), Novyy entsiklopedicheskiy slovar' izo-brazitel'no-go iskusstva, v 10 tomah, "Tom 10. X: F—Ya", [New encyclopedic dictionary of fine arts, in 10 volumes], Azbuka-klassika, St. Petersburg, "Volume 10. H: F-Ya", 928 p. ISBN 978-5-9985-0865-3. (In Russian).

4. Batalina A.Ya. (2018), Teoreticheskiye predposylki formirovaniya este-ticheskoy kul'tury studentov [Theoretical prerequisites for the formation of students' aesthetic culture], Sbornik materialov Mezhdunarodnoy elektron-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nyye voprosy razvitiya pro-fessio-nalizma pedagogov v sovremennykh usloviyakh ", 01-31 oktyabrya 2018 goda, v 4 tomakh [Collection of materials of the International Electronic Scientific and Practical Conference "Actual issues of the development of professionalism of teachers in modern conditions", , in 4 volumes ], Do-netskiy respublikanskiy institut dopolnitel'-nogo pedagogicheskogo obra-zovaniya, Istoki, Donetsk, October 01 -31, 2018, pp. 16-22. (In Russian).

5. Butylkina Ye.I. (2021), Nekotoryye aspekty professional'nogo s

y

obrazo-vaniya v oblasti khoreograficheskogo iskusstva [Some aspects of professional education in the field of choreographic art], Sbornik materialov ^ II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii kafedry Pedagogiki m baleta Instituta slavyanskoy kul'tury "Ot fol'klora do stseniche-skikh vidov n tantsa: pedagogicheskiye aspekty obrazovatel'nogo protsessa ", 16 noyabrya

i

2020 goda [Collection of materials of the II International Scientific and Prac- u

l

tical Conference of the Department of Ballet Pedagogy of the Institute of p Slavic Culture "From folklore to stage dance: pe dagogical aspects of the ed- r

ucational process"], Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet imeni A. N. f 6. Kalimullin D.D., Mochalov D.V. & Kalimullina G.Kh. (2021),

Kosygina, Moscow, November 16, 2020, pp. 20-25. (In Russian). S

o

r

Kadry: formirovaniye raznostoronnego spetsialista [Personnel: the for- p mation of a versatile specialist], Mezhdunarodnyy nauchno-issle- ^ dovatel'skiy zhurnal, 3-3 (105), 41-43. DOI 10.23670/IRJ.2021.105.3.066. |

e n

(In Russian).

7. Novikov K.A., Osipova T.V. & Dubskikh T.M. (2020), Vospi-taniye esteticheskogo vkusa v protsesse podgotovki pedagogov-khoreo-grafov [Education of aesthetic taste in the process of training choreographers], Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt, 12, 2 (48), 30-35. DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-30-35. (In Russin).

8. Ben'yamin V. (2016), Novyye raboty [New works], Iskusstvoz-naniye, 1-2, 14-29. (In Russian).

9. Bezzubova O.V. (2014), Vizual'naya kul'tura i vizual'nyy povorot v kul'turnykh issledovaniya vtoroy poloviny XX v. [Visual culture and visual turn in cultural studies of the second half of the 20th century], Analitika kul'turologii, 1 (28), 99-107. (In Russian).

10. Daniel' S.M. (2006), Iskusstvo videt': o tvorcheskikh sposob-nostyakh vospriyatiya, o yazyke liniy i krasok i o vospriyatii zritelya [The art of seeing: about the creative abilities of perception, about the language of lines and colors and about the perception of the viewer], St. Petersburg, Amfora, 2, 206 p. ISBN 5-367-00080-0. (In Russian).

11. Arnkheym R. (2007), Iskusstvo i vizual'noye vospriyatiye [Art and visual perception.], Arkhitektura-S, Moscow, 391 p. ISBN 978-5-96470119-4. (In Russian).

12. Zinchenko V.P. (1997), Sbornik nauchnykh trudov "Obraz i deyatel'nost'" [A collection of scientific papers "Image and activity"], Ina stitut prakticheskoy psikhologii, Moscow; Izdatel'stvo "NPO "MODEK",

Voronezh, 608 p. ISBN 5-89395-032-1. (In Russian).

13. Nikitina Ye.Yu. & Yunusova Ye.B. (2018), Khoreograficheskiy

> i

^ proyekt kak al'ternativnaya forma itogovoy attestatsii studentov — budush chikh khoreografov [Choreographic project as an alternative form of final

R

I

| certification of students - future choreographers], Mir nauki, kul'tury, obra>

S zovaniya, 2 (69), 147-149. (In Russian).

О

s

к £

И5 £

Статья поступила в редакцию 05.12.2022; одобрена после ре-

а

g цензирования 23.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 05.12.2022; approved after reviewing 23.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.