Научная статья на тему 'ХОРЕОГРАФИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ "Я-КОНЦЕПЦИИ" БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ХОРЕОГРАФИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ "Я-КОНЦЕПЦИИ" БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / КУЛЬТУРНЫЙ ПАТТЕРН / МОТИВАЦИЯ / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / ХОРЕОГРАФИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / INTEGRATION OF PEDAGOGICAL PROCESSES / CULTURAL PATTERN / MOTIVATION / PARTICIPATORY APPROACH / CHOREOGRAPHY / ART PSYCHOLOGY / SELF-ACTUALIZATION / SELF-IDENTIFICATION / I-CONCEPT / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурашов А.Г., Клыкова Л.А., Юнусова Е.Б.

Введение. Целью исследования являлось выявление, научное обоснование возможностей влияния хореографии как эффективного средства формирования и развития «Я-концепции» в современных условиях в соответствии с новыми трендами в обществе на развитие личности человека, его художественно- эстетических потребностей и творческих способностей средствами хореографического искусства. Материалы и методы. Теоретические - анализ философской, психолого-педагогической литературы соответствующей направленности, теоретико-методологической и методической литературы в области хореографии, материалов и публикаций по теме исследования, изучение передового психолого-педагогического опыта в сфере развития «Я-концепции» личности; эмпирические - наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, апробация методики. Результаты. Определено значение хореографии как эффективного средства и перспективного направления разнопланового развития «Я-концепции» личности. По результатам исследования выявлено, что теоретико-методической основой становления и развития «Я-концепции» могут успешно выступать различные виды хореографии, которые позволяют учитывать возрастные, гендерные, национальные и социальные особенности, а также обладают вариативными и дифференцированными качествами, способствующими разностороннему формированию и развитию социальной и культурной самоидентификации личности. Обсуждение. Подчеркивается, что научная новизна исследования определяется представлением использования возможностей хореографического искусства как эффективного средства методики разностороннего формирования и развития «Я-концепции», интеграции педагогических процессов в области хореографии с целью достижения самоидентификации и социализации личности в современном обществе на основе партисипативного подхода. Заключение. Делается вывод о том, что использование различных видов хореографии с целью становления и развития «Я-концепции» личности на основе партисипативного подхода и интеграции педагогических процессов, особенно в детском возрасте, является необходимым и перспективным направлением в условиях современного дополнительного образования. Основные положения: - определены полифункциональные возможности хореографии в контексте становления и развития «Я-концепции» личности; - представлены дифференцированные практики по использованию хореографического искусства с целью положительного влияния на основные элементы «Я-концепции» личности на основе партисипативного подхода; - проанализированы результаты влияния хореографии как эффективного инструмента самоактуализации ребенка в социуме в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурашов А.Г., Клыкова Л.А., Юнусова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPHY AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING AND DEVELOPING THE “SELF-CONCEPT” OF THE FUTURE TEACHER

Introduction. The purpose of the study was to identify, scientifically justify the possibilities of choreography as an effective means of forming and developing the “Self-concept” in the modern conditions in accordance with new trends in society on the development of the person's personality, his artistic and aesthetic needs and creativity by means of choreographic art. Materials and methods. Theoretical - analysis of philosophical, psychological and educational literature of appropriate orientation, theoretical-methodological and methodical literature in the field of choreography, materials and publications on the topic of research, study of advanced psychological and educational experience in the development of the “Self-concept” personality; empirical - observation, individual and group conversations, testing of the technique. Results. The importance of choreography as an effective means and a promising direction of the diverse development of the “Self-concept” of the personality has been defined. The study found that the theoretic and methodical basis of the formation and development of the “Self-concept” can be successfully performed by various types of choreography, which allow to take into account age, gender, national and social characteristics and have variable and differentiated qualities that contribute to the diverse formation and development of social and cultural identity. Discussion. It is emphasized that the scientific novelty of the study is determined by the presentation of the use of the possibilities of choreographic art as an effective means of the methodology of the multi-concept formation and development of the “Self-concept” and integration pedagogical processes in the field of choreography in order to achieve self-identification and socialization of the individual in modern society on the basis of a participalist approach. Conclusion. It is concluded that the use of different types of choreography in order to develop and develop the “Self-concept” of the personality on the basis of the participalist approach and integration of pedagogical processes, especially in childhood, is necessary and promising direction in the context of modern additional education. Highlights: The multifunctional possibilities of choreography in the context of the formation and development of the "Self-concept" of the personality are defined; Differential practices on the use of choreographic art are presented in order to positively influence the basic elements of the “Self-concept” of the personality on the basis of a participative approach; The results of the impact of choreography as an effective tool of self-actualization of a child in society in conditions of additional education are analyzed.

Текст научной работы на тему «ХОРЕОГРАФИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ "Я-КОНЦЕПЦИИ" БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

йО! 10.25588/С8Ри.2019.153.7.014

УДК 378:792.5 ББК 74.48: 85.32

А. Г. Чурашов1, Л. А. Клыкова2, Е. Б. Юнусова3

1ОЯСШ № 0000-0003-2660-9669 Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

О

г. Челябинск, Российская Федерация. е

E-mail: churashovag@cspu.ru >1

2ОЯСГО № 0000-0001-8913-5929 §

Доцент, кандидат педагогических наук,

§

э

декан факультета народного художественного творчества, ^

л я

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

к

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. |

E-mail: klykovala@cspu.ru 3

л Сс

Г'ТТЛ ЛРг. ЛЛЛЛ ЛЛЛО ЛС70 "2 /1П£ ^

к о

3ORCID № 0000-0002-0872-3495 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии, ^

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: yunusovaeb@cspu.ru

ХОРЕОГРАФИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

1

1

0

к §

ж

1

So 1

з

8 к

1

S

I -

§

ж -к л ж

к 1

1

Аннотация

Введение. Целью исследования являлось выявление, научное обоснование возможностей влияния хореографии как д эффективного средства формирования и развития «Я-концепции»

У

О

в современных условиях в соответствии с новыми трендами в 4 обществе на развитие личности человека, его художественно-

эстетических потребностей и творческих способностей средствами хореографического искусства.

Материалы и методы. Теоретические — анализ философской, психолого-педагогической литературы соответствующей направленности, теоретико-методологической и методической литературы в области хореографии, материалов и публикаций по теме исследования, изучение передового психолого-педагогического опыта в сфере развития «Я-концепции» личности; эмпирические — наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, апробация методики.

Результаты. Определено значение хореографии как эффективного средства и перспективного направления разнопланового развития «Я-концепции» личности. По результатам исследования выявлено, что теоретико-методической основой становления и развития «Я-концепции» могут успешно выступать различные виды хореографии, которые позволяют учитывать возрастные, гендерные, национальные и социальные особенности, а также обладают вариативными и дифференцированными качествами, способствующими разностороннему формированию и развитию социальной и культурной самоидентификации личности. ^ Обсуждение. Подчеркивается, что научная новизна ис-

^ следования определяется представлением использования возможностей хореографического искусства как эффективного средства методики разностороннего формирования и развития Ч «Я-концепции», интеграции педагогических процессов в области

со

3 хореографии с целью достижения самоидентификации и социа-

¡5^ лизации личности в современном обществе на основе партиси-

^ пативного подхода.

Заключение. Делается вывод о том, что использование различных видов хореографии с целью становления и развития «Я-концепции» личности на основе партисипативного подхода и интеграции педагогических процессов, особенно в детском возрасте, является необходимым и перспективным направлением в условиях современного дополнительного образования.

Ключевые слова: интеграция педагогических процессов; культурный паттерн; мотивация; партисипативный подход; хо- § реография; психология искусства; самоактуализация; самоиден- §

а

тификация; Я-концепция; будущий учитель. ^

и

¡о

Основные положения: а

к

- определены полифункциональные возможности хорео- ^ графии в контексте становления и развития «Я-концепции» лич-

1 Введение (Introduction)

Современное российское педагогическое сообщество находится в активной фазе преобразования, это обусловлено, прежде всего, тем, что традиционные парадигмы теории образо-

л я

к

ности; ж

' о

№ С

л д с

- представлены дифференцированные практики по использованию хореографического искусства с целью положительного влияния на основные элементы «Я-концепции» лично- § сти на основе партисипативного подхода;

- проанализированы результаты влияния хореографии как эффективного инструмента самоактуализации ребенка в социуме в условиях дополнительного образования.

I §

н -к е а к и

вания уже не удовлетворяют в полной мере требованиям, выдви- ^ гаемым обществом, система ценностных ориентиров которого испытывает сильное влияние постиндустриального информационного этапа своего развития. Эти изменения носят комплексный

о

V л к

характер, т. к. одновременно происходят как в теории, так и в практике.

Одним из перспективных направлений исследования в сложившихся условиях, по нашему мнению, является интеграция личностно-ориентированной и культурологической парадигм, т. к. такой синтез позволяет выстраивать эффективную модель разностороннего развития личности средствами хореографии с учетом индивидуальной траектории обучения.

Процесс формирования и развития «Я-концепции» а вместе с ней самоидентификации и самоактуализации личности средствами хореографического искусства осуществляется при недостаточно разработанной методологии и технологического процесса в условиях дополнительного образования.

Актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречий:

- между общественно-государственной потребностью в формировании духовно-нравственной, физически развитой личности с наличием творческого потенциала и недостаточной разработанностью на теоретическом и практическом уровнях педагогических способов решения данной проблемы с учетом специфики влияния современного информационного пространства на личность;

- между потребностью в содержательно-методическом обеспечении развития «Я-концепции» детей средствами хореографии в дополнительном образовании и недостаточной разработанностью соответствующих учебно-методических материалов;

- между объективной потребностью в инновационных ^ методиках формирования и развития «Я-концепции» средствами

а

«о

о

ю

§

^ а

«о §

со о

хореографии с целью разностороннего развития детей в допол-

нительном образовании и недостаточностью её технологического обеспечения.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в обосновании и необходимости анализа условий успешного становления и развития «Я-концепции» личности средствами хореографии.

Цель исследования — выявить и научно обосновать возможность использования влияния потенциала различных видов хореографии на комплексное становление и развитие «Я-концепции» личности на основе партисипативного подхода.

Для выполнения цели исследования необходимо решение следующих задач:

- проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- изучить полифункциональные возможности различных видов хореографии в процессе моделирования становления и развития «Я-концепции»;

- разработать методические рекомендации по использованию партисипативного подхода в условиях культурного паттерна для придания положительной динамики всех составных частей «Я-концепции».

Анализ научно-педагогической литературы показал, что научно-педагогическая теория и практика накопили значительный опыт, который может быть использован в формировании эффективной системы становления и развития всей системы представления о себе, характерной для такого понятия, как «Я-концепция».

Само понятие «Я-концепция» зародилось ещё на рубеже XIX—XX столетий, в процессе формирования теории о двойст-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

0

а ф

1 §

«

W ф

ф л

3

s № Ж

о

«

л д с

т № о

Ф 3

о

№ §

Ж 3

So 3

3

s §

о Ж

л

ж

к 3

к

il

-S

Й о

V

л 3

венной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Основу же современного понимания данной концепции заложили Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, которые рассматривали единое человеческое «Я» через призму основополагающего поведенческого и развивающего фактора. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки [1].

В отечественной науке стоит выделить теории С. Л. Рубинштейна и И. С. Кона, которые объединяют определение Я-концепции как изменяющейся и развивающейся системы самопредставлений человека, включающей в себя такие компоненты, как «Я-сознающее», «Образ Я», «Идеальное Я» и самооценка. По их мнению, определяющим фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие Я-концепции, являются ранние социальные взаимодействия.

Пристального внимания в условиях нашего исследования заслуживает теория мотивации А. Маслоу, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации [2].

Мы разделяем мнение ученых отечественной психологии и педагогики гуманистического направления, что только с помощью самоактуализации человеку можно реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие» [3].

аур

^ Партисипативный подход, рассматриваемый в трудах профессо-^ ра Е. Ю. Никитиной, может выступать определяющим фактором

а в о

нусо

нЮ

,а в

вко

в, о

в данном случае, т. к. включает в себя весь инструментарий для успешной реализации поставленных задач в условиях выявленных противоречий [4].

Танцевальное творчество на протяжении всей своей истории было по сути полифункциональным и использовалось в самых различных целях. Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире. Танец высвечивает также структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе (З. А. Абрамова, Л. Д. Блок, М. А. Волошин, Э. А. Королева, В. В. Козлов, В. Л. Круткин и др.). Изучение социально-психологических характеристик влияния метода танцевально-двигательной терапии на личностные особенности и межличностные коммуникации позволяет грамотно использовать данный метод в социальной, социально-психологической и коррекцион-ной работах специалистами разного уровня и профиля. В разные временные периоды танцевальному искусству придавалось огромное значение как средству разностороннего развития, гармонизации личности (Б. Бегак, И. Ф. Гончаров, Б. К. Григорович, Е. Б. Юнусова и др.). По мнению исследователей, эффективность произвольных движений проявляется в формировании художественно-эстетической культуры личности (Л. С. Выготский, Ю. И. Громов, Э. Ж.-Даль-кроз, А. Б. Есин, А. Хекелманн и др.), является средством формирования психического строя человека (Ю. М. Лотман, А. И. Воронина, С. В. Филатов и др.) [5]. Вместе с тем, научные исследования, посвященные использованию инновационных технологий в хореографическом образовании, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы.

3 е

0

§

3

а ф

1

ка к

Щ ф ф е

и

и

№ н

о

е

С 3

е

д

о

0 ф

1

и

3

о

№ а

н и

¡0 и

3

и §

ко н

к е

а

к и

У

Н

§

о

V

ч и

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Над проблемами самоактуализации и самореализации личности мы работаем достаточно продолжительное время и пришли к пониманию того, что хореографическое искусство обладает уникальными возможностями, которые необходимо использовать более эффективно в условиях современного дополнительного образования. Наши наработки в этом направлении апробируются и внедряются, прежде всего, в образовательный процесс студентов и магистрантов факультета народного художественного творчества ЮУрГГПУ г. Челябинск, которые, в свою очередь, значительно расширяют область исследования, т. к. успешно используют данные методики в своих творческих коллективах. Стоит отметить, что данный факт дает нам возможность в своем исследовании рассматривать возможности всего спектра хореографии с учетом специфики различных возрастных и социальных категорий населения.

3 Результаты (Results)

В своих исследованиях мы делаем акцент на уникальных возможностях хореографии в контексте становления и дальнейшего развития «Я-концепции» личности, т. к. в современных условиях, в которых формируется подрастающее поколение, необходимы новые, нестандартные решения, которые будут, несомненно, опираться на традиционные, доказавшие свою востребованность и эффективность, технологии. На наш взгляд, успешное и эффективное развитие личности в контексте ее самоактуализации и самореализации зависит от использования по-Q лифункциональных возможностей и синкретичности хореогра-

ауз

^ фии на основе партисипативного подхода. Создание культурного ^ паттерна средствами хореографического искусства, в сфере ко-

а к о

ю

§

hq

а" к

кко

к"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

торого имеется возможность идентифицировать себя, прежде всего, как личность, в дальнейшем формируются условия для мотивации к самореализации.

По нашему мнению, полифункциональные возможности хореографического искусства органично вписываются в теорию мотивации А. Маслоу, что является одним из ключевых факторов «Я-концепции» личности (Таблица 1).

л

0

а Ф

1

а *

щ

Ф Ф л

3

ж № Ж

о

*

с

л д

2

о Ф

13 3

3 о

№ а

Ж 3

3

3

3

§

о Ж

л

ж

к 3

к

у

Н

Й о

3

Таблица 1 — Полифункциональность хореографии в теории мотивации А. Маслоу Table 1 — The polyfunctionality of choreography in the theory of motivation А. Maslow

Теория мотивации Маслоу Познавательная потребность Эстетическая потребность Потребность в самоактуализации

Хореография Являясь синтетическим искусством, она позволяет стимулировать и удовлетворять данные потребности в различных видах искусства. Аудиовизуальный характер хореографического искусства и его синкретичное свойство позволяют решать вопрос комплексно, положительно воздействуя на чувства и эмоции человека. Творческая составляющая танца помогает, с одной стороны, выявить свою аутентичность, с другой, мотивировать личность к самореализации в различных аспектах деятельности.

4 Обсуждение (Discussion)

Проведенное нами исследование позволило достичь следующих результатов. Хореография, являясь синтетичным искусством с огромным полифункциональным потенциалом, может выступать эффективным средством становления и развития «Я-концепции» личности в любом возрасте, особенно в детском. Несомненно, что это возможно при выполнении определенных условий и учете определенных факторов. Одним из них может выступать партисипативный подход, который, в свою очередь, создает благоприятные условия развития таких основных компонентов данной концепции личности, как самоактуализация и самореализация [6]. Используя интегрировано весь спектр видов и возможностей хореографии в комплексе с партисипативным подходом, мы можем создать прочный плацдарм для максимального раскрытия потенциала личности, особенно в детском возрасте, т.к. этот период характеризуется особой «пластичностью» в плане формирования и развития дальнейших качеств индивида.

5 Заключение (Conclusion )

Современный уровень развития общества подразумевает использование как традиционных, так инновационных подходов и форм в вопросе становления и разностороннего развития личности в контексте «Я-концепции». Это обусловлено, прежде всего, значительным изменением в традиционном понимании возрастных особенностях развития личности, которые произошли за последние годы, и этот факт подтверждается современными педагогами и психологами. Хореография способна эффективно решать самые различные задачи в вопросе положительного влияния на личность в любом возрасте, но если данные аспекты

3

л о

а Ф

«

а «

w Ф Ф л

3

s № Ж

о

«

с

л g

С

т № о

Ф

3 3

3 о

№ а

Ж 3

So 3

3

3

s §

о Ж

л

ж

к 3

к

g

î

л

о 3

обозначить в детском возрасте, то результат, несомненно, будет значительнее. Аудиовизуальный характер хореографического искусства, воздействуя на различные чувства, позволяет целенаправленно воздействовать на ключевые компоненты, определяющие «Я-концепцию» личности. Правильно обозначенные и поставленные цели и задачи являются одним из главных факторов выстраивания траектории и решения проблемы на основе полифункциональности хореографии и партисипативного подхода. Такое комплексное решение позволяет привести к балансу совокупность основных элементов индивида, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и составляют «Я-концепцию», т. е. когнитивную составляющую (образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности), оценочную составляющую (самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я) и поведенческую составляющую (поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой) [6-13].

Библиографический список

1. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / пер. с англ. А. В. Говорунова, В. И. Кузина, Л. Л. Царук / под ред. А. Д.

^ Наследова. СПб. : Изд-во «Евразия», 2002. - 532 c. - ISBN 5-8071 -0007-7.

2. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А. М. Тат-лыбаевой. СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.

3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2004. С. 3.

4. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспек-

^ тивные подходы : монография. Москва : МАНПО, 2006. - 154 с. -

со о 3 а

¡Р

ISBN 5-98314-195-3.

5. Churashov A.G., Klykova L.A., Yunusova Ye.B. & Ovanesyan L.G. (2018), "Methodological framework of a child's artistic and aesthetic development by means of choreography in supplementary education", Universidad del zulia issn, Venezuela, Zulia, pp. 1012-158 7. (Scopus).

6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. В.Я. Пилиповского. М. : Издательство «Прогресс», 1986. С. 30-66.

7. Крайг Г. Психология развития : учебник. СПб. : Питер, g¡ 2010. - 992 с. I

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2004. - 352 с.

сти становления профессиональной я-концепции будущих педагогов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-2. С. 318-321.

10. Калинина Т. Л. Общее видение и я-концепция учителя-

наук. 2016. № 7-2. С. 92-95 - ISSN: 2073-0071.

11. Агеев В. В. Межгрупповое взаимодействие: социально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Драндров Г. Л., Богослова Е. Г. Формирование позитивной Я-концепции подростков средствами художественной литературы // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-8. С. 1761-1767.

13. Баклушинский С. А. Развитие представлений о понятии со-

A. G. Churashov1, L. A. Klykova2, Ye. B. Yunusova3

1ORCID No. 0000-0003-2660-9669 Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Choreography, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: churashovag@cspu.ru

1

9. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Ибрагимова Э. Ф. Особенно- Ц

§

л

л а а s

О

лидера // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных ^

О

I

<1'

а а

психологические проблемы : монография. М. : Владос, 2017. - 408 с. а

л <

л

<—1

I g

h

л

л —

c О

циальная идентичность : монография. М. .: Просвещение, 2016. - 309 с. а

3

h

л

^ &

л

л

а а

а h

л

2ORCID No. 0000-0001-8913-5929 Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Folk Art, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: klykovala@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0002-0872-3495 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Choreography, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: yunusovaeb@cspu.ru

CHOREOGRAPHY AS AN EFFECTIVE MEANS

OF FORMING AND DEVELOPING THE "SELF-CONCEPT" OF THE FUTURE TEACHER

Abstract

Introduction. The purpose of the study was to identify, scientifically justify the possibilities of choreography as an effective means of forming and developing the "Self-concept" in the modern conditions in accordance with new trends in society on the development of the person's personality, his artistic and aesthetic needs and creativity by means of choreographic art.

Materials and methods. Theoretical — analysis of philo-nu sophical, psychological and educational literature of appropriate orientation, theoretical-methodological and methodical literature in the field of choreography, materials and publications

«

on the topic of research, study of advanced psychological and

^ educational experience in the development of the "Self-

>3

£ concept" personality; empirical — observation, individual and

g group conversations, testing of the technique.

-a*

^ Results. The importance of choreography as an effective

ej

.A means and a promising direction of the diverse development of

the "Self-concept" of the personality has been defined. The study found that the theoretic and methodical basis of the formation and development of the "Self-concept" can be successfully performed by various types of choreography, which allow to take into account age, gender, national and social characteristics and have variable and differentiated qualities that contribute to the diverse formation and development of social and cultural identity.

Discussion. It is emphasized that the scientific novelty of the study is determined by the presentation of the use of the possibilities of choreographic art as an effective means of the methodology of the multi-concept formation and development of the "Self-concept" and integration pedagogical processes in the field of choreography in order to achieve self-identification %

Ö

o

o

r

a n

and socialization of the individual in modern society on the basis of a participalist approach.

Conclusion. It is concluded that the use of different types of choreography in order to develop and develop the "Self-concept" of the personality on the basis of the participal- a

s

ist approach and integration of pedagogical processes, espe- s

I

s'

ft a s s

F £ 2

<3

cially in childhood, is necessary and promising direction in the context of modern additional education. ^

Keywords: Integration of pedagogical processes; Cultural pattern; Motivation; Participatory approach; Choreography; Art psychology; Self-actualization; Self-identification; I-concept; Future teacher.

Highlights:

The multifunctional possibilities of choreography in the context of the formation and development of the "Self-concept" of the personality are defined;

ft ^

o o s

o

ft

2 ft

№№

ft

a

o ^

№ 2

Differential practices on the use of choreographic art are presented in order to positively influence the basic elements of the "Self-concept" of the personality on the basis of a participative approach;

The results of the impact of choreography as an effective tool of self-actualization of a child in society in conditions of additional education are analyzed.

References

1. Shul'ts DP. & Shul'ts S.E., Edr Nasledov A.D. (2002), Istoriya sovremennoy psikhologii [History of modern psychology]. Translation from English by: Govorunov A.V., Kuzin V.I. & Tsaruk L.L., Izdatel'stvo "Yevraziya", SPb, 532 p. ISBN 5-80710007-7. (In Russian).

2. Maslou A. (1999), Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. Translated from English by Tatlybaeva A.M., Izdatel'stvo "Yevraziya", 478 p. (In Russian).

3. Maralov V.G. (2004), Osnovy samopoznaniya i samora-zvitiya (Uchebnoye posobiye dlya studentov srednikh pedagogi-cheskikh uchebnykh zavedeniy) [Fundamentals of self-knowledge and self-development (A textbook for students of secondary pedagogical educational institutions)]. Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", Moscow, pp. 3. (In Russian).

£ 4. Nikitina Ye.Yu. & Afanas'yeva O.Yu. (2006), Pedagogos

J icheskoye upravleniye kommunikativnym obrazovaniyem studen-

^ tov vuzov: perspektivnyye podkhody [Pedagogical management of

Kj communicative education of university students: promising ap-

J: proaches]. Monografiya, Izdatel'stvo "MANPO", Moscow, 154 p.

I ISBN 5-98314-195-3. (In Russian).

S

5. Churashov A.G., Klykova L.A., Yunusova Ye.B. & Ovanesyan L.G. (2018), "Methodological framework of a child's

artistic and aesthetic development by means of choreography in supplementary education", Universidad del zulia issn, Venezuela, Zulia, pp. 1012-15 87. (Scopus).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Berns R. (1986), Razvitiye YA-kontseptsii i vospitaniye [The development of self-concept and education Translated from English by Pilipovsky V.Ya. Izdatel'stvo «Progress», Moscow, pp. 30-66. (In Russian).

7. Krayg G. (2010), Psikhologiya razvitiya (Uchebnik) [Development Psychology (A textbook)]. Izdatel'stvo "Piter", St.

o

o

o

Petersburg, 992 p. (In Russian). gr

p

y

8. Leont'yev A.N. (2004), Deyatel'nost'. Soznaniye. Lich-

s

s

r

nost' [Consciousness. Personality]. Izdatel'stvo "Smysl", Mos- n cow, 352 p. (In Russian). %

9. Dolgova V.I., Arkayeva N.I. & Ibragimova E.F. (2016), |

ee

Osobennosti stanovleniya professional'noy ya-kontseptsii bu- a dushchikh pedagogov [Features of the formation of a professional self-concept of future teachers]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 10-2, 318-321. (In Russian).

s

10. Kalinina T.L. (2016), Obshcheye videniye i ya- d

e

e

kontseptsiya uchitelya-lidera [General vision and self-concept of °

I

a teacher-leader]. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yeste- t stvennykh nauk. 7-2, 92-95. ISSN 2073-0071. (In Russian).

11. Ageyev V.V. (2017), Mezhgruppovoye vzaimodeystvi- ^ ye: sotsial'no-psikhologicheskiye problemy [Intergroup interaction: socio-psychological problems]. Monografiya, Izdatel'stvo "Vlados", Moscow, 408 p. (In Russian).

12. Drandrov G.L. & Bogoslova Ye.G. (2015), Formiro-vaniye pozitivnoy Ya-kontseptsii podrostkov sredstvami S khudozhestvennoy literatury [Formation of a positive Self-concept

ft

e

t r

r e

of adolescents by means of fiction]. Fundamental'nyye issledo-vaniya, 2-8, 1761-1767. (In Russian).

13. Baklushinskiy S.A. (2016), Razvitiye predstavleniy o ponya-tii sotsial'naya identichnost' [Development of ideas about the concept of social identity]. Monografiya, Izdatel'stvo "Pros-veshcheniye", Moscow, 309 p.

a >

0 to s

R £

ttj £

a

1

o

is

a s

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.