Научная статья на тему 'Формирование гендерной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии как перспективное направление дополнительного образования'

Формирование гендерной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии как перспективное направление дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ГЕНДЕРНО-КЛАСТЕРНАЯ МЕТОДИКА / ХОРЕОГРАФИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATION / GENDER / GENDER CULTURE / GENDER-CLUSTER METHODOLOGY / CHOREOGRAPHY / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурашов А.Г., Клыкова Л.А., Юнусова Е.Б.

Введение. В статье обоснована актуальность использования хореографии как эффективного средства развития гендерной культуры ребенка в системе дополнительного образования. Целью исследования являлось выявление, научное обоснование возможности реализации гендерно-кластерной методики как инновационной педагогической технологии развития гендерной культуры ребенка средствами хореографического искусства. Материалы и методы. Методы исследования: теоретические анализ философской, психолого-педагогической литературы, литературы, посвященной гендерной культуре, хореографии, материалов и публикаций по теме исследования, изучение педагогического опыта в сфере хореографического образования; эмпирические наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, апробация методики. Результаты. Определено значение гендерно-кластерной методики как эффективного средства и перспективного направления развития гендерной культуры у старших дошкольников средствами хореографии в системе дополнительного образования. По результатам исследования выявлено, что теоретико-методической основой развития гендерной культуры у детей в дополнительном образовании является гендерно-кластерная методика, которая позволяют учитывать возрастные и гендерные особенности детей, а также обладают вариативными и дифференцированными качествами, способствующими разностороннему развитию детей в дополнительном образовании, в том числе и повышению уровня развития гендерной культуры. Обсуждение. Подчеркивается, что научная новизна исследования определяется представлением гендерно-кластерной методики как инновационного и методического обеспечения вектора педагогической науки на соответствие содержания и структуры комплекса технологий хореографической образовательной деятельности в области дополнительного образования с целью формирования и развития гендерной культуры. Заключение. Делается вывод о том, что реализация гендерно-кластерной методики как эффективного средства развития гендерной культуры ребенка является необходимым и перспективным направлением в условиях современного дополнительного образования. Основные положения: определены составляющие гендерно-кластерной методики; разработаны методические рекомендации, способствующие эффективной реализации гендерно-кластерной методики в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A GENDER CULTURE AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF CHOREOGRAPHY AS A PROMISING DIRECTION FOR FURTHER EDUCATION

Introduction. The article substantiates the relevance of the use of choreography as an effective means of developing the gender culture of the child in the system of additional education. The aim of the study was to identify, scientifically substantiate the possibility of implementing gender-cluster methodology as an innovative pedagogical technology of development of gender culture of the child by means of choreographic art. Materials and methods. Research methods: theoretical analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature, literature on gender culture, choreography, materials and publications on the topic of research, the study of pedagogical experience in the field of choreographic education; empirical observation, individual and group conversations, testing techniques. Results. The importance of gender-cluster methodology as an effective means and perspective direction of development of gender culture in senior preschool children by means of choreography in the system of additional education is defined. The results of the study revealed that the theoretical and methodological basis for the development of gender culture in children in additional education is a gender-cluster methodology that allows to take into account the age and gender characteristics of children, as well as have variable and differentiated qualities that contribute to the comprehensive development of children in additional education, including increasing the level of development of gender culture. Discussion. It is emphasized that the scientific novelty of the research is determined by the representation of gender-cluster methodology as an innovative and methodological support of the vector of pedagogical science for the compliance of the content and structure of the complex of technologies of choreographic educational activities in the field of additional education in order to form and develop a gender culture. Conclusion. It is concluded that the implementation of gender-cluster methodology as an effective means of development of gender culture of the child is a necessary and promising direction in the conditions of modern additional education. Highlights: defined components of a gender-clustered techniques; methodological recommendations promoting effective implementation of gender-cluster methodology in the system of additional education have been developed.

Текст научной работы на тему «Формирование гендерной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии как перспективное направление дополнительного образования»

а

DOI: 10.25588/CSPU.2018.85..6..014

УДК 372.212:792.5 ББК 74.100.551.3:85.32

А. Г. Чурашов1, Л. А. Клыкова2, Е. Б. Юнусова3

1ORCID № 0000-0003-2660-9669 Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: churashovag@cspu.ru

2ORCID № 0000-0001-8913-5929 Доцент, кандидат педагогических наук, Декан факультета народного художественного творчества, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: klykovala@cspu.ru

3ORCID № 0000-0002-0872-3495 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: yunusovaeb@cspu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2$ Аннотация

^ Введение. В статье обоснована актуальность использования хореогра-

фии как эффективного средства развития гендерной культуры ребенка в системе дополнительного образования. Целью исследования являлось выявление, научное обоснование возможности реализации гендерно-кластер-| ной методики как инновационной педагогической технологии развития гендерной культуры ребенка средствами хореографического искусства.

Материалы и методы. Методы исследования: теоретические - анализ

философской, психолого-педагогической литературы, литературы, посвященной гендерной культуре, хореографии, материалов и публикаций по теме исследования, изучение педагогического опыта в сфере хореографического образования; эмпирические - наблюдение, индивидуальные и ^ групповые беседы, апробация методики.

Результаты. Определено значение гендерно-кластерной методики как эффективного средства и перспективного направления развития гендер-ной культуры у старших дошкольников средствами хореографии в системе Н дополнительного образования. По результатам исследования выявлено, что теоретико-методической основой развития гендерной культуры у детей в дополнительном образовании является гендерно-кластерная методика, которая позволяют учитывать возрастные и гендерные особенности детей, а

также обладают вариативными и дифференцированными качествами, спо-

3

собствующими разностороннему развитию детей в дополнительном обра- е

г

зовании, в том числе и повышению уровня развития гендерной культуры. О

к

Обсуждение. Подчеркивается, что научная новизна исследования определяется представлением гендерно-кластерной методики как инновационного и методического обеспечения вектора педагогической науки на соответствие содержания и структуры комплекса технологий хореографической образовательной деятельности в области дополнительного образо- е вания с целью формирования и развития гендерной культуры.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация гендерно-кластер-ной методики как эффективного средства развития гендерной культуры ребенка является необходимым и перспективным направлением в условиях современного дополнительного образования.

Ключевые слова: инновация, гендер, гендерная культура, гендерно- е кластерная методика, хореография, дополнительное образование.

Основные положения:

1

3

о

§

н

и е

г е

н д

ж

0 Й

1

оз з

£ е

3 е

й

е

о

з

§ и и §

к

№ н

ое

определены составляющие гендерно-кластерной методики; §

з

§

л е

- разработаны методические рекомендации, способствующие эффективной реализации гендерно-кластерной методики в системе дополнитель- и

ного образования. °

л

а

«о

о £

Si tq

hq «

«О §

50 О

3

а ^

1. Введение (Introduction)

В настоящее время мы можем наблюдать, что характерные признаки гендерного поведения в современном обществе достаточно размыты и этому есть вполне убедительные и логичные причины. В первую очередь это связано с циф-ровизацией и глобализацией современного мира, которые приводят к уменьшению развития эмоциональной составляющей личности, потери традиционных характерных гендерных ролей и признаков, которые начинали формироваться с малых лет в культуре любого народа, этноса. Во-вторых, снижение общего уровня образования и культуры, насаждение современными медиаресурсами искаженных и извращенных материальных и духовных ценностей является источником причинно-следственных связей проявления различных отклонений в поведении как отдельного индивида, в частности, так и общества в целом. Недостаточный уровень ген-дерной культуры современного общества специалисты расценивают как одну из основных причин падения статуса семьи в системе ценностей молодежи, возникновения проб-

лем в сфере интимно-личностных отношений и, как следствие, снижение рождаемости и большое количество разводов. Несомненно, что в связи с этим существует острая необходимость в исправлении сложившейся ситуации, и немаловажную роль в этом процессе будет играть система дополнительного образования как мобильная и эффективная платформа со своим эффективным инструментарием.

Гендерная культура - индивидуально-личностная характеристика, часть общей культуры субъекта, содержащая гендерную компетентность, гендерную картину мира, специфические ценностные ориентации и модели поведения [5]. Стоит отметить, что наличие ген-дерной культуры определяется как один из базовых компонентов культуры личности в целом.

Основы для становления и развития современного гендерного воспитания в России заложили наши предшественники - авторы работ по половому воспитанию школьников в 60-80-е годы XIX столетия (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, Э. Г. Кос-тяшкин, Л. Н. Тимошенко, А. Г. Хрип-кова и др.). В своих исследованиях

они доказали следующие предположения и гипотезы: взаимодействие и связь природного и социального, необходимость становления женственности и мужественности, учет факторов социума, влияния взаимоотношений родителей, ровесников, известных личностей, специально организованного гендерного образования.

Само понятие «гендер» было впервые заимствовано отечественными учеными у зарубежных исследователей в 1980 году. В настоящее время современная наука предлагает следующие термины:

«пол» - используется для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей, т.е. при помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин.

«гендер» (gender) - определяется как разделение социальных ролей и различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

В последнее время гендерный подход начинает активно использоваться в системе образования на самых различных уровнях. Стоит отметить, что такая тенденция сформировалась благодаря определенным

сложившимся факторам: социально-культурным, политическим, организационно-финансовым и личностным. В дополнительном образовании заложен огромный потенциал гендерного воспитания подрастающего поколения, который в последнее время все чаще находит отражение в политике государства.

По нашему мнению, хореография как никакой другой вид искусства способствует формированию и развитию гендерных ролей у детей, и это связано в первую очередь с природой самого танца, который выражает истинные движения и манеры, характерные для женского или мужского организма. Это мы видим на протяжении всей истории хореографического искусства, начиная с самых истоков, когда люди, не умея разговаривать, общались языком жестов. С развитием цивилизации развивался и танец, становясь более изысканным и эстетически зрелищным явлением, но, тем не менее, сохраняя природные задатки, которые характерны для женского и мужского организма.

На сегодняшний день искусство хореографии является многогранным и полифункциональным видом,

1

1

0 §

ж

1 л

й л

ж д

3

ж

0 й

1

о-

3

3

£ Л

д

л

т

л й

кЗ 3

0 д

о

£

1

о-ж

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й о

№ о

3

§

О

kD 3

л д

О

т

№ §

о3л

л

о

кй 3

§

1

1 §

*

ж

л

3

0

ж

л

1 1

№ ж

о л ж § ж 3 § § л ж

I л

$

а

«о

о £

§ а

«о §

50 О

а

которое способствует разностороннему развитию личности, в том числе и гендерному воспитанию. Особенно хочется отметить влияние на формирование гендерной культуры таких видов хореографии, как: народный, классический и бальный танец. Каждый вид танца по-своему уникален и эффективен в вопросе правильного восприятия своей социальной роли в обществе, т.е. ген-дерной идентификации.

Рассматривая народный танец как один из основных факторов, воспитывающих гендерную культуру, мы можем видеть, что при всем разнообразии культур, этносов и их специфики, этот вид хореографии как никакой другой формирует с детства характерные манеры поведения, как у девочек, так и у мальчиков. Причем, все это происходит естественно в согласии с многовековым укладом жизни народа.

Решение такой многоаспектной проблемы, как развитие гендерной культуры у детей, может быть успешно реализовано, если в качестве теоретико-методической основы выступит интеграция гендер-ного и кластерного подходов, способствующая реализации ведущих

трендов в современном дошкольном образовании, в комплексе с танцевально-двигательной терапией.

Специфика предлагаемой ген-дерно-кластерной методики заключается в том, акцентируется внимание педагога на организацию художественно-творческой деятельности с учетом гендерных особенностей детей и их соответствующих поведенческих характеристик. Реализация данной методики предполагает следующие этапы: организацию самостоятельной деятельности дошкольников, введение соответствующей образовательной информации, анализ полученных и возможная коррекция развития гендер-ной культуры детей.

Эффективность гендерно-кла-стерной методики развития гендер-ной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии обусловлена следующим комплексом педагогических условий:

- создание танцевального кластера, включающего в себя самые различные виды хореографии;

- разностороннее изучение предмета «Хореография» с целью получения дополнительной информации,

способствующей формированию гендерной идентификации;

- оптимальное использование возможностей современной танцевально-двигательной терапии с целью корригирующего действия для становления и развития гендерной культуры.

В нашем исследовании рассматривались следующие задачи:

1. Изучить уровень развития ген-дерной культуры детей старшего дошкольного возраста в современных условиях и проанализировать теоретико-методологическую базу, как зарубежных, так и отечественных педагогов и ученых, и на полученной основе выявить сущность, структуру и последовательность её развития.

2. Разработать гендерно-кластер-ную методику развития гендерной культуры детей с учетом собранного материала.

3. Выявить, теоретически обосновать и верифицировать педагогические условия успешной реализации гендерно-кластерной методики развития гендерной культуры детей средствами хореографического искусства.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Тема нашего исследования предопределила выбор комплекса методов. Теоретические методы: а) исто-рико-педагогический анализ использовался для определения состояния проблемы развития гендерной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии; в) теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; г) понятийный анализ философской и психолого-педагогической литературы применялся для характеристики понятийного поля исследуемой проблемы; д) моделирование использовалось для развития ген-дерной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии. Эмпирические методы: а) обобщение и изучение эффективного педагогического опыта по развитию гендерной культуры у детей старшего дошкольного возраста; б) педагогическая экспертиза, метод экспертных оценок; в) наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование; г) изучение локальных документов и методических разработок; д) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.

1

1

0

g

ж

1 №

г №

ж д

3

ж о й

Ü о-

3

3

£

№ д

е

т № й

3

?

о д

о

S

Ü

о-ж

о

г о

№ о

3

g

О

kD 3

№ д

О

S

№ g

о3№ №

о 3

а ^

1

1 g

«

ж

3

0 ж

1 1

№ ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о № ж g ж 3 g g № ж

I №

S

а

«о

о £

Si tq

hq «

50 §

50 О

3

а ^

3. Результаты (Results)

На наш взгляд, изучение социально-психологических характеристик влияния хореографии на личностные особенности и межличностные коммуникации, в том числе и гендерной идентификации, способствует грамотному использованию танца в социальной, социально-психологической и коррекци-онной работах работе специалистами разного уровня и профиля. Научная новизна исследования представлена следующими аспектами:

- выявлено, что теоретико-методической основой развития гендер-ной культуры старших дошкольников средствами хореографии выступает интеграция гендерного и кластерного подходов, выбор которых диктуется традиционным пониманием гендерной культуры, результатами исследований данного феномена, особенностями развития ген-дерной культуры ребенка как педагогического явления;

- обосновано, что реализация спроектированной гендерно-кла-стерной методики развития гендер-ной культуры старших дошкольников средствами хореографии бази-

руется на дидактических принципах (эмпатии, поликультурности, пар-тисипативности, субъектности, ин-териоризации);

- доказана успешность применения педагогических условий эффективного развития гендерной культуры детей старшего дошкольного возраста:

а) проектирование танцевального кластера, включающего в себя различные виды хореографии;

б) разностороннее изучение предмета «Хореография»;

в) оптимальное использование возможностей современной танцевально-двигательной терапии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- были рассмотрены и уточнены такие понятия, как «гендер», «ген-дерная культура», «развитие гендер-ной культуры», «гендерный подход», «кластерный подход»;

- определено функциональное значение гендерного и кластерного подходов, которые позволили дополнить тактику и технологию развития гендерной культуры у детей средствами хореографии, что позволило расширить методологические аспекты темы исследования;

выявлены педагогические принципы развития гендерной культуры детей: эмпатии, партисипативности, поликультурности, субъектности, ин-териоризации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные основные выводы и методические рекомендации могут быть использованы в различных учреждениях культуры и дополнительного образования посредством проведения диагностики уровня развития гендерной культуры детей старшего дошкольного возраста и реализации гендерно-кластерной методики с учетом полученных исходных данных.

4. Обсуждение (Discussion) Хореография как синтетический вид искусства обладает полифункциональными возможностями формирования и развития гендерной культуры ребенка, но только лишь при условии, что педагог-хореограф будет обладать не только знаниями в области гендерной педагогики, но современными педагогическими технологиями гендерного образования и воспитания.

Тем не менее, мы полагаем, что существует ряд вопросов, требующих

более внимательного и серьезного изучения, таких, как: выявление новых факторов и условий развития гендерной культуры у подрастающего поколения; разработка теоретических основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-хореографов в области гендерной культуры; научно-обоснованная разработка методико-технологического обеспечения процесса развития гендерной культуры у дошкольников средствами хореографического искусства.

5. Заключение (Conclusion)

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: основой развития гендерной культуры ребенка может являться соединение гендерного и кластерного подходов, обеспечивающих, в свою очередь, интериоризацию духовных и нравственных ценностей и соответствующей гендерной идентификации; позволяет учитывать возрастные и гендерные особенности дошкольного возраста, эффективность различных педагогических технологий развития гендерной культуры, зависит от конкретной ситуации и особенностями развития детей, а также позволяет отбирать наиболее

1

3

о

№а ж

и е

г е ж д е 3 ж о й

I

о-

3 3

£ у

д

е

S е

й

3

? о д о

S

I

о-ж

о г о № о 3 а О

3

е д О

S №

а

о3е е

о г 3 а и и

ка к

ж е 3

О ж е

и

и

№ ж о е ж а ж 3 а g е ж и е

S

действенные методы и приемы с це-

изучение и апробация новых мето-

а в о

нусо

§

tq hq

,а в

вко

в, о

3

а

аур

Чу

лью успешного развития гендерной дик и технологий использования в

культуры детей средствами хореогра- области развития гендерной куль-

фии в дополнительном образовании. туры у детей средствами хореогра-

В то же время мы полагаем, что фии в системе дополнительного об-

необходим всеобъемлющий анализ разования. исследуемой проблемы и дальнейшее

Библиографический список

1. Градусова Л. В. Гендерная педагогика : учебное пособие.Москва : ФЛИНТА, 2011. - 175 с.

2. Гусева Ю. Е. Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2007.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н.Дошкольная педагогика и психология : хрестоматия. Москва : Мозаика-Синтез, 2014. - 554 с. ISBN: 978-5-4315-0508-9

4. Кикинежди А. Гендерно-образовательные технологии как психолого педагогическое сопровождение половой социализации личности [Электронный ресурс]. URL: http://social-science.com.ua/article/1117 (дата обращения: 11.10.18).

5. Надточий М. И. Гендерная культура личности как педагогическая проблема / Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (64). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(64).pdf (дата обращения: 22.10.18).

6. Никитина Е. Ю., Макаренко В. Г. Педагогическое управление физкультурным образованием старших дошкольников: теоретико-методологический аспект : моногр. Москва : ВЛАДОС, 2010. - 240 с.

7. Реан А. А. Психология и педагогика. Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 432 с.

8. Словарь гендерных терминов / составитель З. В. Шевченко [Электронный pecypc]. URL: http://a-z-gender.net/gendernaya-kultura.html (дата обращения: 16.10.18).

9. Созаев В. В. Гендерная теория как фактор формирования гендерной компетентности в культурологическом образовании школьников // Аспирантские тетради. СПб., 2008. - № 33 (73), ч. 1 :- С. 426-430. (Обществ. и гуманитар. науки).

10. Тартаковская И. Н. Гендерная социология. М. : Вариант; Невский простор, 2005. - 368 с.

11. Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология. Москва : Когито-центр, 2009. - 221 с.

12. Юнг К. Г., Нойманн Э. М. Психоанализ и искусство. Москва : Рефл-бук : Ваклер, 1996. - 304 с.

13. Bem S.L. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development: Raising Gender-Aschematic Children in a Gender-Society. The Psychology of Women: Ongoing Debates. New Haven; L. 1987. pp. 226-245.

14. Browne J. The future of gender. Cambridge University Press, GB, 2007. 288 p. URL: www.ebookee.com (дата обращения: 09.10.18).

15. Ed. Kimmel M.S., Hearn J. & R.W. Connell. Handbook of studies on men and masculinities. Sage Publications Ltd, London. 2005. 504 p.

16. Larson R., Richards M, Perry-Jenkins M. Divergent worlds: the daily emotional experience of mothers and father. J Pers Soc Psychol. 1994. 67 (6), pp. 1034-46.

17. Stearns P., Peter N. Gender in world history, USA, 2006. 182 p. URL: www.ebookee.com (дата обращения: 09.10.18).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. G. CHurashov1, L. A. Klykova2, E. B. YUnusova3

1ORCID No. 0000-0003-2660-9669 Associate Professor, candidate of pedagogical Sciences,

Head of the Department of choreography, §

South Ural State humanitarian-pedagogical University,

gg

Chelyabinsk, Russia. |

E-mail: churashovag@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0001-8913-5929 Associate Professor, candidate of pedagogical Sciences,

Dean of the Department of folk artistic creativity, South Ural state humanitarian-pedagogical University, IT

Chelyabinsk, Russia. E-mail: klykovala@cspu.ru

AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF CHOREOGRAPHY AS A PROMISING DIRECTION FOR FURTHER EDUCATION

Abstract

S

л

3

3

a

s

-s

о S

о

а

g

о

S

а f

s 3'

3ORCID No. 0000-0002-0872-3495 3

I

candidate of pedagogical Sciences, ^

o

Associate Professor of the Department of Choreography a

South Ural State humanitarian-pedagogical University, b

Chelyabinsk, Russia. E-mail: yunusovaeb@cspu.ru

a а s

f

THE FORMATION OF A GENDER CULTURE S

S

o

a

a

S

Introduction. The article substantiates the relevance of the use ^

of choreography as an effective means of developing the gender culture of the child in the system of additional education. The aim of the study was to identify, scientifically substantiate the possibility of implementing gender-cluster methodology as an innovative pedagogical technology of development of gender culture of the child by means of choreographic art. §

о а

3

л

d о

о a

Materials and methods. Research methods: theoretical - analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature, literature on gender culture, choreography, materials and publications on the topic of research, the study of pedagogical experience in the field of choreographic education; empirical - observation, individual and group conversations, testing techniques.

Results. The importance of gender-cluster methodology as an effective means and perspective direction of development of gender culture in senior preschool children by means of choreography in the system of additional education is defined. The results of the study revealed that the theoretical and methodological basis for the development of gender culture in children in additional education is a gender-cluster methodology that allows to take into account the age and gender characteristics of children, as well as have variable and differentiated qualities that contribute to the comprehensive development of children in additional education, including increasing the level of development of gender culture.

Discussion. It is emphasized that the scientific novelty of the research is determined by the representation of gender-cluster methodology as an innovative and methodological support of the vector of pedagogical science for the compliance of the content and structure of the complex of technologies of choreographic educational activities in the field of additional education in order to form and de-

«

0

1 velop a gender culture.

^ Conclusion. It is concluded that the implementation of gender-

faq

a >

i

o a ¡C

u Highlights

ej

cluster methodology as an effective means of development of gender culture of the child is a necessary and promising direction in the conditions of modern additional education.

Keywords: innovation, gender, gender culture, gender-cluster methodology, choreography, additional education.

- defined components of a gender-clustered techniques;

- methodological recommendations promoting effective implementation of gender-cluster methodology in the system of additional education have been developed.

References S

C6

r

3

1. Gradusova L.V. Gendernayapedagogika» (uchebnoyeposobiye) [Gender pedagogy (a tutorial)].. FLINTA, Moskva, 2011. - 175 p. (In Russian).

2. Guseva YU.E. Vliyaniye sotsial'no-istoricheskikh izmeneniy v obshchestve na transfor-matsiyu gendernykhpredstavleniy vpopulyarnoypresse (avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk) [The gg Impact of Socio - Historical Changes in Society on the Transformation of Gender Representations |

in the Popular Press (author. dis. ... Cand. psychol. Sciences)]. St. Petersburg, 2007. (In Russian). C

u

3. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Doshkol'naya pedagogika i psikhologiya (khresto-ma- g tiya) [Preschool Pedagogy and Psychology (chrestomat.)]. Moscow, Mozaika-Sintez, 2014. a 554 p. ISBN: 978-5-4315-0508-9 (In Russian). *

4. Kikinezhdi A. Genlerno-obrazovatel'nyye tekhnologii kak psikhologo pela-gog-icheskoye soprovozhleniye polovoy sotsializatsii lichnosti [Gender-educational technologies £ as a psychological and pedagogical support of sexual socialization of an individual]. Available o at: http://social-science.com.ua/article/1117 (Accessed: 11.10.18). (In Russian).

5. Nadtochiy M.I. Genlernaya kgl'tgra lichnosti kak pelagogicheskaya problema [Gender culture of personality as a pedagogical problem]. Sb. st. po mat. LXIVmezhlunar. stul. nauch.-prakt. konf. "Nauchnoye soobshchestvo stulentovXXIstoletiya". Gumanitarnyye nauki. [Scientific community of students of the XXI century. Humanitarian sciences.]. Novosibirsk, 2018, no. 4 (64). Available at: https://sibac.info/archive/guman/4(64).pdf (Accessed: 22.10.18). (In Russian).

6. Nikitina E. YU., Makarenko V. G. Pelagogicheskoye upravleniye fizkul'tur-nym |

o s

f

o

s

g

c h

s

s e s

S'

r p

s

s c

h S

S

e

fa y

sbrazsvaniyem starshikh dsshksl'niksv: tesretiks-metsdslsgicheskiy aspekt [Pedagogical management of physical education of senior preschoolers: a theoretical-methodological aspect]. Msnsgrafiya. Moscow, VLADOS, 2010. 240 p. (In Russian).

7. Rean A.A. Psikhslsgiya ipedagsgika [Psychology and pedagogy]. St. Petersburg, Piter, 2005. 432 p. (In Russian). â

8. Shevchenko Z.V. Slsvar'gendernykh terminsv [Dictionary of gender terms]. Available at: http://a-z-gender.net/gendernaya-kultura.html (Accessed: 16.10.18). (In Russian).

9. Sozayev V.V. (2008) Gendernaya tesriya kak faktsr fsrmirsvaniya gendernsy ksmpe-tentnssti v kul'turslsgichesksm sbrazsvanii shksl'niksv [Gender theory as a factor in the formation of gender competence in the cultural education of schoolchildren]. Aspi-rantskiye tetradi. St. Petersburg, 33(73), 1, 426-430. (In Russian).

10. Tartakovskaya I.N. Gendernaya sstsislsgiya [Gender sociology]. Moscow, Variant, Nevskiy prostor, 2005. 368 p. (In Russian).

11. Khodorov D. Tantseval'naya terapiya i glubinnaya psikhslsgiya [Dance therapy and deep psychology]. Moscow: Kogito-tsentr, 2009. 221 p. (In Russian). U

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Yung K.G., Noymann E.M. Psikhsanaliz i iskusstvs [Psychoanalysis and art]. Mos- | cow, Refl-buk, Vakler, 1996. 304 p. (In Russian). n

^

c

h

s

e

s

a

p

i

g

i

c

c

i

s

s

r

r

r

r

h

e

r

13. Bem S.L. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development: Raising Gender-Aschematic Children in a Gender-Society. The Psychology of Women: Ongoing Debates. New Haven; L. 1987. pp. 226-245.

14. Browne J. The future of gender. Cambridge University Press, GB, 2007. 288 p. Available at:: www.ebookee.com (Accessed: 09.10.18).

15. Ed. Kimmel M.S., Hearn J. & R.W. Connell. Handbook of studies on men and masculinities. Sage Publications Ltd, London. 2005. 504 p.

16. Larson R., Richards M, Perry-Jenkins M. Divergent worlds: the daily emotional experience of mothers and father. J Pers Soc Psychol. 1994. 67 (6), pp. 1034-46.

17. Stearns P., Peter N. Gender in world history, USA, 2006. 182 p. Available at:: www.ebookee.com (Accessed: 09.10.18).

a >

0 ^

s £

ix,

ttj

faq

a >

1

o

a £

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.