DOI 10.25588/CSPU.2020.157.4.012
УДК 792.5 ББК 85.326 (2)
А. Г. Чурашов1, Л. А. Клыкова2, Е. Б. Юнусова3
1ORCID № 0000-0003-2660-9669 Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-8913-5929 Доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета народного художественного творчества, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0002-0872-3495 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ТАНЕЦ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПАРАДИГМЕ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Целью исследования являлось выявление, научное ^ обоснование феномена танца как социокультурного явления, изу-^ чение изменения роли и функции данного вида художественной ^ культуры в связи с развитием общества. Уточнение характерных особенностей социальной значимости для определенных исторических эпох.
Материалы и методы. Теоретические — анализ философской, психолого-педагогической литературы, соответствующей аспектам темы исследования, теоретико-методологической и методической литературы в области теории и истории хореографии, ^ народной художественной культуры, материалов и публикаций по
со о 3 а
¡Р
теме исследования, изучение материалов зарубежных и отечественных специалистов, рассматривающих танец как неотъемлемую часть развития личности и общества.
Результаты. Определены значение танца как социокультурного явления и взаимосвязь с социально-экономическим развитием общества. По результатам исследования выявлено, что танец изначально обладал большим спектром полифункциональности и имеет постоянную тенденцию к видоизменению и развитию.
Обсуждение. Рассматривается роль, значение и функции танца в разных аспектах деятельности человеческого общества в историческом ракурсе. Подчеркивается, что танцевальное искусство изначально обладало разнонаправленным и действенным средством развития и социализации личности.
Заключение. Делается вывод о том, что исторически во взаимосвязи с развитием общества танец приобретает новые роль, значение и функции как для отдельного индивида, так и для общества в целом и имеет способность и возможности адаптации в меняющихся условиях и интеграции с другими видами искусств.
развитие; адаптация; функции танца; духовно-культурный фактор. Основные положения:
- рассмотрены полифункциональные возможности хорео
1 Введение (Introduction)
Ж
ж № -к
а *
о о к к
0
1
о*
3
Ключевые слова: танец; социокультурный; коммуникация; ж
о
№ §
л
н
Основные положения: и
№ № а
графии в контексте развития общества; д
- представлены основные функции танца и их значение для человека и общества;
- проанализированы результаты влияния хореографии как
а ж
а
действенного духовно-культурного и физического фактора станов- -§ ления личности и общества в историческом аспекте. ы
о о
Феномен такого уникального явления, как танец философы и а
з
мыслители различных эпох начали изучать с древнейших времен, §
н
сам же танец сопровождал человека с самого зарождения человече- §
ского общества, являясь одним из основных средств коммуникации. Одними из первых источников, в которых мы можем встретить начальные попытки осмысления сущности танца, являются японские, древнеегипетские и древнегреческие космогонические мифы, а также в античной философии в работах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Сократ, Лукиан и др.
Значение, роль и полифункциональность танца менялись вместе с эпохами, имея в своем активе не только приверженцев, которые считали танец символом пути к Богу, но и тех, кто утверждал, что танец есть порождение низменных чувств человека. Меняя свою форму, содержание танцевальное искусство на протяжении всего периода оказывало и продолжает оказывать огромное влияние как на все общество, так и на отдельного индивида очень быстро впитывая и отражая в своем проявлении все явления и тенденции характерные для определенной эпохи. С истоков своего зарождения и по настоящее время танец продолжает нести в себе многогранную и эффективно действенную функциональность, заложенную самой природой и дополняющую человечеством на протяжении всей эволюции.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью переосмысления такого социокультурного феномена, как танец, роль и значение которого в структуре арт-педагогики не реализована в полной мере. Анализ научно-педагогической литературы показал, что научно-педагогическая теория и практика нако-tq пили значительный опыт в области педагогики хореографии, который может быть использован в парадигме гуманизации обра-
50
§ зования как действенное средство разностороннего развития личности и общества. t-j 2 Материалы и методы (Materials and methods)
§ Описательный метод и анализ научной и методической ли-
тературы в данной области стали основными методами исследования, которые дали нам возможность, во-первых, сформировать до-^ статочно широкий спектр характеристик функциональности танца,
а
«о
о
ю
§
а
¡Р
а во-вторых, определить и сфокусировать их качественно значимые и существенные аспекты. Материалом для анализа явились книги, учебные и учебно-методические пособия по истории танца и хореографического искусства отечественных и зарубежных специалистов.
3 Результаты (Results)
В своих исследованиях мы выявили, что многие специалисты рассматривают сущность танца как неотъемлемую и одну из важных составляющих народной художественной культуры. Сторонники теории функционализма определяют танцевальную культуру как отражение и демонстрацию определённых социальных отношений в обществе, например, статуса, занимаемого человеком в обществе. Если рассматривать танец как форму коммуникации,
а
то, несомненно, это одна из начальных и определяющих функций в не
-к
к
а к с о
к и
о куль
о*
которой отражаются связи между представителями разных этносов или категорий традиционного общества. Стоит отметить теорию эволюционизма, в которой танец рассматривается как закономерный результат развития человеческого общества. Начиная с середины 20 века, исследователи в области психоанализа, арт-терапии,
3
ж о
танцевально-двигательной терапии изучают возможности природы ^
§
танца отзеркаливать или воздействовать на психо-эмоциональное и §
л № а
новые исследования в области природы танца, которые позволяют а
8
физическое состояние человека. В последнее время появляются
глубже изучить тему, например: теория паттернов (моделей культуры, культурных конфигураций) [1].
На наш взгляд, функции танцевального искусства, которые сформировались за многовековую историю в современном мире используются достаточно ограничено и однобоко. Творческий, духовно-нравственный, физический потенциал, заложенный в танце, еще предстоит вывести на должный уровень, который предъявляет современное общество (Таблица 1).
а н
а
к и
и в
о о р о в а н и
So
Таблица 1 — Функции танца и их значение для человека и общества
Table 1 — The functions of dance and their importance to the person and society
Функция танца Значение для человека и общества
Коммуникативная Как способ обмена информацией и общения между людьми.
Ритуальная Как самый естественный способ установления связи с сакральным, первичный символический язык человечества
Идентификационная Как способ самоопределения и самовыражения, причем "само", в данном случае — это, в первую очередь, принадлежность своему племени, полу и т. д., разделенная общность, без которой невозможно выживание.
Катарсическая Как способ разрядки эмоционального и физического напряжения, путь к освобождению.
Социальная Как способ и средство адаптации и реабилитации в обществе.
Экспрессивная Как игра и первое свободное самовыражение
Художественно -эстетическая Как средство выражения и удовлетворения художественных ценностей и эстетических потребностей
4 Обсуждение (Discussion)
Танцевальное творчество на протяжении всей своей истории было по сути полифункциональным и использовалось в самых различных целях. Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире. Танец высвечивает также структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе [2].
Во времена ранних цивилизаций к обрядовым танцам, соответствующим периоду древности, добавляются социально значимые танцы, что, безусловно, подтверждает теорию закономерности о взаимосвязи развития танца с уровнем общественного сознания, которое, в свою очередь, регулируется социально-экономическим развитием общества [3].
Характерно отношение древних греков к искусству танца, которое они воспринимали как показатель физического и нравственного здоровья человека и неразрывную связь с религиозными взглядами и мифологией, соответствующими тому времени, и то, что самой популярной темой на произведениях гончарного искусства являлись танцующие люди, лишь подтверждает версию о высоком положении танца в культурной жизни Древней Греции. Автор первого в исто-
а
рии трактата о танце Лукиан (II век), размышляя о танце в жизни 0
-к *
а л о о к
0
1
о*
человека и о том, какими качествами должен обладать танцор, писал так: «Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной .... Танцору необходимо знать все!». У эллинов в Древней Греции пляске была посвящена отдельная наука Оркестика, составлявшая часть философских наук, которым обучалось юношество в гимназиях наряду с гимнастикой, поэзией и философией [4].
й 3
ж о
л §
о ж 8 л л а
Несомненно, что одним из первых античных мыслителей, а кто придавал танцу большую социальную значимость, являлся гре- г ческий философ Платон, который говорил о соразмерности душевной и телесной красоты, тем самым обозначая дуальную сущность (которую Декарт определяет как неразрывную взаимосвязь между двух субстанций материальной и духовной) этого вида искусства, а также видел в нем сильнейшее воспитательное средство: «оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека». «Боги из сострадания к человеческому роду,
50 О
S а
¡Р
трудов божественные празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах с помощью богов .... Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием. При помощи этого чувства они движут нами и предводительствуют нашими хороводами, когда мы объединяемся в песнях и плясках», — пишет Платон в «Законах».
В эпоху Средневековья танцевальное искусство в своем развитии переходит в новое качество, которое следует из деления на бытовой и дворцовый, тем самым приобретая новые функции и значение для общества. Как известно для данного периода времени было характерно ярко выраженное чувство страха смерти, вызванное в первую очередь сильным влиянием церкви на все аспекты жизни общества, эпидемией чумы, бушевавшей по всей Европе и большим количеством войн. Именно в эту эпоху появляется «Танец смерти» (danse macabre), широко распространившейся в Европе в XIV веке, в котором образ смерти превращается в символ потрясающей силы и тем самым отождествляет существующие реалии.
Как ни парадоксально, но одну из решающих ролей в становлении танцевального искусства этого времени сыграла церковь, которая, с одной стороны, отрицательно относилась к народным
а
50 О
^ пляскам, а с другой стороны, чтобы способствовать развивающе ^ муся христианству, покровительствовала пляскам, исполняемым ^ по разным бытовым случаям, и, более того, они в это время стано-
50
§ вятся частью некоторых религиозных проповедей или церемоний.
В эпоху Возрождения в танце окончательно формируются как духовная, так и культурная составляющие, которые способствуют становлению у человека творческого отношения к собственной личности и окружающему миру, развитию эстетических потребностей и вкуса, воспитанию определенных норм поведения и общения
^ в социуме. В этот период начинает преобладать эстетическое пони-
мание танца. Именно в это время происходит эволюция танца от придворного представления — ballet de cour — к театральному танцу. Во времена правления Людовика XIV происходит четкое разделение между публикой и профессиональными исполнителями. В то же время постепенно из придворных танцев уходит аутентичность и фольклорная природа, которые придавали движениям больше естественности, и появляется больше манерности и чопорности, характерной для элиты общества, что противоречит самой сути танца. Происходит более интенсивное разделение народного и придворного танца, начавшееся еще в средневековье и связано это было с усиливающимся разрывом между образом и уровнем жизни различных слоев общества. Очень точно высказывается об этом периоде немецкий и американский музыковед, этнограф, автор трудов по ис-
а
тории танца, Курт Закс (нем. Curt Sachs; 1881—1959): «Самопроиз- ж
s к
а к с о
s и
о I
о*
вольность миновала, придворный и народный танец разделились раз и навсегда. Они будут постоянно влиять один на другой, но их цели стали в самой своей основе различны» [5].
Средневековый танец, предназначенный для «священного
й
действа», уступает свое место перед празднествами светского ха- ж
о
е § е ж
8 е
рактера. Больше всего в это время увлекались маскарадами, - маски имели в эту эпоху особое значение. Танец, был задействован также
в уличных шествиях, в которых разыгрывались целые постановки л
а
танцевального характера. Чаще такие уличные шествия трактовали а
д
языческие сюжеты, содержание мифов, что было характерно для г Ренессанса как для эпохи, обращенной к античности. Появляются профессиональные учителя танца, издаются множество трактатов; одним из важнейших и сохранившихся до наших дней является к «Орхезография» французского священника, писателя и композитора Туано Арбо. Трактат, написанный в форме диалога между учителем и молодым учеником, даёт нам не только точное представление о танцевальной культуре XVI века, но и выделяет роль, функции танца в жизни общества и его значение для молодых лю-
о р
g о
л а
ни
дей, которые начинают «выходить в свет». 1
Именно в эпоху Возрождения танцевальное искусство становится особенно популярным и начинается его интенсивное развитие как самостоятельного вида искусства. Это обусловлено тем, что в предыдущие эпохи уровень развития общества не позволял раскрыть и использовать весь многообразный потенциал, заложенный в танце, и использовался очень узко и ограничено в рамках какой-либо части обряда, религиозного культа или просто развлечения. Прежде всего, в период эпохи Возрождения у людей меняется отношение к искусству в целом и танцу в частности и, как следствие, хореографическое искусство приобретает новые грани, возможности и значение. Хорошее владение танцевальным искусством становится неотъемлемой частью и условием светской жизни, успешной социализации и обязательной чертой образованного человека с изысканными манерами того времени.
Следует подчеркнуть, что, учреждая ассамблеи, Петр Великий ставил перед собой цель консолидации архаичного русского общества и его приобщения к европейской цивилизации. Поэтому одной из главных задач ассамблеи было собрать под одной крышей людей с разным социальным статусом, однако выполнявших самую важную, по мысли царя, миссию — строительство новой России. При этом идея царя-реформатора заключалась не в стремле-а нии заменить исконную многовековую русскую культуру новой
о
европейской, а в желании синтезировать их [6].
Необходимо отметить, что в это время возрождается древ-^ нее понимание танца как средство глубочайшего и разностороннего воздействия на духовное и физическое состояние личности и все чаще высказывается мысль, что танец — отнюдь не чистая пластика, а способ отражения душевных движений. «Что касается высшего совершенства танцев, то оно состоит в усовершенствовании духа и тела и приведении их в наилучшее расположение, которое только возможно», — писал в одном из своих трудов французский ^ музыкальный теоретик, философ, физик и математик М. Мерсенн.
со о
а
¡Р
Часто танцу, как и в древние времена, придается космологическое значение [5].
Именно изменения эпохи Возрождения создают благодатную почву для следующего витка развития общества, которое определит Новое время. Промышленная революция, которая была совокупностью масштабных изменений во всех аспектах жизни общества, прежде всего, технологических и социально-экономических, которые, в свою очередь, кардинально меняют образ жизни человечества включая культурные и духовно-нравственные ориентиры. Духовно-культурный фактор европейской цивилизации определяет новую систему отношений между людьми в обществе и в целом мире благодаря революционным изменениям, которые происходят во всех видах деятельности челове-
жившихся условиях.
Ж
ка, включая промышленность, торговлю, экономику, науку, меди- ж
-к
цину и, конечно же, культуру. Например, творческая адаптация французской кадрили в русских деревнях показывает, как «чужое» становится «своим», как она отвечает запросам молодежи, что меняется в процессе адаптации [7]. Балы, ассамблеи, маскарады становятся частью политической и экономической жизни общества, на
3
ж о
них которых решаются вопросы государственной важности и танец ^ в этом случае выступает как один из важнейших аспектов в сло- ж
л № Ж
XX век выводит в авангард танцевальной культуры Новый ж
ж
Свет, на смену торжественности и церемониалу приходят новые реалии. Связано это было, прежде всего, с тем, что на стыке европейской и американской культур в США возникали новые направ- |
ления в музыке и новые танцы, которые существенно отличались JS
к
от устоявшихся и привычных стандартов Европы. Одним из клю- | чевых факторов изменения музыкальной и танцевальной культуры
г
стало появления Регтайма (англ. Regtime, сокр. От ragged time - ® «разорванное время», т. е. синкопированный ритм) — стиля форте- §
о
пьянной игры, изобретенный афроамериканцами и, соответствен- §
к
но, танца, распространившегося в США в начале XX века [8]. Аф- §
ро-американская культура быстрыми темпами захватывает Европу, значительно расширяя границы и возможности в различных аспектах жизни общества. Эпоха Новейшего времени дает новое понимание общества, человека, культурных приоритетов и тем самым создает условия для дальнейшей трансформации культуры в целом и танца, в частности. В это революционное время зарождается новый стиль в танце, который принято считать современным танцем. Характерной чертой современной хореографии была и остается экспериментальность, которая позволяет этому виду хореографии постоянно видоизменятся, аккумулировать в себе различные веяния, идеи, раскрывая в человеке через хореографию новые грани, формы, возможности и т. д. Уровень развития общества и темп жизни оказывает существенное влияние на все виды искусств и хореографию, в том числе, во всех ее проявлениях, и этот процесс продолжается. Можно сказать, что последние технологические, цифровые и, особенно, информационные прорывы вывели современную цивилизацию не просто на новый качественный уровень, а как утверждают многие ученые, в новое измерение, которое нам предстоит еще осознать.
5 Заключение (Conclusion)
Человек научился выражать свои чувства при помощи движения раньше, чем словами. Его телесный язык принадлежит той
| культурной общности и той семье, в которой он вырос. Потеря кон-
£
« такта со своими корнями может приводить к «дисгармонизации»
tq личности и общества в целом. Специфика хореографического искус-
hq
, ства определяется его многогранным воздействием на человека, что § обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обраща-
'—<
^ лось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души
Ч
со о
s
а
¡Р
человека — средству гармонизации воспитания личности. Танец выступает как наивысшая коммуникация, он традиционными средствами помогает сформулировать сущностные смысловые ориентиры, реализовать наши современные фантазии, художественно отражая сегодняшнюю действительность [9].
Самым выразительным отображением миропонимания, чувственного ощущения красоты жизни, необходимого проявления их передачи в иносказательно-художественной форме можно назвать народный танец.
На современном этапе рассмотрение в историческом развитии соотношения только в координатах «выразительного» и «изобразительного» начала в танце нам кажется недостаточным. Во избежание одностороннего подхода к пониманию своеобразия
Ж
изобразительного танцевального языка, его осмысления и интер- ж
к *
а № о о
к ж
0
1
о*
претации необходимо вспомнить теоретическое положение эстетики о том, что любое искусство не сводится только к изобразительности или выразительности [10].
Современный уровень развития общества позволяет трактовать философское и гуманитарное понимание сущности языка танца более универсально и использовать полифункциональные возможности хореографии как в традиционных, так и в
инновационных подходах и форм образовательного и воспитатель-
а
ного процесса, в вопросе становления и разностороннего развития Ж
й 3
ж о
№ §
о
ж ж
№ №
личности. Телесно-ориентированный подход к танцевальной деятельности позволяет рассматривать танец в качестве средства невербальной коммуникации, изучать, как эмоции и чувства человека отражаются в его телесных состояниях, анализировать эти взаимо- к связи, корректируя их определённым образом [11].
Мы полагаем, что искусство во всех проявлениях, а особенно хореография в сложившихся условиях будут играть очень важную роль именно в образовательном процессе, оказывая одновременно воспитательную, образовательную и развивающую
tq hq
более масштабного внедрения арт-педагогики в образовательные системы всех уровней. Автор монографии «Всемирная история танца» Курт Рассел в своем определении танца раскрывает практически безграничные возможности этого феномена: «Танец — это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура — в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве. Творец и творение ... сливаются в одно целое!». Только максимально используя весь потенциал культуры, искусства и творчества, возможно решить проблемы и задачи, встающие перед современным обществом и человеком, находя новые грани и возможности для дальнейшего развития и совершенст-вования.
Библиографический список
1. Баглай В. В. Этническая хореография народов мира : учебное пособие. СПб. : Издательство «Лань» ; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ». 2017. 384 с. (Учебники для вузов. Специальная литература).
2. Чурашов А. Г., Юнусова, Е. Б. Интеграция различных видов танцевально-двигательной терапией как доминирующий фактор полихудожественного подхода в артпедагогике // Профессиональное образование XXI века : коллективная монография / под ред. проф. Е. Ю. Никитиной. Москва: Перо. 2016. С. 187-206. - ISBN: 978-5-906847-27-0.
3. Фомин А. С., Фомин Д. А. Эволюция исторических типов танца: системный анализ Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4 (48). С. 245-250.
4. Н. Н. Вашкевич История хореографии всех веков и народов. Санкт-
а
«о
о
^ Петербург : Лань; Планета Музыки. 2009. - 190. с. - ISBN 978-5-8114-0994-5.
Sj 5. Хореография на подступах к самоопределению / WorldCulture. Миро-
вая культура : [сайт]. URL: http://www.woldculture.ru/woculs-161-3.html (Дата ^ обращения: 10.09.2020). g 6. Возбранная А. В. Генезис и трансформация танцевальной культуры в
контексте социокультурных изменений в России X-XVIII веков // Художественное образование и наука. 2019. № 2 С. 68-75. - ISSN: 2410-6348. tej 7. Афанасьева А.Б. "Диалог культур" в музыкально-хореографическом
фольклоре: история и современность, социокультурные и педагогические аспек-а ты // Вестник академии русского балета им. А. Я. Вагановой 2016. № 1 (42). С. дУ 88-96. ISSN: 1681-8962.
8. Еремина-Соленикова Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время. ^ Санкт-Петербург : Планета музыки. 2010. - 256 с. - ISBN 978-5-8114-1085-9.
9. Кособуцкая Н. Ю. Народный танец: социокультурные характеристики и функции // Вестник культуры и искусств. 2018. № 1 (53). - С. 76-81.
10. Иванова Г. В. Художественные особенности народно-сценического танца. к проблеме изучения в вузовской системе хореографического образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 40. С. 205-214. ISSN 2078-1768.
11. Кучеренко А. Л., Коноплева Н. А., Танец как феномен телесности на примере испанского танца фламенко // Гуманитарный вектор 2018. Т. 13. № 3. С 168-175. - ISSN: 1996-7853; eISSN: 2542-0038.
A. G. Churashov1, L. A. Klykova2, Ye. B. Yunusova3
1ORCID No. 0000-0003-2660-9669 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Choreography, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Cheliabinsk, Russia.
E-mail: [email protected] b
c
2ORCID No. 0000-0001-8913-5929 л
as
Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Dean of the Faculty of Folk Art, a
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. o
ci
E-mail: [email protected] С
ul
3ORCID No. 0000-0002-0872-3495 Г
al
Candidate of Pedagogic Sciences, p
h
л
а o
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
а
Associate Professor at the Department of Choreography,
E-mail: [email protected] o
n
DANCE AS A SOCIOCULTURAL
PHENOMENON IN THE PARADIGM OF HUMANIZATION r
OF HIGHER EDUCATION 1
1'
Abstract ^
Introduction. The aim of the study was to identify, scientif- |
ically substantiate the phenomenon of dance as a sociocultural 1.
a
phenomenon, study the changing role and function of this phe- io
n
nomenon of culture in connection with the development of society. ^ Clarification of the characteristics of social significance for cer- hh tain historical epochs.
Materials and methods. Theoretical-analysis of philosophical, psychological and educational literature, corresponding as- n
pects of the topic of research, theoretical-methodological and methodological literature in the field of theory and history of choreography, folk art culture, materials and publications on the topic of research, the study of materials of foreign and domestic experts, considering dance as an integral part of the development of the individual and society.
Results. The importance of dance as a sociocultural phenomenon and relationship with the socio-economic development of society are defined. The results of the study revealed that the dance initially had a large range of polyfunctionality and has a constant tendency to modify and develop.
Discussion. The role, importance and fucionality of dance in different aspects of human society's activities are considered in the historical perspective. It is emphasized that dance art initially had a multi-directional and effective means of personal development and socialization.
Conclusion. It is concluded that historically, in relation to the development of society, dance acquires new roles, meanings and functions for both the individual and society as a whole, and has the ability and ability to adapt in a changing environment and integrate with other arts.
§ Keywords: Dance; Sociocultural; Communication; Devel-
es
| opment; Adaptation; Dance function; Spiritual and cultural factor. Highlights:
Consideration of the multifunctional possibilities of chova reography in the context of the development of society;
The main functions of dance and their importance to the .. A person and society are represented;
> The results of the influence of choreography as an effec-
-s;
tive spiritual, cultural and physical factor of the formation of the
g individual and society in the historical aspect are analyzed.
ej
^ References
1. Baglay V.V. (2017), Etnicheskaya khoreografiya narodov mira (uchebnoye posobiye) [Ethnic Choreography of the Peoples of the World (Teaching Guide)]. Izdatel'stvo "Lan"'; Izdatel'stvo "Planeta muzyki", St. Petersburg, 384 p. (In Russian).
2. Churashov A.G., Yunusova Ye.B. & Edr. Nikitina Ye.Yu. (2016), Integratsiya razlichnykh vidov tantseval'no-dvigatel'noy terapiyey kak dominiruyushchiy faktor polikhudozhestvennogo podkhoda v artpedagogike [Integration of various types of dance-motor therapy as the dominant factor of polyartistic approach in art pedagogy]. Kollektivnaya monografiya, Izdatel'stvo "Pero", Moscow, pp. 187-206. ISBN 978-5-906847-27-0. (In Russian).
3. Fomin A.S. & Fomin D.A. (2012), Evolyutsiya istoricheskikh tipov tantsa: sistemnyy analiz [Evolution of historical types of dance: systematic analysis]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 4 (48), pp. 245-250. (In Russian).
4. Vashkevich N.N. (2009), Istoriya khoreografii vsekh vekov i b narodov [History of choreography of all ages and nations]. Lan'; Planeta c Muzyki, St. Petersburg, 190 p. ISBN 978-5-8114-0994-5. (In Russian). g
5. WorldCulture. Mirovaya kul'tura (2020), Khoreografiya na pod- a
o
stupakh k samoopredeleniyu [Choreography on the approaches to self- i determination]. Available at: http://www.woldculture.ru/woculs-161-3.html. u
(Accessed: 09.06.2020). (In Russian). |
6. Vozbrannaya A.V. (2019), Genezis i transformatsiya tantse-val'noy kul'tury v kontekste sotsiokul'turnykh izmeneniy v Rossii X-XVIII vekov [Genesis and the transformation of dance culture in the context of so-ciocultural changes in Russia of the 10th and 18th centuries]. | Khudozhestvennoye obrazovaniye i nauka, 2, 68-75. ISSN 2410-6348. (In Russian).
s
№ n o
e
7. Afanasyeva A.B. (2016), "Dialog kul'tur" v muzykal'no- p khoreograficheskom fol'klore: istoriya i sovremennost', sotsiokul'turnyye i g pedagogicheskiye aspekty ["Dialogue of Cultures" in musical and choreo- c^ graphic folklore: history and modernity, sociocultural and pedagogical aspects]. Vestnik akademii russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoy, 1 (42), 8896. ISSN 1681-8962. (In Russian). m
8. Eremina-Solenikova E.V. (2010), Starinnyye bal'nyye tantsy. No-
a
i o
n
voye vremya [Old Ballroom Dances. New Time]. Planeta muzyki, St. Petersburg, 256 p. ISBN 978-5-8114-1085-9. (In Russian).
9. Kosobutskaya N. Yu. (2018), Narodnyy tanets: sotsiokul'turnyye kharakteristiki i funktsii [People's Dance: Sociocultural Characteristics and e Functions]. Vestnik kul'tury i iskusstv, 1 (53), 76-81. (In Russian). ^
10. Ivanova G.V. (2017), Khudozhestvennyye osobennosti narodno- C stsenicheskogo tantsa. k probleme izucheniya v vuzovskoy sisteme khoreo-graficheskogo obrazovaniya [Artistic features of folk-stage dance. to the
o a
o s
problem of studying in the university system of choreographic education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 40, 205-214. ISSN 2078-1768. (In Russian).
11. Kucherenko A.L. & Konopleva N.A. (2018), Tanets kak feno-men telesnosti na primere ispanskogo tantsa flamenko [Dance as a phenomenon of physicality on the example of Spanish flamenco dance]. Gumani-tarnyy vektor,13, 3, 168-175. ISSN: 1996-7853; elSSN: 2542-0038 (In Russian).
a v o s u n
£
ttj £
a"
v
vlyko
lK v"
o
a r u
S
ej