DOI: https://doi.org/ 10.23670/IRJ.2018.67.016 Карпенко В.Н.1, Карпенко И.А.2, Горковец С.И.3
1 Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой хореографии, 2доцент кафедры хореографии, 3магистрант кафедры хореографии, Краснодарский государственный институт культуры ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы формирования личности в контексте искусства хореографии. В исследовании дана оценка воздействия занятий фольклорным танцем на личность участников хореографических коллективов. Структурный принцип классификации народной хореографии имеет конкретно-исторический характер и помогает реставрировать (реконструировать) те фольклорные образцы, которые были забыты и утрачены памятью народа. В структуре фольклорных произведений нашли отражение многие факторы действительности, в том числе «отпечаталась» и социально-бытовая функция танца.
Ключевые слова: хореография, фольклорный танец, воспитание, оздоровление, личность.
Karpenko V.N.1, Karpenko I.A.2, Gorkovets S.I.3
1PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Choreography, 2Associate Professor of the Department of Choreography, 3Master's Degree Student of the Department of Choreography, Krasnodar State Institute of Culture FOLKLORE DANCE AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN DANCE TROUPES
Abstract
The following article discusses the issues of personality formation in the context of the art of choreography. The study gives an assessment of the impact of folklore dance classes on the personality of the participants of dance troupes. The structural principle of the classification of folk choreography has a specific historical character and helps to restore (reconstruct) those folkloric patterns that were forgotten and lost by people. Many factors of reality are reflected in the structure offolklore works including the social function of dance.
Keywords: choreography, folklore dance, education, health improvement, personality.
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения всегда была высока. Независимо от характеристик того или иного периода всегда важными оставались вопросы, связанные с системой ориентиров воспитания, проблемой формирования определенной модели личности. «Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из вечных проблем в истории человечества ... особую актуальность и общественную значимость приобретают вопросы воспитания и обучения будущих поколений» [1, С. 59].
В системе искусства хореографии, в качестве важных элементов работают мировоззренческая, развивающая, информационно-просветительная, социально-воспитательная, культуротворческая, экспрессивная, релаксационная, коммуникативная, ценностно-гедонистическая, адаптационная и оздоровительная функции. Очевидно, что хореография является тем видом искусства, который способен воспитать в человеке чувство ответственности и долга, внимание к окружающим. Изучение и включение в хореографическое искусство своего народа дает возможность включения чувства патриотизма и гордости за свою нацию, способствует сохранению национального богатства и осуществляет живую связь времен и поколений.
«Чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства. А искусство танца - это общение. Только личность может по-настоящему проявиться, потому что есть что сказать. Без внутреннего богатства человека никакой прогресс не приносит пользы. По мере развития танца как вида искусства, он пережил разные стадии, выполняя определенные функциональные задачи, как утилитарные, так и эстетические, так как является одним из средств самовыражения человека. Танец передает духовные богатства. Это эмоции, чувства, это понимание красоты. Меняется время, несомненно, и танец ищет новые формы, отражающие действительность и соответствующие развитию человеческого сознания, его морали» [6, С. 6].
В начале XXI века Россия все активнее включается в международную культурную среду. Наша страна становится уверенным участником в процессах экономической и политической глобализации. Все это, с одной стороны, облегчает установление и укрепление межкультурных связей, с другой, создает угрозы для культурной идентичности России.
По этой причине в последнее время на государственном уровне принимаются меры по сохранению культурных традиций российского общества, этнического колорита. В контексте становления и развития национальной культуры толерантность играет одну из определяющих ролей. Она способствует формированию в общественном сознании представления о едином культурном пространстве Рос сии. Особенно это актуально «в процессе нравственного воспитания молодежи, когда на основе традиций предков, несущих гуманистические идеалы, формируются активная жизненная позиция, чувства патриотизма и любви к Родине» [8, С. 145-150]. При этом большое значение отдается эмоциональной составляющей воспитательного процесса.
Являясь частью народной художественной культуры, танцевальное искусство отражает известные и близкие каждому нормы поведения в обществе, гендерные взаимоотношения, культурные ценности. Особенно ярко это проявляется в народном танце. Он представляет собой, своего рода, кодовую систему определенной нации. Человек, находящийся внутри этой системы, посредством специфических хореографических элементов ассоциирует себя с ней, воспринимает свою личность, как неотъемлемую часть национального социокультурного кода. В нем скрыто множество информации, которая передается человеку посредством системы телодвижений, формированием
пространства и положением танцующих относительно друг друга. «Танец - это средство выражения эмоций путем постоянной смены движений, подчиненных определенному ритму» [7, С. 12].
По мнению ряда исследователей, особенно мощным инструментом формирования личностных качеств молодежи являются традиции русской хореографической школы, «фундамент которой составляют нравственные ценности православной религии и традиции народной жизни» [3, С. 23]. Данные традиции находят свое отражение в русском народном танце. Представляя собой конечный продукт взаимодействия различных элементов, он способен и призван отражать особенности национального характера, ментальные черты русского народа.
Археологические материалы свидетельствуют о том, что танец возник в эпоху верхнего палеолита, и случилось это задолго до возникновения музыки и поэзии. Танец выступает не просто одним из древнейших видов искусства, а самым первым представителем творческого начала в человеке.
«Танец - это слово линий человеческого тела, этому языку свойственно не только веселить, но и говорить глубокие вещи человеческой души» [9, С. 139].
В русском народном танце роль и функции воспитательного и образовательного фактора выполняет умение ладить с партнером. В этом процессе важным становится навык находить необычные ходы, положения тела и рук. Партнеры как бы подлаживаются друг под друга, настраиваются на лад, но при этом держатся на расстоянии, не допускают лишнего. Особенно это актуально и интересно в выстраивании отношений между разнополыми партнерами в танце. В данном случае танец направлен на формирование ответственности, доминирующей функции мужчины в жизни, напрямую связано с умением вести партнершу в танце, быть предусмотрительным, надежной опорой. Все это как нельзя лучше формировало навык общения молодых людей, навык выбора жизненного партнера. Формированию определенного морального облика способствовало и то, что в зависимости от возраста исполнитель танца следует определенным строго установленным правилам. «Так, девушкам, незамужним, негоже было в срамных плясках участвовать». Танец замужних женщин, как правило, сопровождался либо песней, либо частушкой, и порой -не всегда приличного содержания» [5, С. 178-179].
В настоящее время народный сценический танец приближается к традиционному, или бытовому, танцу. Его сущность выражается в стремлении отобразить как региональные особенности, так и исполнителя в частности. Исследователи отмечают, что при передаче одного и того же хореографического материала особенную важность приобретают качества отдельно взятого исполнителя. «Сценическая обработка танца состоит в том, чтобы, сохраняя народную основу и замысел танца, его самобытность, своеобразие и, наконец, оригинальность рисунка и манеру исполнения, обогатить его опытом профессионального искусства и тогда уже вынести на суд зрителей. Своеобразный язык танца, его движения, его лексика, точно краски в живописи, помогают создать картину» [10]. Зрительское восприятие этнографического хореографического материала происходит через призму исполнительского восприятия. ««Русская пляска - она не может быть названа иначе, потому что органически связана с русским человеком, с его натурой, с его манерой и способностью воспринимать окружающее, с его чувствами, с характером времени и обстоятельствами жизни. Когда русскую девушку или юношу тянет поплясать, оба они опираются именно на этот фундамент внутренних ощущений и вкладывают в свое творчество весь внутренний мир» [2, С. 287]. Таким образом, невозможно создать народный танец без крепкой внутренней, нравственной опоры исполнителя. «В быту народ танцует не для зрителя, а для себя. И если танец перенести на сцену в этом виде, сразу обнаружится ложь.. .Танец для зрителя не может быть копией житейской пляски» [4, С. 5].
Делая вывод, мы можем сказать, что народная хореография - это своего рода полифункциональная система, которая способствует полноценному многостороннему развитию человека, как в совершенствовании его объективных характеристик, то есть телесной субстанции человека (физическое здоровье, красота строения тела, ровная осанка и так далее), так и в формировании его субъективных свойств и качеств, составляющих сущностное содержание человека, другими словами его душевно-духовную организацию (нравственные идеалы, ценности, отношение к другим людям, силу воли и так далее).
Список литературы / References
1. Булатова Н.Д. Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю.А. Стрельцова // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. - 2014. - № 4 (15). - С. 58-63.
2. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / [общая ред. и послесл. М. Левина]. - Москва: Искусство, 1964. - 368 с.
3. Ерошенко Т.И. Перспективы взаимодействия социологии и образования // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. - 2014. - № 4 (15). - С. 21-24.
4. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка : метод. пособие / Н.И. Заикин // Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. - М. : Петит, 1991. - 134 с.
5. Калыгина А.А. Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения // Вестник МГУКИ. - 2016. - №2 (70). - С. 178-179.
6. Карпенко В.Н. Народно-сценический танец: монография / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 306 с.
7. Королева Э.А. Ранние формы танца / Э.А. Королева. - Кишинев, 1977. - 214 с.
8. Перегудова Т.В. Сущность и специфика героико-патриотического воспитания старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. № 1 (63). - С. 145-150.
9. Тихомиров В. Артист. Балетмейстер. Педагог / В Тихомиров. - М.: Искусство, 1971. - 391 с.
10. Фольклорные танцы Тверской земли: записаны автором в Тверской губернии в 1938 году / Т.А. Устинова. Тверь : Алексей Ушаков и К, 2002. - 159 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Bulatova N.D. Traditions of value-oriented personality education in the pedagogical system Yu. A. Streltsova [Tradicii cennostno-orientirovannogo vospitanija lichnosti v pedagogicheskoj sisteme JU.A. Strel'cova] // Culture and Education: a scientific journal of universities of culture and arts. - 2014. - No. 4 (15). - P. 58-63. [in Russian]
2. Goleizovsky K.Ya. Images of Russian folk choreography [Obrazy russkoj narodnoj horeografii] / [general ed. and after. M. Levin]. - Moscow: Art, 1964. - 368 P. [in Russian]
3. Eroshenko T.I. Prospects of interaction between sociology and education [Perspektivy vzaimodejstvija sociologii i obrazovanija] // Culture and Education: a scientific journal of universities of culture and arts. - 2014. - No. 4 (15). - P. 21-24. [in Russian]
4. Zaikin N.I. Folklore dance and its stage processing: method. allowance [Fol'klornyj tanec i ego scenicheskaja obrabotka : metod. posobie] / N.I. Zaikin // All-Russian scientific and methodological center of folk art and cultural and educational work. - M.: Petit, 1991. - 134 P. [in Russian]
5. Kalygina A.A. Pedagogical potential of Russian folk dance and its realization in the upbringing of the younger generation [Pedagogicheskij potencial russkogo narodnogo tanca i ego realizacija v vospitanii podrastajuwego pokolenija] // Vestnik MGUKI. - 2016. - № 2 (70). - P. 178-179. [in Russian]
6. Karpenko V.N. Folk-stage dance: a monograph [Narodno-scenicheskij tanec: monografja] / V.N. Karpenko, I.A. Karpenko, J. Bagana. - Moscow: INFRA-M, 2016. - 306 P. [in Russian]
7. Queen E.A. Early forms of dance [Rannie formy tanca] / EA. Queen. - Chisinau, 1977. - 214 P. [in Russian]
8. Peregudova T.V. The essence and specificity of the heroic-patriotic upbringing of high school students in the leisure and educational activities of the children's health camp [Rannie formy tanca] // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. - 2015. No. 1 (63). - P. 145-150. [in Russian]
9. Tikhomirov V. Artist. Choreographer. Teacher [Artist. Baletmejster. Pedagog] / In Tikhomirov. - Moscow: Art, 1971. -391 P. [in Russian]
10. Folkloric dances of the Tver land: written by the author in the Tver province in 1938 [Fol'klornye tancy Tverskoj zemli: zapisany avtorom v Tverskoj gubernii v 1938 godu] / TA Ustinova. Tver: Alexei Ushakov and K, 2002. - 159 P. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.012 Канокова Ф. Ю.
ORCID: 0000-0001-5360-3428, кандидат искусствоведения, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова НОГАЙСКАЯ ГРУППА ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЙ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ДАГЕСТАНА
Аннотация
Ювелирное искусство ногайцев проживающих на территории современного Дагестана имеет локальные особенности, что послужило предпосылкой к выделению женских украшений в отдельную группу. Недостаточная изученность исследуемой проблемы, скудные музейные коллекции, побудили автора к раскрытию ряда вопросов, касающихся выявлению самобытных черт и художественных особенностей женских ювелирных украшений караногайцев. В настоящей работе проведена классификация изделий по форме, способу ношения, рассматривается формирование орнаментальных мотивов. Результаты исследования помогут заполнить образовавшийся пробел в изучении ювелирного искусства Дагестана.
Ключевые слова: караногайцы, ювелирные украшения, серебро, орнамент, сердолик.
Kanokova F.Yu.
ORCID: 0000-0001-5360-3428, PhD in Arts, Kabardino-Balkaria State University named after H.M. Berbekova NOGAI GROUP OF WOMEN DECORATIONS IN THE JEWELERY OF DAGHESTAN
Abstract
The jewelry art of the Nogais living in the territory of modern Dagestan has local features, which served as a prerequisite for the allocation of women's jewelry in a separate group. Insufficient study of the problem, meager museum collections, prompted the author to disclose a number of issues related to the identification of original features and artistic features of women's jewelry of the Karanogais. In the present work a classification ofproducts according to the form, method of wearing, classification of ornamental motifs is considered. The results of the research will help to fill the gap in the study ofjewelry art in Dagestan.
Keywords: Karanogais, jewelry, silver, ornament, carnelian.
Последнее десятилетие ювелирное искусство народов, населяющих поликультурный Дагестан, привлекает пристальное внимание отечественных и зарубежных историков, этнографов и искусствоведов. Все чаще появляются научные работы, посвященные художественной обработке металла того или иного этноса, объектом исследований ученых становятся яркие и самобытные изделия, ювелирные центры, творчество народных мастеров.
При рассмотрении стилистики женских украшений отдельных групп, можно выявить аварскую, лакскую, кубачинскую и ногайскую группы. На сегодняшний день совершенно неизученным остается вопрос о самобытности и художественном качестве украшений последней, что является основной проблемой настоящего исследования. В статье, на основе общих и частных методов культурологического и искусствоведческого исследования, раскрыты многие аспекты исследуемой проблемы, а проведенная полевая экспедиция в Ногайский район Республики Дагестан,