Научная статья на тему 'Отражение русского национального характера в народной танцевальной культуре'

Отражение русского национального характера в народной танцевальной культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
911
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / РУССКИЙ ТАНЕЦ / ТРАДИЦИЯ / НАРОДНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CHARACTER / RUSSIAN DANCE / TRADITION / FOLK DANCE CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пашкова Татьяна Витальевна

Целью статьи является исследование историко-культурных факторов, определивших своеобразие русского национального характера, и традиций, сложившихся в русской танцевальной культуре и влияющих на процессы создания танцевальных образов в профессиональном хореографическом искусстве. Научная новизна заключается в позиционировании русского национального характера как предмета искусствоведческого исследования. Также впервые рассматривается специфика воплощения русского национального характера в народно-сценическом танце. В результате установлено, что историко-культурные факторы, повлиявшие на специфику русского национального характера, оказывают значительное воздействие на развитие профессионального хореографического искусства в русле национальных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTING THE RUSSIAN NATIONAL CHARACTER IN FOLK DANCE CULTURE

The article aims to research historical and cultural factors that defined the unique Russian national character and analyse traditions that emerged in the Russian dance culture and now influence the processes involved in creating dance images in professionnal choreographic art. Scientific novelty of the study lies in presenting the Russian national character as a research subject of art criticism. The work is also the first one to consider uniqueness of embodying the Russian national character in folk stage dance. As a result, it was found that historical and cultural factors that influenced the unique Russian national character continue to have a major impact on development of professional choreographic art in line with national traditions.

Текст научной работы на тему «Отражение русского национального характера в народной танцевальной культуре»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.9.31

Пашкова Татьяна Витальевна

Отражение русского национального характера в народной танцевальной культуре

Целью статьи является исследование историко-культурных факторов, определивших своеобразие русского национального характера, и традиций, сложившихся в русской танцевальной культуре и влияющих на процессы создания танцевальных образов в профессиональном хореографическом искусстве. Научная новизна заключается в позиционировании русского национального характера как предмета искусствоведческого исследования. Также впервые рассматривается специфика воплощения русского национального характера в народно-сценическом танце. В результате установлено, что историко-культурные факторы, повлиявшие на специфику русского национального характера, оказывают значительное воздействие на развитие профессионального хореографического искусства в русле национальных традиций.

Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/9/31.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 9. C. 161-164. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.9.31 Дата поступления рукописи: 09.06.2020

Целью статьи является исследование историко-культурных факторов, определивших своеобразие русского национального характера, и традиций, сложившихся в русской танцевальной культуре и влияющих на процессы создания танцевальных образов в профессиональном хореографическом искусстве. Научная новизна заключается в позиционировании русского национального характера как предмета искусствоведческого исследования. Также впервые рассматривается специфика воплощения русского национального характера в народно-сценическом танце. В результате установлено, что историко-культурные факторы, повлиявшие на специфику русского национального характера, оказывают значительное воздействие на развитие профессионального хореографического искусства в русле национальных традиций.

Ключевые слова и фразы: национальный характер; русский танец; традиция; народная танцевальная культура.

Пашкова Татьяна Витальевна

Московская государственная академия хореографии pashkova_tatiana@mail. т

Отражение русского национального характера в народной танцевальной культуре

Различие народов и людей на планете является богатством нашего мира. Сохранение этнокультурной специфики необходимо, так как «безликой была бы жизнь человека, не будь она расцвечена многообразием национально-культурных отличий и особенностей, которые обнаруживаются как на поверхности, так и на глубинных уровнях его бытия» [16, с. 147]. Унификация и стандартизация всех сторон жизни ведёт к потере национальной самобытности, к отрыву от своих этнических корней. «Национальный человек больше, а не меньше, чем просто человек, в нём есть родовые черты человека вообще и ещё есть черты индивидуально-национальные» [2, с. 85]. Человеку необходимо ощущать свою причастность к своему народу, родной нации, иметь которую «есть поистине счастье, а утратить с нею связь есть великое горе» [11, с. 200]. Актуальность обусловлена тем, что в условиях прогрессирующей глобализации важно не только сохранить особенности множества культур, существующих на планете, но и национальную специфику художественных произведений и образов, созданных на основе народного творчества.

Задачи данной работы:

• исследование причин, повлиявших на формирование русского национального характера;

• анализ специфики проявления различных черт русского национального характера в народной танцевальной культуре;

• рассмотрение особенностей воплощения русского национального характера в профессиональном хореографическом искусстве;

• выявление значимости национальных традиций, продолжающих свою жизнь в сценических произведениях, созданных средствами хореографии, и влияющих на процессы формирования ценностных ориента-ций наших современников.

В искусствоведческих исследованиях эпизодически затрагивается проблема воплощения в народно-сценическом танце русского национального характера, но его специфика рассматривается фрагментарно, только в связи с анализом каких-либо иных аспектов хореографии. Теоретической базой исследования послужили труды А. А. Борзова, В. В. Ванслова, К. Я. Голейзовского, Р. В. Захарова, В. П. Ивинга, А. А. Климова, В. М. Красовской, И. А. Моисеева, Ю. И. Слонимского, А. А. Соколова-Каминского, Н. М. Стуколкиной, Т. С. Ткаченко, В. И. Уральской, Т. А. Устиновой, А. И. Чижовой, Л. А. Шаминой, Э. И. Шумиловой, Н. И. Эльяша, но и в этих работах русский национальный характер не является основным предметом анализа. Таким образом, настоящее исследование основных черт русского национального характера, нашедших своё отражение в народной танцевальной культуре, восполняет недостаток теоретических работ, посвященных данному вопросу. Методы исследования: наблюдение, описание, сравнение; изучение и анализ теоретических источников и видеоматериалов; обобщение и систематизация полученных данных. Практическая значимость определяется возможностью использовать материалы исследования при постановке хореографических номеров и спектаклей, персонажи которых (в соответствии с сюжетом) являются представителями русского народа.

Одной из причин утраты современным обществом духовности и ряда важных морально-этических ценностей стало разрушение традиций народной художественной культуры, в которых веками формировались идеалы народа и проповедовались доброта, честность, любовь к матери, семье, Родине, труду. В настоящее время явственно ощущается необходимость возрождения и сохранения этих традиций. И. А. Ильин в своих работах особое внимание уделял значению и сохранению русской культуры, отмечал, что воспитание русского ребенка не может быть полноценным без русских сказок, стихотворений и песен. Философ считал, что особенно захватывающим и «непосредственно национализирующим видом искусства остаётся русская пляска со всей её свободой и ритмичностью, со всем её лиризмом, драматизмом и неистощимым юмором» [Там же, с. 206].

Облик нации, её психологический и идеологический портрет ярко проявляются в народной танцевальной культуре, на формирование которой влияют природная (географическая) среда, язык, религия, психический

склад этноса. Танец, так же как и музыка, «выражает думы и чувства народа, у которого он возник» [8, с. 34]. Народная хореография проникнута гуманностью, жизнерадостностью, лиризмом, добрыми шутками; танцы -это радостные эмоции, улыбки, оптимизм. Положительная энергетика, свет и тепло, исходящие от народных танцев, передаются зрителям, возвышают и облагораживают их.

В течение веков русский народ создавал свою танцевальную культуру, в которой нашли отражение и особенности русского национального характера, который формировался на широких просторах Руси, закалялся в борьбе с набегами племён хазар, половцев, татар, в преодолении неблагоприятных климатических условий и связанных с этим трудностей хозяйственного развития. Уклад жизни, этические и эстетические представления, идеалы и обычаи русского народа вырабатывались столетиями. Родившись в определенном родовом коллективе, человек непосредственно в процессе жизни приобщался и к традициям танцевальной культуры, элементы которой сохранялись и передавались от поколения к поколению.

Понятие «национальный характер» является предметом исследования различных отраслей знания (философии, психологии, социологии); особенности русского национального характера в своих трудах анализировали философы (Э. А. Баграмов [1, с. 103], Н. А. Бердяев [2], Л. Н. Гумилев [6]), историки (Д. С. Лихачев [13, с. 263]), писатели (Ф. М. Достоевский [7]), искусствоведы (В. П. Ивинг [9], А. А. Соколов-Каминский [17, с. 237]), хореографы (К. Я. Голейзовский [5], Р. В. Захаров [8, с. 72]). Н. А. Бердяев, отмечая соответствие между необъятностью и безграничностью русских равнин и безграничностью и устремленностью в бесконечность русской души, писал: «Широк русский человек, широк как русская земля, как русские поля» [2, с. 60]. В характере русского человека всегда были такие качества, как свободолюбие, неукротимость воли, смелость, удаль, чувство собственного достоинства, целомудрие, скромность, весёлость нрава, радушие и гостеприимство. В народном творчестве, как в зеркале, отражаются лучшие черты национального характера, достойные подражания. «Огромные водные бассейны и лесные массивы, просторные степи, широкие реки, высокие горы, пустыни, бесконечные снежные дали, великие таёжные пущи и моря напитали простором характер русского человека и воспитали его широкий жест» [5, с. 264]. Географические и природные особенности рождали определенный уклад жизни, а следовательно, и особые черты поведения и характера народа; повлияли на язык русского танца, созданный из всего самого ценного, принципиального и значимого для этноса, отобранного им и отшлифованного столетиями существования.

Бескрайние просторы России, разнообразие климатических зон определили богатство народного танцевального творчества: хороводов, плясок, кадрилей, отличающихся своей оригинальной хореографией и манерой исполнения в разных регионах страны. Орнаментальные хороводы поражают красотой и замысловатостью перестроений; в игровых хороводах отражаются трудовые процессы, семейные отношения, затрагивается и любовная тематика; известны также и хороводы, в которых высмеиваются отдельные пороки и недостатки людей. В народной традиции хороводы выполняли и воспитательную функцию: их участники учились умению общаться и учтиво приветствовать друг друга; сдержанное исполнение и степенность поведения особо ценились в северных районах России. Песни, под которые водили хороводы, наполняли их смыслом и обусловили эмоциональную выразительность и повествовательность, присущую русской хореографии.

Основное отличие пляски от хоровода - количество и разнообразие танцевальных движений, которые определяют её форму, стиль и характер. «Русские пляски и раньше и сейчас способны нести в себе любое содержание - комическое или лирическое, драматическое или трагическое» [3, с. 39]. В плясках раскрывалась душа русского человека. Пляска предоставляла исполнителям возможность для проявления веселья и радости, кокетства и нежности, позволяла юношам показать свою удаль, задор, смелость, находчивость, а девушкам продемонстрировать застенчивость, стыдливость, грациозность, а иногда игривость и озорство. Для мужских плясок характерны различные коленца, присядки, верчения, прыжки, свободные и широкие движения рук, притопы, «хлопушки». Женские пляски включали в себя разнообразные шаги, дробные выстукивания, повороты; особое значение придавалось певучим движениям рук, чью выразительность часто дополняли и подчеркивали летящие линии платка. С течением времени «женская пляска, сохранив прежнюю плавность и величавость, приобрела большую свободу в выборе танцевальных движений. <...> Пляска стала разнообразнее по своим танцевальным движениям, более выразительна и эмоциональна» [4, с. 159].

Особенностью русской пляски является наличие в ней элемента импровизации. Эта традиция присутствовала ещё в творчестве скоморохов и сохраняется в русском танце до настоящего времени. «Пляска предполагает импровизированное свободное исполнение. <...> Плясать - значит фантазировать, изобретать, свободно используя знакомые и сочиненные тут же движения» [19, с. 22-23]. Импровизация чаще проявлялась в сольной мужской пляске, отличавшейся лихостью, стремительным темпом, где танцор артистично и от всей души старался исполнить как можно больше новых, сложных, иногда шуточных или смешных движений, чтобы удивить зрителей и показать своё мастерство. «Русский танец есть импровизация, проистекающая от переполненного чувства» [10, с. 437], - подчеркивал И. А. Ильин.

Одно из ярких проявлений русского национального характера - это перепляс, представляющий собой соревнование как минимум двух человек, но широко известны и групповые переплясы, исполнение которых могло принимать спортивный характер. В старинном традиционном русском переплясе участвовали только парни или молодые мужчины [12, с. 103], но в XX веке ситуация изменилась, и в настоящее время широко распространены и женские переплясы. Существуют варианты танца, где девушка «соревнуется с юношей не только в разнообразии движений, но и в ловкости, находчивости» [4, с. 159]. В женском исполнении появились такие черты, как активность, смелость, уверенность в себе.

Пришедшая в Россию в XIX веке кадриль предоставляла возможность более свободного общения между танцующими; она была привлекательна обилием разнообразных фигур, плясового и музыкального материала и могла исполняться не только по праздникам. «Старинная кадриль, особенно в северных губерниях, отличалась медленным темпом, плавностью и величавостью танцевальных ходов девушек, большой сдержанностью движений в мужских плясках» [Там же]. В многочисленных кадрилях, постепенно распространившихся по всей стране, ярко проявляются особенности танцевальных традиций отдельных регионов.

Своей спецификой отличаются и русские танцы Сибири, имеющие общие корни с русскими танцами европейской части России, поскольку переселенцы бережно хранили традиции обрядов и праздников, почитавшихся в центральных и западных регионах страны, и перенесли на новые места проживания первоначальную основу и технику плясок своих областей. Однако более обеспеченная и раскрепощенная жизнь крестьян, суровый климат сформировали особый склад характера сибиряков, что отражалось на манере исполнения ими танцев - более свободной и независимой.

Многогранность русского национального характера раскрывается в спокойных и величавых хороводах, блещущих удалью и темпераментом плясках, задорных и затейливых кадрилях. «Только люди, взлелеянные безграничными степными просторами, благодатным шумом зелёных лесных океанов, непередаваемой тишиной и покоем окружающего мира, могли создавать такие кружевные ритмы песен и плясок, величавых, медленных, как плывущие в тихую погоду по синему небу облака, или быстрых, как дождь, ударяющий миллионами капель по листьям молодых берёзок и дубков» [5, с. 40]. Не оставаясь неизменными и отбрасывая со временем наносные, случайные элементы, народные танцы сохраняли наиболее типичные движения, свойственные русскому этносу. Некоторые из этих танцев, трансформируясь, сохранились до наших дней. Будучи отображением народной жизни, как и всякое явление фольклора, народный танец, развиваясь, постепенно перемещался с улиц на сцену. Присущие русскому народному танцу эмоциональность, одухотворенность и осмысленность движений, пластика, музыкальность, выразительность и реализм пантомимы, подчеркнутая индивидуальность исполнения становились выразительными средствами профессионального хореографического искусства. С народными представлениями о красоте связаны многие образы спектаклей русского балетного театра.

Народно-сценический танец, вобрав в себя лучшие черты традиционной национальной культуры, играет существенную роль в культурной жизни нашей страны и выполняет определенные социальные функции. Отражая художественными средствами окружающий мир, народно-сценический танец оказывает влияние на формирование этнической солидарности, а также приобщает индивида к культуре своего народа, давая ему возможность при сопоставлении себя с людьми других национальностей осознать свою идентичность с конкретной этнической группой. Передавая знания от поколения к поколению, устанавливая связь между прошлым и настоящим, между индивидом и обществом, народно-сценический танец формирует у зрителя определенную систему ценностей и эстетические воззрения. Одна из основных задач этой разновидности хореографического искусства - «передать в пластике эмоциональный портрет народа, показать наиболее типичные черты национального характера» [15, с. 2].

Хореографам и исполнителям, передающим информацию о народе языком танца, необходимо понимать свою ответственность перед зрителями. Анализируя концертные программы и спектакли различных профессиональных и любительских коллективов, автор исследования неоднократно наблюдал явные искажения русских народных танцев, когда в погоне за спецэффектами и зрелищностью из хореографии исчезало стремление отразить лучшие черты национального характера. Автором исследования также отмечалось наличие в русских танцах элементов, несвойственных отечественной танцевальной культуре; костюмы артистов относились к стилю исторической эпохи, не соответствующей музыкальному оформлению танца. Такие «детали» формируют ложное представление о танцевальной культуре русского народа и своеобразии его национального характера. В 2003 году на II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу хореографам и преподавателям рекомендовалось быть более внимательными к тому, «что мы внедряем при своих постановках на сцене непосредственно в язык выразительных средств русского танца» [18, с. 13]. С точки зрения автора статьи, при создании сценических русских танцев необходимо добиваться правдивого отражения образов, созданных народом, сохранять их характер.

Следует отметить значение русской традиционной культуры в процессе воспитания будущих поколений. Национальные традиции скрепляют общество, предохраняют его от распада, способствуют адаптации его членов к внешнему окружению, обеспечивают координацию деятельности людей. Этническая идентификация дает возможность индивиду обладать «исторической памятью», прочувствовать непрерывную связь с прошлым, обеспечить историческую преемственность заветов старины, преданий отцов, традиций и фольклора. В каждом народе, независимо от расы, языка, религии, типа хозяйственной деятельности и т.п., именно традиционная культура формирует мировоззренческие представления человека, его ценностные ориентации, нормы поведения в обществе.

Национальные традиции содержат правила жизненного поведения человека, играют значительную роль в воспитании нового поколения в духе нравственности. В отношении к сохранению национальных традиций проявляется наше отношение к детям и внукам, которым мы должны передать информацию о культуре наших предков. «Традиции - это люди, и особенно те, которые умеют эти традиции развивать, связывать с новыми веяниями жизни, с новыми требованиями к искусству, те, которые чувствуют время и умеют заставить традиции работать на нынешний день» [14, с. 43].

Традиции и ценности народного творчества каждодневно открывают новые возможности для развития хореографии. Национальные пластические линии воссоздаются во многих постановках современных хореографов.

Пути постижения национальных особенностей разнообразны, но, используя в своих произведениях образное начало элементов фольклора, находя в этнографии прообразы профессионального искусства, нельзя забывать о народных эстетических представлениях и идеалах и необходимости точно воплощать национальный характер. В 1998 году Т. А. Устинова говорила: «Наша задача - просто сейчас помочь развивать в человеке русские черты. И наши коллективы художественные, самодеятельные, профессиональные коллективы - они должны быть и как зрелище, и как учитель, и как воспитатель» [20, с. 9]. Этот завет выдающегося хореографа, крупнейшего специалиста в области русского народного танца, актуален и в настоящее время. Выводы

• Географические и природные особенности нашей страны, обусловившие многообразие народных танцев и их региональную самобытность, оказали значительное влияние на формирование русского национального характера.

• Многогранность русского национального характера находит своё отражение в народных танцах, по-разному раскрываясь в хороводах, плясках, кадрилях.

• При постановке народно-сценических танцев хореографам следует учитывать историко-культурные факторы, определившие своеобразие и уникальную образность русского танца, и сохранять его самобытность.

• Постановщики и исполнители, создающие на профессиональной сцене произведение, основанное на традициях народного творчества, должны обладать знаниями о специфике русского национального характера и уметь воплотить подлинные черты этого характера в танцевальных образах.

Список источников

1. Баграмов Э. А. Национальный вопрос и буржуазная идеология (критика новейших политико-социологических концепций). М.: Мысль, 1966. 325 с.

2. Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. 207 с.

3. Борзов А. А. Танцы народов мира. М.: Университет Натальи Нестеровой, 2006. 496 с.

4. Васильева Е. Д. Танец. М.: Искусство, 1968. 247 с.

5. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. 368 с.

6. Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. СПб.: Кристалл, 2002. 352 с.

7. Достоевский Ф. М. Пушкин (очерк). Дневник писателя на 1880 год // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1984. Т. 26. С. 136-149.

8. Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. 431 с.

9. Ивинг В. П. Узловое звено - образ в танце // Советский балет. 1985. № 2 (21). С. 49-52.

10. Ильин И, А. О русской идее // Русская идея: сборник статей / сост. и авт. вступ. ст. М. А. Маслин; коммент. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1992. С. 436-443.

11. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 39-282.

12. Климов А. А. Основы русского народного танца. М.: Искусство, 1981. 270 с.

13. Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост., подг. текста и вступ. ст. Д. Н. Бакуна. М.: Российский фонд культуры, 2006. 336 с.

14. Мессерер А. Выигранный бой // Константин Сергеев: сборник статей / сост. М. И. Березкина. М.: Искусство, 1978. С. 41-45.

15. Моисеев И. А. Голос дружбы и взаимопонимания // Советский балет. 1983. № 5 (12). С. 2-3.

16. Сикевич З. В. Русские: «образ» народа (социологический очерк). М.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 152 с.

17. Соколов-Каминский А. А. Русский балет и фольклор. Опыт исторической характеристики // Музыка и хореография современного балета. Л.: Музыка, 1987. Вып. 5. С. 218-240.

18. Уральская В. И. Русский танец - культура России // Русский народный танец. История и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу: сборник статей. М.: ГРДНТ, 2003. С. 10-14.

19. Уральская В. И. Театр балета сегодня. М.: Редакция журнала «Балет», 2013. Ч. I. Природа танца (истоки и рождение). 200 с.

20. Устинова Т. А. Заветы Мастера // Русский народный танец. История и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу: сборник статей. М.: ГРДНТ, 2003. С. 5-9.

Reflecting the Russian National Character in Folk Dance Culture

Pashkova Tatiana Vitalyevna

The Bolshoi Ballet Academy, Moscow pashkova_tatiana@mail. ru

The article aims to research historical and cultural factors that defined the unique Russian national character and analyse traditions that emerged in the Russian dance culture and now influence the processes involved in creating dance images in profession-nal choreographic art. Scientific novelty of the study lies in presenting the Russian national character as a research subject of art criticism. The work is also the first one to consider uniqueness of embodying the Russian national character in folk stage dance. As a result, it was found that historical and cultural factors that influenced the unique Russian national character continue to have a major impact on development of professional choreographic art in line with national traditions.

Key words and phrases: national character; Russian dance; tradition; folk dance culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.