Научная статья на тему 'Роль отечественного бального танца в сохранении исторического наследия бальной хореографии'

Роль отечественного бального танца в сохранении исторического наследия бальной хореографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
691
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореографическое искусство / бальная хореография / отечественный бальный танец / историческое наследие бальной хореографии. / choreography / ballroom dance / Russian national ball dance / history of ballroom dance.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Э. А. Варин

Хореографическое искусство – глубинный пласт многовековой культуры, часть национального культурного наследия, нуждающегося в сохранении и развитии. Решение современных проблем народного образования в хореографическом искусстве требует глубокого изучения важнейших направлений народного творчества и хореографической культуры через отечественный бальный танец. Отечественный бальный танец, являясь элементом народно-художественного хореографического творчества, осуществляет функции духовного воспитания и формирование эстетического вкуса в танцевальном искусстве. В статье отражены истоки бальной хореографии, специфические особенности хореографического искусства бального танца, а также их направление и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RUSSIAN BALLROOM DANCE IN PRESERVING THE HISTORICAL HERITAGE OF BALLROOM CHOREOGRAPHY

Choreographic art is a deep layer of centuries-old culture, a part of the national cultural heritage that needs to be preserved and developed. The solution of modern problems of public education in the choreographic art requires a deep study of the most important areas of folk art and choreographic culture through the domestic ballroom dance. Russian ballroom dance, as an element of folk art choreographic creativity, performs the functions of spiritual education and the formation of aesthetic taste in the dance art. The article reflects the origins of ballroom choreography, the specific features of ballroom dance choreography, as well as the direction and their development

Текст научной работы на тему «Роль отечественного бального танца в сохранении исторического наследия бальной хореографии»

• созданием единой электронной информационной образовательной средой (библиотечный документальный фонд, электронный каталог и электронная библиотека) СГУПС);

• максимизацией доступности электронных информационных ресурсов и библиотечных фондов;

• дальнейшей глобальной информатизацией библиотеки;

• генерацией собственных информационных ресурсов;

• расширением и модернизацией онлайн библиотечно-информационных

услуг;

• совершенствованием культурно-просветительской и воспитательной работы со студентами;

• модернизацией пространства библиотеки и созданием комфортных условий для работы читателей;

• укреплением и модернизацией материально-технической базы для реализации организационно-структурных преобразований;

• рекламой и формированием позитивного имиджа научно-технической библиотеки СГУПС;

• развитием кадрового потенциала библиотеки.

В связи с поставленными задачами рассмотрим современное состояние научно-технической библиотеки. В настоящее время библиотека СГУПС располагает следующими ресурсами:

1. 2365,2 кв. м. площадей, занятых под фонд;

2. 83 компьютера;

3. 179 посадочных мест в 5 читальных залах;

4. Объем книжного фонда - 1 001653 изданий;

5. Объем информационно-образовательных ресурсов составляет свыше 3 600 000 экземпляров, включающий как традиционные, так и электронные издания;

6. Объем электронного каталога составляет свыше 278 000 названий;

7. Электронная библиотека НТБ СГУПС составляет свыше 10 тыс. единиц (327 803 стр.)

Также библиотека предоставляет пользователям бесплатный доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным ниже в табл. 1:

Для повышения качества информационного обслуживания внедрена автоматизированная выдача литературы АБИС «ИРБИС». Кроме того, библиотечный сайт позволяет обеспечивать оперативное информирование пользователей о составе фондов, коллекциях, электронных услугах.

Таким образом, достижения и основные направления развития библиотеки СГУПС очевидны, однако нельзя не отметить ряд основных трудностей и проблем, которые нужно решать уже сейчас:

• недостаточное взаимодействие с университетскими подразделениями по информационному обеспечению образовательного, учебного и научного процессов;

Библиографический список

Таблица 1

Полнотекстовые информационные ресурсы

Полнотекстовые информационные ресурсы Примечание

ЭБС «Университетская библиотека» Базовая коллекция + АСВ

ЭБС «ЛАНЬ» Коллекция издательства УМЦ ЖДТ

ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина г. Санкт-Петербург

Научная электронная библиотека (НЭБ) РГБ

Электронная библиотека диссертаций РГБ

Полнотекстовая справочно-информаци-онная система КонсультантПлюс

Сводный каталог нового поколения ЭКБСОН ГПНТБ России

• создание комфортных условий для читателей на отдельных площадках библиотеки;

• повышение эффективности использования информационных ресурсов пользователями библиотеки;

• недостаточность финансирования процесса формирования традиционного фонда, приобретения электронных баз данных;

• обеспечение сохранности и безопасности открытых библиотечных фондов на основе современных технологий;

• модернизация и дополнительное оснащение компьютерами читальных залов библиотеки;

• недостаточный уровень профессиональных компетенций работающих библиотекарей.

В заключение стоит отметить, что реализация заявленной Концепции-проекта развития научно-технической библиотеки СГУПС и Концепция развития вузовских библиотек России могут являться ориентиром развития библиотечного дела. При этом настоящая Концепция развития научно-технической библиотеки СГУПС поможет создать библиотеку нового формата и поколения, которая является значимым звеном в едином информационно-образовательном пространстве вуза.

1. Кудрина Е.Л., Ивина К.В. Цифровая среда - новые вызовы вузовской библиотеке. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019; Т. 3, № 2: 126 - 134. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-2-126-134

2. Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71570570/

3. Современная цифровая образовательная среда РФ. Паспорт приоритетного проекта. Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10.2016 № 9). Available at: http://static.government. ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYf TvOAG.pdf

4. О реализации национальной технологической инициативы. Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 № 317. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/71380666/ paragraph/1:4

5. Концепция развития вузовских библиотек России. 2018. Available at: http://www.lib.tsu.ru/sites/default/files/koncepciya_ razvitiya_universitetskih_bibliotek_rossii_v2.pdf

6. Нещерет М.Ю. Цифровизация процессов обслуживания в библиотеках - это уже реальность. Библиосфера. 2019; № 2: 19 - 25. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-19-25

7. Шваб К. Четвертая промышленная революция. Москва: Э, 2017.

References

1. Kudrina E.L., Ivina K.V. Cifrovaya sreda - novye vyzovy vuzovskoi biblioteke. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2019; T. 3, № 2: 126 - 134. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-2-126-134

2. Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v RF na 2017 - 2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/

3. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda RF. Pasportprioritetnogoproekta. Utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam (protokol ot 25.10.2016 № 9). Available at: http://static.government. ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYf TvOAG.pdf

4. O realizacii nacional'no!tehnologichesko!iniciativy. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.04.2016 № 317. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/71380666/paragraph/1:4

5. Koncepciya razvitiya vuzovskih bibliotekRossii. 2018. Available at: http://www.lib.tsu.ru/sites/default/files/koncepciya_ razvitiya_universitetskih_bibliotek_rossii_v2.pdf

6. Nescheret M.Yu. Cifrovizaciya processov obsluzhivaniya v bibliotekah - 'eto uzhe real'nost'. Bibliosfera. 2019; № 2: 19 - 25. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-19-25

7. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. Moskva: 'E, 2017.

Статья поступила в редакцию 11.04.20

УДК 78

Varin E.A., senior lecturer, Ball Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: anastasia_dance@rambler. ru

THE ROLE OF RUSSIAN BALLROOM DANCE IN PRESERVING THE HISTORICAL HERITAGE OF BALLROOM CHOREOGRAPHY. Choreographic art is a deep layer of centuries-old culture, a part of the national cultural heritage that needs to be preserved and developed. The solution of modern problems of public education in the choreographic art requires a deep study of the most important areas of folk art and choreographic culture through the domestic ballroom dance.

Russian ballroom dance, as an element of folk art choreographic creativity, performs the functions of spiritual education and the formation of aesthetic taste in the dance art. The article reflects the origins of ballroom choreography, the specific features of ballroom dance choreography, as well as the direction and their development.

Key words: choreography, ballroom dance, Russian national ball dance, history of ballroom dance.

Э.А. Варин, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: anastasia_dance@rambler.ru

РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ БАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Хореографическое искусство - глубинный пласт многовековой культуры, часть национального культурного наследия, нуждающегося в сохранении и развитии. Решение современных проблем народного образования в хореографическом искусстве требует глубокого изучения важнейших направлений народного творчества и хореографической культуры через отечественный бальный танец. Отечественный бальный танец, являясь элементом народно-художественного хореографического творчества, осуществляет функции духовного воспитания и формирование эстетического вкуса в танцевальном искусстве. В статье отражены истоки бальной хореографии, специфические особенности хореографического искусства бального танца, а также их направление и развитие.

Ключевые слова: хореографическое искусство, бальная хореография, отечественный бальный танец, историческое наследие бальной хореографии.

Хореографическое искусство существует с древнейших времен и само по себе имеет объемное и широкое понятие, являясь творческой областью человеческой деятельности, через призму времени подчиненной закономерностям развития и уклада жизни культуры общества.

Когда и как появилось, сейчас уже трудно сказать. Но можно предположить, что танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жестах, подчинились музыке и ритму.

«В основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой. И сейчас еще в плясках некоторых племен Африки и Австралии можно увидеть подражание охоте: танцоры раскрашивают лицо и тело, надевают маски. И под однообразную дробь барабана разыгрывается выразительная сцена: исполняющий роль дикого животного подражает его повадкам, остальные, действующие как охотники, подкрадываются, заманивая добычу и т.д. О большой роли танца в жизни африканцев свидетельствуют многие факты, в том числе наскальная живопись бушменов в Южной Африке» [1, с. 4].

В дальнейшем образуются несколько видов хореографического искусства: сценические и бытовые танцы, которые выполняют определенную функцию в мире и обществе.

Одним из направлений хореографического искусства является бальный танец, возникший в период Ренессанса. Имеется мнение, что наименование возникло от слова «балет» (франц. ballet, итал. ballo - «танец», «пляска»). А также с термином «бальный танец» на практике зачастую применяются другие понятия или определения: «массовый», «бытовой», «общественный» танец. Однако первые бальные танцы или, как их называли, светские танцы, зародились в XII веке, в период расцвета рыцарской культуры (эпоха средневековья). До нашего времени остались только лишь наименования данных танцев.

Один из танцев того времени - бальный бранль, возникший из Франции, существенно повлиял на развитие бальной хореографии. Народ с увлечением танцевал его в праздничные дни и накануне праздников. Бранль был признан любимейшим народным танцем, который, в свою очередь, стал одним из первых форм бального танца. Исполнение бранля в каждой французской провинции было своеобразным. Танцы с покачиваниями и притопами именовались простыми бран-лями; в исполнении подскоков и прыжков - веселыми, исполнении которых могло быть по овалу или по длине зала. Для бранля была характерна примитивность и бедность движений с большим количеством реверансов, плавных, закругленных движений и церемонности. Светское общество заимствовало народное развлечение. Кавалеры в шляпе и соответствующем костюме со шпагой, дамы с опущенными глазами, величественная манера держаться, неторопливое движение и исполнение всего стиля бранля делают танец чрезвычайно интересным. На смену бранлям пришел один из известных исторических танцев - павана. Танец с канделябрами и факелами в руках производил огромное впечатление. Танцем открывались балы, свадебные церемонии.

С ростом городов хореографическое искусство поднимается на новую ступень. Особенно в этот промежуток времени оттачиваются и отшлифовываются танцевальные выразительные па.

Впоследствии на смену бассдансам приходят танцы со стремительной скоростью, темпом и красотой поз, с прыжками и поворотами - менуэт и ригодон. Характерным примером такого рода танцев является «романеска». В конце XVII в. во Франции, Великобритании, а также в Германии контрданс приобретает собственное исполнение, симметричный салонный танец британских крестьян. С усложнением танцевальных композиций и танцевальной лексики приходит потребность длительного обучения танцам. В танцевальные залы Европы за короткий промежуток времени попадают самые модные и популярные танцы: польский народный, легкий и кокетливый экосез, а также гавот и многие другие.

Парные танцы заменили массовые, которые стали пользоваться популярностью после Великой французской революции. Самыми непростыми танцами

были гавот и менуэт, исполнение которых требовало длительного изучения. Танцевальные формы широкого круга общества пришли на смену этикетным сложным танцам. Неповторимым пристрастием пользовался провансальский хороводный танец - фарандола. Танец исполнялся массово, когда все жители, взявшись за руки, двигались вслед за ведущим, образуя цепочку и «выписывая» необыкновенные формы: спиралевидные змейки, ручейки, мосты.

«Вскоре, на рубеже XVIII и XIX веков, ведущее место занимает бальный танец вальс. Исследователи утверждают, что вальс берет свои корни от австрийского танца лендлера, который был распространен в Австрии и Южной Германии. Так же известно, что вращательные движения в танцах произошли задолго до рождения самого танца и вальсовой музыки. Среди старинных песен Австрии и Германии найдется много таких, которые исполнялись в ритме вальса, под них и исполняли дреер, лендлер и ленчор» [1, с. 23].

Возникновение вальса отвечало общепризнанным меркам того времени социальной жизни. Это был легкий, непосредственный танец, дававший огромную возможность импровизации, вследствие чего он и полюбился широким кругам городского населения, коим был чужд придворный этикет. Но длительное время церковь и светские власти запрещали исполнение даже самых простых и элементарных фигур вальса.

«Родился и расцвел вальс в Вене, но в разных странах этот «король» танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка и другие, очень распространен был вальс втроем - альман и вальс в два па, который часто называли русским. Возникли танцы, куда вальс входил как необходимая часть танца. Например, па де труа состоял из менуэта, мазурки и вальса» [2, с. 7].

Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои собственные главные черты, сочетая в себе широту и динамику с необыкновенной плавностью и легкостью, танец оказал большое воздействие на весь бальный репертуар. Высоко ценились преподаватели танца во Франции, которая считалась законодательницей танцевального искусства и диктовала всему миру манеру исполнения. Впоследствии ведущее место Франции перешло к Австрии, а затем и России.

Лучшие достижения хореографической культуры и признание отечественного бального танца в России получили вначале XVIII в., что способствовало формированию русской хореографической школы.

«Как известно, введение Петром I балов, или, как их тогда называли, «ассамблей», вызывало неудовольствие старшего поколения и огромный энтузиазм у молодежи. В допетровскую эпоху публичные развлечения не практиковались, только свадьбы отличались необыкновенной пышностью» [3, с. 16 - 18].

«Распространены были перенесенные из Франции менуэт, павана, куранта, англез и другие танцы. Утверждают, однако, что все эти танцы не могли удовлетворить Петра, поскольку казались слишком медленными. Уверяют, что Петр сам изобрел особый танец, гораздо более оживленный. Он состоял в том, что сначала танцующие двигались очень медленно, затем, по знаку маршальского жезла, и стар и млад пускались в неистовый пляс, толкались, бегали; при этом кавалеры должны были ловить уклонявшихся от них дам. Кто оставался без дамы, тот должен был по окончанию танца в виде штрафа осушить кубок «большого или малого орла». Скорее всего, это был не изобретенный специальный танец, а старинный немецкий гросфатер» [4, с. 95 - 96].

В конце XVIII - начале XIX в. российский танцевальный репертуар значительно расширяется. Появились танцы, такие как котильон, французская кадриль, полонез, а также характерные танцы: экоссез, лансье, краковяк, матредур, венгерка.

В результате закономерного сложного процесса продолжается формирование русской, а впоследствии и советской школы бального танца.

В первом десятилетии XX века развитие хореографического искусства в ходе совершенствования стиля исполнения и характера передаваемого в новых формах и новых образах привело к появлению новых бальных танцев на основе

национального хореографического искусства народов нашей страны. В советский период среди вновь созданных бальных танцев, которые были жизнерадостными, грациозными, свободными от нарочито-усложненных, изысканно-салонных манер, можно назвать «Сударушку», «Сибирскую полечку», «Разрешите пригласить», литовский танец «Рилё», бурятскую «Туяну», латышский «Вару-вару», украинскую «Славутянку» и многие др. Они вызвали интерес у молодежи.

Взаимное влияние и обогащение танцевальных культур в процессе образования отечественных современных бальных танцев отражают национальные традиции, становясь народными и массовыми, приобретая художественную ценность.

Как уже отмечалось, современный бальный танец рассчитан на широкий круг общества. К современному бальному танцу большой интерес и стремление проявляет молодежь, в исполнении как традиционного, так и нового репертуара. В пособии «Современный бальный танец» В.М. Стриганова и В.И. Уральской [2] предлагается рабочая классификация бальных танцев и разделение на группы, такие как:

- танцы народов СССР;

- танцы народов социалистических стран;

- танцы латиноамериканских ритмов;

- танцы в ритме польки;

- танцы в ритме вальса;

- танцы в ритме фокстрота и танго;

- танцы современных ритмов.

В наше время художественная самодеятельность является могучим фактором нравственно-эстетического воспитания. Одно из ее массовых и популярных проявлений - самодеятельное хореографическое творчество. Бальный танец привлекает к себе не только богатой возможностью пластического самовыражения, но и формированием правильных навыков культуры общения, способностью вселять в человека бодрость, оптимизм, уверенность в себе. Он помогает быть духовно и физически красивым, способствует развитию таких качеств, как эстетическая чуткость, эмоциональная чистота, творческая активность.

Ныне в клубах, домах и дворцах культуры страны большое количество коллективов, в творчестве которых нашли свое место все основные жанры бальной хореографии. Улучшается идейно-художественное содержание репертуара танцевальных коллективов, повышается исполнительское мастерство, расширяется сфера общественного признания.

На сегодня уже четко определились три направления в развитии жанра бальной хореографии: конкурсная бальная хореография (танцевальный спорт, конкурсы), ансамбли бального танца и массовое бытовое танцевание. При наличии общих стилевых и жанровых черт, каждое из этих направлений имеет свои особенности и законы развития, обусловленные их функциональной нагрузкой.

Жизнедеятельной основой конкурсного бального танца является принцип творческого состязания исполнителей. Принцип, который существовал в течение всей истории танцевального искусства и который берет свое начало в народной хореографии, богатой разнообразием форм танцевальных соревнований. Именно поэтому в развитии конкурсного бального танца важную роль играет система оценок исполнительского мастерства, те критерии, которые будут способствовать ориентации в дальнейшем совершенствовании конкурсного бального танца. Сейчас в областных, краевых и общероссийских общественных спортивных организациях создаются группы членов судейской коллегии из числа специалистов по бальным танцам для оценки исполнительского мастерства на конкурсах.

«Широкое развитие получили ансамбли бального танца, впитавшие в себя стилевые особенности жанра конкурсного бального танца, актуальность репертуара массовой бытовой хореографии, законы сценического искусства. Это направление, безусловно, имеет большое будущее, что подтверждается ростом числа таких коллективов. Эта сценическая форма раскрывает новые возможности использования пластики бального и бытового танца в профессиональной хореографии» [5, с. 45].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным направлением развития бального жанра является массовая бытовая хореография - общественный, социальный танец, который в быту пробуждает в человеке творческую активность, способствует его приобщению к прекрасному, создает непринужденность в общении.

Скальковский К.А. в своем предисловии к книге Плещеева А. А. «Наш балет» в 1899 году приводит интересное высказывание Людовика Галеви, известного французского писателя XIX века, о танцах не только как об удовольствии и забаве, но и их важном социальном значении в вопросе брака и демографии. «Даже вопрос о браке, говорит остроумный академик, тесно связан с вопросом о танцах. В настоящее время брак находится в упадке во Франции - это доказано статистикой. Ну-с, я убежден, что если теперь меньше женятся, то это потому, что меньше танцуют... Три четверти браков по любви совершались прежде при помощи танцев. Теперь вместо танцев встречаются в салонах, в музеях, в опере и там разговаривают - это, конечно, прекрасно, но разговаривать недостаточно. Ум, образованность, конечно, хорошия вещи, но это не все! Тур вальса открывает много такого, чего не откроет никакой разговор». Что сегодня крайне актуально в стране в свете последнего послания президента Российской Федерации В.В. Путина парламенту.

«Широка и многогранна деятельность учреждений культуры и общественных спортивных танцевальных организаций по развитию сети кружков, студий и школ массового танцевального обучения, созданию ансамблей бального танца, пропагандирующих высокую исполнительскую культуру. Организуются творческие дискуссии, семинары, теоретические конференции по проблемам развития бальной хореографии и массовой танцевальной культуры. Проводятся различного рода исследования в этой области самодеятельного художественного творчества, смотры, фестивали и конкурсы» [5, с. 45].

Интенсивное развитие и размах хореографической самодеятельности, естественно, порождает немало проблем, как организационных, так и творческих. Речь идет о неравномерности развития танцевальной самодеятельности в республиках, краях, областях. Большие сложности возникают в сюжетно-те-матическом решении танцевальных постановок: в них порой встречается и поверхностная интерпретация идеи произведения, и схематичность образов, и кочующие из номера в номер штампы, и элементы эклектики, и трюкачество. При создании программ в коллективах народного танца фольклорный первоисточник нередко утрачивает свою подлинность. Недостаточное внимание уделяется сохранению образцов местного танцевального фольклора, что ведет к забвению областных особенностей народных танцев. Часто самодеятельные коллективы ограничиваются механическим копированием постановок профессиональных хореографических ансамблей, отрываются от местных народных традиций, теряют самобытность.

Остро стоит в художественной самодеятельности проблема сценического костюма. В ряде случаев он теряет свой характер и колорит. Музыкальный материал не всегда соответствует содержанию номера с плохим качеством звучания.

«Проблем много: больших и малых. Многое зависит здесь от квалификации кадров руководителей коллективов танцевальной художественной самодеятельности на местах. Между тем, профессионально подготовленных педагогов, балетмейстеров, руководителей, учитывая масштабы нашей страны и массовость самодеятельного хореографического творчества, постоянно не хватает. А резервы имеются - речь идет о практике подготовки руководителей самодеятельных танцевальных коллективов на факультетах общественных профессий вузов» [5, с. 45].

Одна из главных задач в подготовке высококвалифицированных специалистов бальной хореографии в высших учебных заведениях - формирование учебных процессов с широким использованием первоисточников.

Преподавание предмета «Отечественный бальный танец и методика его преподавания» не имеет такого многовекового опыта, каким обладает курс классического танца, все время совершенствующийся, все время идущий вперед, о чем свидетельствуют замечательные достижения артистов русского балета. Но уже и теперь можно отметить, что занятия отечественным бальным танцем приносят существенную пользу будущим исполнителям. Да и не только им. Они создают необходимые условия для роста и развития самого предмета и тех педагогов, которые, несомненно, перенесут результаты своей работы на сцену.

В отечественном бальном танце прошлого педагог ищет, помимо его стилевых особенностей, оригинальные па, которые освежили бы обычные представления о том или ином танце.

Характерный танец оперирует в основном материалами быта, театрально видоизменяет и перерабатывает народные пляски, на их мотивах создает новые танцы, служащие средством образной характеристики сценических персонажей. И отечественный бальный танец тоже оперирует материалами быта, но почти исключительно в сфере развлечений городского общества. В бальных танцах прошлого отражены вкусы различных социальных слоев, различных классов - от королевской семьи и придворной среды до сравнительно демократических групп городского населения. Классификация бальных танцев по этим признакам чрезвычайно сложна, так как сплошь и рядом одни и те же танцы служили разным социальным группам, будучи ими соответственно приспособлены. Отсутствие материалов затрудняет попытки классификаций. Важно лишь помнить, что истоки отечественного бального танца любой прошлой эпохи и любого народа следует искать в народном танце, в народном творчестве. Это было отмечено выдающимся французским хореографом, реформатором балета Жан-Жорж Новерром, он рекомендовал балетмейстерам путешествовать и изучать народные танцы.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что отечественный бальный танец, являясь элементом народно-художественного хореографического творчества, осуществляет функции духовного воспитания и формирования эстетического вкуса в танцевальном искусстве.

Конкурсный бальный танец опускается в разряд рядового спортивного состязания. В потере целостного характерного образа в танце видится главная проблема. Нельзя допускать исчезновение исторического наследия из сферы бального хореографического искусства. Ответственность в этом вопросе ложится на хореографа-педагога. Работа с танцевальным коллективом должна обязательно вестись с учетом развития творческих данных, а не только в соревновательном аспекте. Преподаватель должен вводить танцоров в творческий мир танца, стремиться находить художественный образ в каждом танце, прививать ощущение позиционирования себя как творца, артиста, творческой личности.

Библиографический список

1. Секрет танца. Cоставитель Т.К. Васильева. Cанкт-Петербург: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.

2. Современный бальный танец. Под редакцией В. ^риганова и В. Уральской. Москва: Просвещение, 1978.

3. Бахрушин Ю.А. История русского балета: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1977.

4. Роман с танцем. ^ставитель М.Ю. Ерёмина. Cанкт-Петербург: ООО ТФ «Созвездие» 1998.

5. Советский балет. Научно-теоретический и критико-публицистический иллюстрированный журнал министерства культуры CCCR 1982; № 1. References

1. Sekret tanca. Sostavitel' T.K. Vasil'eva. Sankt-Peterburg: TOO «Diamant», OOO «Zolotoj vek», 1997.

2. Sovremennyj bal'nyj tanec. Pod redakciej V. Striganova i V. Ural'skoj. Moskva: Prosveschenie, 1978.

3. Bahrushin Yu.A. Istoriya russkogo baleta: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1977.

4. Roman s tancem. Sostavitel' M.Yu. Eremina. Sankt-Peterburg: OOO TF «Sozvezdie» 1998.

5. Sovetskij balet. Nauchno-teoreticheskij i kritiko-publicisticheskij illyustrirovannyj zhurnal ministerstva kul'tury SSSR. 1982; № 1.

Статья поступила в редакцию 11.04.20

УДК 378.1

Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern

Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

FORMATION OF FLEXIBLE SKILLS AS A CRITERION FOR PREPARING STUDENTS STUDYING IN ENGINEERING FIELDS. Today, around the world, including Russia, the need for new generation of specialists is growing, who would have all the modern professional, practical skills to work in the specialty, be ready for mobility and constant professional career growth. A modern highly qualified specialist must possess flexible skills that allow to better navigate the global transformations, and with which he can freely navigate his profession. Modern university education should be aimed at developing students' universal competencies. A centuries-old pedagogical system must evolve. Today, modern educational technologies do not require students to memorize new material, but to develop their skills in various fields - from planning that is understandable in this situation, to the ability to convince the validity of their decision. In a higher education institution in engineering, special attention is paid to higher mathematics. This discipline is a special educational discipline, which serves as the foundation for the study of other general engineering and special disciplines. In the article the researcher analyzes a set of flexible skills and considers how they can be developed in mathematics classes.

Key words: flexible skills, professionalism, teaching methods, critical thinking, cluster, general intellectual development, training technologies, highly qualified specialist, universal competencies, modern education.

М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ КАК КРИТЕРИЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

На сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, возрастает потребность специалистов нового поколения, которые обладали бы всеми современными профессиональными, практическими навыками работы по специальности, были готовы к мобильности и постоянному профессиональному и карьерному росту. Одним словом, современный высококвалифицированный специалист должен владеть гибкими навыками, которые позволят лучше сориентироваться в мировых трансформациях и в своей профессии. Современное вузовское образование должно быть направлено на развитие у студентов универсальных компетенций. Сложенная вековая педагогическая система должна эволюционировать. Сегодня современные образовательные технологии требуют от обучающихся не заучивание нового материала, а развитие у них навыков различной направленности - от вполне понятного в данной ситуации планирования до умения убеждать, обосновывать свои решения. В высшем учебном заведении на инженерных направлениях особое внимание уделяется высшей математике. Данная дисциплина является особым образовательным предметом, который служит фундаментом для изучения других общеинженерных и специальных дисциплин. В данной статье представлен комплекс гибких навыков, рассмотрено, каким образом можно их развивать на занятиях по математике.

Ключевые слова: гибкие навыки, профессионализм, методы обучения, критическое мышление, кластер, общеинтеллектуальное развитие, технологии обучения, высококвалифицированный специалист, универсальные компетенции, современное образование.

На сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, возрастает потребность в специалистах нового поколения, которые обладали бы всеми современными профессиональными, практическими навыками работы, были готовы к мобильности и постоянному профессиональному и карьерному росту, поскольку недостаточно иметь глубокие знания и опыт, чтобы быть успешным. Главная цель, которая стоит перед вузами, заключается в том, чтобы подготовить специалиста квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда. Одним словом, современный высококвалифицированный специалист должен владеть гибкими навыками, с помощью которых можно свободно ориентироваться в своей профессии. Разберем определение гибких навыков, и как можно их развить на занятиях по высшей математике.

Сегодня иметь только знания недостаточно, поэтому необходимо развивать навыки, будь то профессиональные навыки, которые можно связать с личной эффективностью, или те, которые можно применить в различных областях деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие гибких навыков XXI века является одним из образовательных трендов и обязательных факторов, которые должны определять кадровую политику страны [1]. Гибкие навыки ценятся тем, что с их помощью можно лучше сориентироваться в мировых трансформациях, в новых различных направлениях или технологиях.

Гибкие навыки XXI века - это целый комплекс, который включает в себя:

1. Развитие глубокого критического мышления. На сегодняшний день большое количество операций автоматизированы. С помощью действий человека можно проанализировать и интерпретировать правильность и точность применения конкретной технологии [2, с. 77].

2. Креативность. Потребность в людях, которые способны генерировать новые инновационные идеи.

3. Инициативность, умение анализировать и самостоятельно принимать решения, работать в команде, обладать лидерскими качествами личности.

4. Владение медиаграмотностью, а именно, владение знаниями информационных и коммуникационных технологий.

5. Развитие таких качеств личности, как гуманизм, личная, гражданская и социальная ответственность, поликультурная компетентность.

Проанализировав данный комплекс гибких навыков, видим, что они делятся на две части. Первая часть навыков направлена на сферу работы с людьми, а другая часть относится к развитию умственной деятельности.

Основной целью обучения в вузе в рамках компетентностного подхода является формирование и развитие у обучающихся, личностных качеств, умений и навыков, необходимых им в будущей профессиональной деятельности [3, с. 99]. Для того чтобы чувствовать себя уверенно в будущем, необходимо: во-первых, развивать свои мыслительные способности, а во-вторых, совершенствовать умение взаимодействовать с людьми. Поэтому ключевым звеном в решении проблемы успешности в будущей профессии является развитие у студентов «гибких навыков». Человек, у которого развит тот комплекс навыков, рассмотренный выше, остается и будет оставаться востребованным в течение длительного времени. Образование должно идти в ногу с развитием современного общества.

Используя элементы технологии развития критического мышления, у обучающихся можно сформировать такие качества личности, как настойчивость, гибкость, поиск компромиссных решений, готовность к планированию. А также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.