УДК 378.12
Doi: 10.31773/2078-1768-2023-62-259-264
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Буратынская Светлана Вениаминовна, доцент кафедры балетмейстерского творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры балетмейстерского творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Целищева Оксана Дмитриевна, преподаватель кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания личности и роли хореографического искусства в данном процессе. Раскрываются современные формообразования в различных видах искусства, в том числе и в хореографическом, как модные тенденции активного поиска реализации танцевального искусства. Приводится анализ хореографических фестивалей и конкурсов, от областных до международных, от любительских до профессиональных, от детских до взрослых, где нашествие «робототехники» в танце, абстракции, неоправданной философичности наблюдается в репертуарах творческих коллективов.
Рассматривается хореографическое искусство как средство творческой деятельности, развивающее духовные качества личности, воздействующее на внутренний мир человека, его доброжелательное отношение к лучшим национальным танцевальным традициям, которые являются живым выразительным воплощением национального миропонимания, нравственных и эстетических взглядов, составляющих особую ценность в определенный исторический период.
Определяется значимость сценических работ хореографа через понимание зрителем мастерства балетмейстера во владении пластическим языком, поскольку танец - это не только хореография, но и философия, рефлексия художественного мира. И чтобы понимать его, необходимо, прежде всего, понимать самого себя и сущность мира в целом. При расширении своего кругозора появляется вероятность уважения и понимания других культур, возможность высоко ценить и бережно относиться к своей, осмысленно оценивать огромный вклад, который привнесла своя культура в золотой фонд мирового культурного пространства.
Раскрывается роль и огромное значение танца как средства воспитания национального самосознания, которое вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными с помощью его средств явлениями объективного мира.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, духовность, балетмейстер, хореографическое искусство, межкультурный диалог, личность.
CHOREOGRAPHIC ART AS A FACTOR OF PERSONAL SPIRITUALITY EDUCATION
Buratynskaya Svetlana Veniaminovna, Associate Professor of Department of Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Paliley Aleksandr Vasilyevich, PhD of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Tselishcheva Oksana Dmitrievna, Instructor of Department of Folk Dance, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article discusses the issues of spiritual and moral education of the individual and the role of choreographic art in this process. Modern forms in various types of art, including choreography, are revealed as a fashionable trend of active search for the realization of dance art. The analysis of choreographic festivals and competitions, from regional to international, from amateur to professional, from children to adults, where the invasion of robotics in dance, abstraction, unjustified philosophicness is observed in the repertoire of creative teams.
Choreographic art is considered as a means of creative activity that develops spiritual qualities of a person.
The author gives an aspect of the impact of the art of choreography on the inner world of a person, his benevolent attitude to the best national dance traditions, which are a living expressive embodiment of the national worldview, moral and aesthetic views that are of particular value in a certain historical period.
The significance of the choreographer's stage works is determined through the audience's understanding of the choreographer's mastery of the plastic language, since a dancer is not only choreography, but also philosophy, reflection of the artistic world. And in order to understand it, it is necessary, first of all, to understand oneself and the essence of the world as a whole. With the expansion of one's horizons, there is a possibility of respect and understanding the other cultures, the opportunity to appreciate and take care of one's own, to appreciate the huge contribution that one's own culture has made to the golden fund of the world's cultural space.
The role and great importance of dance as a means of educating the national consciousness, which causes an emotional response associated with the phenomena of the objective world transformed by its means, is revealed.
Keywords: aesthetic education, spirituality, choreographer, choreographic art, intercultural dialogue, personality.
Мы можем точно утверждать, что испокон веков исконно русские культура и искусство, основанные на обычаях, аутентичности, преемственности, отличались своей духовностью, душевностью, возвышенностью, любовью к человеку, родине, земле, жизни.
Анализируя научные издания искусствоведов России [1; 6; 8] о творчестве ведущих художников, композиторов, хореографов, можно с уверенностью отметить, что созданные ими произведения укрепляют и развивают искусство, которое органично вошло в духовную жизнь людей. Становление и развитие творческого потенциала человека через понимание и любовь к искусству ориентируют его на совершенствование и развитие творческих способностей, что способствует развитию индивидуальной музыкальной, хореографической и другой деятельности.
Формирование духовно-нравственной культуры личности в процессе познавательной и творческой деятельности позволяет повышать уровень эстетической культуры и воспитания. Искусствовед Н. В. Соковикова в своей работе «Психология балета» указывает на то, что частью общей куль-
туры личности является эстетическая культура, которая по законам и нормам красоты и гармонии способна понимать и трансформировать действительность [8].
Подтверждением этому служит высказывание В. Г. Белинского: «Чувство изящного - есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства нет гения. Нет ума, остается один пошлый "здравый смысл". Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности» (цит. по [8, с. 76]).
Хореографическое искусство как особый вид творческой деятельности было свободно и естественно вплетено в процесс духовной жизни людей, выполняло свои прямые художественные функции в культурном пространстве общества. Представляясь великолепным и выразительным олицетворением когнитивных особенностей национальных, нравственных и эстетических взглядов в разные периоды исторического развития, хореографическое искусство оказывало влияние на духовный мир человека, его положительное отношение к лучшим национальным традициям и общечеловеческим ценностям. Следовательно,
танец как вид искусства имеет огромное значение в сфере воспитания национального сознания и самосознания. Поэтому он вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными с помощью его средств явлениями объективного мира. Подтверждением этому служат приведенные в работе В. Н. Рожкова, С. В. Буратынской [7] высказывания многих выдающихся хореографов, начиная от зарождения профессионального хореографического искусства до современности.
«Балетмейстер должен соединять совершенное знание искусства танца и пантомимы с основательными познаниями в музыке и рисовании. Изучение литературы и великих мастеров также для него весьма полезно. Балетмейстер должен иметь некоторое представление о механике и геометрии, что даст ему возможность точно и правильно построить рисунок и движение танца. .. .Но знание, самое необходимое для автора театральных пьес, которое требует от него собственного внимания и от которого зависит весь эффект его работы, - это знание действительной жизни и человеческого сердца; без этого нельзя приступить ни к какой работе. .Чтобы добиться славы, необходимо обладать известной чувствительностью души, которую все окружающее волнует, захватывает, трогает, интересует и которая живо откликается на малейшую эмоцию.»1.
«Любой театральный танец, в том числе и классический, воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистичном, а не абстрактном движении»2.
«Вместо традиционного дуализма, балет должен гармонично объединить три важнейших элемента - музыку, декорации и пластическое искусство. танец должен поддаваться осмыслению. Движения тела не должны опускаться до банальной пластики. танец обязан отражать душу»3.
«Красота в скульптуре, живописи, поэзии и танце - это не геометрическая красота пропорций, но живое и воодушевленное ее выражение. Основное действие и весь ход театрального представления захватывают внимание только в том случае, если они даны интересно; тогда они беспокоят и волнуют наши чувства, и мы принимаем участие в судьбе действующих лиц. Главная заслуга автора заключается в умении завладеть умом и чувствами зрителя. Нашими образцами и вожатыми должны быть подлинные и душевные движения»4.
«Я не понимаю пустословия в искусстве. В искусстве лучше не сказать ничего, чем сказать ничего. Танцевать просто для того, чтобы танцевать, ничего этим не выразив: если не мысль, так чувства, - нет смысла! Иначе это не искусство, а пустое времяпрепровождение»5.
«Только бессмысленных движений и жестов не может быть и не должно быть в балете, поскольку жест и движение являются выразителями сознательных или подсознательных ощущений. Нельзя жонглировать жестом в угоду эффективности формы.»6.
Таким образом, ведущие балетмейстеры отмечают, что традиции танцевального искусства каждого народа являются важным компонентом духовного наследия. У народов славянского происхождения в танце обязательно должно присутствовать смысловое содержание, так как каждый эпизод, фигура танца имеют особую значимость, представляя конкретное действие.
Фестивали, конкурсы современной хореографии международного, российского уровня говорят об обратном. Танец не имеет души, живых переживаний и эмоций, трепета чувств. Он безличен и холоден. А еще зачастую агрессивен и содержательно пуст. Этому свидетельствуют мно-
1 Карло Блазис, итальянский танцовщик, хореограф, балетный теоретик и педагог XVII века (цит. по [7, с. 12]).
2 Советский артист балета, солист Большого театра, балетный педагог Николай Тарасов (цит. по [7, с. 24]).
3 Русский, позднее американский артист балета и хореограф Михаил Фокин (цит. по [7, с. 33]).
4 Шарль Луи Монтескье, французский писатель, правовед и философ эпохи Просвещения (цит. по [7, с. 146]).
5 Игорь Моисеев, советский и российский артист балета, танцовщик, хореограф, педагог, основатель и балетмейстер Государственного академического ансамбля народного танца (цит. по [7, с. 151]).
6 К. Голейзовский, советский артист балета, балетмейстер, хореограф (цит. по [4, с. 328]).
гие комментарии известных хореографов, критиков-искусствоведов.
Так, например, в декабре 2016 года, после проведения XXIX Международного фестиваля современной хореографии IFMC в Витебске, свое мнение высказал один из членов жюри, хореограф, художественный руководитель театра современной хореографии «Киев Модерн-Балет» Раду Поклитару: «...к сожалению, почти все конкурсные работы тяготеют к часто неоправданной многозначительности, сумраку, печали, депрессии. И очень редко современный танец дарит радость, улыбку и юмор» [6].
Мнение знаменитого хореографа поддержала Лариса Барыкина - председатель экспертного совета, член творческого союза СТД России и Союза композиторов СССР, музыкальный и театральный критик, эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска», критик Nijinsky Dance Awards (Монако), член директората Российского отделения Всемирного танцевального альянса (WDA): «В современном танце каждый может назвать себя хореографом, в итоге индивидуальности на сцене не стало, прогрессируют некомпетентность и непрофессионализм. К сожалению, теперь стыдно быть эмоциональным, стыдно соответствовать хорошей музыке, надо быть "высокоинтеллектуальным" и говорить о каких-то глобальных страданиях и поисках» [2].
В 2016 году по завершении Открытого Российского конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, который проходил с 24 октября по 2 ноября на сцене Пермского театра оперы и балета, российский хореограф, солист и балетмейстер театра «Балет Евгения Панфилова», лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Алексей Расторгуев в социальных сетях отметил, что гениальность хореографов, к сожалению, не замечена опять, а заниматься уроком каждый день не обязательно - зачем! Далее он отрицает мысль о том, что школы не нужны, вузы тем более! В конце своего выступления балетмейстер подчеркивает, что школа классического танца - основа всех видов хореографии.
Даже на основе этих трех высказываний можно сделать определенный вывод, не обяза-
тельно претендующий на итоговый. Современное танцевальное искусство претерпевает колоссальные изменения: с одной стороны, огромное влияние западной хореографической культуры в поисках инновационных хореографических форм, текстосложения, повышения уровня профессионального исполнительского мастерства, с другой - оскудение содержательности и чувственности. Все чаще танец не имеет души, он имеет только тело, зачастую идеальное, высокотехничное.
Следовательно, понятие «духовность» тесно связано с воспитанием у студентов нравственно-этических ценностей, заложенных в национальной народной культуре. Духовный мир студентов как будущих балетмейстеров заключается в своеобразном отображении интеллектуальной и духовно-нравственной жизни всего общества, со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем хореограф имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.
Формирование духовного мира студента-балетмейстера как творческой личности складывается из следующих факторов:
- характер субъектно-объектных отношений балетмейстера как личности и общества;
- социальная важность продуктивной творческой деятельности балетмейстера;
- социальная адаптация балетмейстера, способного непринужденно ориентироваться в решении творческих задач.
Таким образом, для развития духовных качеств студента-хореографа необходима ориентация на представленные ведущими балетмейстерами мира оригиналы сценического хореографического искусства. Как показывает практика, данная ориентация способствует творческой самореализации хореографов в практической деятельности, воплощая в творческие проекты идеалы бытовой жизни. Осуществляя творческо-педагогический процесс при постановке танцевального номера, балетмейстер ведет поиск таких средств, которыми можно выразить разнообразные общечеловеческие чаяния, надежды, чтобы проявить их в собственных творческих
работах. Посредством осознанного технического, физического и эмоционально-содержательного исполнения хореографического текста танцевальных композиций - образцов наследия классического, народно-сценического и современного танца - студенты приобретают необходимый сценический опыт безошибочного исполнения, с достижением желаемых результатов, к которым стремились балетмейстеры-педагоги в своих творческих работах.
Духовно-нравственный образ, имеющий важное значение для действия хореографического искусства, его эмоциональное переживание позволят воспитать мощь духа, чувство долга и, вероятно, окажут положительное влияние на обновление поведения зрителя.
В настоящее время современными балетмейстерами подготовлено множество хореографических произведений, которые исходят из изысканий самой сути самореализации «уголков души», потаенных порой от себя самого. Поэтому совершенно неслучайно в литературных источниках о хореографии есть доктрина о том, что современное хореографическое искусство - это искусство выражения языком тела и театральными средствами позитивных идей нашего времени, а также и злободневных тем.
Главный акцент в современных хореографических произведениях делается в танце на высокое исполнительское мастерство артистов-танцовщиков, правдивость воспроизведения танцевальных движений, этюдов, сцен, при этом недопустимо смешивание различных мелодий, без их жанровых, стилевых и временных оттенков.
Родник вдохновения танцовщика - его тело и наработанные индивидуально-творческие способности, но без заложенных с раннего детства жизненной позиции, мироощущения и тенденций мастерство хореографа может и не воплотиться из-за туманных представлений о предстоящей работе. В благоприятном же случае выходит потрясающая волна, которая подталкивает публику на высокую эмоциональную восприимчивость. Неиссякаемость интеллекта и его творческих феноменов являются самой основной мыслью как хореографического произведения, так и самого балетмейстера.
Следовательно, современный балетмейстер стремится к поиску всех компонентов своей хореографической работы внутри себя, в своем подсознании. Отсюда следует, что современные хореографические произведения получают свое развитие с ярким выражением темы и идеи номера, с соблюдением основных законов построения драматургического действия, а это значит, что в данном случае понимает постановку не только сам хореограф-постановщик, но и зритель. Если зритель поймет и осознает хотя бы половину представленного хореографического произведения - это уже можно считать успехом. Каждому хореографу характерен свой пластический язык. Именно он является отличительной чертой его творчества. Умение балетмейстера владеть пластическим языком определяется через понимание зрителем главной сути сценических работ хореографа. Танец не столько хореография, сколько философия художественной рефлексии мира, чтобы понимать его, необходимо, прежде всего, понимать самого себя и сущность мира в целом.
Формирование духовного прогресса личности предусматривает углубление миропонимания, восприимчивости к искусству в целом, в том числе и хореографическому. Современная хореография существует и развивается благодаря постоянному общению народов мира, представляющих свою культуру на творческих конкурсах и фестивалях. Способом в достижении взаимного понимания народов в области хореографического искусства являются движения. Танцевальный диалог -это своеобразный язык, который способствует пониманию своего «я» и общению с другими. В этом и заключается важнейшее условие подлинности творческого процесса в хореографическом искусстве.
Таким образом, диалог танцевального искусства народов мира имеет сильное влияние на становление и развитие творческой личности, предоставляется возможность расширить свой кругозор, уважение и понимание других культур, высоко ценить и бережно относиться к своей культуре, высоко ценить огромный вклад, который она привнесла в золотой фонд мирового культурного пространства. Грамотно подготовленный и проведенный хореографический межкультурный диа-
лог окажет содействие в представлении и понимании другой культуры - ее сущности и содержания, традиций и ценностей. В совокупности это даст возможность развития общекультурных черт личности, когнитивного побуждения к становлению и развитию хореографического опыта, профессиональному росту и свободомыслию. Любое искусство в целом направлено на сохранение и сбережение исторической памяти в художественно-образной форме, что способствует взаимному обогащению традиционных культур, их профессиональному проектному воплощению.
Поэтому, осознавая и воспринимая себя преемниками и последователями хореографического искусства, мы способствуем своему духовно-нравственному, творческо-профессиональному взрослению. Взаимодействие с танцевальными культурами других народов содействует воспитанию толерантности, признанию и уважению иных направлений воплощения искусства, стремлению к творческому общению, что в перспективе должно стать основой формирования и развития общепрофессиональной толерантности.
Литература
1. Астахова О. К вопросу о хореографической теме в классическом балете // Музыка и хореография современного балета: сб. ст. - М. : Музыка, 1982. - Вып. 4. - 37 с.
2. Барыкина Л. Неклассические страсти [Электронный ресурс]. - URL: newsko.ru>articles/nk-3141373.html.
3. Богданов Г. Ф. Композиция и постановка танца. - М.: Искусство, 2007. - 100 с.
4. Васильева В. П., Чернова Н. Ю. Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. Статьи, документы, воспоминания. - М.: Всероссийское театральное общество, 1984. - 575 с.
5. Варшава Б. Е., Выгодский Л. С. Психологический словарь. - М.: Тропа Троянова, Роща академии, 2008. -264 с.
6. Раду Поклитару разгромил Витебский фестиваль // «Витебский курьер. - 2016. - 6 дек.
7. Рожков В. Н., Буратынская С. В. Искусство балетмейстера: теоретические основы. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019. - 251 с.
8. Соковикова Н. В. Психология балета. - Новосибирск: Новосиб. изд. дом, 2012. - 210 с.
9. Суриц Е. Балет и танец в Америке. - Екатеринбург: Урал. ун-т, 2004. - 392 с.
10. Чесноков В. И. Классики хореографии. - Л.; М.: Искусство, 1937. - 356 с., 32 вкл. л. портр.
References
1. Astakhova O. K voprosu o khoreograficheskoy teme v klassicheskom balete [To the question of the choreographic theme in classical ballet]. Muzyka i khoreografiya sovremennogo baleta: sb. st [Music and choreography of modern ballet. Collection of articles]. Moscow, Muzyka Publ., 1982, iss. 4. 37 p. (In Russ.).
2. Barykina L. Neklassicheskie strasti [Non-classical passions]. (In Russ.). Available at: newsko. ru>articles/ nk-3141373.html.
3. Bogdanov G.F. Kompozitsiya i postanovka tantsa [Composition and staging of dance]. Moscow, Iskusstvo Publ., 2007. 100 p. (In Russ.).
4. Vasilyeva V.P., Chernova N.Yu. Kasyyan Goleyzovskiy. Zhizn' i tvorchestvo. Stat'i, dokumenty, vospominaniya [Kasyyan Goleizovsky. Life and art. Articles, documents, memoirs]. Moscow, Vserossiyskoe teatral'noe obshchestvo Publ., 1984. 575 p. (In Russ.).
5. Varshava B.E., Vygodskiy L.S. Psikhologicheskiy slovar' [Psychological Dictionary]. Moscow, Tropa Troyanova, Roshcha akademii Publ., 2008. 264 p. (In Russ.).
6. Radu Poklitaru razgromil Vitebskiy festival' [Radu Poklitaru crushed the Vitebsk festival]. Vitebskiy kur'er [Vitebsk Courier], 6 December, 2016. (In Russ.).
7. Rozhkov V.N., Buratynskaya S.V. Iskusstvo baletmeystera: teoreticheskie osnovy [Art of the choreographer: theoretical foundations]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2019. 251 p. (In Russ.).
8. Sokovikova N.V. Psikhologiya baleta [Psychology of ballet]. Novosibirsk, Novosibirskiy izdatel'skiy dom Publ., 2012. 210 p. (In Russ.).
9. Surits E. Balet i tanets v Amerike [Ballet and dance in America]. Ekaterinburg, Ural University Publ., 2004. 392 p. (In Russ.).
10. Chesnokov V.I. Klassiki khoreografii [Classics of choreography]. Leningrad; Moscow, Iskusstvo Publ., 1937. 356 p., 32 add. portr. (In Russ.).