Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
613
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПОНЯТИЕ / МЕХАНИЗМЫ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шекунова Ю.В.

Данная работа посвящена анализу действующей в Российской Федерации системы потребительского законодательства и механизмов осуществления защиты прав потребителей участниками национальной системы защиты прав потребителей. Предметом исследования являются нормы потребительского законодательства, а также существующих правовых позиций относительно такого понятия, как «национальная система защиты прав потребителей». Целью исследования является анализ современных механизмов защиты прав потребителей участниками национальной системы защиты прав потребителей и определение необходимых условий для дальнейшего эффективного развития данной системы. В процессе исследования использованы общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания. Применение этих методов позволило всесторонне и в полном объеме исследовать объект и предмет исследования в их взаимосвязи и взаимозависимости. В работе автором раскрывается такое понятие, как «национальная система защиты прав потребителей», определяются и анализируются механизмы осуществления защиты прав потребителей участниками национальной системоы защиты прав потребителей. Приводятся выводы по результатам проведенного автором анализа системы потребительского законодательства в Российской Федерации. Рассматриваются некоторые проблемы по вопросу определения понятия «национальная система защиты прав потребителей». Высказана авторская позиция по вопросу законодательного закрепления понятия «национальная система защиты прав потребителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CONSUMER PROTECTION SYSTEM: THE CONCEPT AND MECHANISMS OF PROTECTION IMPLEMENTATION

This work is devoted to the analysis of the current system of consumer legislation in the Russian Federation and the mechanisms for the implementation of consumer protection by the participants of the national system of consumer protection. The subject of the study is the norms of consumer legislation, as well as the existing legal positions regarding such a concept as the”national system of consumer protection”. The purpose of the study is to analyze the modern mechanisms of consumer protection by the participants of the national consumer protection system and to determine the necessary conditions for the further effective development of this system. In the course of the research, general scientific, specialand private scientific methods of cognition were used. The use of these methodsmade it possible to comprehensively and fully investigate the object and subject of research in their relationship and interdependence. In the work, the author reveals such a concept as the” national system of consumer protection”, defines and analyzes the mechanisms for the implementation of consumer protection by the participants of the national system of consumer protection. Conclusions are drawn based on the results of the author’s analysis of the system of consumer legislation in the Russian Federation. Some problems concerning the definition of the concept of “national consumer protection system”are considered. The author’s position on the issue of legislative consolidation of the concept of “national system of consumer protection” is expressed.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ»

Научная статья

УДК 347

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ

Юлия Викторовна Шекунова,

Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск, Российская Федерация yli_86@mail.ru

Аннотация. Данная работа посвящена анализу действующей в Российской Федерации системы потребительского законодательства и механизмов осуществления защиты прав потребителей участниками национальной системы защиты прав потребителей. Предметом исследования являются нормы потребительского законодательства, а также существующих правовых позиций относительно такого понятия, как «национальная система защиты прав потребителей». Целью исследования является анализ современных механизмов защиты прав потребителей участниками национальной системы защиты прав потребителей и определение необходимых условий для дальнейшего эффективного развития данной системы. В процессе исследования использованы общенаучные, специальные и час-тнонаучные методы познания. Применение этих методов позволило всесторонне и в полном объеме исследовать объект и предмет исследования в их взаимосвязи и взаимозависимости. В работе автором раскрывается такое понятие, как «национальная система защиты прав потребителей», определяются и анализируются механизмы осуществления защиты прав потребителей участниками национальной системоы защиты прав потребителей. Приводятся выводы по результатам проведенного автором анализа системы потребительского законодательства в Российской Федерации. Рассматриваются некоторые проблемы по вопросу определения понятия «национальная система защиты прав потребителей». Высказана авторская позиция по вопросу законодательного закрепления понятия «национальная система защиты прав потребителей».

Ключевые слова: потребительское законодательство, национальная система защиты прав потребителей, понятие, механизмы, система.

Для цитирования: Шекунова, Ю.В. Национальная система защиты прав потребителей: понятие и механизмы осуществления защиты // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2022. №2 (59). С. 61-68

Original article

NATIONAL CONSUMER PROTECTION SYSTEM: THE CONCEPT AND MECHANISMS OF PROTECTION IMPLEMENTATION

Yulia V. Shekunova,

South Ural State University

(National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation yli_86@mail.ru

Abstract. This work is devoted to the analysis of the current system of consumer legislation in the Russian Federation and the mechanisms for the implementation of consumer protection by the participants of the national system of consumer protection. The subject of the study is the norms of consumer legislation, as well as the existing legal positions regarding such a concept as the"national systemof consumer protection". The purpose of the study is to analyze the modern mechanisms of consumer protection by the participants of the national consumer protection system and to determine the necessary conditions for the further effective development of this system. In the course of the research, general scientific, special and private scientific methods of cognition were used. The use of these methods made it possible to comprehensively and fully investigate the object and subject of research in their relationship and interdependence. In the work, the author reveals such a concept as the" national system of consumer protection", defines and analyzes the mechanisms for the implementation of consumer protection by the participants of the national system of consumer protection. Conclusions are drawn based on the results of the author's analysis of the system of consumer legislation in the Russian Federation. Some problems concerning the definition of the concept of "national consumer protection system"are considered. The author's position on the issue of legislative consolidation of the concept of "national system of consumer protection" is expressed.

Keywords: consumer legislation, national system of consumer rights protection, concept, mechanisms, system.

For citation : Shekunova, Yu.V. National consumer protection system: the concept and mechanisms of protection implementation // Bulletin of the Ural Institute of Economics and Law. 2022. No.2(59). P. 61-68. (In Russ.).

Введение

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» определена система органов федерального, регионального и муниципального уровней, которая во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формирует национальную систему защиты прав потребителей [ 1].

Согласно отчетам и докладам представителей органов законодательной и исполнительной власти, составляющие эту систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Кроме этого, национальная система защиты прав потребителей в целом позволяет гарантировать надлежащий уровень защиты потребительских прав граждан, выполняет цели и задачи государственной политики в указан-

ной области [1]. Однако, несмотря на активное декларирование со стороны государства механизмов осуществления защиты прав потребителей национальной системой защиты прав потребителей, в действующих правовых актах официального толкования данного понятия на сегодняшний день не дается.

Целью исследования является анализ действующей в Российской Федерации системы потребительского законодательства и механизмов осуществления защиты прав потребителей участниками национальной системой защиты прав потребителей, результаты которого отражены в настоящей статье.

Описание проводимого исследования

Приступая к анализу системы потребительского законодательства и к механизмам осуществления защиты прав потребителей участниками национальной системой защиты прав потребителей, прежде всего стоит

начать с истории формирования в России национальной системы защиты прав потребителей.

Ровно 30 лет назад, 22 мая 1991 года, в СССР был принят первый в советско-российской истории закон «О защите прав потребителей», в котором были впервые сформулированы права потребителей на государственную защиту своих интересов, надлежащее качество и безопасность продукции, судебную защиту этих прав, а также право на объединение в общественные организации потребителей [2].

Поскольку действующий в настоящее время закон «О защите прав потребителей», принятый в феврале 1992 года, был основан на тексте одноименного закона СССР, то фактически защита прав потребителей за неполный год стала предметом и одного из последних законов советской эпохи, и одного из первых законодательных актов Российской Федерации [2].

За время своего формирования национальная система защиты прав потребителей включила в себя как нормативно-правовую часть, так и институциональную.

Нормативная часть - это прежде всего сам Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», принятый в феврале 1992 года. Кроме того, в основе нормативной части расположен ряд федеральных законов, которые решают конкретные вопросы по защите прав потребителей в различных сферах регулирования отношений с участием потребителей. Речь в данном случае идет о таких сферах, как сфера торговли и оказания услуг (выполнения работ), жилищно-коммунальных, туристических, транспортных, финансовых услуг и страхование, а также долевое строительство, услуги связи и др.

Однако основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации. Это вызвано тем, что отношения с участием потребителей имеют гражданский характер, поскольку складываются между юридически равными

потребителем и его контрагентами (изготовитель, исполнитель, продавец) [5].

За прошедшие годы Закон «О защите прав потребителей» претерпел существенные изменения, однако не утратил своей главной особенности - служить интересам всех российских граждан, ведь по статистике ежемесячно каждый человек на товары и услуги тратит в среднем от 55% до 90% своих доходов, а статус потребителя имеют даже новорожденные дети [2].

Таким образом, в августе 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года в целях обеспечения соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам, защиту интересов потребителей и повышения уровня и качества жизни населения Российской Федерации.

Согласно данной Стратегии развитие сферы защиты прав потребителей осуществляется в русле общего курса экономических, социальных и правовых реформ с учетом институциональных преобразований и влияния конкуренции на экономическое положение граждан на потребительском рынке [4].

Глава IV Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" определяет систему органов федерального, регионального и муниципального уровней во взаимодействии с общественными объединениями потребителей, формирующих национальную систему защиты прав потребителей [3].

Составляющие эту систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [3].

Федеральный уровень в этой системе представляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнад-зор), которая осуществляет функции по выработке и реализации государственной по-

литики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей [2].

На региональном уровне органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют важные полномочия по осуществлению мероприятий и принятию мер, направленных на обеспечение прав потребителей. Одно из поручений Президента Российской Федерации в этой связи касалось необходимости принятия в каждом субъекте Российской Федерации соответствующих региональных программ [2].

Местный уровень защиты прав потребителей наиболее приближен к населению, именно поэтому здесь происходит рассмотрение жалоб потребителей, консультирование граждан по вопросам защиты своих прав, а также их судебная защита [2].

Согласно представленному Государственному докладу Роспотребнадзора «Защита прав потребителей в 2019 году» органы местного самоуправления занимают особое место в национальной системе защиты прав потребителей, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решают вопросы местного значения, в том числе используя полномочия, предоставленные Законом «О защите прав потребителей», обеспечивают оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому гражданину [3].

В рамках представленных полномочий органы местного самоуправления вправе осуществлять рассмотрение обращений потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), а также разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей [3].

Как следует из представленной информации территориальных органов Роспотребнадзора, в 2019 г. в органы местного самоуправления поступило 372 439 обращений (2018 г. - 326 298) по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, из них письменные обращения составляют 52 % (193 668), а устные - 48 % (178 771) [3].

Увеличение количества обращений потребителей вызвано появлением и развитием новых упрощенных форматов заключения потребительских договоров, в том числе в сфере электронной коммерции, с использованием дистанционного способа продажи товаров и оказания услуг посредством сети интернет-ресурсов [3].

Для обеспечения широкой пропаганды законодательства о защите прав потребителей в 2019 г. органами местного самоуправления во взаимодействии со средствами массовой информации публикуются постоянные рубрики на страницах периодической печати, организовывались регулярные выступления или специальные передачи на радио и телевидении, проводились прямые линии [3].

Особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и соответствующими уставами.

Кроме того, согласно положениям статьи 45 Закона «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, участвовать в непосредственной защите их прав в судебном порядке или досудебном порядке, распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите

этих прав, организуя сравнительные исследования качества товаров (услуг), публикуя результаты проводимых независимых экспертиз и оценок в отношении различных сегментов потребительского рынка и всякого рода недобросовестных поведенческих практик, способствуя росту правосознания граждан [4].

За последние годы количество зарегистрированных общественных объединений, определивших в качестве своей основной задачи защиту прав потребителей, по информации, представленной Министерством юстиции Российской Федерации (далее -Минюст России), постепенно увеличивается. В реестрах зарегистрированных некоммерческих организаций Минюста России и его территориальных органов по состоянию на 1 января 2020 г. содержатся сведения о 1 939 общественных объединениях, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов потребителей (в 2018 г. - 1 656) [3].

Как следствие, полномочия, которыми обладают в настоящее время общественные потребительские объединения, - это та форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства, которая позволяет им за счет широкого спектра своих законодательно закрепленных возможностей не только влиять на формирование государственной политики в этой сфере общественных отношений, но и способствовать росту правосознания граждан, являясь организованным авангардом той части населения, которая видит свою миссию в отстаивании на основе активной гражданской позиции не только и не столько личных, сколько общественных интересов [3].

Таким образом, в России сложилась своя уникальная многоуровневая Национальная система защиты прав потребителей с определёнными механизмами осуществления данной защиты.

Тем не менее, говоря о Национальной системе защиты прав потребителей в России, нельзя не отметить тот факт, что данная система сформирована, однако в дей-

ствующих правовых актах официального толкования данного термина не дается.

Между тем в декабре 2019 года в Госдуму был внесен законопроект № 865095-7, которым предлагается внести ряд изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». По мнению авторов документа, изменения позволят повысить защищенность прав российских потребителей и укрепить национальную систему защиты их прав [8].

Законопроектом предлагается закрепить такое понятие, как «Национальная система защиты прав потребителей». Под ней авторы документа понимают совокупность правоустанавливающих норм, определенных данными нормами субъектов правоприменения и действий указанных субъектов, обеспечивающую условия для реализации и защиты прав потребителей в РФ [8].

Согласно пояснительной записке к законопроекту предлагается дополнить преамбулу закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» определением понятия «Национальная система защиты прав потребителей», получившего широкое применение в том числе в документах высших органов государственной власти, но не имеющего до сих пор единого толкования [8].

Стоит заметить, что в марте 2011 года впервые в нашей стране был опубликован общественный доклад Объединения потребителей России «Легко ли быть потребителем в России?». В докладе отмечается, что в России само введение понятия национальной системы защиты прав потребителей является положительным моментом, поскольку позволяет целостно и во взаимосвязи выделить возможности защиты потребителей [10].

Итак, проанализировав систему потребительского законодательства в Российской Федерации, мы определили структуру национальной системы защиты прав потребителей и механизмы осуществления данной защиты ее участниками. Также сделали вывод о том, что в настоящее время в действующих правовых актах официально-

го толкования термина «национальная система защиты прав потребителей» не дается, но предпосылки со стороны государства для этого существуют.

Результаты исследования и обсуждения

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что современная национальная система защиты прав потребителей стала формироваться с началом кардинальных экономических преобразований, в результате чего в 1992 году был принят соответствующий Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Согласно статистике, товарооборот в 1992 году составлял чуть более пяти миллиардов рублей, в 2013-м - уже 2,3 триллиона рублей. Таким образом, произошел многократный рост потребления товаров и услуг: в номинальном выражении более чем в 500 раз [9].

Граждане стали активно защищать свои права: за последние 20 лет количество обращений в разные инстанции возросло в 100 раз. Накоплен большой опыт как властными, в том числе судебными органами, так и общественными организациями [9].

Таким образом, за годы формирования, национальная система защиты прав потребителей, так же, как и ее нормативная база, постоянно совершенствовалась. За 29 лет в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» было внесено более 230 поправок.

Вместе с тем активно развивалось отраслевое законодательство и законодательство во многих сферах, в таких как финансы, связь, пассажирские перевозки, туризм [9].

Совершенно очевидно, что сегодня Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года определена необходимость кодификации потребительских прав.

Концепцией кодификации предусмотрено, что систематизация законодательства в форме кодификации позволяет упорядочить существующее законодательство, обеспечить единообразное правовое регулирование, унифицировать правовые нормы, по-

высить эффективность их воздействия на регулируемые общественные отношения [9].

Таким образом, по мнению многих современных исследователей в области защиты прав потребителей, современное состояние национальный системы защиты прав потребителей в России достигло определенной стадии зрелости и находится в динамичном развитии и поиске адекватных ответов на современные вопросы.

Заключение и вывод

Подводя итог, следует сказать, каждый гражданин Российской Федерации является потребителем. Приобретая товары, оплачивая работы и услуги, он вступает в правоотношения с предпринимателями, производящими и реализующими эти товары, выполняющими работы и оказывающими услуги. В отношениях между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) потребитель изначально выступает субъектом, юридически менее защищенным.

Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет целый ряд преференций для потребителей как объективно более слабой стороны в соответствующих правоотношениях, нуждающейся в дополнительных гарантиях защиты собственных прав и интересов, предоставленных потребителям Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Организационную основу государственной потребительской политики в Российской Федерации составляет сформированная в соответствии с законодательством национальная система защиты прав потребителей, призванная обеспечивать и представлять законные интересы потребителей.

В совокупности потребительское законодательство Российской Федерации и национальная система защиты прав потребителей определяют эффективность механизмов правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей.

Следует сказать, что инновационное развитие экономики определяет направление

систематизации и обновления законодательства. В таком подходе необходимо учитывать формирующиеся уязвимости и риски потребителей, в том числе возникающие с развитием технологий.

Поэтому каждый гражданин Российской Федерации как потребитель должен иметь четкое представление о том, кто, как и на каком из уровней национальной системы за-

щиты прав потребителей может действенно защитить его законные права и интересы.

Так, с учетом вышеизложенного законодательное закрепление понятия «национальная система защиты прав потребителей» будет необходимым условием для дальнейшего формирования эффективных механизмов защиты прав потребителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акт правительства Российской Федерации "О национальной системе защиты прав потребителей" от 23 октября 2019 г. № 468-СФ // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. М., 2019.

2. Об истории формирования национальной системы защиты прав потребителей // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID= 10096 (дата обращения: 18.02.2021).

3. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2019 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020. 376 с.

4. Акт правительства Российской Федерации "Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года" от 28 августа 2017 г. № 1837-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. М., 2017.

5. Законодательство о защите прав потребителей // Студопедия. URL: https://studopedia.ru/ 18_31582_zakonodatelstvo-o-zashchite-pravpotrebiteley.html (дата обращения: 20.02.2021).

6. Структура законодательства о защите прав потребителей / Защита прав потребителей // Vuzlit.ru URL:https://vuzlit.ru/1380042/struktura_zakonodаtelsta_zaschite_prav_potrebiteley (дата обращения: 20.02.2021).

7. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 // Российская газета.

8. Предлагается создать национальную систему защиты прав потребителей // Адвокатская газета. Орган Федеральной палаты адвокатов РФ. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/ predlagaetsya-sozdat-natsionalnuyu-sistemu-zashchity-prav-potrebiteley/ (дата обращения: 20.02.2021).

9. Заседание президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 54328 (дата обращения: 24.02.2021).

10. Общественный доклад "Легко ли быть потребителем в России?" // Объединение потребителей России. URL: http://www.potrebitel-russia.ru/?id=741 (дата обращения: 25.02.2021).

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Akt pravitel'stva Rossijskoj Federacii "O nacional'noj sisteme zashchity prav potrebitelej" ot 23 oktyabrya 2019 g. № 468-SF // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. M., 2019.

2. Ob istorii formirovaniya nacional'noj sistemy zashchity prav potrebitelej // Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka. URL: https:// www.rospotrebnadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID=10096 (data obrashcheniya: 18.02.2021).

3. Zashchita prav potrebitelej v Rossijskoj Federacii v 2019 godu: Gosudarstvennyj doklad. M. : Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka, 2020. 376 s.

4. Akt pravitel'stva Rossijskoj Federacii "Strategiya gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti zashchity prav potrebitelej na period do 2030 goda" ot 28 avgusta 2017 g. № 1837-r // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. M., 2017.

5. Zakonodatel'stvo o zashchite prav potrebitelej // Studopediya. URL: https://studopedia.ru/ 18_31582_zakonodatelstvo-o-zashchite-pravpotrebiteley.html (data obrashcheniya: 20.02.2021).

6. Struktura zakonodatel'stva o zashchite prav potrebitelej / Zashchita prav potrebitelej // Vuzlit.ru URL:https://vuzlit.ru/1380042/struktura_zakonodatelsta_zaschite_prav_potrebiteley (data obrashcheniya: 20.02.2021).

7. Zakon Rossijskoj Federacii "O zashchite prav potrebitelej" ot 07 fevralya 1992 g. № 2300-1 / / Rossijskaya gazeta.

8. Predlagaetsya sozdat' nacional'nuyu sistemu zashchity prav potrebitelej // Advokatskaya gazeta. Organ Federal'noj palaty advokatov RF. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/predlagaetsya-sozdat-natsionalnuyu-sistemu-zashchity-prav-potrebiteley/ (data obrashcheniya: 20.02.2021).

9. Zasedanie prezidiuma Gossoveta po voprosu razvitiya nacional'noj sistemy zashchity prav potrebitelej // Prezident Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54328 (data obrashcheniya: 24.02.2021).

10. Obshchestvennyj doklad "Legko li byt' potrebitelem v Rossii?" // Ob"edinenie potrebitelej Rossii. URL: http://www.potrebitel-russia.ru/?id=741 (data obrashcheniya: 25.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шекунова Юлия Викторовна, магистрант по направлению 40.04.01 «Юриспруденция», Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: yli_86@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yulia V. Shekunova, master's student in the field of40.04.01 "Jurisprudence", South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: yli_86@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 01.02.2022

Принята к публикации / Accepted: 15.06. 2022

Научный руководитель

Майоров А.В.

доцент, кандидат юридических наук, доцент

Research Supervisor

Majorov A.V.

Candidate of Law Sciences, Associate Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.