Научная статья на тему 'Национальная инновационная система и механизмы развития малого предпринимательства'

Национальная инновационная система и механизмы развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / SMALL-SCALE BUSINESS / STATE REGULATION MECHANISMS / ECONOMY MODERNIZATION / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Елена Васильевна

Рассматриваются проблемы развития малого предпринимательства в условиях формирования национальной инновационной системы. Делается вывод о необходимости содействия со стороны государства развитию наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности, обеспечивая комплекс мер организационного, правового, социально-психологического и финансовоэкономического характера, способствующих адаптации субъектов малого предпринимательства к меняющимся условиям деловой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романенко Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national innovative system and mechanisms of the small-scale business development

Problems of the small-scale business development in the conditions of formation of national innovative system are considered. The conclusion about necessity of state support to development of the most perspective directions of enterprise activity, providing a series of measures of the organizational, legal, social and psychological, financial and economic matter, subjects of small-scale business promoting adaptation to changing conditions of the business environment is made.

Текст научной работы на тему «Национальная инновационная система и механизмы развития малого предпринимательства»

УДК 334.012.32 Е. В. РОМАНЕНКО ^

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рассматриваются проблемы развития малого предпринимательства в условиях формирования национальной инновационной системы. Делается вывод о необходимости содействия со стороны государства развитию наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности, обеспечивая комплекс мер организационного, правового, социально-психологического и финансовоэкономического характера, способствующих адаптации субъектов малого предпринимательства к меняющимся условиям деловой среды.

Ключевые слова: малое предпринимательство, механизмы государственного регулирования, модернизация экономики, национальная инновационная система.

Работа подготовлена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 гг.)» (проект П 2.1.3 /10134).

Становление инновационной экономики в значительной мере обусловлено изменением роли государства и малого предпринимательства в создании инноваций, темпов, направлений и механизмов реализации инновационных процессов, формировании количественных и качественных параметров экономического роста. Ключевые факторы, определяющие изменения характера, форм и методов государственного регулирования малого предпринимательства, обусловлены постиндустриальной природой стоящих перед Россией вызовов. Решение возникающих в данных условиях задач, связанных с модернизацией экономики и преодолением отставания в ее развитии, кардинально отличается от решений аналогичных задач по созданию постиндустриальной экономики.

Пересмотр приоритетов и механизмов государственного регулирования малого предпринимательства предполагает масштабное его включение в развивающуюся национальную инновационную систему с учетом переоценки детерминант современного экономического роста, что получило отражение в концепции национальной инновационной системы К. Фримена, которая занимает все более значимое место в экономической науке и объясняет национальные различия в уровнях технологического развития на основе отказа от упрощенной модели связей в рамках инновационного процесса [1]. Вместо рассмотрения линейной зависимости (по цепочке «наука-производство-потребление») предполагается системный подход к описанию инновационного процесса, комплекса прямых и обратных связей внутри саморазвивающейся системы, фокусирующей внимание на институтах и взаимосвязях. При этом, как свидетельствует модель тройной спирали — «университет-бизнес-государст-во» Г. Ицковица и Л. Дейдесдорфа, только активное взаимодействие этих структур дает толчок инновационному развитию [2].

Изменение источников, факторов и механизмов инновационного развития национальной экономики и малого предпринимательства определяется следующим.

1. Стремительный рост уровня и разнообразия потребностей, вызванных изменением предпочтений

потребителей, которые сопровождаются требованиями индивидуализации продукции.

2. Динамика и качество экономического роста зависят во многом от технологических изменений на базе инноваций. Это вызывает интенсивный рост инвестиций в научные исследования и разработки, технологические и организационные инновации и повышении экономической отдачи от них, основной эффект от которых достигается за счет широкого распространения и применения инновационных продуктов; опережающую динамику высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг; увеличение наукоемкости и инновационной активности всех секторов экономики, в том числе традиционных; возникновение новых видов экономической деятельности.

3. Системный характер глобального кризиса, связанный со сменой технологических укладов, обусловливает резкое увеличение неопределенности и сужение временных горизонтов, позволяющих делать реалистичные прогнозы относительно перспективных направлений технологического развития стран и отдельных секторов экономики.

4. Рост глобальной конкуренции приводит к ускорению технологического прогресса, сокращению жизненного цикла продуктов и услуг, сроков проведения исследований, разработок и внедрения инноваций. В экономически развитых странах происходит сдвиг в сторону инновационно-активных отраслей с коротким жизненным циклом продукции и снижается для тех, где цикл длиннее и преобладают исследования и инновации, связанные с технологическими процессами (металлургия, химическая промышленность и др.). Специфика постиндустриального прорыва предполагает выдвижение на передний план задач обеспечения гибкости и адаптивности экономической системы, роста способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на вызовы времени. Адаптивность заменяет место концентрации ресурсов в качестве ключевого ориентира государственной политики. Причем адаптивность гораздо важнее формальных показателей уровня экономическо-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

го развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.

5. Радикальные изменения, связанные с усилением влияния науки на экономику, сопровождаются повышением доли предпринимательского сектора как в выполнении, так и в финансировании исследований, концентрацией последних в высокотехнологичных отраслях и сфере услуг, растущей инновационной ориентацией науки, в том числе фундаментальной (увеличение масштабов поисковых исследований, объемов прикладных работ в университетах и фундаментальных — в промышленных корпорациях; использование научных публикаций в патентах и т.п.). Трансформация институциональных форм научной деятельности происходит и путем перемещения исследований из специализированных подразделений корпораций в университеты.

6. В условиях резкого усложнения научно-технического прогресса обнаруживается ограниченность возможностей подразделений НИОКТР даже крупнейших фирм. Меняется методология (интеграция отраслей знания, развитие междисциплинарных исследований, математизация науки и т.п.), инструментарий (микроэлектроника, минитюризация приборов, компьютеризация, использование Интернета и др.) и организация науки (возникновение сетевых, ассоциативных структур, временных коллективов, распространение проектных форм финансирования и т.д.).

7. В современной экономике в условиях широкого использования информационных технологий системообразующую роль выполняют сетевые структуры и предпринимательские сети, что способствует преодолению межфирменных барьеров, снижению трансакционных издержек и более эффективному воплощению научных результатов в продукты и услуги. Это оказывает прямое влияние на развитие инновационной деятельности, не только эффективность, но и возможность которой определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями знаний, фирмами, рынком, государством и т.п., как в пределах национальных границ, так и в глобальном масштабе.

Формирование национальной инновационной системы обеспечивает диффузия инновации — масштабный процесс распространения инновации вглубь и вширь. Диффузия инновации может быть как отраслевой, межотраслевой и пространственной, при этом может возникнуть цепная реакция распространения новой технологии. Новая технология у поставщика товара стимулирует внедрение новых товаров и на фирме-покупателе. Межстрановое движение технологии принимает формы прямых зарубежных инвестиций, совместных предприятий, лицензирования, стратегических союзов. Скорость диффузии зависит от природы инновации, внутренней структуры фирм, характера межфирменных взаимодействий, институциональной структуры патентной защиты. Диффузия включает в себя проблемы «безбилетника» — имитацию нововведения другими фирмами после его появления на рынке. Чем лучше система патентной защиты обеспечивает решение проблемы «безбилетника», тем ниже скорость диффузии.

Для того, чтобы инновационный процесс был массовым, самоподдерживающимся и эффективным, необходимо, как свидетельствует мировой опыт, формирование специальных институтов, механизмов и субъектов — инноваторов, государства, «бизнес-ангелов», венчурных фондов, фондов прямых инвестиций. Роль государства и «бизнес-ангелов» особенно

важна на первых двух стадиях инновационного цикла, где вероятность коммерческого успеха крайне мала — на стадиях seeds (семена, зарождения идеи) и start up (запуска опытного образца). Поисковые фирмы, прошедшие первые два этапа и вступающие в стадию раннего роста (early growth), финансируются венчурными фондами, которые приобретают их акции и вкладывают свои средства обычно на 5 — 7 лет, а затем продают свои акции. При этом венчурные компании часто включают в руководство инновационных фирм своих менеджеров для участия в принятии ключевых решений, а также могут привлекать средства пенсионных и страховых компаний. Фонды прямых инвестиций приобретают акции перспективных фирм, вступающих в стадию расширения коммерческой деятельности (expansion) и получения предпринимательской прибыли. Эти фонды инвестируют свой капитал с целью зарабатывания денег через 3 — 6 лет при продаже акций. Создание развитой системы финансовых институтов, включающей в себя посевные и венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, страховые и пенсионные компании, банки различных видов и. т.д., является необходимым условием инновационного развития экономики.

Уже с выходом в 1984 году работы «Второй индустриальный раздел» M. Дж. Пайора и Ч. Ф. Сэйбла было обращено внимание на то обстоятельство, что системные перемены в условиях предпринимательской деятельности вызвали в развитых странах если не полное изменение направленности, то, по крайней мере, ослабление тенденции роста масштабов предприятий [3]. Повышение роли малого бизнеса в экономическом развитии связано в современных условиях не только с уменьшением влияния эффектов объемов производства и масштабов предприятий, но и с появлением различных форм синергетического взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, основанного на формировании горизонтальных и вертикальных связей и реализованных в виде различных конкурентно-кооперационных структур — кластеров, целевых альянсов, предпринимательских сетей и т.д. Кроме того, социокультурные, институционально-технологические и инновационноинфраструктурные перемены способствуют развитию ключевого конкурентного преимущества системы малого предпринимательства, заключенного в лучшем использовании ресурсов времени в связи с его высокой гибкостью и скоростью адаптации к меняющейся деловой среде, что, в свою очередь, обусловливает и появление новых качеств в национальных экономиках [4].

Как свидетельствует опыт развитых стран, малые и средние предприятия и возникающее на их основе венчурное предпринимательство является локомотивами, с помощью которых возникают и осуществляются масштабные инновационные процессы. При этом кардинально меняются социально-экономическая и научно-техническая политики государства, которые ориентированы на развитие национальной инновационной системы, обеспечивают поддержку формирования эффективных сетей, связывающих исследовательские центры и университеты, частные фирмы и организации, занимающиеся созданием новых знаний, их заимствованием и приспособлением к местным нуждам; инновационной инфраструктуры, экономических стимулов и благоприятной институциональной среды, способствующей свободному движению знаний, внедрению инновационно-коммуникационных технологий и развитию малого предпринимательства.

Для осуществления качественных и количественных изменений в системе малого предпринимательства России, позволяющих успешно развивать его конкурентные преимущества и адекватно реализовывать его роль и получать значимые эффекты системного влияния на экономику, крайне важным является активное формирование институционально-технологических, финансово-экономических и инновационноструктурных условий, способствующих устранению структурных деформаций и переходу от рентоориентированной к предпринимательской модели экономики, в рамках которой основополагающим источником предпринимательской прибыли, и в малом, и в среднем, и в крупном бизнесе становится инновационная деятельность.

Закономерности развития системы малого предпринимательства в современных условиях в России выражают: во-первых, особенности функционирования системы малого предпринимательства в инновационной экономике ведущих стран мира; во-вторых, своеобразие формирования системы малого предпринимательства в развивающихся странах с догоняющей моделью; в-третьих, национальными особенностями трансформации ресурсно-экспортной модели российской экономики в инно-вационную.

Модернизация системы малого предпринимательства предполагает осуществление необходимых качественных и количественных изменений в государственно-управленческих и предпринимательских структурах, а также механизмах их взаимодействия. Формирование новой конструкции системы государственного регулирования малого предпринимательства является важнейшей необходимостью.

Изменение места и роли государства во взаимодействиях с малым предпринимательством определяется необходимостью смены характера этих взаимодействий, превращение его в системно-инновационного регулятора, и переходом от реактивного к проактивному регулированию. Выход властных институтов на принципиально новые позиции в сфере малого предпринимательства связан с решением задач перехода на инновационный путь развития. Экстернальное регулирование инновационных процессов необходимо трансформировать в синтез государственной дири-жистско-партнерской инновационной деятельности. Власть призвана позиционировать себя в качестве макросистемного катализатора и акселератора активного и системного инноватора малого предпринимательства. Важно спроецировать процессы инновационного системообразования сферы малого предпринимательства на структуру государственного регулирования. В российских условиях, наряду с межведомственной координацией в рамках традиционной модели, следует приступить к формированию нового контура государственных институтов поддержки инновационных акторов. Присущая процессам генерации и реализации нововведений асимметричность, компенсируемая доверием экономических субъектов, усиливает роль государства как гаранта различного рода инновационных взаимодействий, в том числе путем превращения бинарных связей в трехсторонние.

Реконструкция институционально-технологической системы российской экономики с учетом меняющейся роли разных видов предпринимательских структур предполагает трансформацию конструктивных и регулятивных институтов с учетом усиления чувствительности экономики к инновациям, созданию и применению новых знаний.

Современная экономика России представляет собой сложную и инерционную систему, в которой го-

сподствуют неэффективные механизмы рыночного и государственного регулирования. В этой системе имеются сегменты, обладающие разной чувствительностью к хозяйственным новациям. Важно выделить наиболее восприимчивые к новшествам и способные к быстрым изменениям хозяйственные структуры. Доступные для реформирования зоны могут дать значительный импульс для модернизации экономики. При адекватном воздействии на «чувствительные центры» они со временем вызовут кумулятивный эффект и приведут к переменам во всех зонах институционально-технологической структуры, включая самые закрытые и бюрократически устойчивые. Для того чтобы рыночно-бюрократические механизмы не нейтрализовали результаты трансформаций, на них должен быть осуществлено адекватное по продолжительности и силе воздействие. Ресурсно-экс-порную модель российской экономики нельзя изменить путем простой смены регламентации хозяйственной жизни. На функционирование ее отдельных блоков можно повлиять, воздействуя на хозяйственные субъекты и организации, которые они образуют. Попытки осуществления лобовой атаки на сложившуюся модель могут потерпеть неудачу. Смена последней возможна лишь на основе реструктуризации экономики, повышения роли малого бизнеса при использовании его сильных качеств и преимуществ, создания одновременно новых возможностей и стимулов развития и реализации его конкурентного потенциала.

В настоящее время существенно меняется характер взаимодействий внутри- и между пространственно-экономическими структурами, усложняющих влияние на них социальных, экологических и технологических факторов. Современные процессы структурирования пространственной деятельности предпринимательских организаций, её сопряжённость с деятельностью государства и научно-образовательных институтов обусловливают многообразие форм взаимодействия микро-, мезо- и макроинноваций, выбор механизмов их регулирования требует адекватной оценки возникающих на этой основе системных эффектов. Повышение производительности и конкурентоспособности сектора малого предпринимательства, обусловленное возрастанием роли человеческого капитала и инновации в современных условиях, оказывает системное влияние на экономику и формирует стратегически значимые структурные эффекты.

В современных условиях малое предпринимательство представляет собой не просто совокупность отдельных институциональных структур, а целостную систему взаимосвязанных и взаимодействующих институциональных организаций, которые функционируют в рамках определенного правового поля, форм хозяйственных и социальных отношений в обществе [5, с. 57]. Выполняя системорегулирующую роль в формировании деловой среды малого бизнеса, государство должно способствовать развитию наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности, обеспечивать комплекс мер организационного, правового, социально-психологического и финансово-экономического характера, содействующих адаптации субъектов малого предпринимательства к меняющимся условиям деловой среды.

В настоящее время малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, возникающими в ходе сложного комплекса структурных, институциональных и технологических преобразований, к числу которых относятся несовершенство

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, многочисленные административные барьеры, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта [6. с. 125]. В связи с этим важно учитывать факторы, ограничивающие развитие системы малого предпринимательства и связанные с конкретными условиями его функционирования в российской экономике высокий уровень риска; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов; высокая доля постоянных затрат и собственных финансовых ресурсов; ограниченность доступа на межрегиональные и международные рынки; низкий уровень самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов; ограниченный доступ к объектам недвижимости; трудности в получении необходимой информации; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров; недостаточно высокая квалификация персонала.

Сегодня в мире нет ни одной высокоразвитой страны, где государство не осуществляло бы в той или иной мере регулирование ключевых социальноэкономических процессов, одним из которых является развитие малых форм хозяйствования. В настоящее время в западных странах накоплен значительный опыт государственного регулирования малого предпринимательства, его формы и содержание весьма многообразны. Целый ряд инструментов мог быть использован на практике и в нашей стране. Однако необходимо иметь в виду, что необдуманное копирование механизмов государственного воздействия на развитие малого предпринимательства может не только не дать положительные тенденции

в его развитии, но и привести к нежелательным последствиям.

Библиографический список

1. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance [Text] / C. Freeman. — London, Printer Publishers, 1987. — 284 p.

2. Ицковиц, Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии [Текст] / Г. Ицковиц ; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. — Томск : ТУСУР, 2010. — 238 с.

3. Piore M.J., Sabel C.F. The second industrial divide [Text] / M.J. Piore, C.F. Sabel // Prospect for prosperity. — New York: Basic Books, 1984. — 356 р.

4. Бирюков, В. В. Время как фактор развития экономики в рыночных условиях : монография [Текст] / В. В. Бирюков. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 256 с.

5. Романенко, Е. В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях : монография [Текст] / Е. В. Романенко. — М. : Экономика, 2010. - 245 с.

6. Романенко, Е. В. Малое предпринимательство и инновационный характер развития экономики России : монография [Текст] / Е. В. Романенко. — М. : ООО Изд-во «Креативная экономика», 2010. — 252 с.

РОМАНЕНКО Елена Васильевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), заместитель декана факультета «Экономика и управление», доцент кафедры «Общая экономика и право».

Адрес для переписки: romanenko_ev@sibadi.org

Стаптья поступила в редакцию 13.12.2011 г.

© Е. В. Романенко

Книжная полка

657/М76

Молчанов, С. С. Бухгалтерский учет за 14 дней [Текст] : экспресс-курс / С. С. Молчанов. - 7-е изд., испр. -М. : ЭКСМО, 2010. - 412 с. - 1БВЫ 978-5-699-36674-3.

Перед вами уникальное учебное пособие(три в одном), которое позволит освоить вам бухгалтерский учет в кратчайшие сроки и с удовольствием! Здесь вы найдете курс из 14 разделов, содержащий более 200 наглядных и занимательных примеров, 100 задач с ответами и даже чистые страницы для своих записей и решений. В седьмом издании книги все продумано до мелочей, чтобы вам было максимально приятно и удобно с ней работать. Закрепляйте свои знания, решайте задачи и делайте заметки прямо в книге!

Книга будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам. Те, кто лишь осваивает эту профессию, могут использовать ее в качестве самоучителя, так как курс начинается с азов и все сложные моменты рассматриваются на простых примерах. Если вы уже опытный бухгалтер, то эта книга также должна вам понравиться, поскольку весь материал приведен с учетом нормативной базы по состоянию на 1 марта 2010 г. Это поможет вам быстро обновить ваши прежние знания без лишних временных потерь.

ББК 65.9(2)/М16

Макрусев, В. В. Основы системного анализа [Текст] : учеб. для вузов / В. В. Макрусев ; Рос. тамож. акад. -3-е изд. - М. : Изд-во Рос. тамож. акад., 2009. - 572 с. - 1БВЫ 978-5-9590-0161-2.

В учебнике рассмотрены общие вопросы теории систем и системного анализа. Представлен системный целостно-эволюционный подход к анализу экономических, социальных, информационно-технических и организационных систем. Рассмотрены наиболее перспективные школы системного анализа и управления.

С единых теоретико-методологических позиций введено понятие «таможенная система», определяются актуальные проблемы, основные направления и инструментальные средства анализа, подготовки системных управленческих решений и информационного контроллинга в таможенном деле; представлена технология управления на основе знаний (когнитивная технология).

Учебник рассчитан на студентов и слушателей вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», аспирантов, обучающихся по научной специальности «Системный анализ, управление и обработка информации (по таможенному делу)», и слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования в области таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.