Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства в системе координат социально-экономического пространства национальной экономики'

Развитие малого предпринимательства в системе координат социально-экономического пространства национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМНО-ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Елена Васильевна

В статье рассмотрены проблемы развития малого предпринимательства как системно-целостного образования. Определеноместо малого предпринимательства в социально-экономическом пространстве национальной экономики. Сделаны выводы о преобразующем влиянии субъектов малого предпринимательства на сложившуюся социально-экономическую систему и ее отдельные структурные элементы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романенко Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing small business in the coordinate system of socio-economic space of the national economy

The problems of small business’ development as a systematic and integral formation are considered in the article. The place of small business in the socio-economic space of the national economy is determined. There drawn conclusions on transformative impact of small business’ subjects on the existing socio-economic system and its individual structural elements.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства в системе координат социально-экономического пространства национальной экономики»

УДК 332.025

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Е.В. Романенко ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития малого предпринимательства как системно-целостного образования. Определено место малого предпринимательства в социально-экономическом пространстве национальной экономики. Сделаны выводы о преобразующем влиянии субъектов малого предпринимательства на сложившуюся социально-экономическую систему и ее отдельные структурные элементы.

Ключевые слова: малое предпринимательство, системно-целостное образование, социально-экономическое пространство, национальная экономика, инновации, конкурентные преимущества.

Введение

В современных условиях малое предпринимательство включает в себя совокупность разнообразных вертикальных и горизонтальных связей, является

регулятором процесса использования природных, производственных, трудовых ресурсов и выпуска продуктов. Малое предпринимательство характеризует

сложную систему взаимосвязей и взаимозависимостей хозяйствующих

субъектов, различающихся местом в общественном разделении труда и в социально-экономической структуре,

располагаемыми ресурсами, ценностями, потребностями и интересами. Формирование данных взаимосвязей определяется своеобразием множества структурных условий развития малого бизнеса в национальной экономике. Последние выражают действие совокупности скрыто детерминирующих факторов, которые позволяют выявить формы развития малого предпринимательства, наблюдаемых во внешней стороне хозяйственной жизни. Признание наличия в экономике малого предпринимательства как особого системно-целостного образования предполагает пересмотр сложившихся подходов к его анализу.

Малое предпринимательство в социально-экономическом пространстве национальной экономики

Исследование своеобразия социально-экономической динамики малого

предпринимательства предполагает

использование определенной методологии, которая позволяла бы определять особенности структурирования социально-

экономической деятельности малых предприятий и описывать специфику механизмов данного конструирования, связывая их с определенными социально-экономическими и культурно-историческими условиями. Оно должно рассматривать процесс развития малого

предпринимательства, исходя из того, что он обусловлен детерминирующим действием структурообразующих факторов, скрыто влияющих на ход социально-экономических процессов. При этом важно принимать во внимание то обстоятельство, что малый бизнес выступает как некое системно-целостное образование, важнейшей экономической функцией которого является создание широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса [1, с. 43].

Субъекты малого предпринимательства занимают определенное место в социально-экономическом пространстве национальной экономики и формируют специфический ее сектор как системное образование на основе своих особых позиций, встроены в сети социально-экономических связей и, исходя из этого, взаимодействуют между собой и другими предпринимательскими структурами. Освобождение утвердившихся концепций от абсолютизации роли отдельных

структурообразующих факторов и выработка более универсального и адекватного подхода предполагает анализ деятельности субъектов малого предпринимательства в социально-экономическом пространстве как результата сложного процесса взаимодействия разных детерминант [2, с. 31].

Малое предпринимательство

характеризуется сложной совокупностью структурных условий хозяйствования и отличается такой многомерностью, которая крайне затрудняет целостное изучение его интегративных свойств. Поэтому многие исследования посвящаются его отдельным аспектам: экономико-географическим,

технико-экономическим, политико-

экономическим, экономико-культурным и т.д. [3, с. 45]. Каждая из таких частных проекций развития малого предпринимательства в национальном хозяйстве выражает его специфическое качество как целого, некоторую свойственную ему конфигурацию экономической структуры.

Малое предпринимательство может быть представлено в виде вектора, имеющего соответствующие координаты в многомерном социально-экономическом пространстве национальной экономики. При описании многомерной динамики малого

предпринимательства в национальном хозяйстве целесообразно использовать определенную совокупность важнейших структурных условий его экономической деятельности. Кроме того следует учитывать и связанную с ними совокупность проекций экономики страны, характеризующих сложившиеся в ходе исторического развития национальные особенности малого предпринимательства и отношения, связанные с использованием ресурсов, производством, распределением, обменом и потреблением хозяйственных благ.

Структурно-институциональный аспект характеризует малое предпринимательство как совокупность взаимосвязанных экономических субъектов различных форм собственности и институтов государства, функционирование которых направлено на генерирование и диффузию инноваций, повышение производительности и конкурентоспособности. При этом властно-иерархические условия хозяйственной жизни и соответствующая им система власти и прав собственности регулирует доступ к ресурсам и богатству, что определяет формирование экономических основ распределения доходов и структуры хозяйственных интересов.

Организационно-управленческий аспект ориентирован на анализ малого предпринимательства как совокупности специфически-согласованных экономических механизмов и видов управленческой деятельности, обеспечивающих осуществление инновационно-предпринимательских процессов. Согласно этому аспекту малое

предпринимательство представляет собой многоуровневую сеть рыночных и нерыночных институтов и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий. Реализация и функционирование этих институтов призваны обеспечить эффективное государственно-частное партнерство как механизм реализации инновационных проектов, развития малого предпринимательства. При этом

организационно-институциональные условия развития малого бизнеса в национальной экономике характеризуют утвердившиеся формальные и неформальные правила поведения хозяйственных субъектов, возникшие в данной политико-правовой среде.

Производственно-технологический аспект характеризует малое предпринимательство как сложную систему взаимодействующих между собой бизнес-процессов создания новых знаний, технического и технологического конструирования продуктов и технологических процессов и их интенсивной масштабной диффузии во всех сферах национальной экономики. При этом ресурсные условия развития малого предпринимательства (природные,

материально-производственные и трудовые ресурсы) и возникающие на их основе в национальном хозяйстве технико-экономические отношения, которые характеризуют технико-производственную его структуру, непосредственно связаны с достигнутым уровнем развития

производительных сил и выступают в виде совокупности некоторых технологических укладов (доиндустриальные,

раннеиндустриальные, индустриальные, позднеиндустриальные, постиндустриальные).

Культурно-ценностный аспект учитывает утвердившиеся хозяйственные традиции, убеждения и стереотипы мышления. Сложившиеся в связи с этим особенности социально-экономической культуры

обусловливают специфические способы решения жизненно важных проблем развития малого предпринимательства в

национальном хозяйстве.

Социально-экономический аспект

определяет малое предпринимательство как систему специфических отношений между элементами «личность - общество -государство», требующих особых форм стимулирования, компромисса интересов, форм и отношений собственности.

Пространственный аспект развития малого предпринимательства в

национальной экономике выражает территориальную дифференциацию

хозяйственной жизни и региональные особенности организации деятельности малого предпринимательства.

Внешнеэкономический аспект развития системы малого предпринимательства в национальной экономике характеризует ее позиции в мировом хозяйстве, особенности международной конкуренции и

внешнеэкономической ситуации, а также определяет особенности организации хозяйственной жизни малого

предпринимательства в стране, связанные с ее местом в международном разделении труда и в системе мирохозяйственных связей [4, с. 36-38].

Выделение предложенной системы координат социально-экономического

пространства позволяет избежать односторонности моделирования

системообразующих структур развития малого предпринимательства в стране, абсолютизации институционалистских,

технократических, модернистских,

культурологических, кратократических,

геократических и других версий социоэкономической динамики. Корректная её интерпретация должна принимать во внимание взаимную детерминацию каждого измерения малого предпринимательства, каждого ее структурного образования. Их взаимная связанность не является жесткой, в реальной хозяйственной жизни могут возникнуть разные типы структурных противоречий, деформаций и асимметрий. Вместе с тем в силу плюралистичности социально-экономической реальности в поведении субъектов малого бизнеса обнаруживается внутренняя

противоречивость занимаемых позиций, что становится источником проблем и конфликтов [5].

При анализе деятельности субъектов малого предпринимательства все более актуальным является ее описание с учетом изменения технологического пространства развития национальной экономики и жизненного цикла технико-экономических структур, активного взаимодействия между собой разнообразных комбинаций производственных факторов, таких как технологические цепи, технологические системы и технологические уклады. Динамика производительности, заработной платы и прибыли неравномерно меняется на разных

фазах жизненного цикла данного технолого-экономического уклада [6]. Так, на заключительной его фазе из-за исчерпания возможностей улучшения производства на основе используемых научно-технических принципов обычно замедляются темпы роста производительности труда и доходов. В этих условиях возникает необходимость формирования у предпринимательских структур адекватного поведения,

обусловленного переходом экономики на новый технологический уклад. Его становление предполагает, как правило, осуществление соответствующих изменений в институциональной среде, человеческом капитале, культуре, типе потребления и образе жизни [7].

Закономерности функционирования малого предпринимательства

Следует отметить, что малое предпринимательство представляет собой не просто совокупность отдельных

институциональных структур, а целостную систему взаимосвязанных и

взаимодействующих институциональных организаций, которые функционируют в рамках определенного правового поля, форм хозяйственных и социальных отношений в обществе. Эффективность

функционирования малого

предпринимательства зависит как от количественных и качественных параметров его составных элементов, так и от характера взаимодействия их друг с другом, с социально-экономическими и рыночными институтами [8].

Для осуществления качественных и количественных изменений в малом предпринимательстве, позволяющих успешно развивать его конкурентные преимущества, адекватно реализовать его роль и получать значимые эффекты системного влияния на экономику, крайне важным является активное формирование институционально-

технологических, финансово-экономических и инновационно-инфраструктурных условий, способствующих устранению структурных деформаций и переходу от

рентоориентированной к предпринимательской модели экономики [5, с. 129].

Закономерности функционирования

малого предпринимательства и возрастания его роли в национальной экономике обусловлены его преимуществами по сравнению с другими формами хозяйственной деятельности, в основе которых лежат социальные, экономические и технологические факторы. К социальным

факторам, вызвавшим в последние годы бурное развитие малого

предпринимательства, следует отнести:

- изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп;

- неудовлетворенность определенной части работающих (особенно высококвалифицированной и образованной) социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;

- формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя.

В основе экономических факторов, способствующих «взлету» малого предпринимательства, лежат следующие причины: усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения; радикальные организационно-

технологические изменения, повлекшие за собой усиление взаимосвязей крупных и малых предприятий (изменение структуры производства и занятости); специализация и дезинтеграция производства; конверсионные и приватизационные процессы); обострение конкуренции между предприятиями, которое привело к диверсификации производства, обновлению форм его организации, сбыта и финансирования, к более гибкому реагированию на изменения конъюнктуры рынка; появление глобальной конкуренции и значительные изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая малые предприятия искать новые возможности использования ресурсов, новые рыночные ниши; возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала; изменение государственной экономической политики, нацеленной на поддержание конкурентных начал в национальной экономике.

Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», можно выделить: стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях; быстрое моральное старение технологий; резкое усиление технологической конкуренции.

Стратегия развития малого

предпринимательства должна обеспечивать получение макросистемных эффектов в результате формирования взаимосвязанных и взаимоусиливающих траекторий (векторов) пространственного развития в социально

приемлемых и экономически эффективных пределах пространственной

дифференциации. Формируемые

государством макро- и мезоэкономические параметры и институциональные системы призваны на основе развития и реализации потенциала малого предпринимательства обеспечить рациональную пространственную трансформацию национальной экономики, при активном вовлечении в данный процесс субъектов малого предпринимательства как ключевых игроков, определяющих характер, масштаб и динамику социально-экономического развития страны.

Заключение

Таким образом, субъекты малого предпринимательства действуют в заданных, заставаемых ими структурных условиях развития национальной экономики, при значительном влиянии на их деятельность данных условий. Образуя своеобразный сектор национальной экономики и осуществляя хозяйственные действия, они также оказывают то или иное преобразующее влияние на сложившуюся социально-экономическую систему, ее отдельные структурные образования, создавая новые структурные условия для последующей хозяйственной деятельности. Более поздние модели развития малого

предпринимательства в рамках

национальной экономики могут быть объяснены через более ранние социально-экономические действия субъектов малого бизнеса. Вместе с тем развитие малого предпринимательства в национальной экономике представляет собой

двунаправленный процесс, имеющий свои корни в истории страны. Он выступает и как результат структурной детерминации и как генезис структур национального хозяйства.

Использование предложенного подхода позволяет учитывать своеобразие взаимодействия структурных детерминант в рамках данного исторического периода, принимая во внимание особенности внутренних и внешних угроз и вызовов времени. Современный мир

продемонстрировал огромные расхождения в социально-экономической динамике малого предпринимательства в различных странах, что свидетельствует о резком возрастании цивилизационных факторов в развитии национальных хозяйств и существенно повышает значимость разработки теории, более адекватно описывающей данные изменения.

Библиографический список

1. Бирюков, В.В. Структурные изменения в секторе малого и среднего предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики / В.В. Бирюков, Е.В. Соловьева // Омский научный вестник. - 2014. - № 4 (131). - С. 40-45.

2. Бирюков, В.В. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности: монография / В.В. Бирюков, В.В. Бирюкова. - Омск: СибАДИ, 2010. -260 с.

3. Бирюков, В.В. Время как фактор развития экономики в рыночных условиях: монография / В.В. Бирюков. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 256 с.

4. Романенко, Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: монография / Е.В. Романенко. - М.: Экономика, 2010. - 245 с.

5. Романенко, Е.В. Сектор малого предпринимательства: особенности формирования и закономерности развития в инновационной экономике / Е.В. Романенко // Вестник «ИНЖЭКОНа». Серия «Экономика». - 2011. - Вып. 6 (49). - С. 125-131.

6. Глухова, З.В. Влияние партнерских отношений на развитие предпринимательства: монография / З.В. Глухова, С.С. Стаурский; под общ. ред. З.В. Глуховой. - Омск: СибАДи, 2009. -152 с.

7. Бирюков, В.В. Особенности формирования механизмов активизации инновационно-предпринимательской деятельности / В.В. Бирюков // Инновационное образование и экономика. - 2010. - Т. 1. - № 7. - С. 21-25.

8. Эйхлер, Л.В. Механизм управления реализацией инновационной деятельности организации / Л.В. Эйхлер, Е.И. Кузнецова // Вестник СибАДИ. - 2013. - № 4 (32). - С. 178-183.

DEVELOPING SMALL BUSINESS IN THE COORDINATE SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC SPACE OF THE NATIONAL ECONOMY

E.V. Romanenko

Abstract. The problems of small business' development as a systematic and integral formation are considered in the article. The place of small business in the socio-economic space of the national economy is determined. There drawn conclusions on transformative impact of small business' subjects on the existing socio-economic system and its individual structural elements.

Keywords: small business, systematic and integral formation, socio-economic space, national economy, innovation, competitive advantages.

References

1. Biryukov V.V., Solov'eva E.V. Strukturnye izmenenija v sek-tore malogo i srednego predprinimatel'stva v uslovijah formirovanija

innovacionnoj jekonomiki [Structural changes in the sector of small and medium business in the conditions of forming innovative economy]. Omskij nauchnyj vestnik, 2014, no 4 (131). pp. 40-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Biryukov V.V., Birjukova V.V. Razvitie predprinimatel'st-va i hozjajstvennye izmenenija v rossijskoj pro-myshlennosti: monografija [Development of entrepreneurship and economic changes in the Russian industry: monograph]. Omsk: SibADI, 2010. 260 p.

3. Biryukov V.V. Vremja kak faktor razvitija jekonomiki v rynochnyh uslovijah: monografija [Time as a factor of economic development in market conditions: monograph]. St. Petersburg, Izd-vo SPbGUJeF, 2000. 256 p.

4. Romanenko E.V. Gosudarstvo i maloe predprinimatel'stvo: osobennosti vzaimodejstvij v sovremennyh uslovijah: monografija [The goverment and small business: the peculiarities of interaction in modern conditions: monograph]. Moscow, Jekonomika, 2010. 245 p.

5. Romanenko E.V. Sektor malogo predprinimatel'stva: osobennosti formirovanija i zakono-mernosti razvitija v innovacionnoj jekonomike [Sector of small business: features of formation and mechanism of development in the innovation economy]. Vestnik «INZhJeKONa». Serija «Jekonomika», 2011, no 6 (49). pp. 125-131.

6. Glukhova Z.V., Staurskiy S.S. Vlijanie partnerskih otnoshe-nij na razvitie predprinimatel'stva: monogra-fija [The influence of partnerships on business development: monograph]. Omsk: SibADI, 2009. 152 p.

7. Biryukov V.V. Osobennosti formirovanija mehanizmov aktivizacii innovacionno-predprinimatel'skoj dejatel'nosti [Peculiarities of forming activation's mechanisms of innovation and entrepreneurial activatiy]. Innovacionnoe obrazovanie i jekonomika, 2010, no 7. pp. 21-25.

8. Eikhler L.V., Kuznecova E.I. Mehanizm upravlenija realizaciej innovacionnoj dejatel'nosti organizacii [The mechanism of controlling realization of organizations' innovative activity]. Vestnik SibADI, 2013, no 4 (32). pp. 178-183.

Романенко Елена Васильевна (Россия, г. Омск) - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Общая экономика и право», ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, пр. Мира, 5, e-mail: romanenko_ev@sibadi. org).

Romanenko Elena Vasilyevna (Russian Federation, Omsk) - candidate of economic sciences, head of the department "The general economics and law" of The Siberian state automobile and highway academy (SibADI) (644080, Mira Ave, 5, e-mail: romanenko_ev@sibadi. org).

Работа подготовлена при поддержке Проекта в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ на 2015 год (фундаментальные исследования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.