4. Official site of JSC "Aeroflot - Russian Airlines" [electronic resource]. - Mode of access http://www. aeroflot. ru
5. Official site of AirMalta [electronic resource]. -Mode of access http://www.airmalta.com
6. The official website of the transport group FESCO [electronic resource]. - Mode of access http://www.fesco.ru
7. Improve transparency of business through the development of corporate sustainability reporting. Analytical review of corporate non-financial reports, 2008 - 2011. A. N. Shokhin, L. V. Alenicheva, E. N. Feoktistov, F. T. Prokopov, M. N. Ozeryanske.; M. RSPP, 2012. 102.
8. Carroll A. B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct. // Business and Society. - 1999. - № 38 (3). - P. 268.
9. Carroll A. B. A three-dimentional conceptual model of corporate performance. // Academy of Management - 1979. - № 4 (4). - P. 500.
10. Richard Welford. Corporate Social Responsibility in Europe, North America and Asia. // JCC 17, 2005, spring. - P. 35.
Козлова Оксана Александровна — доктор экономических наук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (г. Омск). Основное направление научных исследований: менеджмент, маркетинг, международный бизнес. Общее количество публикаций - 103.sibomsk@mail.ru
УДК 334.012.32
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
М. А. Миллер, Е. В. Романенко
Аннотация. Рассмотрены проблемы государственного регулирования малого предпринимательства. Исследованы особенности институционально-эволюционного взаимодействия государства и малого предпринимательства. Сделаны выводы о необходимости модернизации государственного регулирования малого предпринимательства в рамках институционально-эволюционного подхода.
Ключевые слова: государство, малое предпринимательство, государственное регулирование, национальная экономика, конкурентоспособность, институты, эволюция.
Введение
Переход национальной экономики на траекторию инновационного типа и повышение ее конкурентоспособности требует изменения динамических и структурных параметров развития малого предпринимательства. Сложность и многогранность процессов
институциональных преобразований в нашей стране обусловливают настоятельную необходимость решения вопросов, связанных с повышением эффективности
предпринимательской деятельности. Весьма важное значение при этом имеет изменение системы государственного регулирования малого предпринимательства, исследование принципиальных зависимостей между отдельными элементами этой системы и институциональными факторами, имеющими разнообразные формы проявления в рамках институционально-эволюционного подхода.
Теоретические исследования
Государственное регулирование малого предпринимательства представляет собой часть государственной социально-экономической политики, связанной с
осуществлением государством комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие малого предпринимательства и повышение активности его инновационной деятельности. Вместе с тем государственное регулирование деятельности малого предпринимательства можно рассмотреть в виде комплекса механизмов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности и инновационных процессов, внедрение новых технологий, а также совершенствование нормативно-правового обеспечения
инновационного развития малых
предприятий России [1, с. 33-34].
Государственное регулирование малого предпринимательства выступает процессом реализации государственной власти как особого института, выражающего специфический спектр социально-экономических отношений,
связанных с оказанием общественной услуги по согласованию частных интересов и взаимодействий субъектов экономики. Государство выступает одновременно как субъект и объект социально-экономического воздействия: во-первых, как один из акторов,
формирующих экономико-временное
пространство; во-вторых, как объект управленческого воздействия, направленного на рационализацию деятельности
государственного аппарата и его различных подразделений.
Парадигмальный пересмотр подходов в государственном регулировании малого предпринимательства, направленных на устранение сложившихся многочисленных изъянов, требует формирование баланса целей и инструментов регулирования, а также механизмов обеспечения их соответствия меняющейся деловой среде, которая представляет собой сложную многомерную полифункциональную систему, выступающую в виде структурно-пространственного окружения [2, с. 32].
В системе государственного
регулирования малого предпринимательства выделяются функции, выполняемые для того, чтобы система представляла собой устойчивый процесс осуществления решении органов государства, при этом определяются институты, необходимые для выполнения этих функций. Можно выделить два подхода к трансформации государственного
регулирования. Первый подход отдает приоритет технологиям «newpublic management», направленным на повышение результативности аппарата исполнительной власти, создание процедур с использованием стандартов бизнес-управления, имеющих своей целью «отладку» внедряемых механизмов и направленных на:
- повышение внешней эффективности государственного регулирования, включающей такие мероприятия, как ликвидация избыточных государственных функций, внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов, повышение системы закупок для государственных нужд, разработка стандартов государственных услуг;
- устранение внутренней неэффективности самого государственного аппарата путем разграничения правоустанавливающих, правоприменительных функций и функций оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в рамках трехуровневой системы органов исполнительной власти, внедрение механизмов регулирования по результатам, разработка административных регламентов [3, с. 67-68].
Второй подход в качестве основного регулирующего механизма трансформации рассматривает институты. Основную роль в данном случае играет не проектный подход, ориентированный на изменение
операционных правил (регламентов, стандартов) и достижение конкретных результатов в ограниченные сроки, а процессный подход, где принципиальное значение имеют институты трансформации, т.е. правила, управляющие процессом изменения правил на разных институциональных уровнях.
Саморегулируемая сила рынка и сила государственного регулирования не противостоят друг другу по принципу «или-или», как часто утверждается. Они всегда сосуществуют в рыночной экономике, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Не являясь антагонистическими силами, государственное регулирование и рыночное саморегулирование
взаимодействуют и вынуждены взаимно приспосабливаться.
Противоречивость хозяйственной жизни и отсутствие баланса интересов способно приводить к тому, что как государственные структур становятся представителями преимущественно интересов отдельных групп частных предпринимателей, так и частные институты и организации могут представлять интересы государственной бюрократии. Постоянное взаимодействие государства с предпринимательскими структурами
формирует эволюционный механизм, связанный с тем, что действия государства вызывают различные реакции
предпринимателей в виде ответных шагов -стратегий поведения. Появляются «полиморфные популяции» разнообразных экономических институтов и организаций, генерирующих новые механизмы и инструменты предпринимательской
деятельности. В связи с этим государственные структуры должны развивать свои регулятивные способности, чтобы их действия постоянно отвечали возрастающему спросу на количество общественных услуг, что обеспечивает эволюцию полиморфизма деловой среды. Как свидетельствует мировая практика, успешность подготовки и реализации программ и проектов во многом зависит от уровня подготовки управленческих кадров. Государственным работникам требуется своевременно осуществлять повышение квалификации, чтобы работать на уровне
специалистов частного сектора и адекватно реагировать на изменения деловой среды.
Связанные эволюционным процессом, государственное регулирование и
саморегулирование рынка должны быть взаимно сильны. Без сильного государства рыночные институты превращаются в хаотичный набор враждующих субъектов частного эгоизма, затрудняющих развитие друг друга. Без сильного саморегулирующего рынка, представленного сильными ассоциациями, союзами, отдельными предпринимателями и бизнесом как таковым, государство утрачивает свои способности отстаивать свои интересы, содействовать эволюции общества. Слабость рынка обрекает государство на слабость, а слабость государства лишает силы и сам рынок. В итоге разрушается общество [4, с. 27].
Важной закономерностью является зависимость государственного регулирования малого предпринимательства от циклически действующих факторов. Под влиянием кризисов, как правило, происходит усиление государственного регулирования экономики. Так, основываясь на многочисленных примерах развития экономики США, Р. Хиггс указывает, что «в условиях сурового делового спада многие приходят к убеждению, что возможности эффективного функционирования рыночной экономики исчерпаны и что дела пойдут лучше, если правительство займется более всесторонним планированием или регулированием» [5, с. 53].
По мнению Р. Хиггса, этот процесс всякий раз развивался по известному в современной экономической теории «принципа
храповика», то есть «прерывистого повышательного движения: после каждого значительного кризиса размер государства становился хотя и меньше, чем на пике кризиса, темпы роста оставались прежними» [5, с. 70]. «Возможно, именно кризисы обеспечивают живучесть того феномена, который многие аналитики неявно воспринимают как процесс непрерывной вековой экспансии государства» [5, с. 124].
Следует отметить, что Р. Хиггс выделяет два важных и, как представляется, взаимосвязанных аспекта. Во-первых, говоря об «эффекте храповика» в действии регулирующей силы государства, он никак не анализирует ответное действие
саморегулируемой силы рынка. Во-вторых, Р. Хиггс отмечает, что усиление государства в момент кризиса не ослабевает после его завершения и сила государства не возвращается к своему предкризисному состоянию. Р. Хиггс акцентирует внимание на
«послекризисном сжатии» государственной силы, несмотря на то, что у этого сжатия небольшой запас «обратного хода». Автор признает, что саморегулируемая сила рынка остается настолько слабой и подавленной, что она не может сопротивляться силе государственного регулирования. Согласно рассуждениям Р. Хиггса, основной силой, способной противостоять и сдерживать крепнущую силу государственного
регулирования является идеология и политика. Р. Хиггс спишет: «Без организованного политического сопротивления ведомство так и будет заниматься своим делом или даже расширит его» [5, с. 138]. На саморегулируемую силу рынка не надеются, так как с ростом государства и правительства крепнут их «страстно заинтересованные клиенты из частного бизнеса», которые «извлекают существенную выгоду для себя, а издержки тонким слоем распределяют среди куда более многочисленной группы налогоплательщиков или тех, на кого издержки ложатся косвенным образом» [5, с. 138].
Анализ опыта применения механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в развитых странах позволяет сделать вывод о том, что для успешной реализации государственного регулирования указанной сферы необходимы следующие системные предпосылки:
- взаимоувязанная постановка целей и задач государственной политики в сфере малого предпринимательства;
- сбалансировано развивающаяся система государственного регулирования малым бизнесом;
- нормативно-правовое, организационно-экономическое и ресурсное обеспечение, способствующее формированию критической массы малых предприятий;
- системное взаимодействие центральных, региональных и местных властей в осуществлении политики в сфере малого бизнеса;
- равноправное участие науки, малого предпринимательства и финансового капитала в реализации научно-технической и инновационно-структурной политики;
- создание инфраструктуры для становления и развития малого бизнеса [6, с. 124-125].
Для обеспечения указанных условий необходимы как формирование направлений развития научно-инновационной сферы, предусматривающей усиление
инновационной активности, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях
научно-технического прогресса, создание научно-производственных структур,
способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, так и мотивационно действующие организационно-экономические механизмы создания и распространения нововведений. Следует отметить, что механизмы государственного регулирования малого предпринимательства должны развиваться во взаимосвязи с социально-экономическим развитием страны.
Модернизация системы государственного регулирования малого предпринимательства предполагает формирование адекватных системообразующих структур, включающих механизмы стратегического управления, институционального, организационно-
экономического регулирования, финансово-ресурсного обеспечения, мониторинга и контроля. Влияние системы государственного регулирования малого предпринимательства на развитие малого бизнеса и инновационной экономики характеризует интегративно-результативный блок.
Для разработки и реализации эффективной модели развития малого предпринимательства особое значение приобретает выработка концептуальных основ, стратегических приоритетов и направлений формирования системы государственного регулирования малого предпринимательства. Это предполагает использование механизмов мониторинга состояния деловой среды, анализ технологических и рыночных изменений, рассмотрений инновационных прогнозов и стратегий, прогнозирование и определение основных направлений участия малого предпринимательства в создании и распространении базисных и улучшающих инноваций на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Для развития и реализации динамических способностей малого предпринимательства, позволяющих успешно решать
стратегические задачи, осуществлять диверсификацию, рост производительности и конкурентоспособности необходимы:
Во-первых, разработка и реализация целевых программ, научных, инновационных и инвестиционных проектов, активное привлечение малых предприятий, обеспечивающих достижение стратегически значимых оценочных критериев и показателей развития малого
предпринимательства. Во-вторых,
формирование адекватных механизмов финансово-ресурсного обеспечения,
позволяющих привлекать в необходимых размерах средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средства организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность, средства коммерческих, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, государственных и муниципальных инновационных фондов, венчурных фондов и иных институциональных инвесторов, средства зарубежных инвесторов и международных финансовых организаций и фондов, а также средства физических лиц. При этом средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование федеральных целевых программ, региональных и межрегиональных программ, приоритетных проектов, закупок наукоемкой продукции и передовой техники для государственных нужд (на конкурсной основе), государственных инновационных и венчурных фондов. Кроме того, важное значение имеет также формирование механизмов кадрового и имущественного обеспечения.
В-третьих, разработка и реализация институциональных и организационно-экономических механизмов, учитывающих особенности доконкурентных и конкурентных стадий инновационного цикла,
обеспечивающих формирование
инновационно-восприимчивой и
инновационно-генерирующей деловой среды, стимулирующей масштабную
коммерциализацию инноваций, а также адекватной учебно-образовательной
инфраструктуры.
В-четвертых, формирование механизмов мониторинга и контроля влияния системы государственного регулирования на развитие малого предпринимательства, выработка корректирующих и упреждающих действий, способствующих улучшению деловой среды и снижению рисков малого
предпринимательства [6, с. 161-162].
Использование ресурсного подхода к анализу развития малого
предпринимательства и механизмов его государственного регулирования в российской экономике предполагает разработку макроэкономического варианта данного подхода, позволяющего учитывать особенности организации малого бизнеса.
Накопленный ресурсно-инновационный потенциал не позволяет стране и сектору малого предпринимательства в обозримой стратегической перспективе сформировать инновационные способности,
обеспечивающие выход на уровень ведущих государств. Вместе с тем принципиально важно задействовать как возможности занять лидерские позиции по отдельным направлениям, так и совокупность всех потенциальных точек ее роста, что в комплексе способствует получению наибольшего макроэкономического эффекта. Именно взаимосвязанность и
взаимодополняемость всех потенциальных источников роста (ресурсы; территория; достигнутый уровень, структура и перспективы производства; научно-образовательный потенциал и др.) существенно повышают общую
конкурентоспособность страны и дают ей шанс на устойчивый и быстрый рост в новом тысячелетии.
Государственное регулирование малого предпринимательства должно быть ориентировано на формирование рационального спектра траекторий движения технико-экономических макроструктур
(укладов), в которые включаются малые предприятия [7, с. 181]. При этом требуется пересмотр неоклассической версии конкуренции. Институциональные изменения играют весьма важную роль при смене технологического уклада, что требует взаимодействия различных институтов его поддержки. В эмбриональной фазе ключевую роль играют институты государственного финансирования НИОКР и поддержки инновационной активности, при этом особое значение имеют усилия государства по финансированию фундаментальных и поисковых исследований, формированию баз данных и информационной среды. В период «рождения» технологического уклада ведущая роль отводится институтам развития, венчурным фондам, целевым государственным программам по созданию инфраструктуры нового технологического уклада. Важное значение здесь имеет использование государством мер денежно-кредитного характера с целью направления свободного капитала в производства нового технологического уклада, запаздывание с использованием которых приводит к тяжелым экономическим кризисам [8, с. 20].
На стадии формирования
воспроизводственного каркаса
технологических совокупностей нового технологического уклада ведущая роль переходит от государства к частному сектору. При этом происходит создание разветвленной научно-производственной кооперации, включающей растущие производства, поддерживаемые банковским сектором, стабилизируется фондовый рынок, формируется адекватный новому
технологическому укладу тип потребления с устойчивым и быстро растущим спросом на товары. Эта фаза синергии характеризуется мощными взаимосвязями между
п ред прин имател ьски м и структурами,
осваивающими производство нового технологического уклада, кредитными организациями, кредитующими последних, и научно-образовательными заведениями, готовящих специалистов и реализующих инновационную продукцию. Она
соответствует фазе подъема, которая начинается после перехода нового технологического уклада в фазу роста для обеспечения выхода экономики из депрессии.
В.Е. Дементьев показал сложную противоречивую взаимосвязь крупного, малого и среднего бизнеса и государственных структур в обеспечении процесса технико-экономического развития нового технологического уклада [9]. Так, в фазе синергии и в фазе распространения на периферию ведущую роль играет крупный бизнес. В фазе агрессии и зрелости особое значение имеют предприятия малого и среднего бизнеса, такие фирмы получают возможность к укрупнению на фазе агрессии, когда начинается быстрое расширение рынка новых технологий. В фазе зрелости предприятия малого и среднего бизнеса более оперативны в использовании резервов для улучшения производства на прежней технологической базе.
Осуществление модернизации
государственного регулирования малого предпринимательства в рамках
институционально-эволюционного подхода предполагает:
- формирование блока многоуровневой системы норм, позволяющих добиться соответствия между операционными, коллективными и конституционными правилами. Операционные правила непосредственно воздействуют на ежедневные управленческие решения. Правила коллективного выбора используют при формировании операционных правил в рамках стратегического пространства.
Правила конституционного выбора определяют полномочия тех, кто создает правила коллективного выбора, которые, в свою очередь, воздействуют на набор операционных правил;
- реализация принципа приемственности в изменениях институционального устройства и сбалансированности новых и унаследованных от прошлого институциональных структур, достижения их конгруэнтности в рамках непрерывного институционального пространства, так как приживаются лишь те институты, которые не отторгаются старыми;
- учет эффекта «path dependence» предусматривает формирование траектории институциональных изменений исходя из зависимости институциональных новаций от накопленного в прошлом институционального капитала и достижения адекватного ответа на угрозы и вызовы в стратегической перспективе и достижения наиболее важных соотношений «выгоды/издержки» изменений;
- реализация процессного подхода к формированию трансформационной матрицы связано с целенаправленным построением институциональных траекторий, представляющих собой описание совокупности институтов во времени. При этом для построения искомого института выбирается определенная институциональная траектория, т.е. последовательность вспомогательных институтов, ведущую к намеченной цели [10, с. 65-66].
Вспомогательные институты «соединяют» действующие институты с наиболее передовыми, искомыми. По мере приближения к искомому институту вспомогательные институты подлежат демонтажу. Важным в данном случае является механизм мониторинга институциональных изменений и их своевременная корректировка.
Концепция «социализации
институционального строительства»
основывается на включении в процесс формирования институционального дизайна разнообразных представителей гражданского общества, что означает отказ от монополии государства на институциональное строительство. Ключевым здесь становятся технологии обмена ресурсами, включая знания, через экспертное и совещательное участие малого бизнеса и гражданского общества в целом в формировании политики, а также по возможности, так называемое административное экспериментирование, когда часть административных и регулирующих функций государства передает структурам самоорганизации малого бизнеса.
Выводы
Государство, выполняя
системорегулирующую роль, должно способствовать ускоренному развитию наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности,
обеспечивать комплекс мер организационного, правового, социально-психологического и экономического характера, содействующих адаптации субъектов малого
предпринимательства к меняющимся условиям деловой среды в рамках институционально-эволюционного подхода.
Работа подготовлена при поддержке Проекта в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ на 2014 год (фундаментальные
исследования) (проект № 368/Р-14Ф)
Библиографический список
1. Бирюков, В. В. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России: монография [Текст] / В. В. Бирюков, Е. В. Романенко. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 166 с.
2. Романенко, Е. В. Формирование благоприятной институциональной среды для развития малого предпринимательства в России [Текст] / Е. В. Романенко // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 32 (89).
- С. 28-33.
3. Романенко, Е. В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: монография [Текст] / Е. В. Романенко. - М.: Экономика, 2010. - 245 с.
4. Миловидов, В. Либерализм и регулирование финансового рынка [Текст] / В. Миловидов // Мировая экономика и международные отношения.
- 2012. - № 9. - С. 20-30.
5. Хиггс, Р. Кризис и Левиафан: Поворотные моменты роста американского правительства [Текст] / Р. Хиггс. - М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010. - 500 с.
6. Романенко, Е. В. Малое предпринимательство и инновационный характер развития экономики России: монография [Текст] / Е. В. Романенко. - М.: ООО Издательство «Креативная экономика», 2010. - 252 с.
7. Новая парадигма управления социально-экономическим развитием регионов России: коллективная научная монография [Текст] / М. В. Васильева, Т. В. Владимирова, Е. В. Романенко, В. П. Часовской под общ. ред. М. В. Васильевой // АНО содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». - М.: Планета, 2013. - 212 с.
8. Глазьев, С. Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики [Текст] / С. Ю. Глазьев // Экономическая наука современной России. - 2012. - № 2(57). - С. 8-27.
9. Дементьев, В. Е. Структура корпоративной системы и длинные волны в экономике [Текст] / В. Е. Дементьев. - М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
10. Романенко, Е. В. Особенности развития и взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства [Текст] / Е. В. Романенко // Вестник СибАДИ. - 2011. - № 3(21). - С. 60-65.
THE FEATURES INSTITUTIONAL-EVOLUTIONARY
INTERACTION BETWEEN THE STATE AND SMALL BUSINESS
M. A. Miller, E. V. Romanenko
Problems of state regulation of small business are considered. Features of institutional-evolutionary interaction between the state and small business are investigated. Conclusions are drawn on necessity of the modernization of state regulation of small business within the institutional-evolutionary approach.
Keywords: government, small business, government regulation, the national economy, competitiveness, institutions, evolution.
Bibliographic list
1. Birykov V. V., Romanenko E. V. The state support of small business in modern Russian: monograph [Text] / V.V. Birykov, E.V. Romanenko. -omsk: Publishing OmGTU, 2006. - 166 p.
2. Romanenko E. V. The formation of a favorable institutional environment for development of small business in Russia [Text] // Regional economy: theory and practice. - 2008. - № 32(89). - P. 28-33.
3. Romanenko E. V. The state and small business: features of interactions in modern conditions: monography [Text] / E. V. Romanenko. -M.: Economy, 2010. - 245 p.
4. Milovidov V. Liberalism and regulation of financial market [Text] / V. Milovidov // World economy and international relations. - 2012. - № 9. - P. 20-30.
5. Higgs R. Crisis and Leviathan: Turning points of growth of the American government [Text] / R. Higgs. - M.: IRISEN, THOUGHT, 2010. - 500 p.
6. Romanenko E. V. Small entrepreneurship and innovative nature of the development of Russia's
economy: monography [Text] / E. V. Romanenko. -M.: ООО Publishing House «Creative economy», 2010. - 252 p.
7. Romanenko E. V. The new paradigm of management of socio-economic development of regions of Russia: collective scientific monography [Text] / M. V. Vasilieva, Т. V. Vladimirova, E. V. Romanenko, V. P. Chasovskoy under the general editorship of M. V. Vasilievoy // ANO assistance to development of Russian science Publishing house «Scientific review». - M.: Planeta, 2013. - 212 p.
8. Glazyev S. Y. The modern theory of long waves in economic development [Text] / S. Y. Glazyev // The economic science of contemporary Russia. - 2012. - № 2(57). - P. 8-27.
9. Dementyev V. E. Structure of the corporate system and long waves in the economy [Text] / V.E. Dementyev. - M.: CEMI RAN, 2011.
10. Romanenko E. V. Features of development and cooperation of small, medium and large business [Text] / E. V. Romanenko // Vestnik SibADI. - 2011. -№ 3 (21). - P. 60-65.
Миллер Максим Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и социология труда» ОмГУ. Основные направления научной деятельности: отраслевая и региональная экономика, экономика народонаселения и демография. Общее количество опубликованных работ - более 90.e-mail: millerma@yandex.ru
Романенко Елена Васильевна - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Общая экономика и право», ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основные направления научной деятельности: современные механизмы взаимодействия государства и малого предпринимательства в условиях модернизации российской экономики. Общее количество опубликованных работ - более 100.e-mail: romanenko_ev@sibadi. org
УДК: 331.101.26 (571.12)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРНЫХ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ
К. В. Петренко
Аннотация. Рассмотрены экономические предпосылки формирования трудового потенциала северных нефтегазодобывающих регионов; приведены количественные запасы нефти и газа, динамика их добычи; отмечается, что для поддержания добычи на уровне достаточном для экономической безопасности страны, необходим будет как собственный трудовой потенциал, так и его привлечение вахтовым методом.
Ключевые слова: трудовой потенциал, экономика отраслей топливно-энергетического комплекса, северные регионы.
Введение
Нельзя сказать, что проблемам нефти и газа уделялось в нашей стране мало внимания. Но в последнее время темы, связанные с развитием отечественного
нефтегазового комплекса, обсуждались особенно активно и с достаточно высоким накалом страстей. В чем же причина такого всплеска интереса к ТЭК? Сделаем небольшой экскурс в историю. Пик добычи