Научная статья на тему 'К методикам институционального регулирования функционирования малого предпринимательства в Республике Дагестан на современном этапе'

К методикам институционального регулирования функционирования малого предпринимательства в Республике Дагестан на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / INSTITUTIONAL REGULATION / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланбеков Багаутдин Убаевич, Иразиханова Суайбат Алибековна

Цель работы. Исследование посвящено вопросам поиска эффективных направлений государственного регулирования развития малого предпринимательства в стране и Республике Дагестан. В хронологической последовательности определены и сравнены методы институционального регулирования на начальном этапе формирования предпринимательства в стране, выявлены особенности функционирования малого и среднего предпринимательства на современном этапе, обозначены задачи и направления совершенствования институционального механизма регулирования дальнейшего развития предпринимательства в России и Республике Дагестан. Многообразие мер в области развития и поддержки малого предпринимательства указывает, с одной стороны, на настойчивый поиск оптимальной структуры управления и регулирования предпринимательства в России, а с другой на неудовлетворенность результатами деятельности вновь образованных оргструктур. В статье осуществляется поиск эффективных направлений государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России в целом и Республике Дагестан в отдельности. Важным элементом исследования является обозначение основных направлений институциональной поддержки малого предпринимательства. Метод или методология проведения работы. Проведено комплексное исследование институциональных основ развития малого предпринимательства в стране и Республике Дагестан, основывающееся на анализе аналитического материала, наглядно представляющего этот процесс в динамике. Результаты. Выявлены основные направления совершенствования институционального механизма регулирования дальнейшего развития малого предпринимательства в стране и Республике Дагестан. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе формирования институциональных механизмов дальнейшего построения системы эффективного развития малого предпринимательства в стране и Республике Дагестан. Выводы. Делается вывод, что дальнейшее развитие отрасли определят две тенденции: рост производства мяса, в первую очередь свинины и мяса птицы, и снижение покупательной способности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR THE METHODS OF INSTITUTIONAL REGULATION OF FUNCTIONING OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE MODERN PERIOD

The goal of the study. The study is devoted to the issues of searching for effective areas of focus of the state regulation of development of small business in the country and in the Republic of Dagestan. We have determined and compared in the chronological sequence the methods of institutional regulation at the initial stage of forming entrepreneurship in the country. We have found the typical features of functioning of small and medium-sized business in the modern period. We have stated the tasks and areas of focus of improvement of the institutional mechanism of regulation of further development of entrepreneurship in Russia and in the Republic of Dagestan. The variety of measures in the area of development and support of small business shows, on the one hand, the persistent search for the optimal structure of management and regulation of entrepreneurship in Russia, and, on the other hand, the dissatisfaction with the results of the activity of the newly formed organizational structures. The manuscript searches for the effective areas of focus of state regulation of development of small and medium sized business in Russia overall, and in the Republic of Dagestan in particular. An important element of the study is stating the main areas of focus of the institutional support of small business. The method or methodology of performing the study. A complex study has been performed of the institutional foundations of development of small business in the country and in the Republic of Dagestan based on the analysis of analytical material that is vividly representing this process in dynamics. The results. The main areas of focus of improvement of the institutional mechanism of regulation of further development of small business in the country and in the Republic of Dagestan have been found. The area of application of the results. The results of the research performed may be used in the process of formation of institutional mechanism of further construction of the system of effective development of small business in the country and in the Republic of Dagestan. The conclusions. A conclusion is made that the further development of the industry will determine two tendencies: the growth of production of meat, first of all, of pork and poultry meat, and the reduction of the purchasing ability of the population.

Текст научной работы на тему «К методикам институционального регулирования функционирования малого предпринимательства в Республике Дагестан на современном этапе»

Экономика предпринимательства

DOI 10.26726/2305-4484-2017-1-83-91

УДК 332.145 АРСЛАНБЕКОВ БАГАУТДИН УБАЕВИЧ

к.э.н., доцент кафедры «Экономики и предпринимательства» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

e-mail: [email protected]

ИРАЗИХАНОВА СУАЙБАТ АЛИБЕКОВНА

к.э.н., старший преподаватель кафедры «Аудит и финансовый контроль» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail:[email protected]

К МЕТОДИКАМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Цель работы. Исследование посвящено вопросам поиска эффективных направлений государственного регулирования развития малого предпринимательства в стране и Республике Дагестан. В хронологической последовательности определены и сравнены методы институционального регулирования на начальном этапе формирования предпринимательства в стране, выявлены особенности функционирования малого и среднего предпринимательства на современном этапе, обозначены задачи и направления совершенствования институционального механизма регулирования дальнейшего развития предпринимательства в России и Республике Дагестан. Многообразие мер в области развития и поддержки малого предпринимательства указывает, с одной стороны, на настойчивый поиск оптимальной структуры управления и регулирования предпринимательства в России, а с другой — на неудовлетворенность результатами деятельности вновь образованных оргструктур. В статье осуществляется поиск эффективных направлений государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России в целом и Республике Дагестан в отдельности. Важным элементом исследования является обозначение основных направлений институциональной поддержки малого предпринимательства. Метод или методология проведения работы. Проведено комплексное исследование институциональных основ развития малого предпринимательства в стране и Республике Дагестан, основывающееся на анализе аналитического материала, наглядно представляющего этот процесс в динамике. Результаты. Выявлены основные направления совершенствования институционального механизма регулирования дальнейшего развития малого предпринимательства в стране и Республике Дагестан. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе формирования институциональных механизмов дальнейшего построения системы эффективного развития малого предпринимательства в стране и Республике Дагестан. Выводы. Делается вывод, что дальнейшее развитие отрасли определят две тенденции: рост производства мяса, в первую очередь свинины и мяса птицы, и снижение покупательной способности населения.

Ключевые слова: институциональное регулирование, малое и среднее предпринимательство.

ARSLANBEKOV BAGAUTDIN UBAEVICH

C. E. Assistant Professor of the Department "Economics and Entrepreneurship" FGBOU IN "DGPU"

e-mail: [email protected]

IRAZIKHANO VA SUIBA T ALIBEKO VNA

C. E. Mr., Art. Rev. Cafe. "Audit and financial control", FGBOU V DGTU e-mail: [email protected]

FOR THE METHODS OF INSTITUTIONAL REGULATION OF FUNCTIONING OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE MODERN PERIOD

Abstract. The goal of the study. The study is devoted to the issues of searching for effective areas of focus of the state regulation of development of small business in the country and in the Republic of Dagestan. We have determined and compared in the chronological sequence the methods of institutional regulation at the initial stage of forming entrepreneurship in the country. We have found the typical features of functioning of small and medium-sized business in the modern period. We have stated the tasks and areas of focus of improvement of the institutional mechanism of regulation of further development of entrepreneurship in Russia and in the Republic of Dagestan. The variety of measures in the area of development and support of small business shows, on the one hand, the persistent search for the optimal structure of management and regulation of entrepreneurship in Russia, and, on the other hand, the dissatisfaction with the results of the activity of the newly formed organizational structures. The manuscript searches for the effective areas of focus of state regulation of development of small and medium sized business in Russia overall, and in the Republic of Dagestan in particular. An important element of the study is stating the main areas of focus of the institutional support of small business. The method or methodology of performing the study. A complex study has been performed of the institutional foundations of development of small business in the country and in the Republic of Dagestan based on the analysis of analytical material that is vividly representing this process in dynamics. The results. The main areas of focus of improvement of the institutional mechanism of regulation of further development of small business in the country and in the Republic of Dagestan have been found. The area of application of the results. The results of the research performed may be used in the process of formation of institutional mechanism of further construction of the system of effective development of small business in the country and in the Republic of Dagestan. The conclusions. A conclusion is made that the further development of the industry will determine two tendencies: the growth of production of meat, first of all, of pork and poultry meat, and the reduction of the purchasing ability of the population. Keywords: the institutional regulation, small and medium-sized business.

Введение. Функционирование малого предпринимательства представляет собой важный объект рыночной системы хозяйствования любой страны, а для России не просто важную, а стратегическую задачу экономической политики.

Научная мысль, исследующая направления эффективного развития рыночной экономики, и как ее важного составного элемента — предпринимательства, выделяет первостепенной задачей дальнейшее совершенствование теории, методологии и методики, направленных на формирование гибкого механизма управления этой сферой на современном этапе.

Многократно доказана роль предпринимательства, особенно его малых форм, в успешном развитии экономической системы: росте и улучшении структуры и качества ВВП, решении экономических и социальных проблем, интенсификации производства, развитии научно-технического прогресса, повышении гибкости экономики, создании глубокой кооперации и специализации, без которых немыслима высокая эффективность рынка, и т. д. Малое предпринимательство способствует формированию конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест оно обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.

Методы институционального регулирования развития предпринимательства в России требуют определенной трансформации. Сформировавшись в 90-е годы, они дали толчок для становления предпринимательства, но не позволили стать ему действенной экономической силой, способной решить возлагаемые на него задачи. Начальный этап развития сферы предпринимательства характеризовался частой сменой правовой среды. Только к 2005 году законодательство стало более-менее стабильным.

Основную задачу государства по поддержанию и развитию предпринимательства можно определить как установление таких институциональных условий (правил), которые позволяют успешно развиваться такому институту, как малое предпринимательство.

Для выработки дальнейшей успешной стратегии развития страны в направлении рыночной системы хозяйствования необходимо использование отлаженного и экономически обоснованного механизма государственного воздействия на экономику. Важным элементом подобного воздействия выступает реализация целенаправленной государственной политики в развитии малого предпринимательства.

Методы исследования. Политику поддержки малого и среднего предпринимательства (МиСП) государство реализовывало через федеральные программы. Были приняты четыре такие программы, не выполненные в полном объеме. Первая программа 1994-1995 годов была принята только в середине 1995 года. Поэтому из запланированного финансирования в размере 210 млрд рублей было выделено только 25 млрд. Финансирование второй программы 19961997 годов также не было осуществлено в полном объеме, т. к. из-за трудностей с исполнением бюджета статьи программы были секвестрированы. Однако она была частично выполнена: из 81 намеченного мероприятия полностью было выполнено 43 и частично 20 [4].

Целью реализации первых программ было создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса. При финансовой поддержке международных благотворительных фондов (Евразия, ТАСИС, Ноу-Хау) эта цель была все-таки достигнута.

Сегодня сформировалась специфичная предпринимательская среда, в которой государство устанавливает определенные правила (формальные институты), упорядочивающие функционирование этого сектора экономики: задает уровень инфляции; систему денежного обращения, налоговый режим. Но имеет также место то, что крупные компании при поддержке коррумпированных чиновников захватывают лучшие части бизнеса. Особенно беззащитна перед этой агрессивной враждебной средой наиболее слабая часть предпринимательского сообщества — малое предпринимательство. Чтобы выжить, предприниматели в России вынуждены лавировать и приспосабливаться, используя все возможные способы, в том числе и противоречащие закону.

Большинство российских предпринимателей наряду с вполне легальными операциями проводят и операции, которые можно отнести к нелегальным, «теневым». Совсем немного компаний могут похвастаться полной легальностью и прозрачностью. Соотношение легальной части бизнеса и «теневой» зависит от правил игры, устанавливаемых институциональной средой. Если институциональная среда полностью устраивает предпринимателя, то весь его бизнес будет легальным. Если же в какой-то мере не устраивает, то чем больше будет недовольство, тем больше будет «теневая» часть бизнеса [3].

Многообразие мер в области развития и поддержки малого предпринимательства указывает, с одной стороны, на настойчивый поиск оптимальной структуры управления и регулирования предпринимательства в России, а с другой — на неудовлетворенность результатами деятельности вновь образованных оргструктур.

Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур при организации наделен следующими функциями в части предпринимательства: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соблюдение антимонопольного законодательства о защите прав потребителей.

Отдел государственной поддержки предпринимательства и регулирования деловой активности Минэкономики РФ, принявший активное участие в разработке программ поддержки малого предпринимательства, а также постановления о Фонде поддержки малого предпринимательства и формировании молодежного федерального фонда, ориентирован на: формирование основных принципов государственной поддержки предпринимательства, разработку программных документов, подготовку проектов нормативных и правовых актов поддержки предпринимательства, определение приоритетных направлений государственной политики в сфере предпринимательства, выработку процедур лицензирования предпринимательской деятельности и др.

В Положении о Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции основными направлениями деятельности выделены следующие задачи: реализация федеральных, отраслевых и региональных программ и проектов, обеспечивающих поддержку предпринимательской деятельности; участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей

хозяйствующим субъектам равные условия и возможности; стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, патентов, лицензий, ноу-хау.

В настоящее время основное внимание уделяется в институциональном плане экономическому регулированию.

Система экономических регуляторов должна поддерживать равновесие между социальной справедливостью и экономической целесообразностью, формироваться не стихийно, как это происходило ранее, а строго в соответствии с их совместимостью и непротиворечивостью. Для каждого типа районов требуется обосновать наборы экономически совместимых регуляторов и льгот, выделив в них блок приоритетных видов предпринимательской деятельности.

Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития являются региональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств, централизованные кредитные ресурсы, особо важные структурообразующие инвестиционные проекты, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

Значительно возросло значение методов косвенного экономического регулирования, осуществляемого через финансовые, налоговые регуляторы, подкрепляемые региональными льготами и экономическими стимулами в разных сферах деятельности, влияющих на ход развития предпринимательства в России.

В современных условиях уточнен порядок налогообложения малого предпринимательства. Законом определены налоговые льготы, что обеспечивает определенную стабильность в период первоначальной деятельности малого предприятия. В таблице 1 отражены предпочтения субъектов малого предпринимательства в выборе систем налогообложения.

Таблица 1

Предпочтения МП в выборе систем налогообложения

Налоговая система Кол-во ответов (%)

Общая 44

Вмененный налог 29

Упрощенная (прибыль) 7

Упрощенная (оборот) 5

Смешанная 7

«Теневая» 2

Не ответили 6

Субъектам малого предпринимательства дано право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающем действующие нормы. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации малые предприятия получили право списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов (против 20 % ранее) со сроком службы более 3 лет.

Среди мер государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить льготные условия при кредитовании (с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства) и страховании, а также при их участии в экспортно-импортных операциях и в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности.

Механизм поддержки предпринимательства формирует эффективную систему государственного регулирования территориального развития страны и реализовывается в соответствии с выработанной стратегией территориального развития предпринимательства и основными приоритетными направлениями региональной экономической и социальной политики.

По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения ма-

лых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.

В последние несколько лет, по крайней мере до первой половины 2012 года, российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания» — 875,5 тыс. малых предприятии (МП) и 3,5-4 млн индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры [16]. С 2015 года немалая часть предпринимателей либо закрыла бизнес, либо ушла в тень, посчитав затруднительной финансово введенную систему социальных отчислений.

Приоритетные отрасли реального сектора, такие как сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и малая инновационная деятельность (имеющая огромный потенциал), развиваются пока не в достаточной мере.

Если же проанализировать по отраслям распределение объема произведенной продукции, то можно увидеть, что наибольший объем продукции производится предприятиями, занятыми в строительстве, — 23,9 % и промышленности — 26,1 %.

жилищно-коммунальное хоз-во, непроизводствен ные виды быт. обслуживания населения 1

общая коммерческая

дея-ть по обеспечению функционирован ия рынка 4,1%

наука и научное обслуживание 3,4%

другие отрасли

промышленность 14,9%

транспорт 2,2%

строительство 14,5%

торговля и общественное питание 46,0%

Рис. 1. Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики в 2015 году.

А так необходимая для нашей страны продукция сельского хозяйства и различные виды бытового обслуживания населения производятся, соответственно, лишь в объемах 0,6-0,8 %.

Малые предприятия, работающие в промышленности, занимая по количеству в три раза меньший объем, выпускают такой же объем продукции, что и предприятия торговли и общественного питания.

Развитие малого предпринимательства — одна из основных предпосылок экономического и социального возрождения Республики Дагестан. В РД делаются попытки развития и активизации реального сектора экономики, формирования конкуренции и насыщения рынка товарами и услугами местных товаропроизводителей. Вовлекая в позитивную деятельность наиболее инициативную часть общества, малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения в регионе, характеризующемся социально -депрессивной ситуацией.

В 2009 году из федерального бюджета было выделено 117,715 млн рублей, которые направлены на развитие фонда микрофинансирования, фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства, грантовую поддержку начинающих и молодых предпринимателей, на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам. В 2010 году на конкурс были представлены заявки на сумму 570,0 млн рублей. Подписано соглашение на сумму

266 млн рублей.

В 2010-2011 годах основной акцент в программе был сделан на поддержку инновационного предпринимательства, поддержку компаний, осуществляющих мероприятия по энергоэффективности производства, грантовую поддержку, поддержку микрофинансирования, обучающих программ.

В Республике Дагестан предпринимаются меры, направленные на формирование инфраструктуры развития малого предпринимательства.

На территории Республики Дагестан в рамках реализации мероприятий программы созданы в 2009 году 4 муниципальных фонда микрофинансирования, в 2010 году — 3 фонда.

В 2009 году создано Дагестанское агентство по поддержке инновационного предпринимательства, которым за период работы налажены связи с изобретателями Дагестана, создана база данных их изобретений. На основе изобретений дагестанских новаторов внедрена в производство одна инновация, подготовлена к внедрению вторая. В дальнейшем на базе агентства планируется создание инжинирингового центра и центра трансферта технологий.

При Дагестанском республиканском центре развития предпринимательства создано региональное отделение ЕвроИнфоЦентр, основной задачей которого является предоставление субъектам предпринимательства организационных, информационно-консультационных, юридических и иных услуг, необходимых для установления деловых контактов с партнерами и продвижения производимой продукции на территории России и за рубежом.

В республике функционируют бизнес-инкубаторы:

- Республиканский производственно-инновационный бизнес-инкубатор «Турали», введен в действие 28.02.2008;

- Республиканский бизнес-инкубатор (офисный) на ул. Гагарина, 120, введен в действие 25.12.2009.

Бизнес-инкубатор «Турали» преобразован в технопарк. Создание технопарков позволяет объединить научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты, что сконцентрирует на единой территории специалистов общего профиля деятельности, позволит им участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований [15].

Результаты. Малое предпринимательство, учитывая его значение и характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти. В первую очередь необходимо по-прежнему повышать гибкость правовой среды функционирования малых предприятий. Как направление укрепления позиций сегодня имеет место более интенсивное развитие инфраструктуры бизнеса и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы применения налоговых льгот, финансово-кредитной поддержки, льготного страхования, ведения документационного процесса управления и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства [12].

Выводы. Основными направлениями институциональной поддержки малого предпринимательства можно обозначить:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;

- создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержку внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых, научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами [3];

- организацию обучения и повышения квалификации работников.

Важным условием для успешного развития бизнеса является возможность доступа к земельным и имущественным ресурсам. В данном направлении рассмотрены пути для облегчения доступа субъектов МиСП к государственному недвижимому имуществу. При этом к вели-

чине арендной платы за год установлен понижающий коэффициент величиной 0,75. При этом обеспечивается льгота аренды имущества, находящегося в государственной собственности РД, субъектам малого бизнеса.

Важным является осуществление мер протекционизма по отношению к местным товаропроизводителям, которые должны быть связаны с:

- предоставлением льгот по налогам, тарифам на коммунальные услуги предприятиям торговли, у которых в объеме реализации удельный вес местных товаров превышает определенный уровень организация продажи на комиссионных началах на предприятиях торговли с высокой пропускной способностью товаров широкой номенклатуры, производимых ведущими местными предприятиями перерабатывающей и пищевой промышленности;

- открытием специализированных торговых предприятий или торговых площадок-ярмарок по реализации сельхозпродукции и промышленных товаров, выпускаемых местными предприятиями, предусмотрев возможность организации оптовой и розничной продажи товаров;

- приоритетным выделением инвестиций из местного бюджета (инвестиционного фонда) для осуществления проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции местных предприятий и др.

В процессе формирования системы стабильных потребителей и гарантированных заказов для предприятий перерабатывающей промышленности и сельхозтоваропроизводителей в республике на государственном уровне должны предусматриваться следующие меры:

- заключение долгосрочных договоров с государственными организациями на поставку продовольствия с условием авансирования закупок;

- формирование в муниципальных образованиях системы централизованных закупок продовольствия у собственных товаропроизводителей для местных бюджетных организаций через муниципальную продовольственную корпорацию;

- расширение масштабов закупок при содействии муниципального продовольственного фонда, созданного в целях повышения приоритета снабжения населения городов республики продукцией местных товаропроизводителей и регулирования цен [10].

В аспектах дальнейшего развития инфраструктуры рынка и создания эффективной системы посредников целесообразно проведение следующих мер:

- участие в создании в районах республики заготовительно-сбытовых кооперативов по реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки;

- участие в создании межрегиональной оптово-продовольственной площадки — рынка;

- организация муниципальной продовольственной корпорации с собственной материально-технической базой (складские помещения и торговые площади) для осуществления непосредственных закупок не только у крупных, но и у мелких товаропроизводителей, а также для организации мелкооптовой и розничной торговли и др. [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 24.07.2007№ 209-ФЗ).

2. Камалова Т. А., Атуева Э. Б. О современном состоянии развития предпринимательских сетей в России //Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2012. — № 3-4. — С. 41-47.

3. Михайлова Ю. В. Малые предприятия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// xreferat.com/75/115-1-malye-predpriyatiya.html, свободный. — Загл. с экрана.

4. Тореев В. Б. Влияние институциональных и территориальных факторов развития малого бизнеса на занятость населения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Москва, 2010. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pandia.ru/ text/77/210/87536.php, свободный. — Загл. с экрана.

5. Франовская Г. Н. Малый бизнес. Учебное пособие. - ВГУ, 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eclib.net/33/index.html, свободный. — Загл. с экрана.

6. Фурсина Т. А., Кузьмина С. В. Основные механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Матер. VIII Междунар. студ. электронной науч. конф. «Студенческий научный форум — 2016» (15 февр. по 31 марта 2016 года). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/, свободный. — Загл. с экрана.

7. Шабанова М. М., Атуева Э. Б. О формах развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 10. — С. 828-832.

8. Шестак О. И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // Экономика и менеджмент систем управления. —

2015. — Т. 17. — № 3.1. — С. 183-196.

9. Шевчук Д. Правовое обеспечение предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://thelib. ru/books/shevchuk_denis/pravovoe_obespechenie_predprinimatelstva-read-5. html, свободный. — Загл. с экрана.

10. Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=47473, свободный. — Загл. с экрана.

11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-58080.html?page=6, свободный. — Загл. с экрана.

12. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hofsteeconsulting.com/dimmable/id33656.html, свободный. — Загл. с экрана.

13. Разработка программ развития торговой сферы муниципальных структур [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.tcoper.ru/golns-281-3.html, свободный. — Загл. с экрана.

14. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://allrefs.net/c5/11rik/p3/, свободный. — Загл. с экрана.

15. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/277959, свободный. — Загл. с экрана.

16. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/ economy/2c0b65635b2ac68b4c53b88421306c27_0.html, свободный. — Загл. с экрана.

17. BankHigt Банки от А до Я [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dfcor.ru/fjs-315-1.html, свободный. — Загл. с экрана.

18. Финансы и только финансы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://thelib.ru/books/ shevchukdenis/pravovoeobespechenie_predprinimatelstva-read-5.html SliceFinance, свободный. — Загл. с экрана.

19. Guy C. M. Corporate strategies in food retailing and their local impacts: a case study of Cardiff// Environment a planning. A. L. 1996. Vol. 28. No. 9. P. 1575-1602. Аннотация: О программах развития продовольственной розничной торговли в Великобритании. На примере г. Кардиффа.

20. Noponen H., Markusen A., Driessen K. Trade and American cities: who has the comparative advantage? // Econ. development quart. Newbury Park, 1997. Vol. 11. No. 1. P. 67-87. Аннотация: О дифференцированном положении городов США в получении выгод от внутренней и внешней торговли.

21. Sivitanidou R. Warehouse and distribution facilities and community attributes: an empirical study // Environment a. planning. A. L., 1996. Vol. 28. No. 7. P. 1261-1278 Bibliogr.: p. 1277-1278. Аннотация: Анализ эмпирических закономерностей во внутригородском размещении складов и торговых помещений и цен на них. На примере Лос-Анджелеса, США.

References:

1. Economic questions of development of trade enterprises in the municipal structures. [An electronic resource]. Access mode: http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=47473, free. Heading from the screen.

2. Federal law «On state support of small entrepreneurship in the Russian Federation» (as amended on 24.07.2007 No. 209-FZ).

3. Fursin T. A., Kuzmina S. V. Basic mechanisms and instruments of state support of small and average business. Materials of the VIII International student electronic scientific conference «Student scientific forum — 2016» (15 Feb. on March 31, 2016). [An electronic resource]. Access mode: https:// www.scienceforum.ru/2016/, free. Heading from the screen.

4. Guy C. M. Corporate strategies in food retailing and their local impacts: a case study of Cardiff// Environment a planning. A. L. 1996. Vol. 28, No. 9. P. 1575-1602. Аннотация: About programs of development of food retailing in the UK. For example, the city of Cardiff.

5. [An electronic resource]. Access mode: http://allrefs.net/c5/11rik/p3/, free. Heading from the screen.

6. [An electronic resource]. Access mode: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/277959, free. Heading from the screen.

7. [An electronic resource]. Access mode: http://do.gendocs.ru/docs/index-58080.html?page=6, free. Heading from the screen.

8. [An electronic resource]. Access mode:http://hofsteeconsulting.com/dimmable/id33656.html, free. Heading from the screen.

9. [An electronic resource]. Access mode: http://knowledge.allbest.ru/ economy/2c0b65635b2ac68b4c53b88421306c27_0.html, free. Heading from the screen.

10. [An electronic resource]. Access mode: http://thelib.ru/books/shevchuk_denis/ pravovoeobespechenie _predprinimatelstva-read-5.html SliceFinance, free. Heading from the screen.

11. [An electronic resource]. Access mode: http://www.dfcor.ru/fjs-315-1.html BankHigt, free. Heading from the screen.

12. [An electronic resource]. Access mode: http://www.tcoper.ru/golns-281-3.html Development of programs of development of trade sector of the municipal structures, free. Heading from the screen.

13. Kamalov T. A., E. B. Atueva about the current state of the development of business networks in Russia // Scientific review. Series 1. Law and Economics. 2012. No. 3-4. P. 41-47.

14. Mikhaylova Yu. V. Small businesses http://xreferat.com/75/115-1-malye-predpriyatiya.html, free. Heading from the screen.

15. Noponen H., Markusen A., Driessen K. Trade and American cities: who has the comparative advantage? // Econ. development quart. Newbury Park, 1997. Vol. 11. No. 1. P. 67-87. Abstract: A differential state of U. S. Cities to benefit from domestic and foreign trade.

16. Shabanova M. M., Atueva E. B. About the forms of development of small entrepreneurship in the Republic of Dagestan //Economics and entrepreneurship. 2014. No. 10. P. 828-832.

17. Shestak O. I. A strategic approach to the development of small and medium enterprises at the regional level (on the example of Primorsky Krai) // Economics and management control systems. 2015. Vol. 17. No. 3.1. S. 183-196.

18. Shevchuk D. Legal security of entrepreneurship [An electronic resource]. Access mode: http://thelib.ru/ books/shevchukdenis/pravovoeobespechenie _predprinimatelstva-read-5.html, free. Heading from the screen.

19. Sivitanidou R. Warehouse and distribution facilities and community attributes: an empirical study // Environment a. planning. A. L., 1996. Vol. 28. No. 7. P. 1261-1278 Bibliogr.: p. 1277-1278. Abstract: Analysis of empirical regularities in the intra-city location of warehouses and trading premises and their prices. Los-Angeles, USA.

20. Toreev V. B. Impact of institutional and territorial factors in the development of small business on employment. The dissertation on competition of a scientific degree of the doctor Economics. Moscow 2010 [An electronic resource]. Access mode: http://www.pandia.ru/text/77/210/87536.php, free. Heading from the screen.

21. Vranovska G. N. Small business. Textbook. VSU, 2015 [An electronic resource]. Access mode: http:// eclib.net/33/index.html, free. Heading from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.