Научная статья на тему 'Контекстуализация теории предпринимательства'

Контекстуализация теории предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Виталлий Васильевич, Романенко Елена Васильевна

В статье рассмотрены вопросы контекстуализации теории предпринимательства. Обоснована уточненная методология, позволяющая предложить целостное видение решения проблемы исследования множественности контекстов и их влияния на предпринимательства, а также влияния предпринимательства на контексты. Представлен мультиконтекстуальный подход, который ориентирован на ревалентное описание процессов структурирования предпринимательской деятельности и выявление механизмов этого структурирования, возникающих в конкретно-исторических условиях. Для исследования множественности контекстов предлагается использовать многомерную систему координат, выражающих проекцию (контекст) важнейших структурных условий предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contextualization of the theory of business

In article questions of a kontekstualization of the theory of business are considered. The specified methodology allowing to offer complete vision of a solution of the problem of research of plurality of contexts and their influence on businesses, and also influences of business on contexts is proved. Multicontextual approach which is focused on the revalentny description of processes of structuring business activity and identification of the mechanisms of this structuring arising in concrete historical conditions is presented. For research of plurality of contexts it is offered to use multidimensional system of the coordinates expressing a projection (context) of the major structural conditions of business.

Текст научной работы на тему «Контекстуализация теории предпринимательства»

УДК 332.025

КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В.В. Бирюков, Е.В. Романенко ФГБОУ ВПО СибАДИ, Россия, г. Омск.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы контекстуализации теории предпринимательства. Обоснована уточненная методология, позволяющая предложить целостное видение решения проблемы исследования множественности контекстов и их влияния на предпринимательства, а также влияния предпринимательства на контексты. Представлен мультиконтекстуальный подход, который ориентирован на ревалентное описание процессов структурирования предпринимательской деятельности и выявление механизмов этого структурирования, возникающих в конкретно-исторических условиях. Для исследования множественности контекстов предлагается использовать многомерную систему координат, выражающих проекцию (контекст) важнейших структурных условий предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, контекстуализация, культурно-ценностные ориентации, институциональная система, инновации.

Введение

Происходящее качественные перемены в современной экономике характеризуются динамичностью и сложностью

технологических и рыночных изменений, активно развивающимися процессами глобализации и сменой парадигмы ведение бизнеса, вызванной переходом к инновационной модели конкуренции. Они сопровождаются формированием новой системы взаимосвязанных драйверов, определяющих изменения в

предпринимательском поведении. В связи с этим возрастает значимость разработки подходов к исследованию

предпринимательства как специфического вида инновационной деятельности, ориентированного на поиск и реализацию возможностей развития бизнеса исходя из сложившегося состояния деловой среды в данных конкретно-исторических условиях.

Сегодня исследователи все больше соглашаются с мнением, что понимание предпринимательских практик может быть более содержательным при рассмотрении их в культурном, институциональном, социальном, территориальном,

историческом, временном и иных значимых аспектах, так как эти аспекты определяют возможности и границы действий предпринимателей. В настоящее время большое число работ посвящено рассмотрению отдельных контекстов предпринимательства, но недостаточное внимание уделяется рассмотрению проблемы мультиконтекстуального подхода, позволяющего сформировать системно-

целостное видение на процессы взаимодействия структурных условий и предпринимательского поведения.

Анализ исследований проблемы

Выполненные в ХХ в. многочисленные исследования позволили значительно продвинуться в осмыслении феномена предпринимательства. При этом все больше распространяется убеждение о важности контекста для понимания того, как и почему происходит то или иное

предпринимательское действие. В исследованиях по менеджменту, как отмечает Ф.Вельтер, контекст обозначает окружение, ассоциирующееся с определенными явлениями и помогающее их объяснять; контекст интерпретируется как совокупность стимулов, существующих во внешней среде; контекст трактуется как ситуативные возможности, ограничения, влияющие на поведение; контекст может рассматриваться как обстоятельства, условия, ситуации или среды, выступающие внешними по отношению к соответствующему явлению и способствующие ему или ограничивающие его [1]. При этом зарубежными и российскими исследователями была показана значимость разных контекстов - социального, пространственного, институционального и социетального [2]. Указывая на важность контекста, У. Гартнер отмечает, что наблюдатели «имеют тенденцию

неодооценивать влияние внешних и переоценивать влияние внутренних или личностных факторов при формулировании суждений о поведении других индивидов» [3]. У. Баумоль обращает внимание на то, что

правила, регулирующие предпринимательство, «кардинально меняются в зависимости от времени и места» [4].

Кроме того, были показаны различия между многослойным и дискретным измерением контекстов. Многослойный контекст ориентирован на широкую перспективу с акцентированием внимания на вопросах «кто?», «что?», «когда?», «где?», и «почему?», тогда как дискретный контекст связан с конкретными контекстными переменными [1,5,6]. В большей части исследований предпринимательства

рассматриваются дискретные контексты, в данной статье фокусируется внимание на вопросах разработки мультиконтекстуального подхода, учитывающего взаимовлияния контекстов и роль системообразующих факторов, связывающих разнородные контексты воедино.

Мультиконтекстуальный подход к исследованию предпринимательства

Для изучения контекстуальных особенностей организации

предпринимательской деятельности важно использование основанного на системно-эвалюционной парадигме

мутьтиконтекстуального подхода как особого способа многомерного видения

экономической реальности, который позволяет рассматривать экономическую систему в контексте сложной совокупности неоднородных субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в рамках общего пространства времени. Данный подход акцентирует внимание на многомерном исследовании того аспекта экономики, который связан с детерминирующем действием разнородных структурных условий и факторов, скрыто влияющих на ход экономических процессов и изменений. Занимая определенное место в системно-иерархической структуре, субъекты экономики как ее активные и главные элементы через свои особые позиции встроены в различные сети связей и исходя их этого взаимодействуют между собой, ориентируясь на достижение лучшего соотношения выгод и издержек с учетом сложившегося контекста.

Сегодня в условиях возрастания значимости культурных, институциональных и нематериальных факторов в организации бизнеса, необходимо расширение проблемного поля исследований исходя из того, что предприниматели участвуют в экономических процессах обладая широким спектром мотивов поведения, их

взаимодействия носят ментальный характер и являются ценностно-ориентированными; в результате с учетом сложившихся условий происходит фильтрация желаний, поиск альтернатив поведения, их тестирование и отбор. Для выявления особенностей формирования различных контекстов предпринимательской деятельности, их взаимосвязей и соподчиненности

предлагается пересмотреть утвердившиеся представления, основанные на

абсолютизации автономии и взаимосвязи этики и экономики как различных сфер человеческого поведения. В соответствии с предлагаемым подходом экономико-культурные ориентации, цели и мотивы поведения предпринимателей

рассматриваются как специфические факторы, которые являются эндогенными, а не экзогенными.

Важно учитывать, что страновые, региональные и другие контектуальные различия в моделях и формах предпринимательской деятельности выражают противоречивую взаимосвязь структурных условий и способностей людей, характеризуя основанный на использовании культурно-ценностных представлений результат оценки их реакции на сигналы, поступающие из окружающей среды. В результате экономических взаимодействий складывается институциональная система, которая выражает установившиеся между разнородными субъектами под влиянием их ценностно-мотивационных ориентиров и переговорной силы различные соглашения и соответствующая им многоуровневая система общих культурно-ценностных представлений. Институциональная система, упорядочивая взаимодействия людей, способствует получению системно-синергетического

эффекта за счет разделения труда, кооперации и сетевых структур и формированию на этой основе частных выгод. Возникающая в данных условиях институциональная матрица оказывается следствием согласования частично совпадающих, но в некоторой степени и конфликтующих частных и общих интересов в зависимости от получаемой взаимной выгоды. Она поддерживает утвердившийся набор культурно-ценностных ориентаций

хозяйственных практик и определяет общий уровень комплементарности,

дисфункциональности и лигитивности институциональной системы, а также уровень и доверия в хозяйственной жизни общества.

Контексты предпринимательства

выступают как совокупность

взаимодополняющих сфер (подсистем), каждая из которых, характеризуя различные аспекты проявления ценностно-

ориентированного поведения субъектов и складывающиеся на этой основе специфические взаимосвязи, строится на особых способах координации и системе оценочных представлений, с помощью которых происходит осмысление изменений в деловой среде. Целостность экономической системы и существование единого экономико-временного пространства

возможно обеспечить лишь в результате реализации общих принципов при формировании качественно разнородных контекстов, соответствующих утвердившимся в обществе общим ценностям, и поддержания исходя из этого некоторого уровня их сбалансированности (компромисса). Если данный уровень становится ниже критического, то происходит распадение системы на фрагменты и утрата ее целостности [7,8].

Институциональные нормы и правила создают ограничения, определяют возможности и стимулы для предпринимательства, культурно-ценностные ориентации влияют на распознавание технологических, рыночных и

организационных возможностей

предпринимателями, а также их использование. При этом укорененная система культурно-ценностных ориентаций обусловливает пространство возможностей инструментального восприятия меняющейся среды и адаптации своих ресурсов и компетенций, они также оказывают то или иное преобразующее влияние на сложившуюся экономическую систему, ее отдельные структурные образования, создавая новые когнитивно-креативные способности и новые контекстуальные условия. Анализ эволюции экономики предполагает учет как эффекта зависимости от траектории развития в прошлом (path dependence), формирующегося самоусиливающие механизмы возрастающей отдачи, так и эффекта влияния ожидаемых перемен в будущем.

Пусковым механизмом

институциональных инноваций является накопления опыта и знаний, связанных с обнаружением новых технологических, рыночных и организационных возможностей и новым восприятием выгод и издержек, а также формированием представлений об альтернативных моделях поведения, основанных на обновленных культурных -

вариации институциональных переменных (правил), регулирующих поведение субъектов в каждом контексте.

Контексты переплетены между собой и охватывают различные уровни анализа. Корректная интерпретация взаимодействия системы культурно-ценностных установок и представлений с системами

институциональных норм и правил, регулирующих организационно-

управленческие, технико-экономические,

территориально-экономические, экономико-временные и другие значимые контекстуальные связи, должна принимать во внимание взаимную детерминацию каждого измерения экономики, их взаимная связанность во времени является не жесткой, а коэволюционной, изменчивостно-

неравномерной и цикловолновой. В реальной хозяйственной жизни могут возникнуть разные типы структурных противоречий, деформаций и асимметрий [9]. При этом в силу плюралистичности социально-экономической реальности складываются разнообразные модели и формы организации бизнеса, реализуются различной степени радикальности инноваций, распространяются в разных масштабах конструктивные и деструктивные типы предпринимательства [10].

Предприниматели действуют в заставаемых контекстах, при значительном влиянии на их деятельность контекстуальных переменных. Но обладая ментально-интеллектуальными способностями ценностно-ценностных ориентирах. С их помощью субъекты интерпретируют окружающий мир и осуществляют выбор модели поведения, институциональных норм и правил, которые становятся средством воплощения новых идей об устройстве экономики. Спрос на институциональные изменения формируется в контексте воспринимаемых выгод и издержек их осуществления, соотношение которых различно для разных субъектов и вариантов выбора траекторий изменений. При этом субъекты и организации, получающие значительный выигрыш в рамках сложившейся институциональной матрицы, будут заинтересованы подстраивать под ее регулирующие правила, воспроизводя зависимость от траектории развития.

Скорость изменения экономических систем, характеризующая переход из одного состояния в другое, обусловливается их инерционностью, последняя может существенно варьировать в зависимости от разных обстоятельств. Ключевое значение

имеют факторы инерционности,

свойственные каждому из контекстов предпринимательской деятельности и характеризующие направленность и степень влияния на параметры этой деятельности и определяющие приемлемые сочетания элементов изменчивости и наследственности. При этом важными являются способности выявления тормозящих преобразования сил, организационных форм и институтов, а также реализация мер, позволяющих ослабить их воздействие и успешно проводить изменения.

Реализуемая в нашей стране экономическая модель не позволяет успешно решать задачи повышения

конкурентноспособности и производительности, поскольку она основывается на использовании неолиберального типа ценностно-смысловой схеме интерпретации хозяйственных практик и методов регулирования, недооценивая специфику контекстуальных условий и резкое усиление влияния новых источников роста. В условиях смены технико-экономической парадигмы в мировом хозяйстве крайне важным для России становится пересмотр устаревших приоритетов и подходов к решению социально-экономических проблем и формирование неоиндустриальной модели, предусматривающей обновление культурно-ценностных установок и устранение структурно-технологических и институциональных дисфункций, формирование бизнес-среды, благоприятной для развития

предпринимательства в условиях

инновационной конкуренции [11, 12].

Заключение

На основе анализа и систематизации сложившихся теорий предлагается уточненная методология, опирающаяся на системно-эвалюционную парадигму,

дополненную идеями многомерного пространственно-временного подхода. В соответствии разработанным

мультиконтекстуальным подходом

представлено целостное видение решения рассматриваемых проблем, учитывающее взаимосвязь, взаимовлияние и

относительную независимость формирования контекстуальных параметров

предпринимательских практик.

Предложенный подход способствует системному пониманию

предпринимательства, является

многоплановым, охватывает различные уровни исследования и позволяет подвергнуть сомнению исследовательские программы, абсолютизирующие значимость тех или иных контекстов и подразумевающие

одностороннюю связь между контекстом и предпринимательством. Мультиконтекстуальный подход включает в себя рассмотрение часто игнорируемых культурно-ценностных, институциональных, территориальных, исторических и других имеющих значимость ситуативных аспектов. Данный подход помогает объяснить, почему характер, масштабы и результаты предпринимательской деятельности могут существенно варьировать в различных странах, регионах и иных условиях.

Библиографический список

1. Вельтер, Ф. Контекстуализация предпринимательства - концептуальные задачи и пути их решения / Ф. Вельтер // Российский журнал менеджмента. - 2013. - Том 11, № 2. - С. 85-106.

2. Чепуренко, А.Ю. Теория предпринимательства: важность контекста / А.Ю. Чепуренко, А.А. Яковлева // Российский журнал менеджмента. - 2013. - Т. 11. - № 2. - С. 51-60.

3. Gartner W. B. 1995. Aspects of organizational emergence. In: Bull I., Thomas H., Wil-lard G. (eds.). Entrepreneurship: Perspectives on Theory Building. Pergamon: Oxford; 67-86.

4. Баумоль, У. Предпринимательство: производительное, непроизводительное и деструктивное / У. Баумоль // Российский журнал менеджмента. - 2013. - Том 11, № 2. - С. 61-84.

5. Johns G. 2006. The essential impact of context on organizational behaviour. Academy of Management Review 31 (2): 386-408.

6. Whetten D.A. 1989. What constitutes a theoretical contribution? Academy of Manage ment Review 14 (4): 490-495.

7. Плосконовсова, В.П. Структурирование правящей элиты и формирование траектория социальных изменений / В.П. Плосконосова. -Омск, 2008. -193 с.

8. Бирюков, В.В. Социокультурные изменения в современном мире: механизмы осуществления / В.В. Бирюков, В.П. Плосконосова // Инновационная экономика и общество. - 2015. - № 4(10). - С.87-93.

9. Бирюков, В.В. Социальные трансформации и модернизация российского общества / В.В. Бирюков, В.П. Плосконосова, П.В. Ополев. - Омск, 2013. - 265 с.

10. Плосконосова, В.П. Деловая среда развития малого предпринимательства и формирование предпринимательской ренты / В.П. Плосконосова, Е.В. Романенко // Вестник СибАДИ. - 2012. - № 1 (23). - С. 116-120.

11. Романенко, Е.В. Малое и среднее предпринимательство в условиях модернизации российской экономики / Е.В. Романенко, В.В. Бирюков // Вестник СибАДИ. - 2015. - № 2. - С. 158-165.

12. Бирюков, В.В. Промышленная политика в условиях неоиндустриализации: подходы к формированию / В.В. Бирюков, В.П. Плосконосова // Вестник СибАДИ. - 2015. - № 3 (43). - С. 84-92.

CONTEXTUALIZATION OF THE THEORY OF BUSINESS

V.V. Biryukov, E.V. Romanenko

Abstract. In article questions of a contextualization of the theory of business are considered. The specified methodology allowing to offer complete vision of a solution of the problem of research of plurality of contexts and their influence on businesses, and also influences of business on contexts is proved. Multicontextual approach which is focused on the revalentny description of processes of structuring business activity and identification of the mechanisms of this structuring arising in concrete historical conditions is presented. For research of plurality of contexts it is offered to use multidimensional system of the coordinates expressing a projection (context) of the major structural conditions of business.

Keywords: business, kontekstualization, cultural and valuable orientations, institutional system, innovations.

References

1. Vel'ter F. Kontekstualizacija predprinimatel'stva - konceptual'nye zadachi i puti ih reshenija [Kontekstualization of business - conceptual tasks and ways of their decision]. Rossijskij zhurnal menedzhmenta, 2013, Tom 11, no 2. pp. 85-106.

2. Chepurenko A.Ju., Jakovleva A.A. Teorija predprinimatel'stva: vazhnost' konteksta [Theory of business: importance of a context]. Rossijskij zhurnal menedzhmenta, 2013, T. 11, no 2. pp. 51-60.

3. Gartner W.B. 1995. Aspects of organizational emergence. In: Bull I., Thomas H., Wil-lard G. (eds.). Entrepreneurship: Perspectives on Theory Building. Pergamon: Oxford; 67-86.

4. Baumol' U. Predprinimatel'stvo: proizvoditel'noe, neproizvoditel'noe i destruktivnoe [Business: productive, unproductive and destructive]. Rossijskij zhurnal menedzhmenta, 2013, Tom 11, no 2. pp. 61-84.

5. Johns G. 2006. The essential impact of context on organizational behaviour. Academy of Management Review 31 (2): 386-408.

6. Whetten D.A. 1989. What constitutes a theoretical contribution? Academy of Manage ment Review 14 (4): 490-495.

7. Ploskonovsova V.P. Strukturirovanie pravjashhej jelity i formirovanie traektorija social'nyh izmenenij [Structuring ruling elite and formation trajectory of social changes]. Omsk, 2008. 193 p.

8. Birjukov V.V., Ploskonosova V.P.

Sociokul'turnye izmenenija v sovremennom mire: mehanizmy osushhestvlenija [Sociocultural changes in the modern world: implementation mechanisms]. Innovacionnaja jekonomika i obshhestvo, 2015, no 4 (10). pp. 87-93.

9. Birjukov V.V., Ploskonosova V.P., Opolev P.V. Social'nye transformacii i modernizacija rossijskogo obshhestva [Social transformations and modernization of the Russian society]. Omsk, 2013. 265 p.

10. Ploskonosova V.P., Romanenko E.V. Delovaja sreda razvitija malogo predprinimatel'stva i formirovanie predprinimatel'skoj renty [Business environment of development of small business and formation of an enterprise rent]. Vestnik SibADI, 2012, no 1 (23). pp. 116-120.

11. Romanenko E.V., Birjukov V.V. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v uslovijah modernizacii rossijskoj jekonomiki [mall and average business in the conditions of modernization of the Russian economy]. Vestnik SibADI, 2015, no 2. pp. 158-165.

12. Birjukov V.V., Ploskonosova V.P. Promyshlennaja politika v uslovijah neoindustrializacii: podhody k formirovaniju [Industrial policy in the conditions of neoindustrialization: approaches to formation]. Vestnik SibADI, 2015, no 3 (43). pp. 84-92.

Бирюков Виталлий Васильевич (Россия, г. Омск) - доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии социальных наук, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, пр. Мира, 5, e-mail: e-mail: birukov_vv@sibadi. org).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Романенко Елена Васильевна (Россия, г. Омск) - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Общая экономика и право», ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, пр. Мира, 5, e-mail: romanenko_ev@sibadi.org).

Biryukov Vitaly Vasilyevich (Russian Federation, Omsk) - doctor of economic sciences, professor, an academician of the Russian academy of social sciences, the pro-rector for scientific work of The Siberian automobile and highway academy (SibADI). (644080, Mira Ave., 5, e-mail: e-mail: birukov_vv@sibadi. org).

Romanenko Elena Vasilyevna (Russian Federation, Omsk) - candidate of economic sciences, head of the department "The general economics and law" of The Siberian state automobile and highway academy (SibADI) (644080, Mira Ave., 5, e-mail: romanenko_ev@sibadi. org).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.