Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство в условиях модернизации российской экономики'

Малое и среднее предпринимательство в условиях модернизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1081
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Елена Васильевна, Бирюков Виталлий Васильевич

В статье проведен анализ состояния малого и среднего бизнеса в России, показаны основные тенденции в изменении структуры предпринимательской деятельности и численности субъектов малого и среднего предпринимательства; рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в модернизации российской экономики, проблемы, приоритеты и механизмы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The small and medium entrepreneurship in the conditions of the russian economy’s modernization

The article provides an analysis of the state of small and medium business in Russia, there are shown the main tendencies in changing the structure of entrepreneurial activity and number of subjects of small and medium entrepreneurship; the article dwells on the role of small and medium business in modernization of the Russian economy, problems, priorities and mechanisms for its development.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство в условиях модернизации российской экономики»

technological systems]. Moscow, Mezhdunar. fond istorii nauki "Diksi", 1993, 317 p.

23. Naumov V.A. Ekonomicheskaya effektivnost formirovaniya klasternogo obrazovaniya v neftegazovom regione [Economic efficiency of formation of cluster education in the oil and gas region]. Neftegazovoe delo, 2006. Available at: http://www.ogbus.ru/authors/Naumov/Naumov_1.pdf

24. Rodionov M.G. Organizatsionnyiy aspekt regionalnoy klasternoy politiki [Organizational aspect of regional cluster policy]. Modernizatsiya ekonomicheskih otnosheniy v otraslyah narodnogo hozyaystva: sbornik materialov ezhegodnoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 26-28 okt. 2012. Kiev: Nauka upravleniya, 2012, pp. 434-442.

25. Larionova N.A. Klasternyj podhod v upravlenii konkurentosposobnost'yu regiona [Cluster approach in management of competitiveness of the region]. Ehkon. Vestnik Rostov. gos. un-ta. 2007. no 1. CH. 2, pp. 182

26. Minc A.YU. Obshchie voprosy postanovki zadach v nejrosetevom modelirovanii [The general questions of statement of tasks in neural network modeling]. Nejro-nechyotkie tekhnologii modelirovaniya v ehkonomike, 2012, no 1. pp. 190-206.

27. Gromyko YU.V. Chto takoe klaster i kak ih organizovat'? [That such a cluster and how to organize them?]. Available : http://www.situation.ru/

28. Kolenskaya S., Shlain B. Tekhnologiya provedeniya tendera po vyboru informacionnoj sistemy [Tekhnologiya of carrying out tender for a choice of information system]. Korporativnyj menedzhment, 2009. Available at: http://www.cfin.ru/itm/kis/tender.shtml/

29. Metelev S. E. Zavgorodnyaya T.V., Mashkina A.N. Kreditnyj risk: metody ocenki i puti minimizacii: nauchnoe izdanie [Credit risk: methods of an assessment and way of minimization: scientific publication]. Omsk: Izdatel' IP Pogorelova E.V., 2009. 132 p.

Родионов Максим Георгиевич (Россия, г. Омск) - первый проректор, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры «Экономика» НОУ ВПО Сибирского института бизнеса и информационных технологий. (644116, г. Омск, ул. 24-я Северная 196/1 e-mail: rod_max@mail.ru).

Самарин Алексей Михайлович (Россия, г. Омск) - преподаватель кафедры «Экономика» НОУ ВПО Сибирского института бизнеса и информационных технологий. (644116, г. Омск, ул. 24-я Северная 196/1 e-mail: e-mail: alex23071990@mail.ru).

Rodionov Maxim Georgievich (Russian Federation, Omsk) - the first pro-rector, candidate of economic sciences, associate professor, head of the department "Economics" of NOU VPO the Siberian institute of business and information technologies. 135 publications. (644116, Omsk, 24th Severnaya St. of 196/1 e-mails: rod_max@mail.ru).

Samarin Alexey Mikhailovich (Russian Federation, Omsk) - lecturer of the department "Economics" of NOU VPO the Siberian institute of business and information technologies (644116, Omsk, 24th Severnaya St. of 196/1 e-mails: e-mail: alex23071990@mail. ru).

УДК 332.025

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Е. В. Романенко, В. В. Бирюков ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск.

Аннотация. В статье проведен анализ состояния малого и среднего бизнеса в России, показаны основные тенденции в изменении структуры предпринимательской деятельности и численности субъектов малого и среднего предпринимательства; рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в модернизации российской экономики, проблемы, приоритеты и механизмы его развития.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; приоритетные виды деятельности; инновации, модернизация.

Введение

Одной из важнейших особенностей развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. является небывалый рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства и резкое повышение его значимости. В нашей стране возникла достаточно сложная ситуация, связанная с развитием малого и среднего бизнеса. При

этом в условиях глобализации, регионализации и активизации

инновационных процессов происходит качественная переоценка роли малых форм хозяйствования, они перестают

рассматриваться как малопроизводительные и устаревшие, а признаются важной движущей силой развития национальных экономик, повышающей их гибкость,

адаптивность и инновационность, а также укрепляющую социальную стабильность.

В настоящее время в результате усиления роли инновационных процессов и сегментации спроса существенно меняются условия и приоритеты предпринимательской деятельности, трансформируются ее мотивы и факторы выбора сферы деятельности. Поэтому важным является рассмотрение вопросов, связанных с повышением роли малого и среднего бизнеса в осуществлении модернизационных изменений российской экономики и переходом его к модели устойчивого и динамичного развития, ориентированной на активизацию инновационных и инвестиционных процессов.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в национальной экономике

На протяжении почти всего прошлого века ведущей силой индустриализации национальных хозяйств и роста их производительности было получение крупными компаниями эффекта экономии на масштабе, связанного со снижением трансформационных и трансакционных издержек. Роль малых предприятий сводилась к заполнению некоторых ниш -прежде всего в сфере услуг и в выпуске специализированной продукции. Однако в последние 30-40 лет ситуация в глобальной экономике стала кардинально меняться. Уже в 1984 г. авторы книги «Второй индустриальный раздел» указали на существенное ослабление значимости эффекта экономии от масштабов предприятий, вызванное рядом технических и организационно-экономических новаций и дифференциацией спроса [1].

В последние десятилетия в результате глубоких научно-технических и социально-экономических перемен, значительно изменивших роль крупномасштабных предприятий, во многих странах наблюдается динамичный рост числа малых и средних предприятий. Так, в США за 1980-2005 гг. количество малых предприятий увеличилось с 13 до 26 млн. или в 2 раза. Бурный рост активности субъектов малого и среднего предпринимательства практически во всех отраслях реального сектора и его перемещения с периферии экономического развития потребовали качественной переоценке значимости малых форм хозяйствования, переосмысления их роли и функций. Исходя из растущего значения малых и средних предприятий в промышленной политики, экспорте и

занятости рекомендациями Европейской комиссии, принятыми в 1996 и 2003 гг., устанавливались признаки градации предприятий, а с 2005 г. в ЕС действуют единые критерии, по которым предприятия могут быть отнесены к мелким (микро-), малым и средним предприятиям.

В современных условиях не только меняются масштабы сектора малого и среднего предпринимательства, но и функции и степень значимости разных видов экономической деятельности. Существенно повышается роль данного сектора в инновационном развитии национальных экономик. Доля занятых в малом бизнесе в ведущих странах составляет: в США - 65 %, Великобритании - 49 %, в ЕС - 72 %, в том числе в Италии - 74 %, во Франции - 54%, в Германии - 70 %, в Японии - 80 %, они обеспечивают производство 50-80 % валового внутреннего продукта (ВВП) [2]. В настоящее время предприниматели малого и среднего бизнеса в США представляют 99,7 % всех предпринимателей страны, они создают около 50 % ВВП и 55 % технологических инноваций. По некоторым оценкам, в пределах стран ОЭСР и в ЕС малые и средние предприятия составляют около 95 % всей сферы предпринимательства и обеспечивают 60% занятости. Существенно повышается роль малого и среднего бизнеса в экспорте товаров. Так, в США в 1995-2007 гг. количество малых и средних предприятий, занятых экспортом, возросло со 150 до 260 тыс. компаний или в 1,7 раза, в 2010 г. они составили более 90 % общего числа фирм, занятых в экспорте. в основном это -оптовики, дистрибьюторы и различные производственные фирмы. В Италии и Франции вклад малого и среднего бизнеса в экспорт приближается к вкладу крупных транснациональных корпораций. В Италии они обеспечивают 45 % экспорта, в Южной Корее - 42,6 %. Доля малых и средних предприятий в экспорте инновационной продукции в Германии и Голландии составляет около 40 %, в Италии - до 25 %, в США и Японии - порядка 15 %, в США на них приходится 50 % проданных лицензий.

В странах ЕС 99 % предприятий имеют число занятых не более 250 человек, более 90% от общего числа предприятий этих стран - микропредприятия, прошедшее

десятилетие отмечалось рекордным ростом их количества [2]. Микропредприятия предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают четверть совокупного

оборота. Сфера деятельности этих предприятий - строительство, торговля, бизнес-услуги, более 70 % работающих на этих предприятиях заняты в торговле и услугах. Предприятия с числом работающих от 10 до 249 предоставляют работу трети занятого населения и производят почти 40 % от суммарного оборота. В среднем на одном малом предприятие (10-49 человек), работает 20 человек, более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) заняты в торговле и услугах, остальные 45 % занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности. На средних предприятиях работает около 15 % всех занятых в экономике, они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.

Происходящие изменения в сфере малого и среднего бизнеса во многом обусловливается и тем обстоятельством, что национальные власти рассматривают его как катализатор научно-технического и социально-экономического развития и реализуют обширные и весьма эффективные программы государственной поддержки. Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что при разработке государственных программ, ориентированных на успешное развитие массовых форм

предпринимательства [3,4], во-первых, следует отказаться от представлений, абсолютизирующих роль автоматизма действия рыночных механизмов и возможности спонтанных процессов создавать конкурентоспособные

предпринимательские структуры без формирования соответствующих

институционально-технологических предпосылок; во-вторых, важно учитывать, что вопреки упрощенным стандартным объяснениям поведения субъектов малого и среднего бизнеса, основанных на моделях атомистических агентах, действующих в высококонкурентной среде, в реальной хозяйственной жизне действия данных субъектов складываются под влиянием сложного сочетания вертикальных и горизонтальных связей и неопределенности изменений деловой среды. Ориентируясь на получения наибольшей выгоды,

предприниматели в зависимость от социально-экономических и политических условий могут выбрать самые разные стратегии поведения, в том числе общественно-расточительные и

диструктивные [5], что, в свою очередь, способствует появлению различных типов

предпринимательства и весьма

разнообразных соотношений позитивных и негативных эффектов интеграции малого и среднего бизнеса в национальную экономику.

Современным российским

законодательством установлено, что средняя численность работников составляет: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек; предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовая стоимость активов для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются Правительством РФ.

В секторе малого и среднего бизнеса нашей страны на протяжении последних двух десятилетий складывались весьма противоречивые процессы. В условиях радикально-рыночных реформ в 1990-х гг. и глубокого трансформационного склада малый бизнес своей кульминации в развитии достиг в 1995 г. За 1996-2000 гг. численность занятых в малом бизнесе сократилась с 8,9 до 6,6 млн.чел. или на четверть, а число малых предприятий сохранилось на прежнем уровне. В 2000-е годы несмотря на декларирование задачи создания благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, ее трансформация во многом обусловливалась формированием механизмов

восстановительного роста национальной экономики в рамках ресурсно-экспортной модели и выбором приоритетов финансово-экономической, структурной и инновационной политики, связанной с реализацией данной модели с высоким уровнем барьеров и предпринимательских рисков, значительно затрудняющих диверсификацию

деятельности и развитие конкурентных преимуществ российских предприятий. В малом бизнесе лишь в предкризисном 2007 г. число предприятий достигло 1,1 млн. единиц, а численность занятых - 9,2 млн.чел. При этом за 2000 - 2010 гг. число малых предприятий увеличилось в 2,1 раза, численность занятых - в 1,5 раза, за 20052010 гг., соответственно, в 1,8 раза и в 1,3 раза, вклад малого бизнеса в производство ВВП за пять лет возрос почти в 2 раза.

Согласно результатам статистического сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 г. в расчете на 1000 чел. населения в среднем по России

приходилось 12 малых и средних предприятий - юридических лиц (включая приостановивших и не начавших деятельность в 2010 г.) и 20 индивидуальных предпринимателей [6]. Число предприятий -юридических лиц малого и среднего бизнеса составило 95,2 % от их общего числа в стране, в том числе средние предприятия -1,4%, малые предприятия - 93,8 %, из них микропредприятия - 80,7 %. Субъектами малого и среднего бизнеса - юридическими лицами и индивидуальными

предпринимателями было произведено и реализовано 28,5 % товаров (работ, услуг) от общего объема реализации по стране, в том числе средними предприятиями - 7,1 %, малыми предприятиями - 21,4 % в том числе микропредприятиями - 7,6 %. Субъекты малого и среднего бизнеса обеспечивали рабочими местами 25,2 % от общего числа занятых в экономике, в том числе субъекты среднего предпринимательства - 3,6 %, малого предпринимательства - 21,6 %, из них микропредпринимательства - 10,7 %. В распоряжении субъектов малого и среднего предпринимательства находилось 5,9 % от общей стоимости основных фондов граждан, в том числе средних предприятий - 1,4 %, малых предприятий - 4,5 %, из них микропредприятий - 2,3 %. При этом субъектами малого и среднего предпринимательства было осуществлено 10,0 % инвестиций в основной капитал от общего объема инвестиций в основной капитал, включающего инвестиции индивидуальных застройщиков, в том числе средними предприятиями - 2,8 %, малыми предприятиями - 7,2 % из них микропредприятия - 3,4 %. Затраты на инновации имели 1,6 % субъектов малого и среднего предпринимательства -юридических лиц от общего числа предприятий, в том числе - 2,8 % средних предприятий и 1,6 % малых предприятий, из них 1,3 % микропредприятий.

Важно отметить, что российский малый бизнес показал способности свойственные малому предпринимательству, гибкой адаптации к кризисным процессам. Так, за 2007-2012 гг., вклад малого бизнеса в обеспечение занятости населения увеличился с 18,9 до 23,9 % или в 1,3 раза; число малых предприятий возросло с 1137,4 до 2003,0 тыс. или в 1,8 раза [7]. Однако сложившаяся отраслевая структура малых предприятий и тенденции ее изменения на протяжении многих лет и не отвечают

потребностям системной модернизации российской экономики.

В целом анализ свидетельствует о том, что остаются неудовлетворительной динамика количественных, качественных и структурных изменений в секторе малого и среднего бизнеса в следствии недостаточной его поддержки государством и пассивной экономической политики. Роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике страны, в осуществлении инноваций, структурных изменений и занятости населения ещё существенно меньше той, которую этот сектор играет в ведущих странах мира.

В стратегической перспективе складываются качественно новые условия для развития малого и среднего бизнеса, которые радикально отличаются от текущего и предшествующего десятилетий. В новых условиях формирования деловой среды возникают новые вызовы и угрозы, которые при отсутствии адекватного ответа, связанного с недооценкой роли малого и среднего бизнеса способны сопровождаться технологическим отставанием и кризисными процессами в экономической, социальной, экологической и государственно-

политической сферах. Вместе с тем возникают новые возможности, которые необходимо максимально использовать, изменяя деловую среду и развивая конкурентные преимущества малого и среднего бизнеса для модернизации экономики в целях существенного повышения уровня и улучшения качества жизни людей.

В настоящее время наша страна значительно отстает от развитых стран по вкладу малого и среднего бизнеса в производство ВВП и в развитие экономики. В Западной Европе почти 13 % населения составляют предприниматели, самозанятые, работающие в семейном бизнесе, а в России их в 2 раза меньше. Низкая доля данных категорий занятого населения в России -следствие неразвитости малого и среднего предпринимательства.

Для кардинальной смены сложившейся модели развития малого и среднего предпринимательства, ориентированной на выживание, а не на конкурентоспособное развитие, необходима его переориентация на достижение следующих ключевых целей: во-первых, осуществление количественных, качественных и структурно-технологических изменений, обеспечивающих эффективную неоиндустриальную модернизацию

экономики страны и повышение в стратегической перспективе доли малого и

среднего бизнеса в производстве ВВП в 2-2,5 раза; во-вторых, формирование для этого более справедливой и эффективной хозяйственной системы, обеспечивающей рост на данной основе численности и активизацию деятельности среднего класса, выступающего важнейшей движущей силой инновационных изменений и

способствующего формированию

динамичного и устойчивого роста.

Выбор стратегии, этапов и приоритетов осуществления технологических, структурных и институционально-модернизационных изменений, обеспечивающих устойчивое и динамичное сектора малого и среднего предпринимательства, во многом

определяется особенностями формирования проблем и возможностей развития российской экономики, обусловленных наложением современного мирового экономического кризиса, связанного со сменой технологических укладов, на сложившиеся структурные диспропорции и институциональные дисфункции.

При выборе траектории развития малого и среднего бизнеса необходимо принимать во внимание закономерности эволюционально-стадиальных изменений в экономике [4]. В странах с ресурсно-ориентированной экономикой предприниматели создают большинство рабочих мест, поскольку на этой стадии развития используется

неквалифицированный труд и природные ресурсы, при этом роль инноваций невысока. Эффективно ориентированная стадия характеризуется снижением уровня самостоятельной занятости. По мере роста благосостояния населения страны средний размер фирм увеличивается, и в конкурентной борьбе возрастает значимость экономии от масштаба. С повышением эффективности деятельности крупных компаний владельцы предпринимательских фирм могут отказаться от ведения своего бизнеса, считая более выгодной работу по найму в крупных компаниях [8]. Российская экономика находится на эффективно ориентированной стадии и создает инновационно-ориетированную экономику, которая характеризуются развитием предпринимательства, относительная доля крупных компаний в общем числе компаний должна сокращаться, а число предпринимательских фирм расти. При этом важное значение приобретает не просто увеличение количества предпринимательских фирм, а та роль, которую предпринимательство играет в активизации

инновационной деятельности и

экономическом развитии страны.

Выбор стратегических приоритетов осуществления малыми и средними предприятиями модернизационных

изменений требует более глубокого осмысления данных процессов исходя из учета особенностей сложившихся в настоящее время стартовых условий, пространства временных возможностей, угроз и вызовов неиндустриального этапа развития. Значительное отставание от экономически развитых стран в технологических и институциональных сферах, структурная неоднородность и экспортно-сырьевая ориентация отечественной экономики определяют особую актуальность в ближайшей перспективе решения задач модернизации многих предпринимательских структур на основе реализации стратегий эффективного заимствования зарубежных инноваций, позволяющих существенно сократить расходы и время на выпуск конкурентоспособной продукции [9]. Правильный выбор временного периода реализации инкрементальных инноваций играет ключевую роль в формировании и реализации конкурентных преимуществ малых и средних предприятий. При этом важно учитывать стадию жизненного цикла базисной инновации, характер имитации и особенности развития рыночной ситуации на рассматриваемой территории. Как слишком ранний старт, так запаздывание может не позволить предприятию добиться успеха в инновационной конкуренции.

Темпы и качество экономического роста во многом зависят от динамических и структурных параметров обновления производственного аппарата

предпринимательских структур,

осуществляемого за счет вложений капитала. Процессы структурной модернизации экономики определяются объемами и направленностью

инвестиционного потока. Из-за отсутствия действенной промышленной политики отраслевая направленность инвестиций не отвечает потребностям ускоренного развития конкурентных преимуществ малого и среднего бизнеса и формирования инновационной экономики. В последние годы инновационная деятельность предпринимательских структур начала активизироваться, однако ее уровень остается весьма низким. Для обеспечения динамичного и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства важным

является переориентация финансово-налогового механизма с поддержки крупнейших компаний на создание системно-значимых регуляторов, обеспечивающих формирование долговременных мотивов поведение у основной массы предпринимателей и запуск масштабных инновационных и инвестиционных процессов, направленных на эффективную модернизацию и диверсификацию экономики.

Малый и средний бизнес обладая гибкостью, закрывает те отрасли, где невыгодно работать крупным производствам, где проще приспособиться к местным рынкам и запросам населения. Кроме того, наряду с выполнением традиционных функций для него в современных условиях особую значимость приобретает активное формирование новых, связанных с теми направлениями развития, которые обеспечивают превращение малого и среднего бизнеса в ключевой фактор инновационной модернизации экономики [10]. Для этого субъекты малого и среднего предпринимательства должны становится активными участниками и членами инновационных сетей и кластеров, а также технопарков, в настоящее время являющихся важнейшими элементами инфраструктуры инновационной экономики. Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства является необходимым условием успешного перехода к инновационной экономике.

Сложившаяся институциональная и технологическая среда способствует тому, что на протяжений многих лет в осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства видах деятельности накапливается структурный перекос. В сфере промышленности задействовано лишь около 10 % субъектов малого и среднего предпринимательства, низкой остается их инновационная и инвестиционная активность.

Разрабатываемые мероприятия и программы развития субъектов малого и среднего бизнеса важно ориентировать не только на увеличение количественных показателей, но и также на улучшение качественных и структурных параметров их деятельности -создание высокопроизводительных рабочих мест, преодоление отставания от развитых стран в уровне производительности труда и др [11]. Для осуществления позитивных структурных изменений в секторе малого и среднего бизнеса следует создать необходимые условия для его активного

проникновения в высокотехнологические отрасли и развития инновационно-технологического предпринимательства.

Для успешного развития малого и среднего бизнеса важным является осуществление комплекса мер,

направленных на расширение финансовой базы институтов инновационного развития, повышение устойчивости банковского сектора и доступности заемных средств для финансирования текущих и долговременных потребностей на основе переориентации кредитно-денежной политики на развитие реального сектора экономики и разработки программ по расширению возможностей кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях повышения эффективности использования ресурсов, направленных на реализацию программ развития малого и среднего бизнеса, требуется перераспределить полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти в пользу территорий, поскольку именно на этом уровне непосредственно решаются ключевые проблемы. Для успешного развития конкурентных преимуществ малого и среднего бизнеса важным является устранение блокировок и административных барьеров, способствующих получению монопольной, административной и коррупционных видов ренты, создание необходимой

предпринимательской инфраструктуры и активная деятельность регионов по формированию инновационно-инвестиционной привлекательности.

Важным направлением

институциональной модернизации экономики является снижение административных барьеров и коррупционных рисков. Как свидетельствуют результаты опросов, в настоящее время большая часть предпринимателей малого и среднего бизнеса считают, что уровень коррупции крайне высокий, не дающий бизнесу жить и развиваться, либо, как высокий и обременительный для бизнеса.

Коррупционные связи бизнеса и власти часто возникают в сферах государственных закупок и контрактов, а также муниципальных заказов, прохождения проверок (санитарных, пожарных и др.), выделения земельных участков, получения государственной поддержки (субсидий, помещений на льготных условиях и т.п.), подключения к инфраструктуре и получения сертификатов и лицензий. Необходимо обеспечить эффективное противодействие коррупции на

основе разработки и реализации системных мер, направленных на устранение не следствий, а основных причин, вызывающих ее широкое распространение.

Заключение

Малый и средний бизнес составляют основу предпринимательской и

производственной структуры экономики промышленного развития стран. Мировой опыт свидетельствует об особой роли малых и средних предприятий в формировании механизмов их успешного развития. Процессы глобализации, регионализации экономики и возрастания значимости инноваций порождают существенные структурные изменения в секторе малого и среднего бизнеса, способствующие развитие его конкурентных преимуществ. Вместе с тем происходящие на протяжении многих лет количественные, качественные и структурные изменения в секторе малого и среднего бизнеса нашей страны оказались недостаточными, чтобы реализовать значительные возможности для расширения производства и обновления его технологической структуры в условиях стремительного роста внутреннего спроса.

В современных условиях для осуществления успешной модернизации экономики страны необходимо повышения роли малого и среднего бизнеса на основе перехода его от модели выживания к модели устойчивого и динамичного развития, ориентированной на активизацию инновационных и инвестиционных процессов, что предполагает кардинальное изменение финансово-налоговых методов

регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также формирование адекватных механизмов поддержки стратегически значимых видов их деятельности.

Библиографический список

1. Piore M.J., Sabel C.F. The second industrial divide: Prospect for prosperity. - New York: Basic Books, 1984.

2. Краснов, И. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике / И. Краснов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 1. - С. 38-46.

3. Бирюков, В.В. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности: монография / В.В. Бирюков, В.В. Бирюкова. - Омск: СибАДИ, 2010. - 260 с.

4. Бирюков, В.В. Институты и институционально-эволюционная парадигма развития малого предпринимательства / В.В.

Бирюков, Е.В. Романенко // Омский научный вестник. - 2012. - № 1. - С. 34-37.

5. Лауреаты международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса / под ред. А. Чепуренко. - М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2013. - 526 с.

6. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год. Том 1. Юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. -М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. - 136 с.

7. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru

8. Верховская, О.Р. Предпринимательские фирмы и создание новых рабочих мест в России: эмпирические свидетельства / О.Р. Верховская, М.В. Дорохина // Российский журнал менеджмента.

- 2013. - Т. 11. - № 1. - С. 9-40.

9. Бирюков, В.В. Модернизация промышленности и выбор инновационной стратегии развития предприятий / В.В. Бирюков // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - № 3. - С. 94-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Романенко, Е.В. Особенности развития и взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса / Е.В.Романенко // Вестник СибАДИ. -2011. - № 3. - С. 60-65.

11. Бирюков, В.В. Производительность хозяйственных систем и модернизация промышленного производства / В.В. Бирюков // Вестник СибАДИ. - 2012. - №1. - С. 84-88.

THE SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE CONDITIONS OF THE RUSSIAN ECONOMY'S MODERNIZATION

E.V. Romanenko, V.V. Biryukov

Abstract. The article provides an analysis of the state of small and medium business in Russia, there are shown the main tendencies in changing the structure of entrepreneurial activity and number of subjects of small and medium entrepreneurship; the article dwells on the role of small and medium business in modernization of the Russian economy, problems, priorities and mechanisms for its development.

Keywords: small and medium entrepreneurship; priority kinds of activities; innovations, modernization.

References

1. Piore M.J., Sabel C.F. The second industrial divide: Prospect for prosperity / M.J. Piore, C.F. Sabel.

- New York: Basic Books, 1984.

2. Krasnov I. Rol malyh i srednih predprijatij v mirovoj jekonomike [The role of small and medium enterprises in the world economy]. Problemy teorii i praktiki upravlenija, 2013, no 1. pp 38-46.

3. Biryukov V.V., Biryukova V.V. Razvitie predprinimatel'stva i hozjajstvennye izmenenija v

rossijskoj promyshlennosti [The development of entrepreneurship and economic changes in the Russian industry]. Omsk: SibADI, 2010. 260 p.

4. Biryukov V.V., Romanenko E.V. Instituty i institucional'no-jevoljucionnaja paradigma razvitija malogo predprinimatel'stva [Institutions and institutional-evolutionary paradigm of small business development]. Omskij nauchnyj vestnik, 2012, no 1. pp. 34-37.

5. Laureaty mezhdunarodnoj premii za vklad v issledovanija predprinimatel'stva i malogo biznesa [Winners of the international award for the contribution to researches of entrepreneurship and small business] pod red. A. Chepurenko. Moscow, Izdat. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2013. 526 p.

6. The results of full-scale Federal statistical observation of the activitiy of small and medium enterprises for the year 2010. V. 1. Legal entities and physical persons engaged in entrepreneurial activities without forming a legal entity. Moscow: IIC «Statistics of Russia», 2012. 136 p.

7. Federal state statistics service. Official site Available at: http://www.gks.ru.

8. Verkhovskaya O.R., Dorokhina M.V. Predprinimatel'skie firmy i sozdanie novyh rabochih mest v Rossii: jempiricheskie svidetel'stva [Entrepreneurial companies and creation of new jobsites in Russia: empirical evidence]. Rossijskij zhurnal menedzhmenta, 2013. no 1. pp. 19-40.

9. Biryukov V.V. Modernizacija promyshlennosti i vybor innovacionnoj strategii razvitija predprijatij [The modernization of industry and choice of innovative strategy of developing enterprises] Vestnik Omskogo universiteta. Serija «Jekonomika», 2013, no 3. pp. 94-99.

10. Romanenko E.V. Osobennosti razvitija i vzaimodejstvija malogo, srednego i krupnogo biznesa [Peculiarities of the development and interaction of

small, medium and large business]. Vestnik SibADI, 2011, no 3. pp. 60-65.

11. Biryukov V.V. Proizvoditel'nost' hozjajstvennyh sistem i modernizacija promyshlennogo proizvodstva [The performance of economic systems and modernization of industrial production]. Vestnik SibADI, 2012, no 1. pp. 84-88.

Романенко Елена Васильевна (Россия, г. Омск) - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Общая экономика и право», ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, пр. Мира, 5, e-mail: romanenko_ev@sibadi.org).

Бирюков Виталлий Васильевич (Россия, г. Омск) - доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии социальных наук, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, пр. Мира, 5, e-mail: e-mail: birukov_vv@sibadi. org).

Romanenko Elena Vasilyevna (Russian Federation, Omsk) - candidate of economic sciences, head of the department "The general economics and law" of The Siberian state automobile and highway academy (SibADI) (644080, Mira Ave, 5, e-mail: romanenko_ev@sibadi. org).

Biryukov Vitaly Vasilyevich (Russian Federation, Omsk) - doctor of economic sciences, professor, an academician of the Russian academy of social sciences, the pro-rector for scientific work of The Siberian automobile and highway academy (SibADI). (644080, Mira Ave., 5, e-mail: e-mail: birukov_vv@sibadi. org).

Работа подготовлена при поддержке Проекта в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ на 2015 год (фундаментальные исследования).

УДК 330.342.3

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В. П. Шпалтаков

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), Россия, г. Омск.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы модернизации социально-экономической системы России. Применены такие методологические подходы: системный, институциональный, кейнсианский и ряд конкретных методов. Показана необходимость модернизации политической, экономической, социальной и культурной сфер. Утверждается определяющая роль модернизации политических институтов, необходимость устранения бюрократизма и коррупции. Указаны причины современного экономического кризиса в России. Рассмотрены пути выхода из кризиса: изменение политической стратегии, проведение неоиндустриализации, укрепление прав частной собственности и развитие конкурентно-рыночных отношений, расширение свободы предпринимательства.

Ключевые слова: методологические подходы, модернизация, социально-экономическая система, государственное регулирование, экономический кризис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.