Научная статья на тему 'Особенности малого и среднего предпринимательства в Омском регионе'

Особенности малого и среднего предпринимательства в Омском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / БИЗНЕСКЛИМАТ РЕГИОНА / СПЕЦИФИКА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетерина Ирина Алексеевна

Статья содержит материал анализа рынка малого и среднего бизнеса в Омском регионе. Основные направления и приоритетные развития области. Также в статье описаны основные характеристики предпринимательской среды региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of small and medium enterprises in the Omsk region

Considered are the peculiarities of the development of small and medium-sized businesses in the Omsk region. Particular features of the business environment in Omsk and Omsk region.

Текст научной работы на тему «Особенности малого и среднего предпринимательства в Омском регионе»

resource], - Mode of access: free. - Caps from the

4. See: The population of the Omsk region (at the beginning of the year, thousands of people). [Electronic resource], - Mode of access: free. - Caps from the screen (date of access to the resource: 21.09.2013). Further, unless otherwise noted, for calculations and analysis used data of Federal Service of State Statistics (web portal: www.gks.ru) and the Territorial Department of the Federal State Statistics Service of the Omsk region (omsk.gks.ru).

5. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012: Stat. Sat / Russtat. - M., 2012. - P. 55.

6. Calculated on the basis of the interagency statistical information system (EMISS) // [electronic resource]. - Mode of access: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do, free (date of access to the resource: 21.09.2013).

7. Compiled from Omskstat: The number of employees of organizations of the Omsk region by economic activity (people) [electronic resource]. -Mode of access: free. - Caps from the screen (date of access to the resource: 21.09.2013).

8. Calculated on the basis of the interagency statistical information system (EMISS) // [electronic resource]. - Mode of access : http://www.fedstat.ru/indicator/data.do, free (date of access to the resource: 21.09.2013).

screen (date of access to the resource: 21.09.2013).

9. Buyakova I.A. The labor market in rural areas : problems of formation and regulation (on the materials of the Bryansk region): diss. ... cand. of econ. science. - Moscow, 2008. P. 72.

10. About overdue wages on August 1, 2013 [electronic resource]. - Mode of access: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/ d02/167.htm, free. - Caps. from the screen (date of access to the resource: 21.09.2013).

11The active participation of trade unions in the cleaning company provides results // Bulletin of the trade unions. - 2006. Number 17. - September 18.

12. Kozachun G.U., Legchilina E.Y. Self-employment as the direction of state policy in the field of human resource management in innovative entrepreneurship // Vestnik of SibADI. - 2012. - № 1 (23). - P. 134-140.

Снежанская Надежда Николаевна - кандидат юридических наук, с.н.с. Омской экономической лаборатории ИЭОПП СО РАН, доцент ОмГТУ. Основное направление исследований: экономико-правовое регулирование трудовых отношений. Общее количество опубликованных работ — 72. my_prepod@mail. ru

УДК 338: (571.13)

ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ОМСКОМ РЕГИОНЕ

И. А. Тетерина

Аннотация. Статья содержит материал анализа рынка малого и среднего бизнеса в Омском регионе. Основные направления и приоритетные развития области. Также в статье описаны основные характеристики предпринимательской среды региона.

Ключевые слова: Предпринимательство, микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие, бизнес- климат региона, специфика региона.

Введение

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль экономике, решая многие актуальные экономические, а также социальные и другие проблемы страны. Развитие предпринимательства, являющимся важнейшим видом

хозяйственной деятельности влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на появление дополнительных рабочих мест.

Основная часть

Международная организация

экономического сотрудничества и развития предлагает классифицировать предприятия по численности работающих на них, а

именно: до 19 человек весьма малое или микропредприятие, от 20 до 99 человек как малое, от 100 до 499 человек как среднее предприятие. Значимость такого вида хозяйственной деятельности в развитых странах давно получила свое признание, и государство оказывает большую поддержку предпринимательству [1].

Предпринимательство, в широком смысле -самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Процесс становления предпринимательства в России носит сложный характер, это связанно, прежде всего, с тем что Россия относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к

индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. [4]. Тем не менее, предпринимательство в

складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным

экономическим явлением в стране. В России существует большой потенциал для экономического роста за счет поддержки развивающихся малых и средних предприятий. Однако меры государственной поддержки на федеральном и региональном уровне, направленные на микро-, малые предприятия и индивидуальное предпринимательство пока не принесли нужного результата. Однако нужно

говорить о том, что с учетом мировых тенденций малый и средний бизнес в нашей стране будет расти и со временем займет доминирующее положение.

Малое и среднее предпринимательство в Омском регионе не отличается от общероссийских тенденций, развивается за счет микропредприятий и растет очень медленно (рисунок 1). По данным сплошного наблюдения за деятельностью МиСП Омскстата предпринимательство в Омском регионе представлено в основном микропредприятиями, основная доля субъектов малого и среднего бизнеса приходится на город (рис. 2.) и выглядит это следующим образом:

80,0—TTI-TTI-TTI—

Щ В В Е

30,0-—\ II-\ II-\ II—

0,0- ^ti 2010 2011 2012

□ Средние предприятия

□ Малые предприятия

□ Крупные предприятия

Рис. 1. Динамика структуры малых, средних и крупных предприятий в Омском регионе

90-. 80706050403020100

/ / /

/// S ¿г

/V с?

□ Омск

□ Муниципальные районы Омской области

Рис. 2. Территориальное распределение малых, средних и крупных предприятий

Отраслевая структура предприятий занимающихся бизнесом в Омском регионе показывает (рис. 3.) что на первом месте, почти 40 процентов предпринимательских структур занимаются оптовой и розничной торговлей бытовых изделий и предметов личного пользования, ремонтом

автотранспортных средств и т.д. Около 20

процентов из всего количества предпринимательских структур заняты в сфере услуг а также занимаются операциями с недвижимым имуществом. Третье место, около 10 процентов на каждую отрасль делят между собой обрабатывающие производства и строительство. Схематично это выглядит следующим образом:

■ сельское хозяйство

■ обрабэтывющие производства

1 строительство

I оптововая и розничная торговая; ремонт

автомобильных средств, мотоциклов, бытовы>

изделий и предметов личного пользования 1транспорт и связь

операции с недвижимым имуществом

другие отрасли

Рис. 3 .Отраслевая структура малых, средних и крупных предприятий (по количеству)

Если говорить о муниципальных районах Омской области, то необходимо сделать вывод о том, что предпринимательство в них развивается неравномерно (рисунок 4). Из 32 муниципальных районов Омской области больше половины субъектов малого и среднего бизнеса расположен только в 7 из них. Приоритетными здесь выступают:

Тарский, Большереченский, Омский, Кормиловский, Калаченский, Любинский и Таврический районы. Отраслевая структура по отдельным районам Омской области разнится в процентном соотношении, но во всех них на первое место выходят такие отрасли как торговля и сельское хозяйство[3].

■ Торговля

■ Сельское хозяйство

■ Обрабатывающие производства

■ Транспорт и связь

■ Строительство

■ Операции с недвижимостью, аренда, услуги

Рис. 4. Отраслевая структура по отдельным муниципальным районам (юридические лица)

Как уже говорилось выше, предпринимательство в Омском регионе развивается в основном за счет микропедприятий и растет достаточно медленно. Такая особенность объясняется спецификой региона, которая заключается в следующем: во - первых низкая конкурентоспособность регионального бизнес - профиля, во - вторых неблагоприятный бизнес-климат, в-третьих относительно низкие доходы населения, неискушенный спрос со стороны потребителей. Особое внимание следует обратить на бизнес-климат региона. Предпринимательский или бизнес-

климат в регионе представляет собой совокупность условий влияющих на возникновение и рост бизнеса, своего рода среда, в которой рождается и развивается предприятие [5].

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, изучив и проанализировав

предпринимательский климат во всех регионах России опубликовал ряд заключений. Выводы, к которым пришли исследователи в полной мере отражают ситуацию и в Омском регионе (таблица 1). Было отмечено, что в этой среде есть свои трудности [2].

Таблица 1 — Особенности предпринимательской среды в Омском регионе

Особенности предпринимательской среды в Омском регионе Характеристики

Низкая доступность энергетических мощностей Для большинства компаний подключения к энергосети недоступны из-за высоких тарифов.

Уровень коррупции в регионе Явление, распространенное в регионе в таких сферах как доступ к госзаказу, прохождение проверок, получение земли, подключение к инфраструктуре, получение господдержки.

Финансовые ресурсы, дополнительное финансирование сроком на более 3 лет Финансирования в регионе из венчурных фондов не производится, из 6 запросов только 1 удовлетворяется. Причина низкого спроса на дополнительное финансирование заключается в высоких ставках по кредиту и обязательный залог.

Низкое качество местных поставщиков Проблемы с поиском поставщиков при обновлении оборудования, также поиск поставщиков бизнес -услуг

Сложности в подборе менеджеров высшего звена с опытом Несмотря на то, что в городе сосредоточенно большое количество ВУЗов, доступность в квалифицированных кадрах ограничена, из-за оттока работников в др. города, низкого уровня з /п. и т.д.

Автомобильные дороги внутри региона В городе, в области особенно, качество дорожного полотна находится на низком уровне, что затрудняет товарооборот, доступ в отдельные районы области

Деятельность проверяющих инстанций Только четверть руководителей, которые сталкивается со стандартами, лицензированием, таможенными процедурами считают, что проверяющие инстанции не создают проблем для развития бизнеса.

Проблема становления

предпринимательства в отдельно взятых регионах является актуальной и неизученной. Нет четкого понимания того какие именно меры необходимо предпринять со стороны местного самоуправления и со стороны самих предпринимателей для развития и закрепления позиций этого сектора экономики в регионе. Для решения таких задач необходимо:

1. Изучить бизнес-климат региона, выделить его основные особенности, достоинства и недостатки.

2. Изучить профиль региона его особенности, преимущества и места отставания перед другими регионами.

3. Сравнить ситуацию в Омской области с регионами ее окружения, например, Новосибирская, Томская и Тюменская области.

4. Методом наблюдения и сравнительного анализа выявить систему факторов, которые помогут создать прочную площадку для развития малого и среднего бизнеса в Омском регионе

Заключение

Подводя итог необходимо отметить, что для эффективного развития экономики региона необходимо развитие не только крупных предприятий, но и предприятий

малого и среднего бизнеса. Развивать этот сектор экономики необходимо, так как крупный бизнес обеспечивает устойчивость системы и поддерживает ключевые направления технологического развития, малый и средний бизнес в свою очередь помогает крупным предприятиям более гибко работать и находить инновационные решения. Также малый и средний бизнес играет важную роль в формировании конкурентоспособных кластеров. Именно в секторе малого и среднего бизнеса могут активно создаваться новые рабочие места, что наверняка повлечет за собой изменение в такой особенности региона как низкие доходы населения.

Библиографический список

1. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство [Текст]: учебник / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин, 2007. - 7 с.

2. http://www.nisse.ru/business/article/article_199 8.html (дата обращения: 12.04.2013)

3. http://ecpol. ru/index. php/2012-04-05-13-39-38/2012-04-05-13-40-11/511-predprinimatelskij-klimat-v-strane-zeleneet (дата обращения: 11.04.2013)

4.http://www.finansy.ru/publ/macro/002asaul.htm (дата обращения: 03.04. 2013)

5.http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ omsk/ru/statistics/organizations/ (дата обращения: 06.04. 2013)

PECULIARITIES OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE OMSK REGION

I. A. Teterina

Considered are the peculiarities of the development of small and medium-sized businesses in the Omsk region. Particular features of the business environment in Omsk and Omsk region.

Key words: Entrepreneurship, micro-enterprise, a small enterprise medium enterprise, business climate of the region, the specificity of the region.

Bibliographic list

1. Lapysta M, Small business [Text]: a textbook / M, Лапуста, Yu. L. Starostin, 2007. - 7 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. http://www. nisse. ru/business/article/article_1998 .html (reference date: 12.04.2013)

3. http://ecpol. ru/index. php/2012-04-05-13-39-38/2012-04-05-13-40-11/511-predprinimatelskij-klimat-v-strane-zeleneet (reference date: 11.04.2013)

4.http://www.finansy.ru/publ/macro/002asaul.htm (reference date: 03.04. 2013)

5.http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ omsk/ru/statistics/organizations/ (reference date: 06.04. 2013)

Тетерина Ирина Алексеевна - аспирант Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Основные направления научной деятельности: Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства России. e-mail: Teterina_ia@sibadi. org

УДК 334

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Б. Г. Хаиров

Аннотация. В статье отражается формирование инновационных потоков в отраслях экономики России, что требует применения соответствующих инструментов и форм при сотрудничестве властных и предпринимательских структур. Это возможно при организации инновационного логистического кластера, в том числе в лесопромышленном комплексе.

Ключевые слова: кластерный подход; сотрудничество властных и предпринимательских структур; инновационный логистический кластер; логистическая сеть, система.

Введение

Становление цивилизованной

инновационной экономики России требует развития логистических сетей с их дальнейшим преобразованием в системы, основанные на партнерских отношениях. Процесс глобализации диктует необходимость развития инновационной модели в стране, что является важнейшим условием перехода на более конкурентоспособный

постиндустриальный этап развития экономики, где формируется «экономика знаний» и утрачивает значение ресурсный фактор.

Происходящие изменения структуры воспроизводства обусловлены

интенсификацией процессов отраслевой и территориальной интеграции. Национальные хозяйства развиваются как все более открытые системы. В этих условиях стабильность и сбалансированность общественного

воспроизводства все в большей мере определяются масштабами (широтой) рынка, развитием территориальной структуры воспроизводства. В этой связи возникает вопрос относительно направлений развития структуры общественного воспроизводства.

Концепция кластеров фокусируется на связях и взаимозависимостях между участниками цепочки ценностей, возникающих в процессе производства продукции, услуг и инноваций, и выходит за рамки обычных горизонтальных сетевых структур, рассматриваемых в отраслевом анализе. Кластерный подход позволяет выявить потенциальных участников экономических кластеров, а также наиболее целесообразные формы их взаимоотношений. Близкое расположение и неофициальные локальные связи участников обусловливают большую гибкость и эффективность функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.