Научная статья на тему 'Санкции России как эффективная мера развития АПК и сельских территорий региона'

Санкции России как эффективная мера развития АПК и сельских территорий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / SANCTIONS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / АПК / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL AREAS / РЕГИОН / REGION / AGROINDUSTRIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумакова Оксана Викторовна, Косенчук Ольга Виталиевна

Исследованы актуальные вопросы, связанные с влиянием санкций на развитие АПК и сельских территорий в регионе. Описаны социально-экономические проблемы села и современная аграрная политика в Омской области. Приведены разработки по формированию регионального агрокластера. Рассмотрены новые возможности построения продуктовых цепочек в звене «производство конечное потребление» в процессе импортозамещения. Предложены рекомендации, направленные на достижение устойчивого развития сельских территорий в условиях современной государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROCERY SANCTIONS AS AN EFFECTIVE MEASURE OF THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND RURAL AREAS OF THE REGION

The article deals with topical issues related to the impact of sanctions on the development of agriculture and rural areas in the region. Described the socio-economic problems of the village and a modern agricultural policy in the Omsk region. Given developments in the formation of regional agri-cluster. Discusses the new capabilities build a grocery chain in the link of the production consumption process of import substitution. Proposed recommendations aimed at achieving sustainable development of rural areas in terms of contemporary public policy.

Текст научной работы на тему «Санкции России как эффективная мера развития АПК и сельских территорий региона»

УДК 338.012

О.В. Шумакова, О.В Косенчук Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

САНКЦИИ РОССИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА РАЗВИТИЯ АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА

Исследованы актуальные вопросы, связанные с влиянием санкций на развитие АПК и сельских территорий в регионе. Описаны социально-экономические проблемы села и современная аграрная политика в Омской области. Приведены разработки по формированию регионального агрокласте-ра. Рассмотрены новые возможности построения продуктовых цепочек в звене «производство -конечное потребление» в процессе импортозамещения. Предложены рекомендации, направленные на достижение устойчивого развития сельских территорий в условиях современной государственной политики.

Ключевые слова: санкции, развитие, АПК, сельские территории, регион.

В России проблемам устойчивого развития сельских территорий в последние годы уделяется существенное внимание. В условиях применения пакета санкций со стороны ряда стран и в связи с ответными мерами России необходимо искать пути выхода из сложившейся ситуации, создавать новые механизмы развития АПК с целью обеспечения продовольственной безопасности страны. Запрет на ввоз в нашу страну сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия поможет сформировать иные политическую и экономическую стратегии, предполагающие развитие отечественного аграрного сектора и сельских территорий.

Была сформулирована Доктрина продовольственной безопасности для России, согласно которой российская промышленность должна обеспечивать себя продовольствием. Однако импортное продовольствие в структуре продаж занимает до 40%. По основным видам продовольствия, согласно данным Минсельхоза РФ, мы обеспечиваем себя полностью (кроме мяса, молока и рыбы). Обеспечение молочными продуктами составляет только 73-74%.

Омская область является одним из крупнейших аграрных регионов и серьезным регулятором продовольственного рынка в Сибирском федеральном округе. По объемам производства молока область находится на третьем месте в СФО, по мясной продукции - на втором, по яйцу - на шестом. Так, в 2013 г. индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах составил 128,4% при плановом значении показателя 121,7%. Произведено 1882,2 т мяса скота мясных пород и их помесей на убой в живом весе, реализовано 4746 голов молодняка КРС мясного направления общим живым весом 1817 т, что на 42% выше уровня 2012 г.

Регион является самодостаточным в производстве всех основных видов сельскохозяйственной продукции, объемы которой по некоторым позициям превышают внутренние потребности (рис. 1). По прогнозным данным, в 2014 г. Омская область будет полностью обеспечена продукцией собственного производства. Уровень самообеспеченности составит по зерну -166,6%, картофелю - 126,9%, овощам - 93,9%, мясу и мясопродуктам - 118%, молоку и молокопродуктам - 100,6%, по яйцу и яйцепродуктам - 120,5% [1].

В условиях действия продуктового эмбарго требуется уделить особое внимание развитию регионального АПК, так как именно сельское хозяйство является гарантом обеспечения продовольственной безопасности. На наш взгляд, продуктовые санкции могут оказать положительное влияние на развитие аграрного сектора экономики и дать местным производителям и переработчикам определенные преимущества.

Считаем, что у омских сельхозпроизводителей появились новые возможности сбыта продукции. Раньше им было сложно пробиться в крупные торговые сети, хотя качество овощей, мяса или молока ни в чем не уступает импортным. Как известно, импортная продукция не всегда соответствует нормам безопасности из-за применения методов интенсивного про-

изводства с использованием различных биодобавок, чтобы быстро и в больших количествах получать сельскохозяйственную продукцию. Ритейлинговые компании предпочитали иметь дело только с крупными поставщиками и клиентами. Это позволяло довольно эффективно манипулировать ценами, добиваться более серьезных скидок и так далее. Теперь они вынуждены перестроить свою структуру поставки, потому что придется работать с местными поставщиками.

Рис. 1. Объемы производства и потребления отдельных видов сельскохозяйственной продукции

в Омской области в 2013 г., тыс. т

Для обеспечения региона собственными продуктами питания производителям необходимо максимально использовать имеющийся в области ресурсный потенциал и заниматься расширенным воспроизводством, но достичь этого можно путем повышения рентабельности. В настоящее время доля непосредственного товаропроизводителя не превышает примерно 44%, а доход торговых сетей необоснованно высок. Чтобы избежать резкого роста розничных цен на продукты питания в условиях действия санкций, необходимо оптимизировать продуктовые цепочки сельхозпродукции, т.е. продвижение товаров от производителя до конечного потребителя. Основное направление оптимизации должно заключаться в создании условий «упрощенного доступа» местным производителям в торговые сети и повышении их доли в конечной цене продукта.

Для реализации указанных задач в Омской области формируется агропищевой кластер, который в целом направлен на кардинальное изменение ситуации и решение проблем в части функционирования и дальнейшего развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, организации системы эффективного взаимодействия и управления предприятиями переработки, консолидации сельхозтоваропроизводителей вокруг крупных перерабатывающих компаний в единую цепочку получения прибавочной стоимости на взаимовыгодных условиях [2].

Агрокластер создается как стратегическое партнерство в его отдельных продуктовых секторах с участием мощных игроков, в основном крупных компаний, обладающих если не олигопольной, то достаточно заметной рыночной властью, а также представителей малого и среднего бизнеса в сфере АПК (рис. 2).

Отметим, что для эффективного развития регионального агрокластера необходимо:

- разработать новый организационно-экономический механизм взаимодействия между его участниками, включающий в себя совершенствование тарифной и ценовой политик, предоставление дополнительных мер государственной поддержки участникам агрокластера и обеспечивающий снижение трансакционных издержек и получение синергетического эффекта в процессе создания добавочной стоимости;

- разработать региональный закон о взаимодействии товаропроизводителей, переработчиков с торговыми сетями, который поможет местным производителям направлять свои

продукты в сетевые магазины, снизить бонусные платежи, плату за «попадание» на полки и

другое;

Рис. 2. Структура агрокластера Омской области [3]

- развивать логистические схемы по сбыту сельхозпродукции;

- расширять ярмарочную торговлю сельхозпродукцией, что способствует большей ее доступности покупателям и позволит получить максимальную прибыль непосредственным производителям. Во избежание диспропорций при прохождении товара по продуктовым цепочкам необходимо проводить мониторинг этого процесса со стороны государственных органов;

- необходимо создавать холдинговые компании, которые обеспечат полноценные крепкие связи между перерабатывающими предприятиями и производителями сельскохозяйственной продукции (молока, мяса, зерна и др.). Это позволит выстроить эффективные продуктовые цепочки, увеличить доход товаропроизводителей, переработчиков и сформировать рациональный доход торговых сетей.

Важной составляющей развития АПК региона может стать финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций. В результате диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию, технику, строительные материалы и другие ресурсы, используемые в аграрном производстве, многие хозяйства в Омской области не имеют собственных средств для реализации производственных планов, лишены доступа к кредитным ресурсам банков по причине существенных задолженностей по кредитам. В настоящее время к этому добавляются санкции Евросоюза и США, введенные в банковском секторе, в том числе в отношении Россель-хозбанка (запрет на приобретение акций и предоставление долгосрочных займов). По нашему мнению, это может привести к увеличению ставок по кредитам, которые так необходимы для модернизации технической базы в сельском хозяйстве и наращивания объемов производства. Следует стремиться к снижению процентных ставок по кредитам сельхозтоваропроизводителей, но в создавшихся условиях это просто невозможно.

Основную роль в поддержке развития АПК и процесса модернизации сельхозпредприятий должны играть средства федерального и регионального бюджетов, при этом необ-

ходимо расширять виды и формы государственной поддержки, в частности субсидирование части затрат на оплату процентов по кредитам.

В современных рыночных условиях от инвестиционной политики зависит развитие предприятий аграрного сектора. В связи с этим инвестиционная деятельность является основополагающим инструментом, обеспечивающим экономическое развитие хозяйствующих субъектов в сфере АПК. По данным Омскстата, совокупный размер инвестиций в основной капитал по Омской области за 2013 г. составил 104963 млн руб., или 92,7% к уровню 2012 г. Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности показал, что на сельское хозяйство приходится 3418,8 млн руб., или 4,8% от всех инвестиций по области [4].

Введение ограничений на некоторые продукты питания может повлечь за собой повышение заинтересованности инвесторов в развитии сельского хозяйства Омской области. Стоит подчеркнуть, что основную долю инвестиций в регионе, как правило, получали сельскохозяйственные организации, «крепко стоящие на ногах». Но в сложившейся экономической ситуации под влиянием продуктовых санкций дополнительный шанс на развитие получили малые и средние предприятия, которые производят качественную сельхозпродукцию.

Основными направлениями вложения инвестиций в растениеводстве станут реконструкция оросительных систем; развитие льноводства в северных районах области: Муромцев-ском и Большеуковском; развитие овощеводства в Омском и Калачинском районах.

Инвестиции в животноводстве будут направлены на строительство птицекомплекса по выращиванию индейки; реализацию проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих помещений с установкой новых доильных залов.

Отметим, что в настоящее время наблюдается высокая зависимость от импортного генетического материала в таких отраслях, как свиноводство, мясное птицеводство, мясное животноводство. Так, ОАО «Птицефабрика «Сибирская» закупает племенных птенцов только в Венгрии. Нарушение связей с западными поставщиками потребует больших вложений в развитие имеющихся в регионе научных учреждений и племенных хозяйств. Поэтому омским аграриям необходимо уделить особое внимание возрождению собственной племенной отрасли в животноводства и птицеводстве.

Вместе с тем, аграрная экономика региона остается в достаточно сложном положении, до конца не решены накопившиеся проблемы села:

- неразвитая инфраструктура;

- отсутствие комфортных условий проживания;

- низкий уровень доходов населения;

- миграция населения в город, соответственно недостаточное количество квалифицированных кадров на селе;

- нестабильное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий;

- слабое обновление их материально-технической базы и другие.

В условиях современной государственной политики и сложившейся ситуации в регионе необходимы новые подходы и механизмы в решении социально-экономических задач устойчивого развития сельских территорий, под которым понимается процесс управления комплексным развитием территории в целях обеспечения в настоящем и прогнозируемом будущем устойчивых социально-экономических отношений субъектов территориального управления и хозяйствования, диверсификации и повышения эффективности сельской экономики, достойного уровня жизни населения, поддержания и сохранения экосистемы [5]. Первостепенное значение при этом отводится формированию сельской инфраструктуры и развитию селообразующих предприятий аграрного сектора экономики.

За последние годы в Омской области были выполнены основные индикаторы по формированию комфортных условий проживания в сельской местности. Так, в 2013 г. было введено 156 жилых домов общей площадью 15,8 тыс. кв. метров, из них для молодых специали-

стов 7,2 тыс. кв. метров (программные показатели соответственно 12,0 и 5,2 тыс.кв. метров). В 22 сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 65,8 км поселковых водопроводов и в 33 селах 205,3 км уличных распределительных газовых сетей, что больше плана на 22,5 и 28,3% соответственно.

В целом основные целевые индикаторы по устойчивому развитию сельских территорий региона в 2013 г. выполнены на 112,5% к плановым показателям [6]. Этому способствовали государственная политика поддержки устойчивого развития сельских территорий и региональная долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (20132020 годы)».

Современная государственная политика и действие санкций, на наш взгляд, могут повлечь за собой повышение заинтересованности инвесторов не только в развитии сферы АПК Омской области, но и перераспределении инвестиционных потоков в сторону развития сельских территорий. Значительные объемы денежных вливаний в регионе осуществляются по ряду крупнейших инвестиционных проектов в промышленности, строительстве, ЖКХ и других сферах. Наиболее значимые из них в агропромышленном комплексе представлены в таблице.

Перечень приоритетных инвестиционных проектов _в сельском хозяйстве Омской области [7]_

№ пп Проект Держатель проекта Объем инвестиций, млн руб.

1. Строительство комплекса глубокой переработки сельскохозяйственной продукции «Биокомплекс» («Омский агропромышленный кластер») ЗАО ГК «Титан» 27262

2. Строительство логистического распределительного инновационного центра по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции ООО «С-Фрут Альянс» 30000

3. Создание производственных мощностей по убою свиней и глубокой переработке свинины ООО «Русском» 254

4. Комплекс мероприятий по увеличению объема производства спирта ОАО «Компания «ОША» 1200

5. Строительство высокотехнологичного производственного комплекса по глубокой переработке высокопротеиновых масличных культур в Омской области ООО «Продэкс-Омск» 1200

6. Создание фермы по разведению осетровых видов рыб ООО «Бородино» 135

7. Строительство агрологистического центра для хранения зерно вых и масличных культур Группа компаний «Содружество» 500

Реализация данных проектов позволит улучшить социально-экономическое положение сельских территорий, гарантированно трудоустроить большое количество сельских жителей, обеспечить им стабильный доход и повысить уровень жизни. Например, один только «Биокомплекс» по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции может создать около 4000 новых рабочих мест на селе.

Особое внимание в регионе уделяется формированию логистической структуры, обслуживающей сферу АПК. Планируется вложить значительные инвестиции - до 30 млрд руб. в строительство логистического распределительного инновационного центра по переработке и реализации сельхозпродукции в поселке Ключи Омского муниципального района с единовременной вместимостью свыше 10 тыс. т сельскохозяйственной продукции. Данный проект позволит создать до 7000 новых рабочих мест.

По нашему мнению, успешное развитие сельского хозяйства Омской области будет способствовать:

- увеличению налогооблагаемой базы региона;

- росту предпринимательской активности субъектов АПК;

- повышению конкурентоспособности аграрного бизнеса и региона;

- росту доходов населения и снижению миграции населения, особенно молодежи, из села в город;

- увеличению количества малокомплектных сельских школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений, учреждений здравоохранения, культуры, спорта;

- улучшению социально-экономических условий жизни на селе, обновлению и развитию устаревшей инженерно-коммунальной инфраструктуры и развитию базовых условий социального комфорта: дорог, коммунальных и бытовых услуг, Интернета, мобильной связи, газификации и др.

В заключение отметим, что в сложившейся экономической ситуации принятая политика правительства региона по созданию и функционированию агропищевого кластера является правильным направлением в комплексном развитии АПК, а действующие санкции могут послужить катализатором в решении социально-экономических проблем на селе и способствовать устойчивому развитию сельских территорий.

Библиографический список

1. В Омской области оснований для роста цен на продовольствие нет // Газета агробизнеса «Крестьянские ведомости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agronews.ru/news/detail/135530/ (дата обращения: 11.09.2014).

2. Концепция формирования и развития агрокластера Омской области // Омская Губерния. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msh.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MSH/agroklaster/docs/agro/PageContent/0/body_fi les/file/Концепция.pdf (дата обращения: 27.07.2014).

3. Структура агрокластера Омской области // Портал Правительства Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msh.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MSH/agro-klaster/docs/agro/PageContent/0^ody_ffles/ffle5/Структура0/o20Агpокластера.pdf (дата обращения: 19.10.2014).

4. Инвестиционная деятельность организаций Омской области в 2013 году : стат. бюл. / Омскстат. -Омск, 2014. - 21 с.

5. Косенчук, О.В. Теоретические аспекты устойчивого развития сельских территорий в современной науке [Электронный ресурс] / О.В. Косенчук, О.В. Шумакова // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/113-11195 (дата обращения: 19.12.2013).

6. Оценка эффективности реализации доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области за 2013 год [Электронный ресурс] // Омская Губерния. Портал Правительства Омской области. - Режим доступа: http://msh.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MSH/the_branch_information/finans/otche^ageC ontent/0/body_files/file7/0ценка%20корректировка.pdf (дата обращения: 11.09.2014).

7. Перечень приоритетных инвестиционных проектов [Электронный ресурс] // ОАО «Корпорация развития Омской области». - Режим доступа: http://investomsk.ru/project/p/Titan (дата обращения: 12.09.2014).

O. V. Shumakova, O. V. Kosenchuk Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypina GROCERY SANCTIONS AS AN EFFECTIVE MEASURE OF THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND RURAL AREAS OF THE REGION

The article deals with topical issues related to the impact of sanctions on the development of agriculture and rural areas in the region. Described the socio-economic problems of the village and a modern agricultural policy in the Omsk region. Given developments in the formation of regional agri-cluster. Discusses the new capabilities build a grocery chain in the link of the production - consumption process of import substitution. Proposed recommendations aimed at achieving sustainable development of rural areas in terms of contemporary public policy.

Key words: sanctions, development, agroindustrial, rural areas, region.

References

1. In Omsk region there are no groundings for price raising on food. Agro business newspaper "Peasant's journal". Mode of access: http://www.agronews.ru/news/detail/135530/ (date of inquiry: 11.09.2014)

2. Conception of formation and development of agro cluster in Omsk region. Omsk Province. Ministry of agriculture and food of Omsk region. Mode of access: http://msh.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivel-ist/MSH/agroklaster/docs/agro/PageContent/0/body_files/file/Концепция.pdf (date of inquiry: 27.07.2014)

3. Structure of agro cluster in Omsk region. Web portal of the Government of Omsk region. Mode of access: http://msh.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MSH/agroklaster/docs/agro/PageContent/0/body_fi les/ffle5/CipyKTypa%20ArporaaCTepa.pdf (date of inquiry: 19.10.2014)

4. Investment activity of the organizations of Omsk region in the year 2013. Statistical bulletin. Omskstat, Omsk, 2014, 21 p.

5. Kosenchuk O.V., Shumakova O.V. Theoretical aspects of sustainable development of rural territories in the present-day science. Current problems of science and education, 2013, no. 6. Mode of access: http://www.science-education.ru/113-11195 (date of inquiry: 19.12.2013).

6. Estimation of realization efficiency of the report on results and main lines of activity of the Ministry of agriculture and food of Omsk region for the year of 2013. Omsk Province. Web portal of the Government of Omsk region. Mode of access: http://msh.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelis^MSH/the_branch_information/fi-nans/otchet/PageContent/0^ody_ffles/file7/O^HKa°/o20KoppeKmpoBKa.pdf (date of inquiry: 11.09.2014)

7. List of higher priority investment projects. Open Joint-Stock Company "Corporation of Omsk region development". Mode of access: http://investomsk.ru/project/p/Titan (date of inquiry: 12.09.2014).

© Шумакова О.В., Косенчук О.В., 2014

Авторы статьи:

Оксана Викторовна Шумакова, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, e-mail: shumakovaov@mail.ru;

Ольга Виталиевна Косенчук, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, e-mail: oliakos55@yandex.ru.

Рецензенты:

Б.С. Кошелев, доктор экономических наук, профессор, Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства;

Л.В. Зинич, кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и финансов, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина.

УДК 338.43

Е.В. Юдина

Тарский филиал Омского государственного аграрного университета

имени П.А. Столыпина

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЬНОВОДСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Проанализировано развитие льноводства в регионе. Изучена возможность организации на севере Омской области производства глубокой переработки льна-долгунца. Определена эффективность производства котонина.

Ключевые слова: Омский регион, льноводство, котонизация, конкурентоспособность, эффективность.

Возделывание льна-долгунца в Омской области ведет свою историю с конца XIX - начала XX в. Многие годы производство льна служило важным источником получения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Значительное развитие отрасль получила в 1940-1950 гг. В это время в Сибири строится 36 льнозаводов, появляются льнозаводы и мини-цеха для первичной переработки льна и в Омской области [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.