малый бизнес:
эволюция и перспективы
сектор малого предпринимательства:
особенности формирования взаимосвязей1
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования и успешного функционирования сектора малого предпринимательства. Показано, что в современных условиях весьма важной задачей является исследование своеобразия социально-экономической динамики малого предпринимательства.
Ключевые слова: сектор малого предпринимательства, структурообразующие факторы, социально-экономическое пространство, экономическая динамика, малый бизнес, экономическая эволюция, венчурное предпринимательство
В настоящее время невозможно уяснить механизмы современного экономического роста, не учитывая роль сектора малого бизнеса. Но, несмотря на это, еще не сложился удовлетворительный подход к системному описанию условий, адекватно интерпретирующих их влияние на развитие конкурентных преимуществ малого предпринимательства.
В связи с этим особую значимость приобретает решение проблем, связанных с использованием такой методологии, которая позволяла бы: - определять особенности структурирования социально-экономической деятельности малых предприятий;
1 Работа подготовлена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» (проект № 2.1.3/6571).
Романенко Е.В.
канд. экон. наук, доцент кафедры общей экономики и права, зам. декана факультета экономики и управления Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, г. 0мск-80 гошапепко_еу@ sibadi.org
ледует избавиться от многих мифов,
экономическая теория
- описывать специфику механизмов данного конструирования, связывая их с детерминирующим действием структурообразующих факторов, скрыто влияющих на процесс развития малого предпринимательства.
Условия развития малого бизнеса
Занимая определенное место в социально-экономическом пространстве, субъекты малого бизнеса формируют специфический сектор как системное образование. На основе своих особых позиций они встроены в сети социально-экономических связей и исходя из этого взаимодействуют с внешней средой.
Освобождение утвердившихся концепций от абсолютизации роли отдельных структурообразующих факторов и выработка более универсального и адекватного подхода предполагает анализ деятельности малых предприятий в социально-экономическом пространстве как результата сложного процесса взаимодействия разных детерминант. Сектор го бизнеса функционирует и развивается на ве взаимодействия совокупности разнообраз-ртикальных и горизонтальных связей, обус-их эффективность процесса использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов. Складывающаяся при этом сложная совокупность взаимосвязей и взаимозависимостей хозяйствующих субъектов отражает то обстоятельство, что эти субъекты различаются местом в общественном разделении труда и в социально-экономической структуре, располагаемыми ресурсами, ценностями, потребностями и интересами.
Структурные условия развития малого бизнеса отличаются такой многомерностью, которая крайне затрудняет целостное изучение его интегратив-ных свойств. В современных условиях при анализе предпринимательской деятельности все более актуальным является ее описание с учетом действия природно-географических, научно-технических, структурно-институциональных, организационно-экономических, культурно-ценностных, политико-правовых и внешнеэкономических факторов. При этом важно отказаться от односторонности при моделировании системообразующих структур
Мч
кое предпринимательство, 2010, № 7 (1)
развития сектора малого предпринимательства в стране, абсолютизации институционалистских, технократических, культурологических, кра-тократических, геократических и других версий его социоэкономической динамики. Корректная интерпретация последней должна принимать во внимание взаимную детерминацию каждого измерения сектора малого предпринимательства, их взаимная связанность не является жесткой, в реальной хозяйственной жизни могут возникнуть разные типы структурных противоречий, деформаций и асимметрий.
Конкуренция и коэволюция в сфере малого бизнеса
В конце XX - начале XXI веков возникли глубокие перемены в реальной экономике, которые потребовали переосмысления представлений о роли конкуренции и государства в развитии малого предпринимательства. В настоящее время даже в биологии теория Ч. Дарвина о роли естественного отбора в эволюции животного мира подвергается критике; дарвинисткая концепция естественного отбора применительно к экономической эволюции сектора малого бизнеса несомненно требует пересмотра.
Во-первых, интерпретацию конкурентного отбора в экономике не следует сводить к жестко детерминированному выбору технологии и технико-экономических структур. Сложность экономических процессов, наличие неопределенности и риска хозяйственных изменений предполагает учет того обстоятельства, что конкурентный отбор связан с одновременным сосуществованием различных видов конкурирующих инноваций, обусловливающих смешанное и неустойчивое состояние сектора малого предпринимательства. При этом возникает непредсказуемая реализация одной из нескольких конкурирующих альтернатив: в результате реализации случайного выбора выживает не обязательно лучший вариант развития малого бизнеса.
Во-вторых, системная целостность национальной экономики и ее изменений свидетельствует о том, что конкуренция не может рассматриваться как основной фактор, определяющий траекторию ее
в результате
реализации
случайного выбора выживает
не обязательно
лучший вариант
развития малого
бизнеса
конкуренто-
способные структуры _в экономике
_формируются
_не только
за счет накопления, _но и в связи
с перераспределением _предпринимателями _ресурсов из менее
эффективных
предприятий
и сегментов
экономики в более _эффективные
развития. Коэволюционные изменения различных предпринимательских структур национальной экономики определяются тем, что в ней противоречиво взаимодействуют силы кооперации и конкуренции, инерционные и футуристские силы. Учёт сложного взаимодействия этих сил, как отмечает Г. Клейнер, требует изменения базовых основ экономической теории, многих парадигм, на которых основывается современная экономическая теории и строятся современные бизнес-рекомендации.
Повышение роли малого бизнеса
Следует избавиться от многих мифов, которыми засорена современная экономическая теория. Взамен традиционных представлений о рыночной экономике как «пустом» пространстве - вместилище автономных и элементарных по своему устройству микроагентов пришли иные концепции. В новых экономических парадигмах существенную роль играют средовые социальные образования: институты, знания, убеждения, системы доверия операции, различного рода интеграционные и сети. Последние объединяют не только тов - потребителей, но и различные уровни экономики, в том числе государство и предприятия [3, с. 85].
С выходом в 1984 году работы «Второй индустриальный раздел» М.Дж. Пайора и Ч.Ф. Сабела было обращено внимание на то обстоятельство, что системные перемены в условиях предпринимательской деятельности вызвали в развитых странах если не полное изменение направленности, то, по крайней мере, ослабление тенденции роста масштабов предприятий [4]. Повышение роли сектора малого бизнеса в экономическом развитии связано не только с уменьшением влияния эффектов объемов производства и масштабов предприятий, но и с появлением различных форм синергетического взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, основанного на формировании горизонтальных и вертикальных связей и реализованных в виде различных конкурентно-кооперационных структур -кластеров, сетей и т.д.
Кроме того, социокультурные, институционально-технологические и инновационно-инфра-
_
ссийское предпринимательство, 2010, № 7 (1)
структурные перемены способствуют развитию ключевого конкурентного преимущества малого предпринимательства, заключенного в лучшем использовании ресурсов времени в связи с его высокой гибкостью и скоростью адаптации к меняющейся внешней среде, что, в свою очередь, обусловливает и появление новых качеств национальных экономик [1].
Малый бизнес и инновации
Повышение производительности и конкурентоспособности сектора малого предпринимательства, обусловленное возрастанием роли человеческого капитала и инновации в современных условиях, оказывает системное влияние на экономику и формирует структурные эффекты. Как показал Й. Шумпетер, рост производительности предприятий происходит дискретно в результате отмирания старых комбинаций производственных факторов и распространения их новых комбинаций, при определяющем влиянии на развитие данного процесса предпринимательства и деловой среды [5].
Конкурентоспособные структуры в экономике формируются не только за счет накопления, но и в связи с перераспределением предпринимателями ресурсов из менее эффективных предприятий и сегментов экономики в более эффективные. В экономике возникает и кумулятивный эффект, который порождается успешным распространением ранее применявшихся технологий.
Как свидетельствует опыт развитых стран, малые предприятия и возникающее на их основе венчурное предпринимательство являются важнейшими локомотивами, с помощью которых осуществляются масштабные инновационные процессы. Таким образом, необходимо осуществление качественных и количественных изменений в секторе малого предпринимательства России, позволяющих успешно развивать его конкурентные преимущества и адекватно реализовать его роль. В этой связи крайне важным является активное формирование институционально-технологических, финансово-экономических и инновационно-инфраструктурных условий, способствующих устранению структурных деформаций и переходу
...малые предприятия и возникающее на их основе венчурное предпринимательство являются важнейшими локомотивами, с помощью которых осуществляются масштабные инновационные процессы
от рентоориентированной к предпринимательской модели экономики. В ее рамках основополагающим источником предпринимательской прибыли и в малом, и в среднем, и в крупном бизнесе становится инновационная деятельность.
Литература
1. Бирюков В.В. Время как фактор развития экономики в рыночных условиях: Монография. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 256 с.
2. Бирюков В.В., Романенко Е.В. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России: Монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 166 с.
3. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 84-92.
4. Piore M.J., Sabel C.F. The second industrial divide: Prospect for Prosperity. - New York: Basic Books, 1984.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. -М.: Прогресс, 1982. - 456 с.
Romanenko E.V.
Cand. of Econ. Sci, Associate Professor, Chair of General Economics and Law, Deputy Dean, Department of Economics and Management, Siberian State Automobile and Road Academy, 0msk-80
Small Business Sector: Features of Forming Relationships
_Abstract
The article considers the problems of forming and successful functioning of small business sector. The author shows that in modern conditions it is very important to investigate the identity of the social and economic dynamics of small business.
Keywords: small business sector, structure-forming factors, social and economic space, economic dynamics, small business, economic evolution, venture business
тимательство, 2010, № 7 (1)