Научная статья на тему 'Национальная инновационная система и ее региональные компоненты'

Национальная инновационная система и ее региональные компоненты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садков В. Г., Машегов П. Н.

В статье национальная инновационная система рассматривается как функциональный мегаинститут, проанализированы его макроструктура, дан анализ степени развития отдельных компонентов и предложена система показателей для анализа степени инновационности развития. Рассмотрены структурные модели университетских комплексов различного типа. Представлена структура проекта Федерального закона «Управление вовлечением в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности» и регионального закона «Об инновационной деятельности». Так же предложена типовая структура органа, разрабатывающего и реализующего инновационную политику региона и основные элементы его информационного обеспечения. Статья опубликована при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная инновационная система и ее региональные компоненты»

23 (80) - 2008

Инновации и инвестиции

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ"

В. г. садков,

доктор экономических наук, профессор

п. н. машегов,

доктор экономических наук орловский государственный технический университет

В настоящее время на всех уровнях управления, в среде научной общественности активно обсуждаются проблемы перехода России к инновационной модели развития на базе формирования национальной инновационной системы. Однако содержание и структура национальной инновационной системы в целом, а также ее региональных компонентов в частности, требуют обоснования с позиций системного подхода в связи с отсутствием ее целостного представления, несмотря на наличие Стратегии развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

Создание целостной национальной инновационной системы требует определения ее функции и структуры.

Генеральной функцией национальной инновационной системы является обеспечение развития экономики и общества в направлении повышения качества жизни населения и окружающей среды на основе интенсификации экономики при уменьшении доли ресурсно-сырьевого сектора и ресурсоемкости производства товаров и услуг.

Инновационную систему страны было бы неправильно рассматривать как классический институт, т. е. совокупность субъектов, объединенных едиными правилами игры (институциональной средой) и действующих на основании соглашений, объединяющих их в относительно устойчивые формирования (организации). Инновационную систему страны следует рассматривать как функциональный мегаинститут.

* Статья опубликована при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант 08-03-00599а.

Эффективность функционирования данного мегаинститута определяется мерой его соответствия решаемым проблемам общественного развития, которая обусловливается, с одной стороны, исторически складывающейся структурой инновационной системы, а с другой — поведением участников инновационного процесса. Последнее может быть охарактеризовано на основании применения методов анализа макросистем, когда стохастическое поведение составных частей системы трансформируется в относительно стабильные характеристики инновационного процесса в целом.

Очевидно, что построить «структурно правильную» инновационную систему по образцу какой-либо из зарубежных стран не представляется возможным. Импорт данного института, под которым понимается сознательное копирование (не обязательно точное и даже не обязательно осознанное), воспроизведение известной нормы, а также учреждения для осуществления норм невозможен. При этом нормами обозначаются предписания на совершение каких-либо действий или запреты какие-либо действия совершать. Примечательно, что данное правило распространяется как на национальную инновационную систему в целом (межстрановой импорт), так и по большей части на ее региональные компоненты (межрегиональный перенос).

Макроструктура национальной инновационной системы, реализующая ее генеральную функцию, с нашей точки зрения, должна включать, как минимум, следующие составные части (подсистемы, компоненты), которые можно представить в виде табл. 1.

Таблица 1

Структура национальной инновационной системы

Структурные части Компоненты Наличие в данный момент/эффективность

1. Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок (система общенациональных информационных центров, банков данных патентов, технологий, инновационная периодика и т. д.) 1.1. Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок в общенациональном масштабе в разрезе регионов Частично/неэффективно

1.2. Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок в общемировом масштабе Частично/неэффективно

1.3. Мониторинг человеческого потенциала и формирование банка данных креативно-эффективных авторов Весьма слабо/практически отсутствует

2. Система выявления прорывных научно-инновационных направлений и обоснование сектора стратегических приоритетов развития науки, технологий и техники (система РАДАР) 2.1. Теоретические основы и методический инструментарий выявления стратегических приоритетов Частично/неэффективны

2.2. Теоретические основы и методы стратегического инновационного программирования, механизмы их финансирования и реализации на всех уровнях: общенациональном; региональном; муниципальном; корпоративном Частично/недостаточно эффективны

3. Экономико-модельное обеспечение и пакеты прикладных программ 3.1. Пакет методов, моделей и прикладных программ комплексного анализа научно-инновационной деятельности (НИД) Частично/недостаточно эффективны

3.2. Пакет методов, моделей и прикладных программ прогнозирования НИД Частично/недостаточно эффективны

3.3. Пакет методов стратегического программирования и ин-новацинно-инвестиционного проектирования НИД Частично/недостаточно эффективны

3.4. Пакет методов, моделей и прикладных программ комплексного моделирования результатов и эффективности научно-инновационной деятельности Частично/недостаточно эффективны

4. Институционально-организационная структура и инфраструктура научно-инновационной деятельности 4.1. Общенациональная сеть государственных научно-инновационных центров (ФГНИЦ) Имеется частично/—

4.2. Общенациональная сеть государственно-частных научно-инновационных центров Практически отсутствует/—

4.3. Межведомственные региональные программно-целевые центры координации научно-инновационной и образовательной деятельности Практически отсутствует/—

4.4. Сеть инновационно-технологических центров и технопарков, бизнес-инкубаторов, студенческих бизнес-инкубаторов Практически отсутствуют/—

4.5. Венчурные фонды Практически отсутствуют/—

4.6. Инновационно-коммерческие банки Практически отсутствуют/—

4.7. Сеть наукоградов (ноополисов) Имеется частично/—

5. Система методов и механизмов мобилизации финансовых ресурсов на научно-инновационную и инвестиционную деятельность 5.1. Государственные заказы на НИД (программы, гранты и т. д.) на реальной конкурсной основе 5.2. Регионально-муниципальные заказы на НИД Частично/недостаточно эффективны

5.3. Выпуск ценных бумаг под залог оцененной интеллектуальной собственности (акции, корпоративные, государственные и региональные облигации) Отсутствует/—

5.4. Банковские кредиты под залог оцененной интеллектуальной собственности Отсутствуют/—

5.5. Собственные средства предприятий (прибыль, амортизация) Частично/недостаточно эффективны

5.6. Финансовые ресурсы государственно-региональных фондов поддержки Частично/недостаточно эффективны

5.7. Финансовые ресурсы частных венчурных фондов Частично/недостаточно эффективны

6. Система мотивации научно-инновационной деятельности 6.1. Прямые методы государственно-региональной, муниципальной и корпоративной мотивации НИД предприятий (целевые программы, субвенции, гарантии и т. п.) Частично/недостаточно эффективны

6.2. Косвенные методы государственно-региональной, муниципальной и корпоративной мотивации НИД предприятий Частично/недостаточно эффективны

Структурные части Компоненты Наличие в данный момент/эффективность

6.3. Прямые методы персональной мотивации креативно-эффективной деятельности с учетом оценки человеческого капитала Весьма слабо/недостаточно эффективны

6.4. Косвенные методы персональной мотивации креативно-эффективной деятельности Весьма слабо/недостаточно эффективны

7. Система правового обеспечения повышения эффективности научно-инновационной деятельности 7.1. Закон «О науке и научно-технической деятельности» (федеральный и региональный уровни) Имеется/недостаточно эффективен

7.2. Закон «Об инновационной деятельности) (федеральный и региональный уровень) Отсутствует/—

7.3. Закон «Об оценке, регистрации и вовлечении в общественный оборот интеллектуальной собственности» Отсутствует/—

7.4. Закон «О промышленной собственности» Требуется корректировка/—

7.5. Закон «Об авторских и смежных правах» Требуется корректировка/—

7.6. Закон «Об инновационно-промышленной политике» Отсутствует/—

8. Система образования в сфере научно-инновационной деятельности 8.1. Пакеты конструктивных научных и учебно-методических комплексов Частично/—

8.2. Пакет комплексных базовых учебно-методических программ обучения в сфере научно-инновационной деятельности Частично/—

8.3. Базовая опорная сеть учебно-методических центров по образованию в сфере научно-инновационной деятельности Частично/—

Получается, что значительная часть компонентов национальной инновационной системы должна создаваться и функционировать в рамках общей координации, но на основе региональной специфики.

Система показателей, характеризующих уровень инновационности экономики. Система показателей для оценки и анализа любого процесса или явления (в том числе и инновационной деятельности) в общем случае должна быть иерархической, пирамидальной, раскрывающей как общие, так и частные характеристики процесса.

Отсутствие в настоящее время строгих подходов к измерению состояния инновационных процессов требует построения системы критериев в оценке степени инновационности экономики.

Сформулируем основные требования к построению интегрального критерия оценки иннова-ционности экономики:

• Интегральный критерий инновационности экономики должен позволять оценить конечные результаты эффективности инновационных процессов;

• «развернуть» его в иерархию (пирамиду) локальных критериев, получив в конечном счете целостную систему критериев инновационнос-ти экономики;

• определять направления (сектора) ее повышения через воздействие на структурные элементы в формуле его расчета;

• структура интегрального критерия инновационности экономики должна быть инвариантной, «сквозной», охватывая одновременно три уровня: общенациональный; региональный; корпоративный.

Уровень инновационности экономики в общенациональном масштабе определяется по формуле:

УИЭ(1) = [(р( Т- 1)/р(Т))- l]l00% , Р(Т -1)

где р (Т -1) = ---í— — ресурсоемкость

ВВП(Т -1)

валового внутреннего продукта в базовом периоде (потребление ресурсов на единицу ВВП); р (Т ) =

_Р(Т)_ — ресурсоемкость валового внутрен-

ВВП(Т)

него продукта в анализируемом периоде; МР + ФР + ТР.

Здесь МР — объем потребления материальных ресурсов; ФР — объем потребления «фондовых» ресурсов; ТР — объем затрат на использование трудовых ресурсов.

Уровень инновационности экономики в масштабе региона определяется по следующей формуле (добавление индексов р/Р означает соответствие региональному уровню):

УИЭ(11) = [(рр(Т - 1)/рр(Т))- l]l00% ,

лгп РР(Т -

где рр (Т-1) = ^рц^—^ — ресурсоемкость валового регионального продукта в базовом периоде;

РР(Т)

рр (Т) = врп(т) — ресурсоемкость валового регионального продукта в анализируемом периоде.

Уровень инновационности экономики предприятия определяется по формуле (добавление индексов п/П означает соответствие уровню предприятия);

УИЭ(/Д) = [(рп(Т-1) /рп(Т))-1]100% ,

гт п РП(Т -1)

где рп(Т -1) =- — ресурсоемкость на

ДС(Т -1)

единицу добавленной стоимости в базовом перио-РП(Т)

де; рп(Т) =-— ресурсоемкость на единицу до

ДС(Т)

бавленной стоимости в анализируемом периоде.

Из представленных выражений следует, что при равенстве уровней ресурсоемкости в базовом и анализируемом периодах уровень инновационности экономики будет равным нулю. При увеличении ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базисным уровень инновационности будет иметь отрицательное значение. Соответственно, уменьшение ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базовым покажет наличие уровня инновационности. Шкала измерения уровня инновационности экономики подобрана в процентах по аналогии со шкалой измерения уровней рентабельности.

Представленный подход может быть использован и для оценки накопленного инновационного потенциала на всех уровнях. В данном случае следует прогнозировать влияние подготовленных инновационных проектов на изменение составляющих указанных формул. Таким образом, для оценки инновационного потенциала, по сути дела, необходимо оценивать (прогнозировать) будущий прирост уровня инновационности экономики. Методический инструментарий для расчетов при этом может использоваться в таком же виде, как и для оценки уровней инновационности в ретроспективе.

Система оценки степени инновационности, характеризующей объекты управления на каждом из уровней, должна состоять, как минимум, из интегрального критерия степени инновационности и системы локальных показателей.

В свою очередь необходимый и достаточный спектр локальных показателей и документации для оценки степени инновационности должен как минимум включать:

1) объем новой инновационной продукции в общем объеме продукции;

2) объем усовершенствованной инновационной продукции в общем объеме продукции;

3) подготовленные патентные заявки;

4) охранные документы по заявкам на изобретения;

5) охранные документы по заявкам на открытия;

6) затраты на науку и инновации, всего, в том числе на технологические инновации и продуктовые инновации;

7) внутренние затраты на исследования и разработки;

8) персонал, занятый исследованиями и разработками;

9) долю коммерциализации исследований и разработок в общем числе исследований и разработок;

10) долю продукции, реализуемой на мировом рынке.

Методические подходы к созданию региональных инновационных систем на основе активизации потенциала университетских комплексов. Базовая модель университетского научно-инновационного комплекса в инновационной системе России представлена на рис. 1. Данная структурная модель опирается на геополитические конкурентные преимущества России, учитывает исторически сложившиеся типы воспроизводства и оставляет открытыми вопросы выбора наиболее удачных схем реализации образовательных, научных и инновационных процессов вследствие катастрофической неразвитости финансовых институтов, взаимодействующих с реальным сектором (достаточно сказать, что, несмотря на переход к фазе роста отечественной экономики, около трех четвертей инвестиций осуществляются за счет собственных средств предприятий).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В инновационной системе России имеет смысл выделить специфические, в значительной мере сформировавшиеся спонтанно, на основе инициативы «снизу» в условиях хронического государственного «недофинансирования» образования, носящие название «университетские научно-производственные комплексы» и им подобные, по сути, представляющие собой организации нового поколения, функционирующие по принципу «сети знаний». Их нельзя рекомендовать в качестве повсеместной замены традиционной российской инновационной цепочки «фундаментальные НИИ — отраслевые НИИ — производство», однако соединение в рамках единой стратегической парадигмы таких столь разнородных субъектов ин-

новационного процесса, как образование, наука и производство, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения.

Организационная структура УНИК должна представлять собой органический синтез функционального, линейного и программно-целевого подходов к управлению отдельными ее сферами.

Можно сделать вывод, что УНИК выступают в качестве структурно-институциональной основы формирования научно-инновационной системы региона. Становится очевидным формирование принципиально нового по своей организационной природе субъекта хозяйствования, характерного для новой инновационной экономики. Данные форми-

Управления

Центр координации учебной деятельности

Управления

Центр координации производственной деятельности

Управления (службы)

Центр управления собственностью

Финансово-расчетный центр (корпоративный рынок)

Фундаментальная подготовка

Входные потоки

Прикладная подготовка

ФП1

Студенты

Контрактники» внебюджетное финансирование «Бюджетники» Гос. заказ, бюджетное финансирование

Финансовые ресурсы

Знания Фундаментальная научная база

Вспомогательные и хозяйственные подразделения

Рис. 1. Базовая модель университетского научно-инновационного комплекса

рования при их огромном потенциале обладают ярко выраженной общественной ориентацией в отличие, например, от транснациональных компаний.

Система мониторинга научно-инновационного потенциала региона. Распространение инноваций в современном обществе неразрывно связано с функционированием его информационной составляющей, и, как и их создание, является неотъемлемой составной частью инновационного процесса.

Диффузия инновации — процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Внедрение нововведений является сложным и болезненным процессом для любой организации. Во всех случаях одним из важнейших критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию в рыночной среде непросто, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается достаточно неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и ис-

Научные результаты

Выпускники (квалифицированные специалисты)

Научные результаты

Опытные образцы

производство

Серийная продукция

производство

пользования нововведения. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения, и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается с приближением предела его распространения. Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от качества деятельности пионерских реципиентов. Разработчики открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора, от предпринимательской активности как самих авторов, так и последователей.

В инновационной экономике информационному сектору отводится особая роль, так как владение информацией и принятие адекватных решений (для которых также необходима информация о технологических, образовательных, рыночных возможностях инновационного развития) становится важнейшим условием национального успеха.

Важнейшим направлением в данном случае является предоставление изобретателям, иннова-торам постоянно действующих информационных каналов: в периодической печати всех уровней (общефедеральном, региональном, муниципальном); на телевидении и радио (общефедеральном, региональном, муниципальном); в сети интернет.

Отдельным элементом создаваемого информационного поля должно стать включение в него имеющихся в распоряжении государства баз данных, связанных с регистрацией прав на изобретения, интеллектуальную собственность и т. п. Думается, что эта тенденция приобретает особое значение в контексте обсуждения руководством страны концепции создания так называемого электронного правительства, предполагающего включение в инновационный оборот посредством использования электронных каналов передачи информации фундаментальных информационных ресурсов государственного значения, формируемых в соответствии с действующим законодательством уполномоченными государственными органами.

Основные структурные элементы научно-инновационного потенциала региона, которые представлены в системе «Мониторинг научно-инновационного потенциала региона», включают в себя:

а) состав организаций научно-образовательного комплекса и направления их научно-инновационной деятельности;

б) накопленный научно-инновационный потенциал:

• направления научно-технической деятельности и научные школы;

• банк исследований и разработок, выполненный на интервале ретроспективы (с глубиной

10 лет) с оценкой их значимости;

• кадровый потенциал;

• патенты и авторские свидетельства;

• иные результаты НИОКР;

в) перспективные приоритетные направления комплексной региональной программы научно-технической и инновационной деятельности;

г) банк перспективных исследований и разработок в интересах реализации социально-экономических и экологических программ.

Таким образом, в системе «Мониторинг научно-инновационного потенциала» должны быть представлены три основных раздела:

1) основные направления научных разработок. Данный раздел включает перечень научных направлений исследований согласно ГАСНТИ в привязке к программам НИОКР и с указанием конечных результатов работы. Эти данные должны регулярно (ежегодно) обновляться по результатам года;

2) наличие научных школ с характеристикой направлений, результатов их деятельности, количественной характеристикой коллектива и продолжительностью деятельности школы;

3) банк выполненных и перспективных разработок, которые могут быть использованы в процессе реализации социально-экономических и экологических программ регионов, ориентированных на решение наиболее актуальных, приоритетных проблем (обновляется в оперативном порядке).

Правовая база региональных инновационных систем. В качестве ключевых региональных законов, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность, следует выделить законы, разработанные и принятые в Орловской области в рамках работ по созданию региональной инновационной системы:

1. «О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области» — Закон Орловской области от 28 ноября 2002 № 293-ОЗ (с изменениями от 30. 05., 11.09. 2006);

2. «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области» — Закон Орловской области от 04.10.2001 № 215-ОЗ (принят областным Советом народных депутатов 20.09. 2001, с изменениями от 10.12. 2001, 25.03. 2002, 28.02.2003, 30.05.2006);

3. «Об инвестиционной деятельности в Орловской области» — Закон Орловской области от

01.09.1997 № 53-ОЗ (принят Орловской областной Думой 27.06.1997, с изменениями от 06.07.1999, 25.03.,

25.12.2002, 06.04. 2004, 21.03.2005, 30.05. 2006);

4. «О концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года» — Закон Орловской области от 09.03.2006 № 586-ОЗ (принят областным Советом народных депутатов 27.02.2006);

5. «О промышленной политике в Орловской области» — Закон Орловской области от 24.07.1998 № 75-ОЗ (принят Орловским областным Советом народных депутатов 24.07.1998, с изменениями от

25.06.2003, 30.05.2006);

6. «Об областной целевой инновационной программе «Развитие сельскохозяйственного машино-

строения в Орловской области на 2002 — 2006 гг.» — Закон Орловской области от 28.02.2003 № 317-ОЗ (с изменениями от 30.05.2006);

7. «Об областной государственной поддержке малого предпринимательства в Орловской области» — Закон Орловской области от 09.02.2004 № 372-ОЗ (с изменениями от 30.05., 12.10.2006);

Таковы в целом концептуально-методологические положения по формированию целостной национальной инновационной системы и ее региональных компонент. Следует отметить, что от того, насколько эффективно будут функционировать региональные структуры, зависит оптимальность работы национальной инновационной системы в целом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И КИТАЯ»

15-16 октября 2008 г. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» в сотрудничестве с рядом высших учебных заведений Китая и посольством КНР в России проводит Международный форум «Опыт реформирования финансово-банковских систем России и Китая». Ожидается участие в Форуме представителей государственных структур, учреждений науки и высшего образования, государственных и коммерческих банков, финансовых, страховых и промышленных компаний России, Китая, Германии, Англии и других стран. Общее число участников — свыше 300 человек. На Форуме предполагается обсудить широкий спектр актуальных проблем, в частности:

• Современные тенденции и перспективы развития финансово-банковских систем России и Китая;

• Опыт проведения бюджетных реформ в России и Китае: бюджетная поддержка инноваций;

• Финансовые проблемы реформирования социальной сферы в России и Китае;

• Взаимодействие государства и банков в рыночной экономике;

• Международные стандарты банковской деятельности и особенности развития национальных банковских систем;

• Роль банков развития в инновационной экономике;

• Финансово-экономические инструменты инновационного развития экономики России и Китая;

• Институциональное развитие страхования в инновационной экономике;

• Развитие финансово-банковских систем России и Китая как фактор укрепления их позиций на мировом рынке в XXI веке;

• Проблемы модернизации финансово-экономического образования в современных условиях.

В рамках Форума будут проведены пленарные и секционные заседания, а также заседания «круглых столов». Участие в форуме бесплатное. Заявки следует направлять в оргкомитет: 8(499)943-94-21; 8(499)943-95-01; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.