Научная статья на тему 'Динамический подход к оценке функционирования ключевых элементов национальной инновационной системы'

Динамический подход к оценке функционирования ключевых элементов национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садков В. Г.

В работе представлена общая архитектура инновационной системы и сформули-рованы основные требования к построению интегрального критерия оценки степени инновационности экономики. При этом использовался динамический подход, позво-ляющий выделить относительно стабильное инновационное ядро и сконцентрировать усилия по государственному стимулированию инновационной активности на компо-нентах переменного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамический подход к оценке функционирования ключевых элементов национальной инновационной системы»

УДК 330.3:001.895

САДКОВ В.Г. Динамический подход к оценке функционирования ключевых элементов национальной инновационной системы

В работе представлена общая архитектура инновационной системы и сформулированы основные требования к построению интегрального критерия оценки степени инновационности экономики. При этом использовался динамический подход, позволяющий выделить относительно стабильное инновационное ядро и сконцентрировать усилия по государственному стимулированию инновационной активности на компонентах переменного состава.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, национальная инновационная система.

В настоящее время в среде научно-инновационной общественности, в органах управления наукой и образованием активно обсуждаются проблемы перехода России к инновационному режиму развития на базе формирования национальной инновационной системы. Публикуется множество статей и монографий по указанной теме, обсуждается Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года.

Однако ни в опубликованных монографиях и статьях, ни в указанной «Стратегии...» нет четкости относительно содержания и структуры национальной инновационной системы (действительно как «системы») в соответствии с требованиями системного подхода.1

Таким образом, создание целостной национальной инновационной системы требует определения ее функции и структуры.

Генеральной функцией национальной инновационной системы является обеспечение развития экономики и общества в направлении повышения качества жизни населения и окружающей среды на основе интенсификации экономики при уменьшении доли ресурсно-сырьевого сектора и ресурсоемкое™ производства товаров и услуг.

Инновационную систему страны было бы неправильно рассматривать как клас-

сический институт, то есть совокупность субъектов, объединенных едиными правилами игры (институциональной средой) и действующих на основании соглашений, объединяющих их в относительно устойчивые формирования (организации). Инновационную систему целесообразно рассматривать как функциональный ме-гаинститут, то есть набор исторически обусловленных правил и соглашений, формирующихся на основании взаимодействий, носящих стохастический характер и касающихся определенного аспекта (способа) обеспечения функционирования систем общественного воспроизводства (в данном случае использования человеческого капитала).

Структура инновационной системы представлена в таблице 1.

Мы видим, что национальная инновационная система представляет собой совокупность структур и институтов, которые охватывают относительно стабильное ядро (то есть те субъекты, инновационная деятельность для которых является неотъемлемым атрибутом), и переменный состав (хозяйствующие субъекты, деятельность которых оказывается связана с инновационным процессом лишь в силу определенных обстоятельств). Именно такой динамический подход позволяет

Таблица 1

Структура национальной инновационной системы

Структурные части системы Компоненты системы 1. Наличие в данный момент 2. Эффективность

1. Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок(система общенациональных информационных центров, банков данных патентов, технологий, инновационная периодика и т.д.) 1.1 Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок в общенациональном масштабе в разрезе регионов 1. Частично 2. Неэффективно

1.2 Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок в общемировом масштабе 1. Частично 2. Неэффективно

1.3 Мониторинг человеческого потенциала и формирование банка данных креативно-эффективных авторов 1. Весьма слабо 2. Практически отсутствует

2. Система выявления прорывных научно-инновационных направлении и обоснование сектора стратегических приоритетов развития науки, технологий и техники (система РАДАР) 2.1 Теоретические основы и методический инструментарий выявления стратегических приоритетов 1. Частично 2. Неэффективны

2.2 Теоретические основы и методы стратегического инновационного программирования на всех уровнях и механизмы их финансирования и реализации: общенациональном; региональном; муниципальном; корпоративном 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

3. Экономико-модельное обеспечение и пакеты прикладных программ 3.1 Пакет методов, моделей и прикладных программ комплексного анализа научно-инновационной деятельности (НИД) 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

3.2 Пакет методов, моделей и прикладных программ прогнозирования НИД 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

3.3 Пакет методов стратегического программирования и инновацинно-инвестиционного проектирования НИД 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

3.4 Пакет методов, моделей и прикладных программ комплексного моделирования результатов и эффективности научно-инновационной деятельности 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

4. Институционально-организационная структура и инфраструктура научно- инновационной деятельности 4.1 Общенациональная сеть государственных научно-инновационных центров (ФГНИЦ) 1. Имеется частично

4.2 Общенациональная сеть государственно-частных научно-инновационных центров 1. Практически отсутствует

4.3 Межведомственные региональные программно-целевые центры координации научно-инновационной и образовательной деятельности 1. Практически отсутствует

4.4 Сеть инновационно-технологических центров и технопарков, бизнес-инкубаторов, студенческих бизнес-инкубаторов 1. Практически отсутствуют

4.5 Венчурные фонды 1 Практически отсутствуют

4.6 Инновационно-коммерческие банки 1 Практически отсутствует

4.7 Сеть наукоградов (ноополисов) 1. Имеется частично

5. Система методов и механизмов мобилизации финансовых ресурсов на научно-инновационную и инвестиционную деятельность 5.1 Государственные заказы на НИД (программы, гранты и т.д.) на реальной конкурсной основе 5.2 Регионально-муниципальные заказы на НИД 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

5.3 Выпуск ценных бумаг под залог оцененной интеллектуальной собственности (акции, корпоративные, государственные и региональные облигации) 1. Отсутствует

5.4 Банковские кредиты под залог оцененной интеллектуальной собственности 1. Отсутствует

5.5 Собственные средства предприятий (прибыль, амортизация) 1. Отсутствует

5.6 Финансовые ресурсы государственно-региональных фондов поддержки 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

5.7 Финансовые ресурсы частных венчурных фондов 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Структурные части системы Компоненты системы 1. Наличие в данный момент 2. Эффективность

6. Система мотивации научно-инновационной деятельности 6.1 Прямые метода государственно-региональной, муниципальной и корпоративной мотивации НИД предприятий (целевые программы, субвенции, гарантии...) 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

6.2 Косвенные метода! государственно-региональной, муниципальной и корпоративной мотивации НИД предприятий 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

6.3 Прямые метода! персональной мотивации креативно-эффективной деятельности с учетом оценки человеческого капитала 1. Весьма слабо 2. Недостаточно эффективны

6.4 Косвенные метода! персональной мотивации креативно-эффективной деятельности 1. Весьма слабо 2. Недостаточно эффективны

7. Система правового обеспечения повышения масштаба эффективности научно-инновационнои деятельности 7.1 Закон "О науке и научно-технической деятельности" (федеральный и региональный уровень) 1. Имеется 2. Недостаточно эффективен

7.2 Закон "Об инновационной деятельности) (федеральный и региональный уровень) 1. Отсутствует

7.3 Закон "Об оценке, регистрации и вовлечении в общественный оборот интеллектуальной собственности" 1. Отсутствует

7.4 Закон "О промышленной собственности" 1. Требуется корректировка

7.5 Закон "Об авторских и смежных правах" 1. Требуется корректировка

7.6 Закон "Об инновационно-промышленной политике" 1. Отсутствует

8. Система образования в сфере научно-инновационнои деятельности 8.1 Пакеты конструктивных научных и учебно-методаческих комплексов 1. Частично

8.2 Пакет комплексных базовых учебно-методаческих программ обучения в сфере научно-инновационной деятельности 1. Частично

8.3 Базовая опорная сетьучебно-методаческих центров по образованию в сфере научно-инновационной деятельности 1. Частично

формировать подходы к созданию благоприятного инновационного климата в стране на основе стимулирования вхождения в инновационный процесс субъектов переменного состава.

При этом возникает проблема для оценки степеней инновационности экономической деятельности. В частности, предлагается ряд показателей для оценки инновационности на общегосударственном, региональном и корпоративном уровнях, образующих своего рода «пирамиду» интегральных и локальных показателей.2

В том числе на общерегиональном уровне уровень инновационности предлагается оценивать следующим образом:

УИЭ{1) = [(р{Т-\)1 р{Т))-\]*Ш% , (1)

гдеУИЭ(1) -уровень инновационности экономики в общенациональном масштабе;

Р (Т-1) =

Р{Т-1)

- ресурсоемкость

ВВЩТ-Х)

валового внутреннего продукта в базовом периоде (потребление ресурсов на единицу ВВП);

Р(Т) =

Р{Т)

- ресурсоемкость вало-

ВВЩТ)

вого внутреннего продукта в анализируемом периоде.

Р = МР + ФР + ТР, (2)

где МР - объем потребления материальных ресурсов;

ФР - объем потребления «фондовых» ресурсов;

ТР - объем затрат на использование трудовых ресурсов.

УИЭ{11) = [(,рр(Т -1) / рр{Т))-1]* 100% ,(3)

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

где УИЭ (II) - уровень инновационности экономики в масштабе региона (добавле- = ш(т) реСурсоемкость на еди-ние индексов р/Р означает соответствие ДС{Т) региональному уровню); ницу добавленной стоимости в анализи- РР(Т ~у\ руемом периоде, рр (Т-1) = Rpmr - ресурсоемкость Из представленных выражении следу-лгпц I) ет, что при равенстве уровней ресурсоем-валового регионального продукта в базо- кости в базовом и анализируемом перио-вом периоде; деуровеньинновационностибудет равным рр(-г) нулю. При увеличении ресурсоемкости в рр (Т) = ПРП(ТЛ - ресурсоемкость вало- анализируемом периоде по сравнению с -о-гпц ) базисным уровень инновационности бу-вого регионального продукта в анализи- дет иметь отрицательное значение. Со-руемом периоде. ответственно уменьшение ресурсоемко-Предложенные методические основы сти в анализируемом периоде по сравне-оценки степени инновационности являют- нию с базовым покажет наличие уровня ся «инвариантными» независимо от вида инновационности. Шкала измеренияуров-экономических агентов и могут быть ис- ня инновационности экономики подобра-пользованы и для экспертизы степеней на в процентах по аналогии со шкалой из-инновационости деятельности любых мерения уровней рентабельности, предприятий, в том числе и малых пред- Представленный подход может быть приятий, являющихся претендентами на использован и для оценки перспективно-предоставление государственно-регио- го инновационного потенциала на всех нальной или муниципальной поддержки. уровнях. Таким образом, степень инновационности деятельности предприятия, с нашей 1 Келле' Инновационная система России (формирование и функционирование). М.: точки зрения, следует оценивать посред- урс^03Р_ 148 с . г^Узьев с.ю Теория дол- ством нескольких показателей. госрочного технико-экономического развития. УИЭ{П) = [(/и<Г-1)//и<7))-1]*100% , (4) М ' 2ВсадкоРвВ.Г9 Машегов П.Н., Богма Н.Е. Проблемы и перспективы формирования целост-где УИЭ (П) - уровень инновационности „ м 4 ной национально-региональнои инновацион-экономики предприятия (добавление ин- ной системь| России и ее роль в антикризисной дексов п/П означает соответствие уров- программе правительства. Научное, эксперт-ню предприятия); но-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проек- „„,т ix РП{Т -1) тирования, инновационного и технологического рпц -1) =- - ресурсоемкость м ' ,, . г ДС(Т -1) развития России. Ч. 1. Сб. науч. тр. ИНИОН на единицу добавленной стоимости в ба- Ю С' (°ТВ' pefl'' И ДР' у М., 2009. С. 476-481. зовом периоде;

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.