Научная статья на тему 'Общая архитектура инновационной системы и оценка параметров ее функционирования'

Общая архитектура инновационной системы и оценка параметров ее функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садков Виктор Георгиевич, Машегов Петр Николаевич, Збинякова Елена Анатольевна

В работе представлена общая архитектура инновационной системы и сформулированы основные требования к построению интегрального критерия оценки степени инновационности экономики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n work the general architecture of innovative system and the basic requirements to construction of integrated criterion of an estimation innovation economy are formulated.

Текст научной работы на тему «Общая архитектура инновационной системы и оценка параметров ее функционирования»

Общая архитектура

инновационной системы и оценка параметров ее функционирования

В. Г. Садков,

д. э. н., профессор, директор Института бизнеса и права

П. Н. Машегов,

д. э. н., зав. кафедрой финансов, денежного обращения, кредита и банков

Е. А. Збинякова,

к. э. н., доцент кафедры государственного управления и финансов

Орловский государственный технический университет

В работе представлена общая архитектура инновационной системы и сформулированы основные требования к построению интегрального критерия оценки степени инновационности экономики.

In work the general architecture of innovative system and the basic requirements to construction of integrated criterion of an estimation innovation economy are formulated.

B'

:

настоящее время в среде научно-инновационной общественности, в органах управления "наукой и образованием активно обсуждаются проблемы перехода России к инновационному режиму развития на базе формирования национальной инновационной системы. Публикуется множество статей и монографий по указанной теме, обсуждается Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

Однако, ни в опубликованных монографиях и статьях, ни в указанной Стратегии нет четкости относительно содержания и структуры национальной инновационной системы (действительно как «системы») в соответствии с требованиями системного подхода [1-5].

Таким образом, создание целостной национальной инновационной системы требует определения ее функции и структуры.

Генеральной функцией национальной инновационной системы является обеспечение развития экономики и общества в направлении повышения качества жизни населения и окружающей среды на основе интенсификации экономики при уменьшении доли ресурсно-сырьевого сектора и ресурсоемкости производства товаров и услуг.

Инновационную систему страны было 1---------

бы неправильно рассматривать как классический институт, то есть совокупность субъектов объединен-

ных единимыми правилами игры (институциональной средой) и действующих на основании соглашений, объединяющих их в относительно устойчивые формирования (организации). Инновационную систему целесообразно рассматривать как функциональный мегаинститут, то есть набор исторически обусловленных правил и соглашений, формирующихся на основании взаимодействий носящих стохастический характер и касающихся определенного аспекта (способа) обеспечения функционирования УРОВНИ

Региональный

Стратегические приоритеты Целевые программы Субсидиии т. д.

Законы о научной, инновационной, инвестиционной |

деятельности, интеллектуальной Федеральный

собственности __________________|__________________ Прямые

/ Предприятие \

Интеллектуальный

Показатели

_а £ 5 . И § 13

£ 1 : £0 О g 1

1— — 0 о-н ■“5—£

X с ; Q) х а

1 0 о i а

U X § X г щ ! ? § 8 о

X о * а

со

деятельности ----- Личность

Саморазвивающиеся

организации

о

о

ф

11| (D >» (D

I- CD п

Целереализующие структуры

Межведомственные инновационные центры Университетские научноинновационные комплексы Инновационные сети

Косвенные Налоговые режимы и льготы Развитие инфраструктуры Инновационно-инвестиционные кредиты и т. д.

Рис. 1. Национальная инновационная система, как мегаинститут — структура и отдельные компоненты

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

Таблица 1

Структура национальной инновационной системы

Структурные части системы Компоненты системы 1. Наличие в данный момент 2. Эффективность

1. Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок (система общенациональных информационных центров, банков данных патентов, технологий, инновационная периодика и т. д.) 1.1. Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок в общенациональном масштабе в разрезе регионов 1. Частично 2. Неэффективно

1.2. Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок в общемировом масштабе 1. Частично 2. Неэффективно

1.3. Мониторинг человеческого потенциала и формирование банка данных креативноэффективных авторов 1. Весьма слабо 2. Практически отсутствует

2. Система выявления прорывных научно-инновационных направлений и обоснование сектора стратегических приоритетов развития науки, технологий и техники (система РАДАР) 2.1. Теоретические основы и методический инструментарий выявления стратегических приоритетов 1. Частично 2. Неэффективно

2.2. Теоретические основы и методы стратегического инновационного программирования на всех уровнях и механизмы их финансирования и реализации: общенациональном; региональном; муниципальном; корпоративном 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

3. Экономико-модельное обеспечение и пакеты прикладных программ 3.1. Пакет методов, моделей и прикладных программ комплексного анализа научноинновационной деятельности (НИД) 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

3.2. Пакет методов, моделей и прикладных программ прогнозирования НИД 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

3.3. Пакет методов стратегического программирования и инновацинно-инвестиционного проектирования НИД 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

4. Институционально- организационная структура и инфраструктура научно-инновационной деятельности 4.1. Общенациональная сеть государственных научно-инновационных центров (ФГНИЦ) 1. Имеется частично

4.2. Общенациональная сеть государственночастных научно-инновационных центров 1. Практически отсутствует

4.3. Межведомственные региональные программно-целевые центры координации научно-инновационной и образовательной деятельности 1. Практически отсутствует

4.4. Сеть инновационно-технологических центров и технопарков, бизнес-инкубаторов, студенческих бизнес-инкубаторов 1. Практически отсутствуют

4.5. Венчурные фонды 1. Практически отсутствуют

4.6. Инновационно-коммерческие банки 1. Практически отсутствует

4.7. Сеть наукоградов (ноополисов) 1. Имеется частично

5. Система методов и механизмов мобилизации финансовых ресурсов на научно-инновационную и инвестиционную деятельность 5.1. Государственные заказы на НИД (программы, гранты и т. д.) на реальной конкурсной основе 5.2. Регионально-муниципальные заказы на НИД 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

5.3. Выпуск ценных бумаг под залог оцененной интеллектуальной собственности (акции, корпоративные, государственные и региональные облигации) 1. Отсутствует

5.4. Банковские кредиты под залог оцененной интеллектуальной собственности 1. Отсутствует

5.5. Собственные средства предприятий (прибыль, амортизация) 1. Отсутствует

5.6. Финансовые ресурсы государственнорегиональных фондов поддержки 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

5.7. Финансовые ресурсы частных венчурных фондов 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

6. Система мотивации научно-инновационной деятельности 6.1. Прямые методы государственнорегиональной, муниципальной и корпоративной мотивации НИД предприятий (целевые программы, субвенции, гарантии...) 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

6.2. Косвенные методы государственнорегиональной, муниципальной и корпоративной мотивации НИД предприятий 1. Частично 2. Недостаточно эффективны

Таблица 1 (окончание)

Структурные части системы

Компоненты системы

1. Наличие в данный момент

2. Эффективность

6.3. Прямые методы персональной мотивации креативно-эффективной деятельности с учетом оценки человеческого капитала

1. Весьма слабо

2. Недостаточно эффективны

7. Система правового обеспечения повышения масштаба эффективности научно-инновационной деятельности

6.4. Косвенные методы персональной мотивации креативно-эффективной деятельности

1. Весьма слабо

2. Недостаточно эффективны

7.1. Закон «О науке и научно-технической деятельности» (федеральный и региональный уровень)

1. Имеется

2. Недостаточно эффективен

Закон «Об инновационной деятельности) (федеральный и региональный уровень)

1. Отсутствует

Закон «Об оценке, регистрации и вовлечении в общественный оборот интеллектуальной собственности» [6, 7]

1. Отсутствует

7.4. Закон «О промышленной собственности»

7.5. Закон «Об авторских и смежных правах»

7.6. Закон «Об инновационно-промышленной политике»

1. Требуется корректировка

1. Требуется корректировка

1. Отсутствует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Система образования в сфере научноинновационной деятельности

Пакеты конструктивных научных и учебнометодических комплексов_________________

1. Частично

Пакет комплексных базовых учебнометодических программ обучения в сфере научно-инновационной деятельности

1. Частично

8.3. Базовая опорная сеть учебно-методических центров по образованию в сфере научноинновационной деятельности

1. Частично

систем общественного воспроизводства (в данном случае использования человеческого капитала).

Структура инновационной системы представлена на рис. 1. Эффективность функционирования данного мегаинститута определяется мерой соответствия решаемым проблемам общественного развития, которая обуславливается, с одной стороны, исторически складывающейся структурой инновационной системы, а с другой — поведением участников инновационного процесса. Последнее может быть охарактеризовано на основании применения методов анализа макросистем, когда стохастическое поведение составных частей системы трансформируется в относительно стабильные характеристики инновационного процесса в целом.

Макроструктура национальной инновационной системы, реализующая ее генеральную функцию, должна включать, как минимум, следующие составные части (подсистемы, компоненты), которые можно представить в виде табл. 1.

Вполне закономерно возникновение вопроса о методах оценки параметров функционирования инновационной системы и особенно интегральных показателях, которые, очевидно, должны находится вне собственно инновационной системы и характеризовать вектор развития экономики в целом. Базовым показателем в данном случае мог бы стать показатель степени инновационности экономики, однако, при попытке его численного определения мы сталкиваемся с серьезными трудностями.

Многие исследователи оценку степени инновационности экономики связывают с технологическими укладами, поскольку каждая из используемых «технологических совокупностей» связана с тем или иным технологическим укладом [8, 9]. Приводятся и

критериальные признаки каждого из (пока шести) технологических укладов. Однако и этот подход мало что дает для оценки степени инновационности общественного развития (и экономики в том числе), поскольку при выделении технологических укладов не показывается главное — на какие конечные результаты и в какой степени оказывает влияние каждый технологический уклад.

В настоящее время для оценки динамики развития инновационных процессов ряд авторов предлагают вводить особую систему статистических показателей [10-12]. Подчеркивается, что в соответствии с методологией статистики система статистических показателей должна всесторонне характеризовать исследуемый процесс или явление, а интегральный показатель будет формироваться как сумма частных с учетом «весов» отдельных показателей. Главный недостаток подобных показателей — это «определенный волюнтаризм» в отношение учета значимости отдельных показателей, а значит их веса в интегральном.

Попробуем представить две методики «полностью объективных» показателей, то есть рассчитываемых только на основе статистических данных.

В первом случае степень инновационности развития экономики (то есть эффективность функционирования инновационной системы страны) оценивается как соотношение ресурсоемкостей производства продукции в базовый и анализируемый промежуток времени. При этом ресурсоемкость оценивается как отношение объемов произведенного продукта (для уровня страны — это валовой национальный продукт; региона — валовой региональный продукт; для предприятия — добавленная стоимость) к затратам на его создание.

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

Таким образом, интегральный критерий инновационности экономики может быть представлен в следующем виде:

УИЭ = [(р (Т-1)/р (Т)) -1] 100%,

где УИЭ — уровень инновационности экономики; р (Г-1) = (Р (Т-1))/(П (Т-1)) — ресурсоемкость в базовом периоде; р (Г) = (Р (Т))/(П (Т)) — ресурсо-емкость в анализируемом периоде.

Соответственно:

► для экономики в целом Р — это валовой национальный продукт, а П — затраты на его создание;

► для региона Р — это валовой региональный продукт, а П — соответствующие затраты;

► для предприятия Р — добавленная стоимость, а П — соответственно затраты на производство и реализацию.

Для определения степени инновационности развития общества предлагается оценивать расходы на единицу индекса гармоничного развития цивилизации или страны — ИГРЦ [13].

Во втором случае совокупность хозяйствующих субъектов рассматривается как макросистема хаотическое и непредсказуемое поведение которых характеризуется неким относительно устойчивым измеряемым показателем, имеющим уровень вероятности проявления в каждом конкретном случае. В качестве макропоказателя выступает вероятность вложений хозяйствующим субъектом определенной доли инвестируемых средств в инновационные проекты.

Сравнение представленной нормативной модели национальной научно-инновационной системы (как в целом, так и по ее составным частям) с реальной ситуацией (в том числе и на основе предложенных

выше индикаторов) показывает, что многие ее компоненты пока отсутствуют, фрагментарны либо функционируют с крайне низким «коэффициентом полезного действия». Задачей разработчиков-систем-щиков при проектировании национальной инновационной системы, таким образом, является конструирование недостающих модернизация многих из существующих элементов.

Литература

1. В. Ж. Келле. Инновационная система России (формирование и функционирование). М.: УРСС, 2003.

2. Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. Россия-2050 (стратегия инновационного прорыва). М.: Экономика, 2004.

3. А. Т. Каржаев, А. Н. Фоломьев. Национальная система венчурного инвестирования. М.: Экономика, 2005.

4. Ю. В. Яковец. Циклы, кризисы, прогнозы. М.: Наука, 1999.

5. Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. Введение в системный анализ. М.: Высша школа, 1989.

6. В. Г. Садков, П. Н. Машегов, Е. А. Збинякова, Т. Н. Карпухина. Уровень инновационности общественного развития (методологические аспекты)//Инновации, № 9-11, 2002.

7. В. Г. Садков, П. Н. Машегов, В. П. Шарупич. Стратегия, механизмы и правовая основа вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности//Инновации, № 1, 2002.

8. Д. С. Львов. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы Российской экономики). М.: Экономика, 1999.

9. С. Ю. Глазьев. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.

10. Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 19982000 гг. Приказ Министерства науки и технологий № 58 от 06.05.1998 г.

11. В. Н. Фридлянов. О концепции инновационной политики на 2001-2005 гг.//ИТО-новости, № 1, 2000.

12. А. В. Коротков. Статистический анализ развития инновационного процесса//Вопросы статистики, № 11, 2001.

13. В. Г. Садков, Л. С. Гринкевич. От индекса развития человеческого потенциала к индексу гармоничного развития цивилиза-ции//Общество и экономика, № 7-8, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.