УДК 101 (321.1)
В. С. Ромадыкина
(к. филос. наук, доцент) Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (г. Донецк, Донецкая Народная Республика) E-mail: vitalija. romadykinaagmail. com
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ЦЕННОСТИ
Аннотация. В статье проводится социально -философский анализ концепта «национальная идея» и национальной доктрины в современной России. Делается вывод, что для постсоветской эпохи характерна неоднородность и неоднозначность подходов к оценке сущности и значения концепта «национальная идея», способной выполнить консолидацию общества. Автор выделяет ценностные основания национальной идеи и национальной доктрины: социальная справедливость и отторжение радикального либерализма; ориентация на патерналистское государство; гармоничное сочетание властью авторитаризма и демократии; ориентация на идеал великой державы; приверженность традициям и российской культуре. Делается вывод, что национальная доктрина, как вместилище традиционных для российского народа идеалов и ценностей, определяя эффективную государственную стратегию развития страны, выступает одновременно и в качестве неисчерпаемого ресурса в преодолении трудностей текущего момента, и гаранта сохранения национальных интересов и будущего процветания России.
Ключевые слова: национальная идея, национальная доктрина, консолидация, государство, общество, ценности.
Кризис коммунистической идеи, завершившийся распадом СССР в 1991 году и отрицанием на официальном уровне всего достигнутого в советский период, фактически в одно мгновение лишил страну прошлого, не предоставив достойного идеологического фундамента для нового государственного переустройства.
Стоящие у власти в постперестроечный период, провозглашая деидеологиза-цию в качестве официального курса, полагали, что России необходимо «... сменить свою социальную, экономическую, в конечном счете, историческую ориентацию, стать республикой западного типа ...» [4]. Безусловно, этот курс во многом был следствием кризиса общественно-политической модели советского периода, вызванного деградацией коммунистических идеалов и наркотического опьянения от лозунгов о «демократизации общества» и «гласности». Однако постулирование деидеологизации в отношении государственной идеологии не предполагало исключения идеологической составляющей из общественно-политической жизни. В конституции был закреплён принцип «идеологического плюрализма», а начало 90 -х годов ХХ века ознаменовалось всплеском формирования разнообразных идеологических течений и партий, часто дублирующих друг друга, смешивающих и провозглашающих идеи и понятия «. одной идеологии под видом совершенно иной ...» [6, с. 56].
Однако, несмотря на то, что деидеологизация латентно, с разной степенью декларирования, просуществовала фактически до прихода к власти Путина В.В., мысль о национальной идее в ситуации обострившихся национальных отношений и ужесточения борьбы на политической арене в 1993 году вылилась в выдвинутую
Борисом Николаевичем Ельциным концепцию «демократического патриотизма» [14]. В контексте данной концепции предлагались аргументы, обосновывавшие создание политической нации «россияне», и ориентир развития российского государства в формулировке «стать первой среди равных стран СНГ». Как видно, здесь осуществляется подмена концепта «национальная идея» концептом государственности, основанного на патриотизме. При этом патриотизм как социальный феномен после распада СССР был всегда особенно «... сложен для анализа, так как за ним скрываются различные ориентации, вплоть до взаимно исключающего понимания, что такое «национальные интересы».» [12].
Кроме того, как пишут Вахнина Е.Г. и Новикова Е.С., основывая свои выводы на данных Левада-центра [12]: «Исследования, проведенные российскими учеными за последние годы, <...> свидетельствуют о том, что <...> существует огромная дистанция между декларациями о патриотизме и реальными действиями людей. Данные социологических исследований показывают, что для 64% россиян быть патриотом - это «любить свою страну». И лишь около 30% опрошенных (вдвое меньше!) понимают патриотизм как активные действия, направленные на создание условий для процветания страны и благополучия народа...»[1]. Тем не менее, несмотря на все нюансы, консолидирующий потенциал данной концепции на этом этапе был достаточно силён, что и позволило на некоторое время осуществить им подмену национальной идеи. Однако первая чеченская кампания 1994 - 1996 годов переориентировала власть на решение иных, более насущных задач, усугубила идеологический вакуум и актуализировала важность наличия официальной национальной идеи для легитимизации власти в массовом сознании. И в 1996 году в этом направлении был сделан серьёзный шаг в виде официального заявления президента (Ельцина Б. Н.) [5] о важности поиска национальной идеи для будущего России.
Естественно, что вдохновение и материал для кристаллизации национальной идеи был благодатный от работ классиков русской философской мысли (Бердяев Е., Соловьёв В., Ильин А.) до истории России, в недрах которой нет недостатка в сильных личностях, служивших славе своей Отчизне, и апелляция к которым подчёркивала преемственность, а значит и легитимность власти. Например, в 1998 году буквально перед началом второй чеченской кампании (1999 - 2000 годы) был восстановлен орден Святого апостола Андрея Первозванного, бывший в имперской России высшим знаком отличия. А за год до того, в 1997 году, по итогам публичной дискуссии, начавшейся в СМИ на разных уровнях после обращения Б. Н. Ельцина к гражданам о необходимости поиска национальной идеи, Управлением делами президента был выпущен сборник под названием «Россия в поисках идеи. Анализ прессы» [19].
В нём нашли отражение результаты данной дискуссии - пятнадцать вариантов интерпретации содержательного наполнения понятия «национальная идея»: «Демократия», «Возрождение России», «Государственная доктрина», «Идеология», «Культура», «Неопределенность», «Мессианство», «Объединяющее начало», «Православие/соборность», «Приоритет личности», «Приоритет национального», «Монархия», «Социализм/коммунизм», «Ценность/ценности», «Экономический фактор». Данный фолиант явился ярким доказательством отсутствия чёткого понимания сути национальной идеи и её значения для развития государства. Однако, несмотря на это, лидеры различных политический партий этого периода активно включали национальную идею в свои программы, высказывали своё понимание её смысла и функций.
В своих высказываниях политические деятели при конкретизации национальной идеи исходили не столько из долгосрочных перспектив развития страны и нужд народа, сколько из конъюнктуры для решения своих узкопартийных политический задач. Не менее популярным в этот период было мнение и о том, что национальная идея не нужна и даже бессмысленна. Что касается представителей официальных властных структур в период правления Б. Н. Ельцина, то они не делали заявлений о своём видении содержательного наполнения национальной идеи, но по косвенным высказываниям можно сделать вывод: их понимание совпадало со взглядами и коммунистов, и националистов, поскольку имели один исток - историю Российского государства, - и представление о национальной идеи было внеэтниче-ским, государственно-державным.
Дефолт 1998 года привёл страну в состояние экономического шока. Его последствиями на уровне идей стали, с одной стороны, проявление несостоятельности либеральных идей в российском контексте, с другой - приостановка поисков национальной идеи, инициированных Б. Н. Ельциным. Однако последнее - поиск национальной идеи - в тот период не ощущалось как некая серьёзная ментальная потеря аксиологического уровня, поскольку официальные российские власти изначально прохладно относились к данному проекту Б. Н. Ельцина, дипломатично уходя от чётких высказываний о своём видении данной проблемы. Представители же политической элиты, несмотря на активное участие в дискуссиях по поводу её возможных модификаций, на самом деле, не имели понимания важности наличия национальной идеи для адекватного развития страны, и, как следствие, у них отсутствовало конкретное представление о её формулировке и идеологическом наполнении.
Новый этап исследования потенциала национальной идеи российской властью начинается в XXI веке, когда власть, публично формулируя противоречивые позиции, на самом деле, производит реанимацию православия в традициях «Москва -третий Рим» и уваровской триады «Самодержавие. Православие. Народность», последовательно заменяя «самодержавие» на «власть», «православие» на «национальную идеологию», «народность» на «гражданственность, патриотизм».
Так, В. В. Путин в течение и первого, и второго сроков своего президентства наполняет исследовательское пространство национальной идеи различными вариациями понимания данной проблемы. Наиболее полное своё воплощение идеологе-ма «национальная идея» получила в «Концепции 2020» предложенной В. В. Путиным в 2008 году, в которой он обозначил национальные приоритеты: «Сегодня речь идет о долгосрочной стратегии до 2020 года - по сути, о важнейшем для всего общества выборе дальнейшего пути развития России - Концепция - 2020. <.> Сегодня мы ставим гораздо более амбициозную задачу - достичь качественного изменения жизни, качественного изменения страны, ее экономики и социальной сферы <...> Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. И, уверен, мы сможем сделать это, не жертвуя настоящим ради так называемого светлого будущего, а напротив — день за днём улучшая благополучие людей ...»
[3].
Данное заявление ознаменовало постановку значительной национальной задачи - формирование государственной деятельности через проявление и формулирование национальной идеи. После вступления в должность Президента РФ Д. А. Медведевым в марте 2009 года данная Концепция - 2020 стала идеологической базой его государственной деятельности, которую он развил и конкретизиро-
вал сместив акцент с конкурентноспосбности, доминировавшей в заявлениях на данную тему у его предшественника, на построение гражданского общества: «... уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. И строятся эти принципы на вполне реальных задачах, востребованных обществом. <...> Это, прежде всего, свобода и справедливость. Второе - это гражданское достоинство человека. Третье - его благополучие и социальная ответственность <...> Всё это вместе - и создание справедливого государства, и развитие сильного гражданского общества, и благополучие людей, на мой взгляд, и есть та основа, вокруг которой можно строить рассуждения о национальной идее ...» [9].
После нового прихода к власти В. В. Путина темы национальной идеи и русского мира поднимались не раз, найдя свою наиболее полную реализацию в национальной доктрине. Наиболее полное обобщение данной ситуации, на наш взгляд, было сделано А. И. Хальметовым в работе «Понятие доктрины и доктринальных источников в российском праве»: «.В начале XXI века, когда практические задачи в целом осуществлены, «русская идея» мыслится не как политико-экономическая доктрина, а более всего содержит культурные смыслы и, прежде всего, возможность преодоления кризиса русской идентичности <...> Ее базисным основанием остался панэтизм, и, по-видимому, на этом столпе национальной традиции и предстоит выстраивать «русскую идею» на протяжении XXI века ...» [8]. Именно на этих основаниях, по сути, и была создана доктрина современного российского государства. Не смотря на то, что в действующем российском законодательстве и в теории российского права нет единого понятия «доктрина», мы, тем не менее, будем придерживаться позиции А. И. Хальметова: «.Доктрина как категория является более общим понятием, чем остальные приведенные понятия. Правовая доктрина более тесно связана с наукой о праве и философией права. Доктрина как источник права понимается как внешняя форма выражения норм отдельных отраслей права.» [22].
Современная национальная доктрина Российской Федерации [10] является основным документом, в котором отражена принятая на официальном уровне государственная политика, стратегия развития и национальная идея об исторической миссии и смысле существования России.
В данном документе зафиксировано, что национальная идея есть «... государственно-правовая концепция благосостояния, прав и свобод человека выраженные в осознанном патриотизме.», а основанием национальной доктрины должны выступать: 1) национальная идея; 2) фактическая история государства; 3) государственно-правовая идеология России; 4) Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты президента и правительства Российской Федерации как правая основа доктрины РФ.
Данные составляющие проекта доктрины обозначены в послании президента Путина В.В. Федеральному собранию РФ 8 июля 2000 года, который сказал: «Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общую историческую память» [15]. Как справедливо отмечает в своей статье «Конституциональная доктрина Российской Федерации: от идеологического плюрализма к идеологии национального развития» Пономарев М.В.: «Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством госу-
дарственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.» [13].
При этом образование в реализации доктрины, подобно как и в социалистический период, призвано играть ведущую роль в её реализации, воспитывая подрастающее поколение на всех этапах его становления, что и отражено Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года за N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [16]. Базовые составляющие доктрины соотносимы и с положениями Стратегии национальной безопасности [21], принятой в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 года N 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [20].
Однако, выступая на 13 Международном Валдайском Форуме 27 октября 2016 года В. В. Путин охарактеризовал атмосферу в обществе как «атмосферу неуверенности, которая прямо влияет на общественные настроения...» [18]. Тем не менее, целенаправленная политика правительства дала свои результаты и уже на большой пресс-конференции 20 декабря 2018 года, проходившей в центре международной торговли, В. В. Путин сказал: «Справедливое распределение ресурсов. Справедливое отношение к людям, живущим за чертой бедности. Снизить до минимума число тех, кто живет за этой чертой. Обеспечить людей услугами образования и здравоохранения на должном уровне. Такая социализация возможна. На это направлены наши национальные проекты» <...> Россия должна развиваться в соответствии со своей имманентной идейной сущностью, т.е. стремиться стать государством социальной справедливости с приоритетными духовно-нравственными ценностями и коллективистскими нормами самоуправления и жизнедеятельности, с достижением синтеза лучшего, что было в России дореволюционной и России советской, творческих заимствований, полезного опыта...»[2]. И данная позиция вполне естественна, поскольку весь исторический путь России есть процесс выпестования духовно-нравственных основ её народа и, одновременно, сохранения его национально-культурного кода.
Именно этот феноменальный конгломерат был взят властью при выборе нового цивилизационного пути развития, определившим государственную политику на внешнем и внутреннем уровнях - укрепление цивилизационной российской идентичности, на что и было указано в 2019 году президентом: «Глубоко убеждён -уверенное движение России вперёд, её суверенитет и национальная безопасность в решающей степени зависят от сохранения и укрепления духовных основ, национальной идентичности, сбережения и приумножения русского и других народов России ...»[17].
Справедливо отмечают Куксин И. Н. и Селихов Н. В. в своей работе «Национальная идея в Конституции России: теоретическая оценка ключевых положений», подводя своеобразный итог всей деятельности власти в начале XXI столетия: «... Национальная идея - основание политико-правового единства народа. Юридическим вместилищем национальной идеи любого государства является конституция. Содержание и форма - так соотносятся между собой национальная идея и конституция. Конституция России чётко расставила приоритеты развития государственного строя: народный суверенитет, верховенство прав и свобод человека, правовое и социальное государство. Большинство иных положений раскрывают упомянутые постулаты...» [7].
Таким образом, в XXI веке заявления, постановления, указы власти ориентированы на объединяющую функцию с целью предотвращения или разрешения социально-политических конфликтов и, с одной стороны, сплочения общества, с другой - обеспечения устойчивости власти и упрочения её позиций.
Кроме того, все президенты, начиная с Ельцина Б. Н., а также политические лидеры в той или иной степени обращались к национальной идее как для актуализации текущих задач в сознании масс, так и для популяризации собственных позиций.
Анализ аксиологических оснований национальной идеи и национальной доктрины РФ на современном этапе показал, что фактически именно эта же ценностная система лежит в основании представлений об особом пути развития России доминирующих в массовом сознании [11]: социальная справедливость и отторжение радикального либерализма; ориентация на патерналистское государство; гармоничное сочетание властью авторитаризма и демократии; ориентация на идеал великой державы; приверженность традициям и российской культуре.
Соответственно, на этапе с начала XXI по настоящее время, - происходила и происходит реанимация православия в традициях «Москва - третий Рим» и ува-ровской триады в осовремененной трактовке: «Самодержавие/власть. Православие/национальная идеология. Народность/гражданственность». Мировой кризис, вызванный пандемией, консолидировал российское общество, доказав состоятельность российской доктрины и верность выбранных для неё властью аксиологических оснований, проявив несостоятельность западной ценностной системы и, в целом, западно-либеральной модели развития не только для российского, но и для мирового сообщества. Именно Национальная доктрина, как вместилище традиционных для российского народа идеалов и ценностей, определяя эффективную государственную стратегию развития страны, выступает одновременно и в качестве неисчерпаемого ресурса в преодолении трудностей текущего момента, и гаранта сохранения национальных интересов и будущего процветания России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахнина, Е.Г. Политическая культура и политическая социализация : учеб. пособие / Е. Г. Вахнина, Е.С. Новикова. - Санкт-Петербург : Фонд развития конфликтологии, 2020. - 204 с. - ISBN 978-5-6043166-7-2. - Текст : непосредственный.
2. Ветошкин, А. П. Национальная идея в стратегии развития России / Ветошкин А. П., Быков М. Ю. - Текст : электронный // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2019. - № 2-2. - С. 75-81. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-ideya-v-strategii-razvitiya-rossii (дата обращения: 28.05.2022).
3. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». - 8 февр. 2020 г. - Текст. Изображение : электронные // Президент России. - Москва, 2021. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24825 (дата обращения: 02.06.2022).
4. Гайдар, E.T. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Государство и эволюция. Дни поражений и побед / Е.Т. Гайдар. - Москва : Евразия, 1997. - 558 с. - Текст : непосредственный.
5. Ельцин о «национальной идее» // Независимая газета. - 1996. -13 июля. - С. 1.
6. Ильичев, А.Б. Идеологическое обоснование формирования российской многопартийности в начале 1990-х годов. - Текст : электронный // Вестник Поволжской академии
государственной службы. - Саратов, 2013. - № 2 (35). - С. 51-57. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/ideologicheskie-osnovaniya-formirovaniya-rossiyskoy-mnogopartiynosti-v-nachale-1990-h-godov (дата обращения: 14.05.2022).
7. Куксин, И.Н. Национальная идея в Конституции России: теоретическая оценка ключевых положений / И.Н. Куксин, Н.В. Селихов. - Текст : электронный // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2020. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-ideya-v-konstitutsii-rossii-teoreticheskaya-otsenka-klyuchevyh-polozheniy (дата обращения: 28.05.2022).
8. Лосева, И.Н. Судьба «Русской идеи» в XXI веке. - Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (47). - С. 388-389. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudba-russkoy-idei-v-xxi-veke (дата обращения: 23.05.2022).
9. Медведев знает, какая у России должна быть национальная идея. - Текст : электронный // РОСБАЛТ / информ. агенство «Росбалт». - Москва, 2008. - 22 янв. - URL: http://www.rosbaIt.ru/2008/01/22/449496.htmI (дата обращения: 02.04.2022).
10. Национальная доктрина Российской Федерации. - Текст : электронный // LiveJournal : Живой Журнал / ООО «Рамблер Групп». - [Москва], 2013. - 24 нояб. - URL: https://inet.livejournal.com/34223.html (дата обращения: 28.03.2022).
11. Пантин, В.И. Массовое сознание в современной России: размежевания, противоречия, сопряжения. - Текст : электронный // Вестник Института социологии. - 2015. - № 1 (12). - С. 100-117. - URL:https://www.vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2015_12/Pantin.pdf (дата обращения: 17.01.2022).
12. Патриотизм и государство. - Текст : электронный // Левада-центр : аналит. центр Юрия Левады. - Москва, 2015. - 29 апр. - URL: https://www.levada.ru/2015/04/29/patriotizm-i-gosudarstvo (дата обращения: 30.01.2022).
13. Пономарев, М.В. Конституциональная доктрина российской Федерации: от идеологического плюрализма к идеологии национального развития. - Текст : электронный // Образование и право. - 2019. - № 1. - С. 54-58. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnaya-doktrina-rossiyskoy-federatsii-ot-ideologicheskogo-plyuralizma-k-ideologii-natsionalnogo-razvitiya (дата обращения: 28.03.2022).
14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики) 24 февраля 1994 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rulaws.ru/president/Poslanie-Prezidenta-RF-Federalnomu-Sobraniyu-ot-24.02.1994/ (дата обращения: 26.03.2022).
15. Послание президента Федеральному собранию РФ 8 июля 2000 года [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.kremlin.ru/acts/bank/22401 (дата обращения: 28.03.2022).
16. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года за N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа : https://elementy.ru/Library9/Doctrina.htm (дата обращения: 28.03.2022).
17. Приветствие Президента РФ Владимира Путина участникам XXIII Всемирного русского народного собора 18 октября 2019 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5515366.html (дата обращения: 28.03.2022).
18. Путин В.В. Выступление на 13 Международном Валдайском Форуме 27 октября 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53151 (дата обращения: 28.03.2022).
19. Россия в поисках идеи (анализ прессы) / отв. ред. Г. Сатаров. - М.: Изд-во Управления делами Президента РФ, 1997.-С6. 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.indem.ru/ni/index.html (дата обращения: 15.01.2022).
20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 28.05.2022).
21. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 28.03.2022).
22. Хальметов А.И. Понятие доктрины и доктринальных источников в российском праве // Наука. Общество. Государство. 2020. №3 (31). [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-doktriny-i-doktrinalnyh-istochnikov-v-rossiyskom-prave (дата обращения: 28.05.2022).
V. S. Romadykina
(Candidate of Philos. sciences, associate professor) Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (Donetsk, Donetsk People's Republic) e-mail: [email protected]
NATIONAL IDEA AND NATIONAL DOCTRINE IN MODERN RUSSIA: BASIC APPROACHES AND VALUES
Annotation. The article provides a socio-philosophical analysis of the concept "national idea" and national doctrine in modern Russia. It is concluded that the post-Soviet era is characterized by heterogeneity and ambiguity of approaches to assessing the essence and meaning of the concept of "national idea" capable of consolidating society. The author highlights the value foundations of the national idea and national doctrine: social iustice and reiection of radical liberalism; orientation towards a paternalistic state; harmonious combination of authoritarianism and democracy by the power; orientation towards the ideal of a great power; adherence to traditions and Russian culture. It is concluded that the national doctrine, as a repository of ideals and values traditional for the Russian people, defining an effective state strategy for the country's development, acts both as an inexhaustible resource in overcoming the difficulties of the current moment, and as a guarantor of the preservation of national interests and the future prosperity of Russia.
Key words: national idea, national doctrine, consolidation, state, society, values.