Государственно-патриотическая идея как идеологическая основа военно-политической работы
Полковник запаса Ю.Н. АРЗАМАСКИН, доктор исторических наук
Полковник запаса О.В. КЕПЕЛЬ, кандидат исторических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Раскрываются основы государственного патриотизма, претендующего на роль доминирующей, объединяющей идеи в современном российском обществе, идеологически обеспечивающей его экономическое, социально-политическое и духовное развитие. Подчеркивается, что государственная идеология для России — это необходимость, без которой не может развиваться российское общество. Исследуются особенности, структура и содержание идеологии государственного патриотизма. Делается вывод о том, что государственно-патриотическая идея должна стать идеологической основой концепции военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
The authors highlight the foundations of state patriotism claiming the dominating and uniting idea in Russia's contemporary society ideologically supporting its economic, sociopolitical, and spiritual development. It is emphasized that state ideology is necessary for Russia. Russian society cannot develop without it. Distinctive features, structure, and content of state patriotism ideology are studied. It is concluded that the state patriotic idea shall be the ideological basis of the concept of military political work in the Armed Forces of the Russian Federation.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Патриотизм, государство, идеология, военно-политическая работа, Вооруженные Силы, государственно-патриотическая идея.
Patriotism, state, ideology, military political work, Armed Forces, state patriotic idea.
С НАЧАЛА XXI века, когда Россия после преодоления кризиса 1990-х годов, экономической и идеологической зависимости от западных «друзей» вновь встала на путь самостоятельного развития, ее население постоянно подвергается информационным атакам, цель которых — искажать и фальсифицировать исторические события, современные реалии политического и экономического развития Российской Федерации. В сознание граждан пытаются внедрить чувство собственной неполноценности, навязать чуждые российскому менталитету идеи и ценности, что подрывает единство российского общества, прерывает историческую преемственность в его развитии.
Наряду с внешним источником определенную идеологическую опасность представляет и внутренняя российская несистемная оппозиция, которая не только разделяет цели внешних врагов России, но и практически открыто участвует в реализации их идей. К чему это может привести, наглядно показали киевский майдан (2014) и попытки государственного переворота в Белоруссии (2020). Мы также можем получить свой майдан в любом городе России, если не будут приниматься меры против идеологических атак на систему базовых ценностей российского общества. Свидетельством тому являются попытки вывода молодежи на площади крупнейших городов России в поддержку А. Навального 23 и 31 января 2021 года.
Не служит интересам консолидации российских граждан в борьбе против иностранного идеологического вмешательства отсутствие на сегодняшний день идеологии, призванной объединить российское общество.
Подавляющее большинство российских государственных и общественных деятелей, политологов, историков, представителей других областей гуманитарной науки считает, что государственная идеология для России — это необходимость, без которой не может быть обеспечено прогрессивное развитие российского общества. Приходит осознание того, что «западные» ценности, особенно популярные в России в 90-х годах прошлого века, не могут служить компасом для дальнейшего развития российского социума.
По мнению ведущего политолога и экономиста В.Р. Соловьева, с которым солидарны и многие российские политики, сегодня в России происходит «революция консерваторов». Суть ее — в попытке возврата к подзабытым консервативным ценностям, трансформации своего го-
сударственного устройства в таком направлении, чтобы оно лучше соответствовало национальному характеру российского этноса1.
На такие изменения в политическом сознании элиты и общества толкнула сама жизнь. В 1990-х годах ориентация лидеров находившейся у власти партийной номенклатуры, а затем и всего советского, российского общества на западные либеральные потребительские «ценности», отрицание не только советских, но и российских цивилизационных достижений привели к тому, что уровень патриотизма в это время колебался в районе нулевой отметки. Массовая эпидемия антипатриотизма, холуйское низкопоклонство перед Западом охватили весь российский народ2.
Тот факт, что Конституцией Российской Федерации 1993 года был введен запрет на установление идеологии в качестве государственной или обязательной, свидетельствует о том, что национальной идеи была лишена целая страна. Внутренне Россия оказалась разобщенной социально и этнически, что объективно вызывало потребность на государственном уровне вести поиски новой объединяющей идеологии. Прав был известный политолог А.А. Зиновьев, который заявил, что «целились в коммунизм, а попали в Россию»3.
Размытость национальных ориентиров, махровый национализм, русофобия, бандитизм, организованные преступные группировки, чувство национальной ущербности, коррупция в верхних эшелонах власти, преклонение российской элиты перед Западом и другие атрибуты деградации российского общества 1990-х годов показали, что так дальше жить нельзя. Сама жизнь заставила уже в рамках ельцинской власти приступить к поиску «национальной идеи», который продолжается и в настоящее время.
Поиск национальной идеи, которая бы объединила современное российское общество, идеологически обеспечила его экономическое, социально-политическое и духовное развитие, велся и лично В.В. Путиным. Так, 30 декабря 1999 года «Независимая газета» опубликовала его статью «Россия на рубеже тысячелетий», в которой Владимир Путин, будучи еще в ранге премьер-министра, обозначил свои политические приоритеты: патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность, сильное государство4.
На заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года уже в качестве Президента России В.В. Путин, очерчивая контуры новой национальной идеи, отметил, что стратегия национального развития не должна допустить нарушений суверенитета, самостоятельности и целостности России — «...те красные линии, за которые нельзя никому заходить»5.
Логическим завершением размышлений В.В. Путина об объединяющей национальной идее становится патриотизм, который он предлагает в качестве доминирующей общественной идеи. Так, 19 декабря 2019 года В.В. Путин заявил: «Идеология, на мой взгляд, в современном демократическом обществе возможна только одна — патриотизм. В самом широком и хорошем смысле слова. Это должно быть деполитизировано и направлено на укрепление внутренних основ российского государства»6.
Аргументы о приоритетной роли патриотизма в строительстве современного российского государства Президент приводит в своих ежегодных посланиях. Все направления российской политики, все социальные группы общества и политические партии, задействованные в развитии социальной, экономической и политической жизни страны, в них оце-
ниваются с позиций патриотизма, с точки зрения пользы для Родины.
В послании 2020 года Президент прямо заявил: «Основные политические силы страны, несмотря на всю разницу подходов к решению стоящих перед нами задач, выступают с патриотических позиций, отражают интересы своих сторонников и изби-рателей»7. В.В. Путин с пониманием относится как к «левым», так и к «правым» идеям при условии, что все они признают в качестве общей платформы государственный патриотизм.
В то же время Президент устанавливает для политических сил общества красные черты, за которые никто не должен заходить: запрет на сотрудничество с внешними силами, стремящимися нанести вред Российскому государству, беспрекословное соблюдение суверенитета и территориальной целостности России, нарушение установленного законодательства, несоблюдение равноправия каждого из живущих в стране этносов и т. д.
Чувством патриотизма, признанием его большой роли в прогрессивном развитии российского общества продиктованы и тезисы последнего послания Президента Федеральному собранию РФ в 2021 году. «На протяжении всей истории наш народ побеждал, преодолевал испытания благодаря своему единству, — подчеркнул он. — Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в ее развитие. У России есть свои интересы, которые мы защищаем и будем отстаивать в рамках международного права, как это, собственно, делают и другие государства мира», — заключил В.В. Путин8.
Идеями патриотизма пронизаны и принятые при активном участии президента в 2020 году поправки
в Конституцию: приоритет российского законодательства над требованиями международного, запрет высшим чиновникам страны иметь иностранное гражданство, запрет на передачу каких-либо территорий правительствам других стран и т. д.
Сегодня мы являемся свидетелями возрождения имперских амбиций Российского государства. «Крымская весна», боевые действия Российской армии в Сирийской Арабской Республике по защите законного режима от «Исламского государства» и прочих заинтересованных игроков на международной арене, пресечение всех попыток оторвать от России части территориальных владений (Япония, Прибалтика, Украина, Китай и т. д.), возрастание боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, создание новейших видов вооружения и военной техники — все это образцы патриотического подхода государства к выполнению стоящих перед ним задач.
Может ли быть патриотизм идеологией государства в принципе? Многие «ученые мужи» считают, что государственная идеология — это всегда идеал общества будущего, это всегда суперзадача, решение которой обеспечит всеобщее процветание, человеческий «рай». Таковой была, к примеру, коммунистическая идеология.
С другой стороны, если обратиться к идеологии царского самодержавия, то она заключалась в триаде «Православие, самодержавие, народность», разработанной под руководством профессора Уварова. Не ставя перед обществом какую-то суперзадачу, она обозначает для народа те принципы (скрепы), соблюдение которых только и может обеспечить суверенитет Российского государства, его поступательное прогрессивное развитие в интересах всех членов общества.
По существу, все три элемента уваровской триады в сумме являют
собой патриотизм: следование канонам стоящей у истоков возникновения государства веры — православия; понимание самодержавия как необходимого условия поддержания порядка внутри государства и защиты от врагов «внешних»; жить по традициям народности — исторически сложившейся общности людей, принимать цивилизационные ценности «русского мира», сложившегося на общей территории с момента возникновения русской государственности. Это значит, что патриотический подход к идеологии российского государства использовался задолго до предложенного В.В. Путиным. Но именно он впервые предложил патриотизм в качестве доминирующей идеологии не по цели, а как универсальный механизм решения широкого круга задач, стоящих перед государством, как универсальный критерий оценки труда руководителей и трудовых коллективов во всех сферах государственной деятельности. Почему бы и нет? Государство патриотов — это сильное государство. Только оно и может в современных условиях обеспечить государственный суверенитет. Тем более что в нашем понимании идеология — это мировоззрение, базирующееся в нормальной стране и обществе на какой-то общей идее.
Патриотический подход к идеологии развития общества освобождает от догматики в определении экономических принципов строительства государства. Главный критерий — польза для отечества. Примером тому может служить китайское экономическое чудо, где успех был обеспечен за счет конвергенции капиталистических и социалистических элементов хозяйствования. В этой связи вспоминаются известные слова творца китайских реформ Дэн Сяопина: «Не важно, черная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка».
Патриотический подход к идеологии развития общества освобождает от догматики в определении экономических принципов строительства государства. Главный критерий — польза для отечества. Примером
тому может служить китайское экономическое чудо, где успех был обеспечен за счет конвергенции капиталистических и социалистических элементов хозяйствования.
Национальная идея — это не голая политическая доктрина. Это нечто, что не зависит от сиюминутной конъюнктуры и передается из поколения в поколение. И что это, как не патриотизм? Причем президент ничего не придумывал, он лишь нашел нужную формулировку. В конце концов разве не является патриотом любой нормальный человек?
По мнению В.В. Путина, патриотизм — это «. и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Если мы хотим жить лучше, то нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан. и чиновничество, и госаппарат должны быть более эффективными»9. Все гениальное — просто.
Анализ выступлений В.В. Путина на всевозможных совещаниях позволяет утверждать, что, говоря о патриотизме, он имеет в виду не просто патриотизм, а прежде всего государственный патриотизм. И это логично. По убеждению авторов статьи, патриотизм как идеология должен включать две составляющие — любовь к Родине и прагматичное осознание необходимости государства, без которого, собственно, не может быть и Родины. Соединение этой любви и трезвого понимания необходимо-
сти государства дает в сумме государственный патриотизм.
Не любить можно конкретных людей в государственных структурах, отрицательно можно относиться к политическому курсу конкретных группировок во власти, но выражение «Я люблю Родину, но не люблю государство» лишено всякого смысла. Родина без государства не может существовать. Это две стороны одной медали.
Патриотизм как идеологическая концепция современной России, предложенная президентом, нуждается в теоретической разработке, создании системы патриотического воспитания населения в интересах формирования у него патриотического сознания. В последние тридцать лет только и говорят о том, что надо создать идеологию, раскрыть ее сущность и содержание, определить пути ее реализации в широких слоях населения России. Но никто этого не сделал до сих пор.
Чтобы понимать, что могут включать контуры доминирующей в государстве идеологии патриотизма, для начала определим само содержание понятия патриотизма и отношение к нему общества, коллектива, конкретного индивида. По нашему мнению, чувство патриотизма, которое следует развивать в рамках идеологии, заключается в следующем:
• в подсознательной безотчетной любви к месту рождения, стране, которая тебя вырастила, воспитала и сделала тем, кто ты есть;
• в уважении к российскому народу, окружающим людям, в стремлении установить братское, «родственное» отношение к ближнему;
• в осознании того факта, что только государство может защитить российских граждан от врагов «внешних» и «внутренних»;
• в стремлении к объективному изучению истории и культуры своей Родины, уважению своих предков, их
деяний, пониманию их ошибок и реальных достижений.
Сформулировав основы идеологии патриотизма, нужно обозначить условия, в результате которых идеология может и должна овладеть политическим сознанием населения России.
Во-первых, для того чтобы патриотизм стал идеологией всего населения, надо сначала, чтобы он стал идеологией высшего государственного руководства и бизнеса. Чтобы те, кто управляет государством, занимают ведущие позиции в бизнесе, являли собой образец патриотизма, образец уважения к своему народу, отличались стремлением решать государственные проблемы путем самоотверженных усилий, а не наоборот, решали личные проблемы за счет государственных ресурсов.
Идеология патриотизма не будет срабатывать, если слова будут расходиться с делами, если те, кто громче всех кричит о патриотизме, на деле таковыми не окажутся. Патриотизм как идеология — это не просто любовь к Родине, а это прежде всего критерий полезности для страны и общества принимаемых государственными органами на всех уровнях решений и действий.
Патриотизм должен стать неизменным качеством и креативного класса, основу которого, в понимании президента, должна составлять «провинциальная интеллигенция» — представители самых нужных для благосостояния населения профессий врача и учителя10. Нуждается в корректировке и понятие «элита» общества. Надо четко заявить, что настоящая элита России — это люди, приносящие пользу отечеству, а не гламурные тусовщики с телеэкранов. Это люди в погонах, демонстрирующие образцы мужества в Сирии и в повседневной борьбе против «внутренних» врагов государства. Это инженеры и ученые, разрабатывающие самое мощное оружие в мире
и самые эффективные вакцины против короновируса, это учителя и врачи, другие профессионалы своего дела, которые работают на общее благосостояние страны, ее суверенитет, на каждого отдельно взятого члена российского общества.
Патриотизм правящей элиты предполагает своевременное ее обновление. Задача государства — обеспечить эффективные механизмы такого обновления. И это происходит на наших глазах. Впервые в истории России проводится попытка кадровой реформы и смены элит ненасильственными методами11. Это обновление проявляется и в ротации губернаторского корпуса, и в появлении откуда-то молодых министров и заместителей министров, и в лишении неприкосновенности, казалось бы, неприкасаемых.
В этом смысле показательны истории с Алексеем Улюкаевым, Никитой Белых, Вячеславом Гайзером, Владимиром Платовым, Вячеславом Дуд-ко, Александром Хорошавиным. Еще восемь губернаторов находятся под следствием. Настоящая статистика свидетельствует о том, что Президент уделяет самое серьезное внимание вопросу чистки элиты, используя для этого самые разные механизмы.
Патриотизм как идеологическая концепция современной России, предложенная президентом, нуждается в теоретической разработке, создании системы патриотического воспитания населения в интересах формирования у него патриотического сознания. В последние тридцать лет только и говорят о том, что надо создать идеологию, раскрыть ее сущность и содержание, определить пути ее реализации в широких слоях населения России. Но никто этого не сделал до сих пор.
Во-вторых, идеология государственного патриотизма может быть внедрена в сознание граждан России только на основе создания хорошо продуманной системы государственно-патриотического воспитания, соответствующей России XXI века — той искусственно созданной среды, которая будет осуществлять критику так называемых либеральных ценностей «западной» цивилизации и пропагандировать собственные цивилиза-ционные ценности, бороться против фальсификаций отечественной истории, воспитывать гражданина — патриота своей Родины.
В решении данного вопроса первоочередными мерами могут быть: разработка концепции доминирующей идеологии государственного патриотизма, ее декларация на высшем уровне российской власти, издание федерального закона о патриотизме и патриотическом воспитании.
Система государственно-патриотического воспитания может эффективно воздействовать на политическое сознание населения только в том случае, если будет создана для этого благоприятная культурная среда. Отдельные государственно-патриотические акции не могут дать большого эффекта, если повседневная жизнь человека будет происходить на фоне разрушающих личность ценностей.
Государство должно взять под свою цензуру культурную и образовательную среду российского общества, поддерживать финансово в первую очередь патриотические проекты, способствующие здоровой социальной и межнациональной консолидации общества и ставящие запреты проникновению разлагающего влияния западных «достижений» культуры.
Пора прекратить многочисленные шоу-программы с «вытаскиванием» на голубые экраны самых низменных человеческих инстинктов. Государ-
ство должно формировать в российском обществе уважение к своему историческому прошлому, как дореволюционному, так и советскому, объективно показывать взгляды и деятельность государственных личностей и важные исторические факты во всем многообразии их трактовок и последствий.
Государственно-патриотическое воспитание как вид государственной деятельности может быть условно разделено на четыре основные сферы, которые в реальном процессе тесно взаимосвязаны.
В первую сферу, которую можно обозначить как духовно-патриотическую, входят такие понятия, как признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры, национальное самосознание, гордость и достоинство российского общества.
Во вторую сферу — нравственно-патриотическую — мы включаем такие понятия, как любовь к Родине, своему народу, следование религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким.
Третья сфера — историко-па-триотическая — включает, на наш взгляд, такие понятия, как верность героическому прошлому и лучшим традициям истории отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений.
Четвертая сфера — военно-патриотическая — предполагает формирование оборонного сознания, приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданскую зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите отечества, патриотическое воспитание молодежи и др.
Таким образом, патриотизм, прежде всего государственный, вполне может претендовать на роль доминирующей, объединяющей идеи в современном российском обществе, идеологически обеспечивать его экономическое, социально-политическое и духовное развитие. Она же, по мнению доктора философских наук А.И. Суровцева, является системообразующим элементом военной безопасности государства12.
В связи со сказанным авторы статьи обращают внимание на военную идеологию как на часть государственно-патриотической идеологии, формирующей оборонное сознание населения в условиях информационно-психологической войны, которую объявили России США и ее союзники.
Под военной идеологией принято понимать «теоретические взгляды и идеи, отражающие отношение социальных групп, государства и общества в целом к военной безопасности, войне и другим формам вооруженного насилия, а также к армии как к орудию осуществления политики»13.
Военная идеология формирует базовые ценности, которые не меняются с изменением государственного устройства, являются общими для социальных групп с разными политическими предпочтениями. Она призвана внедрять в сознание людей независимо от их внутриполитических предпочтений идею объединения народа, Вооруженных Сил и политического руководства страны, формировать у граждан России оборонное сознание, т. е. осознание народом того, что ему есть что защищать, есть чего ради защищать14.
Военная идеология призвана учить граждан адекватно воспринимать внешние угрозы, иметь трезвый взгляд на современную военно-политическую обстановку в мире. Ложные выводы из ее оценки, абстрактный пацифизм, что имело место для по-
литики «нового мышления» времен горбачевского и ельцинского правлений, предательство российских «либеральных» антипатриотичных «элит» 1990-х годов значительно ослабили военную мощь Российской Федерации, потребовали титанических усилий в нулевые годы, чтобы закрыть образовавшиеся бреши в системе национальной безопасности.
Военная идеология государства России реализуется в военной политике — деятельности государства по обеспечению обороны и безопасности страны. Нынешняя военная идеология и военная политика России изложены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года, в Военной доктрине Российской Федерации.
Военная политика как производная от военной идеологии в армии и обществе имеет целью обеспечение политической поддержки военнослужащими и населением страны решений государственных органов власти в области укрепления обороноспособности государства. Реализация военной идеологии требует широкой разъяснительной работы и является одной из базовых при формировании государственно-патриотического сознания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других силовых структур и всего населения.
Государственный патриотизм В.В. Путина находит благодатную почву в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, поскольку именно в сознании российских военнослужащих государство и отечество неразделимы. Особенно это касается военного времени, когда само государство отождествляет себя с отечеством.
Со времени создания в Вооруженных Силах института военно-политических работников вопрос о разработке идеологии деятельности военно-политических органов встал с новой силой. «В современных ус-
ловиях политическое сознание военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала непосредственно зависит от мировоззрения, в основе которого должна лежать государственно-патриотическая идея»15, — подчеркнул Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Поэтому целью военно-политической работы, по мнению заместителя Министра обороны — начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковника А.В. Картаполова, является воспитание воина-государственника, патриота своей Родины16.
Авторы статьи полностью поддерживают мнение о том, что на сегодняшний день в Вооруженных Силах Российской Федерации в основе всей военно-политической работы должна лежать государственно-патриотическая идея. Только четко обосновав идеологические основы военно-политической работы, можно окончательно завершить разработку концепции военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, под которой мы будем понимать не что иное, как программу, своеобразный ориентир, ясное и четкое изложение стратегии военно-политической работы, ее целей и путей достижения.
Сердцевиной концепции являются идейно-теоретические основы — совокупность идей, представляющих собой основное содержание всей практической военно-политической работы в армии. Наличие общепризнанной концепции позволяет строить работу с личным составом целенаправленно, при решении частных задач придерживаться заданного общего курса, в зависимости от условий творчески использовать наиболее приемлемые формы, методы и средства воздействия на сознание и поведение воинов. Отсутствие четкой и ясной концепции де-
Система государственно-патриотического воспитания может эффективно воздействовать на политическое
сознание населения только в том случае, если будет создана для этого благоприятная культурная среда. Отдельные государственно-патриотические акции не могут дать большого эффекта, если повседневная жизнь человека будет происходить на фоне разрушающих личность ценностей.
лает работу по укреплению морального духа и психологической стойкости войск бесперспективной, хаотичной, малоэффективной и в конечном итоге безрезультатной.
В настоящей статье мы излагаем свой взгляд на ключевую системную идеологию военно-политической работы. По своему содержанию она может представлять собой три уровня, которые необходимо использовать в практической военно-политической работе.
Первый уровень — доминирующая в государстве идеология — та центральная идея, которая может объединить российское плюралистическое общество в созидательной работе по выводу России в число ведущих государств мира. Это должна быть идеология государственного патриотизма.
Второй уровень — военная идеология, формирующая оборонное сознание военнослужащего, ясное понимание военных угроз, проистекающих со стороны вероятного противника, необходимости серьезных усилий в деле овладения профессией «Родину защищать».
Если вышерассмотренные идеологические уровни имеют прямое отношение к формированию сознания не только военнослужащих, но и гражданского населения, то третий уровень имеет непосредственное отношение к ежедневной практике
военно-политической работы по государственно-патриотическому воспитанию военнослужащих.
Если первые два уровня касаются прежде всего патриотизма как любви к Родине, как сознательной готовности с оружием в руках защищать ее границы, то третий уровень мы назовем армейским патриотизмом, основанным на ценностях, выработанных в процессе многовекового опыта повседневной и боевой деятельности в Русской, Советской и Российской армиях. Перечислим некоторые из них.
Это такие явления, внутренние побуждения, как чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, к виду и роду войск, к своей части. Это такие категории, как воинская мораль и воинская нравственность, воинская этика, войсковое товарищество (братство), воинские традиции, ритуалы, организационно-атрибутивные факторы воинской службы (боевое знамя, форма одежды, символы, суды офицерской чести, офицерские собрания и т. д.).
К воинским ценностям следует отнести и память о славных событиях боевой истории Российской армии, ратные подвиги ее воинов, полководческие достижения командного состава армии всех времен и т. д. Они находят свое воплощение в официально объявленных Днях воинской славы, городах-героях, городах воинской славы, в издании литературы о выдающихся военачальниках и полководцах, героях прошлого и настоящего, оформлении наглядной агитации и т. д.
Важное место в системе армейских ценностей по праву занимает явление воинской чести, обладать которой во все времена считалось необходимостью ратных людей. Честолюбие, по мнению А.В. Суворова, было главной пружиной, двигавшей воинов на ратные дела. В этой связи следует обратить внимание на «Ко-
декс офицерской чести», декларирующий ценности воинского служения.
Воспитанные на понятиях чести офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. «Душу — Богу, сердце — даме, жизнь — Отечеству, честь — никому!» — этот известный дореволюционный девиз отражает суть отношения к понятию чести, свято чтимому в среде российского офицерства.
И хотя кодекс чести современного российского офицера до сих пор официально не утвержден, работа по его составлению продолжается. В Военном университете при активном участии кандидата исторических наук, доцента А.Е. Савинкина, редактора «Российского военного сборника», в 2018 году был разработан «Кодекс чести российского офицера», где в кратком виде были сформулированы основные требования к офицерской чести. Среди них: беречь честь как святыню; сохранять верность военной присяге; соблюдать и преумножать традиции Вооруженных Сил; защищать честь и достоинство России; не злоупотреблять служебным положением; соблюдать воинский этикет; с честью носить мундир российского офицера и др. Этот кодекс, разработанный на основе достижения военной мысли за более чем 300-летний период истории Российской армии, можно рассматривать как свод правил поведения для всех членов воинского братства, а значит, он может служить в качестве идеологии воинского служения, идеологии армейского патриотизма.
Перечисленные выше уровни идейных основ военно-политической работы должны составить содержание идеологической работы военно-политических органов. Надо построить эту работу таким образом, чтобы военно-патриотическое воспитание в армии было не только выполнением мероприятий государ-
ственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, но и ежедневной практикой войск, охватывающей все сферы повседневной и боевой деятельности войск.
Таким образом, в статье нашли отражение авторское понимание содержания государственно-патриотической идеологии, аргументация ее принятия в качестве доминирующей органами государственной власти, условия эффективного воздействия государственного патриотизма на современное российское общество.
Определение идеологических основ военной службы должно поста-
вить точку в разработке концепции военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Это позволит органам военно-политической работы более целенаправленно и системно формировать основные направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих, решать задачи обеспечения высокого уровня морально-политического и психологического состояния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины, мобилизации военнослужащих на безусловное выполнение задач в любых условиях с учетом специфики видов Вооруженных Сил и родов войск.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Соловьев В.Р. Революция консерваторов. Война миров. М.: Издательство «Э», 2017. С. 12.
2 Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003. С. 504.
3 Завтра. 1993. № 2.
4 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. 30 декабря.
5 Стенограмма выступления Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» // Российская газета. 2013. 19 сентября. URL: https://rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site. html (дата обращения: 10.03.2021).
6 Путин считает патриотизм единственной возможной идеологией современного общества. URL: https://tass. ru/politika/7379985 (дата обращения: 10.03.2021).
7 Обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперед — из Послания Путина Федеральному собранию. URL: https://psj.ru/intervyu/22335-111217. html (дата обращения: 10.03.2021).
8 «Цепляют Россию то тут, то там без всяких причин»: полный текст послания Путина Федеральному собранию. URL: https://www.e1.ru/news/spool/
news_id-69878168.html (дата обращения: 18.03.2021).
9 Коммерсант. 03.02. 2016. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/2907316 (дата обращения: 18.03.2021).
10 См.: Исаев А.К. Проект Путина: русская идея XXI века // Независимое. Приложение НВО. 17.12.2012.
11 См.: Соловьев В.Р. Революция консерваторов. Война миров. М.: Издательство «Э», 2017. С. 196.
12 Суровцев А.И. Развитие духовных основ военной безопасности Российской Федерации (философский анализ): автореф. дис. ... док. филос. наук. М., 2006. С. 25.
13 Тимошев Р.М. К проблеме формирования идеологии // Вестник военного университета. 2007. № 3 (11). С. 3—20.
14 См.: Тюшкевич С.А. Военная идеология в условиях системного кризиса // НАВИГУТ. 2005. № 2. С. 87.
15 Обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперед — из Послания Путина Федеральному собранию. URL: https://psj.ru/intervyu/22335-111217. html (дата обращения: 18.03.2021).
16 См.: Картаполов А.В. Наша цель — формирование воина-государственника // Красная звезда. 2019. 15 мая.