Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание курсантов в современных военных вузах'

Профессиональное воспитание курсантов в современных военных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное воспитание будущих офицеров / идеи и ценности профессионального воспитания / роль традиций российского офицерства в становлении профессиональных качеств. / professional education of future officers / ideas and values of professional education / role of traditions of Russian officers in formation of professional qualities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. Л. Лопуха, А. Д. Лопуха, В. С. Макаренко

В статье рассматривается состояние системы профессионального воспитания в военных вузах, его основные направления. Анализируются трудности, существующие в их реализации в современных условиях. Предлагаются направления их актуализации. Особая роль уделена формированию актуальной структурной образовательной среды. Проведен анализ состояния современного военного образования, существующих в нем трудностей и проблем, одной из которых является недооценка роли воспитания, попытки подмены его психологическим манипулированием. Отмечено, что организации успешного профессионального воспитания препятствует отсутствие государственной идеологии и несформированность идейно-ценностных основ современных российских офицеров. В воспитательной практике военных вузов их отсутствие пытаются компенсировать ориентацией на идеи и ценности патриотизма, что в условиях либерально-ориентированной информационной среды зачастую снижает эффективность профессионального воспитания обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION OF CURSORS IN MODERN MILITARY UNIVERSITIES

The article discusses the state of the system of professional education in military universities, its main directions. The difficulties existing in their implementation in modern conditions are analyzed. The directions of their updating are proposed. A special role is given to the formation of the current structural educational environment. The analysis of the state of modern military education, the difficulties and problems existing in it, one of which is the underestimation of the role of education, attempts to replace it with psychological manipulation, is carried out. It is noted that the organization of successful professional education is hampered by the lack of state ideology and the lack of formation of the ideological and value foundations of modern Russian officers. In the educational practice of military universities, they are trying to compensate for their absence by focusing on the ideas and values of patriotism, which in a liberal-oriented information environment often reduces the effectiveness of professional education of students.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание курсантов в современных военных вузах»

13. Шамов А.Н. Технологии обучения лексической стороне иноязычной речи. Нижний Новгород: ФБ ГОУ ВПО «НГЛУ», 2016.

14. Анализ работы в войсках выпускников Новосибирского военного института: материалы ОРЛС, Новосибирск: НВИ, 2016.

15. Ершов Д.И. Использование интерактивных методов обучения при формировании англоязычной лексической компетенции у вьетнамских студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 52-7: 146 - 154.

16. Зыонг Ф.В. NGUYEN TAC DAY va HOC NGON NGIJ. Принципы преподавания и обучения иностранному языку. Ханой, 2014.

17. Ершов Д.И. Формирование англоязычной лексической компетенции у вьетнамских студентов. Тезисы докладов международного научного молодежного форума, 12 - 14 апреля. Москва: МГУ 2017: 34 - 37.

18. Ершов ДИ. Формирование лексической компетенции у студентов в контексте диалога культур. Сборник статей XIX международной конференции. МГУ. им. Ломоносова М.В. Москва: МГУ 2017: 478 - 486.

19. Ершов Д.И. Обучение диахронической лексике при формировании англоязычной лексической компетенции у вьетнамских студентов. Вестник Брянского государственного университета. 2017; № 2 (32): 203 - 213.

20. Бережнова Л.Н., Сидорина Т.В., Зотов А.А., Тарасов Д.Ю. Педагогические условия эффективного применения проектной деятельности в воспитательно-образовательной среде военного вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2018; Т. 8, № 3: 2048 - 2053.

21. Ершов Д.И. Использование фильма при формировании англоязычной лексической компетенции у вьетнамских студентов. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017; Т. 11, № 3: 38 - 47.

22. Ishtawi H.R. The Effects of Game Strategy on the Learning of English Grammar for the Twelfth Grade Students.The Islamic University of Gaza Deanery of Graduate Studies Faculty of Education Curriculum & English Teaching Methods Department, Gaza, 2011.

References

1. Lin Hong. Using Games in Teaching English to Young Learners. The Internet TESL Journal. Available at: http://iteslj.org/Lessons/Lin-UsingGames

2. Weiss F. Types de communication et activites communicatees en classe. LFDM. 1984; № 183: 47 - 51.

3. Fedoseeva I.A., Zotov A.A., Sochivkin M.P. Nravstvennost' kak osnova formirovaniya professional'nyh cennostej voennosluzhaschih Rosgvardii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 62-1: 315 - 318.

4. Berezhnova L.N., Nabok I.L., Scheglov V.I. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: IC Akademiya, 2013.

5. Kuzovlev V.P., Lapa N.M., Peregudova 'E.Sh. Anglijskij yazyk: programmy obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 2 - 4 klassy. Moskva: Prosveschenie, 2015.

6. Sharuhin A.P. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya voennyh vuzov. Sankt-Peterburg: 2017.

7. Razgonov V.L. Cennostnye orientiry professional'nogo vospitaniya kursantov v uchebno-vospitatel'nom processe voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

8. Sidorina T.V., Zotov A.A., Tarasov D.Yu. Podgotovka kursantov Rosgvardii k professional'no-vospitatel'noj deyatel'nosti. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem ('elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2017; T. 8, № 2-2: 205 - 208.

9. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu. Portal: Rossijskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2019/02/20/onlajn-transliaciia-poslaniia-prezidenta-federalnomu-sobraniiu

10. Ob utverzhdenii poryadka organizacii osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam, realizuemym v interesah oborony i bezopasnosti gosudarstva, obespecheniya zakonnosti i pravoporyadka v voennyh obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Prikaz Rosgvardii. Moskva. 2017.

11. Ob utverzhdenii osobennostej organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj, metodicheskoj i nauchnoj (nauchno-issledovatel'skoj) deyatel'nosti v oblasti podgotovki kadrov v interesah oborony i bezopasnosti gosudarstva, obespecheniya zakonnosti i pravoporyadka, a takzhe deyatel'nosti voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Prikaz Rosgvardii. Moskva. 2017.

12. Ershov D.I. Ispol'zovanie metoda modelirovaniya pri obuchenii semantike leksicheskih edinic nemeckogo yazyka v'etnamskih studentov. Sbornik materialov nauchnoj sessii po itogam vypolneniya nauchno-issledovatel'skoj raboty na fakul'tete inostrannyh yazykov Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014 -2015. Mockva: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2015: 84 - 89.

13. Shamov A.N. Tehnologiiobucheniya leksicheskoj storone inoyazychnojrechi. Nizhnij Novgorod: FB GOU VPO «NGLU», 2016.

14. Analiz raboty v vojskah vypusknikov Novosibirskogo voennogo institute: materialy ORLS, Novosibirsk: NVI, 2016.

15. Ershov D.I. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obucheniya pri formirovanii angloyazychnoj leksicheskoj kompetencii u v'etnamskih studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 52-7: 146 - 154.

16. Zyong F.V. NGUYEN TAC DAY va HOC NGON NGIJ. Principy prepodavaniya i obucheniya inostrannomu yazyku. Hanoj, 2014.

17. Ershov D.I. Formirovanie angloyazychnoj leksicheskoj kompetencii u v'etnamskih studentov. Tezisy dokladov mezhdunarodnogo nauchnogo molodezhnogo foruma, 12 - 14 aprelya. Moskva: MGU, 2017: 34 - 37.

18. Ershov DI. Formirovanie leksicheskoj kompetencii u studentov v kontekste dialoga kul'tur. SbornikstatejXIXmezhdunarodnojkonferencii. MGU. im. Lomonosova M.V. Moskva: MGU, 2017: 478 - 486.

19. Ershov D.I. Obuchenie diahronicheskoj leksike pri formirovanii angloyazychnoj leksicheskoj kompetencii u v'etnamskih studentov. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 2 (32): 203 - 213.

20. Berezhnova L.N., Sidorina T.V., Zotov A.A., Tarasov D.Yu. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo primeneniya proektnoj deyatel'nosti v vospitatel'no-obrazovatel'noj srede voennogo vuza. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2018; T. 8, № 3: 2048 - 2053.

21. Ershov D.I. Ispol'zovanie fil'ma pri formirovanii angloyazychnoj leksicheskoj kompetencii u v'etnamskih studentov. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. 2017; T. 11, № 3: 38 - 47.

22. Ishtawi H.R. The Effects of Game Strategy on the Learning of English Grammar for the Twelfth Grade Students.The Islamic University of Gaza Deanery of Graduate Studies Faculty of Education Curriculum & English Teaching Methods Department, Gaza, 2011.

Статья поступила в редакцию 13.11.19

УДК 37.017.32 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10026

Lopoukha T.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia),

E-mail: lopoukha@yandex.ru

Lopoukha A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia),

E-mail: lopoukha@yandex.ru

Makarenko V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: makvit3101@mail.ru

PROFESSIONAL EDUCATION OF CURSORS IN MODERN MILITARY UNIVERSITIES. The article discusses the state of the system of professional education in military universities, its main directions. The difficulties existing in their implementation in modern conditions are analyzed. The directions of their updating are proposed. A special role is given to the formation of the current structural educational environment. The analysis of the state of modern military education, the difficulties and problems existing in it, one of which is the underestimation of the role of education, attempts to replace it with psychological manipulation, is carried out. It is noted that the organization of successful professional education is hampered by the lack of state ideology and the lack of formation of the ideological and value foundations of modern Russian officers. In the educational practice of military universities, they are trying to compensate for their absence by focusing on the ideas and values of patriotism, which in a liberal-oriented information environment often reduces the effectiveness of professional education of students.

Key words: professional education of future officers, ideas and values of professional education, role of traditions of Russian officers in formation of professional qualities.

Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru

АД. Лопуха, д-р пед. наук, профессор, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru

В.С. Макаренко, канд. пед. наук, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: makvit3101@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ ВУЗАХ

В статье рассматривается состояние системы профессионального воспитания в военных вузах, его основные направления. Анализируются трудности, существующие в их реализации в современных условиях. Предлагаются направления их актуализации. Особая роль уделена формированию актуальной структурной образовательной среды. Проведен анализ состояния современного военного образования, существующих в нем трудностей и проблем, одной из которых является недооценка роли воспитания, попытки подмены его психологическим манипулированием. Отмечено, что организации успешного профессионального воспитания препятствует отсутствие государственной идеологии и несформированность идейно-ценностных основ современных российских офицеров. В воспитательной практике военных вузов их отсутствие пытаются компенсировать ориентацией на идеи и ценности патриотизма, что в условиях либерально-ориентированной информационной среды зачастую снижает эффективность профессионального воспитания обучаемых.

Ключевые слова: профессиональное воспитание будущих офицеров, идеи и ценности профессионального воспитания, роль традиций российского офицерства в становлении профессиональных качеств.

В современных динамично усложняющихся геополитических условиях, характерных появлением новых исторических вызовов и угроз безопасности России, проблема совершенствования профессионального воспитания будущих офицеров является ключевой в системе военного образования.

Вследствие негативных явлений и событий, сопровождающих процесс смены социальных ориентиров российского общества в постсоветский период, критично снизилась нравственность значительного числа россиян, были утрачены многие социально значимые традиции народа (трудовые, воинские, бытовые). Это негативно сказалось на воспитанности важных качеств поступающих в военные вузы.

Советская система профессионального воспитания и передачи традиций российского офицерства в военных вузах фактически была утрачена, а формирование новой, отвечающей современным социально-профессиональным задачам военного образования, находится на начальном этапе.

Современные социальные системы в России, к которым, безусловно, относится система профессионального воспитания военных вузов, ориентированы на «догоняющую» модернизацию по англосаксонскому образцу Внешняя депо-литизация, материальные мотивации, увлечение психологическими методами социального управления, создание систем «независимого» контроля сегодня занимают важное место в работе с личным составом. Основное внимание в формировании профессиональных качеств отводится информационно-психологическим воздействиям, а в качестве основной парадигмы формирования профессиональных качеств на новом уровне возрождено натаскивание (муштра). Сегодня оно теоретически обосновывается современной военно-психологической школой (Б.П. Бархаев, А.П Караяни, В.Ф. Перевалов, И.В. Сыромятников и др.) [1]. Из сферы воспитания выводится понятие «воинский коллектив» и вводится понятие «группа», в военных вузах активно ведется подготовка психологов, педагогическая подготовка курсантов, до 70% деятельности которых на должности командира взвода является педагогической, сужается до 14 - 18 часов. Между тем исторический опыт убедительно доказывает, что «прусский» путь подготовки войск (муштра) в российской армии всегда приводил к поражению в войнах. Так было в период царствования Петра III и в ходе Крымской войны, в которой участвовали войска, вновь подготавливаемые методом муштры, в Русско-японской и I мировой войнах, где отсутствие патриотизма и забитость солдатской массы вместе с аполитичностью и неподготовленностью офицеров привели к позорному поражению. Тесно связаны «общечеловеческое» воспитание «горбачевщины» и разгром СССР в холодной войне.

Обеспечение эффективности профессионального воспитания курсантов военных вузов в условиях появления новых вызовов и угроз безопасности России становится особенно актуальным. Развитию его системы, понимаемому как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное» [2, с. 643] способствует определение путей решения указанной проблемы.

В советский период профессиональное воспитание военнослужащих осуществлялось в социалистическом обществе, реализующем социальные идеи равенства, на основе монополии коммунистической идеологии и ценностей, в социально гомогенной среде. При этом зачастую объединялись задачи воспитания противоположных качеств. Так, формирование «советского патриотизма, социалистического интернационализма, политической бдительности и классовой ненависти к врагам нашей Родины» [3, c. 80] в условиях общенародного государства 70 - 80-х годов прошлого столетия было маловыполнимой задачей. А «мирное соревнование двух противоположных социальных систем» на деле было той самой холодной войной, которую США выиграли у СССР Это нанесло тяжелый удар по оборонному сознанию россиян, резко снизило престиж армии и офицерской службы.

Вопреки распространенному мнению о том, что в советский период воспитание военнослужащих имело патриотическую направленность и было хорошо налажено, отметим, что в документах по организации воспитания военнослужащих этого периода собственно о нем речи, как правило, не идет. Речь шла об идейной закалке, верности социалистической Родине, воспитании интернационализма, который предусматривает «международную солидарность, взаимопомощь, единство действий рабочего класса, трудящихся всех стран в их борьбе за общие цели, взаимное уважение независимости и самостоятельности каждой

партии, ее ответственности перед народом своей страны и перед трудящимися других стран...» [4, с. 308].

Произошедшая во второй половине 80-х годов прошлого столетия в период «мирного» противоборства двух социальных систем утрата и делегити-мизация «коммунистических» ценностей, нарастание существовавших в «приглушенной» форме межэтнических конфликтов и упадок оборонного сознания предопределили проигрыш СССР в холодной войне и его расчленение на этноориентированные государства, зачастую, как Грузия, Молдавия, Украина, государства Прибалтики, антироссийски направленные [5]. При этом в военно-педагогической науке понимание того, что государственный патриотизм, оборонное сознание - это отражение оборонительной потребности, которая «является естественной, биологической, унаследованной нами от предков; инстинкт самосохранения, в котором она выражается, - наиболее общий и древний инстинкт», - существовало. Но его роль в профессиональном воспитании снижалась тем, что считалось, что она «играет определяющую роль лишь в психике, находящейся на самом низшем уровне развития.», советская же психология, «рассматривая проблемы поведения воина в опасной ситуации, свои главные надежды возлагает на социальные потребности, которые определяют поведение человека, находящегося на высшем уровне развития психики». При этом к такого рода потребностям были отнесены «потребность в защите Отечества, стремление овладеть богатством марксистско-ленинской идеологии, участвовать в общественной деятельности, в построении коммунизма в нашей стране» [6, с. 40]. В ходе реализации политики перестройки оборонительная потребность населения была существенно ослаблена, а у многих людей разрушена.

Патриотическое воспитание молодежи, которое в СССР существовало как военно-патриотическое, во всех его формах было свернуто. Отметим, что управление им имело партийно-административный характер. Поэтому в 90-е годы прошлого века очевиден его упадок.

За прошедшие 25 лет ситуация в российском обществе и воспитательной среде его системы образования существенно изменилась. Переход к рыночной модели сопровождался ростом социального неравенства, было конституционно запрещено формирование общегосударственной идеологии. Страна утратила до 40% своей территории и населения, распад СССР нанес моральную травму населению, пережившему синдром пораженчества.

Отказ от системного профессионального воспитания на основе патриотизма военных кадров в 90-е годы прошлого столетия вызвал упадок, биологическую и социальную деградацию россиян, офицеров в особенности [7]. В период прихода к власти В.В. Путина внимание к патриотическому воспитанию населения возросло. Сформированы государственные программы патриотического воспитания, в педагогической практике оно существует как отдельное направление воспитания [8]. Вместе с тем следует отметить, что в профессиональном, государственно-патриотическом воспитании не учитывается ряд объективных обстоятельств, влияющих на его эффективность.

1. Патриотическое воспитание молодежи ведется «кружковым методом», в основном объединяя энтузиастов-патриотов. И, как свидетельствует наш опыт, у большей части абитуриентов при поступлении в военный вуз выявляются низкие патриотические установки.

2. Парадокс России в сфере патриотизма выражен в том, что в отличие от других стран, ее элитные группы населения антипатриотичны, эти качества их представители передают потомству. В итоге офицерский корпус формируют дети рабочих, крестьян и кадровых военнослужащих, а его ценности вступают в противоречие с ценностями либерализма элитных групп.

3. В патриотическом воспитании будущих офицеров недооцениваются воспитательные возможности сети «Интернет». Наш опыт их использования совместно с Новосибирским филиалом СГА показывает, что они обладают высоким инновационным потенциалом. По мнению курсантов - участников всероссийских видеоконференций с участниками войн, руководством патриотических организаций, такие мероприятия активно формируют патриотизм, профессиональноори-ентированные жизненные стратегии.

4. Постсоветский период показывает, что повысить эффективность профессионально-патриотического воспитания курсантов могли бы молодежные организации государственно-патриотической направленности в Вооруженных

Силах. В их формировании был бы полезен советский опыт работы с молодежью в рамках молодежных и детских организаций. В воспитании детей и юношества таковыми могли быть организации, подобные «Комсомолу», к примеру, формирующаяся Юнармия, объединяющие уровни начальных, старших классов и студенчество.

5. Поскольку личностным проявлением социальных качеств курсантов выступает их социальная деятельность, то целесообразно придать патриотической деятельности курсантов, курсантских подразделений системообразующий статус. Ее основой должна стать военно-патриотическая работа с учащейся молодежью.

Рассматривая личность курсанта как систему, можно представить ее как совокупность различных качеств:

- личностных, моральных (патриотизм, верность военному долгу, ответственность, альтруизм, совестливость, отзывчивость и др.);

- общесоциальных (патриотизм, гражданственность, светская вера, справедливость, отзывчивость, творческая активность и др.);

- воинских (дисциплина, ответственность, законопослушность, гражданственность);

- военно-профессиональных (развитость военно-профессиональных компетенций, профессиональное мастерство, корпоративный офицерский дух, мужество, профессиональные способности, государственный патриотизм).

В большинстве личностных структур различного уровня представлен патриотизм. В руководящих документах по организации профессионального воспитания формирование государственно-патриотических качеств является важнейшей задачей высшей военной школы.

Вместе с тем его современное состояние у курсантов военных вузов свидетельствует о серьезных проблемах профессионального воспитания.

Практика свидетельствует и о том, что реализуемая в вузах система патриотического воспитания, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Концепцией и Государственной программой патриотического воспитания граждан России, в ряде случаев не срабатывает. Причинами, на наш взгляд, являются:

- несозданность в среде профессионального воспитания благоприятных педагогических условий;

- неучет существующей специфики системы военного образования;

- несоответствие путей реализации Концепции и Программ патриотического воспитания меняющимся социальным условиям и факторам социальной среды.

Это негативно отражается на качестве профессиональной подготовки офицерских кадров. Исследования современного опыта профессионального воспитания курсантов военных вузов показывают объективную необходимость в формировании новых и реабилитации доказавших свою эффективность традиционных воспитательных подходов в современной системе профессионального образования. Становление общенациональной идеологии, которая должна и могла бы стать основой профессионального воспитания офицеров, только начато. По мнению В.В. Путина, «... у нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [9]. Патриотическая направленность идеологии профессиональных военнослужащих-офицеров закреплена требованиями законодательства о воинской службе и в ведомственных нормативно-правовых актах.

Вместе с тем существуют факторы, существенно влияющие на развитие профессионального воспитания будущих офицеров. К ним, прежде всего, относятся офицерские традиции, идеалы и ценности, обычаи и ритуалы кадровых военнослужащих. В условиях высокой мировоззренческой неопределенности и безыдеологичности современной России они приобретают особое значение в профессиональном воспитании обучаемых военных вузов.

Проблема повышения эффективности профессионального воспитания курсантов военных вузов имеет особую значимость, актуальна и требует качественного научно-методического и организационно-технологического обеспечения в силу действующих в данной области факторов и особенностей решаемых задач. К основным из них относятся:

- масштабная модернизация военной организации России в условиях роста военных угроз, когда многократно возрастает роль патриотической направленности сознания офицерских кадров;

- отсутствие согласованной системы информационного, правового, организационного воздействия государственных, общественных и специализированных воспитательных институтов вооруженных сил на направленность профессионального воспитания;

- опыт формирования и передачи традиций, идей и ценностей российского офицерства в досоветский и советский период развития российской армии.

Профессиональное воспитание будущих офицеров как педагогическая система и повышение ее успешности, как научная проблема имеет теоретические предпосылки решения.

Вопросы профессионального воспитания будущих офицеров исследовались в работах И.А. Алехина, А.Ю. Асриева, А.В. Барабанщикова, А.П. Дмитриева, В.П. Давыдова, Н.И. Конюхова, А.Д. Лопуха, В.И. Лутовинова, Л.В. Мардаха-ева, В.Ю. Новожилова, В.В. Собольникова, И.В. Сыромятникова, Н.Ф. Феденко, А.Г. Шабанова, А.П. Шарухина и других.

Их анализ позволяет сделать вывод о том, что вопросы разработки теоретико-методических и практических основ совершенствования профессионального воспитания в современных военных вузах требуют учета специфических особенностей воспитуемых, формирующихся в современной молодежной среде, в условиях негативных воздействий социокультурной среды общества переходного типа, возможностей современных средств информационного перекодирования смысложизненных установок личности.

Сказанное позволяет выделить существующие сегодня противоречия между повышением требований государства, общества, военной организации к профессиональному воспитанию будущих офицеров и недостаточной разработанностью теоретико-методических подходов к его совершенствованию в период обучения курсантов в военных вузах; между необходимостью усиления его мировоззренческой, социогуманитарной, человековедческой составляющей и технократическим подходом к организации профессионального воспитания, критичной долей психолого-педагогической подготовки в программе обучения.

Существует проблема, заключающаяся в разработке теоретико-методологических основ профессионального воспитания курсантов военных вузов и формировании ее системы на идее патриотизма, ценностях и традициях российского офицерства.

В процессе профессионализации будущих офицеров в военных вузах особая роль принадлежит воспитанию офицеров, формирующему их профессиональную позицию, системы профессиональных ценностей и отношений, основы профессионально-ориентированной жизненной стратегии, тактики бытового и служебного профессионального поведения.

Профессиональное воспитание курсантов военных вузов представляет собой системную и плановую деятельность государства, общественных и иных организаций, органов военного управления и должностных лиц по формированию и развитию их личности в соответствии с требованиями современной военной организации государства, обеспечения готовности к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества, государства.

Профессиональное воспитание курсантов военных вузов в соответствии с требованиями министра обороны основывается на нравственных устоях, военных традициях, патриотизме и уважительном отношении к общечеловеческим и отечественным ценностям с учетом исторического опыта, современного состояния, проблем и тенденций развития России.

Основной целью профессионального воспитания курсантов является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, офицера-профессионала и воинской нравственности [10].

Содержанием профессионального воспитания будущих офицеров является совокупность его основных видов и направлений: государственно-патриотического, нравственного, воинского, физического, экономического и экологического, реализуемых в единстве и согласованности его составляющих.

Основные требования к состоянию профессиональной воспитанности выпускников военных вузов определены в законодательстве о военной службе, наставлениях, приказах военного ведомства, традициях российского офицерства, нормах высшей военной школы, нравственном наследии российского народа. На наш взгляд, критерии воспитанности выпускников должны быть закреплены в квалификационных требованиях.

Уровнями проявления профессиональной воспитанности выпускника военного вуза могут быть определены следующие: оптимальный (устойчивые государственно-патриотические позиции, высокий уровень мотивации на офицерскую службу, высоконравственное поведение на службе и в быту, развитое правовое сознание и физическое совершенство), допустимый (государственно-патриотические позиции, развитая мотивация офицерской службы, нравственное служебное и бытовое поведение, устойчивое правосознание, хорошее физическое развитие), критический (неустойчивые государственно-патриотические позиции, неразвитая мотивация к офицерской службе, нарушения норм нравственности в быту и служебной деятельности, неустойчивое правосознание, удовлетворительная физическая культура), недопустимый (меркантильно ориентированные позиции, отсутствие мотиваций к офицерской службе, безнравственное поведение, правовой нигилизм, низкая физическая культура).

Профессиональное воспитание будущих офицеров основано на усвоении идей и ценностей общегосударственного, этнического, корпоративного и личностного уровней. Именно это обеспечивает устойчивое формирование граждан-ско-патриотических и профессиональных качеств обучаемых.

К общегосударственным идеям и ценностям профессионального воспитания относятся идеи высокой социальной значимости военной службы, единства армии и народа, государственного характера оборонных задач, приоритета потребностей обороны, патриотизма.

Этнические и конфессиональные идеи и ценности профессионального воспитания будущих офицеров при всем их различии имеют много общего, обусловленного длительной историей совместного сосуществования россиян. К ним традиционно относились уважение к военной службе, высокое оборонное сознание, любовь к своей армии, готовность встать на защиту Отечества. Идеи и ценности конфессионального уровня народов России традиционно рассматривают военную службу как богоугодное, благое дело.

Военно-корпоративный уровень идей и ценностей офицерства имеет особую значимость в профессиональном воспитании будущих офицеров. Их усвоение в процессе воинской социализации формирует военно-профессиональные качества, обязательные для успешной офицерской службы (офицерская честь, достоинство, профессиональная служба по призванию, офицерское братство, ответственность).

На личностном уровне наиболее значимыми для успешности профессионального воспитания ценностями являются патриотизм, организованность, дисциплина, любовь к офицерской службе, развитые волевые и лидерские качества.

Системное усвоение указанных идей и ценностей в процессе обучения формирует профессиональные качества, определяемые предстоящей службой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональное воспитание курсантов осуществляется комплексно в рамках системы военно-политической работы, строго регламентированной по месту, времени и содержанию, объектам и субъектам требованиями ведомственных нормативно-правовых документов. Эта система определена как совокупность целенаправленных мероприятий «по формированию и развитию личности будущего офицера как профессионального защитника Отечества, ... имеющая целью развитие качества личности гражданина-патриота» [11, с. 398].

Существующая система профессионального воспитания курсантов должна быть дополнена адекватными идейно-ценностными основами, позволяющими сориентировать профессиональное воспитание курсантов на усвоение идей и ценностей российского офицерства путем соблюдения традиций, обычаев и ритуалов военно-профессиональной офицерской группы. На их основе и формируются профессионально значимые офицерские качества.

С приходом С.К. Шойгу к руководству Вооруженными силами Российской Федерации ошибки прежнего руководства начали системно устраняться, в том числе в сфере военного образования.

Вместе с тем в системе профессионального образования концепции, адекватной современным оборонным задачам в условиях роста международной напряженности и угрозы мировой войны, не создано. Органы военно-политической работы укомплектованы людьми, не имеющими базового профессионального образования, воспитательная работа с курсантами критично минимизирована, а в условиях перехода к обучению специалистов за 4 года и при 8-часовом учебном дне зачастую и вовсе не проводится.

Такое состояние дел может быть исправлено только мерами системного характера, когда профессиональное воспитание базируется на профессиональном государственно-патриотическом воспитании дуального типа (структурно-бесструктурном).

1. Структуры военно-политической работы приобрели высокий государственный статус Главного управления во главе с заместителем министра обороны. Низовые структуры необходимо иметь в ротах численностью 75 человек и более, а в курсантских подразделениях - в каждой роте. Необходимо расширить подготовку по специальности «Военно-политическая работа» для кадрового обеспечения этих структур и переподготовку военнослужащих, осуществляющих сегодня воспитание.

2. Профессиональное воспитание в военных вузах необходимо вести на базе национальной идеи, которую В.В. Путин определил как патриотизм, и систе-

Библиографический список

мы ценностей российского народа, армии и офицерской корпорации, зафиксированной в национальных и боевых традициях общества и российского офицерства. С учетом специфики военной организации управление профессиональным воспитанием офицеров - государственное, с широким участием в воспитании общественных и религиозных организаций государственной ориентированной патриотической направленности.

3. При максимальном сужении численности высших структур воспитания на уровне дивизия - вооруженные силы они должны быть полноценными в звене рота - батальон, полк - бригада, военный вуз.

Особое место в структурах по работе с личным составом округов и ВС РФ в целом должны занять медийные структуры, а в воспитательной политике государства - контроль информационного пространства страны. Проводящие антигосударственную и антинациональную политику, пропагандирующие антиармейские взгляды СМИ должны быть системно ограничены государственными органами контроля в сфере массовой информации.

4. В условиях вновь нарастающей холодной войны возрастает роль механизмов защиты общественного сознания. К ним можно отнести как структуры военно-политической работы, так и необходимость формирования системы политико-идеологического противоборства с системными воздействиями извне и «иностранных агентов» в России негативного характера. Такие возможности имеет открыто проводимое государственно-политическое воспитание с широким участием церкви и патриотических организаций.

5. Необходимо создание в военных вузах полноценной системы передачи офицерских традиций путем их популяризации, перевода в обычай повседневной жизни, ритуализации и, при необходимости, - нормативного закрепления. На бытовом уровне курсант должен получить устойчивые понятия о том, что достойно и допустимо совершать офицеру в быту и на службе, а что выводит его за пределы офицерской этики. Здесь, безусловно, понадобится и пересмотр изучаемых дисциплин, среди которых, как в вузах Росгвардии, должны появиться «Профессиональная этика и служебный этикет», «Морально-политическое и психологическое обеспечение деятельности войск», полноценные курсы «Военной педагогики, «Военной психологии», «Конфликтологии».

6. Следует возродить полноценные традиционные органы военной демократии в офицерской среде (офицерские собрания и суды офицерской чести) как систему защиты чести, достоинства, личных прав офицера и органы военно-профессионального воспитания офицерства. Необходимо наделить их конкретными процессуальными правами и обязанностями на уровне часть - образовательная организация - орган военного управления.

Офицерское собрание части, его совет, председатель могут и должны влиять на быт офицеров, соблюдение правил офицерской чести, обеспечение социальной справедливости в вопросах служебной карьеры и разрешения служебных коллизий.

7. Самое главное в развитии профессионального воспитания курсантов -это обеспечение программно-планового характера и придание ему деятельност-ного характера через участие курсантов в воспитательных мероприятиях с младшими по курсу, солдатами и сержантами.

1. Бархаев Б.П., Караяни А.Г., Перевалов В.Ф., Сыромятников И.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Москва: Воениздат, 2006.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2006.

3. Средин Г.В., Волкогонов Д.А., Коробейников М.П. Человек в современной войне. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов. Москва: Воениздат, 1981.

4. Краткий политический словарь. Под общей редакцией Н.В. Шишлина, Л.А. Оникова. Москва: Политиздат, 1978.

5. Калякин В.В., Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л., Трофимов И.В. Формирование оборонного сознания у молодежи в процессе государственно-патриотического воспитания: монография. Новосибирск: НВВКУ 2011.

6. Стрежнев В.В. Индивидуальный подход в воспитании воинов: Заметки психолога. Москва: Воениздат, 1978.

7. Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. Новосибирск: НГУ 2001.

8. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г № 1493.

9. Русский смотрит в небо. Завтра. 2016; № 6.

10. Об организации военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 440 от 23.07.2019 г

11. Военная педагогика: учебное пособие. Под редакцией А.А. Башлакова. Москва: Красная звезда, 2008.

References

1. Barhaev B.P., Karayani A.G., Perevalov V.F., Syromyatnikov I.V. Psihologiya ipedagogika professional'noj deyatel'nosti oficera. Moskva: Voenizdat, 2006.

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2006.

3. Sredin G.V., Volkogonov D.A., Korobejnikov M.P. Chelovek v sovremennoj vojne. Problemy moral'no-politicheskoj i psihologicheskoj podgotovki sovetskih voinov. Moskva: Voenizdat, 1981.

4. Kratkijpoliticheskij slovar'. Pod obschej redakciej N.V. Shishlina, L.A. Onikova. Moskva: Politizdat, 1978.

5. Kalyakin V.V., Lopuha A.D., Lopuha T.L., Trofimov I.V. Formirovanie oboronnogo soznaniya u molodezhi v processe gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya: monografiya. Novosibirsk: NVVKU, 2011.

6. Strezhnev V.V. Individual'nyj podhod v vospitanii voinov: Zametki psihologa. Moskva: Voenizdat, 1978.

7. Lopuha A.D. Teoreticheskie osnovy sovremennoj sistemy vospitaniya patriotizma voennyh kadrov. Novosibirsk: NGU, 2001.

8. O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493.

9. Russkij smotrit v nebo. Zavtra. 2016; № 6.

10. Ob organizacii voenno-politicheskoj raboty v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii № 440 ot 23.07.2019 g.

11. Voennaya pedagogika: uchebnoe posobie. Pod redakciej A.A. Bashlakova. Moskva: Krasnaya zvezda, 2008.

Статья поступила в редакцию 11.11.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.