Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
512
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ПОПРАВКИ / STATE IDEOLOGY / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL IDEA / TRADITIONAL VALUES / PATRIOTISM / AMENDMENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Романов А. А.

В статье доказывается, что государственная идеология является одним из неотъемлемых элементов суверенного и имеющего стратегические планы государства. Делается вывод о нереализуемости и вредности закрепленного в ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации положения о запрете государственной идеологии. Проведен анализ существующих взглядов о том, какой могла бы быть или является государственная идеология современной России. На основе анализа поправок, внесенных в текст Конституции Российской Федерации и вступивших в силу после Всероссийского голосования 1 июля 2020 года, делается вывод о том, что значительная их часть является содержательным наполнением государственной идеологии, поскольку формирует направления развития государства. Фундаментом же государственной идеологии России является идея патриотизма, выраженного, по емкому выражению Главы государства, в служении развитию Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF STATE IDEOLOGY IN THE CONTEXT OF AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article proves that the state ideology is one of the integral elements of a sovereign state with strategic plans. The author makes the conclusion that the provision on the prohibition of state ideology stipulated in part 2 of article 13 of the Constitution of the Russian Federation is harm and impossible to be implemented. The article provides the analysis of existing views on what the state ideology of modern Russia could be or is. Based on the analysis of the amendments made to the Constitution of the Russian Federation and entered into force after the all-Russian vote on July 1, 2020, it is concluded that a significant part of them is the content of the state ideology, since they form the directions of state development. The foundation of the state ideology of Russia is the idea of patriotism, expressed, according to the succinct expression of the Head of state, in serving the development of the Motherland.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342.413:321.01(470)

А. А. РОМАНОВ, заместитель начальника кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

A. A. ROMANOV, Deputy Head of the Chair of Fire and Tactical-Special Training of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ON THE ISSUE OF STATE IDEOLOGY IN THE CONTEXT OF AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье доказывается, что государственная идеология является одним из неотъемлемых элементов суверенного и имеющего стратегические планы государства. Делается вывод о нереализуемости и вредности закрепленного в ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации положения о запрете государственной идеологии. Проведен анализ существующих взглядов о том, какой могла бы быть или является государственная идеология современной России. На основе анализа поправок, внесенных в текст Конституции Российской Федерации и вступивших в силу после Всероссийского голосования 1 июля 2020 года, делается вывод о том, что значительная их часть является содержательным наполнением государственной идеологии, поскольку формирует направления развития государства. Фундаментом же государственной идеологии России является идея патриотизма, выраженного, по емкому выражению Главы государства, в служении развитию Родины.

Ключевые слова и словосочетания: государственная идеология, Конституция Российской Федерации, национальная идея, традиционные ценности, патриотизм, поправки.

Annotation. The article proves that the state ideology is one of the integral elements of a sovereign state with strategic plans. The author makes the conclusion that the provision on the prohibition of state ideology stipulated in part 2 of article 13 of the Constitution of the Russian Federation is harm and impossible to be implemented. The article provides the analysis of existing views on what the state ideology of modern Russia could be or is. Based on the analysis of the amendments made to the Constitution of the Russian Federation and entered into force after the all-Russian vote on July 1, 2020, it is concluded that a significant part of them is the content of the state ideology, since they form the directions of state development. The foundation of the state ideology of Russia is the idea ofpatriotism, expressed, according to the succinct expression of the Head of state, in serving the development of the Motherland.

Keywords and phrases: state ideology, the Constitution of the Russian Federation, national idea, traditional values, patriotism, amendments.

Во время очередного послания Пре- Путин анонсировал о внесении измене-

зидента Российской Федерации Феде- ний в Основной закон государства [1].

ральному Собранию Российской Федера- Ранее на ежегодной пресс-конференции

ции в 2020 году Владимир Владимирович 19 декабря 2019 года им было совершен-

32

но верно отмечено, что Конституция -«это живой инструмент, он должен соответствовать уровню развития общества» [2]. После внесения предложений о поправках каждым желающим, обобщения вносимых поправок рабочей группой, обсуждения на заседаниях обоих палат Совета Федерации РФ и рассмотрения в Конституционном суде РФ, а также одобрения людьми на общероссийском голосования 1 июля 2020 года, изменения в Конституцию Российской Федерации 1993 года были введены в действие. В отличие от ранее вносимых, отчасти технических поправок, нынешние изменения, убеждены, являются судьбоносными, определяющими направления развития нашего государства на десятилетия вперед и создающими возможности позитивного, созидательного развития.

Следует отметить, что, несмотря на существенность для страны внесенных изменений, они не касались положений 1 главы Конституции РФ «Основы конституционного строя». В то же время ряд ученых неоднократно критически высказывались в отношении некоторых положений данной главы. В частности, заслуженный юрист Российской Федерации профессор С. С. Босхолов в качестве одной из угроз национальной безопасности называет закрепленный в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ принцип приоритета международных договоров и принципов международного права над национальным законодательством [3, с. 18]. Данное противоречие в большей части решено в действующей Конституции РФ посредством внесения изменения в редакцию ст. 79, которая прямо закрепляет приоритет Конституции РФ над международными договорами.

Дискуссионным в научных кругах является также положение ч. 2 ст. 13 Конституции РФ относительно запрета государственной и обязательной идеологии [4; 5]. Запрет обязательной идеологии обоснован многолетним опытом нашей страны и является достижением

демократического пути ее развития. Помимо дискриминации людей по идеологическому принципу, обязательная идеология делает государственную политику негибкой, не способной учитывать изменяющиеся обстановку, возможности, риски, угрозы и т. п. В связи с этим государство с закрепленной обязательной идеологией будет иметь определенные ограничения в своем развитии.

Что же касается государственной идеологии, то здесь дело обстоит иначе. Определим в начале сущности и содержание понятия «идеология», а затем рассмотрим, какими чертами и характеристиками наделяется «государственная идеология». Автором термина «идеология» является философ Антуан Дестюд де Траси, впервые употребивший его в своей работе «Этюд о способности мыслить» [6]. Под идеологией при этом буквально понималось «учение об идеях».

Сегодня под идеологией принято понимать мировоззрение, систему взглядов и идей о социально-политической и иной жизни [7]. Таким образом, конкретная идеология представляет собой представление о способе организации общественной жизни. Очевидно, что разные люди, партии, общественные организации могут иметь различные представления о том, как должны строиться общественные отношения, взаимодействие общества и государства и другие важные аспекты общественно-политического характера. Обеспечение идеологического плюрализма в стране гарантирует взаимное совершенствование различных идей, отбор из их перечня наиболее перспективных, подходящих данному обществу в данный момент, а также обеспечивающих развитие в будущем.

Исходя из приведенного понятия идеологии следует, что государственная идеология - это система взглядов и идей о форме, структуре, задачах, пути развития этого государства. Иначе говоря, стратегические цели, концепции, направ-

ления государственной политики формируют государственную идеологию.

Могут ли государственные органы, учитывая запрет на государственную идеологию, строить свою деятельность согласуясь с различными идеологическими концепциями? Скажем, один государственный орган стоит на позиции полного неприятия любого вмешательства государства в экономические процессы, а другой, напротив, склоняется к необходимости большего участия государства в хозяйственных процессах. Очевидно, что такое положение будет разрушительным для этого государства.

Возможно ли существование государства вне идеологии? Это означало бы, что такое государство будет решать только сиюминутные задачи, не имея стратегического планирования. Вероятно, такое образование вовсе не будет являться государством, поскольку не будет иметь одного из основных признаков государства - суверенитета. В частности, политического суверенитета.

Если органы власти страны не определяют направления государственной политики, то они будут определяться кем-то иным. В 1993 году, приняв Конституцию Российской Федерации, в которую было включено положение о запрете государственной идеологии, органы государственной власти действительно отказались от множества функций государственного строительства и самостоятельного определения государственной политики. Как отметил в ходе «прямой линии» с гражданами России в 2013 году В. В. Путин, советниками руководителя Госкомимущества А. Б. Чубайса в период проведения приватизации являлись как минимум двое сотрудников ЦРУ США [8]. Иностранные советники были и во множестве других государственных органов, а предприятиями (в том числе военно-промышленного комплекса) тем или иным образом завладевали или получали доступ к управлению иностранные компании. То есть в тот период россий-

ское государство было в значительной степени лишь проводником государственной идеологии США в отношении нашей страны.

Итоги такого самоустранения от определения ключевых направлений государственного строительства и делегирования идеологических функций: внешний долг, сопоставимый с размером ВВП, катастрофическая изношенность производственных средств, около трети населения страны за чертой бедности; угроза физического распада страны из-за сепаратистских настроений в регионах и террористической угрозы, обескровливание вооруженных сил. Однако даже в начале 90-х годов нельзя сказать, что в Российской Федерации полностью не было государственной идеологии. Так, в одном из интервью журналисту Александру Гентелеву в 2001 году А. Б. Чубайс рассказал, что: «.. .приватизация в России до 97 года вообще не была экономическим процессом. Она решала совершенно другого масштаба задачи. <...> Она решала главную задачу - остановить коммунизм. Эту задачу мы решили» [9]. То есть одним из направлений государственной идеологии в тот период являлся полный отказ от любых проявлений коммунистической идеологии.

С начала 2000-х годов страна начала приобретать большую самостоятельность, и, соответственно, идеология страны приобрела новое качество, а значение ее возросло. Таким образом, следует заключить, что закрепленный в ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрет на государственную идеологию не может быть реализован в государстве. Можно сказать, что государственная идеология является одним из признаков государства, характеризует его стратегические цели и путь развития.

В связи со сказанным многие ученые и общественные деятели справедливо указывают на необходимость исключить из текста указанной нормы слово «государственную» и, соответственно, сфор-

мулировать положения государственной идеологии как ориентир государства и общественного строительства [10 - 12]. С первой частью данного предложения мы считаем необходимым согласиться, так как наличие в Основном Законе не реализуемых и откровенно вредных положений не способствует формированию адекватной и обеспечивающей укрепление государства правовой основы. В то же время положение о необходимости формулирования государственной идеологии и ее формального закрепления является дискуссионным. При этом дискуссию вызывают как конкретные формулировки возможной для современной России государственной идеологии, так и сама необходимость такого формального закрепления идеологии «на бумаге».

Итак, если государство не может существовать без государственной идеологии (если, конечно, оно планирует существовать достаточно долго), то какой может и должна быть государственная идеология Российской Федерации? В интервью в передаче «Москва, Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1» 10 мая 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что, по его мнению, российской национальной идеей является патриотизм, выраженный в служении развитию страны [13].

Бесспорно, соглашаясь с таким мнением главы государства, отметим, что указанная национальная идея является фундаментом государственной идеологии, но не является государственной идеологией сама по себе. Это связано с тем, что идея патриотизма для воплощения в стратегических целях развития государства должна приобрести более конкретные очертания. Так, даже к самой идее патриотизма В. В. Путин предъявляет определенные требования: «Патриотизм не должен быть квасным, затхлым и кислым <...> это совсем не значит, что нужно всё время хвататься за наши героическое прошлое. Нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное

будущее, и в этом залог успеха» [13]. Из приведённого уточнения следует подчеркнуть, что патриотизм как национальная идея и, конечно, государственная идея не может ограничиваться лишь декларированием любви к Родине, но должен находить своё проявление в конкретных действиях, основанных как на принятии и учете исторического опыта, так и на созидательном труде, ведущем к движению страны вперёд в будущем. Последнее, к слову, отличает понимание патриотизма В. В. Путиным от его трактовки в некоторых соседних с Россией странах, политическая деятельность которых в последние годы свидетельствует о понимании в них патриотизма через противопоставление своей страны России, русофобию, отказ от всего в истории своего развития, что связано с Россией. Именно эти критерии формируют государственную идеологию таких стран. На примере этих стран, а также учитывая собственный опыт нашей страны, когда основой государственной политики было разрушение существующего строя как после 1917, так и после 1991 годов, отчётливо видно, что государственная идеология, основанная на негативной повестке дня, разрушительна для государства, общества, личности.

В последние годы наша страна испытывает давление и откровенно недружественные действия США и ряда стран Европы. Однако защита от попыток сдержать развитие России должна восприниматься как вынужденная необходимость, а патриотизм, как идея, должен быть направлен не на противодействие этим странам, а на укрепление и рост экономического, политического, социального, военного потенциала страны. Именно это создаст запас прочности и станет лучшим ответом на агрессивные выпады других стран.

Однако даже в таком несколько уточненном виде идея патриотизма, воплощенного в служении развитию страны, не дает четкого ответа на вопрос о способе

такого служения, направлении развития страны, а значит сохраняет возможность для различных трактовок и спекуляций. Ряд ученых предлагают собственное видение того, что могло бы являться (является) государственной идеологии современной России.

Так, по мнению профессора О. В. Пари-лова, нашей стране присуща Евразийская государственная идеология, выражающая мировую миссию России, ее геополитическую сверхзадачу - стать лидером межцивилизационной солидарности на духовной основе [14]. В представленной идеологии можно выделить идеи миротворческой миссии России, единение народов на основе интеркультурализма, предполагающего сохранение самобытности мирно сосуществующих народов, духовное совершенствование личности и общества.

Ученые из Донецкой народной республики И. В. Гречко и О. В. Ковалева указывают на освободительную, спасительную миссию России, которая позволяет ей формировать идеологию на основе социальной справедливости, об-щинности, гуманизма и духовности [15]. Не раскрывая конкретного содержания государственной идеологии, В. А. Чири-кин и В. М. Жамбровский полагают, что она должна быть основана на любви (в широком значении этого слова) к Родине и отражать традиционные ценности гражданина России, совокупность взглядов на свое прошлое, настоящее и будущее [16].

Обобщая представленные взгляды на идеологию российского государства, можно видеть, что они в значительной части имеют общие, но по разному сформулированные характеристики. Разные авторы уделяют большее внимание разным аспектам схожих идей. В связи с этим нам представляется целесообразным и востребованным комплексное и всестороннее изложение основополагающих идей, определяющих развитие современной России. При этом, на наш

взгляд, неправильным будет прямо назвать перечень сформулированных идей государственной идеологией. С одной стороны, это может создать условия для возникновения обязательной идеологии, поддерживаемой репрессивными мерами, что извратит созидательный смысл наполняющих ее идей, дискредитирует их. Кроме того, если попытаться идеи и ценности государственной идеологии уместить в нормативном определении, то ее смысл, сущность и потенциал будут несколько ограничены. Это как пытаться закрепить в праве понятие и содержание любви к Родине. Во-вторых, такое закрепление лишит процесс развития государства гибкости, сделает его невосприимчивым к изменениям окружающей обстановки и, соответственно, в случае изменения внешних обстоятельств приведёт к революционной ломке этой идеологии со всеми вытекающими для государства и общества последствиями.

С другой стороны, лишь эфемерное существование государственной идеологии в суждениях людей не способствует эффективному её воплощению в жизнь. В таком случае существует опасность расхождения декларируемой и реальной государственной идеологии (пути развития государства). Таким образом мы приходим к выводу о том, что государственная идеология не должна быть названа в каком-то формализованном документе как понятие. К тому же сегодня это невозможно ввиду прямого запрета, установленного ч. 2 ст. 13 Конституции РФ. В то же время составляющие государственную идеологию идеи и концепции должны найти отражение в документах, определяющих стратегическое развитие государства на долгосрочную перспективу, его ценностные ориентиры и цели развития государства. Таким документом является Основной Закон государства.

Приняв в 1993 году Конституцию Российской Федерации наша страна определила, что её государственной идеологией является демократический путь разви-

тия, признание прав человека высшей ценностью в государстве, стремление к правовому и социальному государству, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, идеологический и политический плюрализм. Однако к основам конституционного строя и государственной идеологии относится идея о праве на самоопределение субъектов Российской Федерации, которое (право) неверно было интерпретировано во фразе первого Президента России Б. Н. Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить», и ошибочных представлениях отдельных политических лидеров о якобы предусмотренном в этой норме праве на выход из состава Российской Федерации. Неверной такая трактовка является в связи с тем, что Конституция Российской Федерации говорит о праве народов на самоопределение в составе Российской Федерации. Также в основных началах Конституции РФ, то есть фактически на уровне государственной идеологии, были закреплены положения о приоритете международного права над национальным и запрете государственной идеологии, что нанесло вред суверенитету страны, о чём мы указывали выше.

Федеральный Конституционный Закон № 1 от 14 марта 2020 г. ознаменовал масштабную конституционную реформу. Большое значение в перечне вносимых изменений имеют поправки, касающиеся перераспределения отдельных полномочий между субъектами государственной власти. Некоторые люди много внимания уделили поправке о возможности действующего Президента России вновь баллотироваться в качестве кандидата на будущих выборах (предположим, что значительная часть россиян пошла на участки и поддержала вносимые поправки во многом желая в 2024 году вновь отдать свой голос за действующего президента).

Не умаляя значения указанных поправок, полагаем, что они всё-таки явля-

ются организационными, техническими. К идеологическим же поправкам мы относим положения, отражённые в ст. ст. 67.1 - 70, 75.1, 79.1. Конституции РФ. Анализ указанных положений позволяет выделить следующие идеи, составляющие государственную идеологию:

1) принятие исторического опыта всей тысячелетней истории страны без очернения или отказа от отдельных её периодов, уважение предков и того наследия, которое они нам передали;

2) сохранение и поддержка традиционных ценностей и непреходящих идеалов, вера в Бога (Всевышнего) как одного из идеалов, переданных нам предками и обеспечивающих духовное совершенствование каждого члена общества;

3) исторически сложившееся единство и равноправие народов Российской Федерации, имеющих общие язык, культуру, опыт, историю; сохранение самобытности всех народов, обогащающей и делающей уникальной общую культуру россиян;

4) приоритет защиты и всестороннего развития детей, приоритет семьи как наилучшей формы воспитания и безусловное благо для ребенка;

5) существование России как суверенного государства;

6) нетерпимость к несправедливости как внутри государства, так и за его пределами.

Поскольку мы приняли, что патриотизм является основой государственной идеологии, то остальные идеи, являющиеся её содержательным наполнением и конкретизирующие путь развития государства, должны соотноситься с этой основой, не противоречить ей, являться закономерным следствием, выходящим из этой основы. Представленные здесь идеи соответствуют этому критерию.

Чтобы государственная идеология стала общегосударственной, поддерживалась и внедрялась в жизнь обществом, а не насаждалась сверху и не отторгалась людьми, она должна быть основа-

на на идеях и ценностях, признаваемых этим обществом, воспринимаемых как потребность. В противном случае такая идеология будет встречать сопротивление, вести к сегментации общества на социальные группы, обострять противоречия между ними.

Идеи и ценности развития страны, заключенные в указанных нормах поправок в Конституцию РФ, были предложены в результате широкого обсуждения конституционной реформы. На основании контекста, в котором впервые были озвучены эти поправки, а также с учетом результатов общероссийского голосования, на котором 77,92 % обладающих правом голоса россиян поддержали вносимые изменения, можно утверждать,

что данные идеи являются консенсусны-ми и опираются на поддержку большинства населения страны.

Подводя итог, отметим, что государство не может существовать без государственной идеологии. Несмотря на положения ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, содержание фактической государственной идеологии современной России отражается в ее Основном Законе. В 2020 году с принятием поправок в Конституцию РФ руководство страны окончательно юридически закрепило, что оно не будет устраняться от идеологической функции, на основе широкой общественной поддержки обозначило идеи, ценности и пути развития страны, базирующиеся на национальной идее патриотизма.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/62582 (дата обращения: 01.10.2020).

2. Большая пресс-конференция Владимира Путина // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/press_conferences/62366 (дата обращения: 01.10.2020).

3. Босхолов С. С. Противоречия в Конституции РФ как угрозы национальной безопасности России // ГлаголЪ правосудия. 2019. №1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/protivorechiya-v-konstitutsii-rf-kak-ugrozy-n-atsionalnoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 06.10.2020).

4. Гончаренко Л. Н., Авакова Э. Б. К вопросу о государственной идеологии современной России // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 31. С. 6-20. URL: https://doi.Org/10.26516/2073-3380.2020.31.6. (дата обращения: 01.10.2020).

5. Мазурин С. Ф. Государственная идеология и общественное самосознание // Мир политики и социологии. 2019. № 6. С. 25 - 28.

6. Равочкин Н. Н., Тагиев С. М. Сущность идеологии в книге Антуана Де Траси «Основы идеологии» // Актуальные научные разработки. URL: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2014/ Philosophia/2_156823.doc.htm (дата обращения: 01.10.2020).

7. Большой толковый словарь русского языка. 1935 - 1940. / Д. Н. Ушаков. М. : Дом Славянской кн., 2008. 957 с.

8. Путин: В окружении Чубайса в 90-х работали сотрудники ЦРУ // Официальный сайт Российского информационного агентства. URL: https://ria.ru/20130425/934527207.html (дата обращения: 01.10.2020).

9. А. Чубайс: Приватизация вообще не была экономическим процессом. Она решала главную задачу - остановить коммунизм // Военное обозрение. [Сайт]. URL: https://topwar.ru/19976-a. chubays-privatizaciya-voobsche-ne-byla-ekonomicheskim-processom.-ona-reshala-glavnuyu-zadachu-ostanovit-kommunizm.html (дата обращения: 01.10.2020).

10. Мартюшов Л. Н. Государственная идеология Российской Федерации: какой ей быть? // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017. № 4 (41). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-ideologiya-rossiyskoy-federatsii-kakoy-ey-byt (дата обращения: 07.11.2020).

11. Зеленкевич И. С. Правовая доктрина как форма выражения государственной идеологии в Российской Федерации // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2017. № 27. С. 76 - 77.

12. Цалиев А. М. О государственной идеологии в контексте статьи 13 Конституции Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 4 (54). С. 82 - 92.

13. «Посвятить себя развитию страны»: Путин назвал патриотизм национальной идеей России. URL: https://russian.rt.com/russia/article/745442-putin-patriotizm-nacionalnaya-ideya (дата обращения: 01.10.2020).

14. Парилов О. В. Статья 13 Конституции РФ и формирование государственной идеологии // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С.285 - 287.

15. Гречко И. В., Ковалева О. В. К вопросу о государственной идеологии // Международный журнал теории и научной практики. 2019. Т. 2. № 1. С. 102 - 107.

16. Чирикин В .А., Жамбровский В. М. О необходимости государственной идеологии для современного российского общества // Право и государство: теория и практика. 2019. № 5 (173). С. 12 - 13.

© Романов А. А.

УДК 342.5-048.35:3424(470)''2020''

В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

V. K. SAMIGULLIN, professor of constitutional law department of Ufa law Institute of MIA of Russia, doctor of Juridical Science, Professor (Ufa)

А. И. КАЗАМИРОВ, начальник кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

A. I. KAZAMIROV, head of constitutional law department of Ufa law Institute of MIA of Russia, Candidate of Juridical Science, Associate Professor (Ufa)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

MODERNIZATION OF THE PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье говорится о том, что власть является одной из центральных категорий, которая рассматривается в фокусе многих наук, особенно юриспруденции. Исходя из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.