Научная статья на тему 'Идеология - важный вектор развития современной России'

Идеология - важный вектор развития современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОКРАТИЯ / ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беджанова Т. Е., Исаева К. М.

В статье проведен анализ одной из основных проблем Российского государства поиска общенациональной идеи. В ней представлены различные точки зрения в понимании термина «идеология». Авторы, исследуя существующие позиции и давая собственные оценки существующих проблем, приходят к выводу о том, что Конституция РФ 1993 года, как документ высшей юридической силы, на новом этапе развития Российского государства выполняет важную идеологическую функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология - важный вектор развития современной России»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

ПРАВА

УДК 342.329.8

ИДЕОЛОГИЯ - ВАЖНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Беджанова Т.Е. - доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета;

Исаева К.М. - соискатель кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета E-mail: jalin5@rambler. ru

Аннотация: В статье проведен анализ одной из основных проблем Российского государства - поиска общенациональной идеи. В ней представлены различные точки зрения в понимании термина «идеология». Авторы, исследуя существующие позиции и давая собственные оценки существующих проблем, приходят к выводу о том, что Конституция РФ 1993 года, как документ высшей юридической силы, на новом этапе развития Российского государства выполняет важную идеологическую функцию.

Ключевые слова: идеология, государство, конституция, патриотизм, образование, демократия, идея.

IDEOLOGY - AN IMPORTANT VECTOR OF DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIA

Bedjanova T.E. - the senior lecturer of the chair of the constitutional and municipal law of Daghestan state university;

Isaeva K.M. - the competitor of chair of the constitutional and municipal law of Daghestan state university

The article gives the analysis of one of the main problems of the Russian state - a search of the national idea. The different viewpoints on understanding the term "ideology" are presented in the article. The authors analyzing the existing position and giving their own estimations of the existing problems, come to the conclusion that the Constitution of the RF 1993 as a document of high legal power, at the new stage of the Russian state development carries out an important ideological function.

Key words: ideology, state, constitution, patriotism, formation, democracy, idea.

Понятие «идеология» употребляется в нескольких значениях. В энциклопедическом словаре под идеологией понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских

взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности [12, с.481.]. Под идеологией также понимается «система идей, взглядов, убеждений, характеризующих какую-нибудь

социальную группу, класс, политическую партию, общество» [10, с.239].

По мнению Президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова, это понятие может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, идеология - это система основных идей, имеющих мировоззренческое значение. Во-вторых, это - система классово-политических и экономических идей, которые имеют прямое отношение, к мировоззрению, но не исчерпывают его. В-третьих, это - система идей и принципов в какой-либо области, определяющих приоритеты действий человека в ней [9, с.137].

Ведущий конституционалист России профессор С.А. Авакьян считает, что «...идеология - это концепция сущности и путей развития общества и государства» [1,

с.1].

Столь широкая трактовка понятия «идеология» обусловлена тем, что это -многогранное явление. Его определение дается авторами в зависимости от сферы их научных интересов. Общее в этом определении то, что в каждом обществе есть идеология, то есть система идей, которую принимает большинство его членов. Эта система идей объединяет общество, побуждает его членов вместе созидать во имя будущего. О том, что ни одно общество, а тем более государство, не может жить без идеологии, осознали уже давно. Многие мыслители обращали на это внимание. Так, Ф. Достоевский был уверен, что нация, прекратившая жить большой идеей, обречена на вымирание. Американский Президент Л. Джонсон, говоря о своей стране, отмечал, что «. наша мощь на земле не в законах, даже не в промышленной мощи, не в вооружениях и технологии, а в любви наших людей к Америке».

Если под идеологией понимать систему идей, принимаемых большинством членов общества, то становится очевидным, что любая конституция содержит в себе идеологический компонент. В связи с этим, думается, следует согласиться с В.А. Лебедевым и В.В. Киреевым [6] в том, что идеологическое содержание представлений общества, выраженное в конституционно-правовой форме, выступает результатом проявления идеологической и юридической функций Конституции.

Идеологическое содержание

конституций в зависимости от особенностей исторического развития и конкретных социально-экономических, политических и духовных характеристик общества и государства может быть выражено в двух основных формах: закрепление

идеологического многообразия

(идеологического плюрализма, от лат. pluralis -«множественный»), либо установление господствующей идеологии (идеологического монизма).

В годы советской власти в России господствовала одна идеология - марксизм-ленинизм, которая опиралась на свою систему социальных ценностей, что нашло отражение в советских конституциях (1925, 1937 и 1978 годов). Коммунистическая идеология в то время овладела широкими массами, а Советский Союз стал непобедимым. Началом отказа от советской идеологии в пользу идеологического многообразия стали события 1991 года.

Начиная с этого года, из Конституции РСФСР 1978 года последовательно вытеснялись слова «советский, социалистический». В это же время разгорелся спор о том, нужна ли вообще идеология для обновляемой России. Большинство демократов считало, что теперь в России должно быть новое,

деидеологизированное общество,

освобожденное от марксистско-ленинской идеологии. Одним из их рупоров становится И.Б. Чубайс, который категорически утверждал, что «. никакой идеологии, ни про, ни контра, нам уже никогда не понадобится. Необходима вытекающая из всей отечественной истории и культуры система сплачивающих принципов и ценностей» [13, с.15].

Некоторые ученые, считая идеологию формой духовности, полагали, что в новых условиях развития Российского государства задача состоит в том, чтобы создать идеологию, отличную от марксистской. «Цена ошибки в идеологизации грандиозна.. Памятуя об этом, надо не деидеологизировать жизнь, а делать ставку на мобилизующее, дееспособное миропредставление, органически стыкующее слово с делом» [11, с.219].

Поиски идеологической основы современного Российского государства

побудили нас подвергнуть глубокому осмыслению причины краха советской идеологии. Стало очевидно, что идеологический монизм не оправдал себя, идеологический плюрализм больше

соответствует многообразной и сложной реальности. Ведь любое общество в любой исторический период неоднородно в силу различных социальных, политических обстоятельств. В зависимости от пола, возраста и других факторов оно делится на различные группы. Эти социальные группы объединены общими интересами и, соответственно, преследуют общие цели. По мнению В.Д. Зорькина [3, с.145], именно множественность составных элементов общества образует основу идеологического и политического плюрализма. Монистическое видение общества и реализация этого видения в форме установления той или иной идеологии в качестве государственной или обязательной или в его политической системе изначально несут в себе семена отрицания и будущего разрушения, поскольку требуют наличия внешнего по отношению к самому обществу регулятора, способного работать без ошибок и сбоев. Многообразной действительности больше соответствует плюрализм, составляющий часть внутреннего механизма саморегуляции и саморазвития общества, что, в свою очередь, является условием эволюционного развития общества и определяет пределы государственного руководства обществом.

Это обстоятельство следовало учесть на новом этапе развития российского общества. Поэтому в ст. 13 Конституции 1993 г., в качестве одной из основ конституционного строя России провозглашается идеологическое многообразие. Конституция закрепляет положение, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, в Российской Федерации признаются

политическое многообразие, многопартийность. Тем самым Конституция закрепляет идеологический и политический плюрализм как основу развития общества и одну из содержательных характеристик Российского государства.

Содержание Конституции РФ 1993 года позволяет утверждать, что некоторые

идеологии в России не просто не признаются, а находятся вне закона. Часть 5 ст.13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ

конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Таким образом, в новой России неприемлемы такие идеологии, как фашизм, экстремизм, расизм и пр.

Закрепленный в Конституции РФ принцип идеологического многообразия означает не просто признание различных идеологий, а лишь тех, которые не противоречат конституционным нормам. То есть заложенное в Конституции идеологическое содержание является наиболее общим, отражающим выработанную человечеством «некую сумму ценностей, рационально отражающих и интересы личности, и ее потребности, в том числе общественно-политические» [1], а существующие в стране социальные группы, политические партии могут исповедовать лишь ту идеологию, которая вписывается в конституционную модель и не противоречит ей. Лишь при соблюдении этого условия возможно достижение в обществе согласия.

Приход к власти демократов либерального толка сопровождался

формированием новой системы ценностей. Это - естественный и необходимый процесс, поскольку изменились экономическая и политическая основы государства, российского общества.

Конституция РФ 1993 года, выражая волю новой господствующей социальной прослойки, закрепила иные идеологические ориентации: рыночную модель экономики (взамен государственной модели),

многообразие форм собственности,

многопартийность (взамен однопартийности), идеологическое многообразие (взамен одной идеологии - марксизма-ленинизма).

В Конституции РФ закреплен курс на построение правового государства и гражданского общества. В новой Конституции,

безусловно, определены идеологические установки, общечеловеческие ценности объявлены идеологическим фундаментом конституционного строя. Отказ от одних конституционных положений и закрепление других постулатов и означает кардинальный выбор идеологических ориентаций.

Конституция РФ 1993 года, как документ высшей юридической силы на новом этапе развития Российского государства, выполняет важную идеологическую функцию. В качестве основного, наиболее авторитетного закона она закрепляет признанные общечеловеческие ценности: права человека, собственность, демократию и т. п. «Эти ценности развиваются, конкретизируются в текущем законодательстве, в практике обычных и конституционных судов. Идеологическая насыщенность в

конституционном материале постоянно возрастает» [4, с.522].

Россия на конституционном уровне определилась в стратегии развития общества. Значительно хуже обстоят дела в понимании идеологии как наборе идей, объединяющих общество, в воспитании молодежи.

Норма Конституции о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» многими была воспринята как отказ от идеологической составляющей государственного политического развития. На это обстоятельство обращает внимание в своей статье профессор С.А. Авакьян [1, с.1]. По мнению ряда ученых, Российская конституция фактически

устанавливает запрет на национальную идею, ориентируя на деидеологизацию. Так Е.А. Лукьянова считает, что данная

конституционная формулировка «не только вступает в противоречие со многими положениями первой главы, но и сводит на нет значение основного закона как мощного идеологического документа» [7].

В научно-практическом комментарии к Конституции РФ под редакцией Ю.А. Дмитриева сказано, что деидеологизация общественной жизни приводит к кризису общенациональных ценностей, что, в свою очередь, порождает слабую способность государства и общества противостоять сильным идеологическим постулатам, например,

исламских фундаменталистов, французских социалистов или фашистов [5].

Как представляется, проблема состоит в поиске общенациональной идеи,

объединяющей российское общество.

В идеологическом аспекте с 1993 года до настоящего времени в стране так и не сформировалась национальная идея. Существующие проблемы внедрения либеральной идеологии в общественную, государственную практику объясняются не низкой степенью либеральности положений Конституции 1993г., а проблемой ее реализации, и, в частности, соответствия Основного закона идеологической позиции отдельных социальных групп и общества в целом [6]. Необходимо признать, что попытка внедрения на российскую почву, где в течение многих десятилетий доминировала идеология коммунизма, совершенно противоположных идеологических посылов и ценностей не могла пройти безболезненно. Новые ценности в наибольшей степени соответствовали интересам бизнес-элиты, которая смогла в одночасье и без особых усилий разбогатеть, что вызывало и вызывает до сих пор резкое неприятие со стороны значительной массы населения. Безусловно, по прошествии многих лет с начала процесса реформирования социальная напряженность между богатыми и бедными ощущается не так остро, однако не следует сбрасывать со счетов эту проблему окончательно. Решить ее можно лишь при условии формирования в России подлинного среднего класса - основного носителя заложенных в Конституции РФ идеологических ценностей.

По сути, конституция должна представлять собой некий свод правил, соблюдение которых позволит избежать серьезных социальных, политических конфликтов. При таком понимании конституция несет в себе определенную «общесоциальную идеологию». Под

«общесоциальной идеологией» в данном случае понимается система наиболее общих идей, взглядов, убеждений, признанных обществом в целом в качестве обязательных. Проблемы современного российского общества состоят в том, что основная его часть не только не признала закрепленные в Конституции

положения в качестве обязательных, но и просто не знакома с ними, о чем свидетельствуют результаты проведенных социологических опросов.

Например, респондентам был задан такой общий вопрос: «С каким мнением Вы согласны: с тем, что Конституция - это документ, определяющий жизнь российского общества, или же с тем, что Конституция не определяет жизнь нашей страны?» С первым мнением согласились 42% опрошенных, со вторым - 38%, затруднились ответить 20% респондентов. Респондентам также

предлагалось ответить на вопросы более элементарного уровня, касающиеся их правовых знаний. Так, одним из вопросов был: «Знаете Вы или нет основные положения Российской конституции?» «Знаю» - ответили 35% опрошенных, «не знаю» - 53%" [2].

Как видим, необходимо обеспечить реализацию конституционных положений в обществе. Достичь этого можно лишь при условии обеспечения реализации

конституционных положений, подлинного верховенства Конституции РФ. А для этого общество в целом должно признать «конституционную идеологию» обязательной для себя. Утверждение конституционализма как общегосударственной, надпартийной идеологии и интегративной общенациональной идеи, по мнению В.С. Нерсесянца, особенно актуально в современной России, в условиях отсутствия общезначимых ценностных и

мировоззренческих ориентиров, острой борьбы между различными узкопартийными

идеологиями [8, с.6].

Следует отметить, что

конституционализм как общегосударственная, надпартийная идеология не противоречит положениям часть 2 ст. 13 Конституции РФ о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». «Совершенно очевидно, что этот запрет относится ко всем партийным идеологиям, но никак не к конституционализму - уже в силу общегосударственной природы и общеобязательного характера самой Конституции. Государство в целом, все государственные органы и должностные лица, все сторонники Конституции и

конституционно-правового строя должны

всемерно содействовать возвышению роли Конституции и повышению уважения к ней, реальному утверждению ее статуса как Основного Закона страны, последовательной реализации ее норм, принципов и ценностей» [8, с.8]. А для этого необходимо качественное изменение общественного правосознания.

Кроме того, необходимо проводить большую воспитательную работу с молодежью в сфере патриотизма, человекоуважения.

Каким же должно быть воспитание молодежи сейчас, на таком весьма важном для России витке своей истории? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, надо решить, какие из господствующих в обществе ценностей надо закрепить, а какие, с учетом их опасности, по возможности устранить. Речь идет, прежде всего, о содержании образования. Осознав, что именно надо воспитывать, можно найти адекватные средства.

Утверждение, что образование должно быть вне идеологии, что, в отличие от сверхидеологизированного образования в СССР, современное российское образование должно быть деидеологизировано, на практике оказалось неверным по сути и даже опасным по результатам и последствиям. Неверным по сути потому, что в основе понимания идеологии был примат политики над всеми другими составляющими идеологии, в то время как идеология есть принятый обществом (классом, социальной группой) набор объединяющих идей.

Деидеологизация образования привела к плачевным результатам, потому что выросло целое поколение, не обремененное сколько-нибудь общественно - значимыми идеями, то есть безыдейное. Идейные ценности должны составлять практическое содержание воспитания, а в самом высоком понимании воспитание должно быть подчинено российской национальной идее, в основе которой, безусловно, должны быть патриотизм, нравственность и духовность.

Гармонизация и гуманизация общества на основе национальной идеи работают на объединение, на сохранение и укрепление единого образовательного пространства, которое никак не должно мешать разнообразию, регионализации образования.

Таким образом, с целью соблюдения идеологических ценностей, заложенных в Конституции РФ 1993г., необходимо обеспечить реализацию конституционных положений в обществе для того, чтобы общество в целом могло признать конституционную идеологию обязательной для себя.

Литература

1. Авакьян С.А. Ни одна страна не может жить без идеологии // Российская Федерация сегодня. 2009. № 6.

2. Бондарь Н.С., Шиняева Н. Интервью: Уважение к Конституции - обязательно! // ЭЖ-Юрист. 2007. №50.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2009. - С.145.

4. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. - М.: Юристъ, 2001. - С.522.

5. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий (постатейный) / Отв. ред. и рук. авт. кол. др. юрид. наук, проф., Ю.А. Дмитриев. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

6. Лебедев В.А., Киреев В.В. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. №5.

7. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право. 2007. №15.

8. Нерсесянц В.С. Конституционализм как общегосударственная идеология // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: Сб. статей / Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2000.

9. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Гелиос АРБ, 2000.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп. - М., 1989.

11. Россия: опыт национально-государственной идеологии / Под ред. В.В. Ильина. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

12. Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1975.

13. Чубайс И.Б. Россия в поисках себя. Как мы преодолеем идейный кризис. - М.: Изд-во НОК «Музей бумаги», 1998.

Поступила 7 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.