Научная статья на тему 'Идеология в государственном управлении в современной России'

Идеология в государственном управлении в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
854
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ / THE RUSSIAN PRESIDENT''S MESSAGE TO THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION / IDEOLOGY / STATE REGULATION / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козырев Максим Сергеевич

В статье анализируется современная идеология, используемая в государственном регулировании социальных процессов. В качестве предмета анализа выступают Конституция РФ, Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ и другие государственные акты. В качестве вывода делается утверждение, что в настоящий момент в России сложилась особого рода идеология, применяемая в ходе государственного управления, отличительными признаками которой является обтекаемость и неконкретность. Подобную своеобразную мировоззренческую систему необходимо обозначить как «неидеологическую» идеологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Козырев Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY OF PUBLIC ADMINISTRATION IN MODERN RUSSIA

The article analyses the contemporary ideology, used in the state regulation of social processes. As the subject of analysis are the Constitution of the Russian Federation, the Russian President's Message to the Federal Assembly of the Russian Federation and other state acts. As a conclusion is made the statement that currently in Russia there is a special kind of ideology applied in the course of state control, distinctive features of which is the streamlining and uncertainty. A similar kind of premise system you want to define as « non-ideological» ideology.

Текст научной работы на тему «Идеология в государственном управлении в современной России»

УДК 316.4 M. С. Козырев

ББК 60.8 Кандидат философских наук

ИДЕОЛОГИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье анализируется современная идеология, используемая в государственном регулировании социальных процессов. В качестве предмета анализа выступают Конституция РФ, Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ и другие государственные акты. В качестве вывода делается утверждение, что в настоящий момент в России сложилась особого рода идеология, применяемая в ходе государственного управления, отличительными признаками которой является обтекаемость и неконкретность. Подобную своеобразную мировоззренческую систему необходимо обозначить как «неидеологическую» идеологию.

Ключевые слова: идеология, государственное регулирование, Конституция РФ, Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.

M. S. Kozyrev Ph.D. in philosophy

IDEOLOGY OF PUBLIC ADMINISTRATION IN MODERN RUSSIA

The article analyses the contemporary ideology, used in the state regulation of social processes. As the subject of analysis are the Constitution of the Russian Federation, the Russian President's Message to the Federal Assembly of the Russian Federation and other state acts. As a conclusion is made the statement that currently in Russia there is a special kind of ideology applied in the course of state control, distinctive features of which is the streamlining and uncertainty. A similar kind of premise system you want to define as « non-ideological» ideology.

Key words', ideology, state regulation, the Constitution of the Russian Federation, the Russian President's Message to the Federal Assembly of the Russian Federation.

Идеология в Новое время прочно вошла в публичную сферу по всему миру и в России в том числе. И не смотря на громкие заявления о деидеологизации общественной жизни и государственной деятельности, она остается важным и неотъемлемым элементом публичных отношений.

Россия в этом смысле не является уникальным государством, которому был бы свойственен отказ от использования идеологии. Факт применение последней в государственном управлении в нашей стране не вызывает, по-крайней мере у автора, каких-либо сомнений. Однако, этот процесс в современной России весьма специфичен. Именно об его особенностях и пойдет речь в данной статье.

Прежде всего, надо упомянуть о частях 1 и 2 статьи 13 Конституции

РФ:

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве

государственной или обязательной.

Подобная формулировка вызывают некоторые трудности в понимании механизма использования идеологии в государственном управлении.

Первая трудность - из приведенных частей статьи не ясно, что из себя должна представлять идеология, дабы не попасть в «черный список» государственных или обязательных. Каковы критерии подобной дифференциации?

Легального толкования со стороны Конституционного суда РФ (единственного государственного органа, у которого есть такое право) данной статьи нет.

Что же касается мнения ученых правоведов, то комментарии некоторых из них сводятся зачастую к живописаниям «ужасов» советского периода с присущим ему единой государственной коммунистической идеологией [2, 3]. А это мало, что дает для разрешения поставленной проблемы.

В комментариях другой части авторов можно обнаружить весьма ценные предположения, которые позволяют сформулировать критерии государственной или обязательной идеологии.

1) Навязывание гражданам со стороны государства какой-либо идеологии, в соответствии с чем они обязаны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать её.

Здесь следует отметить, что только государство обладает такими возможностями для принуждения, которые позволят установить идеологию, обязательную для всего многонационального российского народа, поэтому любая государственная идеология становится автоматически обязательной. Также верно и обратное утверждение [4].

2) Прямое или косвенное закрепление и утверждение в правовых актах (в том числе и Конституции) какой-либо идеологии [1].

Последний критерий непосредственно указывает на вторую трудность в понимании механизма использования идеологии в государственном управлении.

Конституция РФ сама по себе является идеологическим актом. Как иначе можно оценить статьи объявляющих, к примеру, человека, его права и свободы высшей ценностью или возрождение суверенной государственности России и проч.!? Безусловно, приведенные примеры являются идеологемами.

В результате получается парадокс самоотрицания: Конституция

России, как акт государственной воли, запрещает установление государственной идеологии, но при этом сама является идеологическим

документом.

Подобную коллизию возможно разрешить посредством легального толкования Конституционном судом РФ, который в качестве критерия государственной идеологии определил бы её навязывание, под страхом применения соответствующих правовых санкций.

Использование второго из указанных критерия (прямое или косвенное закрепление и утверждение идеологии в правовых актах) навряд ли возможно, так как это входит в противоречие с основами конституционного строя России по нижеследующим основаниям.

Выражение и защита интересов в рамках многопартийной системы неизбежно приводит к использованию государства для этих целей. Собственно для этого и существует партийный плюрализм и избирательная система, чтобы граждане могли посредством политических партий представлять и реализовывать свои интересы перед государством.

В этом случае запрет на закрепление партийной идеологии, которая есть ничто иное как выражение интересов определенных социальных групп, в правовых актах представляет по сути запрет на один из способов агрегирования и защиты партиями интересов своих сторонников. А это обесценивает многопартийность, делает её малофункциональной даже теоретически.

Также следует заметить, что далеко не все правовые акты выражают государственное повеление. Не так редко можно встретить акты содержащие, к примеру, нормы-принципы (базовые идеи, руководящие начала, которые не определяют конкретные модели поведения) или рекомендательные нормы (устанавливающие варианты желательного, но необязательного поведения).

К тому же, учитывая отсутствие четких и научно обоснованных отличительных признаков идеологии, отделить неидеологизированные правовые акты от своих противоположностей будет архитрудно. Значительно проще, как раз, определить содержащиеся в актах косвенное или прямое принуждение.

Обозначенный выше конституционный запрет, а также иные причины, описание которых выходит за рамки данной статьи, приводят к весьма своеобразным метаморфозам использования идеологии в государственном управлении.

Иллюстрацией этого процесса может служить ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, при анализе которых обнаруживаются следующие любопытные детали.

Наиболее идеологизированными оказываются первые семь посланий, т.е. те которые были озвучены еще Б.Н.Ельциным. По его мнению, современное российское государство должно строится на идеях безопасности, свободы, благосостояния, солидарности. Причем данные идеи обозначаются как естественные [10].

Помимо указанного были использованы такие идеологемы как демократическая государственность, гражданственность, открытость новой России миру, самобытность, человечность, общественная подконтрольность государства, патриотизм [9, 10].

Однако, при этом не раз появлялись предостережения по поводу выдумывания абстрактных национальных идей - подобное делать не рекомендовалось [13].

В этом случае обнаруживаются достаточно распространенная формула идеологического воздействия: собственная идейная позиция естественна, остальное - абстрактно и, по-видимому, нереально. В дополнение к этому можно встретить призыв избавиться от бремени прежних идеологических догм.

Для дальнейших посланий характерно меньшая идеологическая насыщенность. К примеру, Президент РФ В.В.Путин старательно избегал каких-либо конкретных высказываний, которые имели бы отношение к формулированию национальной идеи, и, также как и его предшественник, предостерегал от ее поиска [7], называя это занятие "старинной русской забавой" [12].

В качестве идейного ориентира в посланиях этого периода напрямую назывались идеалы европейской культуры: свободы, прав человека,

справедливости и демократии [11]. Однако, следует заметить, что европейская культура поливариантна. К примеру, марксизм также является её порождением и идеалы свободы, справедливости (особенно социальной), демократии в соответствующей интерпретации являются и его идеалами. К тому же многие европейские идеологические концепции зиждутся на подразумеваемых и не оговариваемых мировоззренческих установках, которые прошли путь многовекового формирования. Смысловая нагруженность указанных выше идеалов при ближайшем рассмотрении обнаруживают идейные основания, явно выходящие за пределы буквального их толкования и не совпадая при этом с тем, как это понимается в русской культуре.

Справедливости ради стоит заметить, что в послании 2005 года было отмечено о редкости попыток раскрытия глубинного смысла в российской

практике ценностей свободы и демократии, справедливости и законности. По большему счету не сделано это было и в этом послании. Более того, навряд ли это возможно в документе, чей объем не превышает двух десятков страниц.

Несколько отличается послание 2008 года (Медведев Д.А.) в описываемом смысле. Оно содержит термин "идеология современного развития России", "неотъемлемая часть" которого конкурентоспособность национальной экономики, освоение высвобождаемых в мировой экономике ниш, создание новых эффективных предприятий, внедрение передовых технологий. К слову, акцентирование внимания на экономических аспектах жизни общества типично для посланий всех российских президентов.

Центр указанной идеологии - человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, а жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду [6].

Позднее в послании 2012 года были затронуты проблемы скорей духовной сферы в целом без какого-либо существенного акцентирования внимания на ее идеологической составляющей. Однако, примечательно то, что был поставлен вопрос о разработке полноценной программы развития воспитательной компоненты в школе, а это немыслимо без соответствующего идеологического обеспечения, пусть даже термин идеология и не будет употребляться в этом случае [8].

Исходя сказанного можно сделать вывод, что Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ являются не только программным

политическим, но и идеологическим документом. Причем наибольшая идеологическая насыщенность характерна для первых Посланий,

озвученных Б.Н.Ельцином. Здесь следует предположить о наличии тенденции, в соответствии с которой чем менее прочны политические и экономические позиции современной российской власти, тем в большей степени она прибегает к идеологическому обоснованию своих действий.

Помимо прочего нельзя с уверенностью утверждать каких именно идеологических взглядов придерживаются авторы Посланий. Их позиции предельно размыты. Казалось бы, свобода и права человека, его

инициативность, справедливость и демократия являются основными темами

либерального дискурса, но они так или иначе прорабатывались и другими концепциями. К примеру, в социализме, марксизме и анархизме [5].

Отсылка к базовым общечеловеческим ценностям человечества или к идеалам европейской культуры в действительности мало что разъясняет.

Кроме Посланий идеологические посылы можно обнаружить в таких программных государственных документах как «Стратегия национальной безопасности» [16] и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [15]. Среди идеологем в данных актах можно встретить гуманизм, межнациональный мир и единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных традиций, патриотизм, социальная справедливость, демократия и т.д. Также как и в Посланиях их значения не получают конкретного разъяснения.

Не лишним будет упоминание о подзаконных актах относящихся к тем ведомствам, чья деятельность подразумевает проведение воспитательной работы. Примером таких актов может служить Общевоинский устав Вооруженных Сил Российской Федерации [17] и Приказ Министра обороны «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [14].

В них можно обнаружить требования к должностным лицам Вооруженных Сил формировать у военнослужащих постоянную готовность к выполнению своего воинского долга перед Родиной, содействовать их героико-патриотическому воспитанию. Более подробного описания идеологических оснований воспитательного воздействия в данных документах автору найти не удалось.

В качестве итога можно высказать следующие предположения.

В настоящий момент в России сложилась особого рода идеология, применяемая в ходе государственного управления, отличительными признаками которой является обтекаемость и неконкретность. Подобную своеобразную мировоззренческую систему необходимо обозначить как «неидеологическую» идеологию.

Описанный в начале статьи конституционный запрет на государственную и обязательную идеологию нисколько не мешает использованию указанной идейной позиции со стороны государственных органов и их должностных лиц. Размытость и неопределенность «неидеологической» идеологии делает весьма затруднительным квалификацию нарушения запрета. Более того, требование статьи 13 Конституции РФ позволяет отсечь все возможные конкурирующие концепции, которым (по-видимому, на всякий случай) приписываются свои собственные «грехи» - абстрактность.

К тому же, данная идеологическая позиция весьма практичный инструмент управления, так как позволяет мало-мальски сносно обосновать

все мыслимые направления государственной политики, защищая от обвинений в произволе и использовании государственного аппарата в целях реализации интересов определенных социальных групп. Поэтому навряд ли стоит ожидать каких-либо существенных идеологических трансформаций в современном российском государственном управлении. Подобное, скорей всего, может произойти только вместе со сменой политического режима.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. -

М.:"Проспект", 2010. -256с.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева).

- М.:000 "Новая правовая культура", 2009. - 593с.

3. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - М.:"Деловой двор", 2009. - 212с.

4. Лебедев В.А. Идеологическое многообразие и российская многопартийность: размышление о судьбе статьи 13 Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - N 11. - С. 2 - 5.

5. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 480с.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 «Послание

Президента России Федеральному Собранию РФ». - ИЯЬ:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=81294;fld=134;dst=42 94967295;гЫ=0.9992906878005746 (дата обращения: 30.12.2012).

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 08.07.2000 «Какую Россию

мы строим». -

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=27823;fld=134;dst=42 94967295;г^=0.680640735849724 (дата обращения: 30.12.2012).

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». - ЦЕХ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138990;fld=134;dst=4 294967295;гЫ=0.5676688339664324 (дата обращения: 30.12.2012).

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16.02.1995 «О действенности

государственной власти в России». - ЦЕХ:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=212615;fld=134;dst=42 94967295;гЫ=0.30233738604577903 (дата обращения: 30.12.2012).

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24.02.1994 «Об укреплении

Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)». -

URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=417720;fld=134;d st=4294967295;rnd=0.40720875208062756 (дата обращения: 30.12.2012).

11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». - ЦЕХ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=53088;fld=134;dst=42

94967295;rnd=0.7066794450017005 (дата обращения: 30.12.2012).

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 «Послание

Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=67870;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.3206853270861096 (дата обращения: 30.12.2012).

13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999 «Россия на рубеже

эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской

Федерации)». - URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=22536;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.7504615049383416 (дата обращения: 30.12.2012).

14. Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2005 N 79 "О совершенствовании

воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" (вместе с "Положением о социальных комиссиях в Вооруженных Силах Российской

Федерации"). - URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 30.12.2012).

15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). - URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 30.12.2012).

16. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" - URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения:

30.12.2012).

17. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 29.07.2011) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации". - URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 30.12.2012).

18. Шабанов Ю.В. Сущность государства как теоретико-правовая проблема: наука versus идеология //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. — № 11. — С. 94-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Barkhatova E.Iu. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii [Commentary on the Constitution of the Russian Federation]. Moscow, Prospekt, 2010. 256 p.

2. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii (pod obshch. red. L. V Lazareva) [Commentary on the Constitution of the Russian Federation (under the total. Ed. L.V. Lazarev)]. Moscow, Novaia pravovaia kul'tura, 2009. 593 p.

3. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii: doktrinal'nyi kommentarii (postateinyi) (pod red. Iu.A. Dmitrieva) [The Constitution of the Russian Federation: the doctrinal commentary (by article) (ed. Y.A. Dmitrieva)]. Moscow, Delovoi dvor, 2009. 212 p.

4. Lebedev V.A. Ideological diversity and the Russian multi-party system: a reflection on the fate of Article 13 of the Constitution of the Russian Federation. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo - The constitutional and municipal law, 2010, no.11. pp.2-5 (in Russian).

5. Makarenko V.P. Glavnye ideologii sovremennosti [The main ideology of modernity]. Rostov-on-Don, Feniks, 2000. 480 p.

6. Message from the President of the Russian Federation Federal Assembly on 05.11.2008

"The Message of the President of Russian Federal Assembly of the Russian Federation." Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=81294;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.9992906878005746 (accessed 30 December 2012).

7. Message from the President of the Russian Federation Federal Assembly on 08.07.2000, "What kind of Russia we are building." Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=212615;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.30233738604577903 (accessed 30 December 2012).

8. Message from the President of the Russian Federation Federal Assembly on 12.12.2012

"The Message of the President of Russia Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation." Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=417720;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.40720875208062756 (accessed 30 December 2012).

9. Message from the President of the Federal Assembly of 16.02.1995 "On the effectiveness

of the government in Russia." Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=53088;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.7066794450017005 (accessed 30 December 2012).

10. Message from the President of the Federal Assembly of 24.02.1994 "On the

strengthening of the Russian state (main directions of domestic and foreign policy)." Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=67870;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.3206853270861096 (accessed 30 December 2012).

11. Message from the President of the Federal Assembly of the Russian Federation of

25.04.2005 "The Message of the President of Russia Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation." Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=22536;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.7504615049383416 (accessed 30 December 2012).

12. Message from the President of the Federal Assembly of the Russian Federation of

26.04.2007 "The Message of the President of Russia Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation." Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=67870;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.3206853270861096 (accessed 30 December 2012).

13. Message from the President of the Federal Assembly of the Russian Federation of

30.03.1999 "Russia at the turn of the eras (the situation in the country and the main policies of the Russian Federation)." Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=22536;fld=134;dst=42 94967295;rnd=0.7504615049383416 (accessed 30 December 2012).

14. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation from 28.02.2005 N 79 "On improvement of educational work in the Armed Forces of the Russian Federation" (with the "Regulations on social commissions in the Armed Forces of the Russian Federation"). Available at: http://base.consultant.ru (accessed 30 December 2012).

15. Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 N 1662-r "On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the period up to 2020" (with the "concept of long-term socio-economic development of

the Russian Federation for the period up to 2020"). Available at: http://base.consultant.ru (accessed 30 December 2012).

16. Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2009 N 537 "On the Strategy of National Security of the Russian Federation until 2020". Available at: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm (accessed 30 December 2012).

17. Decree of the President of the Russian Federation of 10.11.2007 N 1495 (as amended on 29.07.2011) "Approval of military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation." Available at: http://base.consultant.ru (accessed 30 December 2012).

18. Shabanov Iu.V. The essence of the state as a theoretical legal problem: science versus ideology. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta -Proceedings of the Russian State Social University, 2010, no.11. pp. 94-98 (in Russian).

Информация об авторе

Козырев Максим Сергеевич (Россия, Московская область, Люберецкий район, п. Малаховка) - Кандидат философских наук, доцент кафедры государственного,

муниципального управления и социальной инженерии. Российский государственный университет. E-mail: [email protected]

Information about the author

Kozyrev Maksim Sergeevich (Russia, Moscow region, Luberetsky district, v. Malakhovka)

- Ph.D. in philosophy, associate professor of the department of state, municipal management, and social engineering. Russian State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.