Педагогический журнал Башкортостана. 2024. №3. С. 103-112. Pedagogigal Journal of Bashkortostan. 2024; (3): 103-112.
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Научная статья УДК 37.013
DOI 18173292_10310.21510_2024_105_3_103_112
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ КУЛЬТУРЫ
В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ
Римма Хамидовна Гильмеева1, Лу Чжан2
1 Казанский государственный институт культуры, Казань, Россия, [email protected] ORCID: 0000-0002-7180-6314
2 Хэбэйская академия изящных искусств, Шицзячжуан, Китай, [email protected] ORCID: 0009-0006-4208-5585
Аннотация. Авторы рассматривают характеристики позитивной национальной идентичности, опираясь на методологию науки с позиций системного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в образовании которые позволяют выявить механизмы и эффективные условия формирования идентичности в образовательном процессе. Авторы отмечают, что эффективному формированию национальной идентичности студентов - будущих художников способствуют выявленные и реализованные необходимые и достаточные педагогические условия. На основе теоретико-методологического анализа, а также анализа результатов эмпирического исследования, делается вывод о необходимости учета результатов данного исследования при разработке эффективных стратегий формирования национальной идентичности в высшем профессиональном образовании, в условиях поликультурного общества как в России, так и в Китае. Референтность образовательной среды для студентов входит в систему выявленных условий формирования национальной идентичности, которая обладает такими характеристиками, как структурность, целостность, связанность, иерархичность, функциональность, множественность описания системы. Структурность определяется тем, что система условий имеет четкую структуру; связность определяется наличием связей и отношений между условиями; корректность -соблюдением баланса в условиях полиэтнической, полинациональной направленности педагогического процесса, которая обеспечивается высоким уровнем референтности формируемой образовательной среды, реализацией эстетического, этического, профессионального воспитания в русле национальных ценностей. Целостность определяется единством педагогической цели, соответствием ей поставленных задач. Иерархичность определяется тем, что каждый компонент системы может рассматриваться как отдельная педагогическая система (по характеру целеполагания). Функциональность определяется педагогической направленностью системы на формирование национальной идентичности студентов-будущих художников. Функция системы условий не является простой суммой возможностей, что определяется сложной многоуровневостью системы.
© Гильмеева З.Х., Лу Чжан, 2024
Делается вывод о необходимости создания образовательной среды, обладающей высоким уровнем референтности, что предоставляет возможности для саморазвития личности и формирования позитивной национальной идентичности. Особое место должно быть уделено формированию визуального образа нации, что соответствует качественным характеристикам национальной идентичности.
Ключевые слова: национальная идентичность, идентификационная компетенция, история искусства, образ нации, национальное самосознание, художественное образование, социально-значимые проекты
Для цитирования: Гильмеева Р.х., Чжан Л. Национальная идентичность студентов -будущих художников как фактор сохранения традиций культуры в условиях полиэтничности // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 3(105). С. 103-112.
EDUCATION AND CULTURE
Original article
CONDITIONS FOR THE FORMATION OF POSITIVE NATIONAL IDENTITY IN STUDENTS THROUGH THE DISCIPLINE "HISTORY OF ART"
Rimma Kh. Gilmeeva1, Lu Zhang2
1 Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia, [email protected]
2 Hebei Academy of Fine Arts, Shijiazhuang, China, [email protected]
Abstract. This article examines the potential of the discipline "History of Art" in the formation of national identity of students - future artists. The authors consider the characteristics of positive national identity, relying on the methodology of science from the standpoint of systemic, personality-oriented, activity-based approaches to education that allow identifying the mechanisms and effective conditions for the formation of identity in the educational process. The authors note that the potential of the discipline "History of Art" contributes to the effective formation of national identity of students - future artists with the identified and implemented necessary and sufficient pedagogical conditions. Based on the theoretical and methodological analysis, as well as the analysis of the results of the empirical study, a conclusion is made about the need to take into account the results of this study when developing effective strategies for the formation of national identity in higher professional education, in a multicultural society both in Russia and China. The reference educational environment for students is included in the system of identified conditions for the formation of national identity, which has such characteristics as structure, integrity, coherence, hierarchy, functionality, multiplicity of description of the system. Structure-forming ability is determined by the fact that the system of conditions has a clear structure; coherence is determined by the presence of connections and relationships between conditions; correctness - maintaining a balance in the conditions of a multiethnic, multi-national focus of the pedagogical process, which is ensured by a high level of preferentiality of the formed educational environment, the implementation of aesthetic, ethical, professional education in line with national values. Integrity is determined by the unity of the pedagogical objective, the compliance of the tasks set with it. Hierarchy is determined by the fact that each component of the system can be considered as a separate pedagogical system (by the nature of goal-setting). Functionality is determined by the pedagogical focus of the system on the implementation of the potential of the subject "History of Art" in the formation of the national identity of students - future artists, the function of the system of conditions is not a simple sum of possibilities, which is determined by the complex multi-level nature of the system.
A conclusion is made about the importance of creating an educational environment with a high level of preferentiality, which provides opportunities for self-development of the individual and
the formation of a positive national identity. Special attention should be paid to the formation of the visual image of the nation, which corresponds to the nature of the discipline "History of Art".
Keywords: national identity, identification competence, history of art, image of the nation, national self-awareness, art education, socially significant projects
For citing: Gilmeeva R.H., Zhang L. Conditions for the formation of positive national identity in students through the discipline " History of art. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2024; 105 (3): 103-112.
Введение. В условиях современного общества остро стоит вопрос о развитии национальных аспектов высшего образования в контексте изменяющихся векторов международного сотрудничества. Необходимы стратегии формирования национальной идентичности, отвечающие современным требованиям к выпускникам высшей школы, основанные на сохранении традиций культуры и на полиэтничности. Формирование национальной идентичности становится актуальным как в России, так и в Китае, где культурное наследие играет важную роль в укреплении национальной целостности и культурного самосознания.
Актуальность проблемы. Повышение внимания к формированию национальной идентичности в условиях высшего образования является неотъемлемым элементом современного этапа развития общества. Формирование идентичности студентов связано с факторами мирового, национального и регионального уровней. Это особенно актуально, поскольку их творческая деятельность тесно связана с образами и символами мировой и национальной культуры, сохранением и развитием национальной культуры. В России и Китае, где национальная идентичность является ключевым фактором социального и культурного единства общества, высшее образование играет решающую роль в этом процессе.
Формирование идентичности изучается в научной литературе как динамичный, нелинейный, непрерывный и незавершённый процесс конструирования в ракурсе современного глобального мироустройства [1, 2, 3]. На формирование национальной идентичности влияет развитие современных интернет-технологий, формирование единого культурного мирового пространства, что способствует преодолению барьеров непонимания и взаимному обогащению различных культур, но и может быть причиной размывания культурных границ и потери идентичности. Расширение международного сотрудничества вызывает потребность в профессионалах, способных эффективно взаимодействовать с носителями иных культур и владеть навыками межкультурной коммуникации, сохраняя собственную национальную идентичность. Вопросы формирования позитивной национальной идентичности в поликультурной среде современного общества как России, так и Китая находят своё отражение в различных правительственных документах, стратегиях воспитания, образовательных стандартах [4].
Высшая школа играет ключевую роль в формировании ценностных установок обучающихся, развитии личности и формировании их идентичности
[5, 6, 7]. В частности, дисциплина «История искусства» обладает значительным потенциалом для формирования позитивной национальной идентичности студентов, культурная идентичность относится к символическому самоопределению, где человек представляет себе свое место в социокультурном пространстве и соответствующем поле [8, 9]. В России и Китае это особенно важно для поддержания культурного наследия и национального самосознания в условиях глобализации [10, 11, 12].
Методология исследования базируется на системном, личностно-ориентированном и деятельностном подходах к решению проблемы формирования национальной идентичности в высшем художественном образовании. Междисциплинарный характер исследования обусловил необходимость комплексного изучения результатов научного поиска различных отраслей гуманитарного знания как российских, так и китайских авторов [13, 14].
Материалы, методы исследования. Материалы исследования опираются на теоретические методы (анализ научной литературы и документов по теме национальной идентичности и истории искусства, систематизация полученных данных, обобщение данных) и практические методы (проведение опросов среди студентов для сбора данных, интервью, наблюдение).
Цель статьи - определить потенциал дисциплины «История искусства», способствующего эффективному формированию позитивной национальной идентичности студентов - будущих художников
Результаты исследования. В научной литературе национальная идентичность исследуется как сложная система представлений, обладающая способностью к самоорганизации и играющая важную роль в различных сферах общественной деятельности, которая формируется в результате взаимодействия различных социокультурных факторов и может изменяться в зависимости от контекста и внешних воздействий, играет большую роль в формировании политических ориентаций и стратегий, а также влияет на социальные и культурные процессы в обществе. Национальную идентичность можно определить как формируемую в процессе развития личности принадлежность к общности людей - народу, в культурном и гражданском понимании.
Структура национальной идентичности включает несколько основных компонентов, которые в совокупности определяют чувство принадлежности к определенной нации и осознание собственной культурной и исторической принадлежности. Эти компоненты варьируются в зависимости от контекста и индивидуальных особенностей каждого человека [15, 16, 17].
Образ нации можно условно представить, исходя из особенностей восприятия человеком окружающего мира и особо выделить визуальную составляющую образа. Визуальная составляющая образа нации включает в себя разнообразные аспекты, такие как государственные символы (цвета флага, гербы, символы государственных мероприятий, спортивных событий и праздников), одежда и костюмы, которые традиционно ассоциируются с определенной нацией (уникальный дизайн, узнаваемые узоры и элементы,
106
которые передают исторические и культурные традиции) типичные архитектурные стили (образы зданий и их элементы), животные, растения, ремесла и народное творчество (узоры, вышивку, резьбу по дереву, народные куклы) [18].
Использование мобильных приложений для изучения искусства расширяет доступ к изобразительным ресурсам. Они позволяют получать материалы в любое время и в любом месте. Приложение «Китайский музей сокровищ» предлагает доступ к коллекции искусства и артефактов, погружая в историю китайского искусства. Приложение Zaiyi предлагает задания для анализа произведений искусства. Сайт WikiArt представляет базу данных произведений искусства из разных эпох и стилей. Эти ресурсы способствуют эффективному усвоению материала и стимулируют интерес к истории искусства. Информационные технологии позволяют преодолевать пространственные и временные ограничения, оптимизируя учебный процесс и индивидуализируя обучение, позволяя студентам использовать визуальные базы данных национального и мирового искусства. В образовательном процессе при изучении истории искусства в Китае стало стандартной практикой приглашать ученых для проведения лекций, что расширяет знания студентов и позволяет профессионалам высокого уровня передавать свой опыт, мировоззрение и ценности во время лекций и непосредственных бесед [19, 20].
Важную роль в формировании национальной идентичности играет идентификационная компетенция студентов, которая является фундаментальной основой личности, инструментом выражения уникальности человека и, позволяющая ему быть создателем своей идентичности, то есть активно и конструктивно преобразовывать себя и окружающий мир под влиянием различных культурных моделей. Это сложный и многоаспектный набор навыков и качеств, которые способствуют успешной интеграции личности в различные социальные и культурные контексты и эффективному взаимодействию с окружающим миром.
Мотив идентификационной компетенции заключается в стремлении к самореализации в сообществе, которое является референтным для личности, поэтому важно рассмотреть вопрос референтности образовательной среды. Основные критерии, отражающие уровень референтности образовательной среды для студентов:
- использование образовательных и воспитательных технологий, которые стимулируют мотивацию студентов к учебному процессу;
- поддержание позитивного психологического климата в группе;
- организация мероприятий, стимулирующих социальную активность студентов;
- демократический стиль педагогического взаимодействия, учет мнения студента, предоставление возможности делать самостоятельный выбор;
- поддержка саморазвития и самоопределения студентов через различные виды деятельности, включая проектную и клубную деятельность.
107
В результате проведенного мониторинга на основе перечисленных критерий была разработана дополнительная система мер, направленная на повышение мотивации студентов посещать музеи и выставки. Были внесены изменения в график работы выставочных пространств учебного заведения, дизайн рекламных плакатов и их количества, введены бонусы за посещение выставок, открыт клуб экскурсоводов. Эти меры положительно отразились на жизни студенческого сообщества, что внесло энтузиазм и сформировали у студентов чувство ответственности и причастности к общественной жизни. В результате самостоятельность студентов в общественно-значимых мероприятиях возросла, они стали более активно участвовать в мероприятиях, проводимых внутри и вне учебного заведения и сами стали инициаторами ряда мероприятий. Например, проект-исследование, направленный на выявление количества студентов, посещающих выставочные площадки учебного заведения и города, частоту посещений, мотивацию, показал их возросшую мотивацию.
Кроме этого, студентами были инициированы и проведены такие проекты как «Раскрась город», «Моя страна». Студенческий проект «Раскрась город» был инициирован группой студентов и направлен на повышение уровня знакомства жителей города Шицзячжуана с искусством, в частности, студентами были нарисованы картины в стиле художника Анри Руссо, Причиной выбора их работ стали результаты опроса жителей одного из районов города о предпочитаемом стиле и цветовой гамме. Студенческий проект «Раскрась город» имел продолжение, группа студентов 3-го курса провела исследование, направленное на выявление приоритета в визуальном восприятии изображений жителями одного из районов Шицзячжуана, на ограждении одного из парков были нарисованы картины в стиле традиционной китайской живописи. Студенческий проект «Молодежная исповедь, открытка от выпускников» заключался в том, что студенты-выпускники сами изготовили открытки и записали много искренних и красивых пожеланий, которые являются идеалами молодости, ожиданиями от себя в будущем и обещаниями друзей. Сердечные открытки, подписанные студентами перед получением диплома свидетельствуют об их отношении к полученному образованию, подчеркивают любовь и искренность в их сердцах, что позволяет лучше оценить художественную концепцию «перемещения через слово мыслей и ощущений человека о жизни». В России, на базе Тихоокеанского государственного университета студентами факультета искусств, рекламы и дизайна был организован и воплощен в жизнь проект «Промыслы детям», цели которого: образовательная цель - формирование у детей города знаний и навыков в области традиционных народных промыслов; воспитательная цель -развитие у детей уважительного отношения к национальной культуре, истории и традициям, а также формирование чувства гордости за культурное наследие своего народа; социальная цель - укрепление связей между поколениями, повышение социальной сплочённости общества путём вовлечения детей и старшего поколения в совместные творческие и образовательные мероприятия. В результате реализации проекта студенты получили опыт социальной работы,
108
опыт систематизации знаний о различных народных промыслах, включая их историю, технологические процессы и культурное значение, опыт передачи практических навыков изготовления предметов народных промыслов. Это способствовало формированию положительного эмоционального отношения к народной культуре, развитию таких нравственных качеств, как уважение к труду и культурному наследию. Проект способствовал усилению взаимодействия и более тесной интеграции различных возрастных групп, повышению интереса к народным традициям и промыслам, их популяризации. Проект «Промыслы детям» представляет собой значимую образовательную инициативу, направленную на всестороннее развитие личности детей через приобщение к традиционным народным промыслам, что направлено на укрепление культурных и социальных связей в обществе.
Ряд опросов студентов, направленных на выявление субъективной оценки основных ценностей искусства показал, что в результате применения заданий, направленных на актуализацию ценностей, студенты стали рассматривать такие ключевые ценности искусства, как природа, человек, творчество, самореализация с более профессиональной позиции, наблюдалось избавление от обыденного восприятия данных ценностей.
Результаты наблюдения за студентами во время эксперимента показали повышение заинтересованности к культурным ценностям. Студенты активно включались в обсуждение вопросов ценностно-смысловых ориентаций, поднимаемых во время обучения. Наблюдалось повышение инициативы в проведении исследований в области истории и теории искусства, самостоятельному поиску информации, стремление к самообучению.
Таким образом, дисциплина «История искусства» может стать эффективным инструментом для формирования позитивной национальной идентичности у студентов, что позволит:
- ускорить процесс формирования профессиональных и ценностно-смысловых ориентаций будущих профессионалов;
- облегчить процесс социализации молодого профессионала в профессиональном и социокультурном сообществе после окончания обучения;
- повысить эффективность преподавания предметов профессионального цикла творческой направленности;
- повысить ответственность и стремление к творческой профессиональной и социокультурной самореализации, что позволит каждому студенту-будущему художнику глубоко понять и с уважением относиться к национальному культурному наследию. Это, в свою очередь, будет способствовать гармоничному развитию личности и укреплению межнациональных связей, а также сохранению и приумножению культурных ценностей.
В условиях глобализации и изменений в международных отношениях, актуальность формирования национальной идентичности становится еще более значимой как для России, так и для Китая, способствуя укреплению культурного наследия и национального единства.
Список источников
1. Анциферова И. В., Анциферова Н. Г. Формирование позитивной этнической идентичности в моноэтничном регионе // Nomothetika Философия. Социология. Право. 2020. Т. 45, № 2. С. 237-246.
2. Антонова Н. Л., Бусыгин А. Г. Идентичность как социальный феномен: теоретико-методологические основания социального конструктивизма // Теория и практика общественного развития. 2019. № 2 (132). С. 12-16.
3. Цинь Чжэньхуа. Исследование стратегий преподавания интеграции идеологических и политических элементов в курсы истории искусств // Красота и время (Чжун). 2020. № 3. С. 83-84 (на китайском).
4. Линь Вэй, Ян Ляншэн, Гао Лицзе. Государственная идентичность, национальная идентичность и строительство многообразной и единой китайской культуры // Хунци Вэньгао. 2015. № 11. С. 22-24 (на китайском).
5. Гильмеева Р.Х. Капитализация университета: особенности интеллектуальной корпорации // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 3 (101). С. 118-127.
6. Цао Ханьбинь, Ян Вэньцзюнь. Патриотическое воспитание должно углублять этническую идентичность через народные обычаи // Журнал Яньаньского университета (социальные науки). 2004. № 6. С. 113-116 (на китайском).
7. Велилаева Л. Р., Абдуллаева Н. Р. Понятие «Национальной идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования // Universum: филология и искусствоведение. 2020. №6 (73). С. 26-28.
8. Волков С. Ю., Помелова Ю. П. Национальная идентичность как научная категория. Огарёв-Online. 2018. № 6. С. 10-17.
9. Гао Ян. Общее образование по истории искусств в колледжах и университетах, основанное на концепции развития исторического сознания // Исследования в области художественного образования. 2019. № 19. С. 110-111 (на китайском).
10. Чжан Лу, Мартынова, Н. В., Дьячкова, Л. Г. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов в процессе обучения истории искусств // Образование и право: научно-правовой журнал. 2020. № 6. С. 292-298.
11. Ши Сяобо, Ху Шуцзюань. Исследование «пяти образовательных функций» курсов истории искусства для профессионалов по искусству // Art Education. 2021. № 7. С. 131134 (на китайском).
12. Пань Шаоцзе. Краткое обсуждение важности образования этнической идентичности среди студентов вузов // Журнал мультимедийного и сетевого обучения Китая (средний выпуск). 2018. № 3. С. 151-152 (на китайском).
13. Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Концептуальные основы системы оценки социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в школах России // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №4. С.12-21.
14. Цин Цзюэ, Ван Минь. Познание, эмоции и личность: политико-психологическое построение образования сознания китайского национального сообщества в колледжах и университетах // Исследование этнического образования. 2021. № 32 (06). С. 26-36 (на китайском).
15. Коренева В. В., Осипова С. И. Сущность и содержание позитивной этнической идентичности // Современное педагогическое образование. 2022. № 7. С. 134-137.
16. Мэн Лингго, Ни Кан. Исследование этнической идентичности студентов вуза в контексте гармонии - на примере Тайчжоуского колледжа // Журнал Тайчжоуского колледжа. 2008. № 1. С. 71-75 (на китайском).
17. Пу Лина. Анализ характеристик и методов управления учащимися из числа этнических меньшинств в средних профессиональных учебных заведениях // Модернизация образования. 2016.№ 3 (08). С. 199-201 (на китайском).
18. Ли Дуншен, Давыденко В. А., Мартынова Н. В. Педагогические инструменты формирования национальной идентичности обучающихся изобразительному искусству в условиях авторских мастерских // Современное педагогическое образование. 2022. №12. С. 383-387.
19. Головина С. Г., Спирина Т. А., Корниенко, А. В. Формирование этнической толерантности студентов: психолого-педагогические аспекты // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 6. С. 122-130.
20. Чжан Юаньюань, Бао Цзян. Образование этнической идентичности в вузах в контексте "культурного самосознания" // Теория и практика образования. 2012.№ 32 (27). С. 32-34 (на китайском).
References
1. 1. Antsiferova I. V., Antsiferova N. G. Formation of Positive Ethnic Identity in a Mono-Ethnic Region. Nomothetika Filosofiya. Sociologiya. Pravo = Nomothetika: Philosophy. Sociology. Law. 2020; 45(2): 237-246. (In Russian)
2. Antonova N. L., Busygin A. G. Identity as a Social Phenomenon: Theoretical and Methodological Foundations of Social Constructivism. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. = Theory and Practice of Social Development. 2019. 132 (2): 12-16. (In Russian)
3. Qin Zhenhua. A Study of Teaching Strategies for Integrating Ideological and Political Elements into Art History Courses. Beauty and Time (Zhong). 2020; (3): 83-84 (In Chinese).
4. Lin Wei, Yang Liangsheng, Gao Lijie. State Identity, National Identity, and the Construction of a Diverse and Unified Chinese Culture. Hongqi Wengao. 2015; (11): 22-24 (In Chinese).
5. Gilmeeva R.Kh. University Capitalization: Features of an Intellectual Corporation. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 101 (3): 118-127. (In Russian)
6. Cao Hanbin, Yang Wenjun. Patriotic Education Should Deepen Ethnic Identity through Folk Customs. University Journal of Yan'an (Social Sciences). 2004; (6): 113-116 (in Chinese).
7. Velilaeva L. R., Abdullaeva N. R. The concept of "National Identity": theoretical and literary aspect of the study. Universum: filologiya i iskusstvovedenie = Universum: Philology and Art Criticism.2020; 73 (6): 26-28. (In Russian)
8. Volkov S. Yu., Pomelova Yu. P. National identity as a scientific category. Ogarev-Online. 2018; (6): 10-17.
9. Gao Yang. General education in art history in colleges and universities based on the concept of developing historical consciousness. Research in the field of art education. 2019; (19): 110-111 (In Chinese).
10. Zhang Lu, Martynova, N.V., Dyachkova, L.G. Pedagogical conditions for the formation of students' professional competence in the process of teaching art history. Obrazovanie i pravo: nauchno-pravovoj zhurnal = Education and Law: scientific and legal journal. 2020; (6): 292-298. (In Russian)
11. Shi Xiaobo, Hu Shujuan. A study on the "five educational functions" of art history courses for art professionals. Art Education. 2021; (7): 131-134 (In Chinese).
12. Pan Shaojie. A brief discussion on the importance of ethnic identity education among university students. Journal of Multimedia and Network Learning of China (middle issue). 2018; (3): 151-152 (In Chinese).
13. Benin V.L., Zhukova E.D. Conceptual foundations of the assessment system for the socio-cultural adaptation of foreign minors in Russian schools. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2023; 102(4): 12-21. (In Russian)
14. Qing Jue, Wang Min. Cognition, emotions and personality: political and psychological construction of the formation of consciousness of the Chinese national community in colleges and universities. Research of ethnic education. 2021; 32 (6): 26-36 (In Chinese).
15. Koreneva V. V., Osipova S. I. The essence and content of positive ethnic identity. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie = Modern pedagogical education. 2022; (7): 134-137. (In Russian)
16. Meng Lingguo, Ni Kang. A Study of Ethnic Identity of University Students in the Context of Harmony - Using Taizhou College as an Example. Journal of Taizhou College. 2008; (1): 71-75 (In Chinese).
17. Pu Lina. Analysis of Characteristics and Management Methods of Ethnic Minority Students in Secondary Vocational Educational Institutions. Modernization of Education. 2016; 8 (3): 199-201 (In Chinese).
18. Li Dongsheng, Davydenko V. A., Martynova N. V. Pedagogical Tools for Forming National Identity of Fine Arts Students in the Context of Author's Workshops. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie = Modern Pedagogical Education. 2022; (12): 383-387. (In Russian)
19. Golovina S. G., Spirina T. A., Kornienko, A. V. Formation of students' ethnic tolerance: psychological and pedagogical aspects. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2017; (6): 122-130. (In Russian)
20. Zhang Yuanyuan, Bao Jiang. Formation of ethnic identity in universities in the context of "cultural self-awareness". Theory and practice of education. 2012; 32 (27): 32-34 (In Chinese).
Заявленный вклад авторов:
Гильмеева Римма Хамидовна - постановка проблемы, разработка концепции статьи, научное руководство проведенного исследования, критический анализ текста статьи.
Лу Чжан - теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, анализ полученных результатов, оформление статьи.
The declared contribution of the authors:
Rimma Kh. Gilmeeva - statement of the problem, development of the concept of the article, scientific supervision of the research, critical analysis of the text of the article.
Lu Zhang - theoretical analysis of scientific sources on the research problem, analysis of the results obtained, design of the article.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 20.07.2024; одобрена после рецензирования 26.08.2024; принята к публикации 15.09.2024.
The article was submitted 20.07.2024; approved after reviewing 26.08.2024; accepted for publication 15.09.2024.