Педагогические инструменты формирования национальной идентичности обучающихся изобразительному искусству в условиях авторских мастерских
Ли Дуншен,
аспирант ФГБОУ ВО «ТОГУ», преподаватель Даляньского колледжа искусств E-mail: [email protected]
Давыденко Валентина Александровна,
к.п.н., доцент, доцент каф. педагогики ФГБОУ ВО «ТОГУ» E-mail: [email protected]
Мартынова Наталья Владимировна,
к.п.н., доцент, доцент каф. ДДПиЭ, ФГБОУ ВО «ТОГУ» E-mail: [email protected]
В публикации рассматривается возможность изменения педагогических условий обучения студентов художественных направлений высшей школы на основании необходимости формирования у них национальной идентичности в процессе овладения опытом реалистического письма, традиционно определяющего уровни функциональной грамотности выпускников высшей художественной школы. Вовлечение психологической составляющей педагогического сопровождения и профессионального консультирования в учебный процесс на основании использования методики организации авторских мастерских, популярной в Китае, позволяет свидетельствовать о результативности образовательного и воспитательного процесса в рамках обучения изобразительному искусству, как преобразующему личностные показатели обучающихся по мере осмысления ими роли традиционного искусства в формировании культурного наследия. В публикации рассматриваются первично введенные в научный оборот понятия, сформулированные искусствоведами и педагогами для уточнения развивающегося характера образовательной деятельности педагогических работников в высшей школе на основании осмысления законов формообразования в изобразительном искусстве.
Ключевые слова: традиция, воспитание, национальная идентичность, коммуникация, искусство, педагогические условия, реализм, функциональная грамотность, методология, структура, навык.
Введение. Исследование, определяющее данную публикацию, представляет собой отклик, определяемый позицией Г.К. Вагнера по поводу того, что «...искусство во все эпохи было и является, в основном, не идеологическим отражением внешнего мира, а самим бытием. Произведение народного искусства не подражает чему-то, не возвещает что-то, оно, прежде всего, есть само по себе бытие. Проблема взаимоотношения образа и первообраза, субъекта и объекта здесь отсутствует. ... Отсюда и гносеологический аспект заключается в том, что традиционное народное творчество есть не воспроизведение действительности, а ежедневное, ежечасное ее творение. Источником энергии традиционного народного искусства является, прежде всего, функциональная его необходимость» [2, с. 46]. Интерпретируя данную цитату как методологически значимую, применяемую для выявления онтологических характеристик искусства, определяющих возможности коммуникации в его событийном поле и осмысления культурного наследия как платформы образовательного процесса, допустимым полагается обращение к опыту обучения в системе художественного образования Китая, известного своей верностью традициям.
Актуальность темы публикации определяется необходимостью уточнения оснований, обеспечивающих сохранение и трансляцию сущностных характеристик культурного наследия, определяемого ценностно и открывающих смысл и функциональную соотнесенность видового многообразия национального искусства и процесса обучения ему.
Степень изученности темы исследования, определяемая трудами В. Воррингера [1], Г.К. Вагнера [2], Ван Чжуна [3,4], Ван Шуцзина [5], Н.В. Ипполитовой [8], Цинь Сяофена [9], Н.А. Федоровской [10], М. Эдвардс [11 ] достаточна, но в силу исторического обновления методологического поля исследования, предполагает возможности для уточнения деталей, определяющих формирование теоретической новизны в исследуемой области.
Это обуславливает цель публикации, представленную выявлением педагогических условий, способствующих сохранению культурного наследия, транслируемого с помощью учебного процесса художественного образования высшей школы Китая, свидетельствующего о результативности формирования у обучающихся национальной идентичности и гордости за достижения Родины с помощью дидактических инструментов изобразительного искусства.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см см
Методология системного подхода обеспечивает возможность использования метода структурного анализа системного объекта, которым представлен образовательный процесс обучения изобразительному искусству в вузах Китая. Это обеспечивает возможность суммирования результатов, полученных с помощью теоретического осмысления ретроспективного анализа источников и материалов по теме исследования и последующего применения их в педагогической практике.
Дискуссия, определяемая цитатой, открывающей публикацию, основана на сопоставлении авторских позиций, изучение которых было разделено по времени, но концептуально было направлено на то, как формируется картина мира, воспроизводимая на уровне художественной организации пространства произведения, и, следовательно, позволяющая выявить онтологические характеристики создаваемых произведений искусства. Эти характеристики, определяющие образовательный процесс, позволяют уточнить педагогические условия, обеспечивающие результативность обучения художественным практикам, поскольку их визуализация обнаруживает композиционную схему произведения, соответствующую замыслу художника. В свою очередь это обстоятельство обуславливает выбор выразительных средств, и выявляемая с их помощью степень эстетического воздействия на зрителя позволяет определить инструменты коммуникации, возникающей в процессе восприятия произведений искусства, что и свидетельствует о возможном становлении национальной идентичности автора и зрителя при обращении к художественным практикам традиционного искусства.
Основная часть. Идею, часто используемую для объяснения процесса концептуализации каких-либо действий в области организации образовательного процесса, посвященного изучению искусства, можно предположить, указав на тезис В. Воррингера, определяющий характер действий, направленных на получение необходимых результатов познавательной деятельности или проектированием таковой: «... художественное пространство произведения воспроизводит особенности отношения его автора с окружающей средой» [1]. Поэтому, для определения педагогических условий, соблюдение которых обуславливает точное следование традиции и объясняет необходимость данного действия чувством уважения обучающегося к ее источнику, важными полагаются такие, как:
- интегрированный учебный план, учитывающий междисциплинарные результаты, способные иллюстрировать многоуровневую конструкцию представлений об изучаемых процессах, что обеспечивает дисциплинированность композиционного мышления;
- авторские мастерские, явленные как отношения, благодаря которым стали трансляции мастерства конкретного человека, т.к. технологии передаются по предполагаемому «духовному
родству», что определяет возможность объединения художников в линии, школы и наследия, которые несмотря на явные признаки коллективных ценностей позволяют сохранять высокий уровень индивидуальности в создании изобразительных решений и приемов письма; - учет личного опыта обучающихся, определяющего уровень их вовлеченности в учебный процесс за счет сочетания творческих практик и аудиторной работы, обеспечивающего эстетизацию восприятия техник реалистического письма.
Расцвет реалистического письма в Китае на фоне всеобщего внимания к феномену гохуа -«живописи нашей страны» [6], воспринимается инструментальным, средством, используемым для предотвращения вымывания традиционного искусства из сознания зрителей и сектора массового обзора произведений, возможного за счет постепенного сращивания со стандартами так называемого «западного искусства», в общем-то воспринимаемого на уровне поп-арта и общей беспредметности в области предпочитаемых выразительных средств.
Тем не менее, адекватно сформулированные педагогические условия обучения изобразительному искусству останавливают неизбежные негативные проявления глобализации, поскольку уже началу XIX в., китайское изобразительное искусство, основанное как реалистическое, раскрылось в новом качестве и видовом разнообразии, что позволяет сопоставлять модели обучения в России и Китае.
Данный процесс можно описать за счет формирования визуального нарратива в изобразительном искусстве, который по ощущениям весьма близок тому, что использовался в процессе создания видовых гравюр с целью фиксации событий или ландшафта в истории изобразительного искусства. Тем не менее, эта особенность в изобразительном искусстве определила традицию, свидетельствующую об истории, сохраняющей и транслирующей систему реалистического письма, восходящую к именам художников-реалистов, составивших славу изобразительного искусства на выставках, обнаруживая обновление истории художественного творчества России и Китая в XX в.
По мере того, как история меняет отношение к художественному наследию, превращая его реалии в бесконечный архив, можно осмыслить причины, определившие культурное наследие и актуальное представление о нем. Рассматривая последовательность художественного процесса, можно обнаружить последовательность деятельностных определений: «ремесло», «искусство», «производство», и др., что выявляет сущность и смысловые окраски описаний художественной практики.
По мере того, как история развития реалистического письма в Новейшем времени, которую в рамках традиции российское искусствоведение и художественная педагогическая школа рассма-
тривают, как разновидность исторически преобразуемого правила видового письма, определяя его родовые характеристики, сформировалось его восприятие как сущностной для национального искусства Китая самостоятельной практики, о чем свидетельствуют публикации журнала«Изобрази-тельное искусство» [7].
Укоренение реалистического письма вместе с традиционным знаковым изображением, характерным для национального китайского искусства и др. художественными возможностями, возникающими на рубеже Х1Х-ХХвв., обладает рядом особенностей, определяемых временем расширения художественной практики, несмотря на то, что обнаруживает связь со спецификой национальных школ каллиграфического искусства.
Это обстоятельство свидетельствует о том, что сущностные определения каллиграфии и объектов реалистического изображения на самом деле вовсе не разобщены, и полагают профессиональную обученность, формирующую возможность коммуникации художника и зрителя в процессе осмысления обозреваемого произведения.
В этом отношении интерес представляет процесс реставрации, известный по всем мире как практика переписывания текста и обновления иллюстраций исторически зрелых изданий, когда для обеспечения корректности реставрационного слоя используются оригинальные материалы, частично снимаемые с поверхности произведения.
Но сам процесс, определяемый в результате как «палимпсест», буквально понимаемый как постоянное обновление художественно или информационно ценного слоя произведения переписчиками, может привести к тому, что однажды вместо исторически чистого, оригинального источника, появится произведение, ставшее итогом внедрения трудов множества реставраторов, обращает внимание на необходимость коррекции учебного процесса, его педагогических условий, направленных на сохранение традиционности результатов.
Следовательно, при проектировании педагогических условий, подразумевающих организацию, психологическое наполнение и методическое сопровождение учебного процесса [8], обеспечивающего формирование национальной идентичности обучающихся как искомого результата, полагающегося становление их исполнительского мастерства, не разрушающего исторически ценный опыт создания произведений, необходимо учитывать принцип так называемой «отложенной коммуникации» [11].
Сущностью данного принципа можно считать, как пишет о томН.А. Федоровская Н.А.: «...выявление наиболее значимых фаз взаимодействия арт-объекта и субъекта и обосновании возможности двусторонней коммуникации., как обмена знаково-символической информацией посредством доступных зрительно визуальных образов» [10, 11], т.к. большую часть информации о мире человек получает в результате его визуального восприятия.
Используя специально подобранные данные, определяющие характер визуальной коммуникации обучающегося в области традиционного искусства, определяющего ценности национального культурного наследия, транслируемые в актах дизайна, медиа, и др., можно добиваться значительных результатов в процессе усвоения как автором художественного произведения (обучающимся до определенного момента в художественной сфере), так и зрителем некоторых рамок взаимодействия между ними и наблюдаемыми произведениями.
Учитывая, что подобная практика может вызывать ощущение поддержки канонизации художественного процесса, следует оговориться и приводя мнение Н.А. Федоровской, уточнить, что речь идет об: «.принятых в данной культуре нормативах и правилах, стилевых концепций эпохи, национальной школы, желания заказника и т.д» [10], причем все изображаемые, воспринимаемые, осознаваемые объекты не обязательно адресны, поскольку каждый воспринимает и транслирует только то, что в состоянии осознать.
Таким образом, введенный в научный оборот Н.А. Федоровской термин «эффект отложенной коммуникации» [10] может рассматриваться в рамках проектирования учебного процесса, для описания процесса преобразования базовой функциональной грамотности обучающегося изобразительному искусству с помощью инструмен-тализации опыта реалистического письма в национальной традиции в функциональную грамотность профессионального уровня, когда достигший ее выпускник художественного вуза становится способным определять традицию.
Следовательно, используя данную особенность актов восприятия произведений изобразительного искусства и обучения их созданию в процессе художественного образования, можно преобразовать педагогические условия так, чтобы добиваться учебных и учебно-творческих достижений в области изобразительной деятельности результативно, полагая критериями в таком случае: исполнительское мастерство, свидетельствующее о профессионализме, так и высокий уровень сформированности национальной идентичности, определяющейся на уровне инструмента эстетизации профессиональной деятельности выпускника художественного вуза.
Поэтому, полагая действенными организационные формы педагогических условий, определяемых как аудиторная работа в авторской мастерской с педагогом, присутствие которого обеспечивает психологически успешную компенсацию возможных внутренних противоречий у обучающегося, т.к. проблемы самооценки у студентов художественных вузов нуждаются в деятельностной коррекции с помощью практики экспертного оценивания, можно предположить, что методическую поддержку следует разрабатывать с учетом вышеозначенного эффекта или принципа, поскольку они обуславливают явное улучшение результатов
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см см
учебной и учебно-творческой деятельности, описываемых как:
- мотивационная активность обучающихся, определяемая личным поиском доверительного отношения педагога, определяющего рамки работы в условиях авторской мастерской;
- эмоциональная включенность в образовательный процесс,
инициативность в выборе и продвижении работы над творческим заданием, рациональное, адекватное оценивание индивидуального уровня достижений, свидетельствующего о способности адекватно принимать стороннюю профессиональную критику.
I студенты КНР в РФ ■ студенты КНР в КНР
Рис. 1. Количественное распределение предпочтений студентов, желающих получить навыки традиционного письма, определяющего исполнительское мастерство художника
На этом основании искомая готовность к обладанию опытом традиционной, в рамках художественного образования, интерпретации выполняемых учебно-творческих работ может свидетельствовать о намерениях обучающихся сформировать базовый уровень функциональной грамотности будущего художника или дизайнера, требующий владения уверенными навыками реалистического отображения наблюдаемого мира, поскольку опыт творческого мышления и студентов китайских художественных факультетов свидетельствует о принципиальной готовности обучающихся к получению максимального одобрения их формируемого исполнительского мастерства со стороны старших, уже профессионально состоявшихся коллег.
Таким образом, подводя итог попытке исследования возможности формирования национальной идентичности студентов художественных вузов Китая на основании интерпретации их опыта в области реалистического письма, как определяемого основанием традиции в области транслируемого культурного наследия Китая, можно свидетельствовать о необходимости корректирования инте-гративно определяемого учебного плана обучения художественным практикам на основании учета обновленных педагогических условий, определяемых как обладающих онтологическими характеристиками процесса профессионализации деятельности обучающихся.
Заключение. Принимая во внимание необходимость доказательных мероприятий в каждом исследовании, для подтверждения полагаемой правомерности его выводов, следует привести ряд статистических данных, полученных в результате опроса, проведенного среди китайских студентов, обучающихся на родине (КНР) и в России, с целью выявления результативности педагогического условия - организации авторских мастерских, свидетельствующих не только о возможности постоянно находиться в поле педагогического
сопровождения, но и обладать прекрасным опытом партнерского взаимодействия с мастерами, чьи профессиональные успехи являются предметом гордости университетов.
Для опроса были приглашены (опрос производился с помощью гугл-опроса) 20 студентов, проживающих и обучающихся в Китае и 20 студентов, проживающих и обучающихся в РФ. Заданные вопросы, определяли возможность установления максимально приемлимой (по мнению студентов) формы организации процесса обучения и доступности психологической, методической поддержки со стороны педагога в процессе обучения. Результаты распределились следующим образом: с помощью диаграммы (рис. 1) и определены таблично (табл. 1).
Таблица 1. Процентное распределение предпочтений студентов, желающих получить навыки традиционного письма, определяющего исполнительное мастерство художника
Характер обучения, определяющий высокую результативность учебного процесса Студенты КНР в КНР Студенты КНР в РФ
Обучение индивидуальное (в паре с педагогом) 20% 25%
Обучение в условиях общего (аудиторного) «потока» 15% 15%
Обучение в условиях самостоятельного посещения занятий в студии 15% 10%
Обучение в условиях авторской мастерской 45% 40%
Интерпретация результатов проведенного опроса студентов позволяет предположить, что преимущественный выбор условий обучения как реализуемого в условиях авторской мастерской соответствует их осмыслению необходимости формирования опыта партнерской работы с признанным мастером, чей творческий путь не просто сложился, но и определил гордость и всеобщее
уважение. Стремление осознать особенности работы с традиционно полагаемыми изобразительными нормами формирует в сознании студентов необходимость присутствия при развертывании опыта творческой жизни, что может интерпретироваться как осмысление цитаты, которой открыта данная публикация.
Литература
1. Ванеян С. С Вильгельм Воррингер: чувствуя абстракцию // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 1 (21). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/vMgelm-vorringer-chuvstvuya-abstraktsiyu(дата обращения: 25.12.2022).
2. Вагнер Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства / Г.К. Вагнер // Проблемы народного искусства: ред. М.А. Некрасова, К.А. Макарова. - М.: Изобразительное искусство, 1982. - С. 46-55.
3. Ван Чжун, Ли Тяньсян. Произведения китайских живописцев-реалистов должны совершенствоваться и достигнуть мирового уровня // Искусство. Пекин. - 2004. - № 12. С. 42-51 (на кит. языке).
4. Ван Чжун, Цзинь Шань. Произведения китайских живописцев-реалистов должны совершенствовать великий реализм // Научная конференция по художественному реализму // Искусство. Пекин. 2005. № 1 - С. 16-27 (на кит. языке).
5. Ван Шуцзин. Художественное образование в Китае в ХХ веке: национальные черты, международные тенденции и российское влияние (на примере Центральной Академии изящных искусств) // Культура и искусство. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ hudozhestvennoe-obrazovanie-v-kitae-v-hh-veke-natsionalnye-cherty-mezhdunarodnye-tendentsii-i-rossiyskoe-vliyanie-na-primere (дата обращения: 25.12.2022).
6. Журнал художников в жанре «гохуа». Тяньц-зин: Издательство народного изобразительного искусства, 2004. № 3 (на кит. языке).
7. Изобразительное искусство. Пекин: Издатель-ствонародного изобразительного искусства, 2002, № 7 (на кит. языке).
8. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education 1/2012. URL: http://genproedu.com/pa-per/2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения: 21.12.2022).
9. Цинь Сяофэн. Развитие преподавания русской масляной живописи в Китае // Культура и цивилизация. 2018. Т. 8. № 6А. - С. 134-142.
10. Федоровская Н.А. Специфика визуальной коммуникации в изобразительном искусстве // Манускрипт. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/spetsifika-vizualnoy-kommunikatsii-
v-izobrazitelnom-iskusstve (дата обращения: 25.12.2022).
11. Эдвардс М. Визуальные коммуникации. Как убеждать с помощью образов. М.: Бомбора, 2019. - 139 с.
PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF THE NATIONAL IDENTITY OF STUDENTS IN THE VISUAL ARTS IN THE CONDITIONS OF AUTHOR'S WORKSHOPS
Li Dongshen, Davydenko V.A., Martynova N.V.
PNU
The publication considers the possibility of changing the pedagogical conditions for teaching students of art schools of higher education based on the need to form their national identity in the process of mastering the experience of realistic writing, which traditionally determines the levels of functional literacy of graduates of a higher art school. The involvement of the psychological component of pedagogical support and professional counseling in the educational process based on the use of the method of organizing author's workshops, popular in China, allows us to testify to the effectiveness of the educational and upbringing process in the framework of teaching the fine arts, as transforming the personal indicators of students as they comprehend the role of traditional art in formation of cultural heritage. The publication examines the concepts initially introduced into scientific circulation, formulated by art critics and teachers to clarify the developing nature of the educational activities of pedagogical workers in higher education on the basis of understanding the laws of shaping in the visual arts.
Keywords: tradition, education, national identity, communication, art, pedagogical conditions, realism, functional literacy, methodology, structure, skill.
References
1. Vaneyan S.S. Wilhelm Worringer: feeling abstraction // Vestnik PSTGU. Series 5: Issues in the History and Theory of Christian Art. 2016. No. 1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vilgelm-vorringer-chuvstvuya-abstraktsiyu (date of access: 12/25/2022).
2. Wagner G.K. On the ratio of folk and amateur art / G.K. Wagner // Problems of folk art: ed. M.A. Nekrasova, K.A. Makarov. -M.: Fine Arts, 1982. - S. 46-55.
3. Wang Zhong, Li Tianxiang. The works of Chinese realist painters should be improved and reach the world level // Art. Beijing. - 2004. - No. 12. P. 42-51 (in Chinese).
4. Wang Zhong, Jin Shan. The works of Chinese realist painters should improve the great realism // Scientific conference on artistic realism // Art. Beijing. 2005. No. 1 - S. 16-27 (in Chinese).
5. Wang Shujing. Art Education in China in the 20th Century: National Traits, International Trends and Russian Influence (on the Example of the Central Academy of Fine Arts) // Culture and Art. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ hudozhestvennoe-obrazovanie-v-kitae-v-hh-veke-natsionalnye-cherty-mezhdunarodnye-tendentsii-i-rossiyskoe-vliyanie-na-primere (date of access: 25.12 .2022).
6. Journal of Guohua Artists. Tianjin: Folk Fine Arts Publishing House, 2004. No. 3 (in Chinese).
7. Visual arts. Beijing: Folk Art Publishing House, 2002, No. 7 (in Chinese).
8. Ippolitova N., Sterkhova N. Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification // General and Professional Education 1/2012. URL: http://genproedu.com/pa-per/2012-01/full_008-014.pdf (accessed 12/21/2022).
9. Qin Xiaofeng. Development of teaching Russian oil painting in China // Culture and Civilization. 2018. V. 8. No. 6A. - S. 134142.
10. Fedorovskaya N.A. The specificity of visual communication in the visual arts // Manuscript. 2020. № 4. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/spetsifika-vizualnoy-kommunikatsii-v-izobrazitelnom-iskusstve (Date of access: 12/25/2022).
11. Edwards M. Visual communications. How to convince with images. M.: Bombora, 2019. - 139 p.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о
m О
от
З
ы о со