Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ В ВУЗАХ КИТАЯ'

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ В ВУЗАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ИСКУССТВО / КИТАЙ / ДАЛЯНЬ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Дуншен, Мартынова Наталья Владимировна

Публикация посвящена проблеме сохранения традиций национальной культуры Китая, оцениваемых как стратегически значимый инструмент воспитательной работы с обучающимися в художественных вузах страны. Необходимость развития чувства патриотизма, обеспечивающего единство образовательной, гражданской, культурной общности многонационального китайского государства определяет тактические мероприятия, моделирующие как образовательные программы в китайских художественных вузах, так и в общем отдельные региональные центры, в чью деятельность входит сохранение, развитие и популяризация национального культурного наследия страны. На примере работы «Культурно-образовательном центре изучения, сохранения и популяризации национального искусства Китая» при Даляньском колледже искусств автор публикации приводит примеры результативной реализации программы воспитательной работы со студентами, обеспечивающей их личностный и профессионально-творческий рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NATIONAL CULTURAL TRADITIONS IN THE PROCESS OF FORMATION OF FUTURE ARTISTS IN CHINA HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The publication is devoted to the problem of preserving the traditions of China’s national culture, which are evaluated as a strategically important tool for educational work with students in the country’s art universities. The need to develop a sense of patriotism that ensures the unity of the educational, civil, cultural community of the multinational Chinese state determines tactical measures that model both educational programs in Chinese art universities and, in general, individual regional centers whose activities include the preservation, development and popularization of the country’s national cultural heritage. On the example of the work of the “Cultural and Educational Center for the Study, Preservation and Popularization of the National Art of China” at the Dalian College of Arts, the author of the publication gives examples of the effective implementation of the program of educational work with students, ensuring their personal and professional and creative growth.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ В ВУЗАХ КИТАЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Роль национальных культурных традиций в процессе становления будущих художников в вузах Китая

Ли Дуншен,

доцент кафедры традиционной китайской живописи Даляньского института искусств, аспирант кафедры педагогики Педагогического института Тихоокеанского государственного университета E-mail: 455821356@qq.com

Мартынова Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Декоративно-прикладное искусство, дизайн и этнокультура» Педагогического института Тихоокеанского государственного университета E-mail: natalmart@mail.ru

Публикация посвящена проблеме сохранения традиций национальной культуры Китая, оцениваемых как стратегически значимый инструмент воспитательной работы с обучающимися в художественных вузах страны. Необходимость развития чувства патриотизма, обеспечивающего единство образовательной, гражданской, культурной общности многонационального китайского государства определяет тактические мероприятия, моделирующие как образовательные программы в китайских художественных вузах, так и в общем отдельные региональные центры, в чью деятельность входит сохранение, развитие и популяризация национального культурного наследия страны. На примере работы «Культурно-образовательном центре изучения, сохранения и популяризации национального искусства Китая» при Даляньском колледже искусств автор публикации приводит примеры результативной реализации программы воспитательной работы со студентами, обеспечивающей их личностный и профессионально-творческий рост.

Ключевые слова: патриотизм, культурное наследие, национальные традиции, искусство, Китай, Далянь, воспитание, образование, развитие, идентификация, исполнительское мастерство.

о

U

см

см

см

со

Z

4

Введение. Интерес педагогического сообщества и социума в целом к изучению, сохранению и трансляции традиций национальной культуры естественен, поскольку, будучи определяющим в вопросах культурной, гражданской и других форм идентификации, демонстрирует человеку возможности формирования памяти, является способом становления общекультурных и профессионально значимых компетенций, особенно в процессе обучения студентов художественных вузах. Этот процесс связан с воспитанием личностных качеств обучающихся, с развитием их способностей интегрировать в процессе обучения достижения мировой культуры и культурного наследия Китая, а сохранение культурных традиций представляет собой инструмент патриотического воспитания, что обеспечивает актуальность педагогических технологий.

Особым значением в практике, формируемого восприятием традиционной культуры и ее ценностей патриотизма, обладает эмоциональное воздействие на личность обучающегося, рождение в его душе преклонения перед красотой произведений народного искусства и мощью национальной культуры, пробуждающих гордость за Родину, история которой полна событиями, способными возвысить чувства человека до отождествления ее со святынями, доступными для осознания в силу обучения и развития.

В образовательной практике Китая, который, как и Россия, является многонациональным государством, воспитывающей силе национальной культуры, определяющей взросление человека, сопровождающей его на всех уровнях образования, уделяется большое внимание, поскольку именно с ее помощью возможно формирование нравственности и эстетизма у обучающихся. Китай обладает огромным запасом социального и морального здоровья, и тем не менее в последние годы в Китае возрос интерес к собственной истории и собственным корням, традициям. В Китае повсеместно распространен лозунг «^^Л''» (bйwang ^0x7^, который означает «не забывать об истоках, идущих от сердца», и в этом залог исключительной жизнеспособности китайской культуры и традиций. Например, трогательной воспринимается вековая традиция распространенная по сей день среди современной молодежи. Юноше, ухаживающему за девушкой, в Китае положено написать ей

письмо о своих чувствах - от того, как написано письмо, какова каллиграфия, поэтичность и искренность, зависит не в последнюю очередь решение девушки. Эти письма пишут не только юноши из интеллигентных семей, их пишут, по крайней мере в городах, чуть ли не все, а деревнях -многие. Уникальные характеристики китайской цивилизации, связаны одной общей идеей - преемственности. Почтение к предкам определило непрерывность традиции и накопление письменного наследия, а на алфавит в Китае не перешли, только потому, что огромное письменное наследие не пожелали обесценивать. Как и язык, китайская культура все поглощает, перерабатывает до неузнаваемости и превращает в свое. По словам китаеведа Михаила Ермакова, «уникальность китайской цивилизации - древнейшей среди современных - заключена в не прерывавшейся линии преемственности, связавшей глубокую древность с настоящей реальностью, сохранившей черты прошлых веков для будущих поколений, создавшей особый склад китайского ума, обращенного в будущее через призму прошлого».

Глубокое осмысление культурного наследия Китая, причастность к его развитию способны сформировать патриотизм, как платформу мировосприятия и обеспечить ответственность, достоинство и благородство гражданина, что позволяет нам исследовать тему, посвященную роли национальной культуры в становлении будущих художников в процессе обучения в высшей школе Китая, как актуальную.

Сохранение ценностей национальной культуры Китая в условиях глобализирующегося мира формирует фундамент нравственных ценностей молодежи: идеалы истины, добра, красоты. Постоянное совершенствование системы художественного образования является приоритетным направлением государственной политики. Забота о подрастающем поколении, воспитание духовности, нравственности, патриотизма - характерные черты Китая. Показательным в этом отношении является заявление Генерального секретаря КПК Си Цзинь-пина по отношению к реализации национального проекта, направленного на исследование истоков китайской цивилизации, в котором было отмечено, что «... более, чем 5000-летняя истории развития китайской цивилизации значима для укрепления исторического самосознания всей партии и всего общества и их уверенности в китайской культуре для совместной борьбы за великое возрождение китайской нации» [6]. Обусловленный таким образом «Национальный проект по изучению истоков китайской цивилизации» успешен, но для его планомерного продвижения необходимым является комплексное исследование, основанное изучением материалов, начиная с «.археологических данных до технических средств естественных наук» [6].

Такое внимание к проблеме сохранения культурного наследия и использования его воспитывающих, преобразующих личность обучающихся

качеств объясняет усилия государства по отношению к реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, отыскания культурных памятников и введения в научный оборот первично определяемых исторических источников, свидетельствующих о традиционной китайской культуре, широкого распространения знаний о вдохновляющих произведениях китайской национальной культуры.

Поэтому предмет исследования, обусловивший данную публикацию, представлен особенностями моделирования воспитательного процесса будущих художников, обучающихся в китайских вузах, основанного на изучении, трансляции и сохранении традиций национальной культуры Китая, как основания для творческого роста будущих художников.

Целью публикации является определение воспитательного потенциала выразительных средств традиционного китайского изобразительного искусства и национальной художественной культуры, который обеспечивает личностные достижения студентов в процессе обучения и достижения творческого роста, как профессиональной стадии функциональной грамотности у выпускников художественного вуза.

Методология исследования, основанная системным подходом, позволяет рассматривать программные требования, определяемые нормативно-правовыми регламентами в области художественного образования Китая и особенности их интерпретации в практике выполнения студентами учебно-творческих работ, основанных на наблюдении, копировании произведений признанных мастеров с целью постижения принципов формообразования в художественном процессе и осмысления исторических источников традиции, определяющих дидактическую ценность работы.

Духовно-нравственный ценностный потенциал народной культуры, необходимость использования народных традиций и фольклора в становлении молодого поколения, гармоничного его развития изложены в трудах русских ученых: А.М. Виноградовой, М.Т. Картавцевой, Т.С. Комаровой, Л.Л. Куприяновой, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкой, В.А. Сухомлинского, А.П. Усовой. К.Д. Ушинско-го и многих других авторов. Значительный вклад в осмысление специфики вхождения в мир культуры детей и взрослых, присвоения ценностного содержания культурных текстов, влияния воспитательных традиций общества на структуру личности человека и культуру в целом внесли работы: В.В. Абраменкова, А.А. Белик, В.В. Долгов, М.С. Каган, И.С. Кон, Е.Ю. Копейкина, Э.А. Куру-ленко, Д.И. Мамычева, М.В. Минситова, Е.О. Чу-брик и др. По выражению И.С. Кона, «воспитательные обычаи общества являются не просто одной из его культурных черт, а главным условием трансмиссии и развития всех прочих элементов культуры» [6, с. 30].

Основами методологического подхода в данном случае приняты труды Н.П. Анциферова

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о характере визуализации образа в процессе историко-краеведческого обучения [1, с. 224], работы А.В. Бакушинского о роли культурного наследия в исследованиях в области художественного воспитания [2, с. 56], исследования китайских специалистов: Ван Цяна [3], Ван Цзянье [4], Цзюй Чжаочуня [10], Ян Гуана [11], Сунь Исюэ [8].

Основная часть. Студийная работа и письмо на открытом воздухе, являясь спецификой обучения будущих художников, определяют компетентностью компоненты будущего исполнительского мастерства, в свою очередь основанные как профессиональными, так и общекультурными требованиями, ориентированными на эмоциональное отображение наблюдаемого мира. Этой особенностью можно объяснить профессиональный интерес студентов художественных вузов к работе в области визуальной фиксации состояний окружающей среды и развертыванию их с целью установления ценностной сущности наблюдения. Характерная для китайской национальной художественной традиции созерцательность определила возможности как реалистического воспроизведения окружающего мира, так и постепенно сформировала жанровую практику, объясняющую становление культурного наследия Китая как платформы для национальной идентификации, учитывающей как события истории, так и состояния природы.

Такая специфика обнаруживает возможность соотнесения актуальных требований к формированию исполнительского мастерства будущих художников с «...просветительским началом изобразительной деятельности и обнаруживает механизм того, как обучающиеся, изображая какие-либо предметы, явления и пейзажи, вовлекаются в истории их возникновения и приобщаются к великому культурному наследию страны» [5].

Следовательно, комплексный характер художественного образования обнаруживается за счет демонстрации обучающимся намерений, определяемых государственными образовательными регламентами, тем самым позволяя осознавать воспитывающий характер логического и визуального начала художественного обучения, полагающего контекстное восприятие изображаемого мира.

Таким образом, понимание учебно-творческой деятельности будущих художников обнаруживает «.методологическую направленность деятельности, формирующей изобразительную грамотность, стилистическую корректность, владение выразительными средствами, сумма которых определяет образовательный продукт - качественно подготовленного выпускника, в соответствии с чем важной задачей воспитания» [5] уважения к традициям национальной культуры становится углубление знаний исторического и регионоведческого характера, определяющих способности студентов в об-5 ласти композиции.

о Учет подобной специфики в процессе форми-й рования учебно-творческих заданий определяет ° самостоятельность студентов в области выбора ав выразительных средств, поскольку позволяет им

адекватно создавать и воплощать инструментально любую творческую концепцию. Благодаря такому построению учебной работы будущих художников возникает возможность разрешения методологических задач обучения в области социальной адаптации и практической ориентированности в подготовке студентов высшей художественной школы, так как сопоставление исторических данных (истории искусств, эстетики, теории композиции и др.) и инструментальных возможностей созидания образа (при помощи изучения и копирования произведений великих мастеров в области изобразительного искусства) позволяют определять способы художественного освоения мира в процессе обучения[7].

По мере того, как сама возможность реконструкции композиционной схемы любого художественного произведения определяется на основании последовательности формирования пространственных представлений человека, становится допустимым обсуждение способов управления логикой художественной организации среды в деятельности обучающихся, что позволяет анализировать морфологию рефлексивных актов в процессе обучения будущих художников.

На этом фоне допустимым становится предположение о том, что все компоненты учебного плана образовательных программ, по которым обучаются будущие художники Китая, образуют систему, в которой постоянные компоненты представлены исторически сформированными данными - историей искусств, например, или воспроизведением художественных образцов методом копирования, но переменные - подбором выразительных средств, фиксируя которые с помощью наблюдения, студенты способны осознавать на практике закономерность развития художественного процесса на основе традиций национальной культуры.

Это нюанс обучения обнаруживает систему критериев, которые используются в его процессе для результативности осмысления закономерностей развития мирового искусства, в котором национальные традиции Китая очевидны. И, по мере того, как на каждом изучаемом этапе и отрезке данных, свидетельствующих о преобразованиях во многонациональной культуре Китая, традиции которого определили значительную часть мирового художественного процесса, обнаруживаются примеры использования выразительных средств, определяемых неповторимостью, сформированной в силу комплексного воздействия причин объективного характера (природа, климат, ландшафт, экономика, история, политика, религия, и др.). В результате у студентов начнется осознание деталей, которые можно интерпретировать как дидактические единицы предметного цикла учебных дисциплин, постепенно складывающихся в сумму, обеспечивающую исполнительское мастерство художника.

Таким образом становится возможной интерпретация художественных образов и событий, как осознаваемых студентами исторически опреде-

ляемых действий соотечественников, воссоздаваемых на уровне визуализации процесса преобразования традиций национальной культуры, что в свою очередь и определит результативность воспитательной работы и ценность культурного наследия, трансляция которого определяет обучение и творческое развитие студентов, стремящихся стать художниками.

Приводя примеры того, как реализуется система воспитания у студентов уважительного отношения к традициям национальной культуры Китая, следует отметить, что «.среда, в которой растет и развивается будущий зрелый гражданин, должна быть наполнена элементами национального фольклора, народными сказками, стихами, песнями, а также идиомами, . пословицами, поговорками, народными праздничными церемониями» [3, с. 52], и показать, как в «Культурно-образовательном центре изучения, сохранения и популяризации национального искусства Китая» осуществляется моделирование воспитательной работы со студентами, обучающимися Далянь-ском колледже искусств.

В течение всего обучения, традиционно представленного двухлетними ступенями (два года -первая, базовая ступень в бакалавриате, затем два года - профессиональная ступень обучения в бакалавриате и впоследствии - два года - творческая ступень обучения в магистратуре, оттачивающая профессиональное мастерство) [10, 11] студенты исследуют культурное наследие страны, приобщаясь к традициям многонационального китайского государства, обращаясь к народному и традиционному искусству. Результативность работы данного центра, деятельность которого сопоставима с работой российской системы дополнительного образования, свидетельствует о правомерности педагогического моделирования воспитательной работы, окрашивающей личностные преобразования обучающихся, что и определяет качественных рост их учебных и творческих достижений.

Российские исследователи подчеркивают правомерность моделирования воспитательной работы с будущими художниками на основании интерпретации культурного наследия, свидетельствуя, что «.патриотизм современного человека, как интегральное качество личности, в котором сфокусированы ее субъективные положительные отношения к людям, к обществу, природе, труду, и самое главное, к своей Родине, в своей структуре содержит такие компоненты, как: потребностно-мотивационный; мировоззренческий; интеллектуально-эмоциональный; деятель-ностный», - что и определяет становление национальной идентификации, самосознания гражданина [9, с. 177].

В рамках деятельности Даляньского Центра сформировалось музейное пространство, рассчитанное на реализацию экспозиционной деятельности, показ коллекций, популяризирующий национальное искусство. Работы в области реставрации

и реконструкции объектов традиционного искусства стали предметом всеобщего внимания ценителей традиционного искусства. В учебном музее проводятся выставочные проекты, привлекающие всех желающих участвовать в мастер-классах, демонстрирующих возможности изучения национальных ремесел и искусств массовому зрителю. В настоящее время Министерство культуры Китая активно использует внутренние ресурсы университетов с целью реализации образовательных программ, свидетельствующих о необходимости изучения и сохранения нематериального культурного наследия страны [3, с. 47].

Деятельность Центра охватывает все слои населения, начиная со школьного возраста, поскольку этот уровень образования представляет собой максимально удобный способ популяризации и распространения национальных культурных традиций среди населения, поскольку акцент делается на мотивацию изучения различных видов традиционного искусства, для того, чтобы любой человек смог получить представление о них и на личном опыте попытаться оценить их культурную значимость.

Внедрение подобных образовательных программ, создаваемых профессиональными исследователями в области культурного наследия, педагогики и т.п. обогащает обучение граждан вне традиционных рамок школы, колледжа или вуза, поскольку способно обогащать воображение обучающихся и привлекать внимание населения к народному и традиционному искусству, прославившим Китай во всем мире.

Занятия в Центре проводятся круглогодично и особую роль в них представляют сезонные интенсивы, реализуемые во время каникул школьников, поскольку школьную молодежь и студентов привлекают практико-ориентированные курсы, знакомящие с традиционным искусством, например национальной культурой цзяньчжи - традиционных благопожелательных орнаментальных мотивов, создаваемых в технике бумажной вырезки [6]. Занятия такого рода собирают большие классы, поскольку знакомят как с историей, так и подробностями искусства, зародившегося еще в древности и потому оцениваемого как исторический источник национальной культуры [4, с. 21;6], и формируют предметно-манипулятивные умения на основании простых приемов обучения у детей младшего возраста.

Поскольку деятельность Центра определяется на основании программ сохранения традиций национальной культуры Китая, постольку применение актуальных технологий коммуникации, в том числе и цифровой, обогащает традиционные способы сбора и хранения данных. Учитывая, что традиционные формы передачи информации, так как, например, фотография, рисунок, видео, дневниковые записи постепенно преобразуются с помощью цифровых технологий, они взаимодействуют между собой и позволяют создание интегрированных платформ обмена информацией, что в свою оче-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см со

редь вносит вклад в изучение, сохранение и трансляцию традиций национальной культуры Китая.

Образовательная программа «Продуктивное сохранение культуры» [3, с. 50], реализуемая Центром как подобие ремесленных мастерских, позволяет обучающимся под руководством признанных художников-педагогов изучать культурное наследие и создавать копии отдельных произведений искусства, основываясь на традиционных технологиях и транслируя ремесленную преемственность, что отчасти и объясняет постепенное введение инновационных художественных и педагогических технологий в практику обучения.

Заключение. Таким образом, можно свидетельствовать, что воспитывающая сила национальных культурных традиций, будучи оберегаемой и транслируемой с помощью образовательных программ, позволяет сохранять для последующих поколений свои особенности, способные вписать традиционные ремесленные и художественные практики в современную культуру.

Благодаря данной работе Китай, утверждающий одним из приоритетов развития страны сохранение нематериального культурного наследия, является своеобразным образцом результативной организации воспитательной работы с населением, целью которой является как поддержка традиционных ремесел, так и всемерная забота о национальных ценностях культуры, вне которых поддержка патриотического единения начиная со школьной и студенческой молодежи представить невозможно.

Литература

1. Анциферов, Н.П. Город как выразитель сменяющихся культур: Картины и характеристики. -Л., 1926. - 224 с.

2. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. - М., 1925. - С. 56.

3. Ван Цян. Профессиональная подготовка студентов художественных специальностей по академическому рисунку // Вестник Витебского гос. ун-та. - 2007. - № 3. - С. 4752. - URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_21450980_88426949.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

4. Вань Цзянье. Способы сохранения традиционного искусства «цзяньчжи» из Цзиньчжоу в современном Китае // Человек и культура. -2022. - № 2. - С. 21-29. DOI: 10.25136/24098744.2022.2.37876 URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=37876 (дата обращения: 01.08.2022).

5. Дьячкова, Л.Г., Карев, Б.А. Образовательная ценность и смысл пленэра // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-tsennost-i-smysl-plenera (дата обращения: 01.08.2022).

6. Кон, И.С. Бить или не бить? / И.С. Кон. - М.: Время, 2012. 448 с.

7. Си Цзиньпин призвал к дальнейшему углубленному изучению китайской цивилизации / URL: /http://russian.china.org.cn/china/txt/2022-05/28/content_78242259.htm (дата обращения: 01.08.2022)

8. Сунь Исюэ. Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая [Текст] / Сунь Исюэ: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011.

9. Чекунов, Е.В. Педагогические условия патриотического воспитания студентов вузов в условиях гуманизации образования[Текст] / Че-кунов Е.В.: дисс... на соиск. канд. пед. наук 13.00.01. - Ставрополь, СКГТУ,- 2006,- 177с.

10. Цзюй Чжаочунь. Дидактические основы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 1. - URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_21450980_88426949.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

11. Ян Гуан. Из истории развития художественного образования и традиционной живописи Китая // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/iz-istorii-razvitiya-hudozhestvennogo-obrazovaniya-i-traditsionno (дата обращения: 01.08.2022)

THE ROLE OF NATIONAL CULTURAL TRADITIONS IN THE PROCESS OF FORMATION OF FUTURE ARTISTS IN CHINA HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Li Dongsheng, Martynova N.V.

Pacific State University

The publication is devoted to the problem of preserving the traditions of China's national culture, which are evaluated as a strategically important tool for educational work with students in the country's art universities. The need to develop a sense of patriotism that ensures the unity of the educational, civil, cultural community of the multinational Chinese state determines tactical measures that model both educational programs in Chinese art universities and, in general, individual regional centers whose activities include the preservation, development and popularization of the country's national cultural heritage. On the example of the work of the "Cultural and Educational Center for the Study, Preservation and Popularization of the National Art of China" at the Dalian College of Arts, the author of the publication gives examples of the effective implementation of the program of educational work with students, ensuring their personal and professional and creative growth.

Keywords: patriotism, cultural heritage, national traditions, art, China, Dalian, upbringing, education, development, identification, performance skills.

References

1. Antsiferov, N.P. The City as an Expression of Changing Cultures: Pictures and Characteristics. - L., 1926. 224 p.

2. Bakushinsky, A.V. Artistic creativity and education. Experience of research on the material of spatial arts. - M., 1925.

3. Wang Qiang. Vocational training of students of art specialties in academic drawing // Bulletin of the Vitebsk State University. university - 2007. - No. 3. - S. 47-52. - URL: https://www.elibrary.

ru/download/elibrary_21450980_88426949.pdf (date of access: 08/01/2022).

4. Wan Jianye. Ways to Preserve Traditional Jianzhi Art from Jin-zhou in Modern China // Man and Culture. - 2022. - No. 2. -P. 21-29. DOI: 10.25136/2409-8744.2022.2.37876 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37876 (accessed 08/01/2022).

5. Dyachkova, L.G., Karev, B.A. Educational value and meaning of the plein air // Theory and practice of social development. 2015. No. 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-tsennost-i-smysl-plenera (date of access: 08/01/2022).

6. Kon, I.S. To hit or not to hit? / I.S. Kon. - M.: Vremya, 2012. 448 p.

7. Xi Jinping called for further in-depth study of Chinese civilization / URL: / http://russian.china.org.cn/china/txt/2022-05/28/ content_78242259.htm

8. Sun Yixue. Interactive learning technologies as a means of improving the professional and pedagogical training of school

teachers of fine arts in Chinese universities [Text] / Sun Yixue: author. dis. ... cand. ped. Sciences. - M., 2011.

9. Chekunov, E.V. Pedagogical conditions for the patriotic education of university students in the context of the humanization of education [Text] / Chekunov E.V.: diss ... for the competition. cand. ped. Sciences 13.00.01. - Stavropol, NKGTU,- 2006,-177p.

10. Ju Zhaochun. Didactic foundations of teaching fine arts in the system of higher artistic and pedagogical education in Russia and China // Modern problems of science and education. -2014. - No. 1. - URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_21450980_88426949.pdf (date of access: 08/01/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Yang Guang. From the history of the development of art education and traditional painting in China // Theory and practice of social development. 2013. No. 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/iz-istorii-razvitiya-hudozhestvennogo-obrazovaniya-i-traditsionno (date of access: 08/01/2022) y-(date ofaccess: 08/01/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.