Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная культура / программа обучения масляной живописи / система обучения / художественное творчество. / традиционная культура / программа обучения масляной живописи / система обучения / художественное творчество.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Юй

если учесть, что вернувшийся из-за рубежа Чжоу Сян основал в 1911 году первую в Китае художественную школу, то развитие системы обучения искусству масляной живописи в стране насчитывает более ста лет. На примере системы обучения масляной живописи в высших учебных заведениях Китая в данной статье анализируется процесс интеграции и развития китайского художественного образования и западной живописи, исследуется путь реформирования системы обучения масляной живописи, рассматриваются вопросы интеграции традиционной культуры в образовательные программы, подготовки высококлассных специалистов в области масляной живописи, интегрированной с китайской традиционной культурой, а также создания картин в духе традиционной культуры. Целью данного исследования является поиск новых путей реформирования системы преподавания живописи в вузах Китая и формирование соответствующей теоретической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEF ANALYSIS ON THE FORMATION OF CHINESE FINE ART EDUCATION SYSTEM AND INTEGRATION OF CHINESE TRADITIONAL CULTURES

if calculating from the time when the returned studying-abroad student Zhou Xiang created the Chinese first fine art school in 1911, the development of oil painting art teaching in China has had a history of more than 100 years. This paper takes the oil painting teaching of Chinese colleges and universities as an example, analyzes the integration and development course of Chinese fine art education and western painting, explores the ways of oil painting teaching reform, integrates the traditional cultures into course teaching, cultivates the oil painting creation talents with Chinese traditional culture connotation, and creates the oil painting works with traditional culture spirits. This paper aims to provide new ways and references for fine art teaching reform of colleges and universities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Ван Юй

Email: [email protected]

Ван Юй - кандидат искусствоведения, преподаватель, институт искусств

Чжэцзянский финансово-экономический университет, г. Ханчжоу, Китайская Народная Республика

Аннотация: если учесть, что вернувшийся из-за рубежа Чжоу Сян основал в 1911 году первую в Китае художественную школу, то развитие системы обучения искусству масляной живописи в стране насчитывает более ста лет. На примере системы обучения масляной живописи в высших учебных заведениях Китая в данной статье анализируется процесс интеграции и развития китайского художественного образования и западной живописи, исследуется путь реформирования системы обучения масляной живописи, рассматриваются вопросы интеграции традиционной культуры в образовательные программы, подготовки высококлассных специалистов в области масляной живописи, интегрированной с китайской традиционной культурой, а также создания картин в духе традиционной культуры. Целью данного исследования является поиск новых путей реформирования системы преподавания живописи в вузах Китая и формирование соответствующей теоретической базы. Ключевые слова: традиционная культура, программа обучения масляной живописи, система обучения, художественное творчество.

BRIEF ANALYSIS ON THE FORMATION OF CHINESE FINE ART EDUCATION SYSTEM AND INTEGRATION OF CHINESE TRADITIONAL CULTURES

Wang Yu

Wang Yu - Oandidate of art History, Lecturer; COLLEGE OF ARTS

ZHEJIANG UNIVERSITY OF FINANCE-ECONOMICS, HANGZHOU, REPUBLIC OF CHINA

Abstract : if calculating from the time when the returned studying-abroad student Zhou Xiang created the Chinese firstfine art school in 1911, the development of oil painting art teaching in China has had a history of more than 100 years. This paper takes the oil painting teaching of Chinese colleges and universities as an example, analyzes the integration and development course of Chinese fine art education and western painting, explores the ways of oil painting teaching reform, integrates the traditional cultures into course teaching, cultivates the oil painting creation talents with Chinese traditional culture connotation, and creates the oil painting works with traditional culture spirits. This paper aims to provide new ways and references for fine art teaching reform of colleges and universities.

Keywords: traditional cultures, oil painting course, teaching system, art creation.

Высшие учебные заведения находятся на переднем фланге исследований преподавания и творческой деятельности в области масляной живописи, в связи с чем внедрение и использование в процессе обучения лучших достижений традиционной культуры Китая является неизбежным требованием развития данного искусства и системы высшего обучения масляной живописи. Внедрение и использование элементов традиционной культуры в программах обучения масляной технике является актуальным для системы высшего художественного образования вопросом, требующим решения. Данный вопрос будет проанализирован в статье с точки зрения двух аспектов.

Взаимопроникновение западной живописи в систему художественного образования Китая и пути его развития

В начале XVII века благодаря итальянским иезуитам-миссионерам Джузеппе Кастильоне и Пань Тинчжану, французскому миссионеру Ван Чжичэну и другим придворным художникам в императорский дворец стали проникать техники западной масляной живописи. Привезя в страну многочисленные картины, эти художники познакомили Китай с уникальной формой западной живописи. Наряду с этим миссионеры непрерывно исследовали сущность китайской национальной живописи, интегрируя средства масляной живописи с техниками гохуа, создавая таким образом совершенной новые живописные произведения. Кроме того, содержание работ придворных мастеров соответствовало эстетическим представлениям китайского народа. С точки зрения техники исполнения для них были характерны черты европейской живописи, заключавшиеся в применении светотеневых контрастов и законов перспективного построения, в тщательной и тонкой прорисовке штрихов, детальной передаче фактуры цветов и оперения птиц. В своих работах миссионеры воплощали совершенно новый художественный стиль, отличный от традиционной китайской живописи.

В условиях социальных потрясений и иностранной интервенции в последние годы правления Цинской династии художественный язык масляной живописи не получил широкого распространения и развития, тем не менее реалистичный стиль, яркие и выразительные образы людей и животных добились признания среди представителей императорской семьи и аристократии. Это стало первым прецедентом интеграции китайской и западной живописи.

Масляная живопись как западая техника, укоренившись в Китае, тем не менее была отодвинута на дальний план китайской традиционной культуры.

В период с конца XIX до начала XX века многие молодые исследователи отправлялись в Великобританию, Францию, Японию и другие страны обучаться масляной живописи. Возвращаясь на Родину, они привозили с собой передовые зарубежные методы обучения и идеи, повсеместно открывали учебные заведения и ассоциации с целью преподавания и занятия творчеством, а также распространения авторских художественных идей и техник. Например, в 1911 году Чжоу Сян основал в Шанхае первую Школу китайского и западного искусства, а также открыл учебные курсы по декоративной живописи для обучения западным живописным техникам. Все это положило начало внедрению в Китай методик западного художественного образования. В 1912 году под руководством Лю Хайсу в Китае было открыто первое частное учебное заведение - Шанхайское высшее специальное училище изобразительных искусств, где впервые была введена практика рисования с натуры моделей; в 1919 году Цай Юаньпэй выступил с предложением основать первую государственную художественную школу - Пекинскую художественную школу; в 1927 году в Центральном университете были учреждены образовательные дисциплины по искусству; в 1928 году в Ханчжоу основана первая Государственная академия искусств с университетской системой обучения. Западная концепция художественного образования и китайская традиционная система обучения искусству слились в Китае в уникальном симбиозе.

Некогда обучавшийся во Франции Сюй Бэйхун внес большой вклад в возрождение отрасли китайского художественного образования. Он выступал за исследование концепций западной реалистической живописи, подчеркивал важность академического рисунка, занимался глубинным изучением китайской системы художественного образования. Им были открыты кафедры китайской национальной живописи, масляной живописи, гравюры, истории и теории искусств и т.д., художник также включил обучение техникам академического рисунка и рисования с натуры в обязательный план практических занятий. Работы Сюй Бэйхуна вобрали в себя квинтэссенцию европейской классической живописи, а реалистическая тематика творчества соответствовала социальному фону того времени, вследствие чего педагогические идеи нашли в них полное воплощение. По сей день крупнейшие художественные учебные заведения Китая по-прежнему придерживаются данной модели обучения.

Академическая живопись - это стандартизированная, научная, рациональная и строгая форма художественного выражения, которая обеспечивает идеальное сочетание содержания и формы; сущность академической живописи -гуманистический дух, являющийся незаменимой духовной опорой для художественного творчества и высшего художественного образования. Она акцентирует внимание на природе человека и ценности самой жизни. Это играет роль «двигателя» цивилизационных процессов в обществе [1]. Гуманистический дух представляет собой важную проблему, достойную внимания каждого китайского художника и педагога художественного образования.

К Сюй Бэйхуну пришло глубокое осознание того, что для повышения уровня современного художественного творчества и системы высшего художественного образования необходимо обратиться к традиционной академической живописи и, лишь черпая из нее необходимую силу, китайскому искусству возможно занять независимую позицию на мировой арене. Классический характер академической живописи заложил твердый фундамент для развития в стране искусства и системы высшего художественного образования, сыграл важную роль в повышении уровня художественного творчества и качества преподавания. С 1950-х годов начался процесс слияния предложенной Сюй Бэйхуном методики художественного обучения с академической педагогической системой П.П. Чистякова, что привело к формированию единой для художественных учебных заведений Китая системы обучения. В китайском художественном образовании произошел всплеск академического преподавания.

После возвращения в Китай Линь Фэнмянь, учившийся во Франции, стал первым ректором китайской Национальной академии искусств. Он воспитал целую плеяду художников, среди которых Ли Кэжань, У Гуаньчжун, Ай Цин и другие. Линь Фэнмянь выступал за то, что искусство должно следовать внутреннему миру человека, воплощать природные пейзажи, ставить на первое место эстетические взгляды художника, играть роль руководящей человеческим духом силы, оказывать конструктивное воздействие и направлять людей на поиски красоты в повседневной жизни. Его творчество - это воплощение единства формы и содержания, симбиоз отдельной личности и целой нации. Наиболее репрезентативными произведениями Линь Фэнмяня являются картины «Ясная весна», «Берег реки», «Портрет красавицы» и другие.

Линь Фэнмянь проделал колоссальную работу по изучению китайской и западной живописи с момента зарождения вплоть до последующего развития. Кроме того, он занимался исследованием вопроса совмещения достоинств и эстетики масляной и китайской живописи. Применение метода фокусной перспективы для передачи пространства, использование контрастов холодного и теплого, светотени для передачи объема, - все это свидетельство научного, тщательно выверенного подхода западной живописи. Суть традиционной китайской живописи в свою очередь состоит в отражении пространственно-плановой структуры картины посредством рассеянной перспективы, использовании метода увеличения изображаемых объектов по мере их удаления от переднего плана. Гохуа находится вне времени и пространства и не ограничена строгими правилами. Каждая из живописных техник имеет преимущества, однако для того, чтобы достичь художественного возрождения Китая, необходимо, с одной стороны, перенять западные методы живописи, а с другой - выделить и извлечь сущность китайской живописи, объединив их в единое целое.

Что касается организации учебных дисциплин, Линь Фэнмянь объединил западную и китайскую живопись в рамках единой кафедры живописи. Он считал, что в процессе возрождения национальной живописи нельзя игнорировать значение западного искусства, равно как невозможно отказаться от достижений тысячелетней

китайской традиционной живописи. Обладающий дальновидным умом Линь Фэнмянь осмелился объединить местную и зарубежную культуры, создав модель обучения, вобравшую в себя элементы китайской и западной живописи. Это стало свидетельством диверсификации образовательной концепции Линь Фэнмяня.

Пань Тяньшоу - выдающийся деятель искусства, стоявший на страже национальных традиций. Китайское общество, оказавшись перед лицом превосходства западной политики, экономики, науки и техники, утратило доверие к национальной культуре и продемонстрировало тенденции к тотальной вестернизации. Пань Тяньшоу не отвергал историю и культуру китайской нации, но предложил провести глубокое исследование традиционной культуры и искусства. Чтобы сохранить уникальность и специфику древнего искусства живописи, он выдвинул предложение о том, что «китайская и западная живопись должны быть разделены». Он полагал, что основа китайского искусства лежит в философии, а основа западного - в науке. Однако Пан Тяньшоу не был консерватором. Столкнувшись с наплывом иностранной культуры, он предположил, что, должным образом воспринять суть западной живописи возможно лишь в единстве с традиционной живописью. Художник выстроил линию обороны для защиты традиций китайской живописи.

Пань Тяньшоу поместил китайскую и западную живопись в один ряд, предположив, что они должны сохранить собственное художественное своеобразие ввиду различий культурных традиций и форм выражения. Он полагал, что, уважая национальные традиции, возможно привнести в китайское искусство достижения выдающейся иностранной культуры.

Китайский художник Сюй Бэйхун был ярым приверженцем искусства западного классического реализма, Линь Фэнмянь выдвигал самые разные образовательные идеи, а Пань Тяньшоу выступал за защиту традиционной культуры. Живописный язык и идеи этих трех художников в некоторой степени отличались, однако ими был проведен всесторонний рациональный анализ методик преподавания западной академической живописи и реалистического стиля, выделены и отобраны лучшие составляющие. Эти мастера усовершенствовали систему художественного образования Китая, заложив теоретическую и практическую основу для интеграции и развития китайского художественного образования и западной живописи.

Анализ путей реформирования программ обучения масляной живописи

Поиск и вычленение элементов традиционной культуры

В контексте существующего в современном мире многообразия и плюрализма рассматриваются важные этапы развития системы художественного образования высших учебных заведений Китая, осуществляется комплексный разбор и наследование образовательных идеи предшественников, основанных на традиционной культуре, для представления их в новом контексте, построения современной системы художественного образования с традиционной культурной составляющей.

Китайская традиционная культура - это неисчерпаемая сокровищница ресурсов со значительным многообразием элементов, затрагивающих политику, мышление, дух, жизнь, веру и другие области, включающая в себя оперу, живопись, вырезки из бумаги, одежду и украшения, культуру питания, керамику, фестивали, этику, мораль и т.д. Данные культурные категории могут стать источником вдохновения и открыть новые перспективы в области преподавания масляной живописи. Ученые предпринимают попытки выявления и вычленения элементов традиционной культуры: так, в преподавательской практике элементы традиционной китайской культуры интегрируются в программу аудиторных занятий в сочетании с традиционными народными обычаями, историей, нематериальным культурным наследием с присущими ему региональными особенностями. Для специальной подготовки в вузах используются природные и культурные ресурсы местных художественных вузов и родных мест учащихся. Например, внедряются символы пустыни Гоби на северо-западе Китая, привносится национальный колорит провинций Юньнань и Гуйчжоу, изображаются мостики в туманном дожде Цзяннаня, белые горы и черные реки на северо-востоке стране и многие другие элементы региональной культуры[2]. В педагогической практике уделяется пристальное внимание тщательному анализу, систематизации, заимствованию и преобразованию китайской традиционной эстетики, гуманистической мысли, художественных принципов и классических произведений. Осуществляется вычленение формы, текстуры, символики, декоративной отделки элементов традиционной культуры, проводится структурная реорганизация их семантики.

В эстетическом смысле гуманистический характер китайской традиционной культуры отличается своей глубиной, многогранностью и всеохватностью. В процессе укоренения западного искусства масляной живописи в Китае, внедрения в национальный характер, эстетику и эмоции китайского народа большое практическое значение имела интеграция национального искусства с западной масляной живописью, а также изучение модели обучения масляной живописи в духе эпохи и традиционной культуры.

Масляная живопись, творческим субъектом которой являются студенты

Реализация концепции «воспитания высокоморальных людей» имеет сегодня большое значение. Необходимо приучать студентов обращать внимание на острые социальные проблемы общества, актуальные вопросы современности, направления государственной политики и многие другие темы. В процессе педагогической деятельности, руководствуясь социальной этикой новой эпохи, следует формировать у студентов правильные взгляды на жизнь и нравственные ценности, развивать в них стремление к истине, добру и красоте, посредством искусства показывать важность теплых человеческих взаимоотношений в современном обществе. Элементы традиционной культуры могут быть материализованы и воплощены в форме художественного выражения, способны наполнить произведения блеском китайской этической мысли.

Существует целый ряд классических произведений традиционной китайской живописи прошлых династий, из которых студенты могут заимствовать разнообразные элементы и объединять их друг с другом. Студенты должны переосмыслять наследие предшественников и реструктуризировать его с учетом современных культурных тенденций, таких как экологическое сознание и охрана окружающей среды, а также с учетом культурного ландшафта жизни современного общества. Они могут воплотить в творчестве внутренний дух «единства неба и человека» и «учения о природе дао», таким образом достигнуть интеграции духа китайской эстетики с идеологией западной культуры.

На практике учащиеся знакомятся с ключевыми элементами выстраивания художественной концепции в китайской национальной живописи, включающими в себя композицию, цветовую гамму, принципы формообразования, линии, штрихи, фактуру и т.д. Стоит отметить, что это не просто процесс копирования, поскольку через поверхностный слой изображения воспринимается внутренняя художественная концепция произведения, живописные техники и приемы, тем самым наполняя масляную живопись идейным содержанием и силой воздействия [3]. Осуществляются попытки интеграции техник и приемов китайской живописи в произведения масляной живописи. Эстетика китайской живописи подчеркивает «дух, жизненную силу, созвучие и смысл». Используются присущие для китайской живописи техники работы кистью - «контурная штриховка гоу, штриховка косо поставленной кистью цунь, растушевка ца, окраска жань, точечная техника дянь», а также приемы работы тушью - «сухая тушь, густая тушь, тяжелая тушь, бледная тушь и светлая тушь» и другие методы выражения.

В процессе создания произведения китайской масляной живописи необходимо опираться на субъективные эмоции, а также внедрять элементы национальной живописи. Стоит взглянуть на работы современных китайских мастеров масляной живописи, например, «Поиск» Цзинь Шанъи, «Облик Сюньяна» Чэн Ифэя, «Ожидание», «Письмо домой» Ван Идуна и другие. Эти картины в полной мере впитали в себя суть превосходной традиционной культуры, в них использованы техники и приемы изображения классической красоты, что позволяет выразить изысканность искусства, обратить внимание на человеческую природу и таящие в себе скрытый смысл элементы традиционной культуры, а также интегрировать их в произведения масляной живописи. В ходе интерпретации китайской масляной живописи, с одной стороны, необходимо дать студентам осознать всеобъемлющий характер масляной техники, то есть усвоить и перенять суть западного масляного искусства, чтобы в дальнейшем заложить прочную основу для китайского искусства масляной живописи, при этом не утратить ее специфики. С другой стороны, большое значение имеет анализ процессов преемственности и новаторства в китайской масляной живописи по отношению к духовной сущности традиционной культуры, следует обращать должное внимание на жизненное состояние и эмоциональные потребности китайского народа, знакомить студентов с национальными особенностями, формировать у них почтительное отношение к многообразию культур. Заключение

Глубокая традиционная культура Китая даже со сменой эпох по-прежнему остается вне времени. С тех пор, как масляная техника проникла в поле зрения китайского народа, эта традиционная форма западного искусства стала прочно укореняться на восточной земле и продолжила стремительно развиваться, опираясь на традиции и сущность национальной художественной культуры. На современной мировой арене национальное искусство - это мировое искусство, и подъем национального искусства означает многогранность и разнообразие мирового.

Искусство масляной живописи, первоначально зародившееся на Западе, благодаря изучению и использованию традиционной китайской культуры в сочетании с осуществляемой китайскими мастерами работой по совершенствованию и обновлению методик преподавания масляной живописи, постоянно интегрирует элементы традиционной китайской культуры в процесс обучения творчеству масляной живописи, благодаря чему рождаются картины с ярко выраженными региональными особенностями, воплощающие чувство принадлежности к нации и эстетические познания, обогащающие и совершенствующие национальные формы искусства.

Список литературы /References

1 [J]. 2018 (11) :233-236. Сюй Дуншэн. Креативный подход к интеграции превосходной традиционной культуры в систему обучения масляной живописи высших учебных заведений // Гуансийские общественные науки, 2018. № 11. С. 233-236.

2 2016 (1): 142-144. Чжан Хунвэй. Практическое значение традиционной культуры и региональных элементов в преподавании масляной живописи // Исследования в области художественного образования, 2016. №1. С. 142-144.

3 тхштжшш^ык^тй-хштш^ши]. 201811т.114-115.ян хайфэн.

О внедрении и использовании традиционной культуры в обучении по специальности масляная живопись в непрофильных учебных заведениях // Театральный дом, 2018. № 17. С. 174-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.